Договор передачи авторских прав на фотографии

Договор передачи авторских прав на фотографии

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР о передаче исключительных прав на использование произведения.

Авторский договор № ___
о передаче исключительных прав на использование произведения г. Москва «___»__________ 20__ г.

______________________________,
(ф. и. о.) действующего на основании (доверенности) ________________________________________, с одной стороны,

и ____________________________________________________,
(ф. и. о. или наименование предприятия) именуем___ в дальнейшем «Организация»,

в лице ________________________
должность ______________________,
действующего на основании ___________________,
ф. и. о.)

(Устава, положения) с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Автор (владелец авторских прав) предоставляет Организации исключительные (неисключительные) права на использование произведения ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

(искусства; указать вид, форму, название и иные характеристики) в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Организация за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение Автору.
Под использованием в настоящем договоре понимается реализация произведения, в качестве товара, его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

1.2. Автор гарантирует наличие у него предоставляемых по настоящему договору авторских прав на произведение.

1.3. Автор гарантирует наличие у передаваемого в соответствии с настоящим договором произведения характеристик, указанных в Приложении. 2. Права и обязанности сторон

2.1. По настоящему договору Автор предоставляет Организации следующие права:
а) право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Организации. При этом каждый экземпляр произведения должен (не должен) содержать имя или псевдоним автора в следующем написании: _______________________________________;
б) право на обнародование произведения, т.е. на сообщение произведения в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц.
Не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках произведения, например, в рекламных целях;
в) право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) в количестве _________ экземпляров (или без ограничения тиража); право на распространение произведения любым способом путем реализации размноженных материальных носителей произведения среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо без ограничений):
_____________________________________________ _____________________________________________________________________;
(указать территорию: страну, административный район, отрасль деятельности)
д) право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);
е) право на перевод произведения;
ж) право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
з) право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;_____________________________________________________________.

2.2. Автор не сохраняет (сохраняет) за собой право использовать самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам в указанных ;территориально-отраслевых пределах.

2.3. Организация обязана выплачивать Автору вознаграждение в размере ____% от дохода на соответствующий способ использования произведения.

2.4. Вознаграждение Автору выплачивается по мере поступления платежей за использование произведения.

3. Контроль за использованием произведения

3.1. Автор вправе:
а) осуществлять контроль бухгалтерских документов Организации, содержащих сведения о расчетах по использованию произведения;
б) знакомиться с иными документами, относящимися к использованию произведения.

3.2. Организация обязана:
а) по требованию Автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения по использованию произведения;
б) по мере поступления платежей за использование предоставленных ему прав отчитываться перед Автором об объемах реализации.

4. Ответственность сторон

4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

4.2. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

4.3. В случае несвоевременной уплаты вознаграждения за пользование кредитом Организация обязана уплатить Автору по выбору последнего неустойку в размере ___% от суммы вознаграждения или штраф в размере _______________ , а также возместить убытки в части, превышающей эти суммы.

4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению

6. Разрешение споров

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства и обычаев делового оборота.

6.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и действует в течение ___________ лет.

8. Расторжение договора

8.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.

8.2. Организация вправе расторгнуть договор в случае, если на момент заключения Автор не обладает авторским правом на предмет договора. При расторжении договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по договору.

8.3. Автор вправе расторгнуть договор в случаях:
а) повторного нарушения Организацией обязанности выплачивать вознаграждение Автору;
б) непредоставления Организацией возможности Автору ознакомиться с документами об использовании произведения;
в) превышения территориально-отраслевых пределов переданных Организации прав на использование произведения либо за использование не оговоренным в договоре способом. 9. Дополнительные условия и заключительные положения

9.1. Дополнительные условия по настоящему договору: _____________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

9.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством, регулирующим предоставление товарного кредита. 9.3. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

9.4. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

9.5. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Автора, второй — у Организации.

9.6. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон:

Автора: _________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Организации: ____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

Подписи сторон:
Автор _______________________________
Организация _______________________________ М.П.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР о передаче неисключительных прав на использование фотоматериалов.

