Налоги с уволенных

Когда и какие платить налоги и взносы при увольнении сотрудника

Порядок исчисления НДФЛ с увольнительных выплат

Суммы, которые выплачивают сотруднику в случае увольнения, можно разделить на облагаемые и не облагаемые подоходным налогом (НДФЛ).

В состав облагаемых выплат включают:

  • все начисления сотруднику за отработанное время и выполненную работу;
  • оплату неиспользованных отпускных дней.

Не нужно начислять НДФЛ на выходные пособия в пределах установленного лимита и некоторые виды компенсационных выплат (ст. 217 ТК РФ).

Процесс определения налоговой базы включает в себя:

  1. Выявление облагаемых и необлагаемых начислений.
  2. Суммирование только подлежащих обложению начислений.
  3. Применение вычетов к сумме облагаемых начислений.

Расчет налога проводят по формуле:

Налогооблагаемая база × 13% ( для нерезидентов 30%)

Срок уплаты НДФЛ с зарплаты при увольнении

Весь налог, начисленный с выплат при расторжении трудового договора, должен быть уплачен не позднее дня, следующего за датой их фактического перечисления сотруднику (п. 6 ст. 226 НК РФ). Когда срок перечисления налога при увольнении совпадает с выходным днем, расчеты с бюджетом по НДФЛ производят в ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Компания выплачивает сотрудникам заработную плату через кассу. Работник увольняется 20.08.20__. Однако он не явился за расчетом и принес заявление с требованием его выдачи только 02.09.20__. Компания, соблюдая закон, провела с ним полный расчет 03.09.20__. Когда она должна перечислить НДФЛ?

Решение: на основании приведенного выше положения п. 6 ст. 226 НК РФ – не позднее 04.09.20__.

Порядок исчисления страховых взносов с расчета при увольнении

Определяясь с тем, какие налоги платить при увольнении сотрудника, не следует забывать и про страховые взносы, а также взносы в связи с нечастными случаями на производстве. В состав выплат, подлежащих обложению ими, входят практически все начисления по трудовому или гражданско-правовому договору. Список необлагаемых сумм четко закреплен в ст. 422 НК РФ.

Порядок определения налогооблагаемой базы по взносам при увольнении выглядит следующим образом:

  1. Учет всех сумм, положенных сотруднику в связи с прекращением сотрудничества.
  2. Выявление в перечне начислений тех, которые подпадают под приведенные в ст. 422 НК РФ льготы.
  3. Вычет из общей суммы начислений необлагаемых сумм – согласно ст. 422 НК РФ.

Расчет сумм взносов при увольнении проводят по формуле:

Облагаемая база × Процент взносов в соответствующий фонд

Срок перечисления взносов с зарплаты уволенного

Все взносы должны быть перечислены не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов (п. 1 и п. 3 ст. 431 НК РФ). Это правило применяют в том числе при увольнении работника.

Однако в целях уплаты взносов датой выплаты признается день фактического вручения сумм сотруднику (п. 1 ст. 424 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной, то рассчитаться с фондами следует не позднее чем в ближайший следующий рабочий день.

Сотрудник уволился 20.09.20__. В этот же день с ним произведен полный расчет. Дата уплаты взносов – не позднее 15.10.20__.

Сотрудник уволился 20.09.20__, но при этом не явился за расчетом, а затребовал его лишь 01.10.20__. Бухгалтерия провела расчет и выплату долга 02.10.20__. Срок уплаты взносов в этом случае должен быть 15.11.20__. Но этот день выпадает на выходной, поэтому срок – до 16.11.20__.

Перечисление НДФЛ при увольнении сотрудника

НДФЛ при увольнении сотрудника — это обязательная операция; выплату рассчитывает и осуществляет работодатель. В статье рассмотрим, как правильно налоговому агенту исчислить НДФЛ при увольнении, когда платить налог в бюджет, как отразить в отчетности.

