Капитальный ремонт многоквартирного дома при непосредственном управлении

Инфо о непосредственном способе управления

Непосредственный способ управления в ЖКХ – стабильность и развитие.

При непосредственном способе управления многоквартирным домом каждый из собственников жилья заключает договор с ресурсоснабжающей организацией и не несет ответственности за задолженности по оплате жи­лищно-коммунальных услуг своих соседей. Следствием этого является правовая невозможность со стороны ресурсоснабжающей организации прекратить поставку ЖКУ добросовестным (с точки зрения оплаты ЖКУ) собственникам, то есть отключать МКД от ЖКУ (тепла, воды, электричества, лифтового обслуживания и т.п.). Таким образом, непосредственный способ является самым безопасным способом управления многоквартирным домом для его жителей. Каждый собственник платит только за те жилищно-коммунальные услуги, которые он получил, а не отвечает по долгам соседей-неплательщиков. При других способах управления бремя долгов ляжет на всех добросовестных плательщиков, и они будут вынуждены оплачивать чужие долги ради того, чтобы поставщики энергоресурсов не отключили от подачи услуг весь дом.

В качестве основного недостатка непосредственного способа управления многоквартирным домом чиновники приводят довод о том, что в домах, избравших такой вариант, не предусмотрено выполнение капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ. Разберемся.

Во-первых, Федеральный закон 185-ФЗ написан для местных органов самоуправления, а не для предприятий ЖКХ. Для вступления в него администрациям городов необходимо исполнить большой объем мероприятий, таких как кадастрирование домовых территорий, организация ТСЖ, региональная программа по проведению капитального ремонта и т.д. Эти мероприятия требуют времени и стоят немалых денег из бюджета. Так кадастрирование одного дома обойдется казне 100 – 150 тыс. рублей. Для города это более 60 миллионов рублей. Из областного или федерального бюджета денег не дадут — на это уже давали лет 12 назад – растратили нецелевым образом. Программу надо делать, сметы в ЛЭУ утверждать – опять деньги, а их в дотационном городе нет.

Во-вторых (и это главное), программа Фонда заканчивает действие с 01.01.2013г., а денег по 185-ФЗ хватило на комплексный капитальный ремонт только около 2% жилого фонда в стране. Так стоит ли серьезно об этом говорить и считать это минусом непосредственного способа управления.

При непосредственном управлении прозрачность, адресность, подомный учет и контроль финансовых потоков оставляют мало лазеек администрациям муниципальных образований решать собственные проблемы за счет денежных средств, заплаченных нами, жителями, за услуги ЖКХ. Уход за бесхозными террито­риями, за городски­ми ливневыми канализациями, благоустройство муниципальных территорий и множество других проблем, решаемых обычно администрациями при наличии Служб Заказчика (МУПов, ДЕЗов, и т.п.) за счет квартплаты жителей, затруднителен.

Приведенные доводы позволяют сделать вывод о том, что в современных правовых усло­виях не­посредственный способ управления является оптимальным способом управления многоквартирными домами.

И для сравнения о способе управления домом –Управление. При этом способе управления, являясь посредником в договорных отношениях между потребителями и производителями ресурсов и услуг, предприятии ЖКХ часто приходят к банкротству, так как по обязательствам населения и бюджета несут ответственность всем своим имуществом.

При способе управления на управляющие организации в полном объеме возложена обязанность по соблюдению нормативов содержания жилищного фонда при частичном финансировании. Для должного соблюдения этих нормативов жители должны платить в 4-5 раз больше, чем они платят сегодня.

При этом предприятия заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями от своего имени как юридическое лицо и при невыполнении обязательств по 100% оплате ресурсов им перестают предоставлять ресурсы (хо­лодное водоснабжение, горячее водоснабжение, тепло, электроснабжение мест общего пользования и т.п.). Проще говоря, дом отключают от тепла, воды, электричества… В домах возникают социальные конфликты жителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, с должниками.

