Международные медико санитарные правила 2019

Лабораторные новости

Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее – проект постановления) предусматривает уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Международные медико-санитарные правила 2005 года (далее – ММСП, Правила), принятые Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года (резолюция WHA58.3) и вступившие в силу 15 июня 2007 года, являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Цель и сфера применения ММСП (ст. 2 ММСП) состоит в «предотвращении международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими».

ММСП не являются тематическим направлением ВОЗ, а представляют собой разработанный в рамках ВОЗ универсальный юридически-обязывающий инструмент реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Существующие программы ВОЗ по развитию инициатив в целом в области общественного здравоохранения реализуются в рамках рутинной деятельности Организации, а не в рамках ММСП.

Согласно ММСП страны-члены обязаны уведомлять ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой эпиднадзора, которые в соответствии с определёнными критериями, прописанными в статье 6 и Приложении 2 Правил, имеющих потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в Российской Федерации по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» _______ № ____

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 5.16 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 52, ст. 5587; 2009, № 30, ст. 3823; 2013, № 5, ст. 405, № 22, ст. 2812, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 31, ст. 4680; 2016, № 28, ст. 4741; 2017, № 5, ст.807, № 39, ст. 5705; 2018, № 18, ст. 2647), дополнить словами «, в том числе по вопросам внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)».

2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

Имплементация в Содружестве Независимых Государств Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Вклад Российской Федерации в укрепление национального потенциала стран СНГ в борьбе с особо опасными инфекционными болезнями и реагировании на ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

В современном мире отмечается высокий риск возникновения новых угроз и вызовов биологического характера, обусловленных происходящими в мире процессами глобализации, затрагивающими практически все сферы жизнедеятельности человека – экономическую, технологическую, политическую, экологическую и демографическую.

В течение последних двух десятилетий имеет место неуклонный рост количества вновь возникающих биологических угроз. В 2000–2007 годах это возникновение ТОРС в Китае и гриппа птиц А(H5N1) в Юго-Восточной Азии. В 2008–2012 годах это появление пандемического гриппа А (H1N1), вспышка холеры в Карибском регионе, обострение ситуации по полиомиелиту в Таджикистане. В 2013–2019 годах – эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке; осложнение эпидемиологической ситуации по кори в Европе; появление нового коронавируса, вызывающего БВРС на Ближнем Востоке; возникновение гриппа птиц А (H7N9) в Юго-Восточной Азии; осложнение эпидемиологической ситуации в мире по лихорадке Зика; масштабные вспышки лихорадки денге в западной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии, вспышка холеры на Ближнем Востоке; распространение желтой лихорадки в Африке и Латинской Америке; вспышка легочной чумы на Мадагаскаре; вспышка энцефалита, вызванного вирусом Nipah в Индии и Бангладеш, вспышка лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго, полиомиелит в Сирии.

В текущем, 2020 году мировое сообщество столкнулось с беспрецедентной по своим масштабам биологической угрозой – пандемией, вызванной возбудителем новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19, охватившая практически все страны мира, стала настоящим испытанием на прочность для систем здравоохранения государств и потребовала серьезных усилий и напряженной работы как со стороны ВОЗ, так и со стороны правительств государств, органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологических служб, научно-исследовательских организаций.

В период с 2009 по 2020 год ВОЗ шесть раз объявляла чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. Это пандемия гриппа H1N1, 2009 г.; эпидемия холеры на Гаити, 2010 г.; эпидемия лихорадки Зика, 2015 г.; вспышка холеры в Йемене, 2017 г.; вспышка лихорадки Эбола в Демократической Республике Конго, 2018 г.; пандемия COVID-19 в 2019–2020 годах.

На сегодняшний день единственным глобальным инструментом, предназначенным для мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, являются Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

Российская Федерация последовательно выступает за поддержку внедрения ММСП (2005 г.) и наращивает усилия как страна-донор помощи странам-партнерам, в том числе на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии, в создании потенциала для обеспечения биологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 259) укрепление национальных систем здравоохранения, ориентированных в том числе на борьбу с распространением инфекционных болезней, названо одним из приоритетных направлений в сфере содействия международному развитию, соответствующих национальным интересам России.

В настоящее время Роспотребнадзор реализует 9 совместных проектов с 16 странами-партнерами, из них 6 – со странами СНГ.

При поддержке Правительства Российской Федерации осуществляется реализация программ, направленных на оказание научно-методического и материально-технического содействия странам-партнерам в вопросах внедрения и реализации ММСП (2005 г.), укрепления сети по реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, обеспечения эпидемиологического благополучия по чуме и другим особо опасным инфекционным болезням; проведения мониторинга и контроля актуальных природно-очаговых инфекционных болезней, элиминации кори и краснухи, профилактики ВИЧ-инфекции, противодействия распространению устойчивости к противомикробным препаратам. Основными направлениями взаимодействия являются оказание материально-технической поддержки странам-партнерам за счет поставок мобильных лабораторий, питательных сред, диагностических препаратов и расходных материалов; проведение совместных работ по эпизоотологическому обследованию природно-очаговых территорий, выполнение совместных НИР, подготовка специалистов и проведение учений. Взаимодействие осуществляется со странами СНГ, на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии, а также с Монголией, Китаем, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинейской Республикой.

