Страховая занижает выплаты

Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО

Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного офиса, так и по личной инициативе филиалов. Нужно понимать, что страховая компания занижает выплату намеренно и отдавать добровольно ничего вам не станет. Только суд, на другое решение проблемы рассчитывать не следует.

Зачем занижается выплата? Это очевидно — чем меньше заплатит страховая по выплатам, тем больше денег заработает для себя. То, что это нарушение закона, никого не смущает, доказать это можно только в суде. Обращаются в суд только единицы особо принципиальных клиентов, либо те, кого особо цинично обсчитала страховая компания и вместо 100 000 рублей выплатила 7 000 (реальный случай из жизни).
Подавляющее большинство клиентов в суд не идут, считая, что это очень хлопотно и мало перспективно. И совершенно напрасно!

§ Почему нужно судиться, если страховая компания выплатила мало

Во-первых, это очень радует страховщиков, которым это на руку — можно дальше продолжать занижать выплаты. От вашего негодования им дела мало. Если даже вы напишете негативный отзыв на страховом форуме, представитель страховой компании может легко его опровергнуть, ссылаясь на то, что заплатили вам даже больше, чем нужно, а это вы тут бездоказательно поливаете грязью кристально честную компанию. Другое дело, если у вас есть решение суда. Тут надо наоборот, либо глубокомысленно отмалчиваться, либо приносить вам извинения: «простите, мол, не доглядели за сотрудниками, приносим вам свои нижайшие. надеемся на долгосрочное и плодотворное. а виновных непременно накажем. » и т.д.

Во-вторых, это не очень то и хлопотно. Можно обратиться к автоюристам, специализирующимся на страховых спорах или к страховым брокерам и договориться, чтобы они судились от вашего имени. Есть много вариантов, когда юристы возьмутся за суд со страховой вообще бесплатно для вас. Юристы, понятное дело, не альтруисты и за даром не работают, но в страховых спорах грамотный юрист легко отсудит для вас недоплаченные деньги, а себе за работу получит сумму штрафа, которую также можно требовать со страховой компании, если та занизила выплату. Так что это не хлопотно и можно сделать, вообще не потратив денег.

В-третьих, это очень даже перспективно. Суды чаще всего принимают сторону клиентов, а не страховщиков. Если время и навыки у вас есть, то можно и самостоятельно судиться со страховой компанией, а на суде можно не только отсудить недоплату, но и получить с недобросовестного страховщика и весомую сумму штрафа.

§ Как самостоятельно судиться с недоплатившей страховой компанией

Если вы решили судиться со страховой компанией самостоятельно, то следует разобраться — действительно ли вам выплатили мало.
Дело в том, что выплаты по ОСАГО делают с учетом износа, а ремонтируют машину новыми запчастями. По действующему закону об ОСАГО страховая компания не должна платить за ремонт по стоимости новых запчастей. Выплата на ремонт подержанными запчастями считается правильной.

Если даже подержанными запчастями вы не можете отремонтировать ваш авто, то страховая здесь явно решила вас обсчитать, и нужно приступать к действиям:

1. Найти банковские реквизиты страховой компании. Они нужны для досудебной претензии (образец можно скачать здесь), суда и наложения ареста на расчетный счет компании, если это потребуется. Довольно часто реквизиты страховой компании есть на их собственном сайте, либо в полисе и договоре страхования.

2. Подготовить список документов:

  • Полис страхования (копия);
  • Акт приёма — передачи (реестр) документов в страховую компанию, свидетельствующий, что все необходимые документы вы передали, а сотрудник страховой под роспись их принял;
  • Отчет независимой экспертизы, в которую вас направила страховая компания. Копии документов автоэксперты вам выдадут за дополнительную плату;
  • Свидетельство о регистрации автомобиля (копия)
  • Паспорт транспортного средства (копия);
  • Отчет вашей независимой экспертизы с реальной суммой ущерба и указанием, где именно занижена сумма выплаты в отчете экспертизы страховой компании.

Важное дополнение! Типовая ошибка большинства автовладельцев заключается в том, что когда они получают выплату и видят, что им сильно не доплатили, то первое, что они делают — это сразу заказывают повторную экспертизу уже в другой оценочной компании. А потом в суде пытаются доказать, что их экспертиза правильная, а у страховой нет. Такой подход может не сработать. Почему судья должен поверить, что ваша экспертиза честнее экспертизы страховой компании?

Правильнее сначала заказать ремонт на легальной СТО, согласовать с ней стоимость ремонта, а только потом заказывать повторную экспертизу там, где вам хочется. Для суда самым важным аргументом при споре со страховой компанией будет тот факт, что ваша экспертиза будет опираться на фактические счета по ремонту со станции технического обслуживания, а страховая компания будет приводить заключение своего «карманного оценщика». В этом случае суд примет вашу сторону.