При способе управления предприятия ЖКХ привлекаются к административной ответ­ственности за несоблюдение правил и норм по содержанию жилищного фон­да без учета тех обстоятельств, что принятые в управление дома имели неу­довлетворительное состояние и требуют проведения капитального ремонта. Штрафные санкции за несоблюдение правил и норм по содержанию жилищ­ного фонда взыскиваются из средств этих предприятий, которые в свою очередь предназначены для содержания жилищного фонда.

Рассмотренная выше ситуация, когда собираемость платежей составляет менее 100% (обычно 90-95%), весьма проблематична для предприятий ЖКХ и имеет для них два решения:

легко прогнозируемое по срокам банкротство при ограниченных тари­фах на ЖКУ;

необоснованное завышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), компенсирующее все не­платежи за счет честных плательщиков.

Преимущества непосредственного способа управления МКД

1. Собственники помещений имеют прямые отношения с ресурсоснабжающими организациями и не могут быть отключены от электрической энергии, отопления, холодной и горячей воды, газа из-за неоплаты другими собственниками.

2. Собственники помещений не производят оплату за неплательщиков при непосредственном способе управления МКД.

(Справка: При способе управления МКД управляющей организацией, если один из собственников не произвел оплату, то управляющая организация вынуждена сделать перераспределение средств – заплатить коммунальным предприятиям за счет средств, предусмотренных на проведение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества МКД. В результате происходит уменьшение количества работ и услуг по содержанию МКД или ухудшается качество таких работ и услуг. Худший вариант – управляющая организация увеличивает размер платы всем собственникам в объеме неплатежей.)

3. Исключается перепродавец (посредник) коммунальных ресурсов. В непосредственном способе управления УО (Управляющая организация) не предоставляет коммунальные услуги, а оказывает только жилищные услуги. Таким образом, данный способ управления исключает затраты на предоставление коммунальных услуг.

(Справка: При управлении МКД управляющей организацией на УО возлагаются обязательства по предоставлению всех видов коммунальных услуг без права получения доходов от их предоставления, но все убытки от этого вида деятельности она должна возместить коммунальным предприятиям за счет собранных средств граждан.)

4. В непосредственном способе управления МКД исключаются убытки от конфликта законов и подзаконных актов. Действующие законодательные акты, регулирующие способ управления МКД управляющей организацией (УО), противоречат друг другу, устанавливают требования, которые невозможно исполнить либо исполнение которых приводит к банкротству. Убытки от конфликта законов и подзаконных актов ведут к увеличению платежей граждан. При непосредственном способе таких проблем практически нет.

5. У управляющей организации при непосредственном способе управления появляется возможность накапливать средства собственников для проведения текущего и выборочного капитального ремонта общего имущества в МКД. В данном способе управления риски минимальны, но не при управлении МКД – управляющей организацией.

6. Накопленные средства граждан для проведения текущего и выборочного капитального ремонта общего имущества в МКД не могут быть использованы на оплату коммунальных услуг.

7. Привлечение УО к административной ответственности ведет к вымыванию средств граждан. УО при непосредственном способе управления не привлекается к административной ответственности по предоставлению коммунальных услуг. Значит меньше средств населения будет израсходовано на административные штрафы (Справка: при управлении — одна санкция от 10 до 40 тыс. рублей).

8.С 1.01.2013 года обязательное членство в СРО (саморегулируемые организации) для Управляющих компаний — не менее 100 тыс.руб.вступительный взнос и 50 тыс.рублей ежемесячно. Как видно членство в СРО – вовсе не бесплатное удовольствие для УК. Оно предполагает вступительные, ежегодные и ежемесячные взносы, и немалые! Кроме того, обязательный взнос в компенсационный фонд. Что неизбежно повлечет очередной виток повышения квартплаты. Очевидно, что при непосредственном способе оснований у жильцов для беспокойства нет.

Вывод по непосредственному способу управления МКД:

Изменение способа управления путем перехода в непосредственный способ управления не ухудшает правовое положение собственников помещений и не увеличивает размер обязательных платежей.