г. Москва «______» _______________2010 года

именуемый в дальнейшем «Автор», с одной стороны, и

именуемый в дальнейшем «Заказчик», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Автор предоставляет Заказчику на условиях настоящего договора неисключительное право на использование фотоматериалов.

1.2. Автор обязан передать, а Заказчик принять и оплатить Фотоматериал (Фотоматериалы), указанный в соответствующем Приложении (Приложениях) к настоящему договору. 1.3. Передача Фотоматериала по желанию Заказчика осуществляется в электронном виде либо на материальном носителе (лазерный диск), либо по электронной почте.

1.4. Параметры каждого Фотоматериала, передаваемого в рамках настоящего Соглашения, определяются соответствующим Приложением.

1.5. Приложением определяется, сколько раз Заказчик имеет право использовать соответствующий Фотоматериал, а также устанавливается предельный срок, в течение которого Заказчик может использовать Фотоматериал.

1.6. Если количество раз использования Фотоматериала не определено в Приложении, то Заказчик получает право только на однократное использование соответствующего Фотоматериала.

1.7. Если в Приложении не установлен предельный срок использования Фотоматериала, то срок автоматически устанавливается равным 1 (Одному) году с момента оформления Приложения.

1.8. Для оперативности допускается подписание Приложений по е-mail или по факсу, с последующей заменой подписанных экземпляров Приложений на оригиналы.

2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ПЕРЕДАЧУ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2.1. За передачу прав, указанных в пункте 1 настоящего договора, Заказчик обязан уплатить Автору фотоматериалов вознаграждение в размере __________ рублей.

3. ПЕРЕДАЧА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3.1. Стороны подтверждают, что к моменту подписания настоящего Договора Автор передал Заказчику фотоматериалы в полном объеме указанному в соответствующем Приложении (Приложениях) к настоящему договору.

4. АВТОРСКИЕ ПРАВА

4.1. Исключительные авторские права на фотоизображения, содержащиеся в Фотоматериалах, принадлежит Автору.

4.2. Автор гарантирует и освобождает Заказчика от любых претензий по поводу авторских прав со стороны третьих лиц.

4.3. Заказчик приобретает неисключительное временное право на использование Фотоматериала только в целях, оговоренных в соответствующем Приложении (периодическое издание, в качестве рекламного материала, открытка, плакат и прочее 1 (один) раз в одном издании, распространяемом на территории Российской Федерации). Иное оговаривается отдельно дополнительным Приложением.

4.4. Не допускается без согласования с Автором передача третьей стороне прав на использование в любой форме Фотоматериалов, являющихся предметом настоящего соглашения.

4.5. Фотоматериал может быть использован Заказчиком только целиком. Заказчик не в праве без письменного согласия Автора каким-либо образом осуществлять модификацию переданных ему по настоящему Договору фотоматериалов.

4.6. Заказчик обязуется ______________________ при использовании фотоматериалов знак охраны авторского права в виде:

Авторское право на фотографии

У любого сетевого контента есть автор, который может отстоять свои на него права. Особенно много споров возникает вокруг фотоконтента. Как защитить свои изображения, а какие можно спокойно использовать на своём сайте, рассказывает медиаюрист Маргарита Ледовских.

Совсем недавно я провела мастер-класс для журналистов в Челябинске. Обсуждали много вопросов, в том числе юридические риски использования фотографий в СМИ и интернете. И мне очень захотелось кратко, но ёмко рассказать про авторское право на фотографии и вообще изображения в интернете.

Читайте также  Договор дарения квартиры подлежит государственной регистрации статьи

Какие фотографии охраняются авторским правом?

Ответ — любые. Авторским правом защищены все фотографии. Не важно, сделал их профессиональный фотограф или любитель. Наличие в изображении творческой составляющей, которая делает произведение объектом защиты, подтверждать не требуется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

Даже если планируется использовать только часть изображения в фотоколлаже, шапке сайта, рекламном баннере — обязательно следует получить на это согласие у автора снимка, а в идеале заключить с ним договор.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Сначала опровергнем распространённые заблуждения о том, когда якобы можно использовать чужие снимки.

