Португалия форма правления и государственное устройство

Полезная информация

О Португалии

Официальное название – Португальская Республика.

Географически расположена вдоль побережья Атлантического океана на Пиренейском полуострове, а также на архипелагах Азорские острова и Мадейра в Атлантическом океане. Самая западная точка Европы – мыс Кабо-де-Рока – находится на расстоянии около 50 км к северу от Лиссабона.

Территория – 92,1 тыс.кв.км. Ширина территориальных вод – 12 миль, экономической зоны – 200 миль. Единственное государство континентальной Европы, имеющее сухопутную границу лишь с одной страной – Испанией.

Население – по данным Национального института статистики, составляет 10,3 млн. чел., 95% – португальцы, 5% – представители иностранных диаспор, из которых украинская входит в первую «пятерку» по численности. Португальская диаспора за рубежом насчитывает около 10 млн. чел. Уровень урбанизации – 66,3% (в стране 159 городов). Средняя продолжительность жизни – 81 год. Средний возраст – 45 лет.

Столица – Лиссабон (с пригородами – 2,8 млн. чел., что составляет около 27% общего населения страны). На втором месте по численности населения – промышленный центр и морской порт Порту (в агломерации 1,2 млн. чел.). Среди региональных городов самыми густонаселенными являются Брага (109 тыс. чел.), Коимбра (101 тыс. чел.) и Фуншал (100 тыс. чел.). В курортной провинции Алгарве крупнейший город – Фару (42 тыс. чел).

Государственное устройство. Парламентская республика со взаимным ограничением полномочий президента, правительства и парламента. Действует конституция 1976 г. с изменениями 1982, 1989, 1992, 1997 и 2004 гг.

Административно-территориальное устройство. Унитарное государство с автономными регионами – архипелагами Азорские о-ва и Мадейра, которые, в соответствии с конституционными положениями, пользуются существенной политико-административной и хозяйственной самостоятельностью, в том числе в налоговых вопросах. Континентальная часть страны после административной реформы 2003 – 2008 гг., делится на районы метрополий (Лиссабон, состоящий из т.н. Большого Лиссабона и п-ова Сетубал, и Порту, включающий в себя Большой Порту, а также район от р.Доуру до р.Вога) и до конца не сформированные межмуниципальные сообщества. Созданные конгломерации призваны координировать субрегиональное управление территорией страны, поделенной на 308 муниципалитетов («конселью»), в свою очередь включающих в себя 4260 приходов («фрегезий»).

Церковь отделена от государства. Около 94% верующих – католики, четверть из них – практикующие. Порядка 4% – приверженцы иных религий, в т.ч., по данным самих конфессий, около 250 тыс. евангелистов, 150 тыс. православных (практикующих православных РПЦ – около 300 чел.), 45 тыс. мусульман, 20 тыс. буддистов, 15 тыс. индуистов. 2% населения считают себя атеистами.Религиозная символика в школах не разрешена.

Государственным языком является португальский, немногочисленная народность провинции Траз-уж-Монтеш говорит на мирандском языке. Для продвижения португальского языка и культуры за рубежом функционирует входящий в структуру МИДа Институт Камоэнса.

Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, разделенное вертикально (слева направо) на зеленую (2/5 длины) и красную (3/5 длины) части. В центре на линии пересечения полос изображен государственный герб – золотая армиллярная сфера (навигационный прибор, использовавшийся португальцами в эпоху великих географических открытий), на которой помещен геральдический щит. Герб и флаг официально приняты 30 июня 1911 года.

Государственный гимн «Португеза» (слова Э. Лопеша де Мендонсы, музыка А.Кейля) написан в 1890 г. и утвержден 19 июня 1911 г. В 1957 г. внесены незначительные изменения.

Национальный праздник — День Португалии, Камоэнса и португальских сообществ – отмечается 10 июня в день смерти выдающегося португальского поэта Л.Камоэнса (1580 г.). Государственными праздниками являются 25 апреля – День свободы (годовщина свержения режима Салазара – Каэтану в 1974 г.), 5 октября – День провозглашения Республики (1910 г.).

Денежная единица с 1 января 2002 г. – евро.

