Действующий уголовный закон предусматривает контрабанду

Контрабанда, совершаемая должностным лицом с использованием своего служебного положения

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
А.П. КУЗНЕЦОВ, И.Н. БОКОВА, С.В. ИЗОСИМОВ
А.П. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор кафедры общеправовых дисциплин Нижегородской академии МВД РФ.
И.Н. Бокова, преподаватель цикла юридических дисциплин Государственного образовательного учреждения Учебного центра ГУВД г. Н. Новгорода.
С.В. Изосимов, кандидат юридических наук, доцент Нижегородской академии МВД РФ.
В главу 22 Уголовного кодекса РФ законодатель включил нормы, регулирующие общественные отношения в сфере экономической деятельности. Однако применение их на практике вызывает определенные затруднения. Более того, некоторые из них по ряду причин остаются недействующими. Это связано с неточностью формулировок, небрежностью в применении терминов, используемых при определении отдельных нормативных положений, погрешностями, допущенными при конструировании подавляющего большинства уголовно — правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
Так, несмотря на большое количество нормативно — правовых актов, принятых законодательными и исполнительными органами, раскрывающими понятие «должностное лицо» , «единого нормативного определения должностного лица на сегодняшний день не выработано, хотя в отдельных нормативных актах даются определения некоторых категорий должностных лиц» . Исходя из вышеназванных проблем, представляется оправданным более подробно рассмотреть одну из них, а именно: проблему ответственности должностного лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности.
———————————
Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г.; Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.; Закон РФ «Об оперативно — розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.; Положение «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» от 12 августа 1998 г. и др.
Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000. С. 89.
Это в полной мере относится к преступлениям, совершаемым в таможенной сфере, которые в настоящее время получили широкое распространение и причиняют значительный ущерб экономическим интересам России. Одним из опаснейших преступлений данной категории является контрабанда .
———————————
См.: Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные преступления: Учебное пособие. 2000. С. 8.
Необходимо отметить, что повышенную общественную опасность представляет контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ). При привлечении к уголовной ответственности данной категории лиц за контрабанду в правоприменительной практике возникают определенные трудности. В одних случаях они связаны с толкованием закона, а в других — с правореализацией.
Причиной сложившегося положения явилось то, что законодатель не раскрыл содержание должностного лица со ссылкой на конкретную норму уголовного закона, то есть проигнорировал важнейшее уголовно — правовое положение.
Общепризнанно, что в случае отклонения значения юридического термина от общеупотребительного целесообразно его разъяснение. Данное положение в полной мере применительно и к толкованию термина «должностное лицо». В данном случае разъяснение термина «должностное лицо» необходимо, так как уяснение его признаков, содержания правоприменителем вызывает серьезные затруднения.
Исходя из законодательной формулы п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ, совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения предполагает использование для целей совершения данного преступления полномочий, предоставленных должностному лицу по службе. В данном случае авторы исходят из того, что совершение рассматриваемого преступления возможно только тогда, когда субъект занимает определенную должность в таможенных органах. Как правило, они и совершают эти деяния, хотя по смыслу данной уголовно — правовой нормы к ответственности можно привлечь и иных должностных лиц, использующих свои полномочия.
Анализ нормативно — правовых актов, регулирующих таможенное дело, показал, что в нем отсутствует законодательное определение понятия «должностное лицо» и не приводится его исчерпывающий перечень. Например, в Таможенном кодексе РФ, в ст. ст. 420 — 427, определяется только статус должностного лица таможенных органов. В соответствии со ст. 421 ТК РФ должностное лицо таможенных органов РФ подчиняется только непосредственным и прямым начальникам.
В практике может возникнуть вопрос, в какой мере сотрудник таможни подлежит ответственности, действуя по указанию своего непосредственного начальника, не распространяется ли на него положение ст. 42 УК РФ, исключающей преступность деяния в случае причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Ответ в данном случае необходимо искать в ч. 5 ст. 421 ТК РФ.
При получении приказа или указания, явно противоречащих законодательству Российской Федерации, должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться положениями закона. Оценка законности приказа о пропуске товаров через границу в нарушение установленного законом порядка ложится на исполнителя. Перемещение или содействие в перемещении товаров через таможенную границу, если сотрудник таможни осознает, что при его участии совершаются незаконные действия, хотя и во исполнение приказа начальника, не освобождает его от уголовной ответственности .
———————————
См.: Таможенное законодательство. Судебная практика. М., 1998. С. 91.
В Федеральном законе от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации» под должностными лицами в таможенных органах понимаются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном законом, присвоены специальные звания. Как видно из приведенных примеров, законодатель оставил данный вопрос на усмотрение правоприменителя.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