  • Если фотография выложена в интернете, то её можно свободно использовать.
  • Если под фотографией не указан автор, то её можно свободно использовать.
  • Если фотография выложена в соцсетях, её можно использовать.
  • Если вы наняли фотографа, например, на съёмку мероприятия, передача вам фотографий означает и передачу исключительных на них прав.
  • Оплата услуг фотографа по договору об оказании услуг является подтверждением передачи вам исключительных прав.

Еще раз повторюсь, что это распространённые заблуждения, то есть во всех этих случаях фотографии нельзя использовать, так как это будет нарушением авторского права, и могут последовать санкции.

Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав

Можно свободно использовать свои фотографии. Это самый очевидный случай.

Можно использовать фотографии, сделанные вашими работниками, если в рамках их трудовых функций на фото зафиксированы их обязанности, ведь исключительные права на снимки в данном случае принадлежат работодателю.

Можно использовать фотографии, если вам передали исключительные права по договору. Это может быть лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Если вы заказываете фотосъёмку по договору авторского заказа или возмездного оказания услуг, то необходимо, чтобы в документе отдельным пунктом или даже целым разделом была прописана передача исключительных прав. Для печатных СМИ законодательство отдельно предусматривает, что лицензионный договор может быть заключён в устной форме. Это действительно удобно, но помните, что в случае устного договора иногда бывает сложно определить, на каких условиях состоялась передача прав.

Использование фотографий из интернета

Вы не нарушите авторских прав, пользуясь сетевыми изображениями, если соблюдается хотя бы одно из нижеперечисленных условий.

  1. На сайте разрешается использование размещённых на нём фотографий по открытой лицензии. В этих случаях рекомендуем зафиксировать скриншотом, что фотография действительно была на этом сайте, а также текст открытой лицензии. Формальное указание на сайте на то, что можно использовать фотографии, не является открытой лицензией, но если выбирать между таким сайтом и сайтом, на котором нет подобной пометки или даже есть прямой запрет с угрозами судебного преследования, то лучше выбрать сайт, чей владелец даёт разрешение. Такое разрешение может быть прописано, например, в футере (нижней панели сайта).
  2. Фотографии размещены авторами в интернете на основе открытой лицензии Creative Commons. Это международная лицензия, которая всё шире используется в России. Кстати, вы можете её использовать и на своем сайте. Чтобы найти фотографии, которые размещены на условиях лицензии, можно просто ввести в поисковике “creative commons photo”.
  3. Цитирование фотографии. Гражданский кодекс допускает свободное использование произведений, если они цитируются для целей информационных, научных, полемических в объёме, оправданном целью цитирования. Обычно в судебной практике цитирование применяется в текстах. Однако в последнее время стали появляться решения судов, в которых прямо говорится, что цитирование фотографий также возможно. Надо сказать, что цитирование фотографий — это не то же, что взять чужую фотографию для иллюстрации своей статьи. Цитированием изображений будет считаться ситуация, если вы делаете, например, обзор блогов в интернете по какой-то тематике. И для того, чтобы наиболее полно показать читателю картину, вам надо процитировать не только текст, но и размещённые в соответствующих блогах фотографии. Также может быть признана цитированием фотографии следующая ситуация. Допустим, статья посвящается какому-то провокационному снимку. В этом случае может быть недостаточно его описания в материале, необходима и публикация фотографии, чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь.
  4. Использование фотографии в образовательных целях. Если материал носит образовательный характер, например, для презентации к вебинару или тренингу, то в нём можно использовать фотографии других авторов. При этом не надо получать их согласие (заключать договор), достаточно указать имя фотографа и источник, откуда вы взяли фото.
  5. Бесплатные фотостоки. Если вы решили взять фотографии с фотостока, необходимо внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением, размещённым на соответствующем ресурсе. Обратите внимание: часто бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие — найденные в интернете. В этом случае нет разницы, взяли вы картинку из Яндекса, или Гугл-поиска, или с такого фотостока — это будет нарушением.
  6. Платные фотостоки (фотобанки). Думаю, с покупкой фотографий в платных фотостоках и так всё понятно. Хотя здесь тоже надо обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, лицензионным соглашением и прочими правилами, так как даже при использовании купленных фотографий необходимо соблюдать требования владельца ресурса.