Администрация города Шахты

официальный сайт

  • Главная
  • Структура
  • О городе
  • Экономика
  • Городское хозяйство
  • Социальная сфера
  • Справочник
  • Обратная связь
  • Бюджет для граждан
  • Способы формирования фонда капитального ремонта
  • Методические материалы о сроках и порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
  • Образец протокола ОСС для определения способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете
  • Образец протокола ОСС для определения способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора
  • Образец Протокола (с памяткой по заполнению) — специальный счет на капремонт
  • Исполнение обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта
  • Финансовая поддержка на проведение капитального ремонта МКД за счет средств Фонда ЖКХ

Способы формирования фонда капитального ремонта

  • Главная
  • >
  • Городское хозяйство
  • >
  • Капитальный ремонт МКД

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает два способа накопления средств на капитальный ремонт (формирования фонда капитального ремонта):
-перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счёт;
-перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора.
Собственники помещений в многоквартирном доме независимо от способа управления этим домом (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, непосредственный способ управления) вправе выбрать любой из них.

Специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными Жилищным Кодексом Российской Федерации. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищный кодекс Российской Федерации;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления;
4) региональный оператор.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Читайте также  Использование трудового отпуска ри беременности

Средства, накопленные на специальном счете, могут быть израсходованы исключительно на данный конкретный многоквартирный дом.

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.

Способ формирования фонда капитального ремонта независимо от выбранного способа управления домом (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, непосредственный способ управления) должен быть определён на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, должно быть принято и реализовано собственниками помещений в таких многоквартирных домах не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) владелец специального счета;
3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 Жилищного Кодекса Российской Федерации, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного Кодекса Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании этого фонда на специальном счете вступает в силу через один год после его направления региональному оператору. В свою очередь решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления этого решения владельцу специального счета.

В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.

В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 статьи 173 Жилищного Кодекса Российской Федерации, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного Кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного Кодекса Российской Федерации. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения владелец специального счета перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.

При изменении способа формирования фонда капитального ремонта, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Последствия непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта;

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок (частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении.

Отдел капитального ремонта многоквартирных домов МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты – тел. 22-00-97.

Имеют ли собственники помещений в многоквартирном доме влиять на выбор лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, подрядных организаций и поставщиков строительных материалов для целей проведения капитального ремонта общего имущества

Опубликовано вт, 11/08/2016 — 14:41 пользователем admin2

В отличие от требований ч. 1 1 ст. 180 ЖК РФ о закупке региональным оператором товаров, работ, услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете аналогичные требования отсутствуют. Поскольку за проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме при способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете перед собственников помещений в таком доме отвечают, соответственно, управляющей организацией, товариществ собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме – подрядная организация, то такие лица, как генподрядчики, вправе самостоятельно выбирать подрядные организации для выполнения услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе в рамках реализуемого способа правления многоквартирным домом установить для лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, правила выбора подрядных организаций для выполнения услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и (или) правила их участия в выборе подрядных организаций для выполнения услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Такие правила, в частности, могут содержать:

критерии единоличного выбора лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, подрядных организаций и поставщиков строительных материалов;

требование о проведении лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, конкурса по выбору подрядных организаций и поставщиков строительных материалов;

процедуры участи собственников помещений в многоквартирном доме или их представителей в выборе лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, подрядных организаций и поставщиков строительных материалов или в конкурсных процедурах по их выбору.

Такая возможность в жилищном законодательстве не урегулирована, но она не противоречит предусмотренным ЖК РФ способам управления многоквартирным домом. Для реализации такой возможности необходимо принятие на общее собрании собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении изменений в договор управления многоквартирным домом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме в предусмотренный ч. 1 ст. 164 ЖК РФ договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом на общем собрании членов ТСЖ, ЖСК, СПК принимается решение об утверждении соответствующего внутреннего документа товарищества или кооператива.

Читайте также  Сайт капремонта чита посмотреть зодолжность

Такие решения собственников помещений в многоквартирном доме должны обеспечить конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), повысить эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечат гласность, открытость и прозрачность осуществления таких закупок, будут способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Новости

Непосредственное управление многоквартирными домами

Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать одну из закрепленных форм управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом и управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

У многих жителей возникают вопросы при выборе одного из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Больше всего вопросов вызывает способ непосредственного управления домом.

