В пределах санитарно защитной зоны запрещено

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

умеренно опасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса – 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома
  • ландшафтно-рекреационные зоны
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков
  • другие территории:
    • спортивные сооружения
    • детские площадки
    • образовательные и детские учреждения
    • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель)
  3. здания управления, конструкторские бюро
  4. здания административного назначения
  5. научно-исследовательские лаборатории
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа
  7. бани, прачечные
  8. объекты торговли и общественного питания
  9. мотели, гостиницы, гаражи
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.)
  2. Описание местоположения таких зон
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. в картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. в материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I – III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Дом у завода: на что идут застройщики ради прибыли

В последние пять лет в России ежегодно сдается 80,9 млн квадратных метров жилья. Показатели прошлого года в этой сфере оказались даже выше цифр 2018 года на 9%. Соответственно, свободных земель для строительства становится меньше. При этом действующее законодательство содержит множество условий, которые не допускают или ограничивают возведение многоквартирных домов на том или ином участке.

На практике нередко возникают сложности с соблюдением санитарно-защитных зон, в пределах которых нельзя строить жилье. Нарушение этих границ чревато тем, что затрагиваются интересы сразу нескольких групп лиц, объясняет старший юрист Nasonov, Pirogov & Partners Nasonov, Pirogov & Partners Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Банкротство (включая споры) × Максим Волков: «Это и застройщик, и покупатели жилья, и предприятия, из-за которых установлена защитная зона». Поэтому в таких случаях тяжело найти справедливое решение, которое бы полностью всех устроило, говорит эксперт.

– «Загрязняющее» предприятие уменьшило мощность или перепрофилировало производство.

– Внедрило новые технологические решения, эффективные очистные сооружения и т. п.

Уменьшение санитарной зоны

С такой проблемой столкнулись жители Петербурга. С 2013 года санитарная зона завода финских красок «Тиккурила» простиралась на 150 м по всему периметру предприятия. Но в 2017 году главный санитарный врач Санкт-Петербурга сократил ее до 40 м с западной стороны по заявлению компании «Росси Строй Проект», которая проектировала рядом с производством элитный жилой квартал «Зима-Лето» от «Сэтл Сити», достроенный в том же году.

Чиновник опирался на те бумаги, которые ему предоставил Роспотребнадзор. Во-первых, заключение ФГБУ «ЦГиЭ», которое приложило к своему обращению «Росси Строй Проект». В этом документе эксперты указали, что санитарную зону стоит скорректировать из-за сокращения цехов «Тиккурилой». Во-вторых, письмо самого финского предприятия, в котором оно не возражает против уменьшения специальных границ. А в 2019 году иностранцы обратились в суд, заявив, что не «давали добро» на сокращение санитарной зоны. Они отметили, что не направляли перечисленных бумаг в Роспотребнадзор, подписи на письмах принадлежат не их сотрудникам (для проверки попросили назначить судебную экспертизу), а само предприятие даже не обследовали уполномоченные лица (дело № А56-119374/2018).

Этот спор является очередным примером, когда проектные декларации на объект и разрешение на строительство получают после начала работ. Такая проблема существует давно и в настоящее время не разрешена ни на законодательном уровне (путем повышения штрафов), ни на правоприменительном (застройщику невыгодно проходить бумажную волокиту до начала строительства). В итоге возникают подобные ситуации, когда построенный объект пытаются вписать в существующий генплан. А пострадавшими остаются будущие жители.

Мария Сидорова, партнер Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании ×

Две инстанции отклонили требования истца, сославшись на то, что владельцы завода не смогли опровергнуть выводы, содержащиеся в экспертном заключении ФГБУ «ЦГиЭ»: о ликвидации части производства и сокращении вредных выбросов. Кроме того, чиновники представили в дело бумаги, которые подтверждали основания для сокращения санитарной зоны, а проводить экспертизу нет смысла, потому что она только затянет процесс.

Но окружной суд пришел к другому выводу, указав на то, что на самом деле в материалах дела нет бумаг, которые бы подтверждали ликвидацию спорной части производства. Арбитражный суд Северо-Западного округа обратил внимание и на то, что некорректным является экспертное заключение, которое составлено без посещения завода уполномоченными лицами. Кроме того, АС СЗО посчитал необоснованным, что нижестоящие суды отказались проводить экспертизу подписей на документах, которые, по словам истца, их сотрудники не ставили. Учитывая перечисленные обстоятельства, окружной суд отменил акты первой инстанции с апелляцией и отправил дело на новое рассмотрение обратно в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (пока еще не рассмотрено).