Историческая справка. Одно из старейших государств Европы. Племена лузитан, от которых ведет отсчет португальская нация, более полутора веков оказывали ожесточенное сопротивление римским завоевателям, пока в последней трети 1 в. до н. э. не была образована провинция Лузитания, вошедшая в состав Римской империи. После падения Рима на португальской территории в разные периоды хозяйничали германские племена – аланы и вестготы. В 713-718 гг. территория, за исключением северных районов, была завоевана арабами, но уже спустя несколько десятилетий возникло движение Реконкисты, активное участие в котором приняли португальские графы, в те времена вассалы королей Леона. В 1095 г. король Леона и Кастилии Альфонс VI основал графство Портус-Кале. В 1139 г. троюродный брат короля Альфонса VII Альфонс Энрикеш стал первым королем Португалии и провозгласил независимость. В 1254 г. в г. Лейрии собрались первые кортесы, издавшие свод законов, которые защищали население от притеснений знати. Развитие идеи государственности и прогрессивного для того времени права продолжилось в эпоху правления короля Диниша, который в 1308 г. основал португальский флот и покровительствовал гонимому ордену Тамплиеров. На XV – XVI вв. пришлась эпоха становления абсолютизма и великих географических открытий. В XV-XVI веках снискали всемирную славу бесстрашных мореплавателей Вашку да Гама – первым из европейцев достигший в 1498 году берегов Индии, и Педру Кабрал – первооткрыватель Бразилии в 1500 году. Наивысшего расцвета португальская колониальная империя достигла в первой половине XVI в., но в том же столетии начался и ее экономический упадок. С 1581 г. страна находилась под испанским господством, возвратив себе независимость только 1 декабря 1640 г., когда на трон вступил король Жуан IV. В 1755 г. Португалия утратила большую часть богатства и могущества в результате катастрофического землетрясения, разрушившего Лиссабон и ряд других городов страны. Восстановление страны происходило под руководством ставшего впоследствии национальным героем премьер-министра Маркиза де Помбал.

В 1807 г. в страну вторглись французские войска, а королевская семья под охраной английского флота была вынуждена бежать в Бразилию, где находилась вплоть до 1821 г. В 1820 г. Португалию охватили революционные волнения, приведшие к формированию новых кортесов и ограничению королевской власти.

Революция 1910 г. провозгласила в стране республику, а королевская семья вновь эмигрировала в Бразилию («наследник престола» сейчас проживает в Португалии). Начался хаотичный республиканский период с попыткой в 1919 г. восстановить монархию.

Португалия принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты с 1916 года. После череды социально-экономических потрясений в 1926 г. на пост министра финансов с широкими полномочиями был назначен А. де Оливейра Салазар, впоследствии установивший праворадикальный авторитарный режим, который с 1932 г. он возглавил в качестве премьер-министра. Конец этой эпохе положен бескровной «революцией гвоздик» 25 апреля 1974 г., которую инициировали офицеры, недовольные колониальной политикой прежних властей. Год спустя Португалия предоставила независимость своим африканским колониям.

1 января 1986 г. Португалия вступила в Евросоюз.

Культура Португалии испытала на себе существенное влияние римлян, германских племен, арабов, мавров и испанцев. Португальская архитектура является результатом смешения арабской архитектуры, наиболее известных культурных течений (готика, барокко, неоклассицизм) и архитектуры времен короля Мануэла I – «мануэлино». Национальное декоративно-прикладное искусство основано на технике «азулежу», которая представляет собой искусство росписи изразцовой плитки. В музыкальной традиции особое место занимает «фаду» (мировое культурное наследие ЮНЕСКО с 2011 года) – разновидность романса, основанная на присущем португальцам феномене «саудаде» (грусть, ностальгия). Формирование литературной идентичности Португалии связано с творчеством великого поэта Луиша де Камоэнса и, в первую очередь, его эпической поэмой «Лузиадаш», посвященной отваге португальцев в период великих географических открытий. Среди выдающихся португальских писателей и поэтов более поздних периодов – А.Гаррет, А.Эркулано, Г.Жункейро, К.Каштело Бранко, Ж.Диниш, Ж.Эса де Кейрош, Ф.Пессоа и лауреат Нобелевской премии Ж.Сарамагу. Патриарх португальского киноцеха – всемирно известный режиссер М. де Оливейра.

Система образования в Португалии складывается из трех связанных друг с другом компонентов: дошкольного, школьного и высшего образования. Дошкольное образование обязательным не является, рассчитано на детей от 3 до 6 лет. Школьное образование основано на сочетании базового (6 – 15 лет, всеобщее и обязательное) и среднего (15 – 18 лет, обязательным не является) образования.

Высшее образование в Португалии делится на университетское и политехническое, преподавание ведется в государственных, а также частных и кооперативных вузах. В целом, по качеству образовательных программ Португалия далека от лидирующих позиций в ЕС.

Португальский рынок СМИ поделили между собой 6 основных медиагрупп – «Контролинвеште», «Медиа Капитал» (контролируется испанской группой «Приса»), «Кофина», «Импреза», «Сонаеком» и «Онгоуинг Медиа».

Лидерами по тиражу остаются газеты «Коррейю да манья» (130 тыс. экз.), «Жорнал де Нотисиаш» (107 тыс. экз.). Наиболее влиятельны, однако, близкая к правительственным кругам «Диариу де нотисиаш» (44 тыс. экз.) и тяготеющая к оппозиции «Публику» (41,4 тыс. экз.).

Существует 4 общенациональных канала – государственные РТП 1, РТП 2 и частные СИК и ТВИ. Большинство португальцев имеет доступ к кабельному телевидению, в том числе к каналам «РТР-Планета» (ТВ–Кабу), «Russia Today» (Clix, NOS).

Государственное информагентство «Луза» располагает широкой международной корреспондентской сетью.

