Банкротство без налоговой проверки

Ликвидация организации без налоговых проверок

В настоящее время эффективно применяются только два варианта закрытия юридического лица: добровольная ликвидация и банкротство.

Альтернативные варианты закрытия предполагают существенные риски возникновения налоговых претензий к уже «брошенным» компаниям (проверкой может быть охвачено 3 предшествующих года). С учетом изменившейся практики риски по «брошенным» компаниям могут превышать риски по активным компаниям. На практике часто складываются ситуации, когда теряется юридическая возможность обжаловать претензии налоговых органов. Более подробную информацию об опасности применения альтернативных схем закрытия юридических лиц можно получить у специалиста АБ «Деловой фарватер» на консультации.

Основной проблемой, вызванной ликвидацией юридического лица, является возможное назначение внеплановой выездной налоговой проверки (ВНП). Доначисление налогов по результатам проверки делает невозможным завершение процедуры ликвидации до уплаты выявленной недоимки и может привести к серьезным негативным последствиям: принудительное взыскание налогов, банкротство по инициативе налогового органа с привлечением руководителей и контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки является правом, но не обязанностью налогового органа. Решение о назначении (неназначении) выездной налоговой проверки принимается в каждом конкретном случае и зависит от накопленных налогоплательщиком за 3 предшествующих года рисков.

Целесообразность проведения проверки принимается и согласовывается по результатам ускоренного предпроверочного анализа на уровне территориальной налоговой инспекции и вышестоящего управления налоговой службы.
При проведении ускоренного предпроверочного анализа территориальная налоговая инспекция запрашивает у налогоплательщика документы по финансово-хозяйственной деятельности, необходимые пояснения, а также проводит допросы сотрудников организации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Если проведение проверки признано нецелесообразным, то ликвидация организации завершается по стандартной процедуре в течение 4-6 месяцев. Адвокаты АБ «Деловой фарватер» оказывают юридическую помощь, связанную с ликвидацией юридических лиц.

Наши успешные проекты:

До начала процедуры ликвидации нашими специалистами проводится бесплатный налоговый экспресс-аудит, по результатам которого оцениваются перспективы завершения ликвидации организации без проверки и определяется окончательная стоимость юридического сопровождения.

В стоимость юридического сопровождения входит осуществление всех юридических процедур, связанных с ликвидацией, а также сопровождение этапа предпроверочного анализа, проводимого налоговым органом (ответы на требования, подготовка письменных пояснений, участие в допросах по вопросам, интересующим налоговый орган).

Отправьте вопрос
адвокату

Мы на связи круглосуточно *Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов *
‎‎+7 (495) 929-70-50

Спасет ли банкротство от выездной налоговой проверки?

Среди представителей бизнес-сообщества часто встречается мнение, что если успеть признать налогоплательщика банкротом и открыть в отношении него конкурсное производство во время проведения выездной налоговой проверки, но до оформления её результатов, то налоговый орган не успеет включиться в реестр кредиторов должника, и проверяемое лицо можно будет ликвидировать через банкротство без уплаты доначисленных налогов.

Данное мнение, к сожалению, ошибочно и навязано, во многом, многообещающими рекламными лозунгами фирм, предлагающих банкротство как «панацею от всего».

На практике все выглядит иначе — если выездная проверка начата до закрытия реестра требований кредиторов должника, то Инспекция, не имея окончательных результатов (решения по проверке), в любом случае заявит свои требования о включении в реестр требований кредиторов должника суммы доначисленных налогов. Данное требование будет принято арбитражным судом как заявленное в срок, его рассмотрение по существу будет приостановлено до вступления в силу решения по проверке. Провести и завершить процедуру банкротства должника без учёта интересов налогового органа не получится.

Обоснование: п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит прямое указание на запрет понижения очерёдности требований Инспекции в том случае, когда на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством РФ является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований Инспекции до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Более того, в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённом 20.10.2016, Верховный Суд РФ фактически закрепил, что двухмесячный срок предъявления требований налоговым органом, указанный в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, не течёт в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.