3. Написать досудебную претензию. Досудебная претензия в 99% останется без внимания со стороны страховой компании, но это нужно делать, чтобы в суде не оставить для страховой компании никаких лазеек типа «вы нам претензий не предъявляли и мы первый раз про это слышим». Шаблон досудебной претензии и судебного иска можно бесплатно скачать в разделе «Образцы документов для суда по ОСАГО».

4. Подаете судебный иск на страховую компанию. К списку документов, указанных в п. 2 нужно добавить копию досудебной претензии с почтовыми отметками об отправке и вручении адресату.

§ Сколько можно отсудить у страховой компании

В судебном иске вы можете требовать со страховой компании следующее:

  • Оплаты суммы основного долга. Это сумма, присвоенная страховой компанией.
  • Компенсацию затрат на госпошлину (оплачивается при подаче иска).
  • Компенсацию затрат на юриста. Если судиться за вас будет юрист, то с ним нужно подписать договор (образец договора можно скачать здесь).
  • Штраф за нарушение закона о защите прав потребителей.

Текущий размер госпошлины и затраты на автоюриста можно «погуглить» на сайтах компаний, которые занимаются страховыми спорами на коммерческой основе. Во всех городах сложились разные цены на эти услуги.

Штраф за нарушение закона о защите прав потребителей сегодня составляет 50% от суммы выплаты по решению суда.

Пример. Если страховая вам заплатила 10 000 руб., вы решили, что вам не доплатили и подали в суд.
Судья постановил, что страховая вам должна 36 000 руб.
То вы получаете:
Сумму недоплаты 36 000 – 10 000 = 26 000 руб.
Штраф по закону о защите прав потребителей 50% от 36 000 = 18 000 руб.
Всего к выплате 44 000 руб. + компенсацию госпошлины и затраты на юриста (если автоюрист представлял вас в суде).

Если страховая компания занижает сумму выплаты по ОСАГО, то судиться очень выгодно. Страховые компании своего случая не упустят и наверстают путём повышения тарифов по ОСАГО.

Реальная судебная практика по ОСАГО: примеры выигранных дел по занижению выплат страховыми компаниями.

Страховая компания выплатила мало: что делать?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

Споры о стоимости ущерба между страховыми компаниями и автовладельцами – обычное явление. Со страховщиками судятся многие, однако доказать свою правоту удается не всем. Чтобы выиграть дело и получить полную компенсацию по ОСАГО за поврежденное в ДТП авто, нужно придерживаться правильной стратегии поведения.

Порядок выплат по ОСАГО

Заключение договора ОСАГО преследует единственную цель – защитить владельца полиса от финансовых трат в случае ДТП. Возмещению подлежит:

  • материальный ущерб, причиненный автомобилю;
  • утрата товарной стоимости (в определенных случаях);
  • вред здоровью участников аварии.

С 2018 г. автолюбители утратили возможность получения денег, компенсирующих ущерб от аварии, напрямую от страховщика. Независимо от тяжести ДТП, пострадавшее транспортное средство (ТС) отправят на ремонт за его счет.

Направление на ремонт выписывается в течение 20 дней после инцидента. При этом собственник вправе выбрать автомастерскую из перечня, предложенного страховщиком. Если он настаивает на необходимости ремонта в другой мастерской, срок выдачи направления увеличивается до 30 дней.

Сам ремонт проводится в течение 1 месяца с момента проведения экспертизы машины. Если мастера в этот срок не укладываются, владелец может потребовать компенсацию на нарушение условий договора ОСАГО.

Сумма выплат по ОСАГО

Максимальный размер выплат установлен ЦБ РФ и составляет 400 тыс. руб., если не причинен ущерб жизни и здоровью людей. При наличии пострадавших выплаты возрастают до 500 тыс. руб.

Читайте также  Многодетная мама это сколько детей

Моральный вред и упущенная выгода в рамках полиса ОСАГО не возмещается.

Максимальный размер выплат по ОСАГО приведен в таблице.

Страховой случай, наступивший в результате ДТП

Размер возмещения, тыс. руб.

Причинение ущерба жизни/здоровью пострадавшего

Нанесение ущерба жизни/здоровью нескольких граждан

Причинение вреда имуществу одного гражданина

Нанесение вреда имуществу нескольких собственников

Закон предусматривает возможность замены ремонта денежной компенсацией суммы ущерба. Она возможна в следующих случаях:

  1. В мастерской отсутствуют необходимые для ремонта запчасти и срок их поставки превышает предусмотренные законом 30 дней.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Водитель получил среднее или тяжелое увечье.
  4. Стоимость ремонта превышает предусмотренную законодательством величину компенсации.

