Что значит закрытие конкурсного производства при банкротстве

Что значит закрытие конкурсного производства при банкротстве

Статья 149. Завершение конкурсного производства

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 149

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Отличие ликвидации от банкротства

Юридическое лицо на финальном этапе своего существования может закончить хозяйственную деятельность двумя способами: ликвидацией или банкротством. Оба пути преследуют цель завершения деятельности юридического лица с последующим исключением из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нужно подчеркнуть, что процедура банкротства считается более радикальной мерой и сопряжена с большими рисками нежелательных последствий для собственника предприятия. В свою очередь ликвидация юридических лиц может стать завершающим этапом банкротства или быть добровольной по решению учредителей.

Особенности банкротства

Основанием для банкротства предприятий является наличие признаков неплатежеспособности по обязательствам.

Инициаторами банкротства юридического лица могут стать:

  • заимодавцы
  • налоговая
  • фонды социального значения
  • директор или собственник компании.

Предприятие объявляется банкротом лишь по вердикту арбитражного суда. Согласно принятому порядку банкротство юридических проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На всех этапах компания может заключить мирное соглашение с кредитными лицами.

Процедура санации направлена на финансовое оздоровление предприятия. На этом этапе у юридического лица может измениться статус (слияние, поглощение или разделение компании).

В российской правовой практике банкротство с долгами обычно осуществляется через внешнее управление и конкурсное производство.

Процедура наблюдения применяется к должнику сразу с момента принятия судом заявления о банкротстве. На этом этапе арбитражный суд назначает временного управляющего, который уполномочен проводить финансовый аудит фирмы и делать экономические оценки по хозяйственной деятельности. Руководство банкротящегося предприятия ограничивается в полномочиях.

Процедура внешнего управления ведется через управляющего, утвержденного судом. В настоящее время внешнее управление может продолжаться до десяти лет. На этот время реальный глава компании отстраняется от должности и передает полномочия судебному управляющему. Тот обязан сделать все возможное для поднятия платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов.

Решение комитета кредиторов и отчет внешнего управляющего служат основанием для принятия судом следующих решений:

  • прервать банкротство и раздать долги кредиторами
  • заключить мирное соглашение
  • объявить предприятие банкротом и приступуть к конкурсному производству.

Конкурсное производство инициируется судом с назначением управляющего. Сроки этой процедуры по закону не должны длиться больше года. Однако срок может быть продлен решением суда. Административные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего. Он должен оценить активы и имущество предприятия-должника. Всё имущество реализуется по схеме конкурсных торгов. Полученные деньги перечисляются на погашение кредитных долгов в порядке очереди, определяемую законом.

В большинстве случаев банкротства инициируется кредиторами. Важно отметить, что банкротство является единственным способом уйти от огромных долгов по закону. Для многих предприятий, не способных выполнить свои долговые обязательства, это последняя возможность сохранить авторитет и выйти из черной полосы чистыми в правовом смысле. Несмотря на то, что большинство дел по банкротству начинают кредиторы, это не значит, что учредители не могу воспользоваться этим правом. Риски процедуры могут быть весьма высокими. В ходе судебного разбирательства не исключен факт выявления фиктивного банкротства. Если это произойдет, то инициаторы процесса могут понести финансовую и уголовную ответственность. Для того, чтобы минимизировать такие угрозы, лучше пользоваться услугами профессионального юриста.

Особенности ликвидации

Банкротство организации заканчивается его ликвидацией. Этот этап наступает сразу с окончанием конкурсного производства. Руководитель конкурсных торгов предоставляет решение суда о ликвидации в орган регистрации предприятия должника. При этом в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Нужно отметить, что для ликвидации компании могут быть разные основания, среди которых следует отметить следующие:

  • убытки предприятия
  • нелицензированное ведение бизнеса
  • по решению суда в связи с признанием регистрации юрлица недействительной
  • осуществление деятельности вне закона
  • завершение срока действия юридического лица
  • исчерпание цели создания предприятия.

По законодательству ликвидация с долгами может инициироваться налоговыми органами, регистрационной палатой или правоохранительными структурами.

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица добровольн без процедуры банкротства. Добровольная ликвидация предприятия начинается с положительного решения учредителей организации или акционеров.

Реальные причины данной процедуры бывают разными:

  • нерентабельность предприятия
  • конъюнктурные причины
  • потеря интереса в этой деятельности.

