Создание юрлица путем разделения

Создание юрлица путем разделения

ГК РФ Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правила абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

Комментарии к законодательству

Общие положения о реорганизации юридического лица содержатся в ГК РФ, нормами которого предусмотрена реорганизация в форме присоединения, преобразования, слияния, выделения и разделения. В рамках данной статьи будет рассмотрена процедура реорганизации юридического лица в форме выделения.

Суть реорганизации в форме выделения заключается в том, что оно сопровождается образованием одной или больше новых организаций, но материнская компания при этом не прекращает свою деятельность. Права и обязанности к вновь образованной фирме переходят пропорционально доле имущества, которую она получила от материнской фирмы.

В ст. 57 ГК РФ указано, что реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется по решению учредителей юридического лица либо уполномоченного органа юридического лица. Кроме того, в качестве дополнительных оснований принудительной реорганизации в форме выделения указаны решение уполномоченных государственных органов и решение суда. Отдельно предусмотрены последствия неисполнения решения указанных органов, а именно назначение судом внешнего управляющего для осуществления реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Последствия выделения указаны в ст. 58 ГК РФ в виде перехода прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к каждому из выделенных юридических лиц в соответствии с разделительным балансом. Требования к данному балансу содержатся в ст. 59 ГК РФ.

В виду того, что процесс реорганизации юридического лица затрагивает непосредственно интересы кредиторов, то в ст. 60 ГК РФ предусмотрены гарантии прав последних. В частности, уведомление юридическим лицом в течение трех рабочих дней органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления соответствующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Далее юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Данные нормы установлены для того, чтобы кредиторы имели возможность предъявить требования к реорганизуемому юридическому лицу.

С учетом изложенного можно выделить следующие особенности выделения по сравнению с иными формами реорганизации:

  • не происходит прекращение деятельности юридического лица, а происходит образование нового;
  • происходит образование двух самостоятельных юридических лиц;
  • создаваемое юридическое лицо приобретает права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом в порядке сингулярного правопреемства.
  1. подготовительный – представители или органы коммерческих организаций решают вопрос о возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации с обоснованием ее проведения и доведением такой информации до всех заинтересованных лиц;
  2. принятие и оформление решения о реорганизации – уполномоченные лица выносят на общее собрание участников коммерческой организации вопрос о реорганизации в конкретной форме, решаются принципиальные вопросы реорганизации и обсуждаются условия договоров о реорганизации;
  3. организационно-технический – уполномоченные органы подготавливают разделительный баланс, разрабатывают необходимые документы;
  4. утверждение – общее собрание участников коммерческой организации утверждает необходимые документы, в том числе разделительный баланс;
  5. уведомление кредиторов и досрочное исполнение соответствующих обязательств – кредиторы реорганизуемой коммерческой организации уведомляются в установленном порядке о предстоящем изменении субъекта права и правопреемстве и реализуют свои права;
  6. регистрация – осуществляется государственная регистрация создания юридического лица, с момента которой по общему правилу коммерческая организация считается реорганизованной.

Подразделение процедуры реорганизации на этапы позволит более четко применять на практике правила о защите прав как кредиторов реорганизуемых коммерческих организаций, так и участников таких юридических лиц. Ведь в этих документах должен быть отражен перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества.

Основными документами при реорганизации являются:

  • решение компетентного органа о реорганизации (это может быть как орган управления реорганизуемого юридического лица, так и полномочный представитель собственника);
  • разделительный баланс;
  • учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы существующих юридических лиц или новая редакция таких документов;
  • акт государственной регистрации.

Законом к разделительному балансу предъявляются определенные требования. Документом, регулирующим составление разделительного баланса и содержащим рекомендации к его составлению, является Приказ № 44н Министерства финансов РФ «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» от 20.05.2003 г. (далее — Методические указания). При этом разделительный баланс включает в себя баланс реорганизованного и вновь возникших обществ.