Читайте также  Изменения категории земель для дачного строительства

Санитарная зона в 150 м – это мало для лакокрасочного предприятия. По закону там и все 300 м можно было бы установить. Интересно, что Роспотребнадзор решает уменьшить санитарную зону до 40 м и по чистому совпадению как раз в ту сторону, где строят жилой комплекс. Зону уменьшили лишь в 2017 году, так что на момент получения разрешений на строительство она составляла 150 м. Сносить дом в этой ситуации вряд ли станут, поэтому жильцы могут требовать возмещения убытков за негативные эффекты соседства с застройщика или госорганов, которые допустили строительство.

Вероника Величко, советник Avelan Avelan Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании ×

Стройка у предприятий и аэропорта

С похожей ситуацией столкнулось в Екатеринбурге предприятие «ПепсиКо», рядом с которым компания «ПИК» решила возвести многоквартирные дома. Под стройку досталась территория бывшего завода пластмасс, которую перевели в жилую зону. Иностранная компания оказалась против такого соседства и решила остановить стройку в судебном порядке.

«ПепсиКо» предъявляло два иска: сначала пыталось оспорить проект межевания территории под объект ПИКа (дело № А60-63828/2017), а затем – выдачу компании разрешения на строительство (дело № А60-15618/2018). Оба спора истец проиграл. Заявитель утверждал, что санитарная зона вокруг его предприятия составляет 100 м. Но суды установили, что по градостроительным документам защитная зона территории «ПепсиКо» составляет лишь 50 м, поэтому при утверждении проектной документации жилого комплекса все исходили именно из такой цифры.

А ЖК «Молодежный» в уральской столице и вовсе построили, несмотря на то что он расположился в защитной зоне аэродрома. Суд запретил строить многоквартирные дома у аэропорта Кольцово на землях промышленного назначения (дело № А40-155426/2012). Но объекты все равно ввели в эксплуатацию, а участок перевели в жилую зону. Эта ситуация показывает, что даже при наличии нарушений такие крайние меры, как снос жилых домов, если и принимаются, то в исключительных случаях, замечает Волков.

Проблемы с документами

Бывают случаи, когда застройщики представляют в уполномоченный орган неполный комплект документов и скрывают информацию, которая бы препятствовала строительству, а чиновники не очень внимательно проверяют эти бумаги. В деле № А55-20056/2018 застройщик оспаривал постановление администрации, которым та аннулировала собственное разрешение на строительство, выданное двумя годами ранее.

Причина – власти установили, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), на основании которого одобрили стройку, не содержит информацию об ограничениях из-за нахождения рядом действующего радиотехнического объекта. Суд признал законной отмену разрешения на строительство. А в деле № А32-2694/2016 выяснилось, что застройщик начал возводить многоквартирный дом в водоохранной зоне озера, даже не предоставив заключение государственной экологической экспертизы.

С похожей ситуацией столкнулись и обладатели квартир в элитном комплексе апартаментов Loft River. В конце декабря прошлого года Тушинский районный суд г. Москвы постановил снести дом, поскольку он построен на особо охраняемой природной территории (дело № 02-0017/2019). Строить там нельзя, хотя проект получил разрешение на строительство, а Росреестр зарегистрировал право собственности за новоселами.

Партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Региональный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Александр Латыев обращает внимание на то, что у покупателей жилья в спорных ситуациях нет практически никакой защиты: «Конечно, они смогут потребовать назад свои деньги от застройщика, но вот сможет ли он их вернуть – это большой вопрос». По его мнению, следует обсуждать гражданско-правовую ответственность госорганов, выдавших положительные заключения, если отсутствовали основания для этого: «В том числе за счет бюджета». Павел Лобачев из Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Управление частным капиталом 23 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47 место По выручке Профайл компании × тоже считает, что покупатели квартир в «петербургском деле» смогут подать иски не только к застройщику, но и к Роспотребнадзору: «Если будет установлено, что границы санитарно-защитной зоны изменили с нарушением установленной законом процедуры».