Целью добровольной ликвидации бывает фиктивное банкротство, как возможность уйти от долговых обязательств. Порядок процедуры предусматривает направление письменного уведомления в государственный орган регистрации.

Затем учреждается специальная комиссия, которая принимает управление делами компании. Это образование имеет право представлять в суде ликвидируемое юридическое лицо. Порядок процедуры обязывает комиссию объявить о скором закрытии предприятия через средства массовой информации за как минимум два месяца от планируемой даты. В заявлении через СМИ должны быть освещены сроки и порядок подачи претензий кредиторов.

Читайте также  Кбк в заявлении о возмещении ндс

По истечению времени предъявления претензий от кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс предприятия и согласовывает его с регистрирующим органом. Все требования кредиторов удовлетворяются, исходя из составленного баланса в порядке очереди, предписанной буквой закона.

Если стоимость имущества не способна покрыть долговые обязательства перед кредиторами, то применяться процедура банкротства. В последнем случае ликвидационная комиссия делает заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Если ликвидационная комиссия еще не утверждена, то заявление должен подать собственник компании-должника. После этого начинается конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего обычно возлагаются на руководителя комиссии. Требования по долгам предъявляются в течении месяца с момента публикации о банкротстве.

Важно отметить, что ответственность за удовлетворение требований кредиторов несут учредители и собственники предприятия плюс члены ликвидационной комиссии.
После закрытия всех обязательств перед кредиторами ликвидационная комиссия формирует финальный баланс, в котором отображается раздел активов между акционерами и собственниками предприятия.

Имущество ликвидируемого предприятия распределяется по очередности, которая фиксируется в учредительной документации компании. При этом очередность должна удовлетворять требования закона, который регулирует данную формы организации бизнеса. Ликвидация будет считаться завершенной после создания записи в ЕГРЮЛ.

Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Подконтрольные арбитражному суду внешнее управление и конкурсное производство при банкротстве юридического лица вводятся с целью максимально полного исполнения обязательств должника перед кредиторами с последующей ликвидацией предприятия и исключением из Единого Реестра. Данные процедуры направлены, в первую очередь, на удовлетворение интересов третьих лиц, долги которых до сих пор не погашены компанией-банкротом. Также эти меры обязательны и для должника, поскольку без их осуществления невозможна официальная ликвидация предприятия. Разберемся детально, что представляет собой конкурсное производство как процедура банкротства. В этой статье вы найдете все актуальные ссылки на российское законодательство.

Процедура конкурсного производства – нормативные аспекты

В соответствии со стат. 124 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. конкурсное производство представляет собой финальный этап признания неплатежеспособности должника. Срок мероприятия максимально составляет полгода, но может увеличиваться по просьбе участника дела еще на полгода. Соответствующие решения принимаются только арбитражным судом, основанием является ходатайство управляющего или собрания кредиторов.

Обратите внимание! Не все процедуры банкротства включают конкурсное производство: нередко реабилитационные меры в виде санации или внешнего управления могут принести положительные результаты, чтобы должник расплатился с долгами без распродажи активов. А в некоторых случаях наоборот, кредиторы могут подать ходатайство о пропуске стадии санации по причине необоснованности этого мероприятия, чтобы перейти к производству незамедлительно.

С даты принятия решения о производстве предприятие-банкрот не получает второй возможности на проведение оздоровления, то есть пути назад уже нет. Должнику придется расстаться с собственным имуществом, заплатить по обязательствам и полностью закрыть деятельность путем ликвидации бизнеса. При этом введение в конкурсное производство возможно в следующих ситуациях:

  • Стадии финансового оздоровления и внешнего управления не дали положительного результата в виде погашения текущих долгов.
  • Арбитражный суд посчитал нецелесообразным открытие реабилитационных этапов при подтверждении неплатежеспособности должника.
  • Условия заключенного мирового соглашения были сорваны по вине компании-банкрота.

Так как финальная стадия процедуры банкротства открывается, если совокупный размер долгов превышает общую стоимость свободных денежных средств и активов организации, цель конкурсного производства (КП) заключается в абсолютно полном расчете с кредиторами путем реализации законным способом всего имущества (конкурсной массы) банкрота и максимальном погашении обязательств. Если исполнить требования в полной мере не представляется возможным, долги гасятся соразмерно, после чего банкрот как юридическое лица официально ликвидируется.

