Как снизить пени за просрочку платежа жкх

ВС РФ пояснил, в каких случаях действует мораторий на начисление пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилье и ЖКУ

Ruslan / Depositphotos.com
  • применение положений договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающих право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное управляющими организациями МКД обязательство по оплате коммунальных ресурсов;
  • применение положений договоров управления МКД, устанавливающих право лиц, осуществляющих управление МКД, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение;
  • взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капремонт.

В этой связи, пояснил ВС РФ, установлен мораторий как в отношении собственников и пользователей помещений в МКД и жилых домов, так и в отношении управляющих организаций МКД на начисление пеней и штрафов, соответственно, плательщики освобождены от уплаты подлежавших начислению неустоек за период просрочки с 6 апреля текущего года (то есть со дня вступления в силу постановления) до 1 января 2021 года. Названный мораторий действует в отношении неустоек независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка. Не должна начисляться неустойка в указанном периоде и в том случае, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля, если законодательно не будет установлен иной срок окончания моратория.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Отмечается, что мораторий действует вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юрлица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или ЧС.

ВС РФ подчеркнул, что начислению и взысканию подлежит неустойка только за тот период просрочки, в который не входит период действия моратория, например, если суд примет решение о взыскании соответствующей неустойки до 1 января 2021 года, то в резолютивной части решения должна быть указана сумма неустойки, исчисленная за период до 6 апреля 2020 года. Если же исковые требования касаются взыскания неустойки с должника до момента фактического исполнения им обязательства, суд в этой части иска должен отказать в связи с преждевременностью заявленного требования. При этом заявитель вправе обратиться с указанным требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.

Накопился долг за услуги ЖКХ: что можно предпринять

В частности, по данным Ставропольского городского расчетного центра (он обслуживает большую часть жилого фонда в краевой столице), на 1 июля 2021 года общая задолженность в Ставрополе по всем услугам ЖКХ составила 1 032 864 979 рублей. Значительная доля неплатежей здесь приходится на взносы за капитальный ремонт. Кроме того, внушительны долги жителей Ставрополя за теплоснабжение (17% от упомянутой суммы общего долга), холодное водоснабжение и водоотведение (14%) и за содержание жилого помещения (12%).

«В каждом эпизоде нужно разбираться индивидуально. Никто из нас не застрахован от трудностей, но отягощать жизненные сложности еще и проблемами с коммунальными платежами не стоит. Естественно, платить по счетам лучше в срок и в полной мере. Но если по ряду обстоятельств это невозможно – не нужно усугублять свое положение, паниковать и отчаиваться, –говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Важно грамотно и своевременно подойти к разрешению острых вопросов. Даже если сумма задолженности вас пугает, всегда есть варианты, которые могут в той или иной мере облегчить процесс погашения долгов».

Итак, рассмотрим, что можно предпринять человеку, у которого накопилась задолженность по коммунальным платежам.

Коммунальный долг и санкции

Прежде всего стоит сказать о существующих санкциях, которые могут применяться к неплательщику. В большинстве случаев оплачивать счета за коммунальные и жилищные услуги положено до 10 числа каждого месяца. Хотя в Ставрополе «Теплосеть» и «Водоканал» для многоквартирных домов, где они являются исполнителями коммунальных услуг, установили датой просрочки 25 число месяца,следующего за отчетным. А по взносам на капитальный ремонт ставропольцы могут рассчитаться в любую дату – но до последнего дня месяца, следующего за расчетным. После этих крайних дат в случае неуплаты наступает просрочка. Если не платить за жилищно-коммунальные услуги больше двух месяцев, образуется долг, начисляются пени и могут последовать другие меры воздействия.

Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги происходит на неуплаченную сумму ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России. На четвертый месяц пени увеличиваются до 1/130 ставки Банка России в день. Размер таких санкций на первый взгляд незначительный, но с учетом постоянно нарастающего «тела» задолженности, чем дольше копится долг, тем ощутимей становится доля пени. На 1 июля 2021 года в Ставрополе размер начисленной и не оплаченной пени достиг 144,5 млн рублей, сообщили в СГРЦ. В месяц в среднем горожанам начисляется около 5,6 млн рублей пени за просрочку платежей.

В некотором плане обратный психологический эффект был получен от мер правительственной поддержки в период пандемии. «Не всеми был правильно понят временный мораторий на начисление штрафов и неустоек. Начислять пени (штрафы) в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года поставщикам ресурсов было запрещено постановлением Правительства РФ, – поясняет руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина. – С начала этого года начисление пени возобновлено, также потребителям были предъявлены к оплате так называемые старые долги по пени. Некоторых это откровенно удивило, потому что временное послабление люди восприняли почти как полное прощение всех долгов».

Неплательщик также может получить претензию или уведомление от управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В документе указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Там же реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Если должник не отреагирует на просьбу, то более радикальная мера – отключение или ограничение коммунальных ресурсов. Управляющая организация или сам поставщик ресурсов может ограничить или приостановить их поставку. В платежных документах СГРЦ, к слову, ежемесячно печатается сообщение, напоминающее задолжавшему потребителю, что услуга может быть отключена. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать три вида ресурсов: электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это зачастую непросто.

