Стоит ли страховаться на железной дороге

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

ПРАЙМ, 3 ноября 2011 г.

Узнаваемость страховщиков растет, а доверие к ним падает – «Ромир»

Узнаваемость страховщиков растет, а доверие к ним падает, свидетельствуют результаты ежегодного исследования, посвященного деловой репутации крупнейших российских страховщиков. Опрос проводился исследовательским холдингом «Ромир». Рейтинги узнаваемости и доверия потребителей были составлены на основе всероссийского опроса общественного мнения* по наиболее авторитетной международной методике измерения репутации Global Reputation Index (GRI)**.

Вечерняя Казань , 27 апреля 2002 г.

От незаконного страхования на железной дороге, к сожалению, не страхуют.

Казанское отделение Горьковской железной дороги незаконно собирает с предпринимателей деньги за страховку отправляемых грузов, а потом отдает их коммерческой фирме — к таким выводам пришли работники Татарской транспортной прокуратуры в ходе специальной проверки.

Впрочем, для коммерсантов, чей бизнес связан с отправлением товаров по железной дороге, заключение прокуратуры не новость. Собственно, по их многочисленным жалобам и была затеяна проверка. Причем просьбы разобраться в ситуации коммерсанты чаще всего излагали устно в прокурорском кабинете — доверять показания бумаге они остерегались. Ведь железная дорога — столб их бизнеса и рубить его, ссорясь с чиновниками в железнодорожных мундирах, способны немногие. Хотя, по большому счету, сотрудники Казанского отделения Горьковской железной дороги в этой ситуации тоже не виноваты — нарушать закон, как установила та же проверка, их принуждают инструкции Министерства путей сообщения. Впрочем, обо всем по порядку.
Шквал звонков и обращений со стороны коммерсантов обрушился на работников прокуратуры осенью прошлого года. Примерно в то же время на всех железнодорожных станциях республики появились распоряжения об обязательном страховании грузов, подписанные руководством КОГЖД. Распоряжения, надо сказать, странные — как это страхование может быть обязательным? На этот вопрос сотрудники товарных контор железнодорожных станций отвечали грузоотправителям, что без страхового полиса вагоны для перевозки груза предоставляться не будут. Страхование — дело добровольное: хотите груз отправить — страхуйтесь, а не хотите — ищите другой транспорт. Коммерсанту, бизнес которого от железнодорожной ветки неотделим, приходится делать правильный выбор: здесь же, в товарной конторе, оформлять страховой полис стоимостью до 2 тысяч рублей.
Ну и что? — может кто-то сказать — железная дорога — предприятие изначально убыточное, ее руководству надо как-то выкручиваться, платить зарплату, ремонтировать пути и вагоны. Однако деньги бизнесмен вносит не в кассу станции — страховой полис он оплачивает в банке и переводит деньги на расчетный счет «Железнодорожного акционерного страхового общества», которое является коммерческой структурой и к железной дороге имеет такое же отношение, как доярка к корове. По крайней мере, так следует из материалов прокурорской проверки.
Впрочем, может быть, сравнение с дояркой здесь несколько неуместно. Каждая колхозница свое животное холит и лелеет. Кормит, чистит, да и доит своими руками. А между ЖАСО и железной дорогой совсем другие отношения. Деньги, поступившие в акционерную компанию, там и остаются — железнодорожников, как утверждают работники прокуратуры, они не греют. Хотя урожай хрустящих купюр собирают именно работники станций, причем — что самое интересное — в ущерб своей основной работе. Например, на железнодорожной станции «Вахитово» оформлением страховых полисов занимаются трое штатных железнодорожников. По трудовому договору с управлением железной дороги, каждый из них должен обслуживать подвижные составы, а на самом деле они с утра до ночи пашут на ЖАСО, выполняя функцию страховых агентов. Страховая компания им не платит ни копейки за полисы, но отказаться они не имеют права — получат по шапке от начальника станции, в данном случае — от Алексея Рукавишникова. Начальник станции, в свою очередь, тоже каждый день безвозмездно следит, чтобы страховых полисов на его станции было заполнено как можно больше, поскольку его, как и начальников других станций, регулярно вызывают на совещания в управление КОГЖД, где дают конкретные указания: работать на ЖАСО не покладая рук.