Факторы, влияющие на размер выплаты

Факт и размер страховых выплат зависят от итогов экспертиз: автотехнической, дорожной, трассологической, медицинской. Помимо этого, учитываются масштабы причиненного вреда, количество пострадавших, иные обстоятельства.

Итоговая сумма складывается из ряда факторов, учитываемых при проведении экспертиз. Среди них:

  • износ машины, определяемый ее пробегом;
  • объем и характер полученных повреждений;
  • техническое состояние автомобиля на момент ДТП (произведенные ранее ремонты, наличие коррозии на кузове);
  • водительский стаж автовладельца, место его регистрации;
  • методика определения ущерба.

Поскольку положение ЦБ РФ №432-П о порядке исчисления стоимости восстановительного ремонта и методические указания Минюста о расчете стоимости ущерба допускают неоднозначные трактовки, сумма возмещения значительно варьируется, причем не в пользу автовладельца.

Причины снижения стоимости страхового возмещения можно разделить на две группы: законные и необоснованные. К первым относятся:

  1. Исключение стоимости нескольких повреждений из общей сметы, например, стоимости восстановления лакокрасочного покрытия, общая площадь которого превышает 25%.
  2. Износ подлежащих замене деталей – сейчас он не превышает 50% рыночной стоимости новых аналогов.

Вторые обычно связаны:

  • с неверным применением Методических указаний Минюста;
  • наличием скрытых повреждений, умышленно не учтенных в ходе оценки;
  • необоснованным отказом в возмещении УТС (утраты товарной стоимости авто).

Для определения адекватной цены восстановительного ремонта и суммы УТС, а также в случаях, когда вы не согласны с рассчитанным размером возмещения по ОСАГО, необходимо обращаться к независимым экспертам.

Порядок фиксации факта ДТП при ОСАГО

Чтобы не испытывать проблем со страховой компанией, после аварии нужно соблюдать порядок действий, регламентированный законодательством:

  1. Четко выполнять действия, предписанные водителям, попавшим в ДТП. О них можно прочитать здесь.
  2. Выяснить, подпадает ли ДТП под действие «европротокола». Вписывается ли предполагаемая сумма ущерба в оговоренные им рамки – 100 тыс. руб. Готовы ли водители своими силами начертить грамотную схему аварии. Если хотя бы по одному из пунктов есть сомнения, нужно вызывать сотрудников ГИБДД.
  3. Сфотографировать место аварии с нескольких ракурсов, крупно запечатлеть места повреждений автомобилей.
  4. Заполнить извещение со схемой дорожного происшествия, подписать его у виновника аварии.

Если есть сомнения в степени вины второго участника ДТП, стоит взять контактные данные свидетелей, получить копии видеозапись с регистраторов.

Как известить страховую компанию

Порядок получения выплат по ОСАГО говорит о необходимости извещения страховщика о случившемся ДТП в течение определенного законом периода. Обязанность водителя сделать это зафиксирована в ст.11 закона «Об ОСАГО» и ст.961 ГК РФ. Если проигнорировать требования нормативных документов, страховщик вправе отказать в выплате возмещения либо выставить застрахованному лицу регрессные требования.

По правилам, действующим в 2019 г., срок уведомления страховой составляет 5 рабочих дней вместо ранее действовавших 15. Хотя эта норма носит обязательных характер, пропускать 5-дневный срок нежелательно. Для исключения недоразумений со страховщиком, ставить его в известность об инциденте обязаны обе стороны: и виновник аварии, и потерпевший.

После того как происшествие зафиксировано, нельзя допускать бесконтрольного развития событий по сценарию страховой фирмы. Нужно контролировать действия аварийного комиссара, не доверяя его мнению по поводу размера ущерба.

Выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт: что делать?

Если вы считаете, что страховая компания выплатила меньше суммы, соответствующей реальному урону, отстаивайте свои права. Для этого нужно придерживаться определенного порядка действий:

  1. Дождаться начисления страховой выплаты. Получить в банке копии платежных документов, подтверждающих сумму и дату перечисления средств.
  2. Не проводить ремонт автомобиля своими силами. Даже если вы добросовестно сохраните чеки, подтверждающие стоимость ремонтных работ и приобретенных запчастей, доказать страховщику необходимость их покупки сложно.
  3. Получить на руки акт о возникновении страхового случая и акт осмотра поврежденного автомобиля с расчетом стоимости ремонта.
  4. Сделать проверку полученных документов.
  5. Провести независимую экспертизу повреждений ТС для установления реального ущерба.
  6. Составить досудебную претензию и направить ее в страховую компанию. Проконтролировать своевременность ответа.
  7. Если претензия не удовлетворена, и страховщик отказывается платить, подается исковое заявление в суд.