Необходимо иметь в виду, что согласно п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49, при реорганизации компании проведение инвентаризации обязательно.

Ошибки в разделительном балансе могут повлечь отказ в государственной регистрации реорганизации юридических лиц. Судебная практика по поводу разделения обязательств в случае выделения юридического лица складывается следующим образом. Суд, ссылаясь на п. 1 ст. 57, п.4 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, пришел к выводу о том, что при реорганизации путем выделения реорганизуемое юридическое лицо остается обязанным перед кредиторами по всем обязательствам, которые не были переведены в соответствии с разделительным балансом на вновь созданное в результате выделения юридическое лицо. Не отражая в разделительном балансе всех обязательств, реорганизуемое юридическое лицо несет риск неблагоприятных для себя последствий (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2011 г. по делу № А46-16297/2010, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 г. № 17АП-8749/2010-ГК по делу № А71-4453/2010). Причем на основании ст.ст. 57, 59, п.п. 3,4 ст. 58, п.1 ст. 129 ГК РФ не предусмотрено полномочие регистрирующего органа по проверке полноты и достоверности представленного разделительного баланса и соответствие объема передаваемых обязательств фактически имеющимся у реорганизуемого лица на момент регистрации (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 г. по делу № А48-3640/2012). Таким образом, разделительный баланс должен быть четко определен, иначе у реорганизуемого юридического лица могут возникнуть трудности при расчете с кредиторами.

Отдельно необходимо затронуть вопрос о субъектах, имеющих право оспаривать реорганизацию юридического лица. Так, кроме кредиторов, с таким требованием вправе обратиться уполномоченный регистрирующий орган. Это право прямо закреплено в п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ, где указано, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Данную точку зрения поддерживает и правоприменитель, учитывая сложившуюся судебную практику по данному вопросу. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.09.2011 г. № Ф03-4091/2011 указал, что признание недействительными решения общего собрания участников ООО о реорганизации путем выделения ООО-1 и об утверждении разделительного баланса свидетельствует о грубом нарушении закона, допущенном при создании общества, и носит неустранимый характер, а следовательно, в соответствии с законодательством РФ служит основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке.

Читайте также  Банкротство юридических лиц и коллекторы

В связи с реорганизацией юридического лица возникает ряд процессуальных моментов, на которые нужно обратить внимание.

Вопрос о замене лица в обязательстве в случае его реорганизации путем выделения решен в п. 1 ст. 48 АПК РФ следующим образом: в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга, смерти гражданина и в других случаях перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (ч. 2 ст. 48 АПК РФ).

Также арбитражный суд может приостановить производство по делу, если организация, участвующая в деле, находится в процессе реорганизации. Данная норма закреплена в ст. 144 АПК РФ. В п. 3 ст. 145 АПК РФ определен момент окончания такого приостановления, а именно установление правопреемника лица, участвующего в деле.

Судебная практика по этому вопросу следующая. ВАС РФ в Определении от 03.03.2008 г. № 17832/07 отметил, что п. 2 ст. 144 АПК РФ предоставляет арбитражному суду право приостановить производство по делу, если это необходимо для выяснения обстоятельств, связанных с переходом имущественных прав и обязанностей юридического лица. К такому же выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 21.08.2007, 28.08.2007 № КГ-А40/8301-07.

В Постановлении от 29.10.2008 г. № Ф09-7392/08-С6 ФАС Уральского округа суд сделал вывод о том, что приостановление производства по делу возможно и в том случае, когда процесс реорганизации начат и не завершен, поскольку при завершении реорганизации и включении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи суд, руководствуясь положениями ст. 48 АПК РФ, разрешает вопрос о правопреемстве.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что наличие оснований для приостановления производства по делу при нахождении стороны по делу в процессе реорганизации юридического лица предстоит доказывать в суде. При этом сохраняется риск отказа в приостановлении производства по делу.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:

Реорганизация предприятия путем разделения, цена услуги, сроки и порядок регистрации

Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки

Реорганизация ООО и АО путем разделения – это процесс, требующий, как знаний действующего законодательства в области регистрации юридических лиц, так и практики регистрации разделения компании, в конкретном регистрирующем органе.

