Перечень заболеваний для получения квартиры вне очереди

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Читайте также  Огнестрельное оружие без документов статья

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Внеочередное получение жилья

Моя дочь больна тяжелой формой хронического заболевания,при котором совместное проживание в комунальной квартире невозможно.Не давно нас поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий,так как мы живем в комунальной квартире.Но интересно получается -нас поставили в очередь для внеочередного получение жилья и ни кто не может мне ответить когда же нам выделят это так называемое внеочередное жилье.Подскажите пожалуйста,что же мне делать,ведь в законе нет понятия -очередь для внеочередников.Как я понимаю очереди не должно быть.

В жилищной сфере наличие у граждан некоторых видов хронических заболеваний может давать дополнительные права или накладывать ограничения на уже существующие. Так, согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимаются во внимание как размер занимаемого жилого помещения, так и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинникова).
Необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) в квартире проживает несколько семей;
2) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
3) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
4) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Специальный Перечень заболеваний, которым следует руководствоваться при применении названного основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378

К ним относятся следующие заболевания:
1) активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
2) злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
3) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
4) эпилепсия с частыми припадками;
5) гангрена конечностей;
6) гангрена и некроз легкого;
7) абсцесс легкого;
8) пиодермия гангренозная;
9) множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
10) кишечный свищ;
11) уретральный свищ.
Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. В случае улучшения жилищных условий граждан, состоящих на учете, путем увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи — больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, они снимаются с учета. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать то обстоятельство, что страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний они предоставляются вне очереди (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года — т.е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из данного Перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма следует также учитывать и то, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм указанных хронических заболеваний (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
В настоящий момент действуют два федеральных правовых акта, различающиеся списком указанных в них заболеваний и предоставляющие гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. При этом порядок одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не определен.
Наличие у гражданина заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, накладывает ограничения при обмене жилыми помещениями и поднайме. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 73 Жилищного кодекса РФ обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, предусмотренных в упомянутом Перечне. А согласно ч. 4 ст. 76 Жилищного кодекса РФ сдача жилого помещения в поднаем исключается при вселении лиц, страдающих одной из форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (причем данное требование распространяется как на квартиру, так и на комнату в коммунальной квартире).
Что касается того, сколько ждать в очереди, это зависит от наличия в муниципалитете жилья, предназначенного для социального найма. Рекомендую послать в администрацию запрос о том сколько человек имеют в данный момент право на внеочередное получение жилья и какой номер в этой очереди имеете вы. Сколько жилья в текущем году администрация планирует предоставить для внеочередников. Когда есть письменный запрос, чиновники обязаны ответить письменно и нести потом ответственность за написанное.

Читайте также  Частные организации и лица занимающиеся оформлением инвалидности

Задать свой вопрос и получить бесплатную юридическую помощь можно заполнив форму

Краснояружский район

Приказом Минздрава России от 05.09.2019 года № 728н дополнен перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. К таким заболеваниям с 18.10.2019 отнесены детский аутизм и атипичный аутизм. Однако, это не означает, что семьи, где есть люди с аутизмом, смогут на таком основании получить квартиру. Семьи, где есть люди с аутизмом, по-прежнему могут претендовать на бесплатное жилье лишь на общих основаниях. Те, кто захочет воспользоваться такими возможностями, могут обратиться для этого в муниципальные органы власти, занимающиеся обеспечением жильем. Следует учитывать, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в порядке очередности, исходя из времени принятия нуждающихся на учет. Список дающих право на дополнительное жилье заболеваний был утвержден приказом Минздрава РФ №991н от 30 ноября 2012 года и включает ряд тяжелых диагнозов. Инвалиды с этими заболеваниями при получении социального жилья могут рассчитывать на площадь, до двух раз превышающую норму. В приказе Минздрава упоминаются хронические расстройства психики, с тяжелыми стойкими или часто повторяющимися болезненными проявлениями. Важно понимать: эти диагнозы не дают теперь права на получение отдельного жилья, или на включение в единую очередь на муниципальное жилье. По новому порядку при получении жилья в порядке этой очереди, общей теперь для всех категорий, семьям, где есть люди с аутизмом, должны будут предоставляться дополнительные метры. Это та самая очередь, где люди стоят по 20 лет. Право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями у семьи возникает в двух случаях – при признании жилых помещений инвалидов непригодными для проживания либо при наличии у инвалида тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н. Соответственно право на обеспечение дополнительной жилой площадью является производным и возникает только после наступления права на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

О районе

  • Район сегодня
  • Поселения
  • Отдых и туризм
  • Гордость района
  • Историческая справка
  • Символика
  • Фотовитрина

Органы власти

  • Администрация
  • Управление финансов и бюджетной политики
  • Совет безопасности
  • Муниципальный совет
  • Контрольно-счетная комиссия
  • Избирательная комиссия
  • Территориальные органы федеральных органов власти
  • Общественные объединения
  • Противодействие коррупции
  • Белгородстат

