Уголовное право — 11

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №12. Понятие и сущность уголовного права. Уголовная ответственность и наказание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие отношения в жизни регулирует уголовное право;

2. Какие поступки человека можно назвать преступлениями;

3. Что такое состав преступления.

Глоссарий по теме:

Уголовное право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, установленные высшими органами государственной власти, в которых определяется, какие деяния являются преступлениями, и предусматривается наказание за их совершение.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Деяние – осознанное поведение, которое может быть выражено в форме действия или бездействия.

Состав преступления – совокупность определенных признаков, которые характеризуют общественно опасное действие как преступление.

Мотив преступления – внутреннее побуждение к преступному деянию.

Цель преступления – желаемый результат, которого стремится достичь преступник.

Ключевые слова: Уголовное право; преступление; деяние; состав преступления; объект преступления; субъект преступления; субъективная сторона преступления; объективная сторона преступления; вина; умысел; неосторожность; мотив преступления; цель преступления; казус.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, какие отношения в жизни регулирует уголовное право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов уголовного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Уголовное право — это совокупность правовых норм, определяющих общественно опасные преступные деяния и наказания к лицам их совершивших.

Предмет регулирования уголовного права – общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, субъектами которого являются: лицо, совершившее преступление, и государство, представителями которого выступают органы правосудия.

Уголовное право состоится на ряде принципов.

  1. Принцип законности (преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом). Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
  2. Принцип равенства граждан перед законом (лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств).
  3. Принцип вины (лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина).
  4. Принцип справедливости (наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного).
  5. Принцип гуманизма (проявление человечности, милосердия как в отношении потерпевших от преступления, всех членов общества, так и в отношении преступника).

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Признаки преступного деяния:

— общественная опасность (заключается в свойстве деяния причинить или создать возможность угрозы причинения вреда охраняемым законом отношениям и интересам);

— уголовная противоправность, т.е. запрещённость общественно опасного деяния в уголовном законе;

— виновность, т.е. лицо подлежит уголовной ответственности только за общественно опасные деяния и их последствия, в отношении которых установлена его вина;

— наказуемость – возможность назначения наказания за совершённое преступление.

Категории преступления :

1) преступления небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы);

2) преступления средней тяжести (умышленные преступления — не превышают пяти лет лишения свободы, а неосторожные деяния — не превышают два года лишения свободы);

3) тяжкие преступления (максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы);

4) особо тяжкие преступления (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание).

Виды преступлений в зависимости от объекта посягательства):

  1. Преступления против личности
  2. Преступления в сфере экономики
  3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  4. Преступления против государственной власти
  5. Преступления против военной службы
  6. Преступления против мира и безопасности человечества

Признаки уголовного наказания:

а) назначается только за совершение преступления;

б) назначается только по приговору суда;

в) применяется только к лицу, виновному в совершении преступления;

г) носит публичный характер. От имени государства виновному лицу выносится порицание его поведения;

д) лишение или ограничение прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления;

е) наказание обладает таким специфическим признаком, как судимость.

Основанием всякой правовой, в том числе и уголовно-правовой, ответственности означает выяснение вопроса, за что, т.е. за какое именно поведение может наступить ответственность. Действующее законодательство установило, что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»

Виды уголовных наказаний:

  1. Штраф
  2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  4. Обязательные работы (пояснить различия между обязательными и исправительными работами)
  5. Исправительные работы
  6. Ограничение по военной службе
  7. Конфискация имущества
  8. Ограничение свободы
  9. Арест
  10. Содержание в дисциплинарной воинской части
  11. Лишение свободы на определенный срок
  12. Пожизненное лишение свободы
  13. Смертная казнь

зрения ряда учёных, человек использует право не только для решения конфликта.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

По горизонтали:

2. один из признаков, свойств правонарушения, свидетельствующий о несоответствии деяния предписаниям норм права, нарушающий установленное в них правило.

3. запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом не означает лишь декларирования этого, а предусматривает установление за его совершение соответствующего наказания.

По вертикали:

1. субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния.

Разбор типового контрольного задания

Установите соответствие между принципами уголовного права.

наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми

применение уголовной ответственности исключительно на основании УК и в точном соответствии с ним.

лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения

лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия

Понятие и источники уголовного права

Урок 38. Право 11 класс. Базовый и углублённый уровень

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Понятие и источники уголовного права»

Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное законодательство определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания тем, кто совершил преступление, то есть особо опасное для общества правонарушение, которое влечёт за собой уголовную ответственность.

Эта отрасль права призвана обеспечивать законность и правопорядок, пресекать, ограничивать преступные проявления отдельных членов общества. Оно имеет и профилактическую функцию.

Уголовное право является также разделом юридической науки — это исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощённых в различных теоретических концепциях.

Основными задачами уголовного права в любом обществе являются: защита прав и свобод человека и гражданина, собственности, охрана общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Уголовное право только тогда способно решить свои задачи, когда оно руководствуется строго определёнными принципами.

Принципы уголовного права – это основные устойчивые правовые положения, являющиеся основой для всех его норм, определяющие содержание как всего уголовного права в целом, так и отдельных его институтов.

В российском уголовном праве находят своё воплощение принципы, общие для всего российского права, которое построено на демократических началах:

· принцип равенства граждан перед законом;

Давайте познакомимся с принципами уголовного права более подробно.

Принцип законности. В уголовном праве этот принцип трактуется так: преступно ли то или иное деяние, а также следует ли за него наказывать, нужно определять только в соответствии с действующим Уголовным кодексом и ни в коем случае не действовать по аналогии с другими случаями, имевшими место ранее. Уголовное наказание может быть при этом применено только судом.

Принцип равенства граждан перед законом основан на том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ещё Александр Македонский, однажды слушая обвинение против подсудимого, заткнул себе одно ухо, и когда его спросили, зачем он это делает, ответил: «Поберегу это ухо для обвиняемого».

Стоит отметить, что принцип равенства не означает равенства наказаний: наказания всегда индивидуализируются и учитывают личность конкретного преступника.

Принцип вины состоит в том, что уголовная ответственность лица должна наступать только за те общественно опасные действия (или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. За невиновное причинение вреда уголовная ответственность не допускается.

Принцип справедливости заключается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Важно отметить, что под справедливостью прежде всего следует понимать точное соответствие меры наказания причинённому вреду. Конечно же, не согласно принципу талиона «око за око, зуб за зуб», а как назначение меры наказания в рамках, установленных законом и с учётом обстоятельств, предусмотренных законом.

Читайте также  Как считется доплата за классночть

Ведь не во всех случаях наказание может быть соразмерно причинённому ущербу. Как, например, быть в том случае, если совершено убийство, ведь ни один даже самый справедливый приговор суда не вернёт жизнь человеку, поэтому в таком случае справедливость достигается через ужесточение наказания, например, приговором к пожизненному заключению или смертной казни.

Принцип гуманизма основан на том, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Принцип гуманизма, конечно же, не означает попустительства, однако наказание должно применяться не в форме мести государства и общества преступнику, а в целях недопущения нового нарушения закона. В современном европейском праве считается, что жестокие наказания необязательно обеспечивают высокий уровень законопослушности. Во многих странах меры наказания мягче, чем в России, а уровень законопослушного поведения гораздо выше.

Можно выделить следующие функции уголовного права: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Охранительная функция. Является основной и традиционной для уголовного права и выражается в защите общества от нарушения законов путём установления преступности конкретных деяний, применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение.

Предупредительная (или профилактическая) функция – состоит в создании препятствий для совершения преступлений путём установления уголовно-правового запрета и в поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников – к отказу от доведения начатых преступлений до конца, а также к восстановлению нарушенных их поступком благ и интересов потерпевших граждан.

Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения преступлений любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения преступлений лицами, которые ранее уже совершили преступление).

В идеале страх перед суровостью и неизбежностью наказания за совершённое преступление должен останавливать граждан от совершения аналогичных поступков.

Например, древнегреческий философ Сократ был обвинён в том, что не верит в богов и придумывает своих и тем самым развращает молодёжь, за это он был приговорён к смертной казни. Несмотря на то, что это наказание нам может показаться не совсем справедливым, тем не менее для древних греков такое поведение было общественно опасным, и казнь Сократа должна была послужить уроком другим грекам, отсюда и суровость приговора.

