Законопроект об образовании

Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы

slalomop / Depositphotos.com

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие «просветительская деятельность» и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.

Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: «Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм». Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.

На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.

Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия «просветительская деятельность». Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.

Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

  • субъектов, которые должны и могут осуществлять просветительскую деятельность – должны этим заниматься органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а вправе – физические лица, ИП и юрлица при соблюдении установленных требований;
  • ограничений на осуществление просветительской деятельности – не допускается ее использование для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
  • нормативного регулирования просветительской деятельности – порядок, условия и формы ее осуществления, а также порядок проведения контроля за ней установит Правительство РФ.

Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:

  • разработки и реализации совместно с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включая международный академический обмен;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.

Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.

Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.

Эксперт считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу здесь попытку оградить людей различных возрастов от недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут навредить не только их финансовому благосостоянию, но и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц от мошенничества», – заключил он, добавив, что закон точно не про цензуру. При этом Артём Кирьянов убежден, что для нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные для граждан разъяснения новых норм. Поскольку общественные обсуждения принятых поправок организованы не были, общественник считает необходимым провести общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной правовой базы. Он готов направить соответствующие запросы в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а также инициировать проведение дискуссий на базе ОП РФ. По итогам этих мероприятий общественники планируют выработать рекомендации законодателю для подготовки подзаконной нормативной базы.

Читайте также  Соедини горячая линия путина

В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. «Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью», – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. «Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа», – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.

Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти», – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, «а это – утопия». Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени», – подытожила она.

В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и ряд вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:

  • где грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • как будут определять, что можно, а чего нельзя, то есть по каким основаниям и критериям будет отбор?
  • подпадут ли под просветительскую деятельность эзотерические или религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие государственную политику?
  • кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества?
  • как и кто будет оценивать конкретные отрасли?
  • кто будет отвечать за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • как будет проходить согласование с органами власти и какие документы для этого потребуются?
  • какая роль в реализации поправок будет отведена общественному контролю?

Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.

Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества больше вопросов, чем ответов. Но поскольку новые нормы начнут действовать только с 1 июня текущего года, у законодателя еще есть время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.

Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.

Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.

«Плоды просвещения» и бюрократия: что изменят поправки в закон об образовании

В марте ожидается второе чтение законопроекта № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании».

В народе его называют законом «о просветительской деятельности», напоминает еженедельный журнал «Профиль».

В нем предпринята попытка взять под контроль свободу распространения знаний. По сути, это введение цензуры на просветительскую деятельность, что нарушает 29-ю статью Конституции.

«Идея новых поправок к закону «Об образовании в РФ», касающихся просветительской деятельности, родилась отнюдь не в органах управления образованием, науки или культуры. Инициативу его создания в ноябре прошлого года внесла группа парламентариев из комиссий Госдумы и Совфеда по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. При чем здесь просветительская деятельность, спросите вы? А при том, что именно она, по мнению авторов поправок, способна посеять в головах людей чуждые идеи и исказить, например, нашу историю. А кто эти «сеятели»? Правильно – иностранцы!

Заодно в поправках к закону «Об образовании в РФ» дается определение «просветительской деятельности». Она осуществляется вне рамок образовательных программ и направлена на распространение знаний, умений, ценностных установок «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека…». Так в чем тогда проблема? Инициаторы нововведений не обращают внимания на то, что формулировка «вне рамок образовательных программ» вообще не вписывается в закон «Об образовании», ведь такие программы и сейчас вне этого закона. Но они претендуют на то, что изменят сам закон.

Вдобавок инициаторы постановили, что решать, каким образом и в какой форме можно вести просветительскую деятельность, будет… кабмин. Ему же велено ее контролировать. Проект закона запрещает использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Но позвольте: о запрете на разжигание всяческой розни уже сказано в положениях закона «О противодействии экстремистской деятельности», и создавать для этого новые официальные правила нелепо.

