Международные медико санитарные правила 2019

Лабораторные новости

Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее – проект постановления) предусматривает уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Международные медико-санитарные правила 2005 года (далее – ММСП, Правила), принятые Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года (резолюция WHA58.3) и вступившие в силу 15 июня 2007 года, являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Цель и сфера применения ММСП (ст. 2 ММСП) состоит в «предотвращении международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими».

ММСП не являются тематическим направлением ВОЗ, а представляют собой разработанный в рамках ВОЗ универсальный юридически-обязывающий инструмент реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Существующие программы ВОЗ по развитию инициатив в целом в области общественного здравоохранения реализуются в рамках рутинной деятельности Организации, а не в рамках ММСП.

Согласно ММСП страны-члены обязаны уведомлять ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой эпиднадзора, которые в соответствии с определёнными критериями, прописанными в статье 6 и Приложении 2 Правил, имеющих потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в Российской Федерации по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» _______ № ____

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 5.16 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 52, ст. 5587; 2009, № 30, ст. 3823; 2013, № 5, ст. 405, № 22, ст. 2812, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 31, ст. 4680; 2016, № 28, ст. 4741; 2017, № 5, ст.807, № 39, ст. 5705; 2018, № 18, ст. 2647), дополнить словами «, в том числе по вопросам внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)».

2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

Имплементация в Содружестве Независимых Государств Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Вклад Российской Федерации в укрепление национального потенциала стран СНГ в борьбе с особо опасными инфекционными болезнями и реагировании на ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

В современном мире отмечается высокий риск возникновения новых угроз и вызовов биологического характера, обусловленных происходящими в мире процессами глобализации, затрагивающими практически все сферы жизнедеятельности человека – экономическую, технологическую, политическую, экологическую и демографическую.

В течение последних двух десятилетий имеет место неуклонный рост количества вновь возникающих биологических угроз. В 2000–2007 годах это возникновение ТОРС в Китае и гриппа птиц А(H5N1) в Юго-Восточной Азии. В 2008–2012 годах это появление пандемического гриппа А (H1N1), вспышка холеры в Карибском регионе, обострение ситуации по полиомиелиту в Таджикистане. В 2013–2019 годах – эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке; осложнение эпидемиологической ситуации по кори в Европе; появление нового коронавируса, вызывающего БВРС на Ближнем Востоке; возникновение гриппа птиц А (H7N9) в Юго-Восточной Азии; осложнение эпидемиологической ситуации в мире по лихорадке Зика; масштабные вспышки лихорадки денге в западной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии, вспышка холеры на Ближнем Востоке; распространение желтой лихорадки в Африке и Латинской Америке; вспышка легочной чумы на Мадагаскаре; вспышка энцефалита, вызванного вирусом Nipah в Индии и Бангладеш, вспышка лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго, полиомиелит в Сирии.

В текущем, 2020 году мировое сообщество столкнулось с беспрецедентной по своим масштабам биологической угрозой – пандемией, вызванной возбудителем новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19, охватившая практически все страны мира, стала настоящим испытанием на прочность для систем здравоохранения государств и потребовала серьезных усилий и напряженной работы как со стороны ВОЗ, так и со стороны правительств государств, органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологических служб, научно-исследовательских организаций.

В период с 2009 по 2020 год ВОЗ шесть раз объявляла чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. Это пандемия гриппа H1N1, 2009 г.; эпидемия холеры на Гаити, 2010 г.; эпидемия лихорадки Зика, 2015 г.; вспышка холеры в Йемене, 2017 г.; вспышка лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго, 2018 г.; пандемия COVID-19 в 2019–2020 годах.

На сегодняшний день единственным глобальным инструментом, предназначенным для мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, являются Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

Российская Федерация последовательно выступает за поддержку внедрения ММСП (2005 г.) и наращивает усилия как страна-донор помощи странам-партнерам, в том числе на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии, в создании потенциала для обеспечения биологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 259) укрепление национальных систем здравоохранения, ориентированных в том числе на борьбу с распространением инфекционных болезней, названо одним из приоритетных направлений в сфере содействия международному развитию, соответствующих национальным интересам России.

В настоящее время Роспотребнадзор реализует 9 совместных проектов с 16 странами-партнерами, из них 6 – со странами СНГ.

При поддержке Правительства Российской Федерации осуществляется реализация программ, направленных на оказание научно-методического и материально-технического содействия странам-партнерам в вопросах внедрения и реализации ММСП (2005 г.), укрепления сети по реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения эпидемиологического благополучия по чуме и другим особо опасным инфекционным болезням; проведения мониторинга и контроля актуальных природно-очаговых инфекционных болезней, элиминации кори и краснухи, профилактики ВИЧ-инфекции, противодействия распространению устойчивости к противомикробным препаратам. Основными направлениями взаимодействия являются оказание материально-технической поддержки странам-партнерам за счет поставок мобильных лабораторий, питательных сред, диагностических препаратов и расходных материалов; проведение совместных работ по эпизоотологическому обследованию природно-очаговых территорий, выполнение совместных НИР, подготовка специалистов и проведение учений. Взаимодействие осуществляется со странами СНГ, на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии, а также с Монголией, Китаем, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинейской Республикой.