Необходимо учитывать: Важно понимать, что перечисленные выше положения распространяются только на случаи, когда у Инспекции имелись объективные препятствия (необходимость соблюдения временных требований законодательства о налогах и сборах, активное противодействие проведению проверки и т.п.) для предъявления требований в установленные сроки. В случае же, если Инспекция допустит нарушение сроков совершения действий, в частности, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и п. 5 ст. 100, п.п. 1, 6, 9 ст. 101, п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы) НК РФ, на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается.

Результат выездной налоговой проверки не устроил руководителя

Ответы

1. Необходимо детально проанализировать каждый эпизод доначислений. Выявить сильные доводы налогового органа, выработать контраргументы.
2. Сформировать правую позицию, дополнить позицию налогоплательщика документами, по каким либо причинам не представленными в рамках проверки и имеющими существенное значение.
3. Подготовиться к подаче заявления о принятии обеспечительных мер (чтобы не заблокировали счета и не парализовали деятельность компании).
4. Если анализ решения налогового органа свидетельствует о бесперспективности обжалования, разработать правовой механизм защиты активов юрлица и избежания отвественности собственников и руководителей компании.
Везде важен именно практический опыт консультантов и партнерская работа юриста и Клиента.

Руководитель практики «Автоматизация: 1С»

Направьте акт — скажем перспективы обжалования в Управление и суд.

Контролируемое банкротство это выход из ситуации. Однако первоначальная задача это сохранить и развивать текущее юридическое лицо. Поэтому первостепенно необходимо проанализировать акт поверки и понять перспективы выигрыша дела. После чего можно строить стратегию защиты компании в целом.

Если не стоит задача сохранять юридическое лицо, то при задолженности перед налоговыми органами — это только банкротство. При этом необходимо учитывать 2 важных момента:
1. Имеется риск привлечения директора и собственника к субсидиарной ответственности, необходимо его нивелировать
2. Если компания вела активную деятельность, имеет активы, персонал, действующие контракты, следует учитывать нюансы перевода финансово-хозяйственной деятельности на другое юридическое лицо в свете активно развивающейся судебной практики по взысканию задолженности по налогам с взаимозависимых компаний.
Таким образом, необходим как комплексный анализ непосредственно акта, так и возможных вариантов действий в сложившейся ситуации.

Вариант это контролируемое банкротство. Однако обращаю Ваше внимание,что даже в таких случаях я рекомендую обжалование решения налогового органа.
Поскольку после выставления требования мы ничего не оплатим,то через 2 месяца налоговики направят материалы в СК РФ по факту неуплаты налогов. Чтобы иметь аргументы перед правоохранителями, нужно показать им, что мы с выводами проверяющих о получении необоснованной налоговой выгоды,а главное — наличии умысла руководителя на получение такой выгоды, не согласны и оспариваем это решение в суде. По моей практике,сам факт такого оспаривания может «притормозить» активное расследование материалов со стороны СК РФ до вступления судебных актов в законную силу

Согласен с Павлом, оспаривать решение налогового органа необходимо даже при контролируемом банкротстве. В закон о банкротстве внесли изменения, которые дают преимущества налоговикам.
Теперь они могут не спешить с результатами налоговой проверки, требования все равно включат в реестр требований кредиторов. Кроме того, если сумма требований по результатам ВНП превысит 50% от реестра требований кредиторов, то лица контролирующие компанию считаются виновными в Ее банкротстве. Это влечёт субсидиарную ответственность.
Здесь, возможно, может помочь банкротство контролирующих лиц. Практика по этому вопросу не сформирована, некоторые суды считают что ответственность за причинение вреда кредиторам не должна списываться, некоторые наоборот.
В любом случае здесь стоит вопрос о защите активов компании и личных активов контролирующих лиц.
Вопрос требует комплексного решения.
В том числе в уголовной плоскости.

Готовиться к контролируемому банкротству (просуживать кредитора, грамотно выводить активы, чистить хвосты), параллельно оспаривать результаты ВНП, это поможет выиграть время.

Оспаривать решение налогового органа обязательно, даже если планируете контролируемое банкротство.