Ясно, что главную опасность законодатели видят в другом. Она кроется в сообщении просвещающимся «недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях», и потому отныне всё это должно караться. А кто искажает нашу историю и культурные традиции? Правильно: иностранцы.

Дальше в головах создателей законопроекта начинается элементарная путаница. Они смешивают совершенно разные вещи. Новым правилам почему-то должны следовать и вузы, которые вскоре будут обязаны получать заключения для подписания соглашений о международном сотрудничестве от федеральных органов власти. И музеи (они и правда просвещают): теперь нужно будет лицензировать экскурсии и научно-популярные лекции. Такие нововведения необходимы якобы целях недопущения «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс».

Но деятельность вузов уж точно не относится к «просветительской», которая осуществляется «вне рамок образовательных программ». Международные договоры вузов касаются учебной или научной деятельности. Зато музеи от нового закона пострадают «законно». Если поправки к закону «Об образовании» будут приняты, новые нормы вступят в силу с 1 июня 2021 года.

Законопроект вызвал массовое неприятие ученых, просветителей, журналистов. Петиция, инициированная астрофизиком Сергеем Поповым, на change.org собрала более 220 тыс. подписей, в газете «Троицкий вариант» опубликована Декларация ученых и популяризаторов науки против этого законопроекта. Ее авторы заявляют, что, поскольку подобные запреты нарушают 29-ю статью Конституции, гарантирующую свободу слова и отсутствие цензуры, то, в случае принятия закона, они продолжат заниматься просветительской деятельностью, не признавая тех ограничительных мер, которые могут быть введены после 1 июня. «Мы не будем обращаться за каким-либо видом лицензии, если таковая будет введена законом или подзаконными актами. Мы не будем предоставлять предварительные тексты выступлений или презентаций для согласования с государственными органами».

Самое потрясающее, что против законопроекта в полном составе высказался президиум Российской академии наук«, — напоминает федеральное СМИ.

Читайте также  Какие основания удерживать алименты 75%

Подробнее читайте в материале «Профиля».

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Внесены изменения в закон об образовании

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 мая 2021 года и одобрен Советом Федерации 19 мая 2021 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

Федеральным законом регулируются вопросы разработки образовательных программ. В частности, согласно Федеральному закону образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесённые к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учётом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Федеральным законом предусматривается, что порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом также устанавливается, что с 1 сентября 2023 года организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин основного и (или) среднего общего образования выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2021

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Снять с рассмотрения законопроект № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)»