Воспитательная функция призвана формировать у граждан уважение к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимое отношение к правонарушениям.

Согласитесь, что всех людей по характеру воздействия на них уголовного права можно условно разделить на три части: для первых наличие уголовно-правовых запретов не является обязательным, поскольку совершение преступлений противоречит их мировоззрению, в том числе представлениям о добре и зле, вторые не совершают преступлений из страха перед наказанием, а третьи осознанно идут на совершение преступлений.

Воспитательная функция уголовного права направлена на формирование у всех граждан убеждений, делающих для них совершение преступлений внутренне неприемлемым. Необходимо отметить, что реализация данной функции невозможна чисто уголовно-правовыми средствами, для достижения её целей необходима согласованная работа всех правовых и иных общественных институтов.

Важность воспитательной функции подчёркивается и тем, что эффективность уголовно-правовых норм существенным образом зависит от господствующего в обществе уголовного правосознания: если большинство граждан считает допустимыми такие явления, как взяточничество, хищение государственного имущества, нарушение правил дорожного движения и так далее, то законы, направленные на борьбу с ними, какими бы суровыми они не были, своей цели не достигнут.

Вопрос о приоритетности какой-либо из этих функций является спорным, однако можно сделать вывод о том, что все они являются достаточно важными.

Основным и единственным источником уголовного права, единственным нормативным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации, является Уголовный кодекс Российской Федерации.

Почему же Уголовный кодекс является единственным источником уголовного права в нашей стране?

Прежде всего потому, что общество само заинтересовано в том, чтобы нормы самой суровой отрасли права не были распылены по различным законодательным актам. Это было бы нарушением названного выше принципа законности.

В свою очередь, государство, стремящееся к укреплению законности и правопорядка, обязательно кодифицирует, то есть собирает и систематизирует в едином правовом документе, доступном и понятном как специалистам, так и далёким от юриспруденции людям, нормы, определяющие перечень преступлений и устанавливающие наказание за их совершение.

Все положения Уголовного кодекса основывается на Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права, а все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат обязательному включению в Уголовный кодекс.

Основными задачами Уголовного Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач Уголовный кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовный кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть определяет общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.

Особенная часть описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (то есть виды и размеры наказаний) за их совершение. Таким образом, если вы хотите узнать, какое наказание следует за то или иное нарушение закона, следует обратиться к статьям особенной части Уголовного Кодекса.

Стоит отметить, что структура Особенной части Уголовного кодекса отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Нормы общей и особенной частей уголовного кодекса применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретных преступлений дополняются имеющимися в общей части признаками, едиными для всех преступлений.

Кстати, в своём развитии уголовное право не стоит на месте. Основными направлениями по развитию этой отрасли права являются:

· разработка новых, более эффективных видов наказания и совершенствование существующих;

· обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях;

· обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности;

· разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий;

· внедрение в уголовное законодательство норм международного права;

· декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы

1. Что такое уголовное право?

2. Каковы принципы российского уголовного законодательства?

3. Назовите основной источник уголовного права?

4. Какова структура Уголовного кодекса Российской Федерации?

Уголовное право — 11

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
  • Структура
  • Юридический факультет
  • Кафедра уголовного права
  • Уголовное право (Общая часть) вопросы экзамен

