Права экспедитора по договору транспортной экспедиции

Глава 2.
Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3.
Права экспедитора и клиента

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

  • Клиент имеет право:
    • выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
    • требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
    • давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

    Статья 4.
    Обязанности экспедитора

    Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

    В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных Отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

    Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

    При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

    Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

    Статья 5.
    Обязанности клиента

    Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

    Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

    Ассоциация международных
    автомобильных перевозчиков

    Создана в 1974 году

    НДС и экспедиторские услуги

    05.02.2021

    Вопрос: Может ли организация-экспедитор при получении документов от исполнителей услуг перевыставить документы заказчикам, с которыми у нее заключен договор транспортной экспедиции, увеличивая цену поставщиков услуг на свои проценты и со ставкой НДС 0%, без выделения отдельной строкой своих услуг в счете-фактуре ?

    Ответ: Экспедитор, приобретающий услуги третьих лиц в интересах клиента по договору транспортной экспедиции, на сумму своего вознаграждения выставляет счет-фактуру отдельно.

    Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

    В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

    Положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

    Экспедиторы, приобретающие от своего имени работы, услуги у одного и более исполнителей, перевыставляют счета-фактуры в адрес клиентов от своего имени ( п. п. 1 и 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила)).

    Правилами предоставлена возможность составления экспедитором сводных счетов-фактур.

    При заполнении табличной части счета-фактуры в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» экспедитором, приобретающим у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются наименования поставленных (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) в отдельных позициях по каждому продавцу ( абз. 4 пп. «а» п. 2 Правил).

    Причем при составлении счета-фактуры в графах 2 — 11 в отдельных позициях экспедитор указывает соответствующие данные из счетов-фактур, выставленных ему продавцами, по каждому продавцу (исполнителю) в доле, предъявленной покупателю (клиенту) ( абз. 3 п. 2(1) Правил).

    Экспедиторы, которые организуют перевозку с привлечением третьих лиц и перевыставляют своему клиенту счета-фактуры на приобретенные для него товары (работы, услуги), ведут журнал учета полученных и выставленных счетов фактур ( п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

    Вышеперечисленные нормы Правил не касаются отражения в сводном счете-фактуре суммы вознаграждения самого экспедитора.

    По мнению Минфина России, поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры на оказание услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента (Письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161 (направлено Письмом ФНС России от 18.02.2013 N ЕД-4-3/2650@), от 01.11.2012 N 03-07-09/148 ).

    Моментом оказания услуги экспедитором является выдача груза в пункте назначения, на основании п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня их оказания.

    В результате изложенного экспедитор, приобретающий услуги третьих лиц в интересах клиента по договору транспортной экспедиции, выставляет счет-фактуру отдельно:

    — на сумму его вознаграждения;

    — на стоимость услуг (товаров, работ) других лиц, которые экспедитор приобретает от своего имени.

    Договор транспортной экспедиции

    Понятие, форма и существенные условия договора

    Согласно ст. 801 ГК РФ договор транспортной экспедиции – это соглашение сторон, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Существенным условием договора является его предмет, а именно – конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение.

    В частности, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены такие обязанности экспедитора, как:

    • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
    • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
    • обеспечение отправки и получения груза.
    Читайте также  Фмс сахорова когда работает от8 марто

    Договором может быть предусмотрено и осуществление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (например, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и др. – см. абз. 3 ст. 801 ГК РФ).

    В силу части 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме. Кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

    Стоит отметить, что экспедиторская деятельность не предусматривает осуществление экспедитором непосредственно перевозки груза, в его компетенцию входит исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). В случае если экспедитор выступает одновременно и перевозчиком, то его деятельность регламентируется как положениями гл. 41 ГК РФ, так и положениями гл. 40.

    Важно:
    если в договоре не установлено, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

    Хотелось бы обратить внимание, что в исключение из общего правила недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств, зафиксированного в ст. 310 ГК РФ, ст. 806 ГК РФ предоставляет сторонам такую возможность. Однако при одностороннем отказе сторона, заявившая о нем, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (часть 5 ст. 6 Закона).

    Экспедиторские документы

    Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). К ним относятся: поручение экспедитору, которым определяются перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора, экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, и складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение (п. 5 Правил).

    Формы экспедиторских документов и порядок их заполнения утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 № 23.

    Важно:
    при заполнении поручения экспедитору в строке 18 следует указать стоимость груза, так как это существенно упростит взыскание ущерба в случае утраты, порчи или недостачи груза.

    Несмотря на то, что перечисленные экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора, их отсутствие не является безусловным доказательством его незаключения или неоказания экспедиторских услуг (конечно, при наличии других подтверждающих документов, оформленных надлежащим образом).

    Так, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 № 15АП-1635/2014 указывается, что отправка экспедитору заявки и передача груза водителю, которого направил экспедитор, уже свидетельствуют о заключении договора транспортной экспедиции (однако Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.01.2015 по делу № А43-1101/2014 сделал вывод об отсутствии отношений транспортной экспедиции в аналогичной ситуации).