Выполнение таких услуг, как разделение организации путем реорганизации, компания «Архитектор вашего бизнеса» оказывает с 2006 года. Нами накоплен опыт не только быстрого реагирования на изменения законодательства, регулирующего процесс регистрации юридических лиц, но и опыт взаимодействия с регистрирующими органами различных Субъектов Российской Федерации.

Реорганизация предприятия путем разделения, цена, условия, порядок регистрации

Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки и подготовит индивидуальное предложение

Документы и сведения необходимые для реорганизации организации в форме разделения:

  • Выписка из ЕГРЮЛ содержащая достоверные сведения об обществе;
  • Копия паспорта руководителя организации;
  • Личный ИНН руководителя компании;
  • Сведения об участниках — физических лицах: — Копия паспорта с пропиской + личный ИНН;
  • Сведения об участниках — юр. лицах: — Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Контактные данные:контактный телефон и электронная почта организации;
Реорганизация предприятий путем разделения Цена, руб. Государственная пошлина нотариус оплачивается отдельно Сроки
Услуги по подготовке документов для реорганизации фирмы путем разделения 12 000 р. 4 000 р. – пошлина за регистрацию в МИФНС

2 000 р.*2 — заверение заявления у нотариуса

2 500 р. — нотариальная доверенность на сдачу и получение документов

Справка: 5 мая 2014г. вступил в силу закон, который ввел нотариальную доверенность для лиц, обращающихся в регистрирующий орган от лица заявителя при регистрации предприятий и изменений (Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 107-ФЗ).

Преимущества реорганизации ООО и АО путем разделения в нашей компании:

  • Бесплатная консультация:
  • Возможность оказания отдельных стадий услуги:
  • Индивидуальный подход и закрепление за вами конкретного специалиста:
  • Скидки для постоянных клиентов:
  • Срочная подготовка документов:
  • Удаленная подготовка документов:
  • Сопровождение вас сотрудником компании к нотариусу (нотариус без очереди):
  • Бесплатные консультации в процессе осуществления вашей компанией деятельности;
Пакет услуг при реорганизации общества в виде разделения:

  • Оформление заказа по реорганизации фирмы, обмен необходимыми данными;
  • Подготовка документов для реорганизации в форме разделения;
  • Уведомление рег.органа о начале процедуры реорганизации ООО;
  • Подача документов на публикацию сообщений в журнал «Вестник гос. регистрации»;
  • Подача документов в рег.орган на регистрацию прекращения деятельности предприятия;
  • Получение документов о регистрации общества и снятии организации с учета ;
  • Возможная смена участников ООО (смену учредителей ООО можно осуществить и предварительно ).
  • Получение информационного письма, кодов ОКВЭД;
  • Изготовление печати;
  • Получение извещений из внебюджетных фондов (ФСС, ПФР);
  • Доставка документов в ваш офис;
Какие документы вы получаете после регистрации реорганизации путем разделения:

  • Лист записи о создании общества путем реорганизации;
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • Передаточный акт;
  • Договор о разделении фирмы;
  • Лист записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности;
  • Решение / Протокол о создании путем разделения;
  • Устав;
  • Приказ о назначении на должность директора;
  • Приказ о назначении на должность главного бухгалтера;
  • Список участников общества;
  • Договор аренды (субаренды) при покупке юридического адреса в нашей компании;
  • Извещения из фондов ПФР, ФСС;
  • Заявление о переходе на УСН (упрощенная система налогообложения, при подаче заявления);
  • Уведомление о присвоении кодов статистики;
  • Печать общества:

Обращаем внимание, что при реорганизации в форме разделения:

  • В случае реорганизации акционерных обществ необходимо пройти процедуру регистрации выпуска акций в ЦБ, оплачивается отдельно.
  • При составлении разделительного баланса и работе с фондами (ФСС, ПФР) потребуется активная помощь бухгалтера реорганизуемого общества.