Понятие «должностное лицо» применительно к незаконному перемещению товаров через таможенную границу содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года N 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» с определенными коррективами.
Так, Пленум разъяснил, что субъектом контрабанды, совершенной с использованием служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей . К ним, естественно, в данном случае нельзя относить лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
———————————
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда от 05.09.78 N 7, от 06.12.79 N 7) «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1978. N 2, N 5; 1980. N 1; 1986. N 2.
Руководители негосударственных коммерческих и иных организаций, виновные в совершении действий, предусмотренных ст. 188 УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков, подлежат ответственности по части 1 этой статьи .
———————————
См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 9. С. 10.
Как указано названным Пленумом, в качестве субъектов контрабанды, совершенной с использованием служебного положения, могут выступать должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе РФ.
Должностным лицом, совершающим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно — распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно ст. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
В соответствии с указанной статьей Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с названной статьей освобождение от определенных форм таможенного контроля может быть осуществлено на основании международных договоров Российской Федерации после ратификации этих договоров.
Вместе с тем при отнесении тех или иных категорий к должностным лицам, выполняющим свои обязанности в таможенных органах, возникают определенные сложности. Некоторые авторы к должностным лицам, выполняющим свои обязанности в таможенных органах, относят таможенных перевозчиков, таможенных брокеров.
В этой связи представляется неверной позиция, высказанная А.А. Гравиной, Л.К. Терещенко, М.П. Шестаковой о том, что «к должностным лицам, могущим нести ответственность за контрабанду, относятся специалисты по таможенному делу, действующие от имени таможенного брокера, таможенного перевозчика» .
———————————
Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство. Судебная практика. М., 1998. С. 91.
В соответствии с п. 11 ст. 18 ТК РФ таможенным перевозчиком является предприятие, обладающее правами юридического лица и имеющее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в этом качестве, то есть лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, или являющееся ответственным за использование транспортного средства, на котором товары перемещаются. Деятельность таможенного перевозчика имеет разрешительный характер, то есть подлежит лицензированию. Разрешение на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика выдается на основании подаваемого в таможню регионального таможенного управления или ГТК России специального заявления.
Деятельность и правовой статус таможенного брокера регламентируются главой 24 ТК РФ и Положением о таможенном брокере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года . Таможенный брокер является профессиональным посредником в таможенной сфере. Полномочия таможенного брокера реализуются путем заключения от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнения других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица.
———————————
Сборник законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3737.
Изложенное позволяет сделать вывод, что таможенный брокер — это коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и получающая лицензию ГТК России на осуществление посреднической деятельности.
По мнению Б.В. Волженкина, «не признаются по УК РФ 1996 г. должностными лицами и поэтому не могут привлекаться к ответственности за контрабанду по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, независимо от форм собственности, а также в коммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением» . Исходя из этого, не может являться должностным лицом специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от имени таможенного брокера, поскольку таковым является коммерческая организация.
———————————
Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 190.
Противоположность во взглядах возникла, видимо, потому, что в ст. 78 УК РСФСР «Контрабанда» круг специальных субъектов был более широк. Наряду с должностным лицом, использующим свое служебное положение, к ответственности привлекалось лицо, освобожденное от определенных форм таможенного контроля, а также лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля. В период действия указанной статьи у ученых — юристов не возникало никаких разногласий относительно отнесения тех или иных лиц к должностным. В частности, А.А. Тер-Акопов, комментируя ст. 78 УК РСФСР «контрабанда», отмечал, что «к таким субъектам относятся лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе, представитель таможенной власти, руководители туристических групп, следующих за границу, капитаны судов, командиры воздушных экипажей и другие должностные лица, имеющие отношение к перемещению граждан и предметов через границу» .
———————————
Тер-Акопов А.А. Контрабанда // Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно — практический комментарий / Под ред. Л.Л. Кругликова и Э.С. Тенчова. Ярославль; Владимир, 1994. С. 221.
Аналогичной позиции придерживались и другие авторы, которые отмечали, что «у должностного лица, использующего для контрабандных операций свое служебное положение, создаются большие возможности совершения контрабанды, особенно в крупных размерах»