Возможность получения денег напрямую зависит от своевременности и правильности действий автовладельца.

Пропуск любого из приведенных этапов станет причиной отказа в выплате. В частности, закон обязывает автовладельца, недовольного суммой возмещения, попытаться урегулировать разногласия со страховщиком в досудебном порядке. Если обращаться напрямую в суд, не подавая претензию страховой компании, гарантирован отказ в рассмотрении иска.

К кому обращаться за проведением независимой экспертизы?

Основные критерии выбора эксперта:

  1. Наличие лицензии на ведение соответствующей деятельности.
  2. Неаффилированность эксперта – только независимый специалист достоверно оценит урон, нанесенный ТС.
  3. Профессионализм и подтверждение квалификации – это ключевой пункт. Неопытный эксперт не увидит полную картину ДТП и может пропустить скрытые повреждения.
  4. Стоимость оказанных услуг – она должна соответствовать среднерыночной по региону. Снижение расценок более чем на 20% – повод усомниться в квалификации эксперта и адекватности оценки.
  5. Период оказания услуги – излишне затянутые свидетельствуют о чрезмерной загруженности специалистов, слишком маленькие – о низком качестве экспертизы.
  6. Наличие собственного сайта – серьезные компании ценят уважение клиентов и гарантируют полную прозрачность своих действий. Отсутствие на портале лицензий, сертификатов, свидетельств о госрегистрации фирмы – плохой признак.
  7. Стиль общения с клиентом – торопливость, нежелание вникать в проблемы автовладельца, уклонение от обсуждения методик расчета стоимости компенсации говорит о низкой квалификации работников.

Добросовестная оценочная компания всегда действует в интересах клиента. Поэтому можно быть уверенным, что ее специалисты выявят явные и скрытые повреждения автомобиля, оценят ущерб по максимальной стоимости.

Критериев выбора фирмы может быть больше. Но соблюдение базовых требований к оценщику гарантирует проведение качественной экспертизы, что повысит шансы на возмещение ущерба в полном объеме.

Межрегиональный союз защиты прав страхователей

Довольно распространенное явление сегодня — это занижение страховыми компаниями страховых выплат, в том числе и по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Как поступить в такой ситуации, когда страховая занизила выплату?

Давайте для начала попробуем разобрать, вследствие чего происходит так, что сумма страхового возмещения занижена..

Среди основных причин можно назвать:

  • Естественное желание компании сохранить свои денежные средства;
  • Возможное «сотрудничество» оценочных контор и страховых компаний.

Естественно, что такой оборот дел категорически не устраивает страхователей и потерпевших, тех самых клиентов пресловутых страховых компаний. Их желания прямо противоположны – получение нормальной страховой выплаты, предусмотренной заключенным между страхователем и страховщиком договором.

Поскольку урегулировать данный вопрос непросто, страхователи будут вынуждены обратиться к независимой экспертизе, за которой последует, как правило, судебное разбирательство.

Какими же действиями должны руководствоваться потерпевшие, чья страховая компания не доплатила?

После того, как поврежденное имущество было доставлено в страховую компанию для осмотра и проведения экспертизы, составляется акт осмотра. Вот здесь и кроется хитрый фокус – в качестве осмотрщиков и оценщиков могут выступать «приближенные» эксперты, «сотрудничающие» заодно со страховой компанией. Логично предположить, что акт осмотра будет составлен таким образом, что выгоден он будет только одной стороне, и, к несчастью, этой стороной явно будут не клиенты компании.

Здесь немаловажно отметить, что этот документ будет очень полезен, он окажется намного более важным, чем, скажем, расчет страховой суммы, который определяется на основе рассмотренного выше акта осмотра. Благодаря этому акту возможно рассчитать заново страховые выплаты уже в независимой компании, в том случае, если Вы останетесь несогласными с решением оценочной комиссии.

Отсюда следует логический вывод – ОБЯЗАТЕЛЬНО получите копию акта осмотра на руки.

Если же эксперты отказываются выдать ее Вам, бывает и такое, воспользуйтесь фотосъемкой, в этом воспрепятствовать Вам не имеют права. А дальше — обращайтесь с этим актом в независимую экспертную организацию, где сумму выплат пересчитают, а также помогут подготовить исковое заявление в суд, в случае необходимости.