А руководство управления КОГЖД, как выяснили работники прокуратуры, тоже получает разнарядки и инструкции работать на благо и процветание страховой компании. Соответствующие указания поступают в виде обычных телеграмм из Нижнего Новгорода — из штаб-квартиры Горьковской железной дороги. И в этих телеграммах нижегородские железнодорожники ссылаются на такие же негласные инструкции из МПС.
Чтобы представить размер денежных средств, которые зарабатывают татарстанские железнодорожники для страховой компании, достаточно упомянуть, что в республике более 20 железнодорожных станций, на которых ежедневно оформляется до 10 страховых полисов. А самое интересное в этой ситуации то, что страховать грузы на железной дороге предпринимателям бессмысленно в принципе. Согласно железнодорожному уставу железнодорожники обязаны отвечать за сохранность вверенного им груза за исключением лишь тех случаев, когда груз был поврежден в результате стихийных бедствий.
Как прокомментировал ситуацию старший помощник Татарского транспортного прокурора Олег Манько, ни один рубль из «страховых» денег Казанское отделение не получило. В своих объяснениях руководители КОГЖД указывают, что страховая компания оказывает железной дороге материальную помощь, но документов, подтверждающих это, прокурорская проверка не выявила. По словам Манько, фирма «ЖАСО» собирает деньги не только в нашем регионе, ее головной офис находится в Москве. В нашем регионе филиал страховой компании был зарегистрирован около двух лет назад, и до осени прошлого года страховщики предлагали свои услуги исключительно на добровольных началах.
— Отдельного постановления об обязательном страховании грузов на железной дороге правительство России не выносило, — говорит Олег Манько. Поэтому заключение проверки в двух словах сводится к следующему тезису: Казанское управление железной дороги осуществляет функции страховой компании, не имея на то лицензии. А вот страховая фирма «ЖАСО» незаконно присваивает деньги клиентов. Поэтому в ближайшие дни руководитель КОГЖД Иван Белов получит строжайшее представление. А компании «ЖАСО», по всей видимости, придется вернуть «страховые» деньги бизнесменам. По крайней мере, транспортная прокуратура уже готовит на этот счет серию исковых заявлений.
С заключением работников прокуратуры директор Казанского филиала ЖАСО Андрей Терехов категорически не согласен.
— Деловые взаимоотношения у фирмы «ЖАСО» с железной дорогой действительно присутствуют, — говорит он. — Однако доля участия нашего филиала в страховании на железной дороге равна всего 0,4 процента. Казанское отделение «ЖАСО» действительно страхует грузы ряда предприятий республиканского значения, однако договора мы заключаем исключительно на добровольной основе. Да и наивно полагать, что наш маленький филиал может заставить директоров солидных компаний принудительно выплачивать нам деньги. Это ведь просто смешно! Кроме того, ЖАСО работает в 30 регионах России, является одной из крупнейших компаний на федеральном рынке страховых услуг. Неужели кто-то считает, что наша фирма способна пожертвовать лицензией из-за десятка копеечных договоров?! Возможно, административный нажим со стороны руководства железной дороги в вопросах страхования грузов и присутствует, однако наша компания им не пользуется. Это, в частности, подтверждается малым охватом страхования на железной дороге. Надо сказать, что Казанское отделение ГЖД обслуживают десятки страховых фирм — в том числе Железнодорожный страховой фонд, компания «Поволжье». С данными прокурорской проверки я не ознакомлен, она вообще проводилась без участия сотрудников нашего филиала. Но я полагаю, что работники прокуратуры просто спутали нашу организацию с какой-то другой страховой компанией. Думаю, что они сами во всем разберутся.
На этом можно было бы поставить точку. У редакции нет полномочий, чтобы выступать арбитром в споре между прокуратурой и ЖАСО. Но напоследок один любопытный документ из материалов прокурорской проверки — телеграмма, адресованная начальникам железнодорожных станций.