Как проходит открытие конкурсного производства

Если судом открыто конкурсное производство, что это значит? Так как задачей КП становится погашение долгов кредиторов по справедливо соразмерным принципам, производится аккумулирование имущества должника через образование конкурсной массы, а затем выполняется ее реализация. Правовые последствия стадии производства перечислены в стат. 126 № 127-ФЗ:

  • Должнику окончательно предъявляются обязательства путем наступления сроков исполнения требований.
  • Начисление всевозможных неустоек, процентов, штрафов прекращается.
  • Информация о текущем финансовом положении дел банкрота более не признается коммерческой тайной и может разглашаться публично.
  • Заключение сделок, направленных на отчуждение активов компании, запрещается.
  • Действие применяемых ранее исполнительных документов прекращается с передачей конкурсному управляющему.
  • Любые требования кредиторов допускаются к предъявлению только непосредственно в процессе КП.
  • Все ранее наложенные на имущество ограничительные аресты снимаются – к примеру, блокировка счетов и др.
  • Расчеты по текущим обязательствам банкрота, включая по налоговым платежам, выполняет конкурсный управляющий с учетом действующих законодательных норм.
  • Все руководящие полномочия, включая передачу отчетности, иной документации, печатей, переходят к конкурсному управляющему с даты вынесения судебного решения о КП.

Результатом КП становится лишение банкрота правового статуса, выведение бизнеса из числа хозсубъектов, ликвидация юридического лица. Утверждение кандидатуры управляющего (конкурсного, не внешнего) проводится судом (стат. 127 № 127-ФЗ) с немедленным вступлением в должность с даты издания определения. Контроль над действиями управляющего во избежание злоупотреблений возлагается на собрание/комитет кредиторов и органы суда.

Ходатайство о введении конкурсного производства – образец скачать здесь.

Основные этапы конкурсного производства:

  1. Вынесение арбитражным судом решения о необходимости проведения КП и назначении управляющего.
  2. Уведомление компании-банкрота о введении производства, отстранении прежнего руководства, издание приказа о передаче полномочий.
  3. Извещение территориального подразделения ИФНС по утвержденному бланку о банкротстве организации.
  4. Публикация объявления в СМИ с указанием данных о месте приема требований и предстоящих сроках составления реестра.
  5. Аккумуляция сведений об активах банкрота, формирование конкурсной массы из имущества, при необходимости также проводится розыск активов, взыскание дебиторских долгов, анализ и контроль сделок.
  6. Введение моратория на исполнение требований.
  7. Формирование реестра конкурсных кредиторов, то есть с получением приоритетных преимуществ при выплате долгов.
  8. Оценка имущества конкурсной массы, организация и последующее проведение открытых торговых мероприятий.
  9. Расчет с кредиторами с учетом реестровых требований и очередности.
  10. Закрытие счетов в банках после удовлетворения требований.
  11. Формирование отчета управляющего о результатах производства и представление документации в суде. При положительном рассмотрении суд выносит решение о признании компании банкротом.
  12. Публикация сообщения в СМИ.
  13. Передача решения в ФНС для официальной ликвидации предприятия в течение 5 дней (рабочих) от даты получения налоговыми органами решения суда.
  14. Внесение записи в ЕГРЮЛ, что означает прекращение полномочий управляющего и закрытие бизнеса.

Предъявление требований кредиторов в конкурсном производстве

Недостаточно только признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, нужно максимально полно расплатиться по долгам с кредиторами. Погашение всех требований осуществляется по установленной в стат. 134 № 127-ФЗ очередности:

  • Вне очереди – осуществляется погашение текущих обязательств по очередности, определенной п. 2 стат. 134.
  • Выплаты первой очереди – осуществляется погашение требований, связанных с причинением вреда здоровью граждан или жизни.
  • Выплаты второй очереди – производятся по расчетам с персоналом в рамках трудовых договоров или по авторским вознаграждениям.
  • Выплаты третьей очереди – выполняются все прочие виды расчетов.

Обратите внимание! Законодательно запрещается переходить от одной очереди к другой до полного закрытия долгов по предыдущей, что в некоторых ситуациях лишает возможности некоторых кредиторов получить свои деньги.