Имейте в виду, что отсутствие реакции при получении уведомления или даже после прекращения предоставления услуг – повод для управляющей организации направить обращение в суд за взысканием задолженности. Результат, как правило, предсказуем – взыскание. подавляющее число таких рассмотрений выигрывают коммунальщики. После чего собственник в принудительном порядке должен выплатить суммы, которые задолжал за услуги ЖКХ. На это ему отводится совсем непродолжительный срок – 10 календарных дней. Обычно их не хватает для уплаты задолженности. Тогда велика вероятность подключения к делу судебных приставов, которые описывают имущество и при необходимости изымают собственность.

Законодательство даже позволяет выселить злостного потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, так как не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение.

Читайте также  Аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится

По частям или с каникулами

Главный совет для должников в ЖКХ, как и в случае с банковскими долгами, – не пускать ситуацию на самотек. В первую очередь следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой у образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности. В Ставрополе сверку начисленных и оплаченных платежей с вами проведет СГРЦ. Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, потребитель может попросить дать ему возможность погасить долг в рассрочку, провести реструктуризацию или предоставить отсрочку. В зависимости от достигнутых договоренностей с исполнителями услуг можно будет выплачивать долги частями в течение определенного срока.

Законодательство не регулирует условия предоставления неплательщику рассрочки или каникул. Это сугубо договоренность двух сторон. Представление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу. Соответственно, в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа.

«При этом важно помнить, что рассрочка не освобождает должника от погашения текущих счетов, – напоминает С. Фомина. – Впрочем, граждане довольно мало пользуются возможностью облегчить расчет по долгам. Так, в СГРЦ сейчас в учете всего порядка 20 таких заявлений от потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Если денег на оплату коммунального долга совсем нет, то необходимо договариваться с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул, что означает погашение долга (в один прием или частями) по прошествии какого-то периода времени.

«Необходимо также учесть, что любые достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Оно подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации – исполнителя коммунальных услуг», — подчеркивает Н. Герасименко.

Если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, что-то случилось с постоянным доходом и сложно прогнозировать ближайшее будущее, необходимо как можно быстрее обратиться за субсидией на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она не назначается в автоматическом режиме. Субсидия оформляется по заявительному принципу, и ее размер рассчитывается индивидуально: исходя из дохода собственника жилья и членов его семьи с учетом суммы нормативной оплаты за услуги, а также установленной в регионе максимальной доли затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг от общего дохода семьи. Оперативность обращения за субсидией важна, так как для ее получения принципиальное значение играет отсутствие долгов.

Пакет необходимых документов нужно предоставить в органы соцзащиты по месту жительства лично либо по почте, в органы МФЦ или через региональный портал госуслуг. Получателям субсидий необходимо каждые полгода подтверждать уровень доходов.

В 2020 году субсидию на Ставрополье получали 54 тысячи человек. Что касается краевого центра, то сейчас число получателей субсидий по оплате за услуги ЖКХ– чуть больше 12,1 тысячи человек.

Помимо субсидий, также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан — ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т.д. Размер компенсаций зависит от конкретного региона и льготной категории. Количество граждан льготных категорий, получающих компенсационныевыплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в Ставрополе – 35,5 тысяч.

Кстати, на Ставрополье есть льготы для ряда граждан, которые предоставляются по решению исполнителей коммунальных услуг. Так, по инициативе губернатора Ставрополья Владимира Владимирова региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами «Эко Сити» принял решение за счет собственных средств установить льготную оплату за услугу «обращение с ТКО» для отдельных категорий граждан. Услуги вывоза мусора обходятся дешевле (а некоторым вообще бесплатно) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, инвалидам первой и второй группы, многодетным семьям и пожилым людям. В Ставрополе, по данным СГРЦ, льготой по услуге «обращение с ТКО» пользуются около 17,7 тысячи жителей. Аналогичные программы поддержки малообеспеченных групп населения внедрили и остальные регоператоры, работающие на Ставрополье.

Законодательство в сфере ЖКХ не предусматривает «списания долгов» по желанию собственника или нанимателя. Задолженность всегда значится в бухгалтерском учете управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Именно исполнители услуг и обращаются в суд с исками о взыскании долгов для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности.

Но когда пропущен срок исковой давности, составляющей три года, то в судебном порядке можно заявить об этом, суд исследует обстоятельства дела и примет решение о применении срока, либо откажет в иске. Как правило, граждане не обращаются в суд с такого рода исками. Но автоматического списания долгов за период свыше трех лет не существует, о чем часто заблуждаются потребители услуг. Решение о списании задолженности за пределами исковой давности принимает только суд.

Еще один сценарий – банкротство физлица. Гражданин (либо его кредитор) может подать заявление о признании себя банкротом в арбитраж, когда его общая задолженность составляет более 500 тысяч рублей, а доходы не позволяют вовремя и полностью оплачивать долги (либо совершать текущие платежи) в течение трех месяцев с момента, когда они должны быть оплачены.