Когда многоквартирным домом управляет управляющая организация, она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Обслуживание жилья в случае непосредственного управления осуществляется либо силами самих собственников, либо силами привлеченных подрядных организаций, в роли которых могут выступать и управляющие организации.

Существует мнение, что непосредственное управление наиболее экономное. Собственники помещений при непосредственном управлении не создают юридическое лицо, а их интересы в отношениях с третьими лицами представляют уполномоченные ими лица по доверенности. В этом случае отсутствуют какие-либо посредники в управлении домом. Жильцы сами решают, кто из них или любое другое лицо, которому они доверяют, будет вести переговоры с поставщиками товаров и услуг для содержания и ремонта дома. Однако это касается только расходов на управление домом. Остальные расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственники помещений такого многоквартирного дома несут в обязательном порядке.

При непосредственном управлении многоквартирный дом не может претендовать на получение муниципального финансирования на выполнение социальных проектов, на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта.

Когда собственники выбирают непосредственное управление, предполагается, что в итоге будет заключен договор на обслуживание с организацией, и она будет выполнять те же работы, что делала в доме управляющая организация, и, следовательно, ответственность подрядчики будут нести такую же, что несла управляющая организация.

В соответствии с действующим законодательством управляющая организация в любом случае несет ответственность за качество жилищных и коммунальных услуг перед собственником, даже если это не прописано в договоре. Множество надзорных инстанций всегда могут побудить управляющую организацию выполнить те работы, которые необходимы, даже если в утвержденном перечне работ их нет.

При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов. При непосредственном управлении побудить подрядчика выполнить какие-то работы собственник может только через суд. То есть отношения с УК в данном случае будут регулироваться не жилищным, а Гражданским кодексом РФ. Все штрафы за нарушение пожарной безопасности, аварии и вывоз мусора будут накладываться не на УК, ТСЖ, а на собственников.

Кроме того, при непосредственном управлении жильцы не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ. УК снимают с себя обязательства по погашению возникающей задолженности многоквартирного дома, по контролю за качеством предоставляемых коммунальных услуг. Взаимоотношения между потребителем и управляющей организацией будут регулироваться только договором.

Известно, что управляющая организация обязана выполнять работы, к примеру, по подготовке дома к отопительному периоду даже в случае, если далеко не все собственники оплачивают содержание и ремонт жилья. В случае с непосредственным управлением подрядная организация выполняет работы ровно на такую сумму, какую она соберет с жильцов, и ровно на те виды работ, которые оговорены в договоре.

Также открытым остается вопрос поставки коммунального ресурса. При других формах управления потребитель отвечает только за коммуникации в квартире. При непосредственном управлении в многоквартирном доме возникают многочисленные риски. Сложив с себя статус управляющей организации и став «подрядчиком по обслуживанию МКД», обслуживающая организация уже не будет нести прежних обязательств перед жителями за состояние общего имущества — подъездов, подвалов, чердаков, крыш, внутридомовых сетей и оборудования. Она будет только выполнять конкретные заявки жителей. А все остальные заботы и убытки останутся на жителях. Такая система работы (по устранению аварий, но без существенных капитальных и текущих ремонтов), очевидно, приведет катастрофическому ухудшению и без того во многом неудовлетворительного состояния многоквартирного дома. Качество коммунальных услуг неизбежно ухудшится.

В качестве плюса непосредственного управления называют прозрачность платежей между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. Вместе с тем, в настоящее время успешно реализуется практика прямых платежей, которая не подразумевает изменения формы управления многоквартирным домом. В этом случае платежи жителей идут напрямую в ресурсоснабжающую организацию, минуя счета УК. Принять решение о переходе на прямые платежи могут жильцы на общем собрании собственников.

Непосредственное управление перекладывает ответственность за все коммунальные проблемы с УК на жильцов дома. Обслуживающие организации уходят из-под муниципального, лицензионного контроля. При непосредственном управлении всю ответственность за своевременное исполнение многочисленных законов, правил, постановлений несут сами собственники. Собственникам придется самостоятельно выполнять нормы, закрепленные в законодательных актах, содержать свой дом в надлежащем состоянии, проводить мероприятия по энергосбережению, вести техническую документацию и т.д. Для принятия решений о выполнении работ и их оплаты необходимо будет проводить общие собрания собственников.