Тут следует уточнить: возникают ситуации, когда Вы по каким-то причинам не получили акт осмотра, тогда Ваши действия следующие: Вы сразу обращаетесь в независимую экспертизу, при этом не забудьте вызвать виновника происшествия (например, ДТП), а также представителя Вашей страховой компании, заказным письмом. После Вы сможете получить новое заключение.

Читайте также  Первичное и повторное заключение брака как посмотреть

На этом досудебная стадия завершается, следующий этап – это стадия судебного процесса: стандартные, но весьма сложные и требующие больших знаний и юридической компетенции (подготовка искового заявления, оплата госпошлины и пр), процедуры, и сам процесс в суде.

В ходе судебного процесса будет решен вопрос – какая экспертиза является единственно верной. Возможно, что будет назначена дополнительная экспертиза. В случае, если суд вынесет решение в Вашу пользу, то страховая компания будет обязана возместить Вам ущерб в полном объеме.

Помните! Будучи неподкованными в области процессуального права и не имея специальных знаний, Вы рискуете стать жертвой затягивания судебного процесса, такие процедуры могут длиться годами. И на протяжении всего этого времени Ваше имущество будет находиться все в том же разрушенном состоянии.

Если с Вами произошло подобное, и страховая компания занижает выплату, обращайтесь в Межрегиональный союз защиты прав страхователей, мы решим Ваши вопросы оперативно и со стопроцентой гарантией.

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

В аварию рано или поздно может попасть любой, даже самый опытный водитель. Как говорится, не въедешь ты, так въедут в тебя, таковы, к сожалению, реалии. Kolesa.kz пообщались с независимым консультантом по страховым случаям и подробно рассказывают, как не попасть впросак при получении выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.

Не первый день автомобилисты сталкиваются с одной из проблем после ДТП — занижением суммы ущерба. Некоторые страховые компании грешат этим, т. к. весной 2016 года оценку последствий аварии законодательно передали им. Раньше подсчётом ущерба занимались частные оценщики и нередко (случайно или нет) завышали суммы, что, само собой, было невыгодно страховщикам. Теперь ситуация повторяется, но с точностью до наоборот. Результат — страхового омбудсмена заваливают заявлениями, причём в отношении самых разных, в том числе известных и, казалось бы, проверенных компаний, об увеличении страховых выплат.

Немногим улучшилась ситуация и после 1 января 2019 года с принятием поправок в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Бумажные страховые полисы отменили, ряд статей подкорректировали, но… при оценке ущерба страховщики всё так же занижают цены на запчасти, нормативы оплаты ремонтных работ, стоимость расходных материалов, а некоторые повреждения «не замечают». Несведущие люди, получив подобный расчёт на руки, теряются, не осмеливаются спорить и, естественно, проигрывают по деньгам. Мало того, автовладельцев даже пытаются припугнуть. В среде водителей бытует ошибочное мнение — мол, берите, сколько дают, а то и этого не получите!

Существует версия, что у страховщиков, не имеющих собственных андеррайтеров (оценщиков) и сотрудничающих с частными оценочными компаниями, есть негласная договорённость занижать суммы ущерба. Так это или нет, судить не берёмся. Тем не менее повальное недовольство клиентов заставляет задуматься.

Как получить причитающееся?

В случае несогласия с суммой, которую вам насчитали, отстаивать свои права. Обращаться к независимым оценщикам, юристам, специализирующимся по делам о страховке, к страховому омбудсмену (с ним всё намного проще — не надо писать сложных исковых заявлений, заручившись помощью специализированных юристов, и т. д.) и, наконец, уже в качестве крайней меры доказывать свою правоту в суде.

Кроме того, нечистые на руку страховые компании специально создают искусственные препоны для автовладельцев, претендующих на выплаты. Всё делается для того, чтобы человек махнул рукой и бросил затею требовать деньги по страховке. Вот примеры, которые свидетельствуют об этом, и ответы на вопрос, как получить причитающееся.

1. Искусственно затягивается время на определение размера ущерба.

Рассмотрим вариант: в законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что размер ущерба определяется на основании заявления о проведении оценки (п. 3 ст. 22), но автовладельцу же могут сказать, что заявление примут только после того, как постановление суда о признании гражданина виновником ДТП вступит в законную силу. Как показывает практика, на это обычно уходит около месяца (десять дней документы находятся у дознавателей УАП, передача дела в суд, назначение времени заседания — ещё не менее чем 14 дней плюс 10 дней на обжалование), а если в результате ДТП наступили какие-то серьёзные последствия, дело может затянуться на долгие месяцы. Если учесть, что страховщикам на определение суммы ущерба даётся десять рабочих дней, а на выплату ещё 15 ожидание получения страховки становится пусть не бесконечным, но более чем значительным.