Читайте также  Обязанности прораба на стройке кратко

Действующий уголовный закон предусматривает контрабанду

В этом году власть серьезно взялась за борьбу с контрабандой. Сначала на заседании Совета национальной безопасности и обороны ввели санкции против топ-десятки украинских контрабандистов. Позже президент Украины Владимир Зеленский подал в Верховную раду как неотложный законопроект о возвращении уголовной ответственности за товарную контрабанду, а также недостоверное декларирование товаров (№5420). В профильном комитете Рады отмечают, что парламент сможет рассмотреть этот законопроект уже в ближайшее время. В рамках спецпроекта РБК-Украина разбиралось, что предусматривает предложенный президентом законопроект, поможет ли уголовная ответственность в борьбе с контрабандой и как к идее ее криминализации относятся украинцы.

По словам президента Владимира Зеленского, контрабанда ежегодно наносит ущерб государственному бюджету почти на 300 млрд грн. Большую ее часть составляет подакцизная группа товаров – алкоголь, табак, топливо.

Поскольку действующий сегодня механизм борьбы с контрабандой не работает и не выполняет превентивную функцию, в Офисе президента предлагают дополнить Уголовный кодекс тремя новыми преступлениями – контрабанда товаров, контрабанда подакцизных товаров, недостоверное декларирование.

Так, для подакцизной контрабанды президентский законопроект предлагает установить штраф в 340-680 тыс. грн или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет для правонарушений, где общая стоимость предметов контрабанды составляет от 56,75 тыс. грн до 454 тыс. грн. Такое преступление предлагается расценивать как контрабанду в значительных объемах.

Если подакцизную контрабанду в значительных объемах совершает ранее судимое лицо, группа лиц по предварительному сговору или чиновник с использованием служебного положения, штраф возрастает до 1,27-2,04 млн грн или лишение свободы на срок 6-11 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества.

Недостоверное декларирование товаров, то есть внесение в таможенную декларацию недостоверных сведений или непредоставление при оформлении достоверных сведений о товарах, что привели или могли привести к неправомерному уменьшению или освобождение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах наказывается штрафом от 10 тысяч до 17 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым или по предварительному сговору группой лиц предлагается наказывать штрафом от 45 тысяч до 60 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от 3 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Эти преступления будут подследственными Бюро экономической безопасности. Пока новый орган не заработал в штатном режиме (ожидается, что это произойдет уже осенью 2021 года, — ред.) эта функция будет возложена на органы Государственной фискальной службы.

Как отметил в комментарии РБК-Украина глава ГФС Вадим Мельник, возвращение уголовной ответственности за контрабанду – важная и неотъемлемая составляющая борьбы с «теневой» экономикой.

«Криминализация контрабанды подакцизной продукции поможет снизить объемы теневых рынков. По моему убеждению, для многих уголовная ответственность станет сдерживающим фактором», — считает глава фискальной службы.

На сегодня законопроект включен в повестку дня Верховной Рады и может быть принят в первом чтении уже в скором времени. Как сообщил в комментарии РБК-Украина глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, в «Слуге народа» готовы поддержать президентский законопроект в первом чтении.

Как поможет в борьбе с контрабандой

Как рассказывают в комитете ВР по вопросам правоохранительной деятельности, вернуться к идее криминализации контрабанды заставил, прежде всего, ее рост. Она достигла таких масштабов, что уже угрожает национальной безопасности государства.

По данным компании «Кантар», если в 2020 году доля нелегального рынка составляла 6,9%, то в феврале 2021 года она достигла 12,8%.

По словам главы комитета Дениса Монастрыского, возвращение уголовной ответственности за контрабанду имеет выгодные стороны с точки зрения эффективности следствия и разоблачения крупных преступных группировок.

В Государственной таможенной службе Украине также поддерживают идею криминализации контрабанды. Этот законопроект позволит расширить полномочия таможенников при документировании и доказательстве вины за преступление.

«В этом году было подано пять законопроектов, которые, по нашему мнению, нужно первоочередно принять для того, чтобы минимизировать уровень контрабанды в Украине. Один из них – возвращение криминальной ответственности. Криминализация контрабанды – действительно важный рычаг в борьбе контрабандой, но не единственный», – сообщил РБК-Украина директор департамента рисков ГТС Александр Щуцкий.

В таможенной службе поддерживают идею инициативу президента вернуть уголовную ответственность за контрабанду (фото: genplanua.com)

Бизнес в целом положительно оценил инициативу президента. В частности, в Европейской бизнес ассоциации отметили, что поддерживают установление уголовной ответственности за контрабанду подакцизных товаров, особенно принимая во внимание ситуацию, которая сложилась на рынке табачных изделий в Украине.

«Международный опыт борьбы с контрабандой товаров свидетельствует о недостаточной эффективности применения исключительно экономических мер для противодействия их незаконному перемещению через таможенную границу, а потому распространенной является практика применения именно уголовной ответственности за такие правонарушения. В частности, уголовная ответственность за контрабанду табачных изделий предусматривается на уровне законодательства ЕС», — говорится в заявлении ассоциации.

