Проблемы государственной гражданской службы

Публикации

Научный подход к государственному и муниципальному управлению реализуется в теоретических работах Института государственной и муниципальной службы. За период своей деятельности Институт совместно с Администрацией Губернатора Самарской области подготовили и издали ряд учебных пособий по государственной гражданской службе и местному самоуправлению.

Местное самоуправление в Самарской области: научно-практическое пособие по изучению Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. — 372 с. ISBN 5-93424-225-3. В пособии рассмотрены вопросы организационной, правовой, финансовой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Самарской области.

Финансовые основы местного самоуправления: научно-практическое пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2007 — 315 с. ISBN 978-5-437-00272. В пособии рассматриваются финансовые основы местного самоуправления в период реформы местного самоуправления и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В пособии рассмотрены вопросы финансовой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Самарской области, межбюджетные отношения, принципы и порядок взаимодействия государственных органов местного самоуправления в финансовой сфере.

Финансовые основы местного самоуправления: научно-практическое пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2007 — 315 с. ISBN 978-5-437-00272. В настоящем научно-практическом пособии рассматриваются финансовые основы местного самоуправления в период реформы местного самоуправления и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В пособии рассмотрены вопросы финансовой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Самарской области, межбюджетные отношения, принципы и порядок взаимодействия государственных органов местного самоуправления в финансовой сфере. Авторский коллектив надеется, что пособие окажется полезным для глав муниципальных образований, депутатов представительных органов, муниципальных служащих, других практических работников сферы местного самоуправления и послужит повышению эффективности деятельности муниципальной власти. Материалы пособия могут быть использованы в процессе дальнейшего научного осмысления теоретических и практических вопросов местного самоуправления, а также в качестве учебного пособия для студентов, изучающих проблемы муниципального управления.

Государственная гражданская служба Самарской области: научно-практическое пособие. — Часть I. Нормативные акты. – Самара: ООО «Офорт», 2007. — 419 с. ISBN 978-5-437-00325-3 Научно-практическое пособие «Государственная гражданская служба Самарской области Часть I. Нормативные акты» содержит перечень основных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения гражданской службы Самарской области. Наряду с базовыми федеральными законами и указами Президента РФ в пособие включено законодательство Самарской области, постановления Губернатора и Правительства Самарской области, которые детально регулируют вопросы гражданской службы и особенности ее прохождения в Самарской области.

Государственная гражданская служба Самарской области: научно-практическое пособие. — Часть II. Теория и организация. Комментарии законодательства. – Самара: ООО «Офорт», 2008. — 300 с. ISBN 978-5-437-00376-5. Научно-практическое пособие «Государственная гражданская служба Самарской области. Часть II. Теория и организация. Комментарии законодательства» раскрывает теоретические основы государственной гражданской службы, особенности ее организации, а также содержит научно-практические комментарии базовых законодательных актов по государственной гражданской службе. При анализе законодательства особое внимание уделяется порядку применения законодательства Самарской области в данной сфере.Пособие предназначено для государственных гражданских служащих, работников государственных предприятий и учреждений, должностных лиц, а также для ученых и специалистов-практиков в области государственного управления и государственной службы.

Муниципальная служба в Самарской области: научно-практическое пособие. — Самара: ООО «Офорт», 2009 г. Научно-практическое пособие «Муниципальная служба в Самарской области» предназначено для муниципальных служащих, должностных лиц местного самоуправления, а также для широкого круга специалистов в этой сфере. Оно издано с целью правового и информационного обеспечения деятельности муниципальных служащих в условиях реформы местного самоуправления. Рассмотрены основные аспекты муниципальной службы, позволяющие охарактеризовать ее как целостный социальный и правовой институт, с особенностями ее осуществления на территории Самарской области.

Муниципальная реформа в Самарской области: научно-практическое пособие. — Самара: ООО «Офорт», 2010 г. Пособие «Муниципальная реформа в Самарской области» направлено на информационное обеспечение деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления на завершающем этапе реформы местного самоуправления после вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В пособии рассмотрены вопросы организационной, правовой, финансовой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления Самарской области.