Работодатель является налоговым агентом в отношении подоходного налога своих сотрудников. То есть он обязан рассчитать сумму к уплате, удержать ее из дохода работника и своевременно перечислить в бюджет. Расскажем, какие имеет особенности уплата НДФЛ при увольнении.

Что нужно выплатить увольняющемуся сотруднику

В последний день работы с сотрудником должен быть произведен окончательный расчет. В этот день ему должны быть выплачены:

  • зарплата, премии, надбавки по последний день работы;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие по закону или в соответствии с трудовым договором.

Кроме того, если сотрудник увольняется по сокращению, то ему сохраняется доход на время трудоустройства на второй, а в исключительном случае и на третий месяц после расторжения трудового договора.

Какие выплаты облагаются, а какие нет

Зарплата за последний месяц работы облагается налогом в обычном порядке. Если сотрудник — резидент, то удержание следует производить по ставке 13 %, если нет — по ставке 30 %.

Для выходного пособия и сохраняемого заработка на время трудоустройства установлен особый порядок налогообложения. Такая компенсация при увольнении облагается НДФЛ, если превышает трехмесячный средний заработок сотрудника. Для работников организаций Крайнего Севера и приравненных к нему территорий такой предел составляет шесть среднемесячных заработков. При этом не важно, по какому основанию выплачено выходное пособие: по закону или по условиям трудового договора. В любом случае с суммы превышения необходимо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

Компенсация отпуска при увольнении облагается НДФЛ в полном объеме, независимо от основания расторжения трудового договора (п. 3 ст. 217 НК РФ ).

НДФЛ при увольнении: срок перечисления

Удержать налог из выплат при окончательном расчете необходимо в последний день работы сотрудника. Выплачиваются причитающиеся суммы работнику за его вычетом.

Перечислить удержанную сумму налогового сбора в бюджет необходимо не позднее следующего дня (п. 6 ст. 226 НК РФ ). Если день перечисления выпадает на нерабочий выходной или праздничный день, то срок уплаты НДФЛ при увольнении переносится на ближайший рабочий день. Такое правило переноса срока установлен п. 7 ст. 6.1 НК РФ .

Оплата НДФЛ при увольнении: сроки сдачи и порядок заполнения отчетности

Работодатель в отношении доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанного подоходного налога обязан сдавать в ИФНС два отчета:

  • справки 2-НДФЛ: предоставляются один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;
  • форму 6-НДФЛ: предоставляется ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталам, а по итогам года — не позднее 1 апреля следующего года.

В отчеты включаются только те выплаты увольняющемуся работнику, которые облагаются налогом.

В справке 2-НДФЛ доходы отражаются помесячно с указанием кодов, установленных Приказом ФНС от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ . До 01.01.2018 все выплачиваемые суммы окончательного расчета отражались по одному коду 2000. По нему отражалась и любая компенсация при увольнении; код дохода НДФЛ 2020 для этих выплат имеет новые значения, введенные Приказом ФНС от 24.10.2017 № ММВ-7-11/820@ :

  • 2013 — компенсация за неиспользованный отпуск,
  • 2014 — облагаемая сумма выходного пособия, превышающая трехмесячный заработок.

В 6-НДФЛ отразить выплаты окончательного расчета, исчисленные и удержанные с него налоговые суммы, следует в квартале увольнения. При этом есть особенность, если дата перечисления налога приходится на следующий квартал. Например, сотрудник уволился и получил окончательный расчет 30 июня, тогда перечислить налог необходимо не позднее 1 июля. В этом случае начисленный окончательный расчет и удержанная сумма налога на доходы физических лиц в разделе 1 отчета будут отражены во втором квартале. А отразить выплаты в разделе 2 отчета необходимо в третьем квартале. Такие разъяснения дает Минфин в Письме от 02.11.2016 № БС-4-11/20829@.

Читайте также  Ответственность за поддельные права

Перечисление НДФЛ при увольнении сотрудника (2018): пример

Менеджер Семенов С.С. увольняется по сокращению численности штата 06.08.2018. Ему начислены:

  • 10 000 руб. — заработная плата за август;
  • 15 000 руб. — компенсация за неиспользованный отпуск;
  • 20 000 руб. — выходное пособие.

Выходное пособие не превышает трехмесячный средний заработок сотрудника, поэтому налогообложению не подлежит. Также оно не отражается в отчетах.

Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Ритуально-похоронное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации

Ритуально-похоронное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации – это деятельность, осуществляемая Министерством обороны Российской Федерации в целях реализации государственной гарантии по захоронению и увековечению памяти погибших (умерших) граждан, категорий, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5, к ним относятся:

  • военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, погибшие при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
  • погибшие (умершие) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевшие общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
  • ветераны военной службы;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
  • иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны Российской Федерации по вопросам погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также изготовления и установки надгробных памятников:

  1. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
  2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
  4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы».
  6. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 847 «Об индексации норм расходов денежных средств на погребение и увековечение памяти погибших (умерших) защитников Отечества».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 1207 «О внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам индексации норм расходов денежных средств на погребение и на увековечение памяти погибших (умерших) защитников Отечества».
  10. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
  11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».
  12. Требования к типовым образцам надгробных памятников, изготовляемых и устанавливаемых в соответствии с нормами расходов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации 1994 года № 460 (Указания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 328/162 и от 12 января 2004 г. № 328/19)

Государственная гарантия по увековечению памяти погибших (умерших) граждан категории, определенной приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5

Государственная гарантия по оплате расходов на погребение

При погребении погибших (умерших) граждан категорий, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5, воинскими частями (военными комиссариатами) за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета на эти цели, производится оплата следующих ритуальных услуг:

  • оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего);
  • перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга;
  • предоставление и доставка гроба, урны, венка;
  • перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации);
  • погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению погибших (умерших) граждан, указанных категорий по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная гарантия по оплате расходов на изготовление и установку надгробных памятников

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти погибших (умерших) граждан категорий, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту их погребения или учета.

Оплата указанных расходов производится по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших) граждан, указанных категорий, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:

  • заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
  • документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
  • свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
  • справка о месте захоронения погибшего (умершего);
  • удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
  • фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.

Читайте также  Есть ли гарантия на ремни грм

Оплата расходов по установке надгробного памятника производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).

Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.

Специализированные места погребения погибших (умерших) защитников Отечества

К специализированным местам погребения погибших (умерших) защитников Отечества относятся: действующие воинские участки, созданные на общественных кладбищах, воинские кладбища, военные мемориальные кладбища.

Данные места захоронения предназначены для погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников.

Решение о создании таких мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются.

Организация похорон погибших (умерших) граждан категорий, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5

Погребение погибших (умерших) граждан указанной категории организуется:

  • Министром обороны Российской Федерации — военнослужащих из числа высших офицеров в воинских званиях Маршала Советского Союза, Маршала Российской Федерации, маршала рода войск, генерала армии, адмирала флота;
  • руководителями (командирами, начальниками) органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее — воинские части) — военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (военных сборов) в этих воинских частях, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет, ко дню смерти проживавших по месту их дислокации;
  • начальниками местных гарнизонов (военными комиссарами) — граждан, категорий, определенных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. № 5 (за исключением военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (военных сборов), если похороны не организовываются соответствующими командирами воинских частей, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от момента прибытия их на сборный пункт субъекта Российской Федерации до прибытия к месту прохождения военной службы.

Для организации похорон погибших (умерших) граждан указанных категорий назначаются комиссии, выделяются необходимый личный состав и транспорт, о чем объявляется в приказах тех должностных лиц, которые организуют погребение погибших (умерших).

Председателем комиссии по организации похорон назначается офицер. В случае гибели (смерти) офицера председателем комиссии назначается офицер, как правило, в воинском звании, равном воинскому званию или воинской должности погибшего (умершего).

Уволенный начальник налоговой в Назарово взыскал с ФНС более 600 тыс рублей

Бывший заместитель начальника инспекции Владимир Сбитнев обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. Сам себе в плюс Владимир Николаевич насчитал более 600 тысяч рублей. Это и стало поводом начать судиться с собственным работодателем, который не дал возможности доработать до льготной пенсии и сократил должность Владимира Сбитнева и еще нескольких десятков сотрудников налоговой инспекции в Назарово в начале этого года.

При получении выплат истцу стало известно, что в расчет денежного содержания без законных на то оснований не были включены суммы выплаченных ему денежных средств материального стимулирования и денежных средств, выплаченных в качестве дополнительного материального стимулирования.

Таким образом, сумма недоплаченных денежных средств составляет 636 404,38 рубля, из которых: денежное содержание за четвертый месяц составляет 97 346, 51 руб., денежное содержание за 3 месяца – 292 039,54 руб., оплата очередного отпуска за февраль 2020 г – 19 934,45 руб., оплата очередного отпуска за 2020 г. — 87 543,0 руб., компенсация за неиспользованный отпуск за 2021 г. — 139 540,88 руб.

Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете произведенных выплат. Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в указанном перерасчете было отказано, — говорится в решении суда.

Но и на этом Владимир Сбитнев решил не ограничивать свои «аппетиты» и потребовал в суде с федеральной структуры дополнительно взыскать в свою пользу денежную компенсацию за задержку выплат недополученных сумм в размере 4 009,34 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, за составление искового заявления 3 000 рублей, услуги представителя в размере 25 000 рублей. Продолжив убеждать суд, что нарушение ответчиком трудовых прав причинило ему моральный вред в виде нравственных страданий относительно несвоевременного получения средств к существованию, который Владимир Николаевич оценил в 20 000 рублей.

Представитель ответчика — Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил отзыв, в котором не совсем был согласен с доводами истца. Суду пришлось самостоятельно разбираться в тонкостях оплат служащим и выслушивая доводы бывшего замначальника налоговой инспекции.

В итоге суд удовлетворил иск Владимира Сбитнева частично, взыскав с Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю 632,5 тысячи рублей. По имеющейся у ИА Запад24 информации, другие сокращенные сотрудники налоговой инспекции пошли таким же судебным путем для получения дополнительных денежных средств с бывшего работодателя, и их в этих вопросах активно консультирует бывший руководитель.

В Шарыпово с налоговой инспекции взыскали недоплаченные отпускные и моральный вред

Проигравшая суд боготольская бизнес-леди обжаловала решение не в свою пользу

В Ужуре налоговая инспекция не смогла вернуть с уволенного работника переплату

Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль в случае выплат работникам при увольнении по соглашению сторон

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 апреля 2019 г. N 03-04-05/29191

Вопрос: Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при осуществлении выплат работникам при увольнении по соглашению сторон.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 01.03.2019 и по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами выплат, производимых сотрудникам организации при увольнении, и учета указанных расходов в целях налога на прибыль организаций сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Читайте также  Сроки рассматривается заявление в полиции

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 3 статьи 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договорами, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (в частности, выходные пособия), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые при расторжении трудового договора по соглашению сторон, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работника (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

3. Налог на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Согласно пункту 9 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Согласно статье 57 Трудового кодекса, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, выплата, производимая при увольнении сотрудника организации на основании соглашения о расторжении трудового договора, установленная в соответствии с Трудовым кодексом, может быть учтена в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если такая выплата предусмотрена трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору либо соглашением о расторжении трудового договора, при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса.

При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г., для признания денежной суммы, выплаченной работнику в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, расходами в целях исчисления налога на прибыль организаций необходимо, чтобы такая выплата являлась экономически обоснованной. При значительном размере этой суммы и ее явном несоответствии обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника, на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенной выплаты и ее экономическую оправданность.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.