Завершение конкурсного производства

В соответствии со стат. 149 № 127-ФЗ определение о завершении КП выносится судом на основании рассмотрения отчета управляющего о фактических результатах производства. После погашения долгов выносится решение о признании банкротства. Далее в течение 30-60 дней суд направляет сведения в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый Реестр. На подобные действия ИФНС отводится 5 рабочих дней с момента получения судебного определения.

Читайте также  Д 91 1 к68

Вывод – в этой статье мы выяснили, что конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью расчетов с кредиторами и последующего исключения банкрота из ЕГРЮЛ.

Что значит закрытие конкурсного производства при банкротстве

Согласно Федеральному закону от 26. 10.2002 №127-ФЗ (в ред. От 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» п. 4 ст. 213.25 «в конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, семейным законодательством. Кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания».

То есть, если банкротиться один из супругов, при этом, у них в совместной собственности имеется квартира, где на основании свидетельства о собственности супругу-банкроту принадлежит ½ часть, и в его случае, это жилье не единственно. То кредиторы вправе потребовать выделения доли супруга-банкрота из общей части совместного имущества и ее последующей реализации.

Аналогичным образом ситуация будет развиваться и в том случае, если семья, допустим, приобрела автомобиль как совместную собственность, при этом, само авто зарегистрировано на одного из супругов (то есть, формально он является собственником имущества). Однако, при учете, что авто было куплено в браке, право на его владение распространяется на обоих супругов, поэтому, доля супруга-должника также определяется в судебном порядке и направляется в конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов.

Согласно Федеральному закону от 26. 10.2002 №127-ФЗ (в ред. От 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» п. 7 ст. 213.26 «в конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу)».
Другими словами, второму супругу (бывшему супругу) стоимость его доли в совместном имуществе компенсируется в полном объеме.

В соответствии с п. 2 ст. 810 ГК РФ, досрочное погашение долга заемщиком разрешается только с согласия кредитора. В целях досрочной выплаты долга Вам следовало проинформировать своего кредитора о Вашем намерении за 30 дней до плановой даты погашения и только после его согласия – вносить полную сумму.

«Сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом займодавца не менее чем за тридцать дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления займодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно» http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_38.html © КонсультантПлюс, 1992-2015

Если описанных выше действий не последовало, или согласие кредитора не было получено, то погашение задолженности должно вестись в порядке, установленном договором. По юридическим нормам, погасив досрочно долг, но не осведомив об этом кредитора Вы нарушаете условия договора и действующее законодательство.

Другой вопрос, что если Вы сделаете все в соответствии с законом: придете в банк, составите уведомление, его у Вас примут и зарегистрируют, тогда Вы в праве рассчитывать на перерасчет процентов в связи с досрочным погашение долга. После того, как сроки досрочного погашения определены и оговорены обеими сторонами, происходит досрочное погашение займа. Важно помнить, что после совершения платежа от кредитора необходимо получить письменное уведомление о том, что его кредитный долг закрыт.

ВС: Конкурсное производство нельзя завершить при наличии нерассмотренного требования налогового органа

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 308-ЭС21-3561 по делу № А63-4172/2019 о споре, касающемся завершения конкурсного производства при наличии нерассмотренного требования регионального УФНС о включении задолженности в реестр требований кредиторов.

В апреле 2019 г. в отношении ООО «СтройТехИндустрия-26» была введена процедура наблюдения. Спустя три месяца суд принял заявление УФНС России по Ставропольскому краю о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 116 млн руб. Рассмотреть такое заявление планировалось во время процедуры, следующей за наблюдением. По ходатайству конкурсного управляющего предприятия-банкрота Руслана Шумана производство по заявлению регионального УФНС приостановили до вступления в законную силу судебного акта по делу № А63-16542/2019 об оспаривании решения фискального органа о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уже в августе 2019 г. должник был признан банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство, которое завершилось 24 июля 2020 г. При завершении конкурсного производства суд первой инстанции исходил из того, что конкурсный управляющий провел все необходимые мероприятия и исчерпал все законные меры по формированию конкурсной массы и погашению требований кредиторов должника. Суд также указал на отсутствие доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения у должника имущества, за счет которого могут покрываться расходы по банкротному делу и задолженность перед кредиторами.