Реализация упомянутых программ направлена на укрепление методологического, технологического, кадрового потенциала, усиление национальных возможностей стран-партнеров России в области реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, на создание единого эпидемиологического информационного пространства, создание единой системы мониторинга и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии.

Итогом научно-технического сотрудничества Роспотребнадзора и профильных ведомств стран СНГ в этом направлении стала передача в 2016–2020 гг. в дар от России 18 мобильных лабораторий в 6 стран СНГ (Армении, Беларуси, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Узбекистану), укомплектованных лабораторным оборудованием, которые в настоящее время активно используются для организации лабораторной диагностики новой коронавирусной инфекции. В 2019 г. состоялась передача двух мобильных лабораторий из состава мобильного комплекса СПЭБ первого поколения в Республику Узбекистан, в 2020 г. – в Республику Армения и Монголию.

Читайте также  Спб куда жаловаться на центр занятости

В 2017–2019 гг. в Таджикистан, Кыргызстан, Армению, Беларусь, Казахстан осуществлена поставка укладок для забора материала на особо опасные инфекционные болезни, лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, расходных материалов и препаратов для выявления возбудителей инфекционных болезней, способных к эпидемическому распространению, и др. В Армению и Кыргызстан поставлена российская противочумная вакцина (5 тыс. доз).

Впервые за последние 35 лет проводятся совместные ежегодные экспедиции на территориях природных очагов чумы в Монголии, Казахстане, Армении. Впервые проведен совместный мониторинг в природных очагах чумы в Китае. Налажено двустороннее научное сотрудничество российских и зарубежных профильных учреждений, направленное на совершенствование эпидемиологического надзора за чумой и внедрение новых технологий в эпизоотологический мониторинг.

Впервые получены актуальные данные о состоянии природных очагов чумы на территориях государств – участников СНГ и Монголии и издана совместная коллективная монография «Обеспечение эпидемиологического благополучия в природных очагах чумы на территории стран СНГ и Монголии в современных условиях».

В 2017–2019 гг. на курсах повышения квалификации по вопросам санитарной охраны территории, реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера обучено более 400 человек (Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). В процесс обучения внедрены электронный учебно-методический комплекс «СПЭБ Роспотребнадзора», а также компьютерная программа для оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности на знание ММСП для стран ВЕЦА.

Подготовлено на курсах повышения квалификации и на рабочих местах по вопросам эпидемиологии, профилактики и лабораторной диагностики чумы более 150 человек профильных учреждений зарубежных государств (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия).

Отработано межведомственное взаимодействие в ходе 5 международных учений с вводом условного больного «чумой» (Россия-Монголия (3 учения) и Россия-Казахстан (2 учения)) с общим охватом около 500 человек.

Впервые проведено совместное учение специалистов стран ВЕЦА на базе мобильного комплекса специализированной противоэпидемической бригады (МК СПЭБ) Роспотребнадзора по вопросам противодействия инфекционным болезням и реагирования на биологические угрозы. В ходе учений, в которых приняли участие более 80 человек, были отработаны навыки практического взаимодействия международных эпидемиологических и лабораторных групп, решены задачи с использованием шифрованных панелей проб в лабораториях МК СПЭБ.

Разработана автоматизированная информационная система «Мониторинг опасных инфекционных болезней на территории стран ВЕЦА»; сформированы нормативно-методические основы мониторинга инфекционных болезней и реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера в странах ВЕЦА.

Сформирована единая сеть мониторинга и оперативного реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, объединяющая более 15 профильных учреждений 8 стран ВЕЦА с созданием координирующего «ситуационного центра» на базе подведомственного Роспотребнадзору учреждения (ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб»).

В страны ВЕЦА (Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) поставлено 18 автоматизированных рабочих мест, разработана компьютерная программа АИС «Мониторинг и управление ЧС на территории стран ВЕЦА».

В результате на пространстве ВЕЦА фактически сформирована региональная система оперативного реагирования на угрозы биологического характера, которая может быть интегрирована в качестве регионального компонента Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (ГОАРН), функционирующей под эгидой ВОЗ.

Результаты сотрудничества обобщены в коллективной монографии «Реализация Международных медико-санитарных правил (2005) на пространстве ВЕЦА» (2019).

Меры поддержки стран-партнеров Российской Федерации активно осуществляются и в рамках борьбы с пандемией COVID-19. В 9 стран СНГ на безвозмездной основе поставлены тест-системы для диагностики
COVID-19 на 700 тысяч определений. Разработаны новые методические рекомендации для Таджикистана, Кыргызстан и Казахстана. Оказана консультативная помощь по организации режима работы инфекционных стационаров, лабораторной диагностики Казахстану, Кыргызстану, Молдове, Таджикистану, Узбекистану, Туркменистану. Проведено 10 обучающих семинаров по эпидемиологии, лабораторной диагностике и противоэпидемическим мероприятиям. Планируются поставки вакцины от COVID-19 российского производства в ряд государств – участников СНГ.