Читайте также  Составление договора о полной материальной ответственности

«Всем ДС МЧ грузовых.

Несмотря на неоднократные указания ГЖД, по итогам 9 месяцев 2001 года положение со страхованием грузов в вагонах и контейнерах остается на довольно низком уровне. Руководители не уделяют должного внимания для решения этого важного вопроса. Не ведется работа с грузоотправителями. Особое внимание надо обратить на станции, на которых при больших объемах погрузки страхование грузов не ведется вообще или ничтожно мало.
Учитывая, что за счет страхования Каз. отделение имеет возможность выполнять мероприятия по обеспечению сохранности грузов и безопасности движения поездов, обязываю:
1. Всем ДС МЧ в декадный срок активизировать работу с Казанским филиалом ЖАСО в плане заключения договоров страхования грузов, определить объемы страхования и провести с работниками станций разъяснительную работу по организации этого важного дела.
2. ДС МЧ провести с грузоотправителями совещания по обеспечению страхования грузов и обеспечить максимальное заключение договоров на добровольное страхование грузов.
3. Начальникам станций, где страхование грузов в вагонах и контейнерах ничтожно мало или не ведется вообще, в 5-дневный срок представить объяснение за необеспечение страхования грузов.
4. НОДН ОЦФТО установить контроль за исполнением данного указания.
Начальник Казанского отделения ГЖД И.А.Белов».

Пояснения к телеграфному шифру железнодорожников:
ДС — начальники железнодорожных станций,
МЧ — руководители железнодорожных предприятий по погрузкам товарных контейнеров,
НОДН ОЦФТО — руководитель службы грузовых перевозок.

Вся пресса за 27 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страховое право, Страхование грузов

Истории клиентов

Страхование жизни для женщин

Оксана П., г. Бердск
Программа страхования: Глория, Солнышко, Премиум

Моя хорошая знакомая Ирина при случайной встрече предложила страхование. Безусловно, у меня были сомнения. Я отнеслась с большим подозрением, так как все, наверное, через это проходили, и наша семья на тот момент уже прошла через выплаты, которых не было, в знаменитых «свадебных» страховках Госстраха. В общем, слово «страхование» вызвало у меня подозрение и сомнение. Но Ирина в течение полугода мне звонила и говорила: «Ну, Оксана, надумала?» «Нет денег», – отвечала я.

И тут у меня ребенок оказывается в неприятной ситуации в школе. Попадает случайно в драку мальчишек и получает сотрясение мозга. А Ирина говорила о программе «Солнышко», и я позвонила ей, рассказала ситуацию и спросила «Можно ли что-то сделать?», на что Ирина ответила, что можно было сделать вчера. Тогда я сказала ей: «Приезжай, найду деньги, оформлю программу». Сразу Ирина предложила оформить ещё программу «Глория» для меня. Я согласилась. Но на тот момент я не думала, что со мной, молодой и здоровой мамой 2 детей, без наследственных заболеваний может что-то случиться. И тут страшный диагноз – рак груди и уже была 3 стадия. Это было очень неожиданно и страшно и, если бы не Ирина со своим предложением, неизвестно где бы я сейчас была и что происходило бы со мной. Ведь мы молодые, здоровые, красивые и мы не думаем, когда устраиваемся на работу, о том, какая официальная часть зарплаты и какая неофициальная. Но когда дело коснулось больничного после химии, операции и облучения, оплата больничного оказалась мизерной, и я поняла, что, если бы не выплата по страховке, я бы не смогла покупать лекарства и нормально существовать. Когда я узнала страшный диагноз, Ирина была первой, кому я позвонила, она меня успокоила и самые большие сложности были связаны с медицинской бюрократией. Но сама выплата пришла очень быстро. Я смогла оплатить операцию и сделать пластическую, а также восстановиться. Если бы не было этой выплаты, я бы не смогла обеспечивать ежедневные расходы своих детей и, если бы в тот момент пришлось бы ещё заботиться о деньгах, я бы не выдержала морально и физически. Реальной финансовой помощи не было ни от кого, ни на работе, ни от знакомых. С выплатой я чувствовала себя гораздо лучше в моральном плане. От государства помощи больным раком никакой нет. Нужны только свои деньги.

