Выявление конфликта интересов в некредитных финансовой организации

Проект указания Банка России «О порядке и сроке направления уведомлений лицами, распоряжающимися (владеющими) акциями (долями) отдельных некредитных финансовых организаций, в Банк России и некредитную финансовую организацию и порядке направления Банком России запроса и получения информации о таких лицах»

На сайте Банка России размещен Проект указания Банка России «О порядке и сроке направления уведомлений лицами, распоряжающимися (владеющими) акциями (долями) отдельных некредитных финансовых организаций, в Банк России и некредитную финансовую организацию и порядке направления Банком России запроса и получения информации о таких лицах».

Документы

Комментарии по проекту нормативного акта просьба направлять на электронную почту akinshina@naufor.ru до 21 сентября 2020 года включительно для их последующей передачи в Банк России.

  • Профучастникам
  • Указание Банка России «Об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации»
  • Разъяснение Банка России о тестировании инвесторов и использовании «дедушкиной оговорки»
  • С 1 октября 2021 года для профучастников рынка ценных бумаг вступает в силу ряд новых документов
  • Банк России утвердил новую редакцию Базового стандарта защиты прав инвесторов для управляющих
  • Вице-президент НАУФОР Кирилл Зверев рассказал об основных нарушениях инвестиционного профилирования управляющими
  • Банк России вводит норматив достаточности капитала для профучастников-НФО
  • Совет НАУФОР по брокерской деятельности обсудил проект изменений в стандарт предложения финансовых инструментов
  • КФН Банка России утвердил тестирования брокерами неквалифицированных инвесторов при покупке сложных финансовых инструментов
  • «Неквалы» не смогут покупать внебиржевые ПФИ до 1 апреля 2022 г, даже если совершали эти сделки ранее — разъяснение ЦБ РФ
  • Опубликованы изменения в Стандартные условия срочных сделок на процентные ставки и сделок свопцион
  • НАУФОР подготовила обзор надзорной практики инвестиционного профилирования клиентов
  • Совет директоров Банка России установил уровни кредитных рейтингов и перечень индексов
  • Банк России установил приемлемый уровень кредитного рейтнга для приобретение облигаций неквалифицированными инвесторами — физическими лицами
  • Банк России опубликовал список компаний с признаками нелегальной деятельности
  • Проект Указания Банка России «Об установлении обязательного норматива достаточности капитала для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую, брокерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность форекс-дилеров»
  • НАУФОР создаст рабочую группу для разработки методических рекомендаций в отношении открытых клиентских позиций
  • Ответ Банка России на запрос НАУФОР и НФА о доступности финансовых инструментов в части брокерской деятельности
  • Указание Банка России «О требованиях к системе внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг»
  • НАУФОР начинает сбор замечаний к проекту Указания ЦБ РФ о конфликте интересов профучастника
  • 29 января вступает в силу Указание Банка России от 07.12.2020г. № 5652-У
  • Банк России утвердил изменения в базовый стандарт о порядке предоставления клиентам информации о ценах, расходах и вознаграждении брокера
  • Информационное письмо по вопросам применения Внутреннего стандарта «Требования к взаимодействию с физическими лицами при предложении финансовых инструментов»
  • Банк России рекомендовал не продавать неквалифицированным инвесторам сложные финансовые инструменты
  • Опубликовано Положение Банка России о порядке приостановления и возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  • Комитет по стандартам по брокерской деятельности при Банке России согласовал изменения в базовый стандарт о порядке предоставления клиентам информации о ценах, расходах и вознаграждении брокера
