Дтп на производчтве

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Расследование несчастного случая при ДТП

20.07.2021 Обычная важность

Несчастные случаи, в том числе смертельные, тяжелые и групповые, происшедшие в результате ДТП, расследуются комиссией работодателя, но с обязательным использованием материалов расследования ГИБДД.

Первые действия работодателя, если ДТП с участием сотрудника произошло:
1 — на территории предприятия.
Работодатель обязан: немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в больницу; вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД; сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (оградить место аварии до приезда сотрудников ГИБДД); если произошел тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом, нужно сообщить об этом родственникам пострадавшего.

2 — за пределами предприятия.
В таких случаях пострадавшие сами вызывают на место происшествия сотрудников ГИБДД, скорую медицинскую помощь, сообщают работодателю.Сотрудники автоинспекции фиксируют обстановку на месте ДТП (составляют схему места ДТП, берут объяснения у участников), составляют протокол осмотра места происшествия.

Куда сообщить информацию о несчастном случае в результате ДТП.

После того как работодатель узнал о дорожно-транспортном происшествии с застрахованным сотрудником на производстве, он обязан в течение суток проинформировать об этом ФСС России.Если произошел тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом, руководителю нужно известить: ГИТ, на территории которого произошел несчастный случай; прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; администрацию по месту регистрации; территориальный орган, контролирующий организацию (например, Ростехнадзор); территориальное объединение профсоюзов.

Далее необходимо создать комиссию для расследования несчастного случая в ДТП

Перед тем как создать комиссию по расследованию несчастного случая, работодатель должен определить степень тяжести травмы сотрудника. Для этого нужно получить в медицинском учреждении, куда обращался или находился на лечении пострадавший, заключение по форме № 000/у. Если в результате несчастного случая сотрудник получил легкий вред здоровью, то руководитель предприятия должен создать и возглавить комиссию в составе не менее трех человек. В нее нужно включить: специалиста по охране труда; представителя работодателя; представителя профсоюза или другого представительного органа работников.Если один или несколько пострадавших в ДТП сотрудников получили тяжелые повреждения здоровья либо кто-то из них погиб, комиссию должен возглавить инспектор ГИТ или Ростехнадзора.Пострадавшего или его законного представителя не включают в состав комиссии. Но они могут лично участвовать в расследовании несчастного случая и знакомиться с собранными материалами.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения. Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу. Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов торможения автомобиля (автомобилей). Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, технический талон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз. Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Необходимый минимум документов, которые нужно получить в ГИБДД, – это справка о ДТП и постановление, о возбуждении (или отказе в возбуждении) уголовного дела.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов; соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок; был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства; проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование; имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины; как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей; есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках; как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 01.01.01 г. № 73:

  • -осмотр места происшествия — форма № 7;
  • -опрос очевидцев происшествия (пострадавшего) — форма № 6;
  • -акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
  • -заключение государственного инспектора труда — форма 5;
  • -запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

На основании собранных материалов комиссия:

устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
выявляет виновных, допустивших нарушения требований охра­ны труда;
вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев; определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием; квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет. Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС; в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Читайте также  Купила тушь она сухая что делать

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:
в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования; ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования

После того как у пострадавшего закончилась временная не­трудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

ГКУ КК “Центр занятости населения Каневского района”

Основные причины дорожно-транспортных происшествий

ДТП, регистрируемые на краевых автодорогах как правило происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами.

Основными нарушениями являются несоответствие скоростного режима конкретным условиям, выезд водителей на встречную полосу, управление транспортным средством лицами без прав, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, наезд на пешеходов.

Зачастую люди с позицией «меня не коснётся» не используют имеющиеся средства по защите собственного здоровья. Но опасность ДТП именно в его непредсказуемости.

Статистические данные отражают факт значительного увеличения ДТП на новых отремонтированных участках, причинами которых являются превышение скорости и выезд на встречную полосу движения.