Срок регистрации реорганизации общества в форме разделения

Средний срок в течении которого можно осуществить реорганизацию предприятия путем разделения занимает около 3.5 месяцев. Это объясняется необходимостью публикации двух сообщений о реорганизации общества в «Вестнике гос.регистрации» с периодичностью один раз в месяц. В целом процедура реорганизации юридического лица состоит из нескольких этапов: уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации — публикация сообщений в СМИ — регистрация создания общества путем реорганизации.

Общая информация по реорганизации ООО и АО в форме разделения

Разделение — прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на несколько новых юридических лица, создаваемых в результате реорганизации. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса.

Участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор. Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.

Разделение фирмы путем реорганизации считается одной из популярных процедур в случае наличия у предприятия экономических проблем. Кроме того эта процедура активно применяется не только при финансовых сложностях, но и при имеющихся в организации внутренних споров и конфликтов высшего руководства, часто заканчивающихся реорганизацией в виде разделения общества назначенного судебным решением. Поэтому основной причиной реорганизации юридического лица в форме разделения считается конфликт интересов учредителей компании. А также к такому решению может привести желание участников бизнеса сократить производственные расходы, оптимизировать налогообложение, улучшить управленческую структуру, повысить конкурентоспособность или сохранить компанию от банкротства.

Передаточный акт

Документ, в соответствии с которым фиксируются и передаются права возникающим в результате разделения юридическим лицам. При составлении акта руководствуются ст. 59(1) ГК РФ, в соответствии с которой в документе обязательно отражаются сведения о кредиторской и дебиторской задолженностей реорганизуемой организации. Кроме того, в передаточном акте перечисляются сформированная при реорганизации отчетность (согласно Приказу №44н Минфина от 20 мая 2003 г.) и важные первичные документы, подлежащие передаче новым юридическим лицам.

Разделительный баланс

Разделительный баланс требуется при реорганизации в форме разделения или выделения. Он содержит информацию об активах, обязательствах, капитале и резервах, которые распределяются между сторонами, участвующими в реорганизации. Разделительный баланс представляет в общем виде сведения о том, у какой компании и какая часть прав и обязанностей останется в результате разделения предприятия . Составив разделительный баланс, организация может уже не составлять передаточный акт, поскольку эти документы по сути являются идентичными. Рекомендуется приложить, к балансу или акту детальные расшифровки, так как информация в них обычно представляется в сокращенном виде, например, общая величина дебиторской задолженности или итоговая сумма денежных средств на всех счетах и в кассе. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) реорганизуемого лица или органом, который принял решение о реорганизации.

Напоминаем, что представление разделительного баланса или передаточного акта в регистрирующую ИФНС является обязательным для регистрации организаций, создаваемых при реорганизации (пп. «д» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, ст. 59 ГК РФ).

Отличия реорганизации в форме разделения и выделения

Основные отличия этих двух форм реорганизации юридического лица заключаются в том, что при разделении реорганизуемая компания прекращает свою деятельность с полной передачей своих обязательств вновь созданным организациям. В случае выделения организация продолжает функционировать, но с передачей части активов вновь созданному юридическому лицу. В ходе разделения образуются абсолютно новые коммерческие структуры, поэтому оставить ранее полученные лицензии, разрешения и иную документацию, выдаваемую на конкретное юридическое лицо, не представляется возможным. При выделении все документы удается сохранить.

Специалисты компании ответят на все Ваши вопросы, подберут необходимое оборудование и подготовят коммерческое предложение.

Создание юрлица путем разделения

Выделение предприятий давно используется с целью оптимизации бизнес-процессов, в том числе и для оптимизации налогообложения. В то же время данная процедура достаточно трудоемкая и занимает определенное время. Для того чтобы вы смогли принять взвешенное решение, в статье расскажем о правовых аспектах и организационных моментах проведения данной процедуры.