А вот предприятию защитить свои интересы поможет осмотрительность, говорит Волков: «Чем раньше обнаружить строительство жилья в защитной зоне, тем больше вариантов останется для урегулирования ситуации». До ввода дома в эксплуатацию у завода больше шансов отстоять свои интересы и признать постройку самовольной, чтобы добиться ее сноса, отмечает эксперт: «После ввода в эксплуатацию ситуация станет гораздо сложнее, поскольку суды очень осторожно относятся к интересам собственников жилья».

– Выяснить, нет ли рядом объектов, вокруг которых может быть специальная зона (объекты промышленности, энергетики, военные объекты, газопроводы).

– Заказать выписки из ЕГРН на участок, где располагается или планируется к возведению жилье, а также на смежные земли.

– Изучить правила землепользования и застройки территории, публичную кадастровую карту, а еще запросить градостроительный план земельного участка, советует Лобачев.

Причины сложностей и их решения

Одной из главных причин подобных ситуаций является то, что гражданские права на недвижимость и публично-правовые ограничения ее использования находятся в параллельных реальностях, утверждает Латыев: «Есть огромное количество объектов с установленными вокруг них защитными зонами, которые проходят рядом или даже по чужим участкам». Собственники таких земель не могут их использовать в полном объеме, а потенциальные покупатели объектов не всегда могут узнать об этом, добавляет эксперт. А вот если бы санитарная зона, захватывающая соседний участок, оформлялась как сервитут на него, то вопросов было бы намного меньше, уверен Латыев.

Чаще всего застройщики возводят объекты там, где есть какие-то ограничения, когда не обладают этой информацией. Во многих случаях это происходит, потому что уполномоченные госорганы, которые должны это выявлять, сами не знают о таких ограничениях либо плохо делают свою работу. Ну и случаев «мухлежа» со стороны застройщиков тоже много. Чаще всего это получение вместо нормальных документов каких-то гарантийных писем, что все будет сделано, но потом и кем-нибудь.

Дмитрий Некрестьянов, партнер Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Региональный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 7 место По количеству юристов Профайл компании ×

Ситуация изменится в лучшую сторону, когда в ЕГРН будет информация обо всех действующих зонах с особыми условиями использования территорий, надеется Лобачев. По закону все сведения туда должны окончательно внести до 1 января 2025 года. Расчетные и нормативные санитарные зоны перестанут действовать с 1 января 2022 года. С этой же даты в ЕГРН должны вноситься все новые зоны с особыми условиями, но старые продолжат существовать до 2025-го. Строго формально санитарная зона должна быть головной болью владельца источника загрязнения, уверен Дмитрий Некрестьянов, партнер Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Региональный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 7 место По количеству юристов Профайл компании × : «По факту он своей деятельностью и по своей воле создает риски и ограничения для собственников других участков, поэтому все негативные финансовые последствия должны возлагаться на него».

Поэтому на законодательном уровне нужно установить более четкие условия, при которых можно уменьшить границы санитарных зон по заявлению лиц, которые не владеют участком, считает Андрей Стаценко, старший юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × . Нужно детально прописать механизм привлечения предприятия к разрешению этого вопроса в обсуждаемых случаях, утверждает Игорь Чумаченко, партнер VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2 место По выручке 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8 место По количеству юристов Профайл компании × . А еще – точнее разграничить ситуации, когда при временной остановке производства можно и нельзя уменьшить санитарную зону, резюмирует Стаценко.

Сокращение санитарно-защитной зоны

Сокращение санитарно-защитной зоны

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория около объекта производства, предназначена для защиты жилых и общественных зданий, зон отдыха, курортно-рекреационной местности от возможного вредного воздействия на здоровье человека. Установление санитарно-защитной зоны является обязательным для всех объектов предпринимательской деятельности, которые могут быть источником негативного воздействия на окружающую среду и человеческое здоровье. Также СЗЗ рассматривается как территория с особенным режимом и порядком использования (ограничения в эксплуатации для сокращения воздействия химических и физических факторов на атмосферный воздух).

Во время работы над проектом СЗЗ и проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы для определения размеров СЗЗ объектов применяются термины и определения, утвержденные законодательными актами и санитарными нормами и правилами. Размеры санитарно-защитной зоны устанавливаются и регулируются проектными документами, технологическими регламентами оборудования и государственными нормативными актами и Государственными Санитарными Правилами 173-96. Разработка проекта СЗЗ может быть необходима для котельной. СЗЗ для действующих объектов может быть скорректирована согласно положениям ГСП 173-96.