Основная часть ДТП с пешеходами регистрируется в темное время суток. Между тем в правилах дорожного движения прописано, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями. Однако этот пункт носит только рекомендательный характер. Поэтому появление на дороге человека в черной куртке, черных джинсах, черной шапке, в черных ботинках — вполне обычное явление. И ведь он даже не подозревает, что увидеть его темной ночью можно только на капоте машины.

Ответственность пешехода у нас катастрофически мала по сравнению с ответственностью водителя. Теоретически пешеход должен знать правила. Но на практике привлечь его за нарушения очень сложно. У него может не быть документов, его трудно поймать, его личность сложно установить, ведь номеров на нем нет. И тем не менее, если нарушитель поздно ночью в пьяном виде перебегает, например, высокоинтенсивную дорогу Красноярск — Солонцы, где разрешенная скорость 60 км/час, а автомобили зачастую едут быстрее, то максимум, который ему грозит — 500 рублей штрафа. Водителю же, который был абсолютно трезв, не превышал скорость и который виноват лишь в том, что управлял автомобилем, возможно, удастся избежать уголовного наказания, но оплачивать лечение или похороны пешехода-нарушителя придется. Такова логика наших законов.

Это было установлено пленумом Верховного суда. Он, сославшись на статью 1083 Гражданского кодекса, постановил, что в подобных ситуациях водитель должен отвечать и, соответственно, платить. То есть возместить ущерб, причиненный здоровью пешехода. Потому что водитель — владелец источника повышенной опасности. А при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца машины от ответственности. В этом случае размер возмещения вреда подлежит уменьшению. Между тем, по статистике той же Московской области, большинство наездов на пешеходов происходит вне пешеходных переходов.

Производственная травма при ДТП.

Какие производственные травмы могут быть у работника, если он проводит свой рабочий день в офисе и у компьютера? Практически никаких, скажете Вы.

А если сотруднику выдается корпоративный транспорт или он использует личный автомобиль в целях выполнения своих обязанностей или по заданию руководства? В такой ситуации, если работник пользуется корпоративным транспортом во время работы, при следовании на работу и обратно, то это уже риск получить травму при ДТП.

В этом случае участие в ДТП считается несчастным случаем на производстве, а полученные при этом ушибы и т.п. – производственной травмой.

Выяснение обстоятельств получения травмы осуществляет специально созданная комиссия в составе представителей работодателя и профсоюза или представителей трудового коллектива.

В Трудовом кодексе РФ указано, что расследование несчастного случая, происшедшего в результате ДТП, возложено на работодателя, предоставившего сотруднику автомобиль или другое транспортное средство.

Расследование должно проводиться в установленные сроки (15 календарных дней) в соответствии с Положением о порядке расследования № 73.

Пострадавший или сотрудник компании, ставший свидетелем происшедшего в свою очередь должен незамедлительно сообщить о несчастном случае работодателю. Работодатель обязан проинформировать, в том числе Государственную инспекцию по труду о случившемся в течение 24 часов.

В случае если пострадавший вовремя не сообщил о несчастном случае работодателю, то сначала устанавливается связь данного несчастного случая с производством, и если случай признается причастным к производству, делается сообщение в ФСС о происшествии.

Краткий перечень действий работодателя в ходе расследования:

  • создание комиссии по расследованию несчастного случая для выявления связи с производством;
  • опрос пострадавшего;
  • осмотр места происшествия;
  • установление даты, точного времени и места происшествия, модели, номерного знака транспортного средства, его техническое состояние;
  • опрос свидетелей (причастных должностных лиц предприятия) для уточнения и дополнения обстоятельств ДТП, показания которых вносятся в материалы расследования;
  • официальный запрос в медицинское учреждение, куда поступил пострадавший;
  • выяснить состояние сотрудника, который управлял транспортным средством, а также цель поездки, отклонение от маршрута, по назначению ли использовалось транспортное средство;
  • проверить документы, водительское удостоверение, техталон, путевой лист.

В заключение:

В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ и методическими рекомендациями расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве травмы, если они произошли в течение рабочего дня на территории организации, при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте, если в случае использования его в производственных целях по распоряжению компании, либо по соглашению сторон.