В результате реализации упомянутых программ достигнуто укрепление методологического, технологического, кадрового потенциала, усиление национальных возможностей стран-партнеров России в области борьбы с инфекционными болезнями и реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера, получили дальнейшее развитие научные и практические связи, сотрудничество стран-партнеров по всему спектру проблем в области противодействия современным угрозам и вызовам биологического характера.

Попова А.Ю., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Балан Н.Г., Кутырев В.В, Щербакова С.А., Карнаухов И.Г.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Франция и Всемирная организация здравоохранения

В главных заголовках

Сегодня министр Европы и иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан провел телефонный разговор с Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) д-ром Тедросом Адханомом Гебрейесусом.
Министр вновь выразил полную поддержку Францией деятельности ВОЗ и ее Генерального директора по преодолению кризиса COVID-19.
Жан-Ив Ле Дриан (…)

Основная цель Франции заключается в том, чтобы улучшить здоровье населения и повысить санитарную безопасность во всем мире. Исходя из этого, путем координации и сотрудничества со своими партнерами она установила с ВОЗ отношения плодотворного стратегического партнерства.

В ходе своего мандата в Исполнительном комитете ВОЗ (с мая 2015 по май 2018 г.) Франция неуклонно стремилась к повышению санитарной безопасности во всем мире, в частности, путем внедрения Международных медико-санитарных правил (ММСП).

«ВОЗ являет собой один из столпов многостороннего порядка, установленного по окончании второй мировой войны, а главное — это единственная общемировая организация, занимающаяся вопросами здравоохранения. Таким образом, она играет основную роль в борьбе с пандемией, которая по определению также носит общемировой характер.» Жан-Ив Ле Дриан, 29/04/2020

Цель, которую Франция преследует на международной арене, заключается в координации, сотрудничестве и солидарности, а для этого требуется совместная деятельность государств бок о бок с ВОЗ, а также многосторонних фондов, действующих на местах, в частности, в наиболее уязвимых странах (см. COVID-19: помощь Африке).

Франция поддерживает предложенный Всемирной организацией здравоохранения стратегический план по обеспечению готовности и реагирования на эпидемию COVID-19, который служит ориентиром для всех стран.

Санитарные приоритеты ?

Франция разделяет с ВОЗ ряд основных санитарных приоритетов.

  • Сквозной подход, при котором всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ) считается приоритетным в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г.. В этой модели за основу взята французская система здравоохранения, учрежденная в 1945 г. в момент учреждения всеобщего социального страхования.
  • Необходимость укрепления системы здравоохранения и готовности к чрезвычайным ситуациям (которая подчеркивалась в документе Cтратегия Франции в сфере всемирного здравоохранения). Для реализации ВОУЗ надо укрепить системы здравоохранения во всех странах. Решимость в реализации этой задачи связана с дерзновенными целями «трех миллиардов», заявленными в общей программе работы ВОЗ на период 2019-2023 гг.
  • Санитарная безопасность во всем мире и борьба с эпидемиями и пандемиями должны стать одним из 5 приоритетов Рамочного соглашения между Францией и ВОЗ на период 2020-2025 гг.

Как Франция поддерживает ВОЗ?

Франция играет важнейшую роль в сфере всемирного здравоохранения. Она поддерживает координирующую роль, которую играет ВОЗ для всемирного здравоохранения и ежегодно вкладывает более 500 миллионов евро в многосторонние фонды, созданные при ее участии, такие как Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (Альянс Gavi), ЮНИТЭЙД и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Франция и ВОЗ взаимодействуют друг с другом в 5 приоритетных областях: :

  • Создание и развитие Академии ВОЗ, в целях совершенствования подготовки медицинских специалистов;
  • Упрочение систем здравоохранения для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения;
  • Более эффективная защита населения, в условиях чрезвычайных ситуаций в области санитарии, в частности, за счет укрепления санитарной безопасности, включая борьбу со вспышками заболеваний, грозящими перерасти в пандемию, и внедрение Международных медико-санитарных правил (ММСП), в частности, за счет деятельности Бюро ВОЗ в Лионе;
  • Улучшение здоровья и благополучия населения, в частности, за счет профилактики, укрепления здоровья, санитарного просвещения, санитарной грамотности и уменьшения факторов риска применительно к неинфекционным заболеваниям и экологическими факторами, влияющими на здоровье;
  • ЦУР, связанные с охраной здоровья, с учетом Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., Глобальный план действий для достижения ЦУР 3.

Франция один из основных вкладчиков в бюджет ВОЗ. По своему вкладу в бюджет Организации она занимает 12 место.