Реализация упомянутых программ направлена на укрепление методологического, технологического, кадрового потенциала, усиление национальных возможностей стран-партнеров России в области реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, на создание единого эпидемиологического информационного пространства, создание единой системы мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии.

Итогом научно-технического сотрудничества Роспотребнадзора и профильных ведомств стран СНГ в этом направлении стала передача в 2016–2020 гг. в дар от России 18 мобильных лабораторий в 6 стран СНГ (Армении, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану), укомплектованных лабораторным оборудованием, которые в настоящее время активно используются для организации лабораторной диагностики новой коронавирусной инфекции. В 2019 г. состоялась передача двух мобильных лабораторий из состава мобильного комплекса СПЭБ первого поколения в Республику Узбекистан, в 2020 г. – в Республику Армения и Монголию.

Читайте также  Реквизиты перечислить госпошлину за алкогольную лицензию казань

В 2017–2019 гг. в Таджикистан, Кыргызстан, Армению, Беларусь, Казахстан осуществлена поставка укладок для забора материала на особо опасные инфекционные болезни, лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, расходных материалов и препаратов для выявления возбудителей инфекционных болезней, способных к эпидемическому распространению, и др. В Армению и Кыргызстан поставлена российская противочумная вакцина (5 тыс. доз).

Впервые за последние 35 лет проводятся совместные ежегодные экспедиции на территориях природных очагов чумы в Монголии, Казахстане, Армении. Впервые проведен совместный мониторинг в природных очагах чумы в Китае. Налажено двустороннее научное сотрудничество российских и зарубежных профильных учреждений, направленное на совершенствование эпидемиологического надзора за чумой и внедрение новых технологий в эпизоотологический мониторинг.

Впервые получены актуальные данные о состоянии природных очагов чумы на территориях государств – участников СНГ и Монголии и издана совместная коллективная монография «Обеспечение эпидемиологического благополучия в природных очагах чумы на территории стран СНГ и Монголии в современных условиях».

В 2017–2019 гг. на курсах повышения квалификации по вопросам санитарной охраны территории, реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера обучено более 400 человек (Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). В процесс обучения внедрены электронный учебно-методический комплекс «СПЭБ Роспотребнадзора», а также компьютерная программа для оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности на знание ММСП для стран ВЕЦА.

Подготовлено на курсах повышения квалификации и на рабочих местах по вопросам эпидемиологии, профилактики и лабораторной диагностики чумы более 150 человек профильных учреждений зарубежных государств (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия).

Отработано межведомственное взаимодействие в ходе 5 международных учений с вводом условного больного «чумой» (Россия-Монголия (3 учения) и Россия-Казахстан (2 учения)) с общим охватом около 500 человек.

Впервые проведено совместное учение специалистов стран ВЕЦА на базе мобильного комплекса специализированной противоэпидемической бригады (МК СПЭБ) Роспотребнадзора по вопросам противодействия инфекционным болезням и реагирования на биологические угрозы. В ходе учений, в которых приняли участие более 80 человек, были отработаны навыки практического взаимодействия международных эпидемиологических и лабораторных групп, решены задачи с использованием шифрованных панелей проб в лабораториях МК СПЭБ.

Разработана автоматизированная информационная система «Мониторинг опасных инфекционных болезней на территории стран ВЕЦА»; сформированы нормативно-методические основы мониторинга инфекционных болезней и реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера в странах ВЕЦА.

Сформирована единая сеть мониторинга и оперативного реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, объединяющая более 15 профильных учреждений 8 стран ВЕЦА с созданием координирующего «ситуационного центра» на базе подведомственного Роспотребнадзору учреждения (ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб»).

В страны ВЕЦА (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) поставлено 18 автоматизированных рабочих мест, разработана компьютерная программа АИС «Мониторинг и управление ЧС на территории стран ВЕЦА».

В результате на пространстве ВЕЦА фактически сформирована региональная система оперативного реагирования на угрозы биологического характера, которая может быть интегрирована в качестве регионального компонента Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (ГОАРН), функционирующей под эгидой ВОЗ.

Результаты сотрудничества обобщены в коллективной монографии «Реализация Международных медико-санитарных правил (2005) на пространстве ВЕЦА» (2019).

Меры поддержки стран-партнеров Российской Федерации активно осуществляются и в рамках борьбы с пандемией COVID-19. В 9 стран СНГ на безвозмездной основе поставлены тест-системы для диагностики
COVID-19 на 700 тысяч определений. Разработаны новые методические рекомендации для Таджикистана, Кыргызстан и Казахстана. Оказана консультативная помощь по организации режима работы инфекционных стационаров, лабораторной диагностики Казахстану, Кыргызстану, Молдове, Таджикистану, Узбекистану, Туркменистану. Проведено 10 обучающих семинаров по эпидемиологии, лабораторной диагностике и противоэпидемическим мероприятиям. Планируются поставки вакцины от COVID-19 российского производства в ряд государств – участников СНГ.