23.12.2020 Госдума приняла в первом чтении законопроект №1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)». Несмотря на то, что данный законопроект может оказаться губительным для всей независимой от государства образовательной деятельности, данное событие было встречено лишь несколькими публикациями в малоизвестных СМИ.
Закон состоит из трёх частей:
1) Закрепление понятия просветительской деятельности
2) Требования к организации просветительской деятельности, включающие в себя недопустимость «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических,
о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации»
3) Необходимость заключения федерального органа для подписания договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами
Критика законопроекта по частям:
1) Просветительская деятельность в законе определена как «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации».
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Игорь Носков: «Содержащееся в определении утверждение, что „просветительская деятельность — (есть) осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность“, представляется весьма широкой трактовкой, позволяющей отнести к этому виду деятельности широкий комплекс воспитательных, информационных и развивающих мероприятий, проводимых педагогическим коллективом, ученическим и студенческим активом в образовательных организациях. Также как содержащееся в ст. 12.2 упоминание юридических лиц как субъектов просветительской деятельности, на мой взгляд, требует уточнения с точки зрения того, попадают ли в категорию юридических лиц, в отношении деятельности которых осуществляется правовой контроль, образовательные организации? Далее в определении понятия „просветительская деятельность“ указывается, что она направлена „. на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции. “. На практике распространять можно знания и опыт. Умения, навыки, компетенции и ценностные установки формируются в процессе личностного и профессионального развития»
Правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Станислав Селезнёв: «Определение просветительской деятельности в этом законопроекте настолько широко, что позволяет ограничит практически всю межличностную коммуникацию в России»
2) Из заключения общественной палаты республики Крым от 30.11.2020: «Реализация положений законопроекта в предлагаемой редакции, в частности, может привести к нарушениям конституционных прав граждан на идеологическое многообразие (части 1 и 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации), и на свободное получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а также противоречит целому ряду принципов, государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (пункты 2,6,7,11 части 1 статьи 3 Закона об образовании).»
Несмотря на то, что данное заключение было опубликовано до принятия закона в первом чтении, со времени регистрации закона его текст не изменился, поэтому данная критика применима и к текущей редакции.
3) Член Совета Общественной палаты Самарской области Маргарита Вахтина: «Предлагаемая законопроектом норма о необходимости координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений уполномоченным органом может явиться дополнительным барьером при осуществлении научных и образовательных контактов, обмена передовым опытом между образовательными организациями и учеными»
Из публикации журнала DOXA о законопроекте:»Если поправки о просветительской деятельности примут, от них может пострадать не менее 40 известных нам просветительских проектов: власти смогут серьезно ограничить их работу или вовсе потребовать от них закрыться.»
Критика законопроекта в целом:
Из заключения общественной экспертизы Кемеровского регионального отделения ассоциации юристов России:
«Полагаем, что рассматриваемый законопроект нуждается в серьезном и критичном переосмыслении, поскольку он создаёт серьезную коллизионную ситуацию, способную отрицательно сказаться на просветительской деятельности России. Это подтверждается следующим.
1. Предметом регулирования Федерального закона «Об образовании..» являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).
Предлагаемое понятие «просветительской деятельности» с одной стороны говорит о том, что она осуществляется вне образовательных процессов и только их «касается», а с другой, понятие просветительской деятельности вводится именно этим законом, а сама просветительская деятельность должна осуществляться с соблюдением ограничений, установленных законом «Об образовании..». В результате, правовая неопределенность может быть истолкована, как полная аналогия требований к просветительской деятельности, как к образовательной. Такое толкование прямо вытекает из статьи 12.2 Законопроекта.
2. В продолжение изложенного выше тезиса о недопустимости приравнивания просветительской деятельности к образовательной деятельности, хотим обратить внимание, что законопроект, по сути, не раскрывает существенную характеристику и признаки просветительской деятельности, которые позволили бы разграничить просвещение и образование. Отсутствие последних усиливает впечатление полной синонимичности просвещения и образования. Все институциональные моменты просветительской деятельности не освещены, скрытая аналогия, предлагаемая в проекте, прозрачнее и понятнее просветительскую деятельность не сделает, напротив, создаст неопределенность в подходах к её осуществлению, субъектам и правилам.
3. Считаем правильным критически оценить возможность урегулирования института просвещения актами исполнительной власти. Они в любом случае должны будут соответствовать требованиям федеральных законов и если в них уже есть коллизия, то такие подзаконные акты, просто будут «множить сущность», увеличивая негативные последствия коллизии. Идеология проекта федерального закона должна быть четкой и окончательно сформулированной, её не должен додумывать иной орган власти и иные соавторы.
4. Просветительская деятельность авторами законопроекта придана только сфере образовательной деятельности. По мимо изложенных выше доводов порочности и противоречивости такой «отраслевой» привязанности, следует указать на очевидную ошибку авторов проекта, отрицающих межотраслевую правовую природу просвещения.
Просветительская деятельность, являясь неотъемлемой частью информационной коммуникации публичной власти с гражданским обществом, существует не только в сфере образования. Напротив, такая деятельность предписана рядом законов России для органов публичной власти, как способ актуализации и обратной связи с участниками определенной группы общественных отношений, бывшими или потенциальными. С учетом изложенного, предлагаемый законопроект к принятию не может быть рекомендован.»