Новое государство (Португалия)

Новое государство
порт. Estado Novo
1933 — 1974

«Но́вое госуда́рство» (порт. Estado Novo ) — политический режим, установившийся в Португалии вследствие военного переворота 28 мая 1926 года.

После переворота руководство страной перешло к генералу Антониу Оскару ди Фрагушу Кармоне, который сначала стал временным президентом, а затем избирался президентом в 1928 г., 1935 г., 1942 г. и 1949 г. и умер на этом посту в 1951 г. В 1928 г. Кармона пригласил на должность министра финансов Антониу ди Оливейру Салазара. Налоговые реформы Салазара обеспечили увеличение доходов бюджета, государственный долг был сокращен, выделялись значительные средства на экономическое развитие, общественные работы, оборону и социальную сферу.

В 1932 Салазар стал премьер-министром и подготовил проект конституции, принятой в 1933 г. на референдуме. За конституцию проголосовали 719 364 человек, 5955 человек проголосовали против, 488 840 голосовавших воздержались, но их голоса были засчитаны как поданные в поддержку конституции. Конституция была основана на идеологии корпоративизма и была объявлена «первой корпоративной конституцией в мире». По ней президент избирался на 7 лет грамотными мужчинами или теми, кто платил не менее 100 эскудо налогов в год, а также женщинами, имевшими образование не ниже среднего или платившими налоги в размере не менее 200 эскудо ежегодно, поэтому избирательным правом могли воспользоваться лишь 1,2 млн человек из 7 млн жителей. Президент назначал премьер-министра и министров. Правительство формально отвечало перед президентом, а не перед ассамблеей. Ассамблея состояла из 120 депутатов, избиравшихся на 4 года. Законодательной инициативой обладали и правительство, и ассамблея, но ассамблея носила декоративный характер и не могла принимать решения, которые увеличивали бы расходы или снижали доходы. Руководители 18 провинций назначались центральной исполнительной властью. Была создана корпоративная палата — консультативный орган, избиравшийся культурными и профессиональными ассоциациями, созданные режимом и ему же подконтрольными, а также организациями предпринимателей. Свобода слова, собраний, прессы в конституции предусматривались, но была статья, по которой правительство ограничивало эти свободы «для общей пользы».

Правящей и единственной партией являлся Национальный союз. Проводились выборы, но они всегда оспаривались оппозицией, которая обвиняла власти в фальсификации результатов и пренебрежении принципом пропорциональности.

Согласно Национальному статуту о труде, введенному в действие 23 сентября 1933 г., забастовка каралась заключением в тюрьму, а позже и в концентрационный лагерь Таррафал на Островах Зелёного Мыса.

В тот же день другим декретом была введена государственная система ассоциаций работодателей, которые стали называться гремиу (gremios). В отношении крестьян и рыбаков режим ограничился организацией так называемых народных домов и домов рыбаков в сельских местностях, которые не пользовались у населения популярностью, и даже в 1956 г. едва охватывали 20 % крестьян.

Несмотря на то, что в 1930-е гг. ХХ в. 70 % населения страны было неграмотным, Салазар заявил в 1932 г.: «Я считаю более важным делом создание элиты, чем обучение народа чтению». Поэтому неграмотность уменьшалась медленно: в 1950 г. неграмотных было 40 %, в 1970 г. — 15 %.

Отделение церкви от государства хотя и сохранялось, но государство восстанавливало почти все привилегии церкви, существовавшие при монархии, включая финансовую поддержку. 7 мая 1940 г. был заключен конкордат с Ватиканом, согласно которому государство оплачивало 30 % стоимости строительства церквей, если верующие собирали остальные 70 %. В 1940 г. офицерам и другим госслужащим были запрещены гражданские браки, они были обязаны венчаться в церкви. Другим указом офицерам было запрещено жениться на женщинах без университетского образования.

Действовала жесткая цензура, даже президент США Джон Кеннеди был в списке запрещенных авторов. Салазар часто делал два разных заявления по одному и тому же поводу — для заграницы и для Португалии.

Действовала политическая полиция, PIDE (порт. Polícia internacional e de Defesa do Estado — Полиция по международным делам и защите государства), а позднее DGS ( Direcção Geral de Segurança — Генеральное управление безопасности), которая начиналась как PVDE ( Polícia de Vigilancia e Defesa do Estado — Полиция надзора и защиты государства), преследовавшая любую оппозицию. Тем не менее, в Португалии во время режима Нового государства отсутствовала смертная казнь, отменённая в этой стране ещё в 1867 году.

Во время гражданской войны в Испании на стороне Франко воевал Легион Вириата из португальских добровольцев. Во время Второй мировой войны Португалия сохраняла нейтралитет, хотя в 1943 г. она предоставила Великобритании военные базы на Азорских островах. В 1949 г. она вступила в НАТО

Серьёзная оппозиция Салазару впервые проявилась на президентских выборах 1958 г., когда победил адмирал Америку Томаш, поддерживаемый Салазаром, но генералу Умберту Делгаду, возглавлявшему оппозицию, удалось набрать четверть всех голосов. В результате в 1959 г. прямые выборы президента были отменены, а право выбора президента было передано избирательной коллегии.