Немногие знают, что можно бесплатно получить фотографии даже с платных фотостоков, оформив подписку на небольшой срок, обычно — на неделю. За это время вы можете скачать достаточное количество фотографий, на какое-то время вам их точно хватит. А так как платных фотостоков великое множество, то можно использовать вначале один ресурс, потом другой, затем третий. При подписке вас попросят ввести данные банковской карты. Если вы вовремя не отмените подписку, по истечении бесплатного срока пользования ресурсом вас автоматически переведут на платный тариф, сняв с карты деньги. Поэтому обязательно внимательно изучите условия льготного или бесплатного скачивания изображений и поставьте себе напоминание об окончании подписки.

Как защитить свои фотографии

При публикации собственных фотоизображений — не важно, в печати или в интернете — не забывайте указывать имя автора и добавляйте к нему знак копирайта. Так все, кто увидит изображение, будут проинформированы о его владельце.

У автора должен сохраняться полный снимок — необрезанный, в максимальном разрешении. Размещать или передавать в печать следует варианты меньшего разрешения либо с обрезанными краями, чтобы публикуемое изображение отличалось от исходного.

4 способа доказать факт нарушения авторских прав на фотографию

Нарушение авторских прав в отношении фотографий необходимо зафиксировать. Добиться сатисфакции вы сможете, только предоставив в суд доказательства нарушений. В качестве доказательств, которые примет суд, можно применить следующие способы.

  • Сделать скриншот или видеозапись несогласованного размещения, который покажет факт нарушения.
  • Обратиться к нотариусу — он удостоверит контент сайта, использовавшего ваши снимки, в протоколе осмотра сайта. Такой документ будет в суде неоспоримым доказательством. Но этот способ потребует расходов.
  • Привлечь свидетелей. Их показания тоже используются, хоть и редко, в судебных разбирательствах дел об авторских правах. Свидетели могут подтвердить факт распространения информации, даты публикации снимков сторонними ресурсами и прочие факты.
  • Предъявить материал, размещённый в интернете, во время заседания в суде. Если нарушитель к моменту разбирательства не удалит спорный материал с вашими фото.

Обращение к нотариусу для защиты авторских прав на фотографии

Юридически эта процедура называется «удостоверением содержания сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени».

Удостоверение контента вашего сайта у нотариуса не является обязательной процедурой. Но если вы хотите обеспечить доказательства того, что именно вами размещены определённые фотографии, можно обратиться к нотариусу и заверить не только содержание сайта (тексты, фото, видео), но и его дизайн, если он был сделан для вас индивидуально. Так вы получите подтверждение ваших авторских прав на опубликованные фотоснимки и остальной контент на конкретную дату.

Заранее побеспокойтесь о том, как обезопасить свой веб-ресурс, не дожидаясь нарушений ваших авторских прав со стороны прочих интернет-пользователей!

Маргарита Ледовских, медиаюрист, руководитель проекта о правовом регулировании Интернета «Право в сети»

Кому нужен договор о передаче авторских прав и что будет, если его нарушить

Система договорно-правовых отношений между автором и пользователем была создана и регламентирована сравнительно недавно, в то время как само явление авторского заказа берет свои корни глубоко в истории. Рассматривая исторический аспект договора авторского заказа, следует в первую очередь понять те категории объектов, которые современная цивилистика отнесла бы к системе авторского права. Делая поправку на реалии прошлого к объектам, которые попадают под критерии авторского заказа, следует относить различные произведения искусства.

Что такое договор авторского заказа

Необходимо понимать, что к предметам искусства в разное время относили:

  • живопись;
  • архитектуру;
  • литературу;
  • скульптуру.

Одни из самых первых упоминаний авторского заказа можно отнести к цивилизациям, населявшим территории нынешнего ближнего востока, северной Африки, юга Европы. В качестве очевидного примера стоит привести Египет с его своеобразной архитектурой. В первую очередь речь идет о гробницах египтян, в частности пирамидах. Считаясь культовым сооружением, для гробницы требовался ряд разнообразных особенностей, которые по поверьям необходимы были в загробной жизни обитателю этой гробницы.