1.Понятие, предмет и метод уголовного права как отрасли права.
2.Система и задачи уголовного права, его наука.
3.Принципы уголовного права.
4.Понятие, основные черты и значение уголовного закона.
5.История развития уголовного законодательства в дореволюционный период.
6.История развития советского уголовного законодательства.
7.Понятие и структура уголовно-правовой нормы.
8.Действие уголовного закона во времени.
9.Действие уголовного закона в пространстве.
10.Выдача лиц, совершивших преступление.
11.Толкование уголовного закона и его виды.
12.Понятие, социальная природа и признаки преступления.
13.Категории преступлений и их уголовно-правовое значение.
14.Отграничение преступлений от иных правонарушений.
15.Понятие, содержание и основание уголовной ответственности.
16.Уголовно-правовые отношения.
17.Реализация уголовной ответственности и ее формы.
18.Понятие, структура, виды и значение состава преступления.
19.Понятие, содержание и значение объекта преступления.
20.Классификация объектов преступления.
21.Предмет преступления и потерпевший от преступления.
22.Понятие, структура и значение объективной стороны преступления.
23.Общественно-опасное деяние как признак объективной стороны преступления.
24.Понятие и виды общественно опасных последствий преступления.
25.Причинная связь между общественно-опасным деянием и наступившими общественно-опасными последствиями.
26.Способ, орудия, средства, обстоятельства места, обстоятельства времени и обстановка совершения преступления как факультативные признаки объективной стороны преступления.
27.Понятие, содержание и значение субъективной стороны преступления.
28.Вина как основной признак субъективной стороны преступления.
29.Умысел и его виды.
30.Неосторожность и ее виды.
31.Невиновное причинение вреда.
32.Преступления с двумя формами вины.
33.Мотив, цель и эмоциональное состояние как признаки субъективной стороны преступления.
34.Юридические и фактические ошибки и их влияние на уголовную ответственность и квалификацию преступлений.
35.Понятие содержание и значение субъекта преступления.
36.Возраст привлечения к уголовной ответственности.
37.Вменяемость (невменяемость): понятие и критерии.
38.Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, и лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения.
39.Специальный субъект преступления и его виды.
40.Стадии совершения преступления: понятие, виды, значение.
41.Понятие и признаки приготовления к преступлению.
42.Понятие покушения на преступление и его виды.
43.Понятие оконченного преступления; момент окончания преступления в зависимости от юридической конструкции его состава.
44.Добровольный отказ от преступления: понятие, признаки и отличие от деятельного раскаяния.
45.Понятие, признаки и значение соучастия в преступлении.
46.Виды соучастников.
47.Виды и формы соучастия в преступлении.
48.Основания и пределы ответственности соучастников.
49.Множественность преступлений: понятие, признаки, отличие от единого (единичного) преступления.
50.Понятие и признаки совокупности преступлений.
51.Понятие, виды и значение рецидива преступлений.
52.Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния.
53.Понятие и условия правомерности причинения вреда при необходимой обороне.
54.Понятие и условия правомерности причинения вреда при крайней необходимости.
55.Понятие и условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
56.Физическое или психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
57.Обоснованный риск и исполнение приказа как обстоятельства, исключающие преступность деяния.
58.Понятие и признаки наказания.
59.Сущность, содержание и объект наказания.
60.Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения.
61.Цели наказания.
62.Понятие системы наказаний, ее признаки и значение.
63.Классификация наказаний.
64.Штраф как вид уголовного наказания.
65.Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания.
66.Лишение специального, воинского или почетного звания классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания.
67.Обязательные работы как вид уголовного наказания.
68.Исправительные работы как вид уголовного наказания.
69.Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания.
70.Ограничение свободы как вид уголовного наказания.
71.Принудительные работы как вид уголовного наказания.
72.Арест и содержание в дисциплинарной воинской части как виды уголовного наказания.
73.Лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы как виды уголовного наказания.
74.Смертная казнь как исключительный вид уголовного наказания.
75.Понятие назначения наказания, его принципы и общие начала.
76.Назначение наказания с учетом смягчающих наказание обстоятельств.
77.Назначение наказания с учетом особых и исключительных смягчающих наказание обстоятельств.
78.Назначение наказания с учетом отягчающих наказание обстоятельств.
79.Назначение наказания при рецидиве преступлений.
80.Назначение наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров.
81.Исчисление сроков наказания и зачет наказания.
82.Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности.
83.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
84.Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
85.Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
86.Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
87.Понятие и виды освобождения от наказания.
88.Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
89.Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
90.Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.
91.Освобождение от наказания в связи с болезнью.
92.Отсрочка отбывания наказания.
93.Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.
94.Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
95.Условное осуждение.
96.Амнистия.
97.Помилование.
98.Понятие судимости и ее уголовно-правовые последствия.
99.Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
100.Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
101.Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.
102.Понятие и особенности применения принудительных мер медицинского характера.
103.Конфискация имущества и возмещение вреда причиненного преступлением.
104.Понятие и принципы международного уголовного права.
105.Понятие преступления по международному уголовному праву.
106.Наказание и его виды по международному уголовному праву.