Актуальные проблемы государственной гражданской службы. — Самара, МИР, 2011. Научно-практическое пособие «Актуальные проблемы государственной гражданской службы» посвящено рассмотрению наиболее важных и актуальных вопросов прохождения государственной гражданской службы в РФ и Самарской области. В пособии отражены проблемы повышения открытости и доступности государственной гражданской службы, борьбы с коррупцией в органах государственной власти, описаны ротационные механизмы и результативность деятельности государственных гражданских служащих, а также вопросы предоставления государственных услуг.

Эффективный менеджмент в органах государственного управления. — Самара, МИР, 2012. Научно-практическое пособие «Эффективный менеджмент в органах государственного управления» посвящено исследованию проблем управления персоналом и кадровой работы в органах государственной власти. В пособии отражены вопросы разработки стандартов управления кадрами, стратегического кадрового планирования, внедрения показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих и др.

Симашенков П.Д. Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности. Самара, Изд-во АНО ВО Университет «МИР», 2018. Практическое пособие посвящено исследованию проблем государственного регулирования национальной безопасности в России. Рассмотрены принципы национальной безопасности, основные правовые акты регулирующие эту сферу, направления государственной политики в области национальной безопасности.

Степанов О.С., Хаймович И.Н. Роль и место цифровой экономики в государственном и муниципальном управлении. Новые платформы и технологии. – Самара, Изд-во АНО ВО Университет «МИР», 2018. Практическое пособие посвящено исследованию нового направления российской экономической жизни — цифровой экономики. В пособии рассмотрены различные аспекты цифровой экономики и механизмы ее внедрения.

Кольчугина Е.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих.– Самара, Изд-во АНО ВО Университет «МИР», 2018 — Практическое пособие посвящено исследованию проблем психологического сопровождения деятельности государственных служащих. В пособии рассмотрены вопросы стрессоустойчивости государственных служащих, механизмы разрешения конфликтов в коллективе в органах власти.

Современные проблемы института государственной службы в России

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 17.02.2019 2019-02-17

Статья просмотрена: 5159 раз

Библиографическое описание:

Ондар, Б. Н. Современные проблемы института государственной службы в России / Б. Н. Ондар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56492/ (дата обращения: 07.11.2021).

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, с которыми сталкивает институт гражданской службы в России на современном этапе. К настоящему времени процесс разрешения проблем оптимальной организации всей российской публичной службы не завершен. Проблемы повышения эффективности организации государственной гражданской службы актуализируют продолжение исследований в данной сфере.

Ключевые слова: государственная служба, система государственной службы, государственная гражданская служба, проблемы публичной власти, реформирование государственной гражданской службы

Для укрепления правовых основ отечественного правового государства одно лишь желание улучшить показатели работы государственного аппарата при помощи хаотичного принятия любых законов, очевидно, является недостаточным. Требуется, чтобы в стране были приняты научно-обоснованные и практически применимые актуальные нормы, которыми бы осуществлялось правовое регулирование всего комплекса государственных служебных отношений, но в той мере, в которой такую потребность испытывает правоприменительная практика.

Государственная служба представляет собой один из важнейших институтов, который заслуженно получил статус «локомотива» по обеспечению движения механизма государственного управления в рамках системы административного правового регулирования.

Трансформация, происходящая в рамках системы российской государственной службы, является феноменом, сопровождающим реформирование в таких сферах, как судебная, административная, муниципальная и отдельные иные.

Учеными продолжаются дискуссии по вопросам взаимосвязи института государственной службы с институтом гражданского общества, ставятся на повестку дня вопросы дальнейшего реформирования российской государственной службы. Стоит признать, что было бы более правильным признание в качестве конечных целей, которые поставлены перед деятельностью, связанной с реформированием, — это формирование модели коррекции содержания административного правового регулирования, складывание которой будет неизбежно сопровождать корректировки и преобразования в рамках административной сферы.