Деятельность

  • Наградная деятельность
  • Муниципальный контроль
  • Бюджет
  • Антимонопольный комплаенс
  • Закупки
  • Государственные и муниципальные услуги
  • Социально-экономическое развитие
  • Развитие конкуренции
  • Социальная сфера
  • ЖКХ и благоустройство
  • Транспортное обслуживание
  • Мобилизационная подготовка
  • Обеспечение безопасности населения
  • Градостроительство и архитектура
  • Публичные слушания
  • Проектная деятельность
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Оценка регулирующего воздействия и экспертиза
  • Проект «Шаг навстречу»
  • Доступная среда для инвалидов
  • Списки на жильё
  • Эффективность деятельности

Документы

  • Все документы
  • Стратегическое планирование
  • Нормативно-правовая база
  • Постановления администрации
  • Распоряжения администрации
  • Решения Муниципального совета
  • Регламенты
  • НОВОСТИ
  • Проекты документов
  • Порядок обжалования НПА
  • Устав района

Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области

РОБОИ

Региональная общественная
благотворительная организация инвалидов

  • Об организации
  • Контакты
  • Ссылки

РОБОИ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Региональная общественная благотворительная организация инвалидов «Содействие защите прав инвалидов с последствиями детского церебрального паралича» сообщает, что начала процедуру добровольной ликвидации организации в связи с отсутствием средств на аренду помещения для продолжения деятельности.
Информация опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № 48 (506) от 09.12.2015
Инвалиды с последствиями ДЦП и родители детей-инвалидов могут обращаться за консультацией по электронной почте: cerebral@mail.ru

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2005, № 1, ст. 25; 2008, № 30, ст. 3616; 2012, № 30, ст. 4175) и подпунктом 5.2.108 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:
1. Утвердить перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5488).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.
Регистрационный № 26442
Приложение
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

Наименование заболеваний

Код заболеваний по МКБ-10*

Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями

F01; F03-F09; F20-F29: F30-F33

Трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта), пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания

Z93.0; Z93.2-Z93.6; К63.2; N28.8; N32.1-N32.2; N36.0; N39.4; N82; Q35-Q37; Q67.0-Q67.4

Множественные поражения кожи с обильным отделяемым

Псориаз артропатический. требующий применения инвалидных кресел-колясок

ВИЧ-инфекция у детей

Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок

М05-М06; М16-М17; М30-М35; М45; Q72.0; Z89.7-Z89.9: Z99.3

Органические заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями функции тазовых органов

G35; G60.0; G71.2; G80; Т90.2-Т90.9; Т91.1; Т91.3; Z99.3; Z99.8

Состояния после трансплантации внутренних органов и костного мозга

Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II — III степени

_____________________________
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

Обзор документа

Инвалиды могут получить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на 1 человека (но не более чем в 2 раза). Условие — они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. Утвержден новый перечень последних.
В частности, это туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в т. ч. наследственный генез, со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степеней.
Приказ действует с даты, когда утратит силу прежний перечень.

Зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2013 г. N 27154

Читайте также  Как получить право собственности на приватизированую квартиру

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 ноября 2012 г. N 987н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ
НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616) и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
1. Утвердить перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст. 2736).

ПЕРЕЧЕНЬ
ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ
НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

В ноябре прошлого года Минздрав России утвердил Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (Приказ Минздрава России от 30.11.2012 № 991н). и Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н). …..
Сравним новые и действующие Перечни.

Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан рассмотрен вопрос обеспечения жилищных прав инвалидов (внеочередников), страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний

В Республике Башкортостан остро стоит вопрос обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (Госстрой РБ).

По общим сведениям из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет, социальную поддержку получили:

в 2017 году из 1508 человек – 46 (3%)

в 2018 году из 1626 человек – 77 (4,7 %)

в 2019 году из 1615 человек – 14 (0,8 %) при выделенном финансировании на 230 человек.

В республике в рамках учета нуждающихся в жилых помещениях инвалиды разделены на 2 списка:

вставшие на учет до 1 января 2005 года – Список 1;

вставшие на учет после 1 января 2005 года – Список 2.

Условия льготы

Список 1:

— средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья по РБ, утверждается Минстроем России;

— средства (субвенция) федерального бюджета.

Список 2:

33 кв.м;

— средняя рыночная стоимость 1 кв.м в разрезе районов и городов утверждается Госстроем РБ;

— средства (субвенции) республиканского бюджета.

по списку 1 на учете состоят (в том числе обладающие правом на внеочередное получение жилых помещений — страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания):

01.01.2017 – 771 инвалид и 63 семьи с детьми-инвалидами (в т.ч. 57 и 3 соответственно);

01.01.2018 – 690 инвалид и 47 семей с детьми-инвалидами (в т.ч. 41 и 3 соответственно);

01.01.2019 – 655 инвалид и 31 семья с детьми-инвалидами (в т.ч. 29 и 2 соответственно).