  • НАУФОР установила размеры взносов на 2021 год
  • ЦБ РФ опубликовал проект Указания о требованиях к осуществлению брокерской деятельности в отношении использования драгметаллов на счетах клиентов
  • Начинается прием заявок в состав дисциплинарного комитета НАУФОР
  • Со 2 ноября 2020 года вступает в силу Указание ЦБ РФ №5486-У «О порядке представления НКО отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ»
  • ЦБ уточнит требования к стандартам по защите прав участников рынка финуслуг
  • Проект указания Банка России «О порядке и сроке направления уведомлений лицами, распоряжающимися (владеющими) акциями (долями) отдельных некредитных финансовых организаций, в Банк России и некредитную финансовую организацию и порядке направления Банком России запроса и получения информации о таких лицах»
  • НАУФОР направила в Банк России предложения к проекту Указания О требованиях к системе внутреннего контроля профучастника
  • Письмо Банка России о завершении срока действия временных послаблений
  • Банк России опубликовал рекомендации для эмитентов
  • Банк России устанавливает с 1 октября следующего года норматив краткосрочной иквидности для брокеров
  • О порядке торгов в нерабочие и праздничные дни
  • Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 июля 2015 года № 481-П
  • Обсуждение проекта Указания Банка России «Об обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг требованиях, направленных на выявление конфликта интересов, управление им и предотвращение его реализации»
  • Проект Указания Банка России «О требованиях к осуществлению брокерской деятельности при совершении брокером отдельных сделок за счет клиента. «
  • С 8 мая 2020 года вступает в силу Инструкция Банка России «О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц»
  • Информационное письмо ЦБ РФ «О неприменении Банком России мер за отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ»
  • НАУФОР отложила действие ряда внутренних стандартов до 1 января 2021 года в связи с COVID-19
  • Профучастники поплатятся лицензией за внебиржевые бинарные опционы и CFD — эксперты — Прайм, 29 марта 2020
  • О работе в период с 30 марта по 3 апреля 2020 профучастников рынка ценных бумаг
  • Информационное письмо для управляющих о применении базового стандарта защиты прав и интересов инвесторов
  • О порядке представления в Банк России показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за год в формате XBRL
  • НАУФОР начинает прием сведений о поступивших обращениях (жалобах)
  • Письмо Банка России о заполнении профессиональными участниками рынка ценных бумаг формы отчетности 0420418
  • Форма отправки сведений о поступивших обращениях (жалобах)
  • Банк России опубликовал информационное письмо «О рекомендациях исполнительным органам финансовых организаций»
  • Информационное письмо ЦБ РФ о дистанционном расторжении договоров
  • Не маркетплейс красит человека — Коммерсантъ, 15 января 2020
  • ЦБ РФ опубликовал поправки в Положение №503-П «О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов»
  • ЦБ РФ отсрочил применение мер за несоблюдение требований п. 9-11 Положения №684-П до 1 июля 2020 года
  • В отсутствие иного договора профучастник не освобождается от ответственности за невозврат средств при банкротстве кредитной организаиции
  • НАУФОР и НФА подготовили совместное письмо по вопросам применения Базового стандарта защиты прав и интересов физ. и юр. лиц
  • Письмо Банка России о расчете размера собственных средств
  • 11 декабря 2019 года состоялось заседание Комитета НАУФОР по депозитарной деятельности
  • НАУФОР и НФА подготовили совместное разъяснение к базовому стандарту по брокерской деятельности
  • Госдума РФ приняла во втором чтении поправки в закон «О рынке ценных бумаг» в части совершенствования брокерской деятельности