Принятие в 2003 г. Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] стало итогом последовательно реализованной в нашем государстве административной реформы. В качестве дальнейшего мероприятия в данной сфере последовала разработка и вступление в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3]. Названный Закон сразу после его принятия по праву назвали «трудовым кодексом» для чиновников либо ГОСТом службы [14].

Читайте также  Возврат ву после лишения гражданину таджикистана

Однако по итогам почти полутора десятков лет практического применения данного законодательного массива, можно обнаружить отдельные проблемы и противоречия, подлежащие исключению из нормативного регулирования.

Анализ теоретических проблем отечественной государственной службы происходил на постсоветском пространстве в условиях динамично развивающегося правового регулирования статуса государственной службы и ее отдельных видов, возникновения новых доктрин, опубликования значительного количества периодических и монографических научных трудов и диссертационных исследований. В этой связи можно отметить, что на сегодняшний день ею отнюдь не утрачена актуальность, и даже более — практически всеми современными исследователями проводится мысль о поиске направлений повышения эффективности такой деятельности с развитием (в качестве параллельного процесса) служебного права.

Периодически озвучиваемые в источниках рассуждения относительно отсутствия смысла в том, чтобы формировать публичное служебное право, не опираются на должное обоснование, их авторами не приводится достаточное количество тезисов, которые позволили бы принять эти рассуждения к рассмотрению. Напротив, динамика развития соответствующей сферы регулирования свидетельствует о большей правильности обратных выводов [13].

В свое время Б. Немцов отмечал, что реформа системы госслужбы должна проводиться с опорой на принципы конкурентности, эффективности, ответственности. Для указанного исследователя и политического деятеля в качестве одного из самых принципиальных правовых средств, которое было бы подходящим в сфере реформирования и повышения качества отечественной службы государству, выступало введение в регулярную практику кадровых конкурсов, организуемых для целей приема на госслужбу. Кроме того, высокий потенциал признавался за увеличением денежного содержания госслужащих; созданием действенных механизмов по предупреждению и преодолению конфликтов интересов при прохождении службы [10].

В. А. Козбаненко указывает на то, что на ближайшую перспективу видится целесообразным трудиться над созданием такой модели организации государственной службы, которой бы создавалась возможность эффективно обеспечивать функционирование российского государственного аппарата при его, сформированной на сегодняшний день, конституционно-правовой форме [8].

Куянова А. В. указывает на то, что «современной России нужна государственная служба, которая условно может быть названа «государственная служба переходного периода». Она должна быть построена по жесткой иерархии и централизации, отказе от любых контрактов и иных договорных отношений на государственной службе» [9].

Следовательно, мы можем признать, что исследователями так и не достигнуто единодушие в понимании основных направлений развития института государственной службы.

В частности, до настоящего времени не получила однозначного разрешения проблема поиска оптимальной модели организации всей российской публичной службы. Несмотря на то, что в настоящее время реализована концепция, при которой государственная и муниципальная служба разграничены по специальным законодательным актам, подобное решение не получило однозначного одобрения в среде ученых-административистов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [1] муниципальными служащими являются лица, осуществляющие обязанности по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления. В литературе неоднократно ставились вопросы относительно необходимости принятия мер по «выравниванию» статусов государственных с муниципальными служащих.

В подтверждение сказанному приводились доводы относительно единства сущности соответствующих видов службы как разновидности публичной социально и юридически значимой деятельности, а также в целом единые принципы построения и организации несения таких видов службы [7].

Как на этот счет высказывается В. А. Козбаненко, более точно и полноценно единства и целостности службы можно было бы добиться в том случае, если бы в нашей стране реально реализовывались единые основы организации названных видов службы, единообразно регулировались статусы указанных служащих, а также было налажено взаимодействие различных участников данной деятельности [7].

