Жалоба на поведение сотрудника государственного органа

Обращения

  • Обращения /
  • Как обратиться? /
  • Какие жалобы рассматриваются
  • Требования к жалобе
  • Способы обращения
  • О приемлемости жалобы
  • Информация по обращениям
  • Другие федеральные органы

Какие жалобы рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его компетенция?

Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Правовыми средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав, обратившихся к нему заявителей, не подменяя при этом деятельность иных органов и должностных лиц.

Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, таких, в частности, как органы правосудия и прокуратуры или контролирующие органы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы заявителей на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих при условии, что заявители ранее обжаловали их в судебном или административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобам.

Заявитель должен обладать формальным правом на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, то есть:

– являться жертвой нарушения прав человека (находиться в публичных отношениях «личность и власть», а не быть участником гражданско-правового договора, например, займа или купли-продажи), ее законным представителем, адвокатом, либо участником уголовного или гражданского судопроизводства, имеющим процессуальное право на обжалование вступившего в законную силу судебного решения;

– его права предположительно должны быть нарушены решением или действием (бездействием) федерального, регионального или муниципального органа власти, его должностным лицом, либо вступившим в законную силу судебным решением по уголовному или гражданскому делу (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность независимых органов дознания, предварительного следствия и правосудия, осуществление прокурорского надзора, в рассмотрение частно-правовых споров между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– предварительно обжаловать решение или действие (бездействие), нарушающее, как он полагает, его права или свободы, в судебном или административном порядке, приложив копии всех имеющихся у него документов (проверка сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится).

Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, вправе обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации без предварительного обжалования решения или действия (бездействия) администрации места принудительного содержания; их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и их аппараты являются независимыми самостоятельными государственными органами субъектов Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не подотчетны и не подконтрольны.

Чьи жалобы рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан Российской Федерации (независимо от места их нахождения) и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Росгвардии, ее территориальных органов и их должностных лиц

На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) военнослужащих и сотрудников Росгвардии регламентируется:

— Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;

— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.

— отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Читайте также  Пример письма отказа от выполнения смр

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи заявления, жалобы и иных обращений.

Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу:

— на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления;

— на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на процессуальные действия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи жалобы.

Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривает норму, при которой каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Порядок рассмотрения электронных обращений граждан

Уважаемые посетители!

Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь с полномочиями и сферой деятельности Министерства культуры Российской Федерации, а также со следующей информацией.

1. Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в Министерство культуры Российской Федерации и регистрируются сотрудниками Департамента управления делами Минкультуры России.

2. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо его написать.

2.1. в обязательном порядке указав в электронной анкете:

2.1.1. свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);

2.1.2. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

2.2. изложив в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.

3. Ответ на Ваше обращение в форме электронного документа либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами в обращении в форме электронного документа.

4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.

Текст в электронной форме, набранный и отправленный через информационный ресурс «Отправить обращение», сохраняется и отображается в разделе «Просмотр статуса электронного обращения» на сайте Министерства в разделе «Обращения граждан».

Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вредоносного кода.

5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме Вы можете в любой последовательности из допустимых форматов: PDF, DOC, DOCX, RTF, XLS, XLSX, PPT, PPTX, JPEG, TIFF, PNG.

Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Минкультуры России.

Информируем Вас, что передача файла(ов) вложения на почтовый сервер зависит от пропускной способности сети «Интернет», а получение – от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов.

При подключении Вашего оборудования к сети «Интернет» по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети «Интернет», передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:

  • до 5 Мб осуществляется, как правило, без задержки во времени;
  • от 5 Мб до 10 Мб может осуществляться с задержкой во времени;
  • свыше 10 Мб может быть не осуществлена.

6. Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения в форме электронного документа, не изложено предложение, заявление или жалоба, а только ссылка на приложение (файл вложение) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.

9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта «Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц», на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.

10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.