Читайте также  Если лицо потерпевший обманывает следствие какие действия

Право. Уголовное право. 11 класс

Данная презентация будет интересна тем, что выбрал Обществознание как предмет ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Право. Уголовное право. 11 класс»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

  • УГОЛОВНОЕ ПРАВО – это отрасль права, совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяния, а также основания уголовной ответственности и освобождения от неё.

ПРЕДМЕТ УГОЛОВНОГО ПРАВА

  • Общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления.
  • Общественные отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах
  • Общественные отношения, возникающие при реализации гражданами права при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)

— основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

  • Защита прав и свобод личности
  • Защита интересов государства и общества
  • Охрана правопорядка

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

  • «То деяние, которое не рассматривается в уголовном законе в качестве преступления, преступлением не является».

СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

  • Физическое лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние
  • Государство в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания.

МЕТОДЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

  • Уголовно-правовые нормы устанавливают почти исключительно запреты.
  • Суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов.
  • Особые методы охраны общественных отношений: применение уголовно-правовых санкций(уголовное наказание); освобождение от уголовной ответственности; применение принудительных мер медицинского характера.

Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Преступление — общественно опасное действие или бездействие, нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности.

ПРАКТИКУМ Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления :

2.торговля с рук в неустановленных местах

5.неоплаченный проезд в транспорте

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

СУБЪЕКТ ( человек, люди)

Сторона преступления

Объективная — э то внешнее его проявление:

  • 1. Наличие общественно – опасного деяния выраженного в форме действия или бездействия
  • 2.Общественно- опасные последствия деяния
  • 3. Причинно-следственная связь между ними.

Субъективная — это психическое отношение лица к совершаемому им противоправному деянию, проявляющееся в форме вины (умысел или неосторожность), мотива и цели

Обстоятельства исключающие уголовную ответственность

  • Необходимая оборона
  • Крайняя необходимость
  • Физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения
  • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

Обстоятельства отягощающие уголовную ответственность

  • 1. Соучастие- совершение умышленного преступления двумя и более лицами. (Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник)
  • 2. Алкогольное или наркотическое опьянение
  • 3. Совершение преступления лицом, ранее совершившим преступление
  • 4. Наступление тяжких последствий в результате преступного деяния
  • 5. Вовлечение несовершеннолетних в преступление

Общая часть определяют общие принципы и положения , пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие формы и виды вины, понятие преступления и наказания, его видов, целей и порядка назначения.

Особенная часть описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

В сфере экономики

(по Особенной части УК РФ)

Против общественной безопасности и общественного порядка

Против государственной власти

Против военной службы

Против мира и безопасности человечества

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

  • Преступление против жизни человека: — Убийство, Доведение до самоубийства, Половые преступления (изнасилование)
  • Преступления против личной свободы (похищение, захват заложников)
  • Преступление против здоровья

человека (причинение телесных

  • Преступления против чести и
  • Преступления против конституционных

прав граждан (нарушение тайны

переписки, избирательных прав,

норм охраны труда)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

  • 1. Некорыстные преступления (уничтожение или повреждение чужого имущества)
  • 2. Корыстные преступления (кража, грабёж, разбой, мошенничество, вымогательство)
  • 3. Экономические преступления — воспрепятствование предпринимательской деятельности; ограничение конкуренции; незаконное предпринимательство; контрабанда; уклонение от уплаты налогов

  • Кража- это тайное ненасильственное похищение чужого имущества.
  • Грабёж- это открытое изъятие имущества из владения как без насилия, так и с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего.
  • Разбой- это нападение в целях завладения имуществом, соединённое с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего.
  • Мошенничество- это завладение чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием.
  • Вымогательство- это требование передачи имущества под угрозой насилия над личностью потерпевшего или его родственниками, оглашение позорящих сведений или уничтожение имущества.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

  • Хулиганство (простое, злостное и особо злостное) отличается исключительным цинизмом и применением оружия.
  • Изготовление и сбыт наркотических средств.
  • Экологические
  • и другие

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  • Государственная измена
  • Шпионаж
  • Насильственный захват власти
  • Терроризм