Подобный подход к пониманию модели нормативного регулирования в системе государственной, а также муниципальной службы названный выше исследователь видит в качестве наиболее предпочтительного в ходе реализации мер, направленных на реформирование системы всей отечественной государственной службы.

Также принципиально важно ответить и на вопрос о соотношении служебного права и трудо-правового регулирования, поскольку в данной сфере на сегодняшний день также отсутствует последовательность.

В источниках данной проблеме уделяется большое внимание. Иногда о ней рассуждают с позиции выявления соотношения в системе правового регулирования государственно-служебных отношений так называемых трудовой и публичной концепций отношений государственной службы [6].

Убедительны доводы, приводимые С. Поляковым, которым он обосновывает необходимость отдачи приоритета именно положениям служебного права перед положениями трудо-правового регулирования. Так, он обращает внимание на следующее.

Во-первых, одним из юридически значимых обстоятельств является то, что в служебных правовых отношениях в качестве работодателя выступает государство, представленное его государственными органами, которым вводятся условия по прохождению государственной службы. Во-вторых, назначением государственных органов, состав которых формируется за счет служащих, выступает решение задач и осуществление функций государства. В-третьих, в правовом статусе государственных служащих включена обязанность государства перед личностью по признанию, соблюдению и защите ее прав, свобод, интересов, следовательно, сказанное выступает в качестве обязанностей всех государственных служащих.

В-четвертых, особым характером содержания и осуществления служебной деятельности предопределен и сам процесс прохождения службы.

Используя принятые судебные решения по конкретным делам, С. Поляков приходит к выводу о том, что приоритета норм трудового права над нормами о государственной службе быть не может, так как у них не совпадает предмет регулирования, и они действуют в разных сферах [12]; государственная служба и трудовые правоотношения — это различные сферы правового регулирования, поэтому в государственно-служебной практике выбор надлежащих норм права должен определяться в зависимости от вида правоотношений (служебных или трудовых отношений) [11].

Учеными указывается на сложность проблемы соотношения норм административного и трудового права на государственной службе, которую нужно решать при использовании «законодательного закрепления изменения самого метода регулирования отношений в сфере государственной службы — максимального отказа от диспозитивного метода в пользу метода императивного» [5].

То есть мнение о целесообразности развития в системе государственно-служебного правового регулирования именно публично-правовых начал со свойственным юридическим инструментарием и средствами активно развивается учеными, исследующими современные проблемы государственной службы.

Кроме того, нельзя не сказать о том, что значимой проблемой института государственной службы выступает также повышение доверия россиян к представителям государственной власти, государственной службы, а также в целом к осуществляемой ими деятельности. Сказанное вытекает из чрезвычайно высокой значимости института общественного мнения как фактора демократии и претворения в жизнь волеизъявления народа, поскольку он выступает в качестве связующего власти с индивидами, гражданского общества с государством. В числе факторов, способствующих повышению общественного доверия к институту государственной службы, на наш взгляд, можно отнести следующие ключевые факторы:

− направление больших усилий государства на направление противодействия коррупции и пресечения коррупционных проявлений в области государственной службы и государственной деятельности;

− способствование повышению компетентности и профессионализма государственных служащих;

− неотвратимость наказания за несоблюдение служащими ограничений, запретов, предусмотренных в связи с прохождением государственной службы;

− нравственное и патриотическое воспитание кадрового состава государственной службы;

− требование корректности общения государственных служащих между собой и с гражданами;

− стимулирование роста мотивированности государственных служащих в вопросах повышения качества собственной деятельности.

Как известно, в 2017 году была реализована идея по разработке и внедрению стандартов оценки знаний и умений, которые требуются для осуществления должностных обязанностей с учетом области, а также вида профессиональной служебной деятельности, согласно категориям и группам должностей государственной гражданской службы [4]. В связи с этим, в течение всего 2017 года в вузах происходило открытие специальных центров по оценке соответствия государственных служащих, кандидатов таким квалификационным требованиям.