Для того чтобы избежать несчастных случаев на производстве необходимо проведение аудита по охране труда, заказать который Вы можете в компании “Первый партнер охраны труда”.

Автор статьи: Егорова Ирина Аркадьевна

(руководитель проектов компании «Первый Партнер охраны труда»)

Дтп на производчтве

Если ДТП сопровождается материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, то ДТП в порядке административного производства разбирается в группе дознания (или разбора) ГИБДД.

Порядок административного производства подробно рассматривается в разделе Административная ответственность водителя (подраздел Административное производство), в том числе права лица, привлекаемого к административной ответственности (знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью защитника и др.).

Напомним, что по факту ДТП на месте его совершения либо составляется административный протокол, либо принимается решение о проведении административного расследования (если окажется, что необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, т.е. для ДТП, повлекших причинение вреда здоровью потерпевшего) и тогда выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении по форме, указанной в приложении N 8 к Методическим рекомендациям, а протокол будет составлен позднее ? после окончания административного расследования. Срок проведения расследования не может превышать 1 месяц, но в исключительных случаях он может быть продлен еще на срок не более 1 месяца (ст.28.5, 28.7 КоАП РФ).

Читайте также  Декларация смсп что это

На практике это обычно происходит следующим образом: сотрудник ГИБДД, производивший оформление происшествия, предлагает водителям явиться через несколько дней в орган ГИБДД того района, на территории которого случилось ДТП, для участия в процедуре его разбора.

К этому времени должны быть опрошены все очевидцы ДТП и изучены документы, составленные на месте ДТП.

По статистике ГИБДД от 75% до 90% материалов составляются и исполняются в подразделениях ДПС в сроки от 3 до 30 дней.

С прибывшими для разбора водителями-участниками ДТП инспектор ГИБДД по дознанию проводит беседу, а затем — на основании собранных и проанализированных материалов и с учетом проведенной беседы — принимает решение о виновности конкретного лица в ДТП.

Если в ДТП есть пострадавшие, то к материалам дела должны быть также приложены и медицинские заключения о степени тяжести причиненных телесных повреждений.

Если к моменту вызова участников ДТП в ГИБДД заключение о степени тяжести причиненных телесных повреждений еще не получено, то окончательное решение по материалам ДТП не принимается, и срок расследования по делу продлевается до месяца.

По окончании административного расследования составляется административный протокол.

Если совершенное нарушение влечет за собой наказание в виде лишения права управления, то ГИБДД вправе передать дело в суд, о чем выносится определение (приложение N 22 к Методическим рекомендациям), Напомним, что ГИБДД не вправе применять меру наказания в виде лишения права управление ? это может сделать только суд, ГИБДД может только оштрафовать.

Если дело в суд не передано, то в отношении признанного виновным водителя выносится постановление о наложении административного наказания, и после вынесения постановления по делу участникам ДТП при их обращении выдаются справки (приложение N 23 к Методическим рекомендациям).

Заинтересованным организациям аналогичные справки выдаются по их письменным запросам.

Если водитель считает, что были допущены ошибки при расследовании ДТП и не согласен с признанием его виновным, то он может обжаловать постановление в вышестоящую организацию ГИБДД или в суд. Подробнее см. раздел Административная ответственность водителя подраздел Обжалование постановления по делу и иные жалобы граждан.

Если жалоба удовлетворена, то постановление о наложении административного взыскания отменяется и водителю возвращается уплаченная им сумма штрафа.

Возбуждение уголовного дела зависит от последствий ДТП

Если в ДТП есть пострадавший, то от степени тяжести причиненного ему вреда зависит, — будет ли возбуждаться уголовное дело.

Для определения степени тяжести причиненных телесных повреждений ГИБДД посылает запрос в медицинское учреждение, куда доставлялся или где проходил амбулаторное (или стационарное) лечение пострадавший. В необходимых случаях также запрашивается заключение о степени тяжести телесных повреждений в бюро судебно — медицинских экспертиз (п.20 Методических рекомендаций).