Как с этим бороться?

В законе ни слова не говорится о том, что заявление на проведение оценки подаётся после того, как постановление вступило в законную силу. А значит, заявление можно писать сразу же после аварии и оно должно быть принято страховщиком. Ссылайтесь на закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и требуйте, чтобы страховщики начинали работать — определять размер ущерба.

Другой случай: заявление об оценке написано, но страховщики не торопятся посылать своего эксперта или же вовсе заявляют, что у них якобы нет специалиста (заболел, уволился — вариантов множество). В 2018 году из закона убрали возможность сразу же после ДТП воспользоваться услугами независимого эксперта для оценки размера вреда, причинённого имуществу. Проводить оценку самостоятельно можно, только если страховая компания в течение десяти рабочих дней сумму ущерба не подсчитала.

Как быть в этом случае?

После ДТП вызвать полицию, аварийного комиссара, написать заявление о наступлении страхового случая, не позднее двух часов провериться на алкоголь или наркотики, сдать все документы в страховую компанию и ждать десять рабочих дней приезда оценщика, которому нужно обеспечить доступ к повреждённому имуществу. До получения результатов оценки машину не ремонтировать! (Возможно, сумма вас не устроит, и вы будете её обжаловать.) Оценщик из страховой компании не приехал — обращайтесь к специалистам-частникам. Результаты независимой экспертизы страховщики обязаны принять и оплатить услуги ваших помощников.

2. Некоторые страховые компании не выдают на руки копию отчёта об оценке. А он может понадобиться, к примеру, если страховка не покрывает весь причинённый ущерб, и истребовать с виновника ДТП недостающую сумму нужно через суд в гражданском порядке.

По обновлённому закону потерпевший имеет право только ознакомиться с отчётом по оценке. А все возникающие вопросы решать через страхового омбудсмена либо в суде. Получение копий отчёта в нём не прописано. В текущей версии закона страховщик обязан при получении от страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя) заявления рассмотреть его требования и предоставить письменный ответ с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора в течение пяти рабочих дней. Невольно напрашиваются вопросы к разработчикам закона: а что мешает выдать копию оценки в момент ознакомления? Почему это не прописано? Тем не менее подобная норма существует, и о ней следует помнить.

Как действовать?

В случае необходимости придётся требовать от страховой компании нужный вам документ, например копию оценки, в письменном виде. На заявлении (и его копии для себя) обязательно поставить номер входящего письма. Если в течение пяти дней не получили ответа, можно жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК или страховому омбудсмену.

3. Пытаются заставить пострадавшего предоставить документы виновника ДТП, иначе отказываются принимать заявление о страховом случае (редко, но бывает).

Как и в случае, описанном в пункте № 2, единственный выход — жаловаться омбудсмену или писать заявление в управление защиты прав потребителей финансовых услуг на нарушение страховой компанией закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

Итого

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: страховщики понимают, что их действия идут вразрез с законодательством, но частенько намеренно вводят граждан в заблуждение, надеясь на безграмотность. По словам независимых юристов, имеется немало случаев, когда клиенты страховых компаний, следуя указаниям и рекомендациям страховщиков, оказывались в проигрыше, а то и вовсе ни с чем. Доверия населения к страхованию в целом это явно не прибавляет.

И ещё несколько важных деталей по автострахованию

1. Ремонтировать попавший в аварию автомобиль самостоятельно, не дожидаясь страховых выплат, можно. Но только после того, как страховая компания оценит ущерб и ознакомит вас с оценкой, которая вас устроит.

2. Пострадавшая сторона не понижает свой класс страхования, и с ней не аннулируется договор страхования после ДТП.

3. В законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что в случае отсутствия потерпевших, которым причинён вред жизни, здоровью, «участники транспортного происшествия по взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося и размере причинённого вреда имуществу, предполагаемый размер которого не должен превышать 50 МРП, вправе самостоятельно составить схему происшествия и, подписав её, прибыть на ближайший пост или в подразделение органов внутренних дел для его оформления». То есть если нет пострадавших и ущерб незначительный (царапины на бамперах), оставлять место аварии можно. И в выплате страховки вам не имеют права отказать.