В последующем поставлена задача — подчинить деятельность всех государственных органов единым основам современной организационной культуры, состоящей, в том числе, из правил внутренних, а также внешних взаимодействий между властными органами.

Подобные мероприятия, как представляется, позволят сделать службу более открытой, а также повысить качество кадрового ее состава с ростом производительности их труда.

Читайте также  Гибдд сыктывкар дырнос реквизиты

Итак, мы можем признать, что отечественная государственная служба с момента своего создания в современной России постоянно находится в процессе совершенствования. Тем не менее, проблемы, которые стоят перед службой и требуют своего оперативного разрешения, отнюдь не исчерпаны. По этой причине исследования в сфере повышения качества осуществления государственной службы в течение ближайшего периода времени продолжат оставаться актуальными.

Поощрение в системе государственной гражданской службы: проблемы обеспечения реализации субъективного права

Аннотация

в статье рассматриваются некоторые проблемы реализации поощрения государственных гражданских служащих, в частности, вопрос ограничения дискреционных полномочий правоприменителя в ходе процедуры применения служебного поощрения. Исследуются причины отсутствия нормативно-правовых ограничений усмотрения полномочий поощряющего субъекта. Возможными причинами дискреционного характера таких полномочий выступает неопределенность поощрительных служебно-правовых норм, правовой природы полномочий поощряющего субъекта, а также отсутствие понятия служебной заслуги. Данные аспекты существенным образом усложняют правовую процедуру поощрения служащего и создают благоприятную среду для нарушения его соответствующего субъективного права. Предлагаются способы обеспечения формализации процедуры служебного поощрения, применяемого в системе государственной гражданской службы, и пути реализации субъективного права государственного гражданского служащего на поощрение.

Скачивания

Биография автора

аспирант кафедры административного и административного процессуального права

Литература

1. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020. URL.
2. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика / Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». 2004. С. 164.

3. Старилов Ю.Н. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба / Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. С. 474.
4. Шепель В.М. Стимулирование труда (психологический аспект) / М., 1969. С. 40.
5. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3 (214). С. 28.
6. Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении (правовые аспекты) / Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1993. С. 35-36.
7. Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятия, формы, факторы укрепления): Учебное пособие / М., 1988. С. 90.
8. Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 71.
9. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: учебное пособие / М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 137.
10. Гришковец А.А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения // Право и политика. 2002. № 1. С. 32.
11. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник / М., 1999. С. 373.
12. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 219.
13. Сальфранк П. Основы и методы управления / Л.-М., 1931. С. 72. Цит. по: Гришковец А.А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения // Право и политика. 2002. № 1. С. 33.
14. Баранов В.М. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность / Саратов, 1975. С. 23-24; Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика / Спб., 2003. С. 54; Богатырева Н.Г. Заслуга как основание поощрения // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 4А. С. 224-232; Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 7.
15. Трофимов Е.В. Характеристика заслуги как основания награждения // Современное право. 2011. № 1. С. 70-75.
16. Чуприс О.И. Особенности метода правового регулирования отношений государственной службы // Проблемы управления. 2009. № 1 (30). С. 227-229.
17. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / М.: Юристъ, 1997. С. 47-49.
18. Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2013. 44 с.;
19. Трофимов Е.В. Наградное право (общая часть): Электронное учебное пособие / Спб.: СЗФ РПА Минюста России, 2014. С. 54-66.
20. Бару М.И. Охрана трудовой чести по советскому законодательству / М.: Юрид. лит., 1966. С. 15-16; Винокуров В.А. Юридическая обязанность государства пожаловать награду // Юрист. 2010. № 7. С. 10; Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: теория и законодательная практика / Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. С. 54-56; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право / М.: Юристъ, 1996. С. 127-128; Каринский С.С. Поощрения за успешный труд по советскому праву / М.: Госюриздат, 1961. С. 34-36.
21. Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 183;
22. Ямпольская Ц.А. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины / М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 133.
23. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права / Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1978. С. 62-64;
24. Баранов В.М. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом государстве: сущность, назначение, эффективность / Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1975. С. 42.
25. Нырков В.В. Поощрения и наказания как средства реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 3. С. 197.
26. Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 10-11; Трофимов Е.В. Характеристика заслуги как основания награждения // Современное право. 2011. № 2. С. 70-75;
27. Богатырева Н.Г. Заслуга как основание поощрения // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 4А. С. 224-232;
28. Кокурина О.Ю. Заслуга как социально-правовое явление и понятие: определение, материальные и юридические признаки (часть 1) // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 2. С. 194-199;
29. Кокурина О.Ю. Заслуга как социально-правовое явление и понятие: определение, материальные и юридические признаки (часть 2) // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 286-293.
30. Мусаткина А.А., Липинский Д.А. Об альтернативных поощрительных дисциплинарных санкциях // Власть Закона. 2018. № 3 (35). С. 41-42.
31. Каринский С.С. Правовые вопросы, связанные с установлением и применением наград и поощрений за отличный труд // Правоведение. 1961. № 3. С. 80.
32. Баранов В.М. Правовые формы поощрения в развитом социалистическом обществе: сущность, назначение, эффективность / Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1975. С. 42.
33. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 (ред. от 16.12.2019) № 79-ФЗ.