В то же время в ЕБА обращают внимание, что законопроектом № 5420 предлагается установить слишком низкие пороговые значения для привлечения к уголовной ответственности за товарную контрабанду, а сугубо технические ошибки, например, ошибка при внесении определенных сведений в отдельные графы таможенной декларации может стать основанием привлечения лица к уголовной ответственности. По мнению бизнеса, этот момент однозначно требует доработки.

Стоит отметить, что уголовная ответственность за контрабанду в Украине уже была. Декриминализировали ее в 2011 году. Подпись за отмену соответствующего закона поставил Виктор Янукович.

До этого решения за контрабанду был предусмотрен штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8500 до 17000 грн) или конфискация товаров, а также конфискация транспортных средств, которые использовались для перемещения этих товаров, в том числе со всевозможными «тайниками».

После 2011 года уголовную ответственность сохранили только за незаконное перемещение через границу оружия, боеприпасов, взрывчатки, наркотиков, радиоактивных материалов, отравляющих веществ, а также культурных ценностей и технических средств негласного снятия информации. Тогда же была усилена административная ответственность за контрабанду товаров, в частности подакцизных алкоголя, табачных изделий и т.д.

Однако в результате такой декриминализации только за 2019 год работники Государственной таможенной службы Украины составили более 1100 протоколов о нарушении таможенных правил относительно должностных лиц предприятий на сумму более 1,5 млрд гривен. В течение 2020 года – 1234 протокола о нарушении таможенных правил на сумму 1,96 млрд гривен.

В то же время в 2019 году на рассмотрение судов было направлено 984 дела указанной категории на сумму 348,22 млн гривен. По их результатам в 126 делах (12,8%) на сумму более 140 млн гривен (41%) судами были приняты решения о закрытии дел, в подавляющем большинстве на основании отсутствия состава правонарушения.

Во многом это было связано с тем, что таможенные органы не имеют достаточных полномочий и не в состоянии осуществить все необходимые мероприятия, направленные на документирование и доказательство обстоятельств совершенного правонарушения, что в дальнейшем делает невозможным привлечение виновных лиц к ответственности.

В Офисе президента надеются, что возвращение уголовной ответственности за контрабанду товаров и подакцизных товаров, а также за недостоверное декларирование обеспечит уменьшение количества нарушений правил перемещения товаров через таможенную границу Украины, и будет способствовать прекращению схем незаконного перемещения товаров.

Примечательно, что 90% украинцев также согласны с тем, что за контрабанду подакцизных товаров в крупных и особо крупных размерах должна применяться уголовная ответственность, о чем свидетельствуют результаты опроса Info Sapiens, проведенного 14-18 июня.

Доля тех, кто поддерживает уголовную ответственность за контрабанду подакцизных товаров, самая высокая среди респондентов старшей возрастной группы (97%), а доля тех, кто не поддерживает, самая высокая среди респондентов младшей возрастной группы 18-29 лет (9%).

В любом случае ни у кого нет сомнения, что сейчас как никогда важно создать в Украине работающую и эффективную систему, которая будет защищать права законопослушного бизнеса и украинцев.

Война за таможню: почему Гройсман хочет сажать за контрабанду товаров

Взяв курс на борьбу с контрабандой, правительство предложило парламенту вернуть уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров через границу. Крупные суммы штрафов, предусмотренные за это нарушение, могут заменить лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет. Вдобавок Кабинет министров настаивает, чтобы все дела по фактам контрабанды расследовала Национальная полиция, а не Служба безопасности. Что думает об этой инициативе бизнес и где здесь пересекаются интересы премьера и президента – в материале РБК-Украина.

Читайте также  Как долго восстанавливается снилс при утере

В Украине могут вернуть уголовную ответственность за товарную контрабанду, спустя шесть лет после декриминализации этого правонарушения. В июне с этой инициативой выступили премьер-министр Владимир Гройсман и министр внутренних дел Арсен Аваков. Позже частично идею поддержал генеральный прокурор Юрий Луценко, заявив о необходимости криминализировать контрабанду подакцизных товаров. О возврате к уголовной ответственности за любую контрабанду еще в конце прошлого года говорил президент Петр Порошенко, обсуждая этот вопрос с бизнесом.

От 3-х до 15-ти лет с конфискацией

Действующий Уголовный кодекс уже предусматривает лишение свободы за контрабанду. Но сейчас под это правонарушение подпадает незаконное перемещение через границу культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих и взрывчатых веществ, а также радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов. Кабинет министров предлагает добавить к этому списку товарную контрабанду, выделив ее три типа — значительную, в крупных размерах и особо крупных. Это предусмотрено правительственным законопроектом, зарегистрированным в Раде в начале июля.