Показатель: % число

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задача 3.d: Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья

Показатель 3.d.1: Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения

0.e. Обновление метаданных

Последнее обновление: 23 марта 2020 года

0.f. Связанные показатели

Связанные показатели по состоянию на февраль 2020 года

Имеются связи с:

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задача 3.d: Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья

0.g. Международные организации, ответственные за глобальный мониторинг

Институциональная информация

Организация (и):

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

2.a. Определение и понятия

Понятия и определения

Определение:

Доля атрибутов 13 основных возможностей, которые были достигнуты в определенный момент времени. 13 основных возможностей: (1) Законодательство и финансирование; (2) Координация ММСП и функции национальных координаторов; (3) Зоонозные явления и взаимосвязь здоровья человека и животных; (4) Пищевая безопасность; (5) Лаборатория; (6) Эпиднадзор; (7) Человеческие ресурсы; (8) Национальная рамочная программа по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения; (9) Предоставление медицинских услуг; (10) Информирование о рисках; (11) Пункты въезда; (12 Чрезвычайные происшествия с отравляющими веществами; (13) Радиоизотопные аварийные ситуации.

Понятия:

Основная возможность: основная возможность общественного здравоохранения, которую государства-участники должны иметь на своей территории в соответствии со Статьями 5 и 12 и Приложением 1A требований ММСП (2005 год) к 2012 году. Тринадцать основных возможностей и 24 показателя определены в этом документе.

Показатель : переменная, которую можно многократно измерять (прямо или косвенно) в динамике по времени с тем, чтобы отразить изменения в системе. Показатель может быть качественным или количественным, что позволяет объективно оценивать прогресс программы или события. Количественные измерения необходимо интерпретировать в более широком контексте, принимая во внимание другие источники информации (например, отчеты надзорных органов и специальные исследования), и их следует дополнять качественной информацией..

Атрибуты: один элемент из набора конкретных элементов или характеристик, отражающих уровень производительности или достижений определенного показателя.

Читайте также  Можно ли мужу подать на развод одному

Уровни возможностей. Каждому атрибуту присвоен уровень зрелости или «уровень возможностей». Достижение заданного уровня возможностей требует наличия всех атрибутов на более низких уровнях. В перечне контрольных показателей состояние развития основных возможностей оценивается по пяти уровням возможностей, каждый из пяти используемых уровней характеризуется конкретными показателями, связанными с соответствующими возможностями.

3.a. Источники данных

Источники данных

Описание:

Государства-участники ММСП могут использовать онлайн-инструмент отчетности, в котором имеется вопросник Инструмента самооценки государств-участников ММСП, опубликованный в июле 2018 года (все ссылки и результаты располагаются по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ .

Инструмент состоит из 24 показателей для тринадцати возможностей ММСП, необходимых для выявления, оценки, уведомления, представления и принятия мер, в том числе в пунктах въезда, в ответ на риски для здоровья населения и серьезные события, вызывающие озабоченность внутри стран и за пределами их территории.

Для каждой из 13 возможностей используются от одного до трех показателей для оценки статуса каждой возможности. Каждый показатель базируется на пяти кумулятивных уровнях для годовой отчетности. Государству-участнику, представляющему отчет, предлагается выбрать по каждому показателю, какой из пяти уровней лучше всего описывает текущий статус государства-участника. Для перехода на следующий уровень у каждого показателя должны быть в наличии все возможности, описанные на предыдущих уровнях.

3.b. Метод сбора данных

Процесс сбора:

ВОЗ получает данные, направляемые официальным национальным координатором ММСП от лица государства-участника, при этом информацию передают назначенные сотрудники, которые будут иметь доступ к странице с ограниченным доступом e-SPAR, предназначенной для отчетности в режиме онлайн, и будут проверять все национальные отчеты, представленные в базе данных e-SPAR.

После представления данных каждым государством-участником, государства-участники и сотрудники ММСП ВОЗ, задействованные в составлении конкретного отчета, получат сообщение-подтверждение от e-SPAR с кратким изложением предоставленной информации.

ВОЗ также рассмотрит данные, полученные на всех уровнях организации, используя платформу e-SPAR для мониторинга и оценки результатов, прежде чем окончательный отчет для Всемирной ассамблеи здравоохранения будет подготовлен и опубликован.

Результаты могут быть разбиты по странам, административным регионам ВОЗ, возможностям и их показателям. Все данные безопасно заносятся в платформу e-SPAR.

3.c. Календарь сбора данных

Календарь

Сбор данных:

Сбор данных за 2019 год в настоящее время продолжается. Крайний срок подачи заполненных вопросников — конец февраля, а отчет, который будет представлен Всемирной ассамблее здравоохранения, готовится ежегодно к маю. Сбор данных ежегодно начинается во втором полугодии.