Согласно ч. 1 ст. 109 ГКУ выделением считается переход по разделительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам.

При принятии решения о процедуре выделения нужно обратить внимание на следующее.

1. Старое юридическое лицо, из которого выделяется новое юрлицо, не закрывается и продолжает действовать, только в «усеченной» части (с активами и пассивами, которые не были переданы новому юрлицу). В этом состоит отличие выделения от разделения, в последнем старое предприятие закрывается.

2. Выделить можно только юридическое лицо (как одно, так и несколько). При этом следует обратить внимание на законодательные ограничения в данной сфере. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 86 Закона № 514 из АО может выделиться только АО.

В то же время законодатели допускают выделение АО из предпринимательского общества. В частности, в п. 6 разд. ІІ Порядка № 520 описана процедура эмиссии акций АО, создаваемого в результате выделения из предпринимательского общества. А последними согласно ч. 1 ст. 84 ГКУ считаются общества, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками и могут быть созданы только как хозяйственные общества (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственные кооперативы.

Однако процедура выделения в АО имеет особенности, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

3. Новое юрлицо может использовать другую систему налогообложения, чем старое, поскольку это нормативными актами не запрещено.

4. При выделении учредителям (акционерам) передаются права нового предприятия в той же доле, которые им принадлежали в старом предприятии.

Например, если в старом ООО доли принадлежали учредителю Петрову в размере 40 %, а учредителю Сидорову – в размере 60 %, то в новом ООО по умолчанию доли принадлежат упомянутым учредителям в этой же пропорции.

Между тем иногда удобно «разделить» права учредителей, для чего используется процедура обмена или выкупа долей. Скажем, Петров может осуществить обмен долями с Сидоровым: 40 % доли в старом ООО, принадлежащих Петрову, можно обменять на 60 % доли в новом ООО, принадлежащих Сидорову. Тогда в старом ООО 100 % уставного капитала будут принадлежать Сидорову, а в новом ООО 100 % уставного капитала – Петрову.

Для того чтобы обмен был «эквивалентным» и не приводил к дополнительной налоговой нагрузке в части налога на доходы физических лиц у учредителей, нужно рассчитать стоимость доли учредителя в каждом юрлице исходя из стоимости чистых активов.

5. По нормам гражданского законодательства выделение не считается реорганизацией предприятий (ч. 1 ст. 104 ГКУ). В ГКУ используется подход, предусматривающий, что при реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам (слияние, присоединение, разделение, преобразование). То есть предполагается, что реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность.

А при выделении предприятие, из которого было осуществлено выделение (реорганизуемое предприятие), продолжает свою деятельность при уменьшенном объеме активов и пассивов. Причем по разделительному балансу часть имущества, прав и обязанностей юридического лица передается именно новому юридическому лицу, а не собственникам (учредителям) предприятия. Поэтому такая операция не может рассматриваться как взнос в уставный капитал, поскольку новому предприятию по разделительному балансу наряду с имуществом и обязательствами передается уже сформированный уставный капитал реорганизуемого предприятия. Это хорошо видно из бухгалтерского учета, где новое предприятие формирует вступительный баланс, в котором на основе разделительного баланса одновременно отражаются активы и пассивы, включая уставный капитал (см. статью «Выделение предприятий: бухгалтерский и налоговый учет»).

В то же время с позиции налогового законодательства выделение является одной из форм реорганизации налогоплательщика (п. 98.1 НКУ).

Так, в пп. 98.1.4 НКУ под выделением из налогоплательщика других налогоплательщиков понимается передача части имущества реорганизуемого налогоплательщика в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, в результате чего не происходит ликвидации реорганизуемого налогоплательщика. Однако очевидно, что реорганизуемое предприятие при выделении не получает корпоративных прав нового предприятия. Соответственно, можно говорить о том, что указанное определение сформулировано некорректно.