Таким образом, уже в те времена, институт на авторский заказ уже имел место быть рядовым явлением в социуме. В то время он еще имел цивилистические основания, и вся интеллектуальная деятельность выполнялась на основаниях устных договоренностей, либо в приказном порядке.

Читайте также  Проводки в бухгалтерском учете в туризме

Сейчас, согласно ст. 1288 ГК РФ, этот договор считается видом некоего авторского соглашения, в рамках которого автор обязуется в рамках заказа создать нечто, что можно назвать произведением искусства и так далее.

Следовательно, если одна сторона соглашается нести ответственность за убытки и ущерб, понесенные другой стороной, она принимает на себя договорную ответственность. Как и во многих других компаниях, ваш бизнес может выполнять работу на заказ или наоборот. В любом случае, вы подписываете договор, который включает соглашение о возмещении убытков за нарушение пунктов договора авторского заказа.

Когда используется

Сегодняшнее законодательство открывает намного больший спектр возможностей взаимоотношений автора и заказчика, отталкивающийся от основ цивилистики. Регламентированные взаимоотношения сторон позволяют избежать потенциальных конфликтных ситуаций, связанных, с неисполнением договорных обязательств.

Тем не менее, несмотря на явный прогресс мирового авторского права с сопутствующими ему договорными обязательствами, любая система рано или поздно будет требовать новых доработок, специализированных нововведений, основанных на разнообразных достижениях, как технического прогресса, так и искусства, естественно с рядом поправок на развитие самой цивилистики.

Ответственность за несоблюдение условия авторского заказа

Автор-гражданин является потерпевшим, поэтому для него предусматриваются специальные правила о сокращении и освобождении от ответственности. Согласно п. 2 ст. 1290 ГК России, если какая-либо из Сторон не выполняет должным образом какие-либо из своих обязательств по настоящему Договору, сторона, не нарушившая ее, имеет право уведомить нарушающую сторону о том, чтобы исправить такое нарушение и выполнить свои обязательства в течение разумного периода времени.

Если нарушающая сторона не исправит свое нарушение в течение установленного периода времени, не нарушающая сторона имеет право искать любое возможное средство правовой защиты в соответствии с применимыми законами, включая, но не ограничиваясь, требованием компенсации.

Некоторые известные исследователи поддерживают возложение риска не достичь результата на заказчика. Ученые объясняют вывод тем, что из-за особенности сервиса достижение результата не может быть гарантировано, и поэтому, заключая такое соглашение, заказчик предугадывает, на что оно идет (предполагает риск). Контракт авторского заказа характеризуется слабой предсказуемостью творческого процесса, нельзя быть уверенным, что будет создана работа с согласованными критериями.

Договорные отношения между автором и исполнителем основаны на том, что написано в соглашении. Даже специалисты иногда совершают ошибку, концентрируясь на деньгах и не обращая достаточного внимания на положения, защищающие права автора. Все условия контракта являются предметом переговоров, но многие об этом забывают.

Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность автора ограничена реальным ущербом и приходит только в случае его вины. Риск творческого провала нельзя возлагать исключительно на автора или заказчика.

Авторские права фотографов: 7 вопросов

Фотограф обязан отдавать клиенту файлы RAW? Какие права на фото есть у модели? Можно выкладывать фотосессии клиентов на свой лендинг? Мы подготовили ответы на эти и другие насущные вопросы фотографов по авторским правам.

🇷🇺 Раздел VII ГК РФ про интеллектуальную собственность,

🇷🇺 Статья 152.1 ГК РФ про изображение гражданина.

📷 1. Кому после съёмки принадлежат авторские права на фото: фотографу или заказчику?

Коротко. Обычно споры разгораются по поводу так называемых исключительных прав. У кого исключительные права, тот делает с фото что хочет и зарабатывает. Фотограф может отдать исключительные права заказчику или оставить себе.

Подробно. Фотограф делает фото и автоматически получает авторские права по ст. 1228 ГК РФ:

Право авторства — то есть право считаться автором. Оно навсегда остаётся с автором, и его нельзя продать. Фотограф ставит вотермарк и указывает своё имя.