Банкротство ИП без последствий: особенности и процедура

Адвокат (Адвокатская палата Московской области)

Читайте также  Какие деньги можно получить при банкротстве

специально для ГАРАНТ.РУ

Банкротство ИП является достаточно распространенной процедурой, особенно учитывая последствия ограничительных мероприятий прошлого года, введенных из-за пандемии коронавируса. Так, за первые два месяца года количество банкротств физических лиц и ИП, по данным Федресурса, увеличилось на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому вопрос, как правильно и эффективно провести процедуру своего банкротства, а также какими последствиями банкротство ИП чревато, важен для многих.

Возможность признания ИП банкротом предусмотрена Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ). Несмотря на то, что ИП – это физические лица, процедура банкротства ИП появилась в российском законодательстве раньше, чем процедура банкротства физических лиц.

Тем не менее, банкротство ИП в настоящее время практически схоже по своей процедуре с банкротством физических лиц, но есть отличия.

Во-первых, ИП за 15 дней до начала процедуры банкротства обязан опубликовать информацию о нем на сайте Федерального ресурса https://fedresurs.ru/. Это необходимо для того, чтобы потенциальные кредиторы получили информацию о готовящемся банкротстве, а также, чтобы партнеры ИП обладали информацией об его банкротстве.

Во-вторых, копию заявления о банкротстве ИП необязательно направлять всем кредиторам самостоятельно, в отличие от банкротства физического лица без статуса предпринимателя. Если физическое лицо должно разослать информацию кредиторам, то ИП может ограничиться лишь публикацией на федеральном ресурсе.

В-третьих, с момента признания арбитражным судом предпринимателя банкротом происходит аннулирование регистрации физического лица в качестве ИП, утрачивают силу все лицензии, выдававшиеся ему на право занятия теми или иными видами деятельности. Банкротство предполагает прекращение деятельности ИП.

Копия решения о признании ИП банкротом направляется арбитражным судом в налоговый орган, зарегистрировавший данного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Также в рамках процедуры банкротства возможно обращение взыскания на имущество ИП и физического лица, а в некоторых случаях – распространение взыскания и на имущество, принадлежащее супругу или супруге предпринимателя, особенно если оно признается совместно нажитым в процессе предпринимательской деятельности супруга.

Как и в случае обычного банкротства физического лица, в рамках конкурсного производства не может включаться в конкурсную массу такое имущество как единственное жилье и земля под ним, предметы для индивидуального использования, деньги в пределах прожиточного минимума на каждого члена семьи, продукты питания, личный транспорт, используемый в процессе предпринимательской деятельности (ст. 132 Закона № 127-ФЗ).

Таким образом, взыскивается преимущественно то имущество, которое не попадает в этот список, включая инвентарь, оборудование, средства на банковских счетах, коммерческую недвижимость или жилые помещения, не являющиеся единственным жильем должника.

Главным последствием банкротства ИП для его предпринимательской деятельности является запрет на регистрацию в качестве ИП в течение 5 лет после завершения процедуры банкротства (ст. 216 закона 127-ФЗ). Также, согласно данной статье в случае завершения в его отношении процедуры банкротства теряет на 5 лет право занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации). В отношении кредитной организации этот срок равен 10 годам.

При этом данные положения ст. 216 Закона № 127-ФЗ не действуют в том случае, если более 50% задолженности ИП образовалось после начала срока моратория на банкротства в соответствии со ст. 9.1 Закона № 127-ФЗ, принятой 1 апреля 2020 года. Таким образом, если говорить о текущей ситуации, то ИП, чье банкротство стало результатом накопления долгов в период пандемии, может сохранить возможность повторной регистрации в качестве ИП или участия в управлении юридическим лицом. Эта мера является довольно эффективным инструментом поддержки ИП, оказавшихся в сложной ситуации в период пандемии коронавируса.

При этом, отметим, если предприниматель закрыл предприятие, затем обанкротился как физическое лицо без статуса ИП, то для него не возникает препятствий при повторной регистрации в качестве ИП.

Однако следует помнить о том, что ликвидация ИП не является освобождением от долгов ИП: теперь по его долгам он отвечает уже в качестве физического лица (ст. 216 Закона № 127-ФЗ). Также ФНС России может отказать в закрытии ИП в том случае, если ИП имеет действующие договора с работниками, отраженные в документации ПФР.