В результате реализации упомянутых программ достигнуто укрепление методологического, технологического, кадрового потенциала, усиление национальных возможностей стран-партнеров России в области борьбы с инфекционными болезнями и реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, получили дальнейшее развитие научные и практические связи, сотрудничество стран-партнеров по всему спектру проблем в области противодействия современным угрозам и вызовам биологического характера.

Попова А.Ю., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Балан Н.Г., Кутырев В.В, Щербакова С.А., Карнаухов И.Г.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Франция и Всемирная организация здравоохранения

В главных заголовках

Сегодня министр Европы и иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан провел телефонный разговор с Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) д-ром Тедросом Адханомом Гебрейесусом.
Министр вновь выразил полную поддержку Францией деятельности ВОЗ и ее Генерального директора по преодолению кризиса COVID-19.
Жан-Ив Ле Дриан (…)

Основная цель Франции заключается в том, чтобы улучшить здоровье населения и повысить санитарную безопасность во всем мире. Исходя из этого, путем координации и сотрудничества со своими партнерами она установила с ВОЗ отношения плодотворного стратегического партнерства.

В ходе своего мандата в Исполнительном комитете ВОЗ (с мая 2015 по май 2018 г.) Франция неуклонно стремилась к повышению санитарной безопасности во всем мире, в частности, путем внедрения Международных медико-санитарных правил (ММСП).

«ВОЗ являет собой один из столпов многостороннего порядка, установленного по окончании второй мировой войны, а главное — это единственная общемировая организация, занимающаяся вопросами здравоохранения. Таким образом, она играет основную роль в борьбе с пандемией, которая по определению также носит общемировой характер.» Жан-Ив Ле Дриан, 29/04/2020

Цель, которую Франция преследует на международной арене, заключается в координации, сотрудничестве и солидарности, а для этого требуется совместная деятельность государств бок о бок с ВОЗ, а также многосторонних фондов, действующих на местах, в частности, в наиболее уязвимых странах (см. COVID-19: помощь Африке).

Франция поддерживает предложенный Всемирной организацией здравоохранения стратегический план по обеспечению готовности и реагирования на эпидемию COVID-19, который служит ориентиром для всех стран.

Санитарные приоритеты ?

Франция разделяет с ВОЗ ряд основных санитарных приоритетов.

  • Сквозной подход, при котором всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) считается приоритетным в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г.. В этой модели за основу взята французская система здравоохранения, учрежденная в 1945 г. в момент учреждения всеобщего социального страхования.
  • Необходимость укрепления системы здравоохранения и готовности к чрезвычайным ситуациям (которая подчеркивалась в документе Cтратегия Франции в сфере всемирного здравоохранения). Для реализации ВОУЗ надо укрепить системы здравоохранения во всех странах. Решимость в реализации этой задачи связана с дерзновенными целями «трех миллиардов», заявленными в общей программе работы ВОЗ на период 2019-2023 гг.
  • Санитарная безопасность во всем мире и борьба с эпидемиями и пандемиями должны стать одним из 5 приоритетов Рамочного соглашения между Францией и ВОЗ на период 2020-2025 гг.

Как Франция поддерживает ВОЗ?

Франция играет важнейшую роль в сфере всемирного здравоохранения. Она поддерживает координирующую роль, которую играет ВОЗ для всемирного здравоохранения и ежегодно вкладывает более 500 миллионов евро в многосторонние фонды, созданные при ее участии, такие как Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (Альянс Gavi), ЮНИТЭЙД и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Франция и ВОЗ взаимодействуют друг с другом в 5 приоритетных областях: :

  • Создание и развитие Академии ВОЗ, в целях совершенствования подготовки медицинских специалистов;
  • Упрочение систем здравоохранения для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения;
  • Более эффективная защита населения, в условиях чрезвычайных ситуаций в области санитарии, в частности, за счет укрепления санитарной безопасности, включая борьбу со вспышками заболеваний, грозящими перерасти в пандемию, и внедрение Международных медико-санитарных правил (ММСП), в частности, за счет деятельности Бюро ВОЗ в Лионе;
  • Улучшение здоровья и благополучия населения, в частности, за счет профилактики, укрепления здоровья, санитарного просвещения, санитарной грамотности и уменьшения факторов риска применительно к неинфекционным заболеваниям и экологическими факторами, влияющими на здоровье;
  • ЦУР, связанные с охраной здоровья, с учетом Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., Глобальный план действий для достижения ЦУР 3.

Франция один из основных вкладчиков в бюджет ВОЗ. По своему вкладу в бюджет Организации она занимает 12 место.