Вина — психическое отношение лица к своему правонарушению, к

общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить

Умысел — осознание общественной

Неосторожность – возможность

вредности правонарушения,

предвидение наступление

предвидение наступление

общественно вредных последствий,

общественно вредных последствий

но не желание их наступления

Небрежность

Легкомыслие

Не предвидел,

необходимой

внимательности

но самонадеянно

но допускал

наступление

наступление

рассчитывал на

общественно

общественно

предотвращение

последствий

наступления

наступление

общественно

последствий

общественно

последствий

последствий

ПРАКТИКУМ определите форму и виды вины:

  • Киллер, получивший задание убить известного бизнесмена, идет на преступление.
  • При совершении кражи имущества со склада преступник случайно встречается с рабочим, который пытается предотвратить преступление. В результате драки рабочий получает ранение и ему требуется помощь, но преступник убегает и оставляет человека в беспомощном состоянии.
  • Во время ссоры братьев, один из них так разнервничался, что, схватив видеомагнитофон выбросил его в окно. В это время по улице шла женщина, и магнитофон и упал ей на голову, причинив травмы.
  • Превышая скорость, водитель автомобиля рассчитывал, что сможет избежать столкновения или наезда на пешехода. Однако авария, внезапно произошедшая впереди, не дает возможности среагировать быстро, и лихой автомобилист совершает наезд на пешехода.

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ

  • Наказание возможно только по обвинительному приговору суда от имени государства, выступает правовым последствием преступления и порождает судимость.
  • Цели наказания — исправление и перевоспитание преступника; предупреждение совершения новых преступлений как самими осуждёнными, так и другими лицами.

ВИДЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  • Лишение свободы
  • Исправительные работы без лишения свободы
  • Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
  • Штраф
  • Увольнение от должности
  • Возложение обязанности возместить причинённый вред
  • Общественное порицание
  • Конфискация имущества
  • Лишение воинского или специального звания
  • Смертная казнь

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  • Явка с повинной
  • Способствование раскрытию преступления
  • Совершение преступления впервые
  • Вследствие стечения обстоятельств
  • В состоянии душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего
  • Совершение преступления несовершеннолетним
  • Превышение пределов необходимой обороны

Субъект правонарушения — деликтоспособное лицо,

то есть лицо, способное нести юридическую ответственность

Уголовная ответственность

с 16 лет (по некоторым

преступлениям с 14 лет )

Субъектом преступления

может быть только вменяемое

физическое лицо, достигшее

возраста уголовной

ответственности

Невменяемость — состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики. Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности и применения к нему принудительного лечения.

Читайте также  Оплатить другому лицу за преобретенный товаров

Урок-игра для 11 класса по теме «Уголовное право»

Урок-игра для активизации познавательного интереса и проверки знаний по уголовному праву для профильных классов. Профориентационную направленность мероприятия может усилить участие в жюри игры выпускников школы, являющихся студентами юридических факультетов. Фрагменты хф можно подобрать по желанию учителя, а так же добавить любые задания.

Просмотр содержимого документа
«задачи для ком.1»

Решение задач (команда № 1)

Храмов совершил кражу банки огурцов и батона хлеба на общую сумму 70 рублей. (Подлежит ли Храмов уголовной ответственности в со ст. 158 УК РФ?)

Решение задач (команда № 1)

Чижов, страдая врожденным слабоумием, неоднократно совершал кражи у своих соседей по коммунальной квартире. (Можно ли Чижова привлечь к уголовной ответственности?)

Решение задач (команда № 1)

Подготовьте выступление по вопросу: Является ли ужесточение уголовного наказания необходимым в условиях роста преступности ?

Просмотр содержимого документа
«задачи для ком.2»

Решение задач (команда № 2)

Максимов, зимой при температуре -20 градусов, проходя по улице, увидел лежащего на снегу гражданина К., который находился в сильной степени опьянения и самостоятельно двигаться не мог. Максимов прошел мимо, не оказав К. никакой помощи. Через несколько часов К. умер от переохлаждения. (Подлежит ли Максимов уголовной ответственности на основании ст. 125 УК РФ)

Решение задач (команда № 2)

Иванникова, работая в поликлинике врачом-стоматологом, в свободное от работы время у себя в квартире проводила аборты женщинам, скрывавшим свою беременность. ( Является ли Иванникова субъектом преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ?)

Решение задач (команда № 2)

Подготовьте выступление по вопросу: Нужно ли снизить возраст привлечения к уголовной ответственности в условиях роста детской и подростковой преступности?