  • Банк России опубликовал доклад «О финансовых индикаторах»
  • С 1 декабря 2019 года вступает в силу базовый стандарт защиты прав инвесторов
  • НАУФОР предлагает регламентировать порядок закрытия брокерами позиций клиентов на уровне методических рекомендаций
  • О целесообразности закрепления на уровне базовых или внутренних стандартов СРО принципов закрытия позиций клиентов на срочном рынке
  • Брокеры гнутся под грузом отчетов — Коммерсант, 30 сентября 2019
  • «Фридом финанс» может купить еще одного брокера — Ведомости, 27 сентября 2019
  • Брокеры в долгу у клиентов — Коммерсант, 26 сентября 2019
  • Киберсамооценка — Коммерсант, 18 сентября 2019
  • Оптимизация регуляторной нагрузки: совместная работа Банка России и участников финансового рынка
  • Совет директоров ЦБ РФ принял решение об установлении уровней кредитных рейтингов, используемых для целей применения Указания № 5099-У
  • Разъяснения СРО отдельных положений Базового стандарта совершения брокером операций на финансовом рынке
  • Обсуждение проекта Рекомендаций должностным лицам финансовых организаций, разработанных ЦБ РФ
  • НАУФОР разработала методические рекомендации по определению конфеденциальной информации
  • НАУФОР предлагает разделять активы клиентов по их требованию в банках-профучастниках — Прайм, 23 июля 2019
  • Банк России опубликовал на своем сайте проект Указания «Об установлении норматива краткосрочной ликвидности для брокера, которому клиентами предоставлено право использования их денежных средств в его интересах»
  • С 1 января 2020 года вступает в силу и применяется начиная с составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год Указание Банка России от 10.06.2019 № 5166-У
  • С 23 июля 2019 года вступает в силу Указание ЦБ РФ от 22.04.2019 № 5128-У «О порядке и сроках предоставления информации Инсайдерами»
  • Банк России опубликовал концепцию регулирования требований к квалификации специалистов рынка ценных бумаг
  • С 1 июля 2019 года вводятся новые требования к маржинальной торговле
  • Информационное письмо Банка России о квалификационных аттестатах
  • НАУФОР публикует список брокеров, готовых принять участие в размещении облигационных займов для субъектов малого и среднего предпринимательства
  • В Минюст РФ направлено Указание ЦБ РФ от 22 марта 2019 г. № 5099-У «О требованиях к осуществлению профдеятельности на рынке ценных бумаг в части расчета размера собственных средств»
  • ЦБ РФ опубликовал Руководство для членов совета директоров финансовой организации
  • План подготовки нормативных актов в сфере финансового рынка ЦБ РФ на 2019 год
  • Опубликовано Указание Банка России № 5013-У
  • Разъяснения СРО отдельных положений Базового стандарта совершения депозитарием операций на финансовом рынке
  • О целесообразности определения профучастниками порядка прекращения обязательств по договорам в отношении иностранных ценных бумаг
  • Информация для депозитариев о применении положений законодательства РФ при осуществлении деятельности
  • Информационное письмо о разъяснении отдельных положений Базового стандарта совершения брокером операций на финансовом рынке
  • Разъяснения СРО отдельных положений Базового стандарта совершения депозитарием операций на финансовом рынке
  • Обсуждение разрабатываемого ЦБ РФ законопроекта о сегрегации активов профучастников — до 23 октября 2018
  • Новые разъяснения в отношении базовых стандартов депозитарной деятельности
  • Разъяснения СРО отдельных положений Базовых стандартов брокерской деятельности
  • Разъяснения СРО отдельных положений вступающих с 16 ноября 2018 года Базовых стандартов депозитарной деятельности
  • Письмо ЦБ РФ о возможности сокращения сроков рассмотрения заявлений на регистрацию изменений и дополнений в правила ДУ ОПИФ
Читайте также  Поменять фамилию в снилс через госуслуги