Читайте также  Новый законопроект о использовании земельного участка

Основными объектами воздействия на население являются: шум, вибрация, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и другие биологические, химические, радиоактивные потенциально опасные объекты воздействия. Корректировка и определение размеров санитарно-защитной зоны осуществляется таким образом, чтобы концентрация вредных веществ или уровней шума, вибрации на ее границе не превышала предельно допустимые значения. То есть, санитарно-защитная зона выступает в роли защитного барьера, обеспечивая сохранение здоровья человека и необходимый уровень безопасности во время постоянной работы объекта воздействия. С целью защиты от вредного воздействия и для более эффективной задержки вредных веществ, санитарно-защитную зону засаживают зелеными насаждениями, также рекомендуется применение однорядного двухуровневого озеленения, а также вечнозеленых деревьев.

Запрещается размещать в санитарно-защитной зоне жилые дома, базы и зоны отдыха, территории садоводства, санатории и коттеджные комплексы, индивидуальные или коллективные дачные участки, детские и спортивные площадки, оздоровительные, лечебные и детские учреждения, образовательные учреждения. Также в СЗЗ не допускается размещение предприятий по производству лечебных препаратов и средств, складских комплексов для хранения веществ и материалов для фармакологического производства, объектов пищевой промышленности, складов для хранения продовольственного сырья и продуктов питания, объектов водопроводных сооружений для питьевой воды.

Не запрещается размещать в пределах санитарно-защитной зоны объекта промышленности: помещения для работников-вахтеров (но сроком не более двух недель), нежилые комнаты для аварийного персонала, административные здания, исследовательские лаборатории и конструкторские бюро, поликлиники, прачечные и бани, отели, мотели, гаражи и помещения для индивидуального и общественного транспорта, депо, коммуникации, газо- и нефтепроводы, линии электропередач, скважины, сооружения для подготовки хранения технической воды, станции техобслуживания, автозаправочные станции и канализационные станции. В современных условиях развития средств и методов шумоизоляции и в условиях недостаточного места для жилой застройки, квалифицированными предприятиями обеспечивается возможность жилой застройки возле объектов, находящихся в СЗЗ.

В частности, специалистами компании MCL и архитектурного бюро был разработан комплекс мер и специальных архитектурных решений, предоставивших возможность размещение жилого комплекса в пределах санитарно-защитной зоны. Как один из примеров необходимого сокращения санитарно-защитной зоны имеет место случай: за годы простоя в работе свинарного комплекса в его близости появилась жилая застройка, а в помещении бывшего свинарника появился цех с выпечки хлебобулочных изделий. Новый владелец свинарника ввел в эксплуатацию брошенный свинарный комплекс и за счет применения современного европейского оборудования, применению биологично-активных пробиотиков, которые помогли сократить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и благодаря работе специалистов компании MCL удалось добиться сокращение СЗЗ.

Специалисты ООО «эМСиэЛ», руководствуясь многолетним опытом в разработке индивидуальных проектных решений, направленных на нивелирование воздействия вредных факторов на человеческое здоровье и руководствуясь объективным обоснованием возможности сокращения санитарно-защитной зоны предоставляют услуги по ее сокращению либо обоснованию возможности размещения объекта жилой застройки в пределах санитарно-защитной зоны.

Все что нужно знать юр. лицам
о санитарно-защитной зоне

Зачем нужна санитарно-защитная зона

Если у предприятия нет санитарно-защитной зоны, то деятельность предприятия могут приостановить на 90 дней или вовсе запретить по решению суда.

Согласно постановлению правительства Российской Федерации № 222 от 3 марта 2018 года, санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству и реконструируемых объектов (т.е. все предприятия) являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

31 декабря 2019 года Федеральным законом №455-ФЗ от 27.12.2019г. были внесены изменения по увеличению сроков установления СЗЗ. Теперь до 1 января 2022 года застройщики могут получить разрешение на строительство, даже если окончательная санитарно-защитная зона не установлена.

