Какая статья нк рф право на сверку

Прием запроса о предоставлении акта совместной сверки

Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу

Общее описание

Вы можете запросить совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам, обратившись с заявлением в МФЦ Петродворцового района.

Результаты сверки оформляются в акт, который направляется налогоплательщику в электронной форме. Максимальный период, за который можно запросить сверку, — три календарных года, предшествующие году сверки расчетов.


Полное наименование:

Принцип предоставления

Результат предоставления

  1. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (форма утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 16.12.2016 №ММВ-7-17/685@) выдается непосредственно в налоговом органе по месту постановки на учет налогоплательщика или направляется по адресу, указанному в письменном запросе о представлении акта.
  2. Если налогоплательщик не обратился за получением акта в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, акт направляется заявителю по адресу регистрации налогоплательщика.
  3. Уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Срок предоставления

  1. При отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней.
  2. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.
  3. Посредством подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) услуга предоставляется с учетом дополнительного времени на доставку документов + 3 рабочих дня + дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Стоимость

Заявители

Физические лица (налогоплательщики).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение МФЦ.
  2. Подает заявление о проведении сверки расчетов налогоплательщика и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме заявления из Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ) с регистрационным номером.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • обращение налогоплатильщика не по месту учета;
  • отсутствие в заявлении ФИО, подписи налогоплатильщика;
  • представление заявления представителем налогоплатильщика без приложения копии документа, подтверждающего полномочия представителя. (ст. 29 НК РФ).

Порядок действий уполномоченной организации

Должностное лицо подразделения МФЦ:

  1. Осуществляет прием и регистрацию заявления.
  2. Осуществляет передачу заявления в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №3 по Санкт‑Петербургу.
  3. Выдает расписку о приеме заявления из МАИС ЭГУ с регистрационным номером.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя):
    • для граждан РФ — паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность;
    • для граждан РФ — паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность;
    • для иностранных граждан — паспорт иностранного гражданина.

В случае обращения представителя заявителя документ, удостоверяющий личность заявителя, не предоставляется.

  • Документ, подтверждающий полномочия представителя, — нотариально удостоверенная доверенность (ст. 27 и 29 НК РФ) или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  • Заявление о проведении сверки расчетов налогоплательщика.
  • Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией

    эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив

    В статье рассмотрим два вопроса: первый — регламент проведения сверки и второй — требования налоговиков и законодательства — какие существуют нормативные документы.

    Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

    Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

    • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
    • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
    • при ликвидации (реорганизации) компании;
    • по инициативе налогоплательщика — ч аще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать з аявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

    Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

    Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

    Как получить акт сверки от налоговой инспекции

    Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

    Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

    • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
    • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
    • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

    Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

    Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

    Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

    • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
    • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
    1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
    2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
    3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

    Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

    • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). С веряются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
    • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

    После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

    • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
    • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

    Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

    Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

    Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

    Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

    Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

    В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

    Справку могут не выдать только в двух случаях:

    • если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
    • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

    Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

    Истребование документов при налоговой проверке

    Решение Федеральной налоговой службы №КЧ-4-9/19237@ от 23.09.2019

    В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней. Из недавно опубликованной на эту тему позиции ФНС следует, что сделка считается конкретной, если в запросе инспекции указан период совершения сделки и список истребуемых документов.

    НК РФ дает право инспекторам проверять не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Это значит, что инспекция может затребовать документы у вас – о ваших контрагентах и у ваших контрагентов – о вас.

    Суть встречной проверки

    Итак, пункт 1 статьи 93.1 позволяет налоговикам требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности. Истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке, инспекторы могут как в рамках, так и вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Проверяющие могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями. В том числе те, которые касаются конкретного сотрудника фирмы или ИП (например, бумаги с его подписью) (письмо ФНС России от 02.08.2018 № ЕД-4-2/14951@).

    Инспекция направляет поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, у которого должны быть истребованы нужные документы.

    В поручении указывается, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

    Это отражено и в форме требования о предоставлении документов (информации), утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628@.

    Это может быть информация о сторонах сделки, ее предмете и об условиях совершения.

    Если предоставить документы затруднительно

    Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Пункт 5 статьи 93.1 НК РФ позволяет при наличии объективных причин ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока представления запрашиваемых документов.