Просмотр содержимого документа
«конкурс блиц для капитанов»

Часть уголовно-правовой нормы, называющая, описывающая и его признаки? (Диспозиция)

Виновно совершенное общественно опасное деяние. (Преступление)

С какого времени вступил в силу действующий УК (1 января 1997г.)

Из каких частей состоит УК РФ (Общая и Особенная)

С какого возраста наступает уголовная ответственность. ( с 14 лет за преступления ч.2 ст.20 УК, с 16 лет)

Время совершения преступления (время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий)

Формы вины (умышлено, по неосторожности)

Соучастники преступления (организатор, подстрекатель и пособник)

Кому не назначается смертная казнь (женщинам, до 18 лет, мужчинам 65 лет)

Максимальный срок по совокупности приговоров (30 лет)

Кем осуществляется Помилование (Президентом РФ)

Кем объявляется Амнистия ( ГД РФ)

Просмотр содержимого документа
«сценарий игры»

Уголовное право. 11 кл.

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон»

(латинское юридическое изречение)

Вид урока: урок-игра

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся

проверить знания по теме Уголовное право

уяснение учащимися структуры и назначения УК РФ

формирование навыков публичного выступления, коллективной работы

сформировать понимание смысла и основной мысли, содержащейся в эпиграфе к уроку.

Оборудование урока:

проектор, презентация, видеофайл

таблица результатов (на доске)

Ход и регламент урока :

Организационный момент (в т.ч. объявление темы и задач урока) 3 мин.

Объявление порядка проведения игры 2 мин.

Представление гостей 1 мин.

Представление команд и жеребьевка 4 мин.

Конкурс капитанов «Блиц» 4 мин.

Конкурс «Решение практических задач» 15 мин.

Конкурс «Видеовопрос» 10 мин.

Подведение итогов игры 5 мин.

Вводное слово (орг. момент):

Тема нашего сегодняшнего урока Уголовное право. Мы с вами решили провести его в форме игры. Не смотря на такую «детскую» форму, задачи перед нами стоят весьма взрослые и серьёзные (назвать задачи и попросить ребят постараться проследить за тем насколько в ходе урока мы сможем их решить).

Правила игры:

Расстановка сил – две команды по 9 чел. во главе с капитаном.

Призеры межрайонной олимпиады по праву 2010 года (Нехорошков Павел, Тихонова Ольга, Михалева Ирина) выступают в роли консультантов и помощников ведущего. Каждая команда один раз за игру может обратиться за помощью к одному из консультантов (при выполнении заданий 2 и 3).

В первом конкурсе «Блиц» каждому из капитанов команд будет предложено по шесть вопросов, отвечать нужно быстро и каждый правильный ответ принесет команде 1 балл

Второй конкурс «Решение практических задач» предполагает поочередное решение предложенных командам заданий. Время для обсуждения 1 мин. Отвечающего на вопрос называет капитан или отвечает сам. Правильный и полный ответ приносит 2 балла. Выступление на заданную тему должно соответствовать требованиям к публичному выступлению, содержать ответ на вопрос и его аргументацию (обсуждение 3 мин. Выступление 1,5 мин). Максимальная оценка 3 балла.

Конкурс «Видеосюжет» на обсуждение предложенной ситуации дается 2 мин. Необходимо дать квалификацию деяния и назвать все смягчающие или отягчающие вину обстоятельства. Максимальная оценка 2 балла.

Дополнительный балл получает команда, проявившая наибольшую активность и лучшие навыки коллективной работы (по мнению консультантов).

Представление гостей:

Новикова Елена Эммануиловна директор нашей гимназии

Шумакова Ольга Леонидовна учитель истории и обществознания

Дупленко Антон выпускник гимназии, студент -юрист

Начало игры.

«Блиц» для капитанов:

Часть уголовно-правовой нормы, называющая, описывающая и его признаки? (Диспозиция)

Виновно совершенное общественно опасное деяние. (Преступление)

С какого времени вступил в силу действующий УК (1 января 1997г.)