Показатель: % число

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задача 3.d: Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья

Показатель 3.d.1: Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения

0.e. Обновление метаданных

Последнее обновление: 23 марта 2020 года

0.f. Связанные показатели

Связанные показатели по состоянию на февраль 2020 года

Имеются связи с:

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задача 3.d: Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья

0.g. Международные организации, ответственные за глобальный мониторинг

Институциональная информация

Организация (и):

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

2.a. Определение и понятия

Понятия и определения

Определение:

Доля атрибутов 13 основных возможностей, которые были достигнуты в определенный момент времени. 13 основных возможностей: (1) Законодательство и финансирование; (2) Координация ММСП и функции национальных координаторов; (3) Зоонозные явления и взаимосвязь здоровья человека и животных; (4) Пищевая безопасность; (5) Лаборатория; (6) Эпиднадзор; (7) Человеческие ресурсы; (8) Национальная рамочная программа по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения; (9) Предоставление медицинских услуг; (10) Информирование о рисках; (11) Пункты въезда; (12 Чрезвычайные происшествия с отравляющими веществами; (13) Радиоизотопные аварийные ситуации.

Понятия:

Основная возможность: основная возможность общественного здравоохранения, которую государства-участники должны иметь на своей территории в соответствии со Статьями 5 и 12 и Приложением 1A требований ММСП (2005 год) к 2012 году. Тринадцать основных возможностей и 24 показателя определены в этом документе.

Показатель : переменная, которую можно многократно измерять (прямо или косвенно) в динамике по времени с тем, чтобы отразить изменения в системе. Показатель может быть качественным или количественным, что позволяет объективно оценивать прогресс программы или события. Количественные измерения необходимо интерпретировать в более широком контексте, принимая во внимание другие источники информации (например, отчеты надзорных органов и специальные исследования), и их следует дополнять качественной информацией..

Атрибуты: один элемент из набора конкретных элементов или характеристик, отражающих уровень производительности или достижений определенного показателя.

Читайте также  Иностранрый гражданин совершил убийсво в россии

Уровни возможностей. Каждому атрибуту присвоен уровень зрелости или «уровень возможностей». Достижение заданного уровня возможностей требует наличия всех атрибутов на более низких уровнях. В перечне контрольных показателей состояние развития основных возможностей оценивается по пяти уровням возможностей, каждый из пяти используемых уровней характеризуется конкретными показателями, связанными с соответствующими возможностями.

3.a. Источники данных

Источники данных

Описание:

Государства-участники ММСП могут использовать онлайн-инструмент отчетности, в котором имеется вопросник Инструмента самооценки государств-участников ММСП, опубликованный в июле 2018 года (все ссылки и результаты располагаются по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ .

Инструмент состоит из 24 показателей для тринадцати возможностей ММСП, необходимых для выявления, оценки, уведомления, представления и принятия мер, в том числе в пунктах въезда, в ответ на риски для здоровья населения и серьезные события, вызывающие озабоченность внутри стран и за пределами их территории.

Для каждой из 13 возможностей используются от одного до трех показателей для оценки статуса каждой возможности. Каждый показатель базируется на пяти кумулятивных уровнях для годовой отчетности. Государству-участнику, представляющему отчет, предлагается выбрать по каждому показателю, какой из пяти уровней лучше всего описывает текущий статус государства-участника. Для перехода на следующий уровень у каждого показателя должны быть в наличии все возможности, описанные на предыдущих уровнях.

3.b. Метод сбора данных

Процесс сбора:

ВОЗ получает данные, направляемые официальным национальным координатором ММСП от лица государства-участника, при этом информацию передают назначенные сотрудники, которые будут иметь доступ к странице с ограниченным доступом e-SPAR, предназначенной для отчетности в режиме онлайн, и будут проверять все национальные отчеты, представленные в базе данных e-SPAR.

После представления данных каждым государством-участником, государства-участники и сотрудники ММСП ВОЗ, задействованные в составлении конкретного отчета, получат сообщение-подтверждение от e-SPAR с кратким изложением предоставленной информации.

ВОЗ также рассмотрит данные, полученные на всех уровнях организации, используя платформу e-SPAR для мониторинга и оценки результатов, прежде чем окончательный отчет для Всемирной ассамблеи здравоохранения будет подготовлен и опубликован.

Результаты могут быть разбиты по странам, административным регионам ВОЗ, возможностям и их показателям. Все данные безопасно заносятся в платформу e-SPAR.

3.c. Календарь сбора данных

Календарь

Сбор данных:

Сбор данных за 2019 год в настоящее время продолжается. Крайний срок подачи заполненных вопросников — конец февраля, а отчет, который будет представлен Всемирной ассамблее здравоохранения, готовится ежегодно к маю. Сбор данных ежегодно начинается во втором полугодии.