В 1961 г. португальские территории Гоа, Даман и Диу в Индии были оккупированы индийскими войсками и присоединены к Индии. В 1960-е годы начались антиколониальные восстания в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее, принадлежавших Португалии. В результате Португалия направила в эти колонии значительную часть армии и тратила большие средства на борьбу с повстанцами. Одним из последствий колониальных войн стала эмиграция 1,6 млн португальцев, которые не желали служить в армии и в поисках работы выехали в разные страны мира.

В сентябре 1968 г. у Салазара произошло кровоизлияние в мозг после падения со сломавшегося под ним стула и премьер-министром стал Марселу Каэтану, который продолжил политический курс в несколько смягчённом виде.

В сентябре 1973 г. возникло подпольное «Движение капитанов», образованное средними и младшими офицерами. 25 апреля 1974 г. армия, возглавляемая «Движением капитанов», свергла правительство Каэтану.

Формы государства

Государство имеет определенное устройство – форму.

Форма государства включает три элемента – форму правления, формугосударственного устройства и политической режим.

1.Форма правления– этоспособ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит наследственному правителю – монарху (царю, королю, императору). Источником власти является сам глава государства – монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа ли населения.

Монархия может быть абсолютной и конституционной.

При абсолютной монархии власть целиком сосредоточена в руках монарха. Народ политически бесправен. В настоящее время абсолютных монархий в мире осталось немного (Саудовская Аравия и др.).

При конституционной монархии власть ограничена конституцией и избираемым народом представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. Конституционных монархий в мире, в том числе в Европе, немало (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания и др.; в Азии – Япония и др.). Конституционная монархия – не только дань многовековым традициям, но и достаточно эффективный способ сплочения нации. Это весьма устойчивая форма правления.

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической.

В парламентской монархии монарх является символом и представителем государства. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Фактически политическим лидером в таком государстве является премьер-министр. Подавляющее большинство сегодняшних конституционных монархий относятся и парламентскому типу. Для них характерна крайне ограниченная или даже номинальная власть монарха. В некоторых странах (Таиланд и др.) авторитет монарха используется для разрешения кризисных ситуаций в правительственной сфере. В Великобритании король (королева) является также главой Британского Содружества.

В дуалистической монархии власть разделена между парламентом и монархом: парламент избирается народом, правительство назначается монархом и ответственно перед ним (кайзеровская Германия, 1871-1918 гг., шахский Иран, до 1979 г.). В современных условиях дуалистическая монархия в цивилизованных странах не актуальна.

Республика – это форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам, избираемым населением страны. Источником власти является народ. Власть регулярно сменяемого главы государства (президента) производна от населения или от регулярно избираемого населением представительного органа власти (парламента). Республика демократичнее монархии и более широко распространена в сегодняшнем мире.

В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной – президент, парламент или президент совместно с парламентом – различают президентские, парламентские и президентско-парламентские республики.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина др.) политическая власть жестко разделена конституцией между законодательным и исполнительным органами. Парламент принимает законы. Президент осуществляет верховную исполнительную власть. Он является одновременно главой государства и главой правительства, которое сам же и формирует. Президент избирается на всеобщих выборах и не несет ответственности перед парламентом. Правительство также ответственно лишь перед президентом и не несет ответственности перед парламентом. Президент обладает правом вето на законопроекты, принятые парламентом, и не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. Система сдержек и противовесов также достаточно сильна: президент не вправе досрочно распустить парламент; президентское отлагательное вето на законопроекты может быть преодолено парламентом (абсолютным большинством голосов в 2/3 депутатского корпуса при повторном голосовании); в ряде президентских республиках (США и др.) парламент может при возникновении чрезвычайных обстоятельств досрочно лишить президента занимаемого им поста (импичмент).

В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия и др.) законодательная и исполнительная ветви власти строят свои взаимоотношения на почве сотрудничества. Реальная власть принадлежит парламенту. Он формирует подотчетное ему правительство из представителей партий парламентского большинства (или коалиции партий). Исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Президент является формальнымглавой государства с ограниченными представительскими функциями. Зачастую он избирается не всенародно, а парламентом или особой коллегией выборщиков.

У обеих форм республиканского правления есть свои достоинства и недостатки. В парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, выражают в основном волю своей партии, отдельных слоев населения. Однако состав кабинета министров отражает предпочтения парламентского большинства, косвенно – волю большинства населения. Для парламентских республик (особенно Италии до 1990-х годов) характерны частые отставки и смены правительств (особенно коалиционных, состоящих из представителей разнородных политических сил).

В президентской республике президент сам определяет политику государства в течение всего срока своих полномочий, самостоятельно руководит и её реализацией (как глава правительства). Но если политические представления президента расходятся с мнением парламента, то парламент и население страны не в состоянии серьезно повлиять на изменение политики, проводимой президентом.