3.d. Календарь выпуска данных

Выпуск данных:

Выпуск всех данных производится ежегодно примерно в апреле, незадолго до Всемирной ассамблеи здравоохранения

3.e. Поставщики данных

Поставщики данных

Каждое государство-участник назначает Национального координатора по ММСП и регулярно обновляет контактные данные назначенных им должностных лиц, которые могут отчитываться в режиме онлайн и просматривать все национальные отчеты, представленные в базе данных e-SPAR.

3.f. Составители данных

Составители данных

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Обоснование:

Пересмотренные Международные медико-санитарные правила (ММСП) были приняты в 2005 году и вступили в силу в 2007 году (доступны по адресу: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/43883/1/9789241580410_eng. pdf ).

В соответствии с ММСП государства-участники обязаны развивать и поддерживать минимальные основные возможности для наблюдения и реагирования, в том числе в пунктах въезда, с целью раннего обнаружения, оценки, уведомления и реагирования на любые потенциальные события в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Статья 54 ММСП требует, чтобы государства-участники и Генеральный директор отчитывались перед Всемирной ассамблеей здравоохранения об осуществлении настоящих Правил в соответствии с решением Всемирной ассамблеи здравоохранения.

В 2008 году Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Резолюцию WHA61 (2), а позднее в 2018 году Резолюцию WHA71 (15), которыми было определено, что государства-участники и Генеральный директор должны продолжать отчитываться ежегодно перед Всемирной Ассамблеей здравоохранения об осуществлении Международных медико-санитарных правил (2005 года), используя отчетный инструмент ежегодной самооценки.

Настоящий показатель ЦУР 3.d.1. отражает возможности, которые государства-участники Международных медико-санитарных правил (2005 года) (ММСП) согласовали и обязались развивать.

4.b. Комментарии и ограничения

Комментарии и ограничения:

1) показатель основан на самооценке и самостоятельном предоставлении данных государством-участником

2) вопросник был пересмотрен в 2018 году и использовался для представления отчетности в 2018 и 2019 годах в том же формате, но который отличается от вопросника, использовавшегося в период с 2010 по 2017 годы, поэтому существует ограничение для сравнения оценок из отчетов за 2010-2017 годы с отчетами после 2018 года.

4.c. Метод расчета

Методология

Метод расчета:

Оценка каждого уровня показателя будет распределяться в зависимости от степени выполнения, выражаемой в процентах, при этом уровень показателя выбирается в интервале шкалы значений от «1 до 5», например, для страны, выбирающей уровень 3 для показателя 2.1, степень выполнения будет выражена как: 3/5 * 100 = 60%

Уровень возможности будет выражен как среднее значение всех показателей, например, для страны, выбирающей уровень 3 для показателя 2.1 и уровень 4 для показателя 2.2. степень выполнения для показателя 2.1 будет выражена как: 3/5 * 100 = 60%, степень выполнения для показателя 2.2 будет выражена как: 4/5 * 100 = 80%, а уровень возможности для 2 будет выражен как: (60 + 80) / 2 = 70%

4.f. Обработка отсутствующих значений (i) на страновом уровне и (ii) на региональном уровне

Обработка отсутствующих значений:

  • На страновом уровне:
  • На региональном и глобальном уровнях:

Оценка не производится.

4.g. Региональные агрегаты

Региональные агрегаты:

Совокупное количество каждого значения по показателю / возможности, по странам / количеству стран, представивших вопросник, из 196 государств-участников ММСП, которые находятся в зоне ответственности ВОЗ или другим группам

4.h. Доступные странам методы и руководства для составления данных на национальном уровне

Доступные странам методы и руководства для составления данных на национальном уровне:

В годовых отчетах государств-участников ММСП используется специальный стандартный инструмент отчетности, предоставленный Секретариатом ВОЗ в июле 2018 года (Инструмент подготовки годовой отчетности государствами-участниками и другие руководства, ссылки и справочные материалы доступны по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ )

Государства-участники ММСП могут использовать онлайн-инструмент подготовки отчетности, который представляет собой вопросник Инструмента самооценки государств-участников ММСП, опубликованный в июле 2018 года.

Инструмент состоит из 24 показателей для тринадцати возможностей ММСП, необходимых для выявления, оценки, уведомления, сообщения и реагирования, в том числе в пунктах въезда, на риски для здоровья населения и острые нарушения, вызывающие озабоченность внутри стран и за пределами их территорий.

Для каждой из 13 возможностей используются от одного до трех показателей для оценки статуса каждой возможности. Каждый показатель базируется на пяти кумулятивных уровнях для годовой отчетности. Государству-участнику, представляющему отчет, предлагается выбрать по каждому показателю, какой из пяти уровней лучше всего описывает текущий статус государства-участника. Для перехода на следующий уровень у каждого показателя должны быть в наличии все возможности, описанные на предыдущих уровнях.

ВОЗ предоставила конкретные рекомендации и инструменты, соответствующие ресурсы и ссылки для государств-участников ММСП, ежегодно представляющих свои отчеты, а также специальную веб-платформу (e-SPAR доступна по адресу: https://extranet.who.int/e-spar/ )

4.j. Обеспечение качества

Обеспечение качества:

Национальная межсекторальная самооценка возможностей ММСП при подготовке годового отчета получает поддержку в виде мероприятий, проводимых страновыми и региональными бюро ВОЗ, а также технической направленностью и пропагандистской работой.