К слову, это не единственный огрех законодателя. Например, в НКУ употребляется как термин «виділення», так и термин «виділ», которые воспринимаются как равнозначные. Например, в пп. 291.4.3 НКУ используются оба термина.

6. По нормам ч. 3 ст. 109 ГКУ юридическое лицо, образовавшееся в результате выделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, из которого было осуществлено выделение, которые согласно разделительному балансу не перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения.

Юридическое лицо, из которого было осуществлено выделение, несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые согласно разделительному балансу перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения.

Субсидиарная ответственность предполагает, что до предъявления требования лицу, которое несет субсидиарную ответственность, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа по предъявленному требованию, кредитор может предъявить требование в полном объеме к лицу, которое несет субсидиарную ответственность (ч. 2 ст. 619 ГКУ).

Если юридических лиц, образовавшихся в результате выделения, два или больше, субсидиарную ответственность они несут совместно с юридическим лицом, из которого было осуществлено выделение, солидарно (ч. 3 ст. 109 ГКУ).

Если после выделения невозможно точно установить обязанности лица по отдельному обязательству, которое существовало у юридического лица до выделения, юридическое лицо, из которого осуществлено выделение, и юридические лица, которые были созданы в результате выделения, несут солидарную ответственность перед кредитором по такому обязательству (ч. 4 ст. 109 ГКУ).

В случае солидарной обязанности должников (солидарных должников) кредитор имеет право требовать выполнение обязанности частично или в полном объеме как от всех должников вместе, так и от кого-либо из них отдельно (ч. 1 ст. 543 ГКУ).

В то же время с позиции налогового законодательства реорганизация налогоплательщика путем выделения из его состава другого налогоплательщика не влечет за собой распределение денежных обязательств или налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации, или установление их солидарной ответственности за нарушение налогового законодательства, кроме случаев, когда по заключениям контролирующего органа такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств или налогового долга реорганизуемым налогоплательщиком (п. 98.3 НКУ).

Решение о применении солидарной или раздельной ответственности за нарушение налогового законодательства может быть принято контролирующим органом в случае, когда имущество реорганизуемого налогоплательщика находится в налоговом залоге на момент принятия решения о такой реорганизации (п. 98.3 НКУ).

Причем контролирующие органы исходят из того, что уплатить имеющиеся на момент реорганизации налоговые обязательства обязано именно реорганизуемое предприятие.

Если сумма излишне уплаченных денежных обязательств или невозмещенных налогов и сборов налогоплательщика превышает сумму денежных обязательств или налогового долга по другим налогам, сумма превышения перечисляется в распоряжение правопреемников такого налогоплательщика пропорционально его доле в распределяемом имуществе согласно разделительному балансу (п. 98.9 НКУ).

Учитывая изложенное, ввиду отсутствия налогового залога нежелательно передавать новому лицу кредиторскую задолженность по налогам и сборам. Ведь налоговые органы «не воспримут» такую передачу и задолженность будет все равно числиться за старым предприятием.

7. При выделении из налогоплательщика, имущество которого передано в налоговый залог, или того, который воспользовался правом реструктуризации налогового долга, необходимо выполнить процедуры, указанные в п. 98.4 НКУ.

В частности, такой плательщик обязан заблаговременно уведомить контролирующий орган о принятии решения относительно проведения реорганизации и подать план реорганизации. Если контролирующий орган установит, что план реорганизации приводит или может в будущем привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств или налогового долга, он имеет право принять решение о:

– распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающими в результате реорганизации, с учетом ожидаемой прибыльности (ликвидности) каждого такого налогоплательщика без применения принципа пропорционального распределения, установленного п. 98.3 НКУ (пп. 98.4.1 НКУ);

– погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации (пп. 98.4.2 НКУ);

– установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств реорганизуемого налогоплательщика в отношении всех лиц, созданных в процессе реорганизации, что влечет за собой применение режима налогового залога относительно всего имущества таких лиц (пп. 98.4.3 НКУ).