Учитывая достоинства и недостатки обеих форм республиканского правления, ряд государств использует третью, смешанную, президентско-парламентскую форму.

В президентско-парламентских республиках (Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Болгария, Польша) сильная президентская власть сочетается с эффективным парламентским контролем над правительством. Президент является главой государства, обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, назначает премьер-министра, имеет право досрочно распустить парламент и назначить новые выборы. Он является верховным главнокомандующим, может единолично ввести чрезвычайное положение. С другой стороны, парламент контролирует деятельность правительства, утверждая бюджет страны, может вынести правительству резолюцию порицания (вотум недоверия), что приведет к падению кабинета. Таким образом, правительство несет двойную ответственность – и перед президентом, и перед парламентом.

Формы правления тесно связаны с избирательными системами. Так, в парламентских республиках используется пропорциональная система, (Италия, Индия) или смешанная система (Германия), поскольку правительство формируется на партийной и партийно-коалиционной основе. В президентских республиках применяется мажоритарная система (США): победитель не делит голосов с побежденными, целиком присваивая себе победу. Но в конституционных монархиях возможно использование различных систем (так, в Великобритании используется мажоритарная система, в Дании и Нидерландах – пропорциональная, в Испании и Японии – смешанная). Глава государства (монарх) здесь не выбирается народом, а депутатский корпус может формироваться в различных вариантах.

2.Форма государственного устройства – это внутритерриториальная организация (структура) государства, способы объединения населения на территории государства, связь граждан с государством через политические и территориальные образования.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные, федеративные (федерации) и конфедеративные (конфедерации).

Унитарное государство – это единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.

В унитарном государстве функционируют общие для всей страны законодательные, исполнительные и судебные органы, действуют единое законодательство, единое гражданство, единая правовая и денежная системы. Все области и округа унитарного государства имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью (автономностью). Возможна лишь их частичная самостоятельность в экономической области («свободные экономические зоны») и в социально-культурной сфере. Унитарными государствами являются Франция, Португалия, Польша, Болгария, Казахстан, Беларусь и др.

Федеральное государство (федерация) – это союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, штаты, земли, кантоны и др.), наделенные более или менее широкими правами самостоятельности (автономии), сопоставимыми с правами центра.

Территория федерации состоит из территорий входящих в неё государств (субъектов федерации). Внутренние границы могут изменяться только с согласия субъектов федерации.

Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральный и местный), правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего интересы субъектов федерации и общенациональные интересы. Субъекты федерации, как правило, лишены политического суверенитета – права самостоятельного выхода из федерации. Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы.

Образование субъектов федерации может осуществляться как по административному принципу (штаты в США, земли в Германии), так и по национальному принципу (автономные республики, края, области, округа в Российской Федерации, Югославии, штаты в Индии). В зависимости от принципа строительства федерации определяются характер, содержание и структура государственного устройства.

В настоящее время в мире существует свыше 20 федераций: Российская Федерация, США, ФРГ, Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, Индия, Индонезия, Бирма (Мьянма), Малайзия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Нигерия и др.

История показывает, что федеративное устройство государств, основанное на национальном принципе, часто весьма неустойчиво: здесь очень сильны центробежные тенденции. Построенная таким образом федерация испытывает серьезные внутренние кризисы (Бельгия, Канада, Грузия) и способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология (СССР, СФРЮ).

Конфедеративное государство (конфедерация) – это государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.

Цель конфедерации – проведение единой политики, решение общих задач в области экономики, транспорта, обороны и т. д. Для проведения согласованной политики создаются общие органы управления. Однако решения этих совместных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. В конфедерации нет единого парламента, правительства и единого гражданства. Каждая страна-член конфедерации является самостоятельным субъектом международного права, осуществляет собственную международную политику; в любой момент по собственной воле она может расторгнуть конфедеративный договор в одностороннем порядке и выйти из состава конфедерации.

Конфедерация – редкая форма государственного устройства. Долгое время конфедерацией являлась Швейцария – союз 23 суверенных кантонов. Однако постепенно Швейцария преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов союза были переданы военный бюджет, армия, внешняя политика. В 1958-1961 гг. существовала конфедерация ОАР (Объединённая Арабская Республика) – союз Сирии и Египта, в 1982-1989 гг. – конфедерация Сенегамбия (союз Сенегала и Гамбии).

Конфедерация – самая неустойчивая из всех форм государственного устройства: характер взаимосвязей её членов очень слаб, серьезная ответственность сторон за самостоятельные действия отсутствует, к тому же любая из них в любой момент может выйти из состава конфедерации.

