Счет 501 93 активный или пассивный
Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?
Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.
Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.
До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.
Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.
Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).
Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».
Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.
Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?
На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:
При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.
Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?
Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.
Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.
Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?
Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.
Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:
- на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
- по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
- по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).
В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.
Вопрос 4. Как определить сумму резерва?
Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.
Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:
ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,
ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;
Ч – среднесписочная численность сотрудников;
N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).
Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:
ФОТ / 31 день х n,
n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.
Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?
В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).
Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).
Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?
Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.
Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов
Счет 50
Нa счете 50 «Долгосрочные ссуды» вeдется учет расчeтов по долгосрочным ссудам банков и другим привлeченным заемным срeдствам у других лиц, нe являющимся текущим обязательством.
По крeдиту счета 50 «Долгосрочные ссуды» отражаются суммы получeнных долгосрочных ссуд, а такжe перевод краткосрочных (отсрочeнных), по дебету — погашениe задолженности по ним и пeревод в тeкущую задолженность по долгосрочным обязатeльствам.
Дополнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»
Счет 50 имеет следующие субсчeта:
501 «Долгосрочныe кредиты банков в национальной валютe» [смотрите Учет кредитов];
502 «Долгосрочныe кредиты банков в иностранной валютe» [читайте дополнительно Учет валютного кредита];
503 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в национальной валютe»;
504 «Отсрочeнные долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;
505 «Прочиe долгосрочные ссуды в национальной валютe»;
506 «Прочиe долгосрочные ссуды в иностранной валютe».
На субсчeтах 501, 502 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности банкам за прeдоставленный кредит соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.
На субсчeтах 503, 504 отражаются суммы отсрочeнной задолженности банкам за крeдит, срок погашения которого отсрочeн, соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.
Смотрите также сборники:
Бухгалтерский учет,
Бухгалтерские проводки,
Бухгалтерский баланс.
На субсчeтах 505, 506 отражаются суммы долгосрочной задолжeнности по обязатeльству по привлeчeнию заемных средств (кромe кредитов банков) соотвeтственно в национальной и иностранной валютах.
Аналитичeский учет ведется по заимодатeлям (банкам) в разрeзе каждого кредита (займа) отдeльно и срокам погашeния крeдита (займов) [см. Аналитические счета, аналитический учет].
Счет 50 «Долгосрочные ссуды» коррeспондируeт
по дeбету с кредитом счeтов:
34 «Краткосрочныe векселя получeнные» [дополнительно — Учет расчетов векселями]
36 «Расчeты с покупателями и заказчиками»
37 «Расчeты с разными дeбиторами»
48 «Цeлевое финансирование и целевыe поступлeния»
52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»
55 «Прочиe долгосрочныe обязатeльства»
61 «Тeкущая задолженность по долгосрочным обязатeльствам»
68 «Расчeты по прочим опeрациям»
71 «Прочий опeрационный доход»
73 «Прочиe финансовыe доходы»
по крeдиту с дeбeтом счeтов:
14 «Долгосрочныe финансовыe инвeстиции»
35 «Тeкущие финансовые инвeстиции»
37 «Расчeты с разными дeбиторами»
48 «Цeлевое финансирование и целевые поступления»
51 «Долгосрочныe векселя выданные»
52 «Долгосрочныe обязательства по облигациям»
53 «Долгосрочныe обязательства по арeнде»
61 «Текущая задолжeнность по долгосрочным обязатeльствам»
62 «Краткосрочныe векселя выданные»
63 «Расчeты с поставщиками и подрядчиками»
64 «Расчeты по налогам и платeжам» [дополнительно смотрите Учет налогов]
65 «Расчeты по страхованию»
68 «Расчeты по прочим опeрациям»
84 «Прочиe операционныe расходы»
92 «Административные расходы» [смотрите Административные расходы (проводки)]
93 «Расходы на сбыт» [смотрите Расходы на сбыт (проводки)]
94 «Прочиe расходы операционной деятельноcти»
Ещe страницы по темe Счет 50 (501, 502, 503, 504, 505, 506, долгосрочные ссуды):
«Отпускной» резерв: порядок формирования и использования
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Формировать резерв на оплату отпусков должны все без исключения учреждения, независимо от источника финансового обеспечения данных выплат. Делается это в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. О том, как рассчитать резерв отпусков и отразить в учете его создание и использование, поговорим далее.
Способы определения величины «отпускного» резерва
Порядок формирования резерва на оплату отпусков (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 302.1 Инструкции № 157н).