Теперь я сама работаю в компании и мой опыт помогает мне в работе, ведь я знаю, что компания выполняет свои обязательства и я уверенно говорю клиентам, что компания финансово поможет им в сложной жизненной ситуации.

Страхование жизни для детей

Галина Т., г. Омск
Программа страхования: Солнышко

Мы застрахованы вместе с ребёнком по программе «Солнышко», он занимается хоккеем. Часто случаются травмы. Даже за незначительные травмы, мы получили уже три выплаты.

При ушибе головой, образовалась шишка на лбу. При обследовании ничего страшного не обнаружили, но компания выплатила нам пять тысяч, и мы получили деньги в течение недели. Мы всегда чувствуем поддержку компании и знаем, что она рядом с нами в трудную минуту.

Хочу поблагодарить своего агента Галину Плеханову из агентства №181 в г. Омске за оперативность и внимание.

Страхование жизни для главы семьи

Александр К., г. Череповец
Программа страхования: Гардия

О компании PPF Страхование жизни я узнал от своей давней хорошей знакомой Ирины Модестровой, которая стала впоследствии моим консультантом.

Недавно со мной произошёл несчастный случай, я сломал ногу и буквально выпал из жизни на 2 месяца, Ирина была первой, кто пришёл мне на помощь. Сначала она проконсультировала меня по телефону, рассказала, что и как сделать и куда обратиться и впоследствии подсказала какие документы собрать и как себя вести в той или иной ситуации. Благодаря её советам я сделал всё правильно, и компания выплатила мне значительную сумму, которой мне хватило, чтобы оплатить все накопившиеся к тому моменту платежи. Это было для меня огромным подарком, что я застраховал свою жизнь. PPF Страхование жизни – хорошее подспорье при жизненных обстоятельствах, которые могут вывести человека из состояния равновесия, и очень надёжная компания, которая готова подать руку помощи в сложной ситуации. Спасибо вам огромное за то, что вы есть!

Елизавета Х., г. Ростов-на-Дону
Программа страхования: Гардиа

Я являюсь клиентом компании PPF Страхование жизни с 2012 года, и я хочу обратиться ко всем, кто не задумывается о финансовой безопасности своей жизни. Я предприниматель и прекрасно понимаю, что в период временной нетрудоспособности поддержать меня будет некому. Моя семья и мое дело целиком зависят от того, «на ходу» я или нет.

Жизнь показала, что я сделала правильно, решив защитить себя от рисков в компании PPF Страхование жизни. Так вышло, что пресловутый «страховой случай» все-таки наступил. Была авария. Я водитель с 20-летним стажем, езжу спокойно, не нарушая правил. Только вот нашлись те, кто грубо нарушил. Как говорится: не я, так в меня. На следующий день, находясь в БСМП, я сделала лишь один звонок своему агенту и очень скоро, без волокиты, стали перечисляться довольно крупные суммы. Мы сделали доверенность на мужа, и он получил деньги на почте. Меня приятно поразило то, что не надо было разыскивать свой страховой полис, я уже была в базе компании и достаточно было моих данных и справки из больницы.