Москва, Россия
1-й Коптельский пер., д.18, стр.1
7(495)787-77-74
7(495)787-77-75

Выявление конфликта интересов в некредитных финансовой организации

Вопрос: Что такое «коррупция», и какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Коррупция это – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

Вопрос: Что такое конфликт интересов на государственной службе?

Ответ: В соответствии с Федеральным закономот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Вопрос: В случае, если у государственного служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он дожен предпринять?

Ответ: Обязательно долженуведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной форме, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный законот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Вопрос: В 2019 году приобрел квартиру стоимостью 8 500 000 руб. Необходимо ли сообщать о данной сделке, в каком порядке и кому?

Ответ: С 1 января 2013 года устанавливается контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу за три последних года.

Указанный контроль осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон).

Законом определен круг лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами. В частности, это лица, замещающие должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона лицо, замещающее одну из должностей государственной службы, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Вопрос: В какой срок государственные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Вопрос: Что относится к источникам доходов государственного служащего, полученных им за отчетный период?

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).

Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 3.2. «Транспортные средства» раздела 3. «Сведения об имуществе» указывать автомобиль, находящийся в угоне?

Ответ: В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному служащему (гражданину) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п. Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Вопрос: Вправе ли государственный гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Обзор письма ЦБ об исключении конфликта интересов и условий его возникновения

Письмо* содержит рекомендации кредитным организациям по вопросу исключения конфликта интересов у руководителя службы управления рисками в кредитной организации при его участии в деятельности коллегиальных органов управления кредитной организации по вопросам, связанным с принятием риска.

Читайте также  Проверить подлинность водительского удостоверения на сайте гибдд

Организация управления конфликтом интересов, включая комплекс мер по выявлению, исключению конфликта интересов, а также условий его возникновения, является одной из основных задач корпоративного управления.

Основной целью управления конфликтом интересов является недопущение и предупреждение случаев, при которых могут возникнуть противоречия между имущественными и иными интересами кредитной организации и его акционеров, органов управления и их членов, структурных подразделений, работников, клиентов, которые могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для самой кредитной организации и (или) ее клиентов. Возможные меры по исключению конфликта интересов, условий его возникновения, а также по управлению конфликтом интересов в кредитной организации, включают в себя:

  • максимально полное и своевременное выявление существующих и потенциальных сфер и условий возникновения конфликта интересов, а также возникшего конфликта интересов, координация действий органов управления кредитной организации по исключению конфликта интересов и условий его возникновения;
  • профилактику формирования сфер и условий возникновения конфликта интересов посредством определения мероприятий по его исключению, обязательных для реализации органами управления кредитной организации, ее должностными лицами и работниками;
  • урегулирование конфликта между органом управления кредитной организации и ее акционерами, а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы самой кредитной организации;
  • недопущение участия члена Совета директоров, Председателя Правления, заместителей Председателя Правления члена коллегиального исполнительного органа, иных должностных лиц банка в рассмотрении и (или) голосовании по вопросам, в принятии решений по которым имеется их личная заинтересованность, заинтересованность другой организации, работником, членом органа управления которой они являются, или иная заинтересованность, приводящая к возникновению конфликта интересов;
  • исключение возможности получения должностными лицами кредитной организации, членами органов управления, работниками при осуществлении ими служебных обязанностей лично или через третьих лиц материальной и (или) личной выгоды;
  • урегулирование конфликта интересов посредством определения порядка действий его участников (возможных участников) и должностных лиц кредитной организации в случае выявления конфликта интересов или условий его возникновения.

08.07.2019 Банк России выпустил информационное письмо о условиях возникновения конфликта интересов и необходимых мерах для его предотвращения. Письмо было опубликовано на сайте ЦБ РФ 09.07.2019. Информация также содержится в информационном бюллетене ЦБ за III квартал 2019 года.

Банк России в целях исключения конфликта интересов и условий его возникновения при организации внутреннего контроля и управлении рисками и капиталом в кредитной организации (банковской группе) приводит свои разъяснения.

Участие руководителя и сотрудников службы управления рисками (далее – СУР) в деятельности комитетов, на которых принимаются решения об осуществлении кредитной организацией операций и сделок, связанных с принятием риска, с правом голоса (например, решения по одобрению выдачи кредитов заемщикам, увеличению кредитных лимитов для отдельных заемщиков, изменению условий заключенных кредитных договоров, утверждению/пересмотру требуемого обеспечения и т.д.) не соответствует требованиям пункта 2.7 Указания Банка России №3624-У**, а также подпункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения Банка России №242-П***, за исключением права голоса по вопросам установления лимитов, предусмотренных пунктом 4.11 Указания №3624-У, а также соответствия предлагаемых решений указанным лимитам или показателям склонности к риску кредитной организации.