Далее апелляция прекратила производство по апелляционной жалобе краевого УФНС, поскольку на дату ее подачи налоговый орган не являлся конкурсным кредитором должника. По мнению второй инстанции, наличие нерассмотренного требования не является препятствием для завершения конкурсного производства ввиду достижения его цели (осуществления всех мероприятий, направленных на формирование конкурсной массы). Продолжение же процедуры конкурсного производства, подчеркнула апелляция, исключительно для рассмотрения в будущем требования налогового органа при установлении факта отсутствия у должника имущества неизбежно приведет к дополнительным расходам. В свою очередь окружной суд поддержал выводы первой инстанции.

В кассационной жалобе в Верховный Суд УФНС России по Ставропольскому краю отметило, что его требование к должнику основано на решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое содержит доказательства противоправного поведения контролирующих должника лиц. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, свидетельствует о возможности привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности.

Судебная коллегия по экономическим спорам согласилась с доводами налогового органа. Так, Коллегия напомнила, что завершение конкурсного производства возможно только в случае совершения всех необходимых мероприятий, предусмотренных этой процедурой (в том числе по формированию конкурсной массы, реестра требований кредиторов и по проведению расчетов с кредиторами). «Таким образом, рассмотрение по существу всех предъявленных требований является одним из условий, необходимых для завершения процедуры конкурсного производства. В данном случае требование уполномоченного органа к должнику, заявленное до завершения конкурсного производства, не было рассмотрено, при этом вынесение судом первой инстанции завершающего судебного акта препятствует рассмотрению данного требования, производство по которому так и осталось приостановленным. Вместе с тем признание обоснованными требований кредитора в деле о банкротстве позволяет не только претендовать на их удовлетворение при расчетах с кредиторами, но и реализовывать иные права, предусмотренные Законом о банкротстве», – отмечено в определении Суда.

Верховный Суд пояснил, что конкурсные кредиторы, уполномоченный орган и работники должника (представитель работников должника) вправе обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц по основаниям, предусмотренным ст. 61.11– 61.13 Закона о банкротстве, после включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов должника, в том числе в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 142 данного закона. Они также вправе обратить взыскание на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами (п. 11 ст. 142 Закона о банкротстве). Эти права могут быть реализованы только в случае, если лицо имеет статус кредитора в деле о банкротстве должника.

Читайте также  Проверить водительское удостоверение по базе рса

«Таким образом, завершение процедуры конкурсного производства в отношении должника безусловно создает препятствия для реализации уполномоченным органом своих прав. Принимая во внимание, что на дату рассмотрения отчета конкурсного управляющего имелось нерассмотренное и приостановленное требование кредитора, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для завершения конкурсного производства в отношении должника», – подчеркнул Суд в определении.

Судебная коллегия ВС РФ также не поддержала выводы апелляции и кассации об отсутствии у налогового органа права на обжалование определения суда первой инстанции о завершении процедуры конкурсного производства, поскольку статус лица, участвующего в деле о банкротстве, и соответствующие права, необходимые для реализации права на заявление возражений (в том числе и право на обжалование судебного акта о завершении конкурсного производства), возникают у кредитора с момента принятия его требования к рассмотрению судом. Это следует из абз. 4 п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ “О внесении изменений в федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”».

Верховный Суд добавил, что окружной суд рассмотрел по существу кассационную жалобу УФНС на определение суда первой инстанции о завершении конкурсного производства, минуя стадию апелляционного обжалования, что является существенным процессуальным нарушением. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в завершении конкурсного производства.

Адвокат, партнер юридической компании Tenzor Consulting Group Антон Макейчук полагает, что в рассматриваемом деле ВС РФ исправил две существенные ошибки, допущенные судами нижестоящих инстанций. «Суд напомнил, что отсутствие статуса включенного в реестр кредитора не лишает лиц, подавших заявления о рассмотрении их требований, права на обжалование определения суда о завершении процедуры конкурсного производства. Он также упомянул позицию, изложенную еще в Постановлении Пленума ВАС № 6 и последовательно закрепленную в судебной практике, что видится абсолютно разумным и логичным, поскольку с момента подачи заявления потенциальные кредиторы становятся участниками дела о банкротстве, вследствие чего приобретают процессуальные права и обязанности», – отметил он.