Проверкой зафиксированы самые длительные нахождения на учете:

— инвалид общего заболевания стоит на учете с января 1985 года;

— гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеющий право на внеочередное получение жилья с 1987 года.

Гражданам из Списка 1, предусмотрена возможность получения господдержки в виде единовременной денежной выплаты – «Сертификата». Однако, по состоянию на 01.01.2019 г. из 686 граждан – 250 (36,4 %) выбрали форму поддержки «жилое помещение» ввиду невозможности вложения дополнительных средств в долевое строительство. Остальные граждане (63,6 %) выбрали г осподдержку в виде получения «сертификата».

По списку 2 на учете состоят (в том числе граждане с внеочередным правом получения жилья):

01.01.2017 – 619 инвалид и 55 семьи с детьми-инвалидами (в т.ч. 615 и 26 соответственно);

01.01.2018 – 796 инвалид и 93 семей с детьми-инвалидами (в т.ч. 788 и 40 соответственно);

01.01.2019 – 822 инвалид и 107 семья с детьми-инвалидами (в т.ч. 812 и 54 соответственно).

Законное право реализовано (в т.ч. вне очереди — по судебному решению):

31.12.2017 г . – 46 граждан: 26 чел. из Списка 1 и 20 чел. из Списка 2;

31.12.2018 г . – 77 граждан: 11 чел. из Списка 1 и 66 чел. из Списка 2;

31.08.2019 г . – 14 граждан: 6 чел. из Списка 1 и 8 чел. из Списка 2.

Наблюдается «динамика» в предоставлении жилья с принятием судебных решений. Анализ практики судебного оспаривания показал, что только по ГО г.Уфа по состоянию на 1 января 2018 года имелось 103 вступивших в законную силу судебных решения о предоставлении жилья гражданам (инвалидам), вставшим на учет после на 1 января 2005 и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, то есть 35,6% от количества, вставших в г.Уфа на учет граждан.

На 1 января 2019 года таких судебных решений уже 112 (45%), на 20 августа – 109 судебных решений о предоставлении жилья данной категории граждан.

Согласно нормам действующего законодательства исполнение судебных решений производится в первоочередном порядке без учета очередности инвалидов по дате постановки на учет. Таким образом, права инвалидов на своевременное обеспечение жильем, вставших на учет в более ранние сроки, и не обратившихся в суд, не реализуются .

Например, в г. Уфа в 2017-2018 годах все 22 переданные инвалидам квартиры предоставлены во исполнение судебных решений.

Основными причинами увеличения количества обращений граждан в суды различных инстанций, по данным анализа, явились несовершенство положений действующего законодательства, нерешение вопросов обеспечения нуждающихся жилыми помещениями, несоблюдение хронологической очередности при предоставлении жилья.

В ходе проверки установлены факты незаконного снятия в г. Уфа с учета 34 инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов , нуждающихся в жилых помещениях из-за изменения с 1 января 2018 года перечня заболеваний , дающих право на получение отдельного жилья и дополнительной площади.

К настоящему времени 8 граждан восстановлены на учете по судебным решениям. Контрольно-счетной палатой внесены рекомендации по проведению ревизии снятых с учета граждан на территории всей республики.

Проверкой установлено, что Госстроем РБ не обеспечивается своевременное оперативное доведение средств до муниципалитетов республики. Так, соглашение о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан муниципалитетам на протяжении последних трех лет заключается в конце 1 полугодия текущего года ( в 2017 году – с 31 мая по 18 июля; в 2018 году – с 25 апреля по 18 июня 2018 года; в 2019 году – с 24 мая по 2 июля 2019 года), в результате чего сроки реализации сокращаются вдвое.

К тому же, отмечено ежегодное затягивание Госстроем процедуры закупок жилых помещений. Порядка 90 % аукционов признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок (в 2017 году из 79 аукционов 71 – не состоялся (89,9%), в 2018 году из 18 не состоялось 16 (88,9%). В результате поздние сроки проведения аукционов исключают возможность перераспределения средств в пользу льготников, избравших форму поддержки «сертификат». Таким образом, не обеспечивается в полном объеме освоение федеральных средств.

В результате в федеральный бюджет возвращено более 55 % неиспользованных субвенций от общего объема выделенных средств. При этом фактически социальная поддержка оказана всего 37 гражданам . В случае своевременного принятия оперативных мер по перераспределению средств, социальную поддержку могли получить дополнительно 58 инвалидов.

Важно отметить, что специально созданный в республике для решения вопросов строительства социального жилья Фонд развития жилищного строительства соисполнителем государственной программы не определен . При этом именно Фонду в целях снижения стоимости одного квадратного метра жилья республикой безвозмездно предоставлены земельные участки общей площадью 49 тысяч 408 га.

Согласно представленной в ходе проверки информации за три года Фонд обеспечил строительство жилых помещений для 2 642 граждан , из их числа лишь 7% граждан являются инвалидами или семьями, членами которых являются дети-инвалиды.

Итогами проведенного анализа определено, что норма Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), не реализуется.