Читайте также  Общение медсестры в гинекологии

Кстати, за время пребывания в травматологии, а срок был немалый, я убедилась, что я единственная из пациентов, кто имеет страховку. Это как? За свой счет всё получается? Очень по-нашенски! Принцип «на авось» очень люб нашему человеку!

Агитировать никого не собираюсь, но береженого Бог бережет…

А для меня, пожалуй, PPF Страхование жизни — это самый правильный выбор. Спасибо компании и ее руководству за то, что она есть в России вот уже 15 лет.

И еще, желаю компании процветания на многие и многие годы, спокойной работы и побольше лояльных клиентов.

Ольга П., г. Нижневартовск
Программа страхования: Премиум

После квалифицированной беседы с менеджером компании PPF Страхование жизни я поняла для себя, что полис ДСЖ мне просто необходим, так как я одна воспитываю сына. Долго я не раздумывала и в 2015 году приобрела программу «Премиум». Через год я неудачно оступилась на ровном месте и в итоге — перелом ноги. Связалась со своим консультантом, она подробно рассказала, как нужно поступить в такой ситуации.

Я сдала документы на выплату, и уже через 2 дня деньги поступили мне на счёт. Всё быстро, оперативно, без проволочек и суеты. Я была приятно удивлена.

Мой менеджер постоянно (на ежемесячной основе) поддерживает со мной связь, рассказывает обо всех изменениях и новинках. А сейчас помогает мне со сбором документов на возврат 13% налогового вычета. Я об этом совсем забыла. Огромное спасибо Компании за четкость в работе и обязательность. Отдельное спасибо моему менеджеру, Крымовой Н.Н., за внимание к своим клиентам, за быструю и квалифицированную помощь и за добросовестную работу!

С вами чувствую себя защищённой. Работой Компании очень довольна. Благополучия вам, процветания и побольше клиентов. Всё отлично!

Наталья П., г. Ангарск
Программа страхования: Премиум

Я хочу поделиться своей историей. В сентябре 2016 года к нам домой пришла агент по страхованию Юрченко Елена. Мы с мужем все выслушали и приняли решение застраховать меня, т.к. муж работает на железной дороге, у него есть полис СЖ, и пенсию он получит достойную. А у меня нет никакой защиты на непредвиденные обстоятельства.

Работаю я неофициально, понимаю, что пенсия будет у меня минимальная. В конце этого же месяца мне вручили полис СЖ «Премиум». В октябре 2016 году по пути на работу я неудачно упала. У меня диагностировали перелом шейки бедра, две недели я пролежала в больнице. После выписки из больницы я еще два месяца находилась на лечении, с трудом передвигалась по квартире. Конечно, ни о какой работе или выплате больничного листа речь и не шла. Работодатель меня просто уволил. Но, благодаря компании и своевременному приобретению полиса, я получила достойную выплату в размере 46 тыс. рублей. Это мне позволило пройти реабилитацию и оплатить обязательные платежи. Хочу сказать спасибо компании PPF Страхование Жизни. Огромное спасибо моему агенту Елене. Моя семья благодарна. Удачи и процветания ВАМ.

Больше историй наших клиентов вы можете найти в корпоративных аккаунтах нашей компании в социальных сетях:

Страхование пассажиров железнодорожного транспорта

Вместе с Российскими Железными Дорогами, для всех, кто путешествует железнодорожными маршрутами, мы предлагаем приобрести страховку от несчастного случая во время поездки. По такой страховке производится денежная выплата, если во время поездки произойдет несчастный случай или отравление, в результате которых наступит временная нетрудоспособность, инвалидность или смерть. Страховку очень просто приобрести одновременно с покупкой билета на поезд дальнего следования, прямо в кассах РЖД.

Действие страховки

Страховка действует на одну поездку по маршруту, указанному в железнодорожном билете. Действие страховки начинается с момента объявления посадки в поезд, но не ранее 30 минут до его отправления по установленному маршруту, и заканчивается, когда пассажир покинул железнодорожный вокзал/станцию, но не позже 1 часа с момента прибытия поезда в конечный пункт назначения.