При поступлении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий или средней тяжести вред, — сотрудник ГИБДД, производивший административное расследование, докладывает об этом начальнику ГИБДД и готовит материалы для передачи их прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (п.22 Методических рекомендаций). По таким ДТП будет возбуждаться уголовное дело.

Возмещение материального ущерба

Если достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то заключается письменное соглашение о добровольном возмещении ущерба, а после возмещения ущерба от потерпевшего берется расписка в получении возмещения.

Если не достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба, то потерпевший вправе предъявить иск в суд о возмещении материального ущерба.

Подробнее см. раздел Возмещение вреда, причиненного при ДТП

Служебное расследование по факту ДТП на предприятии

Я, адвокат А. А. Ермаков, помогу провести служебное расследование по факту ДТП с оперативным выездом к месту происшествия по Москве и области. В своей работе руководствуюсь нормами закона и профессиональной этики. Гарантирую грамотный подход, оперативность и строгую конфиденциальность.

Видео-лекция : Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения. БДД

Что дает служебное расследование по факту ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие с участием машины, состоящей на балансе организации, требует особой проверки. Ее задача состоит в получении ответов на следующие вопросы:

  1. Каким было техническое состояние автотранспортного средства перед выездом на рейс?
  2. Кто проводил техническое обслуживание машины?
  3. Обследовались ли дорожные условия?
  4. Соблюдались ли водителем правила и технологии пассажирских и/или грузовых перевозок?
  5. Проводилось ли нормирование скоростей во время рейса?
  6. Как организована профессиональная подготовка водителей в организации, и какие меры применяются к нарушителям ПДД?

Порядок, правила и особенности служебного расследования ДТП на предприятии установлены нормами Федерального закона «О безопасности дорожного движения», приказов Минтранса РФ и других правовых актов.

Главная цель мероприятия — установить причины и обстоятельств аварии, а также виновных лиц. Соответствующие выводы делаются на основании следующих сведений:

  • точное место, дата и время дорожно-транспортного происшествия;
  • марка и модель пострадавшего в аварии транспорта;
  • километр и категория дороги, а также организация, в ведении которой она находится;
  • технические характеристики машины и нанесенные ей повреждения;
  • сведения о водителе, управлявшем авто;
  • дорожные и погодные условия;
  • маршрут и факты отклонения от него;
  • количество пострадавших лиц;
  • наличие связи между аварией и нарушением ПДД;
  • сумма материального ущерба.

Порядок проведения расследования

Проверка должна быть проведена не позднее 5 дней с момента аварии. Если в дорожно-транспортном происшествии погибли и/или пострадали люди, этот срок может быть продлен до 7 дней. Служебное расследование ДТП включает в себя следующие этапы:

  1. Формирование специальной комиссии.
  2. Выезд на место аварии, опрос свидетелей, запросы информации из ГИБДД, проведение осмотра.
  3. Составление акта служебного расследования на предприятии. Форма документа установлена Приказом Минтранса РФ. В акте отражается информация о происшествии, членах комиссии, водителе, причинах аварии и принятых в связи с ее возникновением мерах.

Зачем нужна квалифицированная юридическая помощь?

Я предлагаю профессиональную помощь в проверке обстоятельств аварий для организаций любых сфер деятельности и форм собственности. Моя помощь состоит в следующем:

  • юридические консультации;
  • анализ внутренней документации юридического лица;
  • помощь в обеспечении безопасности дорожного движения (БДД);
  • содействие в разработке локально- нормативных документов по организации БДД;
  • взаимодействие с представителями официальных органов в интересах клиента (запросы информации в ГИБДД и т.д.);
  • помощь в организации и проведении служебных расследований ДТП с составлением акта.

Цена на юридическую помощь адвоката по расследованию ДТП корпоративного транспорта «под ключ» начинается от 80 000 рублей.

Для записи на прием к юристу звоните по телефону +7 (985) 776-21-85 или воспользуйтесь формой на сайте.