3.d. Календарь выпуска данных

Выпуск данных:

Выпуск всех данных производится ежегодно примерно в апреле, незадолго до Всемирной ассамблеи здравоохранения

3.e. Поставщики данных

Поставщики данных

Каждое государство-участник назначает Национального координатора по ММСП и регулярно обновляет контактные данные назначенных им должностных лиц, которые могут отчитываться в режиме онлайн и просматривать все национальные отчеты, представленные в базе данных e-SPAR.

3.f. Составители данных

Составители данных

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Обоснование:

Пересмотренные Международные медико-санитарные правила (ММСП) были приняты в 2005 году и вступили в силу в 2007 году (доступны по адресу: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/43883/1/9789241580410_eng. pdf ).

В соответствии с ММСП государства-участники обязаны развивать и поддерживать минимальные основные возможности для наблюдения и реагирования, в том числе в пунктах въезда, с целью раннего обнаружения, оценки, уведомления и реагирования на любые потенциальные события в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Статья 54 ММСП требует, чтобы государства-участники и Генеральный директор отчитывались перед Всемирной ассамблеей здравоохранения об осуществлении настоящих Правил в соответствии с решением Всемирной ассамблеи здравоохранения.

В 2008 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Резолюцию WHA61 (2), а позднее в 2018 году Резолюцию WHA71 (15), которыми было определено, что государства-участники и Генеральный директор должны продолжать отчитываться ежегодно перед Всемирной Ассамблеей здравоохранения об осуществлении Международных медико-санитарных правил (2005 года), используя отчетный инструмент ежегодной самооценки.

Настоящий показатель ЦУР 3.d.1. отражает возможности, которые государства-участники Международных медико-санитарных правил (2005 года) (ММСП) согласовали и обязались развивать.

4.b. Комментарии и ограничения

Комментарии и ограничения:

1) показатель основан на самооценке и самостоятельном предоставлении данных государством-участником

2) вопросник был пересмотрен в 2018 году и использовался для представления отчетности в 2018 и 2019 годах в том же формате, но который отличается от вопросника, использовавшегося в период с 2010 по 2017 годы, поэтому существует ограничение для сравнения оценок из отчетов за 2010-2017 годы с отчетами после 2018 года.

4.c. Метод расчета

Методология

Метод расчета:

Оценка каждого уровня показателя будет распределяться в зависимости от степени выполнения, выражаемой в процентах, при этом уровень показателя выбирается в интервале шкалы значений от «1 до 5», например, для страны, выбирающей уровень 3 для показателя 2.1, степень выполнения будет выражена как: 3/5 * 100 = 60%

Уровень возможности будет выражен как среднее значение всех показателей, например, для страны, выбирающей уровень 3 для показателя 2.1 и уровень 4 для показателя 2.2. степень выполнения для показателя 2.1 будет выражена как: 3/5 * 100 = 60%, степень выполнения для показателя 2.2 будет выражена как: 4/5 * 100 = 80%, а уровень возможности для 2 будет выражен как: (60 + 80) / 2 = 70%

4.f. Обработка отсутствующих значений (i) на страновом уровне и (ii) на региональном уровне

Обработка отсутствующих значений:

  • На страновом уровне:
  • На региональном и глобальном уровнях:

Оценка не производится.

4.g. Региональные агрегаты

Региональные агрегаты:

Совокупное количество каждого значения по показателю / возможности, по странам / количеству стран, представивших вопросник, из 196 государств-участников ММСП, которые находятся в зоне ответственности ВОЗ или другим группам

4.h. Доступные странам методы и руководства для составления данных на национальном уровне

Доступные странам методы и руководства для составления данных на национальном уровне:

В годовых отчетах государств-участников ММСП используется специальный стандартный инструмент отчетности, предоставленный Секретариатом ВОЗ в июле 2018 года (Инструмент подготовки годовой отчетности государствами-участниками и другие руководства, ссылки и справочные материалы доступны по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ )

Государства-участники ММСП могут использовать онлайн-инструмент подготовки отчетности, который представляет собой вопросник Инструмента самооценки государств-участников ММСП, опубликованный в июле 2018 года.

Инструмент состоит из 24 показателей для тринадцати возможностей ММСП, необходимых для выявления, оценки, уведомления, сообщения и реагирования, в том числе в пунктах въезда, на риски для здоровья населения и острые нарушения, вызывающие озабоченность внутри стран и за пределами их территорий.

Для каждой из 13 возможностей используются от одного до трех показателей для оценки статуса каждой возможности. Каждый показатель базируется на пяти кумулятивных уровнях для годовой отчетности. Государству-участнику, представляющему отчет, предлагается выбрать по каждому показателю, какой из пяти уровней лучше всего описывает текущий статус государства-участника. Для перехода на следующий уровень у каждого показателя должны быть в наличии все возможности, описанные на предыдущих уровнях.

ВОЗ предоставила конкретные рекомендации и инструменты, соответствующие ресурсы и ссылки для государств-участников ММСП, ежегодно представляющих свои отчеты, а также специальную веб-платформу (e-SPAR доступна по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ )

4.j. Обеспечение качества

Обеспечение качества:

Национальная межсекторальная самооценка возможностей ММСП при подготовке годового отчета получает поддержку в виде мероприятий, проводимых страновыми и региональными бюро ВОЗ, а также технической направленностью и пропагандистской работой.