Однако это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. А кроме того, ряд неоднозначных последствий для неплательщика. Потому вступление в банкротство должно быть хорошо обдуманным решением, подчеркивают в Региональном центре финансовой грамотности.

Публикации

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

Читайте также  Документы при покупке квартиры вторичка 2018

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

  1. Обзоры материалов СМИ

ВС объяснил, как сгорают долги за коммунальные услуги

Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.

При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу.

В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.

Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница.

Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.

Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.

Читайте также  Срок оформления пенсии после подачи заявления

Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.

Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ.

Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).

«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС.

При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция.

Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).

«Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.

Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он.

ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.

Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.

Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.

«В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС.

Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.

Неплатительный сезон

Мораторий на штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ могут продлить до весны

Правительство может разрешить населению и управляющим компаниям не платить штрафы из-за просрочки платежей за услуги ЖКХ и в следующем году. По данным “Ъ”, первые совещания, на которых будет обсуждаться продление этого введенного из-за коронавируса моратория, пройдут на следующей неделе. Энергетики уже попросили правительство не продлевать льготный режим: в отрасли опасаются, что мораторий могут растянуть вплоть до весны 2021 года. Из-за отмены штрафов платить за тепло и электроэнергию стали хуже, к концу года долги вырастут на 50 млрд руб., предупреждают энергокомпании.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

В правительстве начинают обсуждать возможность продления моратория на начисление штрафов за просрочку платежей за коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, сообщили “Ъ” несколько источников. Льготный режим для населения и управляющих компаний запущен в апреле и должен завершиться 1 января 2021 года. Будет ли этот срок продлен, пока неясно, первые совещания по этому вопросу должны пройти на следующей неделе, говорят источники “Ъ”.

Собеседники “Ъ” в энергокомпаниях опасаются, что мораторий может продлиться до марта.

Особый порядок оплаты коммунальных услуг устанавливает постановление правительства №424. Его цель — поддержка населения на период пандемии (см. “Ъ” от 6 апреля). Постановление отменяет штрафы за несвоевременные платежи, а также запрещает отключать потребителей за долги до конца года.

Спешное принятие постановления о всеобщих льготах вызвало резкую критику энергетиков. Сбытовые и генерирующие компании предлагали правительству вместо этого организовать адресную помощь, например для людей старше 65 лет и для заразившихся вирусом. Компаниям удалось вынести вопрос об отмене льготного режима с 1 июня на совещание по вопросам развития ТЭКа у президента РФ Владимира Путина, но в итоге администрация президента не согласовала это решение (см. “Ъ” от 20 мая).

Теперь энергетики просят правительство хотя бы не продлевать действие постановления после января.

Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, «Совет производителей энергии» (СПЭ, объединяет крупнейшие генерирующие компании) и Ассоциация региональных расчетных центров обратились с такой просьбой в Минстрой и Минэнерго (документ от 8 декабря есть у “Ъ”). Ассоциации пишут, что после введения льготного режима платежная дисциплина ухудшилась, и прогнозируют, что уровень оплаты будет оставаться на низком уровне вплоть до конца года. Это, по их расчетам, увеличит задолженность за электро- и теплоснабжение не менее чем на 30–50 млрд руб. к концу года. В Минэнерго сообщили “Ъ”, что не получили письма, в Минстрое не ответили на запрос.

Мораторий на пени в «коммуналке» увеличил неплатежи

Наиболее существенное сокращение уровня оплаты тепловой энергии — на 12% — произошло в апреле. С апреля по ноябрь нарастающим итогом снижение платежей составило 1,7% год к году, или 12,2 млрд руб., сообщили “Ъ” в СПЭ. Дебиторская задолженность за потребленное тепло на 1 октября составила 176 млрд руб. По итогам года показатель может вырасти на 10%, до 212,5 млрд руб.

Платежи за электроэнергию также рухнули в апреле—июне (минус 5–6%). Причем с января по сентябрь уровень расчетов населения был на 1,7% хуже прошлогодних показателей, в октябре — на 2,7%, в ноябре — уже на 6%. Управляющие компании и ТСЖ в октябре—ноябре снизили расчеты на 7%, говорится в письме ассоциаций. При этом, по данным на 30 сентября, общий долг населения за электроэнергию — 104,8 млрд руб., организаций ЖКХ — 60,7 млрд руб.

С начала года прирост долгов по этим группам потребителей составил около 29 млрд руб., следует из данных Центра финансовых расчетов.

Мораторий изначально выглядел спорным механизмом, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Вместо адресной поддержки потребителей, которые в этом нуждаются, фактически всем предоставляется беспроцентный кредит из средств компаний электроэнергетики с риском распространения неплатежей по цепочке, включая поставщиков топлива. Тем не менее, по его оценке, к острым проблемам это не привело: население продолжает выполнять свои обязательства, а рост задолженности не выглядит критичным. В этих условиях продление программы вряд ли создаст какую-то существенную финансовую поддержку потребителям, но повысит риски финансовой устойчивости компаний, в первую очередь энергосбытовых и поставщиков тепла в период отопительного сезона, считает господин Скляр.