Для расчета «отпускного» резерва можно использовать рекомендации Минфина, приведенные в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 (далее – Письмо № 02-07-07/28998). В нем предлагается оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время определять на последний день расчетного периода (месяца, квартала, года) исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.
При этом формировать резерв следует отдельно по обязательствам:
на оплату отпусков работникам за фактически отработанное ими время;
на уплату начисленных с отпускных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В письме также приведены следующие методики определения резерва на оплату отпусков и страховых взносов.
Методика 1.
Расчет производится персонифицированно (индивидуально) по каждому сотруднику:
Резерв отп. = К x ЗП;
Резерв стр. взн. = К x ЗП x С, где:
К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату вычисления резерва;
С – ставка страховых взносов (здесь и далее).
Методика 2.
Расчет производится по учреждению в целом:
Резерв отп. = К x ЗПср;
Резерв стр. взн. = К x ЗПср x С, где:
К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.
Методика 3.
Расчет осуществляется по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):
Резерв отп. = К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3;
Резерв стр. взн. = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С, где:
К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории сотрудников (группы персонала);
ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя зарплата, рассчитанная по каждой категории сотрудников (группе персонала).
Учетной политикой учреждения предусмотрено определение «отпускного» резерва по методике 2 на последний день каждого месяца исходя из представленных кадровой службой сведений о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату. По состоянию на 31.07.2019 общее количество не использованных работниками отпусков в целом по учреждению составляет 180 дн., среднедневная зарплата равна 850 руб.
Величина создаваемого резерва будет включать суммы:
на оплату отпусков – 153 000 руб. (180 дн. х 850 руб.);
на оплату страховых взносов, начисляемых с суммы отпускных, – 46 206 руб. (153 000 руб. х 30,2%).
Общая сумма сформированного резерва составит 199 206 руб. (153 000 + 46 206).
Учет формирования и использования резервов
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в частности по выплате отпускных сотрудникам за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
В целях отражения указанных обязательств на счетах санкционирования расходов применяется счет 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (п. 308, 309 Инструкции № 157н).
В силу положений инструкций № 162н, 174н, 183н создание резерва на оплату отпусков оформляется следующими бухгалтерскими записями:
Казенные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения
Сформирован резерв на оплату отпусков
1 401 20 211 (213)
1 109 60 211 (213)
1 401 60 211 (213)
0 401 20 211 (213)
0 109 60 211 (213)
0 401 60 211 (213)
Отражены отложенные обязательства в сумме сформированного резерва*
1 501 93 211 (213)
1 502 99 211 (213)
0 506 90 211 (213)
0 502 99 211 (213)
* Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или записью, оформленной по способу «красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва) (Письмо № 02-07-07/28998).
Расходы по оплате отпуска признаются в учете за счет суммы созданного резерва, то есть резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он изначально создавался (п. 302.1 Инструкции № 157н).
В бухгалтерском учете операции по использованию «отпускного» резерва отразятся следующими проводками:
Казенные учреждения
Бюджетные и автономные учреждения
Начислена оплата отпуска за счет резерва…
…по выплатам работникам
Счет 96 в бухгалтерском учете
Счет 96 в бухгалтерском учете
Похожие публикации
В бухгалтерском учете все предприятия, за исключением упрощенцев, должны создавать резервы расходов на будущие периоды. Для учета сумм, перечисленных на пополнение резервов, применяют счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Виды формируемых денежных запасов и способы их расчета закрепляются в учетной политике. Для налогового учета резервирование средств не является обязательным.
Счет 96 в бухгалтерском учете: общая информация
Счет резервов необходим для учета средств, отложенных на будущее, с целью обеспечения равномерного их расходования в течение отчетного периода. Например, большая часть сотрудников стремится оформить отпуск в летний период, для предприятия это большая единовременная финансовая нагрузка. Резервирование средств позволит пройти пиковые месяцы по выплате отпусков без ущерба для оборотных активов организации.
По отношению к балансовым разделам, 96 счет активный или пассивный? Он относится к пассивным. Поступление платежей в счет пополнения резерва отражается по кредиту, суммы расходов из резервов – по дебету. Аналитика ведется по каждому виду резерва отдельно. Для этого используются субсчета:
- 96.1 при формировании запаса средств на выплаты отпускникам;
- 96.2 при создании резерва средств, предназначенных для выплаты надбавки за выслугу лет;
- 96.3, касающийся проведения ремонтов и расходов на осуществление гарантийного обслуживания;
- 96.4 предусмотрен для всех прочих резервов.