Санитарно-защитная зона по административному регламенту устанавливается 30 дней. При подаче документов в электронном виде через Госуслуги 20 дней. Штрафы за отсутствие СЗЗ в размере от 2000 до 100 000 рублей, однако, могут быть наложены неоднократно в результате каждой проверки. Но самое главное, деятельность предприятия могут приостановить на 90 дней или вовсе запретить по решению суда. С иском о запрете деятельности может выступить прокуратура, Управление Роспотребнадзора.

Зачем необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств различной степени опасности.

Установленная граница СЗЗ позволяет определить правильное эксплуатацию производства внутри и за ее пределами.

Проектом можно более точно рассчитать, какое негативное воздействие несет производство на окружающую среду. Таким образом сократить нормативный размер зоны до реально необходимого.

Например, бывают объекты, у которых нормативная санитарно-защитная зона 50 метров, но после проведения замеров, аналитических расчетов может оказаться, что воздействие на окружающую среду предприятия несет только в рамках производственной площадки. В таком случае санитарно-защитная зона накладывается только на земельный участок объекта недвижимости и описание местоположения границ, а значит и постановка на кадастровый учёт зоны, не требуются.

Проект санитарно-защитной зоны является правовой защитой организации на иски от заинтересованных лиц (конкурентов, жителей ближайших домов). К тому же он является основой для получения лицензий, например на утилизацию или выброс каких-то продуктов деятельности предприятия.

Почему нельзя установить СЗЗ без проекта

Санитарно-защитную зону нельзя установить без проекта, потому что проект включает в себя все расчеты по воздействию предприятия на окружающую среду, шум, загрязнение воздуха, воды и т.д.

Проект проходит экспертизу в центре гигиены и эпидемиологии, получает экспертное заключение, далее все переходит в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор выпускает санитарно-эпидемиологическое заключение и акт об установлении санитарно-защитной зоны, где прописаны координаты зоны (которые предоставляют Кадастровые инженеры в проекте) и уже Роспотребнадзор подаёт документы в Росреестр. Росреестр вносит сведения и устанавливает санитарно-защитную зону, которую можно увидеть на публичной кадастровой карте.

При разработке проекта санитарно-защитной зоны учитывается расположение таких участков как садоводство, жилая застройка, сельскохозяйственная территория, рекреационная территория, зоны санитарной охраны водных объектов и т.п. По замерам экологи смотрят, возможно ли данную территорию обойти, уменьшив размер СЗЗ. Поэтому, зона получается кривая и меньше нормативного размера, а значит и ответственности предприятие несет за меньшую территорию.

На что влияет санитарно-защитная зона

Исходя из постановления правительства РФ № 222 от 3 марта 2018 все предприятия должны установить санитарно-защитную зону.

В границах СЗЗ запрещено: размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организация отдыха и оздоровления людей, ведения садоводства рекреационного назначения.
Также запрещено размещение объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей, оптовых складов продовольственного сырья, пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции предназначенного для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

В случае, когда рядом находятся два производства, то они могут накрывать друг друга своей санитарно-защитной зоной, если эти производства не связаны с пищевой отраслью. А допустим два металлургических завода могут спокойно находиться рядом и накладывают санитарное-защитную зону друг на друга.

СЗЗ при реконструкции

Санитарно-защитная зона устанавливается один раз и бессрочно. Если со временем предприятие модернизируются в большую или меньшую сторону, а значит происходит изменение площади объекта недвижимости, тогда это уже реконструкция предприятия, следовательно проект санитарно-защитной зоны необходимо разрабатывать заново. И уже он будет проходить экспертизу вместе с получением разрешения на реконструкцию.

Если же предприятие хочет построить новый объект недвижимости на своей территории, прежде чем получить разрешение на строительство, по новым принятым законам, необходимо установить СЗЗ.

Если организация временно на какой-то определенный срок меняет выработку продукции. То проект не подготавливается и зона не меняется. Но за выполнение требований по санитарно-защитной зоне по выбросам по всем источником негативного воздействия несет ответственность полностью предприятия и то как они используют, нарушают или не нарушают границы своих санитарно-защитных зон.

Запрет на строительство дома со ссылкой на нормы СанПиН без соответствующих расчетов недопустим

10 апреля Московский городской суд удовлетворил административный иск собственника участка с категорией земли для индивидуального жилищного строительства, которому было отказано в выдаче разрешения на строительство дома.