Под значительной имеется ввиду контрабанда товаров, стоимость которых в пятьсот и больше раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (сейчас это около 8,5 тысяч гривен). К крупным размерам, согласно проекту закона, предлагается отнести контрабанду на 34 тысячи гривен, особо крупным – 85 тысяч гривен.

За контрабанду товаров в значительных размерах правительство считает необходимым наказывать лишением свободы на срок от трех до семи лет, в крупных размерах – от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества, в особо крупных размерах – от восьми до пятнадцати лет с конфискацией.

Вместе с введением уголовной ответственности за незаконное перемещение через границу товаров Кабинет министров предлагает передать подследственность дел, связанных с контрабандой, от Службы безопасности органам Национальной полиции.

Эта инициатива правительства — продолжение непубличного противостояния между премьером и президентом за влияние над Государственной фискальной службой, считает председатель подкомитета по вопросам таможенного дела и усовершенствования Таможенного кодекса в профильном комитете Рады Татьяна Острикова («Самопомич»).

«Идет борьба за влияние на таможню, которую они рассматривают как способ заполнения дыр бюджета и как способ наполнения партийных касс накануне 2019 года – года двойных выборов», — сказала РБК-Украина Острикова.

В этой непубличной борьбе, по словам нардепа, Владимир Гройсман опирается на министра внутренних дел Арсена Авакова и подконтрольную ему полицию, а Порошенко – на СБУ и Генеральную прокуратуру. Этот конфликт проявился еще в июне, когда, как писало РБК-Украина, Кабмин своим решением разрешил сотрудникам Нацполиции находиться в зонах таможенного контроля.

Тогда решение Кабмина раскритиковал гепрокурор Юрий Луценко, пояснив, что такой подход противоречит Таможенному кодексу. Позже Луценко заявил о неудовлетворительной работе Государственной фискальной службы по части таможенных вопросов, сообщив, что у него есть персональные претензии к и.о. главы ГФС Мирославу Продану, который, как считается, входит в команду премьер-министра Гройсмана.

К кому бы не перешла подследственность по делам, касающимся контрабанды, по мнению Остриковой, сама идея возврата к уголовной ответственности не сулит ничего хорошего бизнесу. Тем более что, как отметила депутат, практика уголовного наказания за это нарушения, которая имела место до 2012 года, не была эффективной.

«Когда товарная контрабанда была уголовным преступлением, до суда доводили очень небольшое количество дел. Потому что настоящей целью СБУ было не наказание преступника-контрабандиста, а взятие его под свое влияние, чтобы оказывать на него давление», — полагает Татьяна Острикова.

В большинстве соседних с Украиной странах контрабанда — уголовно наказуемое преступление, пояснил РБК-Украина управляющий партнер АО «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз. В таких странах ЕС как Германия, Франция, Италия, Чехия, Словения, Литва, а также в Турции и Великобритании за контрабанду также предусмотрено наказание в виде лишения свободы, обратил внимание юрист.

По его словам, международный опыт наказания за контрабанду очень многообразен – от уголовной ответственности за пачку сигарет, как, например, в Румынии, до возможности заплатить штраф в странах Прибалтики. «Для Украины оптимальным было бы введение уголовной ответственности в пределах трех-пяти лет за контрабанду подакцизных товаров и менее строгой уголовной ответственности за контрабанду остальных видов товаров», — считает Виктор Мороз.

Вместе с тем, по его мнению, вводить уголовную ответственность за контрабанду в том виде, в котором она была в Украине до 2012 года, не стоит. Мороз считает, что такой шаг содержит много коррупционных рисков и возможностей избежать реальной ответственности. «Это и стало одной из причин декриминализации уголовной ответственности за контрабанду. Ключевым принципом должна быть реальная ответственность с минимальными коррупционными факторами», — полагает юрист.

Штрафы или тюрьма

Бизнес в целом поддерживает идею о введении уголовной ответственности за контрабанду. Причем об этом говорят представители разных отраслей.

Криминализация контрабанды в целом сделает нелегальную торговлю менее привлекательной и может привести к сокращению ее объема, считает директор по корпоративным связям компании «Филип Моррис» в Украине, Кавказе и Молдове Наталья Бондаренко. По ее словам, за последние два года рынок нелегальных сигарет стремительно вырос. Если в 2016 году объем нелегального рынка был 1,1%, то уже по итогам 2017 года он вырос до 2,3%, рассказала РБК-Украина Бондаренко.