Счет 96 в бухгалтерском учете при создании резерва для выплаты отпускникам предполагает включение расчетных сумм по отпускам и страховым взносам на эти выплаты. Алгоритм действий:
- Расчет общей суммы средств, необходимой для резервирования на выплату отпускных. Для этого нужны сведения о численности сотрудников, сумма продолжительности их отпусков, включая дополнительные дни, и средний заработок.
- Вычисление страховых взносов по установленным ставкам применительно к итоговому значению по размеру отпускных.
- Формирование резерва ежемесячными или ежеквартальными взносами.
При создании резерва, нацеленного на покрытие расходов по ремонту основных средств, на сч. 96 накапливается сумма в рамках фактической стоимости произведенных ремонтных услуг за последние 3 года в среднеарифметическом выражении. Если в резерв заложено средств больше, чем было необходимо, то их можно перенести на следующий год или сторнировать. При нехватке резервных активов дополнительные расходы списываются как текущие затраты.
96 счет – проводки
Проводки, подтверждающие факт создания резерва:
- Д08 – К96 свидетельствует о сформированном резерве для реализации вложений во внеоборотные активы.
- Д20, 23, 25, 26, 29 – К96 при резервировании средств для нужд производства.
- Д44 – К96 при создании запаса средств для осуществления реализационных мероприятий.
- Д84 – К96, если есть необходимость создания фонда материального поощрения сотрудников.
При расходовании средств из резервов составляются записи:
- Д96 – К28 при устранении брака за счет резервных средств.
- Д96 – К51, 52 при перечислении средств за счет резерва.
- Д96 – К69 в подтверждение факта начисления страховых взносов с суммы зарезервированных отпускных.
- Д96 – К76 при проведении ремонта основных средств усилиями сторонних организаций.
- По дебету счет 96 – К91.1 для включения в прочие доходы суммы неиспользованной части резерва.
Пример
ООО «Элеф» производит и продает товары с гарантийным сроком после продажи 12 месяцев. Аналитика отчетного периода показала, что
- 15% товара нуждаются в ремонте, стоимость которого за единицу изделия составляет 400 р.;
- 5% товара нуждаются в замене, стоимость которого за единицу изделия составляет 5200 р.
На следующий год запланирован выпуск 6000 изделий.
Пример расчета годовой суммы резерва:
(6000 х 15% х 400) + (6000 х 5% х 5200) = 1 920 000 р.
Ежемесячно в резерв надо отчислять 160 000 р. (1 920 000/12) и проводить это записью Д20, 23, 26, 44 – К96.
Счет 96 в бухгалтерском балансе
В балансе сумма резервов отражается как оценочные обязательства. Для их признания необходимо соблюдение нескольких условий:
- размер обязательств может быть оценен;
- возникновение конкретного обязательства стало следствием деятельности предприятия в прошлом;
- вероятно уменьшение экономической выгоды при выполнении обязательства.
96 счет в бухгалтерском балансе отражается в части кредитового остатка. Остаток должен быть обоснован, не допускается завышение суммы резерва. Срок исполнения обязательств должен быть менее 12 месяцев. Свое сальдо 96 счет в балансе переносит в строку 1540.
Платежный баланс Украины
Платежный баланс страны представляется как статистический отчет, в котором в систематизированном виде приведены сводные данные о внешнеэкономических операциях резидентов данной страны с нерезидентами за определенный период. При публикации платежный баланс может быть представлен в «стандартной» (иными словами, «нейтральной»), либо в «аналитической» форме.
В первом случае («стандартное представление») товары, услуги и текущие трансферты объединяются в счете текущих операций, а капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, финансовые производные, прочие инвестиции и резервные активы — в счете операций с капиталом и финансовыми инструментами. Однако, МВФ рекомендует составлять альтернативную версию платежного баланса, суть которой заключается в переклассификации и перегруппировке имеющихся сведений таким образом, чтобы по возможности отделить первичные, автономные операции от вторичных, уравновешивающих записей.
Второй вариант («аналитическое представление») предполагает выведение активного или пассивного сальдо платежного баланса, которое должно определяться как суммарный результат независимых, автономных операций текущего и капитального характера, осуществляемых резидентами и нерезидентами, и, таким образом, показывать направленность внешнеэкономической деятельности страны. Ниже представлен платежный баланс Украины в аналитической форме.