После того, как каждое государство-участник представило данные, ВОЗ проверяет данные, полученные на всех уровнях организации, с использованием платформы e-SPAR для мониторинга и оценки результатов, прежде чем окончательный отчет для Всемирной ассамблеи здравоохранения будет подготовлен и опубликован. Результаты публикуются на нескольких веб-сайтах ВОЗ:

  • e-SPAR ( https://extranet.who.int/e-spar/ ),
  • Стратегическое партнерство по ММСП (2005 год) и безопасности здоровья; Портал санитарно-эпидемиологической безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям (SPH) (https://extranet.who.int/sph/)
  • Панель визуализации данных мировой статистики здравоохранения (http://apps.who.int/gho/data/node.sdg.3-d)
  • Глобальная обсерватория здравоохранения на период после 2017 года (https://www.who.int/data/gho/data/themes/theme-details/GHO/international-health-regulations- (2005) -monitoring- framework-spar) и на период 2010-2017 годов (https://www.who.int/data/gho/data/themes/topics/GHO/all-capacities)

5. Доступность и дезагрегирование данных

Доступность данных

Описание:

С 2010 года все 196 государств-участников ММСП хотя бы один раз предоставили данные для годовых отчетов по ММСП / показателю ЦУР 3.d.1. В прошлом 2018 году, 183 государства предоставили данные по этому показателю, используя формат отчета e-SPAR, который был опубликован. Это был самый высокий показатель с 2010 года. За текущий период 2019 года по состоянию на 6 февраля 2020 года мы получили 100 отчетов.

Крайний срок для представления ежегодных отчетов государствами-участниками — 29 февраля, поэтому мы ожидаем окончательные цифры в первую неделю марта.

Итоговые данные по странам для формата отчета e-SPAR, полученные в 2019 году

До 12 февраля 2020 года (предварительные данные)

Международные медико санитарные правила 2019

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 29 февраля 2020 года

Рекомендации относительно помещения людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни ( COVID -19)

30 января 2020 г. Генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение 1 . Поскольку вспышка продолжает развиваться, государства-члены рассматривают варианты мер для предотвращения завоза этой болезни в новые районы или уменьшения интенсивности передачи вируса от человека к человеку в районах, где уже циркулирует COVID-19.

Меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать карантин, который включает ограничение передвижения или отделение здоровых людей, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания. Многие страны имеют законные полномочия наложить карантин. При этом карантин должен осуществляться как часть всеобъемлющего пакета мер реагирования и сдерживания и, в соответствии со статьей 3 Международных медико-санитарных правил (2005 г.), полностью уважать достоинство, права человека и основные свободы людей. 2

Цель этого документа состоит в том, чтобы предложить государствам-членам руководящие указания по карантинным мерам для отдельных лиц в контексте COVID-19. Он предназначен для тех, кто отвечает за установление местной или национальной политики в отношении карантина отдельных лиц и соблюдения мер профилактики и контроля инфекций.

Этот документ основан на текущих знаниях о вспышке COVID-19 и аналогичных соображениях в отношении других респираторных патогенов, включая SARS-CoV, MERS-CoV и вирусы гриппа. ВОЗ будет продолжать обновлять эти рекомендации по мере поступления новой информации.

Карантин лиц — это ограничение деятельности или разделение лиц, которые не болеют, но могли подвергаться воздействию инфекционного агента или контакту с заболеванием, с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заражения. Карантин отличается от изоляции, которая заключается в отделении больных или инфицированных лиц от других с целью предотвращения распространения инфекции или заражения.

Читайте также  Должностные инструкциизаведующей медико психологическим кабинетом

Карантин включен в правовые рамки Международных медико-санитарных правил (2005 г.), а именно:

— Статья 30. Лица, совершающие поездку и находящиеся под медицинским наблюдением

— Статья 31. Медико-санитарные меры, касающиеся въезда лиц, совершающих поездку

— Статья 32. Обращение с лицами, совершающими поездку.

Государства-члены имеют в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права суверенное право издавать законы и осуществлять законодательство в соответствии со своей политикой в ​​области здравоохранения, даже если это предполагает ограничение передвижения людей.

Перед внедрением карантина страны должны должным образом информировать и обобществить такие меры, чтобы уменьшить панику и улучшить соблюдение предписаний: 3

• Власти должны предоставлять населению четкие, современные, прозрачные и последовательные руководящие принципы и надежную информацию о карантинных мерах;

• необходимо конструктивное взаимодействие с общинами, если требуется наложить карантин;

• Лицам, находящимся на карантине, необходимо предоставить медицинскую помощь, финансовую, социальную и психосоциальную поддержку, а также удовлетворить основные потребности, в том числе в виде продуктов питания, воды и других предметов первой необходимости. Потребности уязвимых групп населения должны быть приоритетными;

• Культурные, географические и экономические факторы влияют на эффективность карантина. Оперативная оценка местного контекста должна учитывать как движущие силы успеха, так и потенциальные барьеры на пути к карантину, и информировать о разработке наиболее подходящих и приемлемых в культурном отношении мер.