После того, как каждое государство-участник представило данные, ВОЗ проверяет данные, полученные на всех уровнях организации, с использованием платформы e-SPAR для мониторинга и оценки результатов, прежде чем окончательный отчет для Всемирной ассамблеи здравоохранения будет подготовлен и опубликован. Результаты публикуются на нескольких веб-сайтах ВОЗ:

  • e-SPAR ( https://extranet.who.int/e-spar/ ),
  • Стратегическое партнерство по ММСП (2005 год) и безопасности здоровья; Портал санитарно-эпидемиологической безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям (SPH) (https://extranet.who.int/sph/)
  • Панель визуализации данных мировой статистики здравоохранения (http://apps.who.int/gho/data/node.sdg.3-d)
  • Глобальная обсерватория здравоохранения на период после 2017 года (https://www.who.int/data/gho/data/themes/theme-details/GHO/international-health-regulations- (2005) -monitoring- framework-spar) и на период 2010-2017 годов (https://www.who.int/data/gho/data/themes/topics/GHO/all-capacities)

5. Доступность и дезагрегирование данных

Доступность данных

Описание:

С 2010 года все 196 государств-участников ММСП хотя бы один раз предоставили данные для годовых отчетов по ММСП / показателю ЦУР 3.d.1. В прошлом 2018 году, 183 государства предоставили данные по этому показателю, используя формат отчета e-SPAR, который был опубликован. Это был самый высокий показатель с 2010 года. За текущий период 2019 года по состоянию на 6 февраля 2020 года мы получили 100 отчетов.

Крайний срок для представления ежегодных отчетов государствами-участниками — 29 февраля, поэтому мы ожидаем окончательные цифры в первую неделю марта.

Итоговые данные по странам для формата отчета e-SPAR, полученные в 2019 году

До 12 февраля 2020 года (предварительные данные)

Международные медико санитарные правила 2019

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 29 февраля 2020 года

Рекомендации относительно помещения людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни ( COVID -19)

30 января 2020 г. Генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение 1 . Поскольку вспышка продолжает развиваться, государства-члены рассматривают варианты мер для предотвращения завоза этой болезни в новые районы или уменьшения интенсивности передачи вируса от человека к человеку в районах, где уже циркулирует COVID-19.

Меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать карантин, который включает ограничение передвижения или отделение здоровых людей, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания. Многие страны имеют законные полномочия наложить карантин. При этом карантин должен осуществляться как часть всеобъемлющего пакета мер реагирования и сдерживания и, в соответствии со статьей 3 Международных медико-санитарных правил (2005 г.), полностью уважать достоинство, права человека и основные свободы людей. 2

Цель этого документа состоит в том, чтобы предложить государствам-членам руководящие указания по карантинным мерам для отдельных лиц в контексте COVID-19. Он предназначен для тех, кто отвечает за установление местной или национальной политики в отношении карантина отдельных лиц и соблюдения мер профилактики и контроля инфекций.

Этот документ основан на текущих знаниях о вспышке COVID-19 и аналогичных соображениях в отношении других респираторных патогенов, включая SARS-CoV, MERS-CoV и вирусы гриппа. ВОЗ будет продолжать обновлять эти рекомендации по мере поступления новой информации.

Карантин лиц — это ограничение деятельности или разделение лиц, которые не болеют, но могли подвергаться воздействию инфекционного агента или контакту с заболеванием, с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заражения. Карантин отличается от изоляции, которая заключается в отделении больных или инфицированных лиц от других с целью предотвращения распространения инфекции или заражения.

Читайте также  Как называется кадастровая палата с 2017 года

Карантин включен в правовые рамки Международных медико-санитарных правил (2005 г.), а именно:

— Статья 30. Лица, совершающие поездку и находящиеся под медицинским наблюдением

— Статья 31. Медико-санитарные меры, касающиеся въезда лиц, совершающих поездку

— Статья 32. Обращение с лицами, совершающими поездку.

Государства-члены имеют в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права суверенное право издавать законы и осуществлять законодательство в соответствии со своей политикой в ​​области здравоохранения, даже если это предполагает ограничение передвижения людей.

Перед внедрением карантина страны должны должным образом информировать и обобществить такие меры, чтобы уменьшить панику и улучшить соблюдение предписаний: 3

• Власти должны предоставлять населению четкие, современные, прозрачные и последовательные руководящие принципы и надежную информацию о карантинных мерах;

• необходимо конструктивное взаимодействие с общинами, если требуется наложить карантин;

• Лицам, находящимся на карантине, необходимо предоставить медицинскую помощь, финансовую, социальную и психосоциальную поддержку, а также удовлетворить основные потребности, в том числе в виде продуктов питания, воды и других предметов первой необходимости. Потребности уязвимых групп населения должны быть приоритетными;

• Культурные, географические и экономические факторы влияют на эффективность карантина. Оперативная оценка местного контекста должна учитывать как движущие силы успеха, так и потенциальные барьеры на пути к карантину, и информировать о разработке наиболее подходящих и приемлемых в культурном отношении мер.