Читайте также  Как вернуть страховку за проданный автомобиль

4. И напоследок: по закону сегодня предельный объём ответственности страховщика по одному страховому случаю составляет:

  • за вред, причинённый жизни или здоровью каждого потерпевшего и повлёкший гибель, — 2 000 МРП. За инвалидность I группы — 1 600 МРП, II группы — 1 200 МРП, III группы — 500 МРП; ребёнок-инвалид — 1 000 МРП. Если пострадавший получил увечье, травму без установления инвалидности, — в размере фактических расходов на лечение, но не более 300 МРП.
  • за вред, причинённый имуществу одного потерпевшего, — в размере причинённого вреда, но не более 600 МРП (1 515 000 тенге).
  • за вред, причинённый одновременно имуществу двух и более потерпевших, — в размере причинённого вреда, но не более 600 МРП каждому потерпевшему. При этом общий размер страховых выплат всем потерпевшим не может превышать 2 000 МРП. В случае превышения размера вреда над предельным объёмом ответственности страховщика страховая выплата каждому потерпевшему осуществляется соразмерно степени вреда, причинённого его имуществу.

Если был причинён ущерб больший, чем позволяет покрыть страховка, истребовать разницу можно только с виновника в гражданском порядке, в суде.

(1 МРП в 2019 году равен 2 525 тенге).

Что делать, если занизили выплату?

Порой страховые компании выплачивают автовладельцам меньше, чем требуется для полноценного ремонта. В некоторых случаях такие действия абсолютно законны, но чаще менеджеры занижают выплату без всяких оснований. Как заставить страховую компанию возместить ущерб целиком?

Кому жаловаться?

Всегда можно пожаловаться в Центробанк на действия менеджеров отдела выплат страховой компании. Однако в случае с занижением суммы возмещения это не принесет ощутимого результата. Если страховщик обоснует свои действия заключением экспертизы, как обычно и происходит, надзорная инстанция вряд ли сочтёт их противозаконными.

Однако всё же остаётся возможность отстоять свое право на выплату в полном объёме. Споры относительно занижения выплаты в денежном выражении можно решить через суд или финансового омбудсмена. В процессе рассмотрения дела будет назначена экспертиза для определения величины ущерба и стоимости устранения повреждений. Вердикт во многом зависит именно от заключения эксперта.

Перед обращением в суд или к омбудсмену автовладелец обязан обратиться к страховщику с письменной претензией. Не исключено, что после получения этого документа страховая компания решит возместить ущерб в полном объёме.

Перспективы подачи досудебной претензии, судебного процесса или вмешательства омбудсмена зависят от обстоятельств спора между автовладельцем и страховщиком. Потому стоит более подробно рассмотреть особенности расчёта размера ущерба по каждому виду страхования.

Занижение выплаты по КАСКО

Выплата по полису КАСКО при возмещении ущерба в денежной форме осуществляется на основании калькуляции. При этом в зависимости от условий договора страховщик может:

  • самостоятельно рассчитать размер выплаты;
  • обратиться в экспертную организацию.

В обоих случаях итоговая величина выплаты зависит от цены запчастей, подлежащих замене, а также от стоимости часа работы мастера СТОА.

Страховщик может взять среднерыночную цену как деталей, так и услуг СТОА. В таком случае автовладелец вряд ли останется доволен, особенно если речь о повреждении гарантийного автомобиля. Как известно, ремонт такого транспорта должен проводиться на дилерской технической станции, а потому стоит дорого.

Если не устраивает калькуляция ущерба, следует оспорить решение страховой компании в суде. При этом сначала необходимо обратиться к независимому эксперту и подать досудебную претензию, к документу следует приложить результаты экспертизы.

Заключение оценщика потребуется и при подаче судебного иска, необоснованность калькуляции страховой компании нужно ещё доказать. При необходимости суд может назначить дополнительную оценку ущерба. Такая процедура часто производится по материалам предыдущей экспертизы, но при возможности желательно не ремонтировать автомобиль до суда.

Итоги тяжбы со страховой компанией относительно размера выплаты зависят от результатов судебной экспертизы и сложившейся в регионе практики. Нереально предсказать итог конкретного дела, но в большинстве случаев суды обязываются страховщиков увеличить размер выплаты.

Занижение выплаты по ОСАГО

При определении размера денежной выплаты по ОСАГО есть два варианта развития событий.

  1. Если после осмотра автомобиля его собственник и страховщик пришли к соглашению о размере выплаты, независимая экспертиза не проводится.
  2. Если автовладелец не согласен с расчётом страховщика, обязательно проводится независимая экспертиза.

На практике первый вариант представляется маловероятным, потому как почти всегда страховые компании стараются перепоручить задачу по оценке ущерба независимому эксперту. Этот специалист непременно должен осмотреть машину и составить перечень повреждений.

В своей работе эксперт руководствуется законом и единой методикой определения ущерба, разработанной РСА. При расчёте используются фиксированные цены на запчасти и ремонтные работы.