Когда использовать карантинные меры

Введение карантинных мер на ранней стадии вспышки может задержать распространение заболевания в стране или области и / или может задержать пик эпидемии в районе, где продолжается локальная передача. Тем не менее, при неправильном применении карантин может также создать дополнительные источники заражения и распространения болезни.

В контексте нынешней вспышки COVID-19 глобальная стратегия сдерживания включает быструю идентификацию лабораторно подтвержденных случаев, а также их изоляцию и ведение в медицинском учреждении 4 или на дому 5 .

________________________
1 Всемирная организация здравоохранения. Заявление о втором совещании Чрезвычайного комитета по ММСП (2005 г.) о вспышке нового коронавируса (2019-nCoV)

2 Международные медико-санитарные правила Всемирная организация здравоохранения (2005 г.)

3 Ключевые соображения: карантин в контексте COVID-Социология в гуманитарной деятельности. www.socialscienceinaction.org.

4 Всемирная организация здравоохранения. Клиническое ведение тяжелой острой респираторной инфекции при подозрении на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию

5 Всемирная организация здравоохранения. Уход на дому за пациентами с подозрением на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию с легкими симптомами и ведение контактов

В отношении лиц контактировавших с пациентом с лабораторно подтвержденным диагнозом 2019-nCoV ВОЗ рекомендует помещать таких людей на карантин на 14 дней с момента последнего контакта с пациентом с COVID-19.

В целях осуществления карантина контактное лицо определяется как лицо:

— Обеспечивавшее непосредственный ухода без надлежащих средств индивидуальной защиты (СИЗ) 6 за пациентом с COVID -19;

— Пребывавшее в той же закрытой среде, что и пациент с COVID-19 (включая рабочее место, классную комнату, домашнее хозяйство, собрания);

— Путешествовавшее вместе в непосредственной близости (в пределах 1 метра) с пациентом с COVID-19 на любом виде транспорта в течение 14-дневного периода после появления симптомов у рассматриваемого пациента.

Рекомендации по выполнению карантинных мероприятий

В случае принятия решения о введении карантина власти должны обеспечить:

1. Соответствующее карантинное учреждение/помещение и адекватные условия на период карантина;

2. Минимальные меры профилактики и борьбы с инфекцией;

3. Минимальные требования к мониторингу состояния здоровья людей, находящихся на карантине в течение периода карантина.

1. Соответствующее карантинное учреждение и адекватные условия на период карантина

Карантин подразумевает использование или создание соответствующих помещений, в которых человек или люди физически отделены от сообщества на время наблюдения.

Соответствующие карантинные мероприятия включают следующее:

— помещенные в карантин помещаются в хорошо проветриваемые, просторные одноместные комнаты с отдельным туалетом (средства гигиены рук и туалетные принадлежности). Если одноместные номера недоступны, кровати должны быть расположены на расстоянии не менее 1 метра;

— подходящий экологический инфекционный контроль, такой как адекватная вентиляция воздуха, системы фильтрации и протоколы обращения с отходами;

— обеспечение социального дистанцирования (более 1 метра) лиц, находящихся на карантине;

— размещение с соответствующим уровнем комфорта, в том числе:

— поставки продуктов питания, воды и средств гигиены;

— защита багажа и других вещей;

— соответствующее медицинское лечение в существующих условиях;

— общение на понятном им языке, объясняя: их права; возможности, которые будут им предоставлены; сколько им нужно будет остаться; что будет, если они заболеют; контактная информация их местного посольства или консульской поддержки;

— помощь путешественникам, находящимся в карантине, изолированным или проходящим медицинское обследование или другие процедуры в целях общественного здравоохранения;

— помощь в общении с членами семьи вне помещения для карантина;

— по возможности доступ к интернету, новостям и развлечениям;

— психосоциальная поддержка; и

— особые соображения для пожилых людей и лиц с сопутствующими заболеваниями, из-за повышенного риска развития тяжелой формы COVID-19.

Возможные учреждения для карантина: отели, общежития, другие объекты, предоставляющие услуги для групп лиц, или домохозяйство контактного лица. Независимо от обстановки, оценка ситуации должна обеспечить соблюдение соответствующих условий для безопасного и эффективного карантина.

Когда выбран домашний карантин, человек должен занимать хорошо проветриваемую отдельную комнату или, если отдельная комната недоступна, поддерживать расстояние не менее 1 метра от других членов домохозяйства, сводя к минимуму использование общих площадей и столовых приборов и обеспечивая, чтобы общие помещения (кухня, ванная) хорошо проветривались.