Однако, как показывает судебная практика, суды часто не дают ход заявлениям, поступившим на граждан от кредиторов в лице официальных органов, особенно налоговых подразделений. К примеру, в деле № А70-21590/2018 от 11 января 2019 года, которое рассматривалось в Арбитражном суде Тюменской области, инспекция ФНС РФ обратилась за признанием банкротом ИП Н., имевшего долг более 1,5 млн руб. по налогам. Но суд в удовлетворении заявления отказал, мотивировав отказ тем, что ФНС России не внесла в указанный срок 25 тыс. руб. на счет финансового управляющего, а также не направила копию заявления должнику, своевременно не внесла сведения в ЕФРСБ. То есть, по сути, суд отреагировал лишь на формальные нарушения.

В то же время, заключение мирового соглашения между должником и кредитором предполагает возможность восстановления статуса ИП и продолжение его предпринимательской деятельности, что, по мнению многих экспертов, позволяет реанимировать бизнес и, следовательно, избежать многих негативных последствий от его закрытия.

Мировое соглашение, напомним, представляет собой документ с условиями выплаты задолженности, согласованный и подписанный собранием кредиторов и утвержденный судом. В случае нарушения мирового соглашения суд обладает правом введения процедуры конкурсного производства. Соответственно, в этом случае будет осуществляться и реализация активов и имущества должника – ИП.

В отношении очередности выплаты долгов кредиторам ИП подчиняется общему принципу выплаты долгов. В первую очередь, возврату подлежат требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, и т.д. Во вторую очередь удовлетворяются требования по задолженности по заработной плате, выходным пособиям. Далее следует очередь всех остальных платежей, включая задолженность за жилищно-коммунальные услуги, долги перед кредитными организациями и физическими лицами, и так далее (ст. 134. Закона № 127-ФЗ).

Таким образом, мы видим, что банкротство физического лица и ИП весьма схожи. При этом последний, за исключением оговоренных в колонке случаев, теряет возможность повторной регистрации ИП после банкротства в течение 5 лет. С одной стороны, тем самым перекрывается на несколько лет восстановление бизнеса, имеющее позитивные последствия для рынка труда и экономики в целом, но с другой стороны, данная мера является способом влияния на тех предпринимателей, которые не обладают должным уровнем финансовой дисциплины и финансовой грамотности и не смогли избежать процедуры банкротства.

Внесудебное банкротство граждан

Кто и при каких условиях может рассчитывать на списание задолженности перед своими кредиторами в упрощенном порядке?

Что такое банкротство?

Банкротство – это невозможность должника рассчитаться со своими кредиторами, которая подтверждена судебным актом арбитражного суда.

По общему правилу, по заявлению кредитора может быть признан банкротом гражданин, имеющий задолженность свыше 500 тыс. руб. и просрочку в исполнении обязательств не менее 3 месяцев. Кредиторы-банки могут инициировать банкротство без предварительного взыскания задолженности через суд. Остальным кредиторам требуется сначала получить решение суда о взыскании долга.

Читайте также  Временные рамки ремонтных работ в жилых домах

Процедуру своего банкротства может начать и гражданин, не дожидаясь взыскания с него долга, при условии, что он либо уже не исполняет в полном объеме обязательства перед кредиторами на сумму более 500 тыс. руб., либо предвидит такую невозможность в будущем независимо от размера долга.

Процедура банкротства проходит под контролем арбитражного суда и назначаемого им финансового управляющего, в задачи которого входят проверка добросовестности должника и причин его банкротства, реализация имеющегося у него имущества, расчеты с кредиторами и т.п.

Однако на практике часто стали возникать ситуации, когда такая процедура была или слишком сложна, или недоступна гражданам с небольшой задолженностью, не имевшим имущества для расчетов с кредиторами, малоимущим и т.п. Чтобы устранить эти ситуации, законодатель принял решение о введении процедуры внесудебного банкротства.

Что нужно, чтобы начать процедуру внесудебного банкротства?

С 1 сентября 2020 г. в России вводится новая процедура – внесудебное банкротство граждан 1 . Это упрощенная процедура банкротства, которая проводится без участия суда и финансового управляющего, но только при выполнении определенных условий.