В 2016 г. Юлия Яковлева приобрела участок с категорией земли для индивидуального жилищного строительства в деревне Архангельской г. Москвы в поселке КП «Зосимово». В 2017 г. она направила в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы документы для получения разрешения на строительство дома, однако в выдаче разрешения ей было отказано в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ) он расположен в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное.

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 г. Юлии Яковлевой в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство было отказано. Судами первой и апелляционной инстанций отказ в выдаче разрешения на строительство был признан законным в силу того, что ГПЗУ содержит сведения о наличии санитарно-защитной зоны в границах земельного участка.

Женщина обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением (имеется у «АГ») о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Москвы в части установления санитарно-защитной зоны в границах ее земельного участка.

В административном иске указывается, что согласно ст. 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить данному Кодексу. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.

Отмечается, что на момент принятия Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, порядок установления санитарно-защитной зоны регулировался Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Читайте также  Водительское удостоверение украины как проверить подлинность

В соответствии с п. 4 СанПиН для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

В иске отмечается, что согласно ответу филиала ОАО «РЖД» – Московская железная дорога железнодорожная станция Бекасово-Сортировочное относится к объектам III класса. Соответственно, для того, чтобы санитарно-защитная зона была установлена на земельном участке административного истца, должны быть разработаны проект санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, подтвержденный результатами натурных исследований и измерений, а также решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ.

Согласно ответу Роспотребнадзора по г. Москве, данные о согласовании расчетной санитарно-защитной зоны отсутствуют. В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» ответили, что протоколы замера физических факторов от железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное ими не выполнялись, а в Управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту сообщили, что проектов санитарно-защитной зоны, ориентировочной санитарно-защитной зоны, сокращения санитарно-защитной зоны предприятий станции Бекасово-Сортировочное на рассмотрение в Роспотребнадзор не поступало.

Указывается, что гражданское и земельное законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из положений п. 1 и 2 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. «Иными словами, ограничения прав собственника должны быть ему известны и предусмотрены законом. В данном случае в отношении земельного участка …, принадлежащего Яковлевой Ю.В. на праве собственности, какие-либо ограничения и обременения прав собственника не установлены, что усматривается из выписки ЕГРН», – отмечается в административном иске.

В связи с этим Юлия Яковлева попросила суд признать недействующими Правила землепользования и застройки г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства г. Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП, в части установления в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка санитарно-защитной зоны.

Суд встал на сторону административного истца

В Мосгорсуде представитель административного истца адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина указала, что в связи с установлением границ санитарно-защитной зоны Юлии Яковлевой было отказано в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома, тогда как собственники соседних участков, обратившиеся за получением разрешений на строительство до введения в действие оспариваемых Правил, такие разрешения получили.

Представители административного ответчика – Правительства Москвы, одновременно представляющие интересы Москомархитектуры, просили в удовлетворении заявленного требования отказать. Они указали, что санитарно-защитная зона была установлена на основании расчетов, выполненных ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы» и впоследствии подтвержденных изменениями, которые были проведены после принятия оспариваемого постановления. Кроме того, представители отметили, что санитарно-защитная зона установлена ориентировочно, в связи с чем постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – полагал требование административного истца обоснованным. Он указал, что расчеты ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы» выполнены лишь по одному из видов загрязнения и являются только начальным этапом разработки проекта санитарно-защитной зоны, после которого уполномоченным органом должна проводиться экспертиза расчетов, результаты которой вместе с расчетами направляются Главному государственному санитарному врачу субъекта РФ для утверждения, после которого соответствующие данные вносятся в ЕГРН.

Прокурор также полагала, что требование административного истца подлежит удовлетворению.

Суд отметил, что из письменных возражений административного ответчика следует, что основанием для отображения в территориальной части Правил землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны для станции Бекасово-Сортировочное послужили результаты расчетов ориентировочного размера санитарно-защитной зоны от основных источников шума, выполненные ГУП «НИИ и ПИ Генплана Москвы», однако расчетов по иным показателям, оказывающим вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, ЭМП и др.), не проводилось.

Мосгорсуд указал, что постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. В соответствии с п. 2 постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления его в силу, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на него за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта в срок не более одного года со дня вступления постановления в силу.