Страховка действует при наступлении в поездке:

  • временной нетрудоспособности в результате несчастного случая;
  • инвалидности в результате несчастного случая;
  • смерти в результате несчастного случая.

Не является несчастным случаем остро возникшие или хронические заболевания и их осложнения (как ранее диагностированные, так и впервые выявленные), спровоцированные воздействием внешних факторов, в частности, бронхиальная астма, острое респираторное заболевание, любые проявления аллергических реакций, инфаркт миокарда, инсульт, аневризмы, опухоли, функциональная недостаточность органов, врожденные аномалии органов и другие, а также инфекционные болезни, в т.ч. сопровождающиеся интоксикацией.

Размер выплаты по страховке

Выплата по страховке производится один раз:

  • При наступлении временной нетрудоспособности, выплата производится в размере 0,1% от страховой суммы за каждый день нетрудоспособности, начиная с первого дня, но не более чем за 60 дней непрерывного лечения и в пределах страховой суммы. При этом выплата рассчитывается исходя из общего количества непрерывных дней нетрудоспособности по единому больничному листу, как первичному, так и, в случае продолжительной болезни, по продленному.
  • При наступлении инвалидности, выплата определяется в зависимости от установленной группы инвалидности:
    • для 1-ой группы инвалидности – 100% от страховой суммы;
    • для 2-ой группы инвалидности – 70% от страховой суммы;
    • для 3-ей группы инвалидности – 40% от страховой суммы;
    • для категории «ребенок-инвалид» – 100% от страховой суммы.
  • В случае смерти, выплата осуществляется в размере 100% от страховой суммы.

Стоимость страховки

На сайте РЖД можно купить страховку для пассажиров, с максимальной суммой выплаты 1 500 000 рублей всего за 150 рублей. В билетных кассах РЖД на ваш выбор предлагаются три варианта страховки:

  • с максимальной суммой выплаты 500 000 руб. – стоимость страховки 50 руб.
  • с максимальной суммой выплаты 1 000 000 руб.– стоимость страховки 100 руб.
  • с максимальной суммой выплаты 2 000 000 руб. – стоимость страховки 200 руб.

Расторжение полиса

Вы можете отказаться от страховки не позднее чем за 30 минут до отправления поезда. Для возврата уплаченных за полис денег необходимо предъявить полис и билет в кассу РЖД.

Страховки бывают разные: на что обратить внимание при выборе транспорта?

Условия страховых компаний отличаются и зависят от вида транспорта и рисков, которые предусматриваются на том или ином транспорте. При этом учитываются: вид транспорта (в каждой сфере установлены тарифы на провоз имущества), тип груза, тип упаковки, маршрут следования, количество перегрузов на всем пути следования, вид трафика (например, внутренние перевозки дешевле) и безопасность маршрута.

Самый опасный вид перевозки – автомобильный. Грузоперевозка, в которой задействован автотранспорт, вызывает большой интерес среди мошенников. Кроме того, при автомобильной перевозке есть риск потерять и груз, и транспорт.

Основными рисками в этом случае считают человеческий фактор со стороны водителей, ДТП (другие машины, скользкая дорога, животные), техническое состояние транспорта. Кроме того, учитывается, что к товару практически на всем пути следования есть доступ третьих лиц.

Перемещение имущества железнодорожным транспортом подвержено авариям в минимальной степени. Да, бывают сходы подвижного состава с рельсов, задержки по причине погодных условий и ошибочных маневров, но намного реже, чем при автоперевозках.