В настоящее время многие специалисты в сфере ЖКХ считают непосредственный способ управления в многоквартирном доме неэффективным, поднимается вопрос о необходимости исключить из нормы закона этот способ управления дома. Многоквартирный дом постоянно требует внимания, заботы, труда. Надо постоянно работать — обслуживать, ремонтировать, убирать, предотвращать и устранять. Непосредственное управление и кажущаяся «экономия на квартплате» в день возникновения серьезной аварии может обернуться реальным ЧП.

Поэтому, при выборе способа управления многоквартирным домом необходимо внимательно читать законодательство, Жилищный кодекс РФ, взвесить все «за» и «против», и главное — делать выбор самостоятельно, хорошо понимая последствия своего решения. Поскольку для эффективного управления многоквартирным домом необходимо быть настоящими хозяевами своего дома, как этого требует Жилищный кодекс РФ.

Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга

О формировании фонда капитального ремонта в МКД Санкт‑Петербурга

РАЗЪЯСНЕНИЯ О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ (В редакции изменений, внесенных в Жилищный Кодекс РФ Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенной в действие с 30 июня 2015 года.)

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Данное решение принимается собственниками помещений на общем собрании, которое проводится в соответствии со ст.44-48 Жилищного кодекса РФ.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, то, в соответствии с ч.4 ст.170 Жилищного кодекса РФ, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) владелец специального счета;

3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с ч.2 ст.44 и ч.1 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации, о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Читайте также  Как сделать две зеленки на один дом

Решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст.2 Закона Санкт‑Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт‑Петербурге», решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее, чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта, на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт‑Петербурге утверждена постановлением Правительства Санкт‑Петербурга от 18.02.2014 № 84 и опубликована 21 февраля 2014 года. Следовательно, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в срок до 21 августа 2014 года включительно.

В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5_1 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5_1 статьи 170 ЖК РФ срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах, где на общем собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, но счет не был открыт до 21 августа 2014 включительно, или данное решение принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ (решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта было принято собственниками помещений, обладающими менее чем две третьих голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принято на общем собрании членов товарищества, кооператива, а не собственников помещений), на основании распоряжения администрации района формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Статьей 173 Жилищного кодекса РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время.

Чтобы изменить способ формирования фонда капитального ремонта необходимо, чтобы собственники помещений в многоквартирном доме провели общее собрание собственников и приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в соответствии с требованиями ст.ст.44-48, 173 Жилищного кодекса РФ, ст.2 Закона Санкт‑Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт‑Петербурге».

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, вступает в силу через один год после направления региональному оператору соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления владельцу специального счета решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч.4 ст.173, но не ранее наступления условия о погашении задолженности (кредита, заема) на проведение капитального ремонта. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения владелец специального счета перечисляет средства фонда капитального ремонта на счет регионального оператора.

В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.

В новой редакции ЖК РФ ч.8, ч.9, ч.10 ст.173 предусмотрены последствия в случае выявления размера фактических поступлений взносов на капитальный ремонт менее пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов, и если задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган местного самоуправления в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.

Использование средств фонда капитального ремонта

Согласно ч.1 ст.174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Согласно ч.4.1. ст.170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Согласно ч.4.2 ст.170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

Согласно ч.3 ст.166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

!!Средства фонда капитального ремонта не могут быть использованы на работы текущего ремонта!!

Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, представлены в приложениях №7 и №8 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170.

Перечень работ, условия и порядок проведения текущего и капитального ремонта фасадов изложены в ч.8.4.4 и ч.8.4.5 «Правил благоустройства территории Санкт‑Петербурга», утвержденных постановлением Правительства Санкт‑Петербурга №961 от 09.11.2016

Кроме того, ст.166 ЖК РФ и ч.4 ст.2 Закона Санкт‑Петербурга «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт‑Петербурге» от 11.12.2013 №690-120 определены перечни услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт