Нужно ли обязательное страхование в такси?

Как уменьшить убыточность страхования такси для страховых компаний?

Проблема такси, как наиболее высокоаварийного вида транспорта на дорогах, является одной из самых насущных в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. Ввиду высокой аварийности данный вид транспорта является максимально убыточным для страховых компаний.

По данным за 2020 года уровень страховых выплат при урегулировании убытков в ДТП с участием такси превысил 160%. Некоторые таксисты ездят без ОСАГО, ставя под угрозу других автомобилистов, ведь в случае возникновения аварийной ситуации по вине машины без страхового полиса, пострадавшая сторона не сможет получить возмещение убытков.

По мнению страховщиков, оценка и усовершенствование системы подготовки и допуска водителей такси к работе, а также снижение уровня аварийности – вопрос больше к законодателям и регулятору, агрегаторам такси и владельцам автопарков, специалистам в области подготовки водителей, нежели к страховым компаниям.

Представляется, что прежде всего нужно вводить более жесткий контроль допуска к управлению транспортным средством. Допускать к работе в такси только водителей с определённым стажем — причем подтвержденным, а не только на основании даты выдачи водительского удостоверения.

Возможно, таксисты должны регулярно сдавать какие-то тесты, подтверждающие их профпригодность, в том числе на знание города, где они ездят, и знание языка, если таксист приехал из другой страны. Также нужно регулярно тестировать водителей на знание ПДД. То есть человек, желающий работать таксистом, должен получить соответствующий сертификат, прежде чем сесть за руль такси и брать ответственность за пассажиров. Есть страны, где таксистам выдают лицензии. Впрочем, в эпоху сервисов такси (Uber, Уклон, Bolt) это требование может выглядеть архаичным.

Для парков юридических лиц необходима обязательная медицинская проверка водителя перед выездом и ограничение по времени нахождения за рулем. Если это частный таксист, то возможно стоит ввести требование к оборудованию транспортного средства тахографами или другими подобными устройствами и блокировать доступ к заказам по истечении определенного времени. Тут важную роль должны играть агрегаторы такси, которые работают с большим объемом данных.

Важно понимать, что если сами таксопарки не будут заинтересованы в снижении убыточности, то ситуация не поменяется. Опять же важную роль тут должны играть агрегаторы, которые пока выступают только в роли лидогенераторов, получая за это комиссионные, которые оплачиваются из заработка таксистов. Из-за этого таксисты идут на значительные переработки и устают, что ведет к повышению аварийности.

Отдельно, вероятно, нужно решать вопросы на законодательном уровне, вводя какие-то ограничения по выплатам страхового возмещения, например, франшизу. Это может дополнительно стимулировать водителей к более аккуратному вождению и приведет к снижению выплат, а значит, уменьшению убыточности страхования такси для страховых компаний, и предупредит дальнейшее повышение стоимости полисов ОСАГО для таксистов. Нужен комплекс мер, но без повышения тарифов не обойтись. | Фориншурер

«Яндекс.Такси» начал страховать пассажиров по всей России

«Яндекс.Такси» расширил программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей такси на все регионы России, где доступен сервис. Соответствующее сообщение сервиса поступило в РБК.

«С 1 декабря 00:00 по местному времени страховка автоматически распространяется на все поездки, заказанные в «Яндекс.Такси» в любом населенном пункте страны», — говорится в сообщении компании.

Максимальная компенсация по программе составляет 2 млн руб. На эту сумму во время поездки застрахованы водитель и каждый находящийся в машине пассажир.

До этого программа работала в пилотном режиме только в 11 регионах — Калининградской, Оренбургской, Новосибирской, Кемеровской, Омской, Самарской и Томской областях, в Краснодарском и Красноярском крае, а также в Татарстане и Чувашии.

Партнерами страховой программы «Яндекс.Такси» стали «ВТБ Страхование», Allianz и «Ингосстрах».

В «Яндексе» рассчитывают, что ​служба поддержки пользователей сервиса такси будет «первой точкой контакта» для пассажиров и водителей в случае ДТП: сотрудники службы поддержки будут консультировать при наступлении страхового случая. ​

О том, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры со страховыми компаниями, стало известно в середине августа, однако разрабатывать саму программу начали еще в 2015 году, рассказал руководитель программ страхования «Яндекс.Такси» Алексей Лещенко.

По его словам, два с половиной года ушли на изучение рынка и поиск партнеров, а также на разработку системы упрощенного оформления страховых случаев, о которой удалось договориться со страховыми компаниями.

В октябре «Яндекс» запустил программу страхования в пилотном режиме в 11 регионах России. По словам Лещенко, пилотный режим показал, что «все процессы работают именно так, как и было запланировано», поэтому программа расширена на территорию всей России даже раньше, чем планировалось.

Ранее, летом 2016 года, ДТП с участием водителя «Яндекс.Такси» произошло в Санкт-Петербурге. Автомобиль после резких маневров находившегося за рулем мужчины занесло: машина сначала ударилась о бордюр, а затем въехала в ограждение и столб. Находившаяся в автомобиле пассажирка «Яндекс.Такси» Елена Гращенкова в результате аварии получила перелом ключицы, сотрясение головного мозга и множественные ушибы. Единственная выплата (75 тыс. руб.), полученная Гращенковой после происшествия, была выплачена ей по ОСАГО.

В качестве компенсации за полученные травмы женщина через суд потребовала от «Яндекс.Такси» более 65 млн руб. В настоящий момент рассмотрением соответствующего иска занимается столичный Тушинский суд. Представители «Яндекс.Такси», комментируя требования пострадавшей, заявляют, что не должны нести ответственность за аварию. Такую позицию они объясняют тем, что компания не занимается перевозками, а только предоставляет информационно-технологические услуги.

Еще одна авария с участием водителя «Яндекс.Такси» произошла 22 ноября в Воронеже. Такси на узкой дороге с односторонним движением дважды врезалось в припаркованный на обочине автомобиль. Сотрудники местного ГИБДД, как рассказал телеканалу «Вести Воронеж» владелец поврежденной машины, не отказали в оформлении ДТП, однако решить вопрос с выплатой компенсации и штрафа они посоветовали «мирным путем с водителем такси». О комментариях «Яндекс.Такси» относительно произошедшего не сообщалось.

До этого, в сентябре 2017 года, страховать пассажиров в тестовом режиме начал другой сервис по вызову машин — Uber. Пилотный проект, по информации представителей компании, стартовал в Казани. Во время поездки пассажиры будут застрахованы на сумму до 500 тыс. руб., эти услуги будет оказывать российское отделение компании Chubb. При этом стоимость поездок, как обещали в Uber, не изменится, так как сумму страховой премии покроет компания.

Согласно нынешнему законодательству, в случаях, если автомобиль был оформлен, как такси, ДТП можно рассматривать как ненадлежащее оказание услуг по закону о защите прав потребителей. Кроме того, с 2013 года в России действует закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Согласно ему, при аварии пассажир может получить компенсацию у страховой компании, если транспортная фирма выполнила требование закона и заключила с ней договор. В противном случае выплаты производит сам перевозчик.

Максимальный размер компенсации в рамках системы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами составляет 2 млн руб. (в эту сумму в законодательстве оценивается жизнь пассажира). Минимальная компенсация, согласно ей, например при ушибах, равна 2 тыс. руб.

Читайте также  Свидетельство о праве собственности на новостройку

«Uber, «Яндекс.Такси» и другие мобильные сервисы такси являются посредниками между пассажирами и водителями», — пояснил РБК партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Вячеслав Ушкалов. «Есть федеральный закон № 67 (об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке), но в нем про такие сервисы ничего не сказано, потому что закон — от 2012 года, когда таких сервисов еще не было. В этом заключается пробел», — добавил он, отметив, что «кроме того, в п. 4 ст. 1 этого закона указано, что он не применяется к перевозкам легковыми такси».

«Для получения компенсации после ДТП необходимо выяснить, кто являлся реальным владельцем машины — таксопарк или физическое лицо и предъявлять иск непосредственно владельцу», — уточнил собеседник РБК, подчеркнув, что «не имеет значения, таксист действует как частное лицо и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя». «Потому что он владелец источника повышенной опасности, он будет отвечать в любой ситуации», — заключил Ушкалов.

Включить перевозки легковыми такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами осенью предложил депутат от ЛДПР Сергей Жигарев. 11 октября он внес соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента.

«На сегодняшний день «Яндекс.Такси» и другие сервисы занимают позицию, что они выступают в отношениях с пассажирами исключительно в качестве информационных посредников», — сказал РБК управляющий партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и Партнеры» Рустам Курмаев. «Иными словами, услуги по перевозке оказывает конкретный таксопарк, выполняющий данный заказ, а не условный «Яндекс» или Uber», — уточнил он, заметив, что в итоге «это приводит к тому, что, в случае ДТП по вине водителя, пассажир может предъявить требования либо таксопарку, который несет ответственность за вред, причиненный его работниками, либо, если таксист является «частником», непосредственно ему».