Эксперт добавил, что также высшая судебная инстанция указала на то, что прекращение процедуры конкурсного производства при наличии нерассмотренного заявления о включении требования в реестр требований кредиторов является незаконным и ущемляет права потенциальных кредиторов, в том числе умаляет право нерассмотренного кредитора на подачу заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности после завершения дела о банкротстве. «Позиция Суда представляется весьма обоснованной и взвешенной, поскольку очевидность невозможности удовлетворения требований лиц, которые еще не включены в реестр, за счет имущества должника не может служить основанием для полного игнорирования судом заявленного требования. Такой подход к разрешению подобных споров безусловно урегулирует дальнейшие конфронтации, ведь до принятия вынесения комментируемого определения суды активно удовлетворяли заявления о прекращении конкурсного производства даже при наличии нерассмотренных требований кредиторов», – резюмировал Антон Макейчук.

Арбитражный управляющий Союза АУ «Созидание» Сергей Домнин считает, что в рассматриваемом случае ВС слишком формально подошел к решению вопроса. «С одной стороны, неоспорима правота кредитора, чьи требования были предъявлены в установленный срок, но по каким-либо причинам не рассмотрены на дату завершения процедуры банкротства. Именно со статусом кредитора, включенного в реестр, закон связывает возникновение целого ряда полномочий, в том числе на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц как до, так и после завершения процедуры банкротства. Нерассмотрение требований кредитора и завершение конкурсного производства создают неустранимые препятствия в дальнейшей реализации таких прав, что недопустимо», – пояснил он.

В то же время эксперт отметил, что, с другой стороны, затягивание процедуры конкурсного производства в случаях, когда рассмотрение требований кредитора невозможно, но все мероприятия конкурсного производства выполнены, также нецелесообразно, поскольку кредиторы не могут списать задолженность с баланса до ликвидации организации, конкурсный управляющий вынужден выполнять предусмотренные законом обязанности (созыв и проведение собраний кредиторов, подготовка отчетов, сдача отчетности и т.п.). «Все это влечет дополнительные расходы для кредиторов для осуществления этих действий, поскольку к моменту рассмотрения судом вопроса о завершении конкурсного производства, по логике, конкурсная масса должна быть распределена. И здесь либо конкурсный управляющий ставит вопрос о прекращении производства по делу о банкротстве за отсутствием финансирования, либо кредиторы соглашаются на финансирование за свой счет», – полагает Сергей Домнин.

По его мнению, более тонким решением было бы предоставление возможности суду даже после завершения конкурсного производства рассмотреть по существу заявленные, но не рассмотренные требования кредитора (с уведомлением об этом других кредиторов и управляющего), подтвердить или опровергнуть его статус, установить размер требования, т.е. тем самым вынести судебный акт, который нужен кредитору для дальнейших действий. «При таком подходе соблюдается баланс прав этого конкретного кредитора и остальных участников процесса по делу. Такой вариант также полностью укладывается в правовую позицию ВС РФ, изложенную в комментируемом определении, о том, что если у кредитора, чьи требования не рассмотрены, имеются существенные возражения против завершения конкурсного производства, у него есть право уже на этом этапе как возражать против завершения, так и обжаловать судебный акт», – заключил Сергей Домнин.

Член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Алексей Леонов отметил, что изложенная в определении позиция ВС может быть использована не только для защиты нарушенных прав добросовестных кредиторов, требования которых не были установлены судом до завершения процедуры банкротства, но и для недобросовестного затягивания конкурного производства.

«Так, в целях воспрепятствования своевременному завершению процедуры банкротства не заинтересованный в этом участник дела о банкротстве может инициировать предъявление третьим лицом (дружественным кредитором) требования, которое будет заведомо не рассмотрено судом до завершения конкурного производства. Такое требование, даже в случае его очевидной необоснованности, может послужить формальным предлогом для суда продлить срок процедуры конкурсного производства и воспрепятствовать завершению процедуры банкротства», – считает он.

Таким образом, по мнению эксперта, комментируемое определение открывает дополнительную лазейку для манипулирования сроком процедуры банкротства недобросовестными его участниками. «В случае доказанной недобросовестности действий указанных лиц, направленных на искусственное затягивание сроков процедуры банкротства, судам следует квалифицировать подобные процессуальные действия как форму злоупотребления правом и отказывать в защите таких прав», – полагает Алексей Леонов.