Читайте также  Писать письмо в путину на новый год

Ссылки на источники:
1. Заключение Общественной палаты республики Крым
https://opcrimea.ru/ekspertiza-zakonоproektov/zaklyucheniepо-proektu-federalnogo-zakona-n-1057895-7-о-vnesenii-izmenenij-v-federalnyj-zakon-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-v-chasti-vvedeniya-prosvetitelskoj-deyatelnosti.html
2. Сводка мнений экспертов Общественной палаты Самарской области
https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/regiоn_chambers/431/2618/newsitem/56101?PHPSESSID=0hjmau737ebrsngl74ruaplet5
3. Публикация журнала DOXA
https://doxajоurnal.ru/uni/censorship_law
4. Заключение общественной экспертизы Кемеровского регионального отделения АЮР
http://old.alrf.ru/region42/obshhestvennaya-ekspertiza-proekta-fz-о-vnesenii-izmenenij-v-federalnyj-zakon-оb-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii/

Практический результат

Дополнительные материалы

Решение

Дополнительные материалы

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 58 505 голосов

Госдума приняла поправки в закон об образовании. Коснется ли это курсов и конференций — неясно

Госдума в третьем чтении приняла поправки в закон об образовании. Теперь просветительская деятельность будет регулироваться федеральными министерствами. Эксперты прямо называют это цензурой. Однако коснется ли новый закон связанных с игровой индустрией курсов и конференций, пока неясно.

Текст принятых изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» опубликован на сайте СОЗД. Он был утвержден 16 марта голосами партии «Единая Россия».

На что именно повлияют поправки?

Согласно тексту законопроекта, под новые правила попадает обширный перечень образовательных и просветительских мероприятий. Среди них:

  • разработка и реализация научных и образовательных программ совместно с иностранными гражданами;
  • проведение совместных с иностранцами исследований;
  • участие в международных конференциях и научных конгрессах;
  • отправка студентов, преподавателей и научных сотрудников за рубеж, включая программы обмена.

Больше всего новый закон может навредить международному сотрудничеству в научной сфере. Однако важно отметить, что теперь любая просветительская деятельность становится подконтрольной государству.

Таким образом организаторам различных образовательных проектов и конференций необходимо будет получать разрешение у федеральных министерств. Чиновники, в свою очередь, смогут не только выдавать запреты, но и навязывать темы выступлений и программ.

Что будет с профессиональными курсами?

В теории изменения в законе могут коснуться и образовательных курсов — в том числе связанных с игровой индустрией. Несмотря на то, что напрямую в тексте законопроекта об этом не говориться, под угрозой могут оказаться различные профессиональные вебинары и конференции.

В том числе это связано с тем, что подобные программы и мероприятия могут попадать под новое определение просветительской деятельности. В законе она определяется как деятельность, направленная на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека».

Зачем нужны поправки с точки зрения властей?

Чиновники уверены, что новый закон в первую очередь позволит бороться с иностранным вмешательством в образовательный процесс. Согласно пояснительной записке, сейчас в стране есть предпосылки к реализации пропагандистских мероприятий в образовательной сфере «антироссийскими силами».

Власти также хотят запретить использование просветительской деятельности для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни» — в том числе через распространение недостоверных сведений.

Мнения экспертов и последствия для сферы

Ирина Прохорова, главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение, в комментарии «Ведомостям» назвала новый закон «унылой попыткой что-то контролировать в совершенно невинной сфере». По ее мнению, попытка властей подменить просветительскую деятельность пропагандой не приведет ни к чему хорошему.

Еще в начале года различные эксперты требовали отказаться от принятия законопроекта. В обращении газеты «Троицкий вариант» от 13 января более 1700 ученых, журналистов и преподаватели заявили, что не станут согласовывать тексты своих выступлений с властями.

Также юрист Дарья Милославская считает , что для полного понимания, как будет действовать закон, необходимо дождаться подзаконных актов, которые будут разработаны в правительстве.