Когда использовать карантинные меры

Введение карантинных мер на ранней стадии вспышки может задержать распространение заболевания в стране или области и / или может задержать пик эпидемии в районе, где продолжается локальная передача. Тем не менее, при неправильном применении карантин может также создать дополнительные источники заражения и распространения болезни.

В контексте нынешней вспышки COVID-19 глобальная стратегия сдерживания включает быструю идентификацию лабораторно подтвержденных случаев, а также их изоляцию и ведение в медицинском учреждении 4 или на дому 5 .

________________________
1 Всемирная организация здравоохранения. Заявление о втором совещании Чрезвычайного комитета по ММСП (2005 г.) о вспышке нового коронавируса (2019-nCoV)

2 Международные медико-санитарные правила Всемирная организация здравоохранения (2005 г.)

3 Ключевые соображения: карантин в контексте COVID-Социология в гуманитарной деятельности. www.socialscienceinaction.org.

4 Всемирная организация здравоохранения. Клиническое ведение тяжелой острой респираторной инфекции при подозрении на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию

5 Всемирная организация здравоохранения. Уход на дому за пациентами с подозрением на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию с легкими симптомами и ведение контактов

В отношении лиц контактировавших с пациентом с лабораторно подтвержденным диагнозом 2019-nCoV ВОЗ рекомендует помещать таких людей на карантин на 14 дней с момента последнего контакта с пациентом с COVID-19.

В целях осуществления карантина контактное лицо определяется как лицо:

— Обеспечивавшее непосредственный ухода без надлежащих средств индивидуальной защиты (СИЗ) 6 за пациентом с COVID -19;

— Пребывавшее в той же закрытой среде, что и пациент с COVID-19 (включая рабочее место, классную комнату, домашнее хозяйство, собрания);

— Путешествовавшее вместе в непосредственной близости (в пределах 1 метра) с пациентом с COVID-19 на любом виде транспорта в течение 14-дневного периода после появления симптомов у рассматриваемого пациента.

Рекомендации по выполнению карантинных мероприятий

В случае принятия решения о введении карантина власти должны обеспечить:

1. Соответствующее карантинное учреждение/помещение и адекватные условия на период карантина;

2. Минимальные меры профилактики и борьбы с инфекцией;

3. Минимальные требования к мониторингу состояния здоровья людей, находящихся на карантине в течение периода карантина.

1. Соответствующее карантинное учреждение и адекватные условия на период карантина

Карантин подразумевает использование или создание соответствующих помещений, в которых человек или люди физически отделены от сообщества на время наблюдения.

Соответствующие карантинные мероприятия включают следующее:

— помещенные в карантин помещаются в хорошо проветриваемые, просторные одноместные комнаты с отдельным туалетом (средства гигиены рук и туалетные принадлежности). Если одноместные номера недоступны, кровати должны быть расположены на расстоянии не менее 1 метра;

— подходящий экологический инфекционный контроль, такой как адекватная вентиляция воздуха, системы фильтрации и протоколы обращения с отходами;

— обеспечение социального дистанцирования (более 1 метра) лиц, находящихся на карантине;

— размещение с соответствующим уровнем комфорта, в том числе:

— поставки продуктов питания, воды и средств гигиены;

— защита багажа и других вещей;

— соответствующее медицинское лечение в существующих условиях;

— общение на понятном им языке, объясняя: их права; возможности, которые будут им предоставлены; сколько им нужно будет остаться; что будет, если они заболеют; контактная информация их местного посольства или консульской поддержки;

— помощь путешественникам, находящимся в карантине, изолированным или проходящим медицинское обследование или другие процедуры в целях общественного здравоохранения;

— помощь в общении с членами семьи вне помещения для карантина;

— по возможности доступ к интернету, новостям и развлечениям;

— психосоциальная поддержка; и

— особые соображения для пожилых людей и лиц с сопутствующими заболеваниями, из-за повышенного риска развития тяжелой формы COVID-19.

Возможные учреждения для карантина: отели, общежития, другие объекты, предоставляющие услуги для групп лиц, или домохозяйство контактного лица. Независимо от обстановки, оценка ситуации должна обеспечить соблюдение соответствующих условий для безопасного и эффективного карантина.

Когда выбран домашний карантин, человек должен занимать хорошо проветриваемую отдельную комнату или, если отдельная комната недоступна, поддерживать расстояние не менее 1 метра от других членов домохозяйства, сводя к минимуму использование общих площадей и столовых приборов и обеспечивая, чтобы общие помещения (кухня, ванная) хорошо проветривались.