При этом, противоречить указанным пунктам не будет участие руководителя и сотрудников СУР в деятельности указанных комитетов при наличии у них совещательного голоса при рассмотрении вопросов об осуществлении операций (сделок), связанных с принятием риска (например, в части предоставления заключения о соответствии (несоответствии) рассматриваемых сделок установленным лимитам, показателям склонности к риску и т.д.) или права вето на совершение операций, если такое право предусматривается внутренними документами кредитной организации.

Участие руководителя и сотрудников СУР в деятельности указанных комитетов в роли Председателя комитета, в случае если данная должность предполагает утверждение решений комитета, а также право решающего голоса при равенстве голосов, также не соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов Банка России. Нарушение положений пункта 3.4.2 пункта 3.4 Положения Банка России №242-П и пункта 2.7 Указания Банка России №3624-У (в том числе, в рамках оценки Банком России качества систем управления рисками и капиталом кредитной организации), является основанием для применения Банком России мер в соответствии со статьями 57.2 и 74 Закона о Центральном Банке****.

Таким образом в письме, Банк России разграничивает случаи, в которых есть противоречия нормативной базе и в которых противоречия отсутствует. Также Банк России акцентирует внимание кредитных организаций на разграничении полномочий отдельно взятых сотрудников и руководителя СУР, деятельности комитетов. Банк России информирует о возможности применения мер в случае нарушения вышеуказанных положений.

* Информационное письмо Банка России от 08.07.2019 № ИН‑03‑41 / 58 «Об исключении конфликта интересов и условий его возникновения»

** Указание Банка России от 15.04.2015 №3624-У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы»

*** Положения Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

**** Федеральный закон от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Управление конфликтом интересов

Согласно Антикоррупционной политике в Обществе на постоянной основе проводятся мероприятия по соблюдению норм корпоративной этики (соблюдение Кодекса корпоративной этики), стандартов корпоративного поведения и урегулированию конфликта интересов.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность работника/руководителя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника/руководителя Общества и интересами Общества, способное привести к причинению вреда интересам Общества.

Общество реализует комплекс мер, направленных на исключение возможности получения лично или через посредника материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у работников Общества, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства, прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебного положения.

В целях совершенствования корпоративной культуры, а также повышения правового просвещения работников Общества разработано Положение об урегулировании конфликта интересов, которое определяет процедуры предупреждения, своевременного выявления и урегулирования конфликта интересов, определяет основы координации действий всех работников в случае возникновения или возможности возникновения конфликтов интересов.

При подготовке Положения были использованы международный опыт, в том числе стран СНГ, наработки в области антикоррупционных стандартов, применяемые в отношении государственных гражданских служащих, а также лучшие практики российских и зарубежных компаний.

В указанном Положении раскрыты понятия конфликта интересов, причины и условия возникновения конфликта интересов, процедуры выявления конфликта интересов, меры по предупреждению конфликта интересов, порядок и формы урегулирования конфликта интересов.

Следуя лучшим мировым и отечественным практикам в области управления конфликтом интересов, в Обществе внедрена система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов путем декларирование конфликта интересов:

  • первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов при приеме на работу;
  • ежегодное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов по состоянию на 31 декабря соответствующего года.

В целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества, исключения конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми должностями, в Обществе проводятся мероприятия по проверке аффилированности, конфликта интересов, уровня благонадежности и финансовой устойчивости участников закупки (потенциальных контрагентов). Аналогичная работа осуществляется и в отношении контрагентов ПАО «ФСК ЕЭС».

В целях повышения эффективности работы по предупреждению конфликта интересов Приказами ПАО «ФСК ЕЭС» от 18.03.2014 № 141 и от 26.06.2017 № 235 создана Центральная комиссия Общества по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (далее – Центральная комиссия).

Деятельность Центральной комиссии базируются на трех основных элементах:

  • коллегиальность принятия решения;
  • независимость принятия решения;
  • объективность принятия решения.