Таким образом, сложно представить ситуацию, когда результаты двух разных экспертов могут разниться. Однако иногда случается и такое.

Например, эксперт может указать, что деталь нуждается в ремонте, хотя её необходимо заменить. В этом случае автовладельцу нужно самостоятельно заказать независимую экспертизу. Если расхождение между результатами первой и последующей экспертиз составляет менее десяти процентов, собственник автомобиля не сможет оспорить размер выплаты.

В иных случаях нужно передать страховой компании досудебную претензию. Соответственно, страховщик может:

  • согласиться с аргументами заявителя;
  • отказать в удовлетворении требования о доплате;
  • оставить претензию без рассмотрения.

Первый вариант автоматически исключает необходимость судебного разбирательства или обращения к омбудсмену. В остальных случаях нужно обращаться к финансовому уполномоченному или в суд. Итоги тяжбы относительно занижения выплаты почти всегда оказываются в пользу автовладельца.

Размер выплаты по ОСАГО при ДТП

Лимиты выплат по ОСАГО не устанавливают страховые компании. Их регулирует
Федеральный закон об ОСАГО ФЗ-40. В редакции от 2020 года установлены
следующие лимиты:

  • ущерб автомобилям и остальному имуществу возмещается в сумме до 400 000
    рублей;
  • выплата при оформлении европротокола не превышает 100 000 рублей для
    регионов и 400 000 для Санкт-Петербурга и Москвы;
  • ущерб здоровью или жизни пострадавший возмещается в пределах 500 000 рублей.

При этом количество лиц, пострадавших в дорожно-транспортном происшествии не
ограничено, и сумма максимальной выплаты не делится на всех, а положена
каждому.

Сроки выплаты не превышают двадцать дней, и если они увеличены по вине
страховой, то за каждый день просрочки начисляются пени.

Как рассчитывают денежную выплату по ОСАГО

При расчете компенсации учитывают стоимость деталей, которые необходимы для
ремонта, и работу мастеров. На данный момент также возможно получить выплату в
виде оплаты ремонта. Для этого сервис-центр оценивает цену ремонта и
выставляет страховой компании счет.

В случае если автомобиль был полностью уничтожен и не подлежит восстановлению,
максимальная сумма по-прежнему составляет 400 000 рублей. В этом случае сумму
компенсации рассчитывают так: определяют рыночную стоимость подержанной машины
после чего вычитают из нее сумму, которую можно выручить при продаже машины на
разборку. Остаток, в размере, не превышающем максимальную страховую сумму,
перечисляют на счет страхователя.

Если страховая компания занижает сумму выплаты или вовсе отказывается платить
— бывают и такие случаи — придется обратиться к независимому эксперту. Для
этого вам понадобится страховой договор, чек об оплате и официальное
заключение, заверенное подписью и печатью. Эксперт составит заключение,
которое нужно вновь передать в страховую. В случае повторного отказа, решать
проблему придется через суд.

При выплате ущерба здоровью обращают внимание на степень полученной
потерпевшим травмы, счет по оплате лечения и стоимость необходимых лекарств.
Для получения страховки придется предоставить справки и чеки из медицинских
учреждений.

В случае, если авария унесла жизнь потерпевшего, то выплата делится на две
части: 475 000 непосредственно за жизнь и еще 25 000 на похороны. При этом
страховая компания возмещает расходы на похороны только на основании
документов о затратах на погребение.

Как получить максимальную выплату от страховой

При аварийной ситуации немедленно остановите автомобиль, даже если ваша
остановка создаст препятствия для других участников дорожного движения. Затем
зафиксируйте точное время аварии, выставьте на проезжую часть знаки аварийной
остановки и включите аварийные сигналы.

После этого необходимо выяснить есть ли пострадавшие, и вызвать бригаду
скорой, если кому-то из участников необходима медпомощь. Затем вызывайте
ГИБДД, сотрудники которого составят официальный протокол. Желательно записать
данные свидетелей и сфотографировать место ДТП.

В течение следующих пяти дней обратитесь в отдел урегулирования убытков
страховой компании, чтобы составить заявление. Для этого вам потребуются
следующие документы:

  • паспорт пострадавшего;
  • паспорт или свидетельство о регистрации автомобиля;
  • водительские права и страховой полис ОСАГО;
  • протокол, составленный сотрудником ГИБДД или европротокол.

Вместе с документами необходимо предоставить автомобиль, который сотрудники
компании должны осмотреть лично, чтобы выяснить сумму ущерба и возможную
выплату. Затем остается только дождаться решения страховой компании и
зачисления денег на личный счет.