Из каких частей состоит УК РФ (Общая и Особенная)

С какого возраста наступает уголовная ответственность. ( с 14 лет за преступления ч.2 ст.20 УК, с 16 лет)

Время совершения преступления (время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий)

Формы вины (умышлено, по неосторожности)

Соучастники преступления (организатор, подстрекатель и пособник)

Кому не назначается смертная казнь (женщинам, до 18 лет, мужчинам 65 лет)

Максимальный срок по совокупности приговоров (30 лет)

Кем осуществляется Помилование (Президентом РФ)

Кем объявляется Амнистия ( ГД РФ)

Решение задач (команда № 1)

Храмов совершил кражу банки огурцов и батона хлеба на общую сумму 70 рублей. (Подлежит ли Храмов уголовной ответственности в со ст. 158 УК РФ?)

Решение задач (команда № 1)

Чижов, страдая врожденным слабоумием, неоднократно совершал кражи у своих соседей по коммунальной квартире. (Можно ли Чижова привлечь к уголовной ответственности?)

Решение задач (команда № 1)

Подготовьте выступление по вопросу: Является ли ужесточение уголовного наказания необходимым в условиях роста преступности ?

Решение задач (команда № 2)

Максимов, зимой при температуре -20 градусов, проходя по улице, увидел лежащего на снегу гражданина К., который находился в сильной степени опьянения и самостоятельно двигаться не мог. Максимов прошел мимо, не оказав К. никакой помощи. Через несколько часов К. умер от переохлаждения. (Подлежит ли Максимов уголовной ответственности на основании ст. 125 УК РФ)

Решение задач (команда № 2)

Иванникова, работая в поликлинике врачом-стоматологом, в свободное от работы время у себя в квартире проводила аборты женщинам, скрывавшим свою беременность. ( Является ли Иванникова субъектом преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ?)

Решение задач (команда № 2)

Подготовьте выступление по вопросу: Нужно ли снизить возраст привлечения к уголовной ответственности в условиях роста детской и подростковой преступности?

Ответы к задачам:

Задача 1 ком. №1

Нет, это мелкое хищение. Административная ответственность.

Задача 1 ком. №2

Нет, так как ответственность за бездействие наступает при наличии совокупности двух условий: был обязан и имел возможность.

Задача 2 ком. №1

Нет, так как он невменяем.

Задача 2 ком. №2

Является, так как не имеет высшего образования соответствующего профиля

Подведение игры победители и призеры

Мнения о выполнении задач поставленных в начале урока от каждой команды.

Слово гостям. Благодарность участникам.

Просмотр содержимого презентации
«уголовное право игра для 11 класса»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО (УРОК-ИГРА)

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон»

(латинское юридическое изречение)

  • Объявление темы, регламента и правил проведения игры, жеребъёвка-3 мин.
  • Представление команд – 3 мин.
  • Конкурс капитанов «Блиц» – 4 мин.
  • Решение задач – 20 мин.
  • «Видеосюжет» — 10 мин.
  • Подведение итогов — 5 мин.

Решение задач (команда № 1)

  • Храмов совершил кражу банки огурцов и батона хлеба на общую сумму 70 рублей. (Подлежит ли Храмов уголовной ответственности в со ст. 158 УК РФ?)

Решение задач (команда № 2)

  • Максимов, зимой при температуре -20 градусов, проходя по улице, увидел лежащего на снегу гражданина К., который находился в сильной степени опьянения и самостоятельно двигаться не мог. Максимов прошел мимо, не оказав К. никакой помощи. Через несколько часов К. умер от переохлаждения. (Подлежит ли Максимов уголовной ответственности на основании ст. 125 УК РФ)

Решение задач (команда № 1)

  • Чижов, страдая врожденным слабоумием, неоднократно совершал кражи у своих соседей по коммунальной квартире . (Можно ли Чижова привлечь к уголовной ответственности?)

Решение задач (команда № 2)

  • Иванникова, работая в поликлинике врачом-стоматологом, в свободное от работы время у себя в квартире проводила аборты женщинам, скрывавшим свою беременность. ( Является ли Иванникова субъектом преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ?)

  • Подготовьте выступление по вопросу: Является ли ужесточение уголовного наказания необходимым в условиях роста преступности ?(Команда 1)
  • Подготовьте выступление по вопросу: Нужно ли снизить возраст привлечения к уголовной ответственности в условиях роста детской и подростковой преступности?