Исключительное право — это право зарабатывать на фото: иллюстрировать статью в журнале, вставлять в карточку товара, печатать на рекламном баннере, продавать в сток. Исключительное право продают клиенту навсегда или отдают на время по лицензии. Для этого в договор на фотосъемку добавляют специальный пункт. На словах вопросы по исключительным правам не решают.

Фотограф-одиночка заключает с клиентами договор авторского заказа из ст. 1288 ГК РФ. Бывает три ситуации:

В договоре ни слова про исключительные права — они остались у фотографа.

Сказано, что исключительные права отчуждаются — заказчик выкупил их и забрал навсегда.

Сказано, что заказчик получает права пользования — у него пятилетняя лицензия на фото.

Фотоагентства заключают с клиентами договор подряда из ст. 1296 ГК РФ. Тут другие правила:

Исключительное право на фото автоматом получает заказчик.

Но в договоре может быть условие, что исключительное право осталось у фотоагентства, а заказчик получил только лицензию. Так можно.

📸 2. Что записать в договор, чтобы клиент использовал снимки только в одном проекте, а не тиражировал до конца дней?

Коротко. Чтобы ограничить заказчика, фото отдают по лицензии. В договоре пишут, что именно можно делать. Если заказчик покупает исключительные права, ограничить не получится.

Подробно. Когда фото отдают клиенту по лицензии, пределы использование можно ограничить — ст. 1235 ГК РФ. Запишите в договор, где и сколько раз заказчик публикует фото. За остальное можно требовать отдельную плату.

Заказчик получает лицензию на использование фотосета в составе печатного корпоративного календаря формата А4 в количестве не более 500 штук, предназначенного для организации ООО «Строймонтаж».

📷 3. Обязан ли фотограф отдавать исходники?

Коротко. Фотограф не обязан отдавать исходники, если такого условия нет в договоре с клиентом.

Подробно. Фотограф обязан провести фотосессию и отдать клиенту готовые фото — ст. 1288, 1296 ГК РФ. О подробностях пишут в договоре, переписке или договариваются на словах. Если о передаче файлов RAW не договаривались, такой обязанности у фотографа нет.

Пример, когда нет обязанности отдать исходники:

В рамках настоящего договора Исполнитель обязан:

— провести репортажную фотосъёмку свадьбы Заказчика на 30-40 фотографий;

— обработать выбранные фотографии: цветокоррекция, баланс белого, кадрирование, резкость и контраст;

— передать фотографии Заказчику.

📸 4. Какие права на фото есть у модели. А у стилиста?

Коротко. Чаще всего у модели нет авторских прав на фото. Но у модели есть право на изображение гражданина — из-за этого у фотографа бывают проблемы. Стилист считается соавтором, если внёс творческий вклад.

Подробно. Если модель не придумывала уникальный образ, авторских прав нет — ст. 1228 ГК РФ. С моделями не делят гонорар, не спрашивают разрешение на продажу. Снимок девушку в пальто для карточки товара — это не совместное творчество.

У модели есть право на изображение гражданина по ст. 152.1 ГК РФ. Если за съёмку платили, фотограф публикует фото где хочет без согласия. Без оплаты есть риск: публиковать фото можно только с согласия. Иначе модель может через суд заблокировать сайт с фото и взыскать компенсацию морального вреда. Заказчик одного фотографа пострадал от такого иска — дело № 33-17319/2019.

Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, с моделей берут согласие на публикации. Подойдёт любая форма, например, пункт в модельном релизе. Это следует из п. 46 Постановление Пленума ВС РФ № 25.

Стилист может считаться соавтором, если создал уникальный художественный образ для съемки — ст. 1258 ГК РФ. Нет точного критерия, какой образ уникальный, а какой скопирован сотый раз. Если стилист докажет в суде творческий вклад, придётся делиться гонораром.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

📷 5. Сделал снимок в толпе или на важном событии. Эти снимки можно продавать и публиковать без согласия людей?

Коротко. Фото с публичного мероприятия можно выкладывать в интернете и продавать без разрешения. Авторских прав у запечатлённых людей нет.