«Между тем, как было установлено судом, ни по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта, ни по состоянию на дату разрешения административного спора в Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, включая его московский территориальный отдел, соответствующее заявление с приложением к нему проекта СЗЗ, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны от правообладателя станции Бекасово-Сортировочное не поступало. Как следствие, размеры и границы СЗЗ для данного объекта Главным государственным санитарным врачом г. Москвы или его заместителем не утверждались», – подчеркивается в документе.

Кроме того, суд отклонил доводы административного ответчика о том, что спорная санитарно-защитная зона установлена ориентировочно, в связи с чем постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку правила, установленные п. 2.1 и 2.1 СанПиН, устанавливают определенную процедуру разработки проекта санитарно-защитной зоны, которая в отношении станции Бекасово-Сортировочное фактически не начиналась.

«Таким образом, размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны не могут быть самостоятельно определены Правительством Москвы, поскольку размеры, в том числе ориентировочной зоны, утверждаются уполномоченным должностным лицом органа по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, чему предшествует проведение соответствующих исследований и измерений», – указал Мосгорсуд.

Суд удовлетворил административный иск и признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы» в части установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка Юлии Яковлевой.

Адвокат считает, что судебного разбирательства можно было бы избежать

В комментарии «АГ» Анна Минушкина рассказала о том, почему возникла такая ситуация. «Проект застройки поселения Новофедоровское был разработан еще в 2011 г., до включения территорий в состав Москвы. Для того чтобы выделить земли под строительство, органами местного самоуправления застройщику были выдвинуты требования по обеспечению безопасности жителей от железнодорожной станции: установление защитного забора, который бы отделял поселок от станции и поглощал шум. Застройщик такой забор не установил. В 2017 г., после перехода Троицкого и Новомосковского округов в состав г. Москвы, были разработаны новые правила землепользования и застройки г. Москвы, принято постановление Правительства г. Москвы № 120-ПП. В этом постановлении и была определена ориентировочная санитарно-защитная зона Троицкого административного округа. Сделано это было без каких-либо замеров и заключений компетентных органов», – указала Анна Минушкина.

По ее мнению, если бы вопрос с установлением забора был решен своевременно, размер санитарно-защитной зоны был бы лишь в пределах станции. «Такой размер санитарно-защитной зоны, как сейчас, был установлен по причине бездействия органов местного самоуправления. Этот вопрос сейчас рассматривается в прокуратуре и следственном комитете», – отметила адвокат.

Анна Минушкина добавила, что Правительство Москвы уже подало апелляционную жалобу на решение Московского городского суда.

Практика по аналогичным делам

Партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова рассказала об имеющейся практике по таким делам. «В подавляющем большинстве случаев собственники объектов недвижимости, чьи права нарушались уполномоченными органами власти (будь то выдача ГПЗУ с ограничениями в части использования земельного участка по причине его вхождения в зону с особыми условиями использования территории, отказ в выдаче разрешения на строительство или реконструкцию и т.п.), видя лишь вершину айсберга, оспаривали полученный акт, что при системном анализе действующего законодательства и сложившейся на его базе судебной практике надлежащим способом защиты не является», – указала эксперт. Она также отметила, что такой способ защиты причины получения отрицательного результата для собственника не устранял, т.е. нарушенное право не восстанавливалось.

Юлия Бузанова указала, что, как и в рассматриваемом деле, суды указывали на необходимость проверки законности и правомерности утверждения документа градостроительного зонирования как первоисточника сведений об объекте недвижимости (в том числе допустимого режима его использования), поэтому при выявлении пороков нужно оспаривать именно нормативно-правовой акт, противоречащий нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Юрист отметила, что в рамках рассматриваемого дела суд пришел к выводу о том, что при разработке градостроительной документации внесение ориентировочных сведений, нарушающих права и законные интересы правообладателей объектов недвижимости, недопустимо – введение того или иного режима ограничения возможно только при строгом соответствии процедуре его установления. Юлия Бузанова указала, что аналогичным образом данный вопрос разрешается и в других регионах (Определение ВС РФ от 6 декабря 2018 г. № 51-АПГ 18-22), в связи с чем можно сделать вывод о том, что суды вышестоящих инстанций принятое по настоящему делу решение поддержат, а практика принятия уполномоченными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, постепенно сократится.