В числе рисков при этом следует учитывать, что практически всегда есть доступ к грузу, что сложно получить от железной дороги акт о повреждении, гибели или порчи груза, что в процессе смены головы состава возможна потеря вагона или его повреждение, а в процессе перегруза при ПРР возможно повреждение груза. Также следует всегда помнить про техническое состояние железнодорожного состава. При перевозке по железной дороге страховщики обращают внимание на наличие в составе вагона сопровождения и тип подвижного состава.

Читайте также  Акт приема передачи угля

Что может случиться с грузом на железной дороге? Надо понимать, что возможно повреждение груза в результате смещения грузовых мест в пути следования и при маневрах, утрата груза в результате схода с рельс поезда, подмокание груза вследствие негерметичности контейнера или вагона, а также хищение груза при стоянке составов на станциях.

Иногда говорят, что перевозка морским видом транспорта самая безопасная, но тем не менее неприятности случаются и при таком раскладе. В качестве рисков при этом выделяют пиратство, намокание при шторме, смыв груза, аварии и недостатки технического состояния судов – многие страховые прописывают в правилах, что возраст судна не должен быть более 20–25 лет.

Авиаперевозки – самый безопасный способ доставки. И считается, что страхование авиаперевозок является самым безубыточным направлением. Как правило, в этом случае использовано минимальное количество стыковок. Но так как авиадоставка – еще и самый дорогой способ, и груз отправляется дорогой, полис страхования все равно оформляется. Среди учитываемых рисков выделяют происшествия при перегрузах (доступ сотрудников аэропорта при ПРР, при ТО) и аварии (падение самолета).

Автор: Юлия Иванова, руководитель отдела мультимодальных перевозок «Канавара Групп»

Перевозчики предпочитают страховку охране. И не важно, кто именно охраняет

31 октября 2014

Монополия Минтранса на охрану перевозок железнодорожных грузов больше волнует тех, кто хочет свой кусок этого пирога

Лучше тратить деньги на страхование груза, чем на его охрану. Такова точка зрения директора по перевозкам компании «СВ-ТрансЭкспо» Дениса Комарова.

Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного транспорта предложило Минтрансу отказаться от монополии по охране перевозок железнодорожных грузов и разрешить частным охранным компаниям сопровождать и охранять грузы на железной дороге. Об этом исполнительный директор СОЖТ Дмитрий Королев написал заместителю министра транспорта Алексею Цыденову, сообщает РБК.

Сейчас за охрану и сопровождение грузов, доставляемых по железной дороге, отвечает ведомственная охрана Минтранса – ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Расходы одного оператора на сопровождение грузов составляют около 2% от провозного тарифа, который регулярно выплачивается РЖД, а в итоге эти затраты оплачивают грузовладельцы, потому что операторы включают их в стоимость своих услуг.

Согласно данным РЖД, с января по сентябрь на железной дороге произошло 5,3 тыс. случаев хищений. Ущерб составил более 74 млн руб., а по факту хищений возбуждено 1,6 тыс. уголовных дел. Решение проблемы операторы видят в либерализации рынка охранных услуг на железных дорогах России: они предлагают дать возможность не только ведомственной охране, но и частным охранным организациям участвовать в открытых конкурсах.

Обращение в Минтранс готовили представители «Русагротранса», «Трансконтейнера», «Евросиба», «Трансойла», «Трансгаранта» и «Восток 1520», тогда как в ПГК и ФТК не уверены, что поддержат СОЖТ. В РЖД инициативу допуска частных охранных организаций к сопровождению грузов не поддерживают, поскольку работа с частными предприятиями невозможна технологически. Как относятся к инициативе СОЖТ в транспортно-логистических компаниях, «Логирус» выяснял у директора по перевозкам 3PL-оператора «СВ-ТрансЭкспо» Дениса Комарова.

– Зачастую профпригодность людей, которые охраняют грузы на железной дороге, оставляет желать лучшего, – прокомментировал ситуацию собеседник «Логируса». – К вагону не приставлен человек с ружьем, который стоит и не отходит – это не так. В сформированном составе есть теплушка, где сидят охранники – человека четыре, которые его охраняют. А брошенные составы как можно охранять? Состав длиной по несколько сот метров, до километра доходит. Что охранник может наохранять там? Постоянное патрулирование никто не делает. По сути, охрана номинальна.