Однако в последние десятилетия мир переживает серьезную тягу к объединению и интеграции самых различных сторон жизни, к тесному экономическому, политическому, экологическому, оборонному, культурному, гуманитарному сотрудничеству. Так, в последние годы возникла новая объединенная Европа с такими мощными интеграционными механизмами, как Совет Европы (СЕ), Европейская парламентская ассамблея (ЕПА), бестаможенные и безвизовые границы, единая валюта (евро). Евросообщество (ЕС) – пример тесного и перспективного сотрудничества государств с различным уровнем развития. Оно способствует изживанию фактического неравенства государств мира, их модернизации и прогрессу, открывает пути дальнейшего развития межконтинентального сотрудничества.

3. Политический режим – это система средств и методов реализации политической власти, определяющая уровень обеспечения прав и свободу граждан данного государства.

Мировая история знает различные виды политических режимов:

1) Деспотический режим (от греческого «деспотия» – неограниченная власть) – характерен для древневосточных монархий и абсолютных монархий Позднего Средневековья. Он отличается крайним произволом в управлении и полным бесправием народа.

2). Тиранический режим (от греческого «тирания» – жесткая единоличная власть) – единоличное правление лица, насильственным путем захватившего власть, основанная на терроре и страхе. Тиранический режим мало — легитимен. Он был характерен для полисов Древней Греции, где также вызывал осуждение.

3) Тоталитарный режим (от латинского «тоталис» – полный, всеобщий) – режим жесткого контроля государства над всеми сферами жизни общества. Выделяются тоталитарно-фашистские («коричневые») и тоталитарно-коммунистические («красные») режимы. В обоих видах тоталитаризма жесткая регламентация жизни общества сопровождается репрессивно-террористическими методами управления.

4) Авторитарный режим (от греческого «самовластие») – основан на сосредоточении власти в руках диктатора или олигархии (военной, партийной, религиозной, аристократической). Управление обществом строится на принуждении, репрессиях, ограничении прав и свобод личности. Власть не контролируется обществом. Однако, в отличие от тоталитаризма, авторитаризм не осуществляет тотального контроля над сферами экономики, культуры, личной жизнедеятельности граждан, не требует безусловной преданности и восторга в свой адрес.

5) Демократический режим (от греческого «демократия» – народовластие) – характеризуется либеральными методами управления обществом, соблюдением прав и свобод человека, политическим плюрализмом, приоритетом закона над властью, реальным контролем общества над государством.

СИНЬХУА Новости

RUSSIAN.NEWS.CN

Китай

  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура и спорт
  • Наука и здоровье
  • Природа и Туризм
  • Внешние обмены
  • Голос Китая
  • Китай и Мир

    • Китай и Россия
    • Китай и Мир
  • Международная панорама

    • Азия и Океания
    • Европа
    • Америка
    • Африка
    • Выбор Синьхуа
    • Комментарии
    • Спецрепортажи
    • Еженедельник
    • Учимся китайскому языку
    • Видео
    • Все новости
  • Политический строй и государственное устройство КНР

    Конституция КНР и система законов

    После провозглашения КНР в 1949 г. в стране были приняты четыре Конституции: Конституция 1954 г., Конституция 1975 г., Конституция 1978 г. и ныне действующая Конституция 1982 г. Конституция КНР содержит предисловие и 4 главы — «Общие положения», «Основные права и обязанности граждан», «Государственное устройство» и «Государственный флаг, Государственный герб и столица КНР», в ней 138 статей. В 1988, 1993, 1999 и 2004 гг. принимались поправки к Конституции, вносились изменения и дополнения в некоторые ее положения. В пересмотренной Конституции в 2004 г. добавлены положения о стимулировании гармоничного развития строительства материальной, политической и духовной культуры, создании и усовершенствовании режима соцобеспечения, защите частного имущества, уважении и гарантии прав человека и др.

    По Конституции КНР, все граждане равны перед законом; государство уважает и защищает права человека. Конституция гарантирует каждому гражданину основные права: избирать и быть избранным; право на свободу слова, печати, собраний, создания обществ, шествий и демонстраций; свободу вероисповедания; личную свободу, уважение человеческого достоинства, неприкосновенность жилища и законного частного имущества; свободу переписки и сохранение тайны переписки; право критиковать и вносить предложения в адрес любого государственного учреждения и государственного служащего, право контроля над их деятельностью; право на труд, отдых и материальную помощь государства и общества по старости, болезни или при потере трудоспособности; право на образование, научную, литературную, художественную и иного рода культурную деятельность; другие права.

    Система законов Китая охватывает 7 сфер: Конституцию и связанные с нею законы; торговое и гражданское право; административное право; экономическое право; общественное право, Уголовный кодекс; процессуальное право и не процессуальные процедуры. С 1979 г. законодательство Китая всесторонне и быстро развивается. К концу 2003 г. Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет разработали и приняли более 440 законов и законодательных актов, Госсовет КНР — более тысячи административных законоположений, местные СНП — более 10 тыс. местных законоположений. Эти законы и положения охватывают политическую, экономическую, социальную и другие области, в основном сформировав сравнительно целостную правовую систему.