    За отказ предоставить инспекции по ее запросу документы по контрагенту фирме грозит немалый штраф – 10 000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК РФ). Такая же ответственность предусмотрена и за несвоевременное предоставление, уклонение от предоставления документов и предоставление документов с недостоверными сведениями.

    А вот за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации о контрагенте предусмотрена другая ответственность – штраф в размере 5000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года – 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

    Свежая позиция ФНС

    В решении от 23.09.2019 № КЧ-4-9/19237@ ФНС РФ в ответ на жалобу оштрафованной компании, которая письменно отказалась представлять документы и информацию о своем контрагенте из-за того, что из требования инспекции было не ясно, о какой конкретно сделке идет речь, указала следующее.

    Фирма дала отказ неправомерно. В требовании, которое было ей направлено, был указан период времени, за который запрашиваются документы (информация), — 2015-2017 годы, и их перечень.

    В перечень вошли договор (контракт, соглашение), акт выполненных работ, акт о зачете взаимных требований, акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями), счет-фактура, приходно-расходный кассовый ордер, карточки бухгалтерских счетов по контрагенту, доверенность, иные документы.

    Указание на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов (информации), имеется.

    То есть в запросе есть «необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие документы запрашиваются». Обязанности указывать реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов для налоговых органов статья 93.1 не устанавливает.

    Скорее всего и суд, если оштрафованная компания решит оспорить это решение, не найдет нарушений в действиях налоговиков.

    Еще в письме от 15.10.2018 № 03-02-07/1/73833 Минфин обратил внимание на Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714. В нем указано, что статья 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Получается, вносить в требование реквизиты запрошенных документов налоговикам не обязательно. В требовании должна быть информация, по которой можно только определить сделку, заинтересовавшую контролеров.

    Это значит, что фирме, у которой инспекция истребует документы, необходимо представить все, что может быть отнесено к интересующему ее субъекту.

    Другое дело, что в пятидневный срок можно и не успеть. Остается просить об отсрочке.

    Поделиться

    Распечатать

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

    Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

    Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

    Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

    Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

    Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

    • Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
    • Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена.
      Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
    • Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»).
      Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
    • Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период.
      Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:

    1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

    2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

    К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

    Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
    Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

    Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

    Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
    При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

    Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

    Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
    Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

    Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

    Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон .

    Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

    Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

    В учете налогового органа картина прямо противоположная.
    Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

    Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

    Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата .

    Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

    Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов .

    В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

    Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

    Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

    Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

    Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

    Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

    Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки .

    Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

    Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

    Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

    К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.

    Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

    В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

    При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

    Горячая линия

    Наши Рассылки

    Обучающие мероприятия

    (347) 291 20 70

    Готовимся к камеральным проверкам деклараций НДС

    Ознакомились ли Вы с новым письмом Минфина России от 30.04.15 № 03-07-11/25178? Суть его в том, что с 1 января 2015 года вступили в силу поправки в пункт 8.1 статьи 88 и пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ.

    Согласно указанным нормам, с этого года у инспекторов появились новые полномочия в рамках проведения камеральной проверки деклараций по НДС. Так, если в ходе проверки выявлены противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, то налоговики вправе:

    • истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации (например, договоры) — пункт 8.1 ст. 88 НК РФ;

    • осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ). Прежде осмотр в рамках камеральной проверки суды признавали незаконным.

    Также в Минфине сообщили, что новые правила камеральных проверок применяются ко всем декларациям, в том числе к «уточненкам», представленным с 1 января 2015 года. Таким образом, компании не вправе отказаться представлять документы, ссылаясь на то, что уточненные декларации поданы за периоды, предшествовавшие дате вступления в силу Закона № 134-ФЗ.

    Налогоплательщики НДС, помните! С нового года расхождения и противоречия в декларациях по НДС выявляются с помощью новой информационной системы ФНС. В системе производится перекрестная сверка данных о счетах-фактурах, которыми обменялись продавцы и покупатели. В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений.

    А теперь о главном: как избежать проблем при проверке декларации?

    Самый надежный способ избежать расхождений — вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО (например, с помощью сервиса «Диадок»). В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

    Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать необходимости отвечать на огромное количество требований со стороны налоговых органов.

    Автоматизировать сверку данных можно с помощью сервиса «Контур.Сверка». Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур. По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.

    Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на многочисленные требования налоговиков, и риска доначислений НДС.

    «Контур. Сверка» – Ваш надежный помощник! Попробуйте его в работе и убедитесь сами во всех преимуществах этого сервиса.