«Очевидно, что большинство пассажиров не ожидают такого развития событий и «Яндекс» несет существенные репутационные потери в связи с этим», — добавил Курмаев, отметив, что «страхование здесь — это цивилизованный способ найти баланс между интересами всех трех сторон».

По закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 тыс. руб.

Страхование служебных автомобилей

Компания «Зетта Страхование» предлагает страховую защиту коммерческого автотранспорта. Страхование служебных автомобилей юридическими лицами позволит обеспечить работоспособность всего автопарка. Любому транспортному средству, вышедшему из строя, будет в короткие сроки возвращена работоспособность, что позволит минимизировать простой и все связанные с ним расходы.

Мы также оказываем услуги по обязательному страхованию пассажиров (за исключением метро и легкового такси). Согласно федеральному закону, без такого полиса нельзя получить лицензию на перевозку людей.

Многообразие программ и тарифов, а также многолетний опыт работы в этой сфере деятельности позволят подобрать оптимальный вариант страховой защиты для любого бизнеса и с любым количеством транспортных средств.

Виды автострахования юридических лиц

КАСКО . Защита автотранспорта от угона, повреждения в результате ДТП, стихийного бедствия или в результате преступных действий третьих лиц. По желанию клиента действие программы также может распространяться на дополнительное оборудование.

ОСАГО. Страхование автобусов и другого коммерческого транспорта позволяет компенсировать гражданскую ответственность перед третьими лицами. Этот вид компенсации имеет ряд ограничений – как по сумме выплат, так и по страховым случаям, однако эксплуатация транспортного средства без данного вида полиса запрещена законодательством РФ. Также стоит отметить, что страхование по ОСАГО такси, как и других служебных автомобилей, не подразумевает компенсацию страхователю и его пассажирам, если он сам стал виновником ДТП. Для таких случаев существуют другие программы.

Страхование жизни пассажиров в маршрутных такси и других транспортных средствах, предназначенных для перевозки людей, также является обязательным. Ко всему прочему оно позволит компенсировать значительные финансовые потери компании и, в большей или меньшей степени, сохранить репутацию перевозчика.

Преимущества обращения в «Зетта Страхование»

  • Быстрое урегулирование претензий. Не нужно стоять в очередях и тратить свое время на заполнение множества документов.
  • Действие полиса в большинстве стран Евросоюза и СНГ (программа ЕвроКАСКО).
  • Страхование автомобилей такси, маршрутных такси, автобусов и других ТС позволит осуществлять ремонт на станциях авторизованного дилера, если машина находится на гарантии.
  • Оперативный выезд сотрудника компании (страхового комиссара) на место ДТП.
  • Круглосуточная бесплатная служба поддержки.

Страхование жизни пассажиров автобусов и другого коммерческого транспорта

Согласно законодательству, как только пассажир зашел в коммерческое транспортное средство, за сохранность его жизни начинает отвечать перевозчик. Страхование пассажиров такси и других ТС, предназначенных для перевозки людей, позволяет переложить эту ответственность на страховщика. Также защита может распространяться и на имущество клиентов транспортных компаний.

Страхование ответственности легковых такси обязательным не является. Однако эта добровольная опция позволит повысить авторитет компании и избавить ее от значительных репутационных и финансовых потерь.

Страхование пассажиромест в автобусах, напротив, обязаны осуществлять все профильные организации. В противном случае они не получат лицензию на право перевозки людей.

Сколько стоит страхование авто юридических лиц?

Рассчитать стоимость страховки вы можете с помощью калькулятора полиса ОСАГО на нашем сайте. Чтобы узнать подробную информацию о страховании пассажиров автобусов, о том, сколько стоит эта услуга и на каких условиях предоставляется, нужно связаться с нами по телефонам, представленным на этом сайте.

Страхование пассажиров такси: когда введут, стоимость компенсаций, влияние на цену проезда

Минфин поддержал идею обязательного страхования пассажиров такси. Эксперты отмечают, что такси сегодня остается единственным видом пассажирского транспорта, который не подпадает под действие закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков (ОСГОП).

Обязательное страхование пассажиров такси

В конце марта в Госдуму уже был внесен законопроект об обязательном страховании ответственности операторов легковых такси, но тогда он не получил необходимой поддержки. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, предыдущая версия документа предполагала избыточную нагрузку на операторов, которая могла бы привести в выдавливанию легальных операторов, поэтому было принято решение переработать законопроект.

Сегодня компании перевозчики не обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами, но у каждого водителя должен быть полис ОСАГО, который и подразумевает, в том числе защиту третьих лиц.

«Главная проблема здесь в том, что пострадавшие в ДТП клиенты такси могут получить выплаты только в рамках обыкновенного ОСАГО, где страховая сумма на порядок меньше. Например, максимальные выплаты за вред жизни и здоровью там составляют 500 тысяч рублей, в то время как по ОСГОП можно получить 2 млн рублей. Еще под ОСГОП не попадает метро, но оно само обязано в том же размере, что и страховщики, оплачивать возмещение своим пассажирам.

Здесь возникает еще одна глобальная проблема для нашей страны – зачастую установить таксистов очень сложно, на рынке работает много физических лиц и нелицензированных компаний, и по ОСАГО многие из них страхуются не как такси, а просто как легковые автомобили. Страхование по ОСГОП будет способствовать легализации и прозрачности рынка пассажирских перевозок», — считает заместитель директора независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко.

Читайте также  Декретный отпуск в россии 2019

Кто будет платить за страховку

Как предполагает эксперт, подобная инициатива, скорее всего, продиктована тем, что скоро в России стартует чемпионат мира по футболу. Соответственно к нам приедет множество иностранных гостей, которых будут перевозить таксисты, поэтому этот вопрос неплохо было бы решить. Но к мундиалю законопроект могут и не успеть утвердить.

Более того, скорее всего закон вступит в силу только спустя год после официального опубликования, после чего в течение 60 дней таксисты должны будут застраховать ответственность. И тут уже всерьез встанет вопрос — кто будет платить за страховку. Перевозчики по собственной воле не согласятся взять на себя издержки за дополнительную страховку, поэтому пассажирам, скорее всего, придется оплатить их из собственного кармана.

«Вряд ли введение ОСГОП для такси сильно отразится на стоимости проезда. Если мы рассматриваем одну поездку, то речь идет о нескольких рублях. Конечно, когда все поездки суммируются, то сумма может быть достаточно существенная, поэтому бизнесу будет жалко расставаться с этими деньгами. Но для пассажира несколько рублей за страхование своего здоровья – не определяющая вещь при выборе такси», — уверен Евгений Яненко.

Безумцы на колесах: почему таксисты ездят без ОСАГО

Таксисты, которые ездят без полисов ОСАГО, стали настоящей головной болью для жителей больших городов. А новости о ДТП с участием такси поступают что ни день из всех регионов страны. 6 ноября три человека пострадали при аварии в Петрозаводске, 10 ноября серьезное ДТП с таксомотором случилось во Владивостоке, а днем ранее не поделили дорогу сразу три водителя такси в Краснодаре. В проблеме разбирались «Известия».

Значительная аварийность присуща этой сфере транспорта изначально. Именно по причине высоких рисков цена годового полиса ОСАГО для автомобиля такси может достигать 6070 тыс. рублей. Некоторые лизинговые компании и таксопарки с плохой историей сталкиваются со сложностями при оформлении полисов, а то и вовсе получают отказы от страховщиков, поскольку их автомобили постоянно попадают в ДТП.

Высокая аварийность и огромные пробеги

Ситуацию с аварийностью в таксомоторном бизнесе обрисовал «Известиям» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.

«Общая статистика такая, что примерно 40% автомобилей в таксопарках и лизинговых компаниях попадают в аварии. Чтобы хоть как-то получить доступ к страховке, лизингодатели оформляют полисы ОСАГО с франшизой 3050 тыс. рублей, то есть мелкие повреждения такие полисы не покрывают. Но дела идут печальнее год от года: ДТП с участием такси все больше, больше гибнет и самих водителей за рулем. Поэтому, чтобы хоть как-то покрыть расходы, страховщики повышают цены на открытые полисы для таксистов», — рассказал Амосов.

Он подчеркнул, что речь тут идет только об ОСАГО на неограниченное количество водителей. Если на автомобиле работает всего несколько конкретных водителей с чистой историей, страховка стоит в разы дешевлеоколо 1112 тыс. рублей за обычный седан для такси.

«Если же таксопарк или лизинговая компания пытается оформить полис на открытое количество водителей, цена ОСАГО взлетает до 6070 тыс. рублей. Дело — в рисках. В одном из таксопарков в Москве, с которым я сотрудничаю, из 200 автомобилей 30 разбили за два месяца. Это те, которые уже встали на прикол, мелкие ДТП никто не считает» — рассказал Амосов.

Эксперт поделился своим видением основных причин высокой аварийности:

— Чтобы заработать, приходится находиться на линии по 14 часов. И усталость все-таки накапливается. Через год такими темпами на новом автомобиле пробег уже 140–150 тыс. км, нужно тратиться на ремонт, платить кредиты. Переработки, низкая квалификация, качество автомобилей. Но главный вклад — это водители-иностранцы. Чтобы работать в России, иностранцы должны получить патент в налоговом органе. Если его нет, их нанимателей штрафуют на 300 тыс. рублей, а нарушителей высылают из страны. А в такси, когда такой человек просто берет машину в аренду, он не заключает трудовой договор. И получается, что приходят жители Киргизии с местными правами или приезжие из Таджикистана, берут машины в прокат и бьют их одну за другой. Если что, взять с них нечего.

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки»

В итоге отвечать перед владельцами поврежденных автомобилей приходится автопаркам. Но и у них далеко не всегда есть возможность закрыть обязательства.

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки, начинают предъявлять претензии страховые компании, приходят проверки от Минтранса. И оказывается, что это просто частник взял в аренду 20 автомобилей и пересдал их иностранцам, что все имущество у него уже перезаложено, он весь в долгах, и брать с него нечего», — привел Амосов пример ситуации, которая грозит участнику ДТП с автомобилем без страховки.

ОСАГО продают только надежным водителям

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов пояснил, что идентифицировавшие себя водители такси имеют возможность приобрести ОСАГО без проблем.

«Например, я открываю ИП «Шкуматов» и работаю в такси. У меня есть история вождения, в ней нет никаких серьезных ДТП. В таком случае мне ОСАГО продадут. Но если это таксопарк, который сдает автомобили в аренду, то им ОСАГО никто не оформит. И я это прекрасно понимаю. Такси попадает в ДТП по вине водителя примерно в 15 раз чаще, чем обычный автомобиль. И на больший пробег тут списать аварийность не получается», — рассказал Шкуматов. Ранее он продолжительное время сам работал таксистом.

По оценке Шкуматова, рынок такси разделился на два полюса: легальные таксисты с чистой историей, которые не вызывают подозрений у страховых компаний, и другие. в основном приезжие, попадающие в огромное количество аварий.

«И вот последних как раз страховать уже никто не хочет. Это жутко убыточнопокрывать риски этих аварийных болидов на колесах. Даже 70 тыс. рублей их не покрывают. Поэтому такие таксисты просто ездят без ОСАГО, а пострадавшим водителям они говорят, что не местные и покрыть ущерб за поврежденный автомобиль у них нет никакой возможности. Поэтому инспектора ГИБДД, сотрудники МАДИ должны постоянно проверять эти автомобили, отправлять машины без ОСАГО на штрафстоянки до устранения причин задержания», — считает Шкуматов.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что для ответственных водителей сложившая ситуация на рынке такси «вызывает фундаментальные проблемы».

«Получается, что система ОСАГО не работает в полную силу: одни полисы не покупают, другим их не продают, а обычным водителям страховые компании предлагают докупать опции с защитой от водителей без ОСАГО, то есть страховать и свою, и чужую ответственность», — возмущается Шапарин.

По его словам, ситуация, когда страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО каким-либо участникам дорожного движения, будь то такси или личный транспорт, является абсолютно неправовой. В таких случаях санкции к нарушителю должен применить регулятор в лице Центрального банка.

Читайте также  Стоит ли страховаться на железной дороге

«Но и это не снимает в полной мере остроту ситуации со страхованием в сфере такси. К сожалению, на ОСАГО надеяться не стоит: слишком низкая сумма покрытия. Кроме того, до сих пор на такси не распространяется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), которое доказывает свою эффективность в других видах транспорта», — подытожил эксперт.

Что делать, если у таксиста не оказалось ОСАГО

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует: если у виновника нет полиса ОСАГО, нужно немедленно сообщить о случившемся в ГИБДД. Дежурный поможет с логистикой дальнейших действий.

«Сотрудники ГИБДД, изучив документы виновника, установят личность водителя, а также собственника автомобиля. Если водитель исполнял некие трудовые либо гражданско-правовые обязанности по поручению собственника, то ответственность по возмещению вреда ляжет на собственника (ст.1068 и 1079 ГК РФ). Если же будет установлено, что автомобиль передан собственником в законное владение виновного водителя (например, на основании договора аренды ТС без экипажа), то взыскивать придется непосредственно с водителя автомобиля», — говорит юрист.

До предъявления претензий автомобилисту потребуется оценка стоимости восстановительного ремонта. При этом рекомендуется предложить собственнику добровольно погасить расходы.

«Если это не помогло, то обращаемся в суд с просьбой принять обеспечительные меры в виде ареста на имущество ответчика соразмерно причиненному ущербу», — уточнил эксперт.

После вступления судебного решения в законную силу истец получает исполнительный лист, который можно направить приставам для принудительного взыскания.