Проблемы государственной гражданской службы

Опубликовано в журнале «Административное и муниципальное право» в № 6 за 2014 год в рубрике «Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции» на страницах 592-605.

Аннотация: В coвpeмeнныx coциaльнo-экoнoмичecкиx и пoлитичecкиx уcлoвияx Poccийcкaя Фeдepaция cтoлкнулacь с мнoжecтвoм вывoзов и угроз. Oднoй пpoблeм, кoтopaя cущecтвeннo пpeпятcтвуeт провeдeнию мнoгиx гocудapcтвeнныx пpeoбpaзoвaний, нaрушает пpaвa и зaкoнныe интepecы физичecкиx и юpидичeскиx лиц, взaимoдeйcтвующиx с opгaнaми гocудapcтвeннoй влacти и упpaвлeния, являeтcя пpoблeмa кoppупции. Этa пpoблeмa зaтpaгивaлa публичныe интepecы гocудapcтв пpaктичecки нa вceм прoтяжeнии paзвития человеческой цивилизaции и гocудapcтвeннocти. Bcлeдcтвиe кoppупции paзрушалась мнoжecтвo империй, были пoдoрвaны ocнoвы гocудapcтвeннoгo cувepeнитeтa цeлoгo pядa гоcударcтв, пpичинeн огромный мopaльный и мaтepиaльный ущepб. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Пpoблeмa кoppупции – этa пpoблeма, кoтopaя нe мoжeт быть peшeнa в кopoткий промежутoк вpeмeни. Для ee peшeния пpaктичecки кaждoму гocудapcтву требовалось oпpeдeлeннoe вpeмя, в тeчение кoтopoгo фopмировалось зaкoнoдaтeльcтвo о пpoтивoдeйcтвии кoppупции, coздaвaлиcь нeoбxoдимые cтpуктуpы, пpизвaнные eй прoтивoдeйcтвoвать, paзвивaлocь гpaждaнское oбщecтвo и т.д. Имeннo пo тaкoму эвoлюциoннoму пути шли мнoгиe, в нacтoящee вpeмя, ужe индуcтpиальнo paзвитыe гocудapcтвa. В чeм-тo пoхожий пpoцecc идeт ceгoдня и в Poccийcкoй Фeдepaции.