Подробно. Снимки толпы или посетителей мероприятия публикуют без разрешений по ст. 152.1 ГК РФ. Исключение одно — когда в кадре конкретный человек, а не общий вид.

Авторских прав у людей нет. Продать фото сайту новостей или в сток может только фотограф.

📸 6. Может ли фотограф выложить в интернете фотосессии клиентов для рекламы услуг?

Коротко. Может, если не продал клиенту исключительные права и взял согласие на публикацию. Но стоит убедиться, что клиенты действительно не против.

Подробно. У фотографа могут быть проблемы, если клиент не соглашался на публикацию фотосессии. Клиент может через суд забанить лендинг и взыскать моральный вред по ст. 152.1 ГК РФ.

Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг. Получается, формально согласие есть, но на деле человек не хочет, чтобы его семейные фото выложили на всеобщее обозрение. Поэтому спросить согласие клиента лучше дважды — так сохранится имидж.

📷 7. Мои фото скопировали, что я могу сделать?

Коротко. Нарушитель должен заплатить компенсацию за каждое фото от 10 000 до 5 000 000 ₽, удалить контент или указать автора.

Подробно. За копирование фото и удаление вотермарка автору полагается компенсация по ст. 1301 ГК РФ. Нарушители редко соглашаются заплатить добровольно после письма по электронной почте. Чаще за компенсацию судятся.

Фотограф приносит в суд заверенную у нотариуса страницу сайта и исходники снимков. Если украли популярное фото, можно рассчитывать на компенсацию в сотни тысяч рублей.

Читайте также  Новосибирск минимальная пенсия 2018

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Рекламная фотография и распределение прав на нее

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Рекламная фотография, как и любая фотография, является объектом авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных). В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим использованием фотографии.

Исключительные права регламентируют порядок дальнейшего использования созданной фотографии, в том числе вопросы ее видоизменения (переработки), включения в сборники, опубликования и др. Помимо авторских прав, при создании и дальнейшем использовании рекламной фотографии реализуются права на использование изображений (образов) людей (граждан) и предметов, к коим помимо неодушевленных предметов относятся растения и животные. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») животные отнесены к имуществу. Все вопросы, связанные с авторскими правами, а также права на использование изображений (образов) урегулированы нормами ГК РФ (ссылки на его статьи будут приведены далее по тексту). Согласно ст. 1225 (п. 1 п/п 1) и 1259 (п. 1) ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ, в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права – права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. Законодательство России не устанавливает каких бы то ни было ограничений по кругу лиц, которые могут быть авторами фотографии.

Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. Поскольку в последнее время все чаще при создании рекламной фотографии используют труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. Как показывает опыт, оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации (об этом разговор пойдет далее).

Может ли рекламодатель (работник рекламодателя) или лицо, сделавшее заказ на создание рекламной фотографии, быть ее автором? Согласно ст. 1228 (п. 1 абз. 2) какие-либо лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, авторами признаны быть не могут. Но очень часто рекламодатель (заказчик) передает фотографу подробное задание (описание) будущей фотографии, в котором описывает, какие предметы должны быть изображены, в каком ракурсе, в композиции с каким предметами и каков должен быть сюжет фотографии. Автору известны случаи, когда заказчик описывал даже требования, предъявляемые к фотомоделям, снимаемым на рекламные фотографии. Однако все эти описания, как бы подробны и конкретны они ни были, непосредственно не создают фотографию, а являются всего лишь идеями. На основании положений ст. 1259 (п. 5) ГК РФ идея как таковая не является объектом авторского права. Исключение может составить случай, когда заказчик либо его работник сами непосредственно будут осуществлять постановку сцен, которые фотограф должен будет только отснять. Но такие случаи, если они и имеются, носят редкий единичный исключительный характер, не являясь типичными. То есть рекламодатель, заказчик рекламной фотографии или же их работники не могут быть авторами рекламной фотографии.

Исходя из предыдущих пунктов, авторами рекламной фотографии могут быть признаны фотограф и фотомодель, и никто более. Соответственно, исключительные права сначала возникают только у этих лиц, т.к. на основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным.