    В любом случае при наличии подтверждающих документов (например, заявки, товарнотранспортной накладной) даже если оказанные услуги не будут признаны судом экспедиторскими, факт заключения сделки налицо. А в соответствии с общими положениями ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (часть 1 ст. 393 ГК РФ), при этом их размер определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 15 ГК РФ.

    Приведем пример из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «Век» о взыскании задолженности в размере 320 000 рублей, образовавшейся в результате ненадлежащего исполнения обязательств оплаты услуг, оказанных по договорамзаявкам на перевозку грузов.

    Суд удовлетворил требования истца, указав, что, несмотря на то, что в соответствии с п. 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, согласно п. 6 Правил, в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил; основанием для оплаты экспедиционных услуг является факт их оказания клиенту (подробнее – см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 № 10АП-537/ 2015 по делу № А41-78534/14).

    Страхование груза

    Если груз представляет большую ценность, то, конечно, желательно его страхование, кроме того, в договоре это может быть предусмотрено и в качестве обязательного условия. При этом возникает вопрос: кто должен страховать груз – экспедитор или клиент? Частью 5 ст. 4 Закона предусмотрено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

    В случае возложения обязанности по страхованию на экспедитора возникает другой вопрос: будут ли компенсированы ему соответствующие затраты?

    Возможны два варианта. Первый: затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав общих расходов экспедитора, связанных с исполнением договора. Соответственно, второй – не включение затрат на страхование в состав общих расходов, а отдельное их возмещение экспедитору клиентом.

    Ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза

    Ответственность экспедитора перед клиентом урегулирована в ст. 803 ГК РФ и гл. 3 Закона.

    Так, в ст. 7 Закона установлено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

    Размер ответственности исчисляется по следующим правилам:

    1. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
    2. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
    3. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности;
    4. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его действительной стоимости.

    Важно:
    ответственность экспедитора, также как и ответственность перевозчика по общему правилу является ограниченной, однако в силу части 4 ст. 7 Закона в случае утраты, недостачи или порчи груза по вине экспедитора клиент вправе требовать возмещения помимо реального ущерба и упущенной выгоды.

    Так, предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу «ЖелДорЭкспедицияЧелябинск» о взыскании убытков в виде стоимости поврежденного печатного станка, процентов за пользование чужими денежными средствами, упущенной выгоды и судебных расходов по оплате услуг представителя.

    Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С общества «ЖелДорЭкспедиция» в пользу предпринимателя взысканы убытки и 194 000 рублей упущенной выгоды. Упущенная выгода была взыскана на основании того факта, что между истцом и предпринимателем А. заключен договор подряда, согласно п. 1.1 которого истец принял на себя обязательства изготовить своими силами и средствами рекламный материал, а заказчик обязан оплатить работу. Стоимость работ по договору составляла 194 000 рублей. В связи с неисполнением договора подряда по причине отсутствия оборудования сторонами договора было подписано соглашение о его расторжении (подробнее см. постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2013 № Ф09-10070/13 по делу № А76-64/2013).

    Следующий аспект, на который клиенту следует обращать внимание, – возвратить ранее уплаченное экспедитору вознаграждение в силу части 3 ст. 7 Закона можно только в том случае, если это установлено в договоре транспортной экспедиции.

    Как уже отмечалось, важно указывать в экспедиторских документах стоимость груза, так как в случае ее неуказания она определяется из действительной (документально подтвержденной) стоимости. При этом действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (часть 6 ст. 7 Закона).

    Читайте также  Налоговая инспекция обнинск

    Особые проблемы с определением стоимости утраченного груза или невозможность ее определения могут быть вызваны тем обстоятельством, что в документах, имеющихся у клиента, указано только родовое наименование груза без его точного описания (например, «оборудование», «оргтехника»). В таких ситуациях суд может отказать во взыскании ущерба или существенно снизить ту сумму, на которую мог рассчитывать грузоотправитель (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2014 по делу № А56-69896/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2013 по делу № А56-11553/2012).

    В заключение хотелось бы отметить, что Законом в части 1 ст. 12 установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности (срок, в течение которого можно предъявить претензию, – 6 месяцев). Также важно помнить, что в отношении экспедиторской деятельности установлен сокращенный срок исковой давности – 1 год (ст. 13 Закона).

    Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

    1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

    2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

    3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

    Комментарии к ст. 801 ГК РФ

    1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

    Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции. Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

    К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

    Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

    В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

    Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

    Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

    Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза. Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента). На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

    Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

    — обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

    — обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

    — обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

    К числу прав экспедитора относятся:

    — право на вознаграждение;

    — право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

    — право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

    — право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

    С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

    — обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

    — обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

    К числу прав клиента относятся:

    — право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

    — право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

    — право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

    2. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

    В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

    3. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

    При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

    4. Применимое законодательство:

    — ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

    — ФЗ от 07.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    — Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

    Читайте также  Должностная инструкция электросварщик ручной сварки 4 разряда

    — ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

    — ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

    5. Судебная практика:

    — информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

    — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 15АП-14485/14;

    — Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-11194/14;

    — Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2012 N Ф03-2200/12 по делу N А51-12915/2011;

    — Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 N 17АП-8982/09.