Ключевые слова: корупция, риск, борьба, противодействие, отвественность, наказание, стандарт, чиновник, служба, служащий

Читайте также  Письмо о том чтобы вернули приспособления

DOI: 10.7256/1999-2807.2014.6.12178

Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Библиография:
Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. 1973. № 5.
Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй пoлoвины в XVI-XX вв. (криминологическое исследование): дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.
Братко А.Г. Запреты в советском праве. Capaтoв, 1979.
Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы России // Государство и право. 1994. № 4.
Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Органы управления. СПб., 1887.
Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. – М., 2004.
Дульнeв М.В. Коррупция и борьба с ней в советском государстве 1917-1991 гг. (иcтopикo-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
Ермилин И. На пороге рынка (государственная служба и коррупция) // Советская юстиция. – 1990. – № 17.
Зeнькoвич В. К итогам борьбы со взяточничеством // Еженедельник советской юстиции. 1923. №
Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. – 2008. – № 4. 11. Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. 1993. № 2. 12. Малеин Н.С. Coвpeмeнныe проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6. 13. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. – Люберцы, 2008. 14. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1995 г . «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств / отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1999. 15. Кривоносов Д.А. Административные запреты в системе государственной службы Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2009. 16. Мельников В.П., Heчипopeнкo В.С. Государственная служба в России. – М., 2003. . 17. Maлыгин А.Я. Борьба с коррупцией в начале 20-х годов // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М., 1994. 18. Коррупция в фашистской Германии // Проблемы уголовной политики. Кн. 3. М ., 1937. 19. Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. – 2003. – № 7. 20. Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. – 2003. – № 7. 21. Какимжанов М.Т. Вопросы реализации антикоррупционной политики в Республике Казахстан на современном этапе // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России. – М., 2008. 22. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. – М., 1981. 23. Малько А.В. Стимулы и ограничения как парные юpидичecкиe категории // Правоведение. – 1995. – № 1. 24. Манохин В.М. Cлужбa и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М., 1997. 25. Николайчик В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США: экономика, политика, идеология. – 1998. – № 5. 26. Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001. 27. Сергиенко Л.А. Coвepшeнcтвoвaниe законодательства о советской государственной службе // Советское государство и право. 1984. № 5. 28. Якoвлeв П.С. Правовое регулирование государственной службы: сравнительный анализ современного российского и дореволюционного законодательства // Бюллетень Министерства юстиции России. 2005. № 12.
Куракин А.В. Meждунapoднoе и административное право и противодействие коррупции в системе гocудapcтвeнной гражданской службы // NB: Административное право и практика администрирования. — 2014. — 1. — C. 53 — 81. DOI: 10.7256/2306-9945.2014.1.11051. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_11051.html
Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. — 2013. — 7. — C. 137 — 157. DOI: 10.7256/2306-9945.2013.7.9954. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_9954.html
Куракин А.В., Ватель А.Ю., Тереньтьев Э.В. Административно-правовое регулирование этического поведения государственных гражданских служащих и обеспечение их надлежащего служебного поведения // Административное и муниципальное право. — 2012. — 5. — C. 9 — 17.
Куракин А.В. Международно-правовые источники
административного права
в сфере противодействия коррупции
в системе государственной службы
Российской Федерации // Административное и муниципальное право. — 2013. — 3. — C. 240 — 249. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.03.7.

Правильная ссылка на статью:
просто выделите текст ссылки и скопируйте в буфер обмена

Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019–2021 годы

Президент подписал Указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы».

Текст Указа:

В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы являются:

а) совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие);

б) стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;

в) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;

г) ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 января 2020 г.:

создать нормативно-правовую базу, необходимую для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы;

обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти;

представить в установленном порядке предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы;

обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих;

обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих;

завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;

б) до 1 января 2021 г.:

обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам;

обеспечить совершенствование методов оценки (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе;

завершить создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва на гражданской службе;

обеспечить возможность проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими, в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации;

в) в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путём поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет;

г) в месячный срок утвердить план мероприятий («дорожную карту»), направленных на реализацию настоящего Указа;

д) ежегодно, до 1 апреля, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Указа;

е) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий («дорожной карты»), предусмотренного подпунктом «г» настоящего пункта.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при организации мероприятий, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, учитывать предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.