По словам эксперта, это монополия, с которой Минтранс не хочет расставаться, поскольку получает за это деньги. При этом качество услуг оставляет желать лучшего. «На ряд позиций это обязательное требование, – уточняет Денис Комаров. – Грубо говоря, нам навязывают услугу. Мы должны заплатить, а охрана – она номинальная. Может быть, в каких-то случаях она работает, но это, скорее, исключение. Мы не можем на нее рассчитывать на 100%. Проще потратить деньги на страхование груза, и в случае каких-либо ситуаций получить страховку. Это наиболее вероятно, чем то, что охранники смогут произвести правильные действия и предотвратят эти неприятные события. В целом, наше мнение таково: это бестолковая трата денег, ни на что она не влияет, но так как это требование РЖД, соответственно, за это приходится просто платить».

– В случае привлечения частных охранных организаций часть средств будет уходить в эти ЧОПы, – продолжает собеседник «Логируса». – Трудно сказать, повысятся ли расценки. Все от ЧОПа зависит, а уровень у них разный. Толку от них, конечно, будет гораздо больше. Все-таки это частные компании, и, наверное, они будут дорожить своей репутацией. В случае некачественного выполнения работы к ним в следующий раз просто не обратятся. Естественно, это их будет стимулировать обеспечивать уровень сервиса не такой, нежели предоставляется сейчас.

Однако, уточняет эксперт, ни один логист не предложит перевозку высокостоимостных грузов по железной дороге: они доставляются либо автомобилем, либо, как правило, авиационным транспортом. «Железная дорога – это все-таки массовость, – поясняет Денис Комаров. – А массовые грузы не могут быть какими-то супердорогими, потому что дорогие и требующие надлежащего отношения – это обычно штучные товары. На РЖД –грузы массовые, поточный товар, который перевозится на дальние расстояния. Есть, конечно, почтовые отправки, когда в составе один такой вагон. Один вагон охранять несложно, а если речь идет о всем составе, то как его могут четыре человека охранять, весь километровый состав? Да никак!»

– На мой взгляд, привлечение ЧОПов кардинально проблему сохранности грузов на железной дороге не решит, – делится мнением собеседник «Логируса». – Это улучшит сервис, создаст конкуренцию, тем самым способствуя улучшению качества и снижению тарифа, но кардинально изменить ситуацию вряд ли, наверное, сможет. Потому что есть своя специфика. Если уж тратить деньги, то тратить на страхование груза, а не на его охрану.

Эксперт не сомневается, что даже если грузы будут охраняться частными фирмами, грузоотправителям по-прежнему придется страховать грузы. В тех случаях, когда это необходимо, груз нужно однозначно страховать, поскольку ни один ЧОП не гарантирует сохранности на 100%, считает Денис Комаров и приводит пример из собственной практики. «Ликвидный товар – сигареты. Идет колонна, три-четыре машины. Она охраняется ЧОПом, серьезным ЧОПом, вооруженным. Их останавливают якобы сотрудники милиции или ДПС, и все: всех скручивают, водителя и охрану – к дереву, а груз исчезает. Я не слышал об эпизодах, в которых кто-то что-то отбил», – сетует собеседник «Логируса».

– Кардинально привлечение ЧОПов проблему не решит. От какого-то хулиганья, мародеров они, может быть, и спасут: те увидят, что есть человек, и не полезут. Но если серьезная акция, спланированная, никакой ЧОП не защитит. Кардинальное решение за государством – это поднятие уровня жизни, создание рабочих мест в регионах. Если у человека будет работа, он не пойдет вагоны грабить. А пока рецепт один – страхование грузов, – подытоживает Денис Комаров. LR