Согласно ст. 152-1 ГК РФ целенаправленное изображение человека как основного объекта изображения на фотографии допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату.

Правовой статус изображения животных, растений и неодушевленных объектов заслуживает отдельного рассмотрения. Не раз многими юристами было разъяснено, что законодательство предусматривает ограничения на изображение человека, но поскольку подобные ограничения не предусмотрены для вещей, то фотосъемку и иное изображение чужого имущества можно проводить без каких бы то ни было ограничений. Однако необходимо помнить, что фотография является объектом исключительных прав. А сами исключительные права на основании ст. 128, 1013 (п. 1), 1226 ГК РФ охватываются понятием «имущество». То есть вместе с созданием фотографии ее автор (авторы) приобретают имущество, коим являются исключительные права. Согласно ст. 136 ГК РФ таковое приобретение квалифицируется как «получение плодов, продукции, доходов в результате использования», в данном случае речь идет об использовании животных, растений и неодушевленных объектов, т.к. имущество (исключительные права) было приобретено с их помощью. На основании ст. 209 (пп. 1, 2) ГК РФ использовать имущество вправе только его собственник или же иное лицо, которому собственник разрешил таковое использование каким бы то ни было образом. Исходя из изложенного, следует, что фотосъемка животных, растений и неодушевленных объектов возможны только с согласия их собственника. Правда, этот вывод пока что не подтвержден практикой, но и не опровергнут.

Принимая во внимание изложенное, следует рассмотреть вопросы договорных отношений при создании рекламной фотографии. Основной отличительной особенностью этого жанра является то, что создается рекламная фотография по заказу рекламодателя. В подавляющем большинстве случаев рекламодателем или заказчиком является фирма, юридическое лицо. Следовательно, на основании ст. 153, 154 (п. 1), 160, 161 (п. 1 п/п 1), 420, 434 ГК РФ заказ на создание рекламной фотографии должен быть оформлен в виде договора в письменной форме. Названный договор может быть квалифицирован как «договор авторского заказа» (ст. 1288, 1289 ГК РФ). Заказчиком по договору является рекламодатель (иной заказчик), а автором (исполнителем) – фотограф. Следует учесть, что по умолчанию договор авторского заказа не предусматривает переход исключительных прав к заказчику. Поэтому в таковом договоре должна быть прописана процедура передачи исключительных прав на созданные рекламные фотографии. В противном случае исключительные права останутся у фотографа. Даже в этом случае заказчик обретет право использования рекламных фотографий в неограниченном объеме и количестве при осуществлении собственной деятельности на безвозмездной основе, но… он никому не сможет передать этого права! Также в договоре авторского заказа целесообразно прописать обязанности сторон по предоставлению имущества для съемок и взаимоотношения с моделями. Как вариант, заказчик может обеспечить это за счет собственных сил и средств (как полностью, так и частично), наняв модель и предоставив собственное имущество либо урегулировав все вопросы с собственником фотографируемого имущества. Чаще всего заказчик поручает оформить отношения с моделью фотографу. Особенностью оформления отношений с фотомоделью при создании рекламной фотографии является то, что у фотомодели нужно получить разрешение на использование ее изображения и что фотомодель должна полностью передать принадлежащие ей исключительные права фотографу или заказчику. В противном случае у рекламодателя могут возникнуть препятствия при использовании фотографий (связанные с нарушением прав модели – исключительных и на изображение). О том, как должны быть оформлены отношения с фотомоделью, было описано в журнале «Фотодело», № 7–8 (июль-август) 2009 г., стр. 46–47. В договоре авторского заказа целесообразно установить режим соблюдения личных неимущественных прав, т.е. указания имени фотографа и модели. По умолчанию при каждом случае использования рекламной фотографии заказчик (иное лицо) обязано будет указывать имена фотомодели и фотографа. Следует учесть, что сроки выполнения заказа являются существенным условием договора, т.е. согласно ст. 432 (п. 1) ГК РФ они должны быть определены договором авторского заказа в обязательном порядке. Но… указанный срок при невыполнении фотографом своих обязанностей по уважительной причине может быть продлен на одну четверть установленного срока (т. н. «льготный срок») без применения штрафных санкций.