Статьи баланса | I квартал кв. |
II квартал кв. |
III квартал кв. |
IV квартал кв. |
2021 всего |
---|---|---|---|---|---|
A. Счет текущих операций | -874 | 221 | -653 | ||
Баланс товаров и услуг | -925 | 546 | -379 | ||
Баланс товаров | -1898 | -297 | -2195 | ||
Экспорт товаров | 12484 | 14972 | 27456 | ||
Импорт товаров | 14382 | 15269 | 29651 | ||
Баланс услуг | 973 | 843 | 1816 | ||
Экспорт услуг | 3803 | 4230 | 8033 | ||
Импорт услуг | 2830 | 3387 | 6217 | ||
Баланс первичных доходов | -995 | -1379 | -2374 | ||
Поступления | 3221 | 3503 | 6724 | ||
Выплаты | 4216 | 4882 | 9098 | ||
Оплата труда (баланс) | 3117 | 3389 | 6506 | ||
Поступления | 3122 | 3395 | 6517 | ||
Выплаты | 5 | 6 | 11 | ||
Доходы от инвестиций (баланс) | -4112 | -4768 | -8880 | ||
Поступления | 99 | 108 | 207 | ||
Выплаты | 4211 | 4876 | 9087 | ||
Баланс вторичных доходов | 1046 | 1054 | 2100 | ||
Поступления | 1540 | 1555 | 3095 | ||
Выплаты | 494 | 501 | 995 | ||
B. Счет операций с капиталом | 6 | 7 | 13 | ||
Чистое кредитование (+) / Чистое заимствование (-) (=A+B) | -868 | 228 | -640 | ||
C. Финансовый счет | 93 | -1040 | -947 | ||
Прямые инвестиции (сальдо) | -1458 | -1337 | -2795 | ||
Прямые инвестиции: активы | 207 | 360 | 567 | ||
Прямые инвестиции: пассивы | 1665 | 1697 | 3362 | ||
Портфельные инвестиции (сальдо) | -347 | -2171 | -2518 | ||
Портфельные инвестиции: активы | -110 | -73 | -183 | ||
Портфельные инвестиции: пассивы | 237 | 2098 | 2335 | ||
Акционерный капитал | 9 | -11 | -2 | ||
Долговые ценные бумаги | 228 | 2109 | 2337 | ||
Cектор государственного управления | 695 | 1455 | 2150 | ||
Банки | -414 | -34 | -448 | ||
Другие сектора | -53 | 688 | 635 | ||
Другие инвестиции (сальдо) | 2148 | 2901 | 5049 | ||
Другие инвестиции: активи | 2018 | 2631 | 4649 | ||
Центральный банк | 5 | -3 | 2 | ||
Банки | 564 | 1107 | 1671 | ||
Другие сектора | 1449 | 1527 | 2976 | ||
Другие инвестиции: пассивы | -130 | -270 | -400 | ||
Центральний банк | |||||
Cектор государственного управления | -454 | 415 | -39 | ||
Банки | 65 | 52 | 117 | ||
Другие сектора | 259 | -737 | -478 | ||
Долгосрочные кредиты | -141 | -178 | -319 | ||
Краткосрочные кредиты | -11 | 64 | 53 | ||
Торговые кредиты | 411 | -623 | -212 | ||
Ошибки и упущения 🙁 | 250 | 433 | 683 | ||
D. Сводный баланс (=A+B-C) | -961 | 1268 | 307 | ||
E. Резервы и связанные статьи (финансирование) | -961 | 1268 | 307 | ||
Резервные активы | -1610 | 1268 | -342 | ||
Кредиты МВФ | -649 | -649 |
- без учета оккупированных территорий (Крыма, Севастополя, части Донбасса)
- См. также: https://bank.gov.ua
Основные компоненты платежного баланса группируются по двум счетам: счету текущих операций, и счету операций с капиталом и финансовых операций. Счет текущих операций отражает движение за границу и из-за границы товаров, услуг и трансфертных платежей. Счет движения капиталов отражает движение заемных средств и финансовых активов: во-первых, отток капиталов; во-вторых, приток капиталов.
Суммирование разделов баланса, с учетом статьи «Ошибки и упущения», позволяет подвести итоговый (сводный) баланс, который может иметь либо положительное, либо отрицательное сальдо. Если итоговое сальдо положительно, то, следовательно, страна увеличивает свои требования к другим странам, и, соответственно, на такую же сумму уменьшаются ее обязательства по отношению к ним. Наоборот, если итоговое сальдо баланса отрицательное, то, следовательно, она должна увеличить свои обязательства по отношению к другим странам, с тем, чтобы покрыть дефицит платежного баланса.
В заключение приводим график сводного баланса Украины по годам. Как видим, никакой стабильности здесь нет, и не было:(