11. В закладке «Просмотр статуса электронного обращения» после авторизации Вам предоставляется возможность получения хронологически структурированной информации о ходе и результатах рассмотрения, отправленных Вами через закладку «Отправить обращение», обращений, адресованных должностному лицу и органу, и запросов, касающихся деятельности должностного лица и органа.

12. Предусмотрена возможность просмотра сайта на различных устройствах – от смартфонов и планшетов до широкоформатных мониторов. А при ширине окна браузера выше 1570 пикселей Вы можете читать материалы сайта, сохраняя при этом доступ к навигации по странице, с которой Вы перешли на выбранную публикацию.

Адрес для отправки обращений в письменной форме в Министерство культуры Российской Федерации обычной почтой: 125993, ГСП-3, Москва, Малый Гнездниковский пер., 7/6, стр. 1, 2

ВНИМАНИЕ! Обращения и переписка в электронном виде, направляемые в Министерство культуры Российской Федерации, минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.

ВНИМАНИЕ! ФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЩЕНИЯ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ ОТ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Федеральная система досудебного обжалования ФГИС ДО

1. Общая информация.

На какие нарушения можно подать жалобу?

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.
Читайте также  По назначению инвентаризации подразделяются на

Что необходимо для того, чтобы заявитель подал жалобу на портале досудебного обжалования?

  • Иметь доступ, к компьютеру подключенному к Интернету;
  • Быть зарегистрированным на портале www.gosuslugi.ru
  • Заполнить форму подачи жалобы на портале do.gosuslugi.ru

В какие сроки должна быть рассмотрена жалоба?

Жалобы рассматриваются ответственными должностными лицами в течение 15 рабочих дней с момента регистрации жалобы на портале Досудебного обжалования. О статусе рассмотрения жалобы Вы можете узнать в личном кабинете.

По всем вопросам связанным с подключением к Федеральной государственной информационной системе досудебного обжалования просьба обращаться по телефону
8 (423) 2222-664.

2. План-график подключения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края к порталу системы досудебного обжалования.

Мероприятия по подключению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края проводятся в соответствии с разработанным план-графиком подключения ОИВ и ОМСУ в субъектах РФ к системе досудебного обжалования

3. Нормативно-правовая база.

Постановлением правительства РФ от 20 ноября 2012 года № 1198 оператором системы определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Минкомсвязь). В положении о ФГИС ДО, был установлен порядок создания и функционирования системы досудебного обжалования, прописаны подсистемы в виде реестров жалоб от населения.
В сентябре 2013 года Минкосвязь предложила интегрировать данную систему в Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) с идеей создать универсальную точку доступа как для получения государственных и муниципальных услуг, так и для обжалования действий чиновников.
Сведения о содержании жалоб должны быть размещены в информационной системе портала автоматически в течении одного рабочего дня после поступления информации в систему досудебного обжалования.

4. Руководства по организации работы в системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

5. Перечень мероприятий по подключению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Приморского края к системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

В целях обеспечения доступа к системе досудебного обжалования необходимо провести ряд организационных и технических мероприятий:

1. Актуализация сведений в информационной системе «Реестр государственных услуг Приморского края»;

  • Актуализировать сведения о предоставляемых государственных (для ОИВ ПК) или муниципальных услугах (для — ОМСУ ПК);
  • Заполнить ОГРН (Основной государственный регистрационный номер) учреждения;
  • Ссылка по государственным органам http://195.26.187.20/report_generator_org/report.html
  • Ссылка по государственным услугам http://195.26.187.20/report_generator_srv/report.html

Подробная информация о работе с информационной системой «Реестр государственных услуг Приморского края» представлена в подразделе РГУ на сайте Администрации ПК.

2. Назначить по прилагаемому шаблону приказа лиц, ответственных за приём и обработку жалоб с использованием системы досудебного обжалования (руководителя учреждения, специалиста по обработке жалоб, делопроизводителя); Скачать шаблон приказа

3. Пройти регистрацию органа власти в Единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) для создания учреждению профиля ведомства в ЕСИА.