    Институт Собраний народных представителей

    В Китае вся власть принадлежит народу. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП) и местные Собрания народных представителей (СНП) являются органами, через которые народ осуществляет свою власть. Поэтому институт СНП является фундаментом политического строя Китая. Он представляет широкие круги общественности, служит основной формой управления народом государственными делами. Институт придерживается принципа демократического централизма, что гарантирует широкие демократические права граждан, обеспечивает централизм и единство в осуществлении государственной власти. Реализация власти через единый механизм СНП ведется при четком разграничении полномочий административных органов, суда, прокуратуры, а также органа по руководству вооруженными силами. Тем самым установлен и действует механизм гармоничного функционирования органов государственной власти, с одной стороны, и органов суда и прокуратуры, с другой.

    Депутаты СНП всех ступеней избираются народом, они ответственны перед народом и подконтрольны ему. Депутаты СНП представляют все районы, национальности, общественные круги, классы и прослойки. На заседаниях СНП депутаты вправе открыто высказывать свои мнения, обращаться с запросами в правительство аналогичной ступени и в подведомственные ему органы. Эти организации обязаны давать ответы на запросы. Избиратели и избравшие депутатов органы имеют право отзыва их в порядке, установленном законом.

    Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций

    Китай — многонациональное государство, в стране существует система многопартийности. Вот почему по важным государственным мероприятиям и при решении важных вопросов национальной экономики и благосостояния народа КПК как правящая партия первоначально консультируется с представителями различных национальностей, общественных кругов, политических партий и беспартийных деятелей, чтобы достичь единого понимания, на основе которого вырабатывается решение. Это и есть порядок многопартийного сотрудничества и политических консультаций, ведущихся под руководством КПК. Это еще одна составная часть фундамента политического строя КНР. Практикуются две формы многопартийного сотрудничества и политических консультаций: одна — через механизм Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), другая — посредством консультативных совещаний и собеседований, созываемых по инициативе Центрального и местных комитетов КПК с участием представителей демократических партий и беспартийных деятелей. НПКСК не является государственным органом и в то же время отличается от обычных общественных организаций. Он представляет собой организацию наиболее широкого патриотического единого фронта китайского народа. НПКСК учреждает Всекитайский комитет и местные комитеты — провинциальные (автономных районов, городов центрального подчинения), уездные (городов уездного уровня). Их членами являются представители КПК, демократических партий, беспартийных деятелей, народных организаций, нацменьшинств и различных общественных кругов, представители соотечественников, проживающих в ОАР Сянган, Аомэнь и на Тайване, и реэмигрантов, а также специально приглашенные лица. Срок полномочий каждого созыва Всекитайского комитета НПКСК — 5 лет, его председателем является Цзя Цинлинь. Члены НПКСК проводят раз в год пленарные сессии, кроме того, приглашаются на заседания ВСНП, выполняя функцию в политических консультациях, демократическом контроле и участии в политической деятельности. В период между сессиями ПК Всекитайского комитета НПКСК привлекает своих членов для участия в социологических обследованиях, консультациях по важным вопросам государственной политики, касающимся жизни народа и единого фронта. Члены комитетов НПКСК высказывают мнения, рекомендации и критические замечания, тем самым осуществляют демократический контроль над работой государственного аппарата и проведением в жизнь Конституции и законов. Обычно консультативные совещания, на которых обсуждаются важные государственные вопросы, созываются раз в год, на них приглашаются ответственные лица всех демократических партий и представители беспартийных деятелей. Совещания созывают руководители ЦК КПК. Консультативные собеседования с участием представителей демократических партий и беспартийных проводятся раз в два месяца. На них руководители ЦК КПК информируют участников встреч о тех или иных вопросах и заслушивают их мнения.

    Система государственных органов КНР

    В состав государственных органов КНР входят:

    органы государственной власти — ВСНП и местные СНП различных ступеней;

    государственные административные органы — Государственный совет и местные народные правительства различных ступеней;

    орган управления военными делами страны — Центральный военный совет КНР;

    государственные судебные органы — Верховный народный суд, местные народные суды различных ступеней и специальные народные суды;

    государственные органы надзора — Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры различных ступеней и специальные народные прокуратуры.

    Всекитайское Собрание народных представителей

    ВСНП — высший орган государственной власти. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, особых административных районов и вооруженных сил. ВСНП выполняет законодательные функции государства, выносит решения по важнейшим вопросам политической жизни страны. ВСНП осуществляет следующие основные функции: вносит изменения в Конституцию и осуществляет контроль за ее исполнением, принимает Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, законы о структуре государственных органов и другие основные законы и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает план социально-экономического развития страны, отчет о его исполнении, рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, утверждает создание особых административных районов и их режим; решает вопросы войны и мира; избирает и утверждает кандидатуры высших должностных лиц государства — избирает членов Постоянного комитета ВСНП, избирает Председателя КНР и его заместителя, утверждает премьера Госсовета и других членов Госсовета, избирает председателя Центрального военного совета и утверждает других членов ЦВС, избирает председателя Верховного народного суда, избирает Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры. ВСНП имеет право освобождать должностных лиц от перечисленных постов.