Воспользоваться данной процедурой могут лишь те должники, размер задолженности которых (без учета неустоек, пеней и других штрафных санкций) составляет не менее 50 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб. Учитываются долги по любым гражданско-правовым обязательствам (по займам, кредитам, выданным поручительствам и др.), по обязательным платежам (налоги и сборы), по алиментам.

Обязательное условие для внесудебного банкротства – отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание для продажи и расчетов с кредиторами, и все меры, принятые судебными приставами для розыска такого имущества, оказались безрезультатными. Это должно подтверждаться постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Также на момент начала процедуры внесудебного банкротства не должно быть возбуждено новое исполнительное производство после окончания предыдущего.

Чтобы начать процедуру внесудебного банкротства, гражданин должен обратиться в МФЦ по месту своего жительства («постоянная регистрация», «прописка») или месту временного пребывания («временная регистрация»). Там нужно заполнить по установленной форме заявление о внесудебном банкротстве и предоставить список своих кредиторов. Очень важно указать в списке максимально точную и правдивую информацию обо всех кредиторах и задолженностях перед ними.

В течение 1 рабочего дня МФЦ проверит заявление и, если все условия соблюдены, в течение 3 рабочих дней опубликует в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение о том, что в отношении гражданина начата процедура внесудебного банкротства. Также МФЦ уведомит об этом Службу судебных приставов, районный суд по месту жительства, налоговую инспекцию и кредитные организации (банки), где у должника открыты счета и вклады.

Если же по результатам проверки МФЦ придет к выводу, что не все условия соблюдены, то в течение 3 дней он вернет заявление гражданину и письменно разъяснит причины. Подать новое заявление в МФЦ можно будет только через 1 месяц. Возврат заявления можно обжаловать в суде.

Как проходит процедура внесудебного банкротства?

Срок процедуры внесудебного банкротства составляет 6 месяцев.

С момента ее начала вводится мораторий (запрет) на погашение имеющейся у гражданина задолженности перед кредиторами. Прекращаются начисление процентов и применение штрафных санкций. Кредиторы могут направлять исполнительные листы или судебные приказы только в Службу судебных приставов, но все исполнительные производства приостанавливаются.

Под действие этого запрета не подпадут требования кредиторов, которых гражданин не указал в списке кредиторов при подаче заявления, а также по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью, по возмещению морального вреда, погашению задолженности по заработной плате и выходным пособиям, уплате алиментов и иным обязательствам, которые неразрывно связаны с личностью должника. Также из-под действия моратория выведены требования кредиторов по искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, устранении препятствий в пользовании имуществом, о признании права собственности.

Пока идет внесудебное банкротство, гражданин не может получать новые кредиты, займы, давать поручительства за других лиц.

Если в ходе процедуры имущественное положение должника существенно изменится в лучшую сторону (увеличатся доходы), в его собственность поступит имущество (например, по наследству или в дар) и в результате можно будет полностью или в значительной степени рассчитаться с кредиторами, то гражданин обязан будет уведомить об этом МФЦ в течение 5 рабочих дней, и процедура внесудебного банкротства будет прекращена.

Если таких обстоятельств нет, то по истечении 6 месяцев процедура завершается, МФЦ публикует об этом уведомление, и гражданин считается освобожденным от долгов, которые он указал при подаче заявления. Но их сумма не может быть больше 500 тыс. руб. Повторно воспользоваться внесудебным банкротством можно будет только через 10 лет.

Какая задолженность не будет списана?

Не списывается ни при каких обстоятельствах задолженность перед кредиторами:

  • которых должник не включил в список кредиторов при подаче заявления; если гражданин указал сумму долга меньшую, чем есть на самом деле, то именно она и будет списана;
  • по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда;
  • по заработной плате и выходным пособиям;
  • по алиментам;
  • по иным обязательствам, неразрывно связанным с личностью должника;
  • по текущим обязательствам, т.е. тем, которые возникли уже в ходе процедуры внесудебного банкротства (например, задолженность по коммунальным платежам, которая возникла до банкротства, – списывается, после – нет);
  • возникшая в результате причинения гражданином умышленно или по грубой неосторожности ущерба имуществу других лиц (к примеру, вред в результате ДТП).