Итак, при наличии налогового залога осуществлять процедуру выделения нежелательно, поскольку налоговый залог может «перейти» и на имущество новых юрлиц.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 755 в случае выделения юридических лиц осуществляется государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате выделения, и государственная регистрация изменений к сведениям, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), о юридическом лице, из которого осуществлено выделение, относительно юридического лица – правопреемника.

Выделение считается завершенным с даты государственной регистрации изменений к сведениям, которые содержатся в ЕГР, о юридическом лице, из которого осуществлено выделение, относительно юридического лица – правопреемника.

В частности, для госрегистрации решения о выделении юрлица госрегистратору представляется экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) решения участников или соответствующего органа юридического лица о выделении юридического лица (п. 8 ст. 17 Закона № 755). То есть начинать процедуру выделения следует с оформления такого решения.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона № 755 для государственной регистрации создания юрлица (в том числе в результате выделения) госрегистратору представляются следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации создания юридического лица (форма 1, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5);

2) заявление об избрании юридическим лицом упрощенной системы налогообложения и/или регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС – по желанию заявителя;

3) учредительный документ юридического лица – в случае создания юридического лица на основании собственного учредительного документа;

4) документ об уплате административного сбора в размере 0,3 прожиточного минимума для работоспособных лиц (в 2017 году – 480 грн) – за государственную регистрацию изменений к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в ЕГР (ч. 1 ст. 36 Закона № 755);

5) экземпляр оригинала (нотариально засвидетельствованная копия) разделительного баланса;

6) документы для государственной регистрации изменений о юридическом лице, которые содержатся в ЕГР, в частности:

– заявление о государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (форма 3);

– заявление о государственной регистрации включения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (форма 9);

– учредительный документ юридического лица в новой редакции.

Также на эту тему читайте статьи:

5. Порядок № 520 – Порядок осуществления эмиссии и регистрации выпуска акций акционерных обществ, создающихся путем слияния, раздела, выделения либо преобразования или к которым осуществляется присоединение, утвержденный решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 09.04.2013 г. № 520.

Реорганизация юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Реорганизация — прекращение деятельности организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, т.е. правопреемство. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента госрегистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации компании в форме «присоединения» к нему другого юрлица, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Способы реорганизации юридических лиц

В ст. 57 Гражданского кодекса РФ определены следующие способы реорганизации юридических лиц:

Способ реорганизации Определение Графическая
расшифровка
Слияние Объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. Самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. А + В = С
Присоединение Одно и более юрлиц присоединяются к другому, уже существующему юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Присоединение подразумевает передачу активов и обязательств от одного к другому. А + В = А
Разделение Одно юридическое лицо прекращает свое существование посредством разделения на два и более новых юрлица. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. А = В + С
Выделение Одно образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. А = А + В
Преобразование Прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. А = В

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении — разделительным балансом. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Примерный план реорганизации в форме «присоединения»:

ЭТАП 1. Подготовка к проведению общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме присоединения.

ЭТАП 2. Инвентаризация имущества, присоединяемого ООО.
1. Формирование инвентаризационной комиссии.
2. Проведение инвентаризации имущества, присоединяемого ООО.

ЭТАП 3. Подготовка документов для реорганизации ООО в форме присоединения.
1. Подготовка проекта договора о присоединении обществ.
2. Подготовка проекта передаточного акта.

ЭТАП 4. Уведомление участников ООО о проведении общего собрания по вопросу реорганизации в форме присоединения.
1. Направление сообщения о проведении общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме присоединения.

ЭТАП 5. Проведение общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме присоединения.

ЭТАП 6. Уведомление о начале процедуры реорганизации.
1. Направление письменного сообщения о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган.
2. Направление сообщения о реорганизации ООО в налоговый орган.
3. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ООО.
4. Уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации.

ЭТАП 7. Проведение сверки по платежам с налоговым органом.