«В 2018 году рост продолжился, и за первое полугодие 2018 года нелегальный рынок уже составил 3,5% от общего объема, при этом аудит компании Kantar TNS зафиксировал рекордный за последние три года уровень потребления нелегальных сигарет – 4,5%», — добавила она.

Причем, по словам топ-менеджера табачной компании, из упомянутых 3,5% нелегального рынка контрафактная продукция занимает 0,4%, а основная масса (3,1%) – это контрабандная продукция из Беларуси и Молдовы, а также сигареты неизвестного происхождения с предупреждением о вреде курения на английском языке.

«На первый взгляд цифра 3,5% может показаться достаточно скромной, однако, если мы возьмем текущие ставки налогов и подсчитаем совокупные потери бюджета при годовой цифре нелегального рынка в 3,5%, то в 2018 году украинский бюджет недополучит по нашим расчетам более 2 миллиардов гривен налогов», — добавила Наталья Бондаренко.

Генеральный директор ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк поддерживает криминализацию контрабанды, отмечая, что нелегальные ввоз и производство алкоголя вредят официальным производителям и импортерам. «Контрабанда алкоголя – это больше проблема импортеров, когда в страну заходит элитный алкоголь без уплаты акциза, и конкурирует на рынке с продуктом, ввезенным легально. У нас, к сожалению, нет точных цифр по объемам данной проблемы, но в целом мы поддерживаем криминализацию и контрабанды, и контрафакта алкогольной продукции», — сказал Остапюк РБК-Украина.

Менеджер комитета по вопросам импорта и торговли алкогольными напитками Европейской бизнес ассоциации Кристина Линиченко рассказала РБК-Украина, что импортеры алкогольной продукции также поддерживают введение уголовной ответственности за контрабанду, однако выступают за детальную проработку механизма криминализации незаконного ввоза спиртного.

«Сейчас определения контрабанды алкоголя в законе нет. Есть определение нарушения таможенных правил. В самой криминализации контрабанды нужно разбираться, определиться с суммой, за которую следует уголовная ответственность. Например, если речь идет о двух бутылках спиртного, за которые будет начинаться уголовная ответственность, это не совсем правильно», — считает Линиченко.

О проблеме контрабанды также говорят эксперты топливного рынка. По оценкам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, объемы контрабанды топлива в Украине составляют около пяти тысяч тонн в месяц при ежемесячном потреблении на уровне 600 тысяч тонн. В основном контрабандные нефтепродукты попадают в страну морским путем, отметил Куюн.

«В нейтральных водах стоит корабль-накопитель, к которому подходят небольшие суда и накачивают по несколько сотен тонн дизеля, который потом сливают в бензовозы на берегу», — рассказал эксперт. Для успешной борьбы с контрабандистами, по его мнению, нужно не разрабатывать новые законы, а эффективно выполнять существующие. По его словам, существующие «теневые» схемы не позволят новому закону быть эффективным, учитывая, что и сегодня у контролирующих органов достаточно возможностей, чтобы с этим бороться.

«Объем «черной» контрабанды топлива в Украине — менее одного процента. И как новый закон на этих «челночников» повлияет? Их и сегодня можно привлекать к ответственности – конфисковать судно и груз. И это может эффективно привлекать контрабандистов к ответственности. Если он увидит, что каждая партия его товара будет конфискована, его и в тюрьму сажать не надо. Он не будет больше этим заниматься», — уверен эксперт.

Эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук также считает, что в Украине нет необходимости ужесточать ответственность за контрабанду подакцизных товаров. «Импорт подакцизных товаров, в том числе и топлива – это уплата налогов. За неуплату налогов уже есть уголовное наказание. Я не вижу необходимости принимать еще какой-то отдельный закон. Нужно выполнять те законы, которые есть. Но я еще не слышал, чтобы кто-то в Украине был наказан за контрабанду топлива», — отметил Косянчук.

По его словам, контрабанда нефтепродуктов — результат преступного сотрудничества тех, кто ввозит топливо, и тех, кто этот процесс контролирует. При этом почти половина всего топлива в Украине – «серая». «Как правило, вся контрабанда «крышуется», и заезжает в страну по «серому», когда керосин с дизелем смешивают и продают по цене чистого дизтоплива. Объем теневого рынка топлива в Украине достигает 40%. Корректные цифры по контрабанде нефтепродуктов сложно назвать, так как сложно отследить ее объемы. Но пока в заборе есть дырка, кто-то в нее залезет», — уверен эксперт.