    Срок полномочий каждого созыва ВСНП — 5 лет, его сессии созываются раз в год. В промежутках между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП. В состав ПК ВСНП входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены ПК ВСНП. Председателем Постоянного комитета ВСНП является У Банго.

    Председатель КНР

    Председатель КНР совместно с ПК ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП или его ПК опубликовывает законы, производит назначения и смещения в составе Госсовета, издает указы; от имени КНР ведет государственные дела, принимает дипломатических представителей иностранных государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важные соглашения, заключенные с иностранными государствами. Председателем КНР является Ху Цзиньтао, заместитель Председателя — Си Цзиньпин.

    Государственный совет

    Госсовет КНР (Центральное народное правительство) — высший государственный административный орган страны. Госсовет проводит в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые ВСНП и его ПК, он ответствен перед ними и подотчетен им. Госсовет в сфере своих полномочий определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издает постановления и распоряжения.

    В состав Госсовета входят Премьер, заместители Премьера, члены Госсовета, начальник секретариата, министры, председатели госкомитетов, председатель Народного банка Китая и начальник Государственного ревизионного управления.

    Центральный военный совет

    ЦВС КНР — государственный орган, осуществляющий руководство и единое командование всеми вооруженными силами. Вооруженные силы состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), Народной вооруженной милиции Китая и народного ополчения. НОАК — это регулярная народная армия; основная задача народной вооруженной милиции — защита государственной безопасности и общественного порядка; народное ополчение — массовая вооруженная организация, в которой ополченцы проходят службу без отрыва от производства. В состав ЦВС КНР входят председатель, заместители председателя и члены ЦВС. Председателем ЦВС является Ху Цзиньтао.

    Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства

    В соответствии с административно-территориальным делением страны, государственную власть на местах осуществляют СНП провинций (автономных районов, городов центрального подчинения), уездов (городов) и волостей (поселков), а также народные правительства аналогичных ступеней.

    Местные СНП являются органами государственной власти на местах, они вправе принимать решения по важным вопросам данных административных единиц. СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения принимают местные законоположения. Местные народные правительства являются государственными административными органами на местах, они ответственны перед СНП аналогичной ступени, их ПК и государственными административными органами, стоящими на ступень выше, и им подотчетны. Все местные народные правительства, находясь под единым руководством Госсовета, управляют административными делами на своей территории.

    Народный суд

    Народные суды — государственные судебные органы. Верховный народный суд — высший государственный судебный орган, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения учреждаются народные суды высшей ступени, на ступени ниже — народные суды средней ступени и низовые народные суды. Верховный народный суд ответствен перед ВСНП и его ПК, он осуществляет надзор за судебной деятельностью местных и специальных народных судов всех ступеней, включая военные суды. Председателем Верховного народного суда является Ван Шэнцзюнь.

    Разбирательство дел во всех народных судах проводится открыто, за исключением дел, связанных с государственной тайной, интимными сторонами личной жизни граждан и дел несовершеннолетних. Обвиняемый имеет право на защиту, может выступать в суде в свою защиту сам или поручить ее адвокату, либо кому-то из близких родственников или опекуну.

    Народная прокуратура

    Народная прокуратура КНР — государственный орган надзора за соблюдением законности. Структура органов народной прокуратуры соответствует системе народных судов. Генеральным прокурором Верховной народной прокуратуры является Цао Цзяньмин.

    Органы народной прокуратуры выполняют свои задачи путем осуществления прокурорского надзора. Они надзирают за судопроизводством по делам, касающимся угрозы государственной безопасности, угрозы общественной безопасности, нарушения прав личности и демократических прав граждан и по другим делам особой важности. Они также проверяют ход расследования дел органами общественной безопасности, решают вопросы о взятии (не взятии) под стражу, возбуждении (не возбуждении) иска; выступают в роли общественных обвинителей по уголовным делам, поддерживают обвинение; контролируют соблюдение законности органами общественной безопасности, народными судами, а также администрацией тюрем, мест предварительного заключения и трудового перевоспитания.

    Как и народные суды, органы народной прокуратуры независимы при осуществлении своих полномочий, следуя исключительно букве и духу закона, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Все граждане КНР равны перед законом.

    Государственный строй стран мира

    Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

    Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические (Китай) и буржуазные (Франция). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

    Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

    Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Бахрейн, Катар и некоторые другие.

    Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

    Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

    Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

    Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

    Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -— глава церкви. Примером теократической монархии является Ватикан.

    Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

    Федеративное (от лат. foederatio — союз) государство — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы. Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Такие федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д.), как правило, имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также собственную конституцию. К федеративным государствам относятся Россия, Бельгия, Индия, где федеративное устройство связано с этническим принципом. В других же странах, например ФРГ и США, — с историко-географическими особенностями.

    Относительно редко встречается такая форма государственно-территориального устройства, как конфедерация. Она, как правило, образуется для достижения весьма ограниченных целей (военных, внешнеполитических или каких-либо других).

    Добавить комментарий