ЭТАП 8. Представление информации в органы Пенсионного фонда РФ.
1. Представление сведений в органы Пенсионного фонда РФ.

ЭТАП 9. Подготовка к проведению совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения.
1. Принятие уполномоченным лицом решения о созыве совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения.
2. Направление сообщения о проведении совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения.
3. Направление (предъявление) предложения о выдвижении кандидатов в органы управления основного общества.

ЭТАП 10. Проведение совместного общего собрания участников обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения.

ЭТАП 11. Государственная регистрация прекращения деятельности ООО в результате реорганизации в форме присоединения. Процедура реорганизации в форме слияния аналогичная, только первые собрания будут проводиться в каждом из обществ, а финалом станет создание нового юридического лица.

Примерный план реорганизации в форме «разделения/выделения»:

ЭТАП 1. Подготовка в проведению общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме «выделения/разделения».
1. Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме выделения/разделения по инициативе уполномоченного органа.

ЭТАП 2. Инвентаризация активов и обязательств при реорганизации.
1. Создание инвентаризационной комиссии при реорганизации ООО в форме выделения/разделения.
2. Проведение инвентаризации активов и обязательств при реорганизации ООО в форме выделения/разделения.

ЭТАП 3. подготовка документов.
1. Подготовка проекта передаточного акта при реорганизации ООО в форме выделения/разделения.
2. Подготовка проекта устава ООО, создаваемого при реорганизации в форме выделения/разделения.

ЭТАП 4. Уведомление участников ООО о проведении общего собрания по вопросу реорганизации форме «выделения/разделения».
1. Направление сообщения о проведении общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации.

ЭТАП 5. Проведение общего собрания участников ООО.

ЭТАП 6. Уведомление о начале реорганизации ООО в форме.
1. Направление в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации ООО в форме выделения/разделения.
2. Уведомление кредиторов о начале процесса реорганизации ООО в форме выделения/разделения.

ЭТАП 7. Проведение сверки расчетов с налоговыми органами при реорганизации ООО.

ЭТАП 8. Предоставление информации в органы Пенсионного фонда.

ЭТАП 9. Государственная регистрация общества, создаваемого в результате реорганизации.

Преобразование АО в ООО

Преобразование — это прекращение деятельности юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Преобразование делится на несколько этапов:
Этап 1. Принятие решения и уведомление регистрирующего органа о начале процедуры преобразования.
На этом этапе акционеры АО собираются и принимают решение о преобразовании АО в ООО. Решение должно быть заверено держателем реестра акционеров. После принятия решения АО уведомляет регистрирующий орган о начале процедуры преобразования.

В регистрирующий орган подается следующий комплект документов:
• решение/протокол о преобразовании ЗАО в ООО;
• заявление по форме Р12003 «Уведомление о начале процедуры реорганизации», нотариально заверенное.

Срок регистрации: 5 рабочих дней.
Что выдает МИФНС № 46 при получении документов: лист записи о начале процедуры реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Этап 2. Регистрация правопреемника
По истечении 3-х месяцев с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры преобразования, вы можете регистрировать правопреемника. Нет необходимости составлять дополнительное решение, если первое составлено правильно и содержит в себе все необходимые данные.

Комплект документов для подачи в регистрирующий орган:
• заявление по форме Р12001, заверенное нотариально;
• устав (2 экземпляра);
• госпошлина в размере 4000 рублей за регистрацию нового юридического лица;
• справка из ПФР об исполнении обязанностей по персонифированному учету (можно не предоставлять, если вы уверены в положительном ответе из ПФР);
• гарантийное письмо на юридический адрес;
• уведомление о переходе на УСН, если собираетесь применять (можно подавать не сразу, а в течение 30 дней после регистрации нового ООО).

Передаточный акт при преобразовании подавать в регистрирующий орган не нужно.
Срок регистрации в регистрирующем органе: 5 рабочих дней.