Ответственным лицом органа власти в профиле ЕСИА обычно выступает руководитель департамента (инспекции) или Глава Администрации района/городского округа. Электронная подпись органа власти (ЭП ОВ) выданная на руководителя ведомства позволяет получить доступ в профиль ведомства ЕСИА в качестве администратора.

4. Внести ответственных лиц, назначенных по приказу » О мерах, обеспечивающих организацию взаимодействия с федеральной государственной информационной системой досудебного обжалования » в профиль ведомства ЕСИА.

В соответствии с инструкцией сотрудникам ведомства необходимо получить доступ к личным кабинетам на портале ФГИС ДО. При необходимости, создать личные кабинеты сотрудников (физические лица) на портале «Госуслуги.ру» и пригласить их в качестве сотрудников ведомства (юридического лица) в профиль ведомства ЕСИА. Скачать инструкцию по администрированию профиля ведомства ЕСИА

6. Типичные ошибки возникающие при подключении к системе досудебного обжалования ФГИС ДО.

В большинстве случаев данное сообщение возникает при отсутствии сведений о вашем ведомстве в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (СРГУ). Для получения доступа к личным кабинетам портала ФГИС ДО просьба направить скриншот ошибки и ОГРН вашего учреждения на электронный адрес: S upport@gosuslugi.ru .

В пункте 5 (подпункт 1) указаны ссылки на отчеты по субъектам Российской Федерации в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (СРГУ). По этим ссылкам вы можете узнать последнюю информацию о вашем ведомстве.

Предварительно убедитесь в том, что в карточке вашего ведомства внесены сведения ОГРН (Основной государственный регистрационный номер), сведения о государственных или муниципальных услугах ведомства в информационную систему «Реестр государственных и муниципальных услуг».

Подробная информация о работе с информационной системой «Реестр государственных услуг Приморского края» представлена в подразделе РГУ на сайте Администрации ПК.

Конвенции и соглашения

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года

Статья 1

Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией.

Комментарий 1 :

а) Термин «должностные лица по поддержанию правопорядка» включает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, особенно полномочиями на задержание правонарушителей.

b) В тех странах, где полицейские полномочия осуществляются представителями военных властей в форменной или гражданской одежде или силами государственной безопасности, определение понятия «должностные лица по поддержанию правопорядка» охватывает сотрудников таких служб.

с) Имеется в виду, что служба обществу включает в себя, в частности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным, экономическим, социальным или другим причинам чрезвычайного характера нуждаются в немедленной помощи.

d) Имеется в виду, что это положение не только охватывает все насильственные, грабительские или вредные акты, но и распространяется на все виды запрещений, установленных в соответствии с уголовными законами. Оно распространяется также на поведение лиц, неспособных нести уголовную ответственность.

Статья 2

При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.

Комментарий:

b) В национальных комментариях к этому положению должны указываться региональные или национальные положения, устанавливающие и защищающие эти права.

Статья 3

Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Комментарий:

а) В этом положении подчеркивается, что применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключительный характер; хотя оно подразумевает, что должностные лица по поддержанию правопорядка могут быть уполномочены на применение силы, какая является разумно необходимой при данных обстоятельствах, в целях предупреждения преступления или при проведении правомерного задержания правонарушителей или подозреваемых правонарушителей, или при оказании помощи при таком задержании не может применяться сила, превышающая необходимые для этих целей пределы.

b) Национальное законодательство, как правило, ограничивает применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка в соответствии с принципом пропорциональности. Это следует понимать таким образом, что при толковании этого положения должны уважаться эти национальные принципы пропорциональности. Это положение ни в коем случае не толкуется таким образом, будто оно уполномочивает на применение такой силы, какая является несоразмерной законной цели, которую нужно достичь.

c) Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Следует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для обсуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям.

Читайте также  Если не хотят забрать флешку не работающую

Статья 4

Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного.

Комментарий:

По характеру своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка получают информацию, которая может относиться к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации. Следует проявлять большую осторожность при сохранении и использовании такой информации, которая разглашается только при исполнении обязанностей или в целях правосудия. Любое разглашение такой информации в других целях является полностью неправомерным.