Также задолженность сохраняется, если она возникла в ходе профессиональной деятельности в результате:

  • причинения гражданином умышленно или по грубой неосторожности убытков юридическому лицу, где он занимал руководящие должности;
  • признания сделок гражданина недействительными по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, или привлечения его к субсидиарной ответственности по долгам юрлица-банкрота;
  • причинения гражданином умышленно или по грубой неосторожности убытков в качестве арбитражного управляющего.

Поэтому если у человека есть только такая задолженность (например, большой долг по алиментам, обязательство возместить вред после ДТП, случившегося из-за неосторожности должника, и др.), то даже по итогам банкротства эти обязательства сохранятся.

Какими будут последствия внесудебного банкротства?

После завершения как судебной, так и внесудебной процедуры банкротства на гражданина накладываются следующие ограничения:

    в течение 5 лет при получении займов и кредитов он будет обязан указать на факт прохождения процедуры банкротства;
  • в течение 5 лет не может быть возбуждена судебная процедура банкротства по его заявлению;
  • если в течение 5 лет заявление о банкротстве подается кредитором, то по итогам такой процедуры гражданин не освобождается от долгов;
  • на него накладывается запрет замещать должности в органах управления юридических лиц или иным образом участвовать в управлении ими в течение 3 лет (для кредитных организаций – 10 лет; для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, ПИФов, негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций – 5 лет).

Почему должнику не стоит скрывать информацию?

По результатам внесудебного банкротства не будут списаны долги, если:

  • гражданин был привлечен к административной или уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство и эти правонарушения совершены в данном деле о банкротстве;
  • при возникновении или исполнении обязательств гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов или сборов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил свое имущество.
Читайте также  Образец уведомления о нарушениях

Также в любой момент внесудебное банкротство для недобросовестного должника может стать судебным.

Любой кредитор может подать заявление о банкротстве в суд, если гражданин скроет информацию о существенном увеличении доходов или поступлении имущества. Для этого кредиторам предоставляется право запрашивать официальную информацию о гражданине у уполномоченных органов. Также подать такое заявление может кредитор, которого гражданин не указал в списке своих кредиторов либо специально указал не соответствующий действительности размер долга перед ним, чтобы воспользоваться внесудебным банкротством (например, долг больше 500 тыс. руб., а должник указал меньше).

Еще одним основанием для подачи заявления о банкротстве в суд будет признание сделки гражданина недействительной, в результате чего к нему должны вернуться денежные средства или имущество.

Введение судебной процедуры банкротства прекращает внесудебную процедуру.

Плюсы и минусы внесудебного банкротства по сравнению с судебным

Основной плюс внесудебного банкротства – это бесплатная для гражданина процедура, так как деятельность МФЦ оплачивается из госбюджета. Для сравнения: при прохождении обычной процедуры расходы гражданина составят не менее 35 тыс. руб. (25 тыс. руб. для выплаты вознаграждения финансовому управляющему и 10 тыс. руб. на обязательные расходы в процедуре банкротства). Кроме того, поскольку форма заявления является типовой и будет заполняться сотрудниками МФЦ, предполагается, что гражданам больше не понадобятся услуги юридических фирм – посредников, которые сейчас занимаются подготовкой заявлений и сбором документов за немалую плату.

Второй плюс – срок внесудебного банкротства составляет всего 6 месяцев. При этом не предусмотрена возможность его продления, в отличие от обычной процедуры.

Третий плюс – простота процедуры: не нужно ходить в судебные заседания, предоставлять документы финансовому управляющему, обращаться к нему за разблокировкой счетов и получением прожиточного минимума и т.п.

Но нужно обязательно учитывать, что, так как эта процедура новая и ранее не применялась, с ней не знакомы ни сотрудники МФЦ, ни судебные приставы. Не исключено, что на практике могут возникать спорные ситуации, ошибки и даже противоречия между положениями разных законодательных актов.

Что делать тем, кто не сможет прибегнуть к внесудебному банкротству?

Для таких граждан сохраняется возможность пройти процедуру банкротства в обычном порядке либо попытаться реструктуризировать задолженность по соглашению с банком или другим кредитором.

1 Законопроект № 792949-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части внесудебного банкротства гражданина)».