Независимая таможня

Наказывать за экономические нарушения нужно финансово, а не лишением свободы, полагает Татьяна Острикова из налогового комитета парламента. Тем более что, по ее словам, Таможенным кодексом такие санкции действительно предусмотрены. «Если вы перемещаете партию товаров на 30 тысяч долларов контрабандно, и таможенные органы вас на этом ловят, то вы должны заплатить 300% штрафа – 90 тысяч долларов, и еще товар у вас изымут. Экономическая составляющая будет непомерно большой, что заставит задуматься, стоит ли это делать», — говорит депутат. Другой вопрос, что эта норма практически не работает.

Читайте также  Наказание за каркасные шторки на передних стеклах

Одна из причин низкой эффективности борьбы с контрабандой, по мнению Остриковой, заключается в консолидации таможенного и налогового направления в одном ведомстве еще в 2013 году — сначала в Миндоходов и сборов, потом – в ГФС. «Это привело к тому, что таможенная служба и таможенная составляющая были полностью уничтожены. Сегодня в Таможенном кодексе отсутствует понятие «таможенные органы». Численность таможни в два с половиной раза меньше, чем нужно и в разы меньше, чем в соседних с нами странах», — возмущается нардеп.

По ее мнению, с товарной контрабандой нужно бороться экономическими методами, причем делать это должны таможенные органы, а не полиция и СБУ. Но для начала, по словам депутата, следует создать мощную таможенную администрацию. Как вариант, по ее словам, это может быть даже таможенный департамент в составе Минфина, как сделали в Польше.

Ростислав Шаправский, Олег Грищак

Подпишитесь на Минпром в Telegram, чтобы оставаться в курсе важных новостей

Обратная сила уголовного закона по делам о наркотиках

Практика Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации признал изменения уголовного закона в части определения размера наркотических средств, улучшающие положения осужденного, имеющими обратную силу.

«Изменения уголовного закона в части определения размера наркотического средства, улучшающие положение лица, осужденного по ст. 229 1 УК РФ, имеют обратную силу и подлежат применению в отношении него в соответствии с положениями ст. 10 УК РФ.

По приговору суда от 26 декабря 2012 г. М. осужден по п. «б» ч. 4 ст. 229 1 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228 1 УК РФ с применением ст. 62 и ч. 2 ст. 66 УК РФ — к шести годам шести месяцам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений М. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шестнадцать лет.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2013 г. приговор оставлен без изменения.

В надзорной жалобе осужденный просил о пересмотре судебных решений, считая, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 3 ст. 229 1 УК РФ, поскольку количество героина массой 201,43 г, за действия с которым он осужден, стало относиться не к особо крупному, а к крупному размеру.

Президиум Верховного Суда РФ изменил судебные решения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Как усматривается из приговора, М. осужден в том числе за контрабанду 15 апреля 2012 г. на территорию Российской Федерации наркотического средства героина общей массой 201,43 г.

Действия осужденного в этой части квалифицированы судом по п. «б» ч. 4 ст. 229 1 УК РФ, предусматривающему ответственность за контрабанду наркотических средств в особо крупном размере.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действовавшим постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств для целей статей 228, 228 1 , 229 и 229 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» героин массой 201,43 г. относился к особо крупному размеру, каковым признавалось количество героина свыше 2,5 г.

Между тем с 1 января 2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002. Согласно списку наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список 1), утвержденному указанным выше постановлением Правительства РФ, особо крупный размер героина образует его количество свыше 1000 г., а масса героина, составляющая, в частности, 201,43 г, соответствует крупному размеру.

Кассационное рассмотрение данного уголовного дела состоялось 3 апреля 2013 г., при этом Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указанные изменения во внимание не приняла, ошибочно констатировав, что введение новых размеров наркотических средств не улучшает положение осужденного.

Вместе с тем изменения, внесенные Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ в ст. 229 1 УК РФ, в части, касающейся контрабанды наркотических средств, вступили в силу 2 марта 2012 г. и действовали на момент совершения осужденным преступления.

Уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств в крупном размере установлена ч. 3 ст. 229 1 УК РФ, санкция которой является более мягкой по сравнению с санкцией ч. 4 ст. 229 1 УК РФ (предусматривает основное наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет, тогда как санкцией ч. 4 ст. 229 1 УК РФ предусмотрено такое наказание на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы).

В силу изложенного Президиум Верховного Суда РФ переквалифицировал действия осужденного с п. «б» ч. 4 ст. 229 1 УК РФ на ч. 3 ст. 229 1 УК РФ, по которой назначил наказание в виде тринадцати лет лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 229 1 УК РФ и ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228 1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний М. назначено четырнадцать лет лишения свободы».

Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 5-П20

(Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2020) п. 1 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2021. №1)

Комментарий адвоката по уголовным делам

Президиум Верховного Суда Российской Федерации на примере введения новых размеров наркотических средств, улучшающих положение осужденного, еще раз подтвердил обязательное применение обратной силы уголовного закона тем или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление.

Обратная сила уголовного закона – его распространение на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу.

Комментарии к особой части УК КНР

Глава 1. Преступления против государственной безопасности

Глава 2. Преступления против общественной безопасности

Глава 3. Преступления против социалистического рыночного экономического порядка

УК 1997г. устанавливает, что контрабанда оружия, боеприпасов, ядерного материала или поддельных денег наказывается лишением свободы на срок семь и более лет; при смягчающих обстоятельствах — от трех до семи лет. Контрабанда запрещенных государством для вывоза культурных ценностей, золота, серебра и других драгоценных металлов или запрещенных государством для вывоза и ввоза ценных животных и продукции из них наказывается лишением свободы на срок пять и более лет; при смягчающих обстоятельствах — до пяти лет. В качестве дополнительного, наказания применяется штраф, в отдельных случаях — конфискация имущества. Следует подчеркнуть, что перечисленные преступления, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах, наказываются пожизненным лишением свободы либо смертной казнью, в качестве дополнительного наказания применяется конфискация имущества.

22 февраля 1993 г. на 30-м заседании ПК ВСНП седьмого созыва были приняты Дополнительные установления о наказании за подделку торговых марок (19, 1531), которые расширили рамки субъектов совершаемых преступлений и ужесточили уголовные наказания. 5 июля “1094 г. на своем 8-м заседании ПК ВСНП восьмого созыва в развитие Закона об авторских правах 1990 г. принял Постановление о наказании за нарушение авторских прав (19, 1534), где впервые предусмотрены санкции за преступные деяния подобного рода. УК 1997 г. подвел своеобразный итог проделанной в 90-е гг. работе, восприняв ключевые положения разработанных законодательных актов.

Вызывает интерес статья 217 нынешнего кодекса — нарушение авторских прав с целью извлечения выгоды. В этом статье допускаются различные ситуации:

Глава 5. Преступления против собственности

Глава 6. Преступления против общественного порядка и порядка управления

Исчезла глава “Контрреволюционные преступления”, изменилась ситуация в стране, но проблема осталась.

В упомянутой статье кодекса 1997 г. перечислены два вида организаций, применяются различные словосочетания, однако выявить принципиальные отличия не удалось. Ясности нет ни в толковых словарях, ни в специальной литературе. В любом объяснении присутствуют “религиозные взгляды реакционного характера”. По мнению авторов, объединяет их понятие “секта” как в прямом значении с крайне негативным оттенком — религиозная община, отколовшаяся от основной церкви, так и в переносном—обособленная группа лиц, замкнувшихся в своих узких групповых интересах, и отличающаяся догматичностью взглядов и убеждений. Все это дало основание остановиться на варианте “религиозно-сектантские организации”.

Научные труды в области физиологии человека, медицинских знаний не являются порнографическим предметами. Не рассматриваются в качестве порнографических предметов произведения литературы, искусства эротического содержания, имеющие художественную ценность (ст. 367). Последнее обстоятельство весьма существенно. Так, на протяжении десятилетий в КНР был запрещен знаменитый средневековый эротический роман “Цзинь, Пин, Мэй” (”Цветы сливы в золотой вазе”), переведенный на многие языки мира. Во второй половине 90-х гг. наряду с другими древнекитайскими литературными произведениями этого жанра он появился в продаже в виде специализированного издания.

Статьи 364 и 365 предусматривают конкретные санкции соответственно за организацию показа порнографических кинофильмов, видео- и другой аудиовизуальной продукции, а также за организацию порнографического шоу. Кстати, “порнографические шоу” в КНР стали популярны среди определенной части публики только в начале 90-х гг., поэтому в Постановлении о наказании преступников, виновных в контрабанде, производстве, торговле, распространении порнографических предметов, 1990 г. нет нормы, их запрещающей. По мнению юристов, включение этих положений в кодекс должно способствовать искоренению зрелищ порнографической направленности, изменению атмосферы в обществе и строительству социалистической духовной культуры (19, 1214-1215). К различным срокам лишения свободы могут быть приговорены виновные в распространении порнографической литературы, кинокопий, компакт-дисков, изображений или иных предметов порнографического характера при отягчающих обстоятельствах и в производстве, копировании порнографических кинофильмов, видео- и другой аудиовизуальной продукции с целью организации показа. Закон устанавливает уголовную ответственность юридических лиц за совершение указанных преступлений.

Глава 8. Коррупция и взяточничество