2. Минимальные меры профилактики и борьбы с инфекцией

Следующие меры по профилактике и контролю инфекций должны использоваться для обеспечения безопасной среды для лиц, находящихся на карантине.

Раннее распознавание и контроль

— Любое лицо, находящееся в карантине, у которого развивается лихорадочное заболевание или появляются респираторные симптомы, в любой момент в течение карантинного периода, должно рассматриваться как пациент с подозрением на COVID-19;

— Применять стандартные меры предосторожности ко всем лицам, находящимся на карантине и персоналу в условиях карантина:

— Часто выполняйте гигиену рук, особенно после контакта с респираторными выделениями, перед едой и после посещения туалета. Гигиена рук включает в себя либо мытье рук водой с мылом, либо обработку рук с помощью средств на спиртовой основе. Средства для рук на спиртовой основе предпочтительнее, если руки не сильно загрязнены; мытье рук с мылом и водой, когда они заметно загрязнены;

— Убедитесь, что все люди, находящиеся на карантине, придерживаются правил респираторной гигиены и знают о важности прикрывания носа и рта рукой или бумажной салфеткой при кашле, чихании и о необходимости незамедлительной утилизации салфетки и выполнении гигиены рук;

— воздерживаться от прикосновения ко рту и носу;

— Медицинская маска не требуется для людей без симптомов. Нет никаких доказательств того, что ношение маски любого типа защищает людей, которые не больны. 8

________________________
6 Всемирная организация здравоохранения. Профилактика и контроль инфекций во время оказания медицинской помощи при подозрении на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию

7 Всемирная организация здравоохранения. Глобальный эпиднадзор за (COVID-19) среди населения

8 Рекомендации по использованию масок в обществе, при уходе на дому и в медицинских учреждениях в контексте вспышки новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Административный контроль и политика в отношении ПКИ в карантине включают, но не ограничиваются:

— создание устойчивой инфраструктуры ПКИ (дизайн объекта) и видов деятельности;

— обучение лиц, находящихся на карантине и персонала по вопросам ПКИ; Весь персонал, работающий в карантинном учреждении, должен пройти обучение по стандартным мерам предосторожности, прежде чем будут введены карантинные меры. Тот же совет по стандартным мерам предосторожности должен быть дан всем лицам помещаемым в карантин по прибытии. Как персонал, так и находящиеся на карантине лица должны понимать важность своевременного обращения за медицинской помощью, если у них появляются симптомы;

— разработка политики по раннему распознаванию и передаче лиц с подозрением на COVID-19.

Процедуры экологической очистки и дезинфекции должны соблюдаться последовательно и правильно. Уборщики должны быть обучены и защищены от инфекции COVID-19 и должны регулярно и тщательно очищать поверхности окружающей среды в течение периода карантина:

— Ежедневно очищайте и дезинфицируйте поверхности к которым чаще всего прикасаются, такие как тумбочки, каркасы кроватей и другую мебель для спальни, с помощью обычного бытового дезинфицирующего средства, содержащего разбавленный раствор отбеливателя (1 часть отбеливателя на 99 частей воды). Для поверхностей, которые не переносят воздействие отбеливателя, можно использовать 70% этанол;

— Чистите и дезинфицируйте поверхности ванной и туалета не реже одного раза в день обычным бытовым дезинфицирующим средством, содержащим разбавленный раствор отбеливателя (1 часть отбеливателя на 99 частей воды);

— Стирайте одежду, постельное белье, банные полотенца и полотенца для рук и т. д., используя обычное мыло для стирки и воду или машинную стирку при 60–90 ° C с обычным стиральным порошком, и тщательно высушивайте;

— Странам следует рассмотреть меры по обеспечению того, чтобы отходы размещались на санитарной свалке, а не на неконтролируемой открытой площадке;

— При уборке или очистке поверхностей, обращении с одеждой или бельем, загрязненным жидкостями организма, персонал, занимающийся уборкой, должен носить одноразовые перчатки, а также выполнять гигиену рук до и после снятия перчаток.

3. Минимальные требования к мониторингу состояния здоровья людей, находящихся на карантине в течение периода карантина

Ежедневное наблюдение за лицами, находящимися на карантине, должно проводиться в карантинном учреждении в течение всего срока карантина и должно включать ежедневную проверку температуры тела и симптомов. Группам людей с более высоким риском заражения и развития тяжелой формы заболевания может потребоваться дополнительное наблюдение за хроническими состояниями или специальное медицинское лечение.

Следует учитывать ресурсы, персонал и период отдыха персонала на карантинных объектах. Это особенно важно в контексте продолжающейся вспышки, во время которой ограниченные ресурсы общественного здравоохранения могут быть лучше расставлены по приоритетам в отношении учреждений здравоохранения и мероприятий по выявлению случаев заболевания.

Лабораторное тестирование респираторного образца от лиц, находящихся на карантине, независимо от симптомов, рекомендуется в конце периода карантина.