Статья 5

Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Комментарий:

a) Этот запрет вытекает из принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно которой:

«[такое действие является] оскорблением человеческого достоинства и осуждается как нарушение целей Устава Организации Объединенных Наций и нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека [и других международных документах, касающихся прав человека]».

b) Декларация определяет пытку следующим образом:

«. пытка означает любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил, или в совершении которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толкование не включается боль или страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому, или вследствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными» 2 .

с) Выражение «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания» не было определено Генеральной Ассамблеей, но его следует истолковывать таким образом, чтобы предоставлялась, по возможности, наиболее широкая защита от злоупотреблений как физического, так и психологического характера.

Статья 6

Должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают полную охрану здоровья задержанных ими лиц и, в частности, принимают немедленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае необходимости.

Комментарий:

а) «Медицинская помощь», под которой подразумеваются услуги, оказываемые любым медицинским персоналом, включая врачей-практиков, имеющих надлежащее удостоверение, и медицинский вспомогательный персонал, оказывается в случае необходимости или в ответ на просьбу.

b) Поскольку медицинский персонал обычно придан деятельности по поддержанию правопорядка, должностные лица по поддержанию правопорядка должны учитывать внесение этого персонала, когда они рекомендуют оказание задержанному лицу соответствующей медицинской помощи через или в консультации с медицинским персоналом, не участвующим в деятельности по поддержанию правопорядка.

с) Понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают оказание медицинской помощи жертвам правонарушений или несчастных случаев, происходящих в ходе правонарушений.

Статья 7

Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними.

Комментарий:

а) Любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений.

b) Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

с) Выражение «акт коррупции», о котором говорилось выше, следует понимать как охватывающее попытку подкупа.

Статья 8

Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и настоящий Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основания полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.

Комментарий:

а) Настоящий Кодекс соблюдается во всех случаях, когда он включается в национальное законодательство или практику. Если законодательство или практика предусматривают более строгие положения, чем положения настоящего Кодекса, соблюдаются первые.

b) Настоящая статья направлена на сохранение равновесия между, с одной стороны, необходимостью внутренней дисциплины в учреждении, от которого в большой степени зависит общественная безопасность, и, с другой стороны, необходимостью борьбы с нарушениями основных прав человека. Должностные лица по поддержанию правопорядка сообщают о нарушениях по инстанциям и предпринимают иные правовые действия за пределами инстанций лишь в том случае, когда все остальные возможности отсутствуют или неэффективны. Понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не подвергаются административным или иным мерам наказания из-за того, что они сообщили об имевшем место нарушении настоящего Кодекса или о возможности такового.

с) Понятие «соответствующие инстанции или органы, обладающие полномочиями по надзору или правовому контролю», включает любое учреждение или орган, существующий на основании национального права как в рамках учреждения по поддержанию порядка, так и независимо от него, со статутными, обычными или другими полномочиями рассматривать жалобы и претензии, возникающие в связи с нарушениями в сфере действия настоящего Кодекса.

d) В ряде стран средства массовой информации могут рассматриваться как учреждения, выполняющие функции по рассмотрению жалоб, подобные описанным в подпункте с, выше. Поэтому должностные лица по поддержанию правопорядка могут обоснованно, в качестве крайней меры и в соответствии с законами и обычаями своих собственных стран, а также с положениями статьи 4 настоящего Кодекса обратить на эти нарушения внимание общественности через средства массовой информации.

е) Должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка.

1 Настоящие комментарии предоставляют информацию в целях содействия использованию Кодекса в рамках национального законодательства и практики. Кроме того, в национальных или региональных комментариях могут быть выявлены специфические особенности правовых систем или практики различных государств или региональных межправительственных организаций, которые способствовали бы применению этого Кодекса.

2 Первый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: доклад, подготовленный Секретариатом (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № 1956.IV.4), приложение I.А.