    Права экспедитора по договору транспортной экспедиции

    Субъекты хозяйствования активно используют договоры транспортной экспедиции для организации перевозок как на территории Украины, так и за рубежом. В то же время на практике могут применяться разные виды таких договоров, о чем издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет в статье.

    Порядок заключения договоров транспортной экспедиции регламентируется Законом № 1955 и гл. 65 ГКУ. Прежде всего необходимо ознакомиться с терминами, которые применяются в договоре транспортной экспедиции.

    транспортно-экспедиционная деятельность – предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов;

    транспортно-экспедиционная услуга – работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортной экспедиции;

    участники транспортно-экспедиционной деятельности – клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.

    В частности, главными участниками транспортно-экспедиционной деятельности являются:

    экспедитор (транспортный экспедитор) – субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором транспортной экспедиции;

    клиент – потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортной экспедиции самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить либо организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору;

    перевозчик – юридическое или физическое лицо, взявшее на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком.

    Потребитель услуг экспедитора в терминологии Закона № 1955 называется клиентом. Поэтому в договорах транспортной экспедиции правильнее использовать термин «клиент». Однако на практике получили распространение договоры, в которых применяется термин «заказчик», который используют и налоговики.

    Какими могут быть договоры транспортной экспедиции

    По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 929 ГКУ).

    Договором транспортной экспедиции может устанавливаться обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой (ч. 1 ст. 929 ГКУ).

    Указанным договором также может предусматриваться предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлины, сборов и расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и т. д.).

    Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортной экспедиции (ст. 9 Закона № 1955).

    Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 932 ГКУ). В случае привлечения экспедитором к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции других лиц экспедитор отвечает перед клиентом за нарушение договора (ч. 2 ст. 932 ГКУ).

    Исходя из вышеизложенного, выделяют два вида договоров транспортной экспедиции:

    1) прямые договоры, по которым все услуги (или определенные их виды) экспедитор предоставляет самостоятельно;

    2) договоры посреднического типа, по которым экспедитор только организует выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а такие услуги выполняются третьими лицами.

    В случае привлечения экспедитором к выполнению его обязательств по договору транспортной экспедиции другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента (ст. 9 Закона № 1955).

    Существенные условия договора транспортной экспедиции

    Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (ст. 9 Закона № 1955, ч. 1 ст. 930 ГКУ).

    Существенными условиями договора транспортной экспедиции являются следующие (ст. 9 Закона № 1955):

    1) сведения о сторонах договора:

    – для юридических лиц – резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины;

    – для юридических лиц – нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;

    – для физических лиц – граждан Украины: фамилия, имя, отчество, место жительства с указанием адреса и индивидуальный идентификационный номер;

    – для физических лиц – иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;

    2) вид услуги экспедитора;

    3) вид и наименование груза;

    4) права, обязанности сторон;

    5) ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда вследствие действия непреодолимой силы;

    6) размер платы экспедитору. Если размер платы не установлен, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ч. 1 ст. 931 ГКУ);

    7) порядок расчетов;

    8) пункты отправления и назначения груза;

    9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

    10) срок (период) исполнения договора;

    11) все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    Платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее исполнение договора транспортной экспедиции.

    В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к исполнению договора транспортной экспедиции, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при исполнении договора транспортной экспедиции (ст. 9 Закона № 1955).

    И здесь в посреднических договорах транспортной экспедиции необходимо обратить внимание на важный момент. Как правило, экспедиторы по этим договорам являются плательщиками единого налога. Посреднические договоры подпадают под действие п. 292.4 НКУ, согласно которому при предоставлении услуг и выполнении работ по договорам транспортной экспедиции доходом плательщика единого налога является сумма полученного вознаграждения.

    Причем налоговики подчеркивают, что транзитные средства, которые получает физическое лицо – предприниматель от клиента для выполнения или организации выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, не включаются в объем дохода, определяемого для предоставления права субъекта хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога (см. разъяснение из категории 107.01.03 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

    В посреднических договорах транспортной экспедиции плательщик единого налога сможет облагать единым налогом плату экспедитора только при условии, что она будет выделена в договоре отдельно, а также во всех первичных документах (заявке, акте о выполнении транспортно-экспедиционных услуг, счете и т. д.). Если же такого отдельного выделения платы экспедитору не будет, экспедитору – плательщику единого налога придется уплачивать единый налог со всей суммы, поступившей от клиента, а это невыгодно.

    Так, в посреднических договорах клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для исполнения его обязанностей (ч. 2 ст. 930 ГКУ). Такая доверенность оформляется в письменной форме (ч. 1 ст. 245 ГКУ). Для удобства может применяться документ, совмещающий в себе заявку и поручение, и он может называться заявка-поручение.

    При предоставлении услуг по прямому договору экспедитор должен иметь необходимые разрешительные документы. В частности, если экспедитор является непосредственным перевозчиком пассажиров либо опасного груза автотранспортом или осуществляет международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, он должен получить соответствующую лицензию (п. 24 ч. 1 ст. 7 Закона № 222, ст. 9 Закона № 2344). Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Кабмина от 02.12.2015 г. № 1001.