Состав Центральной комиссии утвержден Председателем Правления. Помимо представителей от ПАО «ФСК ЕЭС» в состав Центральной комиссии входит представитель от Минэнерго России, координатор по обеспечению исполнения поручений Правительства Российской Федерации.

К основным вопросам деятельности Центральной комиссии относятся:

  • разрешение возникающих предконфликтных ситуаций;
  • урегулирование конфликта интересов в отношении работников исполнительного аппарата ПАО «ФСК ЕЭС», членов Центральной комиссии, генеральных директоров (директоров) филиалов и руководителей ДЗО;
  • рассмотрение фактов и случаев нарушения норм корпоративной этики и стандартов корпоративного поведения в Обществе;
  • рассмотрение информации, связанной с работой Комиссий по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов филиалов и ДЗО;
  • иные вопросы, в том числе связанные с неисполнением решений Центральной комиссии.
Читайте также  Как в пенсионный подтвердить льготный стаж

Типовые ситуации конфликта интересов и предконфликтных ситуаций в ПАО «ФСК ЕЭС»

1. Конфликт интересов, связанный с влиянием, оказываемым в силу участия работника Общества в иной организации, в соответствии с заключенным соглашением (сделкой, заключенной с организацией) либо наличием иной возможности определять решения, принимаемые организацией

1.1. Работник или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, являются учредителями (участниками) организации, оказывающей (в том числе, намеревающейся оказать) услуги Обществу или являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с ней организацией.
(Пример: работник «Х» имеет долю 50% в организации «Z». Вместе с тем, работник «Х» является директором департамента «У» Общества. При этом организация «Z» была признана победителем в закупочной процедуре, проводимой в Обществе, в результате чего был заключен договор.)
1.2. Работник принимает (может принять) решение об установлении деловых отношений Общества с организацией, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.
(Пример: организация «Z» имеет перед работником «Х» долговое обязательство. При этом работник «Х» входит в состав закупочной комиссии по закупочной процедуре в победе, в которой организация «Z» очень заинтересована.)

2. Конфликт интересов между Обществом и его работником, связанным с организацией, являющейся контрагентом (в том числе, потенциальным контрагентом) Общества, в силу получения материальных благ, а также наличия обязательств перед такой организацией
2.1. Работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага и/или услуги от организации, которая имеет деловые отношения с Обществом либо намеревается установить такие отношения.
(Пример: работник «Х», в чьи трудовые (должностные) обязанности входит контроль качества товаров и услуг, предоставляемых Обществу организацией «Z», получает значительную скидку на товары и/или иные материальные блага от организации «Z», которая является поставщиком Общества.)
2.2. Работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией, которая имеет деловые отношения с Обществом, намеревается установить такие отношения.
(Пример: организацией «Z» предоставлен кредит работнику «X», при этом в трудовые (должностные) обязанности работника «X» входит принятие решений об установлении деловых отношений с организацией «Z».)

3. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций работника Общества в отношении родственников и/или иных близких лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника

3.1. Работник участвует в принятии решений в отношении родственников и/или иных близких лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника и которые также являются работниками Общества.
(Пример: работник «Х» является главным инженером, в чьи трудовые (должностные) обязанности входит подготовка закупочной документации. При этом работник «I» является руководителем работника «Х» и его отцом, утверждающим закупочную документацию и принимающим в отношении работника «Х» кадровые и иные решения, в том числе по оплате труда.)
3.2. Работник участвует в принятии решения о закупке товаров, правами на которые владеет/распоряжается он сам или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника.
(Пример: работник «Х» является председателем закупочной комиссии по закупочной процедуре в отношении результатов интеллектуальной собственности, а именно патента на промышленный образец. При этом сын работника «Х» распоряжается правами на промышленный образец и является участником данной закупочной процедуры.)

4. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием работника Общества и его бывшего работодателя/совладельца

4.1. Работник участвует в осуществлении закупочных процедур в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до принятия на работу в Общество.
(Пример: работник «X» является председателем закупочной комиссии по закупочной процедуре, где участником является организация «Z». При этом ранее работник «X» имел долю 75% в организации «Z».)
4.2. Потенциальный работник, участвующий в переговорах о трудоустройстве в Общество после увольнения из организации, являющейся победителем/участником в проводимых закупочных процедурах Общества, претендует на замещение должности, связанной с осуществлением закупочных процедур.
(Пример: работник «Х» участвует в переговорах о трудоустройстве в Общество. При этом ранее являлся заместителем генерального директора в организации «Z», которая участвовала в закупочных процедурах, проводимых Обществом.)

5. Конфликт интересов между работниками Общества
Создание препятствий работником своевременному выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей другим работником с целью получения личной выгоды.

6. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
Работник или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность работника, получают подарки или иные блага от физических и/или юридических лиц, оказывающих (в том числе, намеревающихся оказать) услуги Обществу.
(Пример: работник «Х», являющийся представителем Общества на экономическом форуме, получает подарок от потенциального контрагента Общества.)

7. Конфликт интересов, связанный с использованием информации

Работник использует (может использовать) информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.
(Пример: работнику «Х» в ходе выполнения трудовых (должностных) обязанностей в Обществе стало заблаговременно известно о планируемом проведении закупочной процедуры, предметом которой является заключение договора аренды офисных помещений. Впоследствии стало известно, что Общество заключило соответствующий договор с организацией «Z», учредителем которой является работник «X». Помимо этого работник «X» является учредителем организаций «К» и «T», также претендовавших на заключение данного договора.)

8. Конфликт интересов при осуществлении работником благотворительной и спонсорской деятельности

8.1. Работник и/или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, является единственным учредителем или членом благотворительного фонда и/или иных юридических лиц, которым оказывается благотворительная или спонсорская помощь.
(Пример: дочь работника «Х» Общества является учредителем благотворительного фонда «Z», которому Общество оказывает благотворительную помощь.)
8.2. Работником допущены нарушения, установленных в Обществе правил оказания благотворительной или спонсорской помощи, которые повлекли или могут повлечь возникновение у работника и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность работника, материальной и/или личной выгоды, противоречащей правам и законным интересам Общества.
(Пример: работником «Х» были нарушены правила оказания благотворительной помощи, вследствие чего организация «Z», в которой одноклассник работника «Х» является учредителем, получила благотворительную помощь, при этом, не соответствуя требованиям Общества, предъявляемым к подобным организациям.)

9. Иные ситуации конфликта и предконфликта интересов
9.1. Иные случаи нарушения работниками законодательства Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов и/или организационно-распорядительных документов Общества, при которых личная заинтересованность работников, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими своих трудовых (должностных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами Общества, в том числе, способное привести к причинению вреда интересам Общества.
9.2. Указанный выше перечень ситуаций, при которых может возникнуть конфликт интересов, не является исчерпывающим. Конфликт интересов может также возникнуть в иных случаях, при которых возникает или может возникнуть противоречие интересов Общества и работников.

10. Меры предотвращения и урегулирования

Работник должен уведомить Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции или Дирекцию внутреннего контроля и управления рисками или свое непосредственное руководство о возможном конфликте интересов.

Работодатель должен выполнить одно или несколько из следующих действий:

  1. отстранить работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  2. изменить трудовые (должностные) обязанности работника;
  3. рекомендовать работнику отказаться от предоставляемых благ и/или услуг;
  4. оказать помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств;
  5. установить правила корпоративного поведения, запрещающие работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых (должностных) обязанностей;
  6. отстранить работника от доступа к соответствующей информации, если будет установлена высокая вероятность конфликта интересов.
  7. работодатель должен оценить, могут ли взаимоотношения работника с бывшим работодателем/совладельцем повлиять на объективное исполнение трудовых (должностных) обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, работодатель должен исключить влияние работника на принятие решения, которое является предметом конфликта интересов.