2. Минимальные меры профилактики и борьбы с инфекцией

Следующие меры по профилактике и контролю инфекций должны использоваться для обеспечения безопасной среды для лиц, находящихся на карантине.

Раннее распознавание и контроль

— Любое лицо, находящееся в карантине, у которого развивается лихорадочное заболевание или появляются респираторные симптомы, в любой момент в течение карантинного периода, должно рассматриваться как пациент с подозрением на COVID-19;

— Применять стандартные меры предосторожности ко всем лицам, находящимся на карантине и персоналу в условиях карантина:

— Часто выполняйте гигиену рук, особенно после контакта с респираторными выделениями, перед едой и после посещения туалета. Гигиена рук включает в себя либо мытье рук водой с мылом, либо обработку рук с помощью средств на спиртовой основе. Средства для рук на спиртовой основе предпочтительнее, если руки не сильно загрязнены; мытье рук с мылом и водой, когда они заметно загрязнены;

— Убедитесь, что все люди, находящиеся на карантине, придерживаются правил респираторной гигиены и знают о важности прикрывания носа и рта рукой или бумажной салфеткой при кашле, чихании и о необходимости незамедлительной утилизации салфетки и выполнении гигиены рук;

— воздерживаться от прикосновения ко рту и носу;

— Медицинская маска не требуется для людей без симптомов. Нет никаких доказательств того, что ношение маски любого типа защищает людей, которые не больны. 8

________________________
6 Всемирная организация здравоохранения. Профилактика и контроль инфекций во время оказания медицинской помощи при подозрении на новую коронавирусную (nCoV) инфекцию

7 Всемирная организация здравоохранения. Глобальный эпиднадзор за (COVID-19) среди населения

8 Рекомендации по использованию масок в обществе, при уходе на дому и в медицинских учреждениях в контексте вспышки новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)

Административный контроль и политика в отношении ПКИ в карантине включают, но не ограничиваются:

— создание устойчивой инфраструктуры ПКИ (дизайн объекта) и видов деятельности;

— обучение лиц, находящихся на карантине и персонала по вопросам ПКИ; Весь персонал, работающий в карантинном учреждении, должен пройти обучение по стандартным мерам предосторожности, прежде чем будут введены карантинные меры. Тот же совет по стандартным мерам предосторожности должен быть дан всем лицам помещаемым в карантин по прибытии. Как персонал, так и находящиеся на карантине лица должны понимать важность своевременного обращения за медицинской помощью, если у них появляются симптомы;

— разработка политики по раннему распознаванию и передаче лиц с подозрением на COVID-19.

Процедуры экологической очистки и дезинфекции должны соблюдаться последовательно и правильно. Уборщики должны быть обучены и защищены от инфекции COVID-19 и должны регулярно и тщательно очищать поверхности окружающей среды в течение периода карантина:

— Ежедневно очищайте и дезинфицируйте поверхности к которым чаще всего прикасаются, такие как тумбочки, каркасы кроватей и другую мебель для спальни, с помощью обычного бытового дезинфицирующего средства, содержащего разбавленный раствор отбеливателя (1 часть отбеливателя на 99 частей воды). Для поверхностей, которые не переносят воздействие отбеливателя, можно использовать 70% этанол;

— Чистите и дезинфицируйте поверхности ванной и туалета не реже одного раза в день обычным бытовым дезинфицирующим средством, содержащим разбавленный раствор отбеливателя (1 часть отбеливателя на 99 частей воды);

— Стирайте одежду, постельное белье, банные полотенца и полотенца для рук и т. д., используя обычное мыло для стирки и воду или машинную стирку при 60–90 ° C с обычным стиральным порошком, и тщательно высушивайте;

— Странам следует рассмотреть меры по обеспечению того, чтобы отходы размещались на санитарной свалке, а не на неконтролируемой открытой площадке;

— При уборке или очистке поверхностей, обращении с одеждой или бельем, загрязненным жидкостями организма, персонал, занимающийся уборкой, должен носить одноразовые перчатки, а также выполнять гигиену рук до и после снятия перчаток.

3. Минимальные требования к мониторингу состояния здоровья людей, находящихся на карантине в течение периода карантина

Ежедневное наблюдение за лицами, находящимися на карантине, должно проводиться в карантинном учреждении в течение всего срока карантина и должно включать ежедневную проверку температуры тела и симптомов. Группам людей с более высоким риском заражения и развития тяжелой формы заболевания может потребоваться дополнительное наблюдение за хроническими состояниями или специальное медицинское лечение.

Следует учитывать ресурсы, персонал и период отдыха персонала на карантинных объектах. Это особенно важно в контексте продолжающейся вспышки, во время которой ограниченные ресурсы общественного здравоохранения могут быть лучше расставлены по приоритетам в отношении учреждений здравоохранения и мероприятий по выявлению случаев заболевания.

Лабораторное тестирование респираторного образца от лиц, находящихся на карантине, независимо от симптомов, рекомендуется в конце периода карантина.