Ехал за рулем пересек сплошную линию

«Затормозить я бы не успел». Водитель уходил от ДТП и получил штраф

Несправедливый, по оценке экспертов, штраф с дорожной камеры получил автомобилист после инцидента с машиной каршеринга. Своими действиями водитель сумел избежать ДТП, но в итоге ему пришло постановление за нарушение. Как рассказал Autonews.ru оштрафованный Николай Вилкин (имя героя изменено, — ред.), в опасную ситуацию он попал 6 января в Москве на северо-восточной хорде.

Вилкин за рулем Nissan Qashqai ехал в свое полосе, после чего стал заезжать на съезд со своего же ряда. Впереди него чуть левее следовал автомобиль каршеринга — его водитель запутался в съездах и сначала поехал прямо. Поняв, что выбрал неправильное направление, резко свернул направо прямо под Nissan Qashqai.

Чтобы избежать очевидного столкновения, Вилкин резко вывернул вправо и ускорился — этот маневр позволил объехать каршеринг и не допустить ДТП. При этом водителю Qashqai пришлось проехать через разметку 1.1. Согласно ПДД, она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах. Все произошедшее попало в объектив регистратора.

Спустя несколько дней автомобилисту пришел штраф ГИБДД — согласно ч.1 ст.2.6.1 КоАП, его оштрафовали на 500 рублей, что возмутило водителя.

«Это типичная ситуация в Москве, водители нередко теряются, наш попутчик явно заблудился и резко принял вправо. Конечно, врезаться в него не хотелось и единственный вариант — просто отодвинуться от него правее. Согласно ПДД водители должны соблюдать достаточную дистанцию перед впередиидущим автомобилем, чтобы вовремя остановиться. Но ошибка второго водителя уже не давала такой возможности — оттормозиться я бы не успел», — объяснил Вилкин.

Он немедленно отправил развернутую жалобу в ГИБДД с просьбой отменить штраф.

В электронном обращении водитель уточнил, что его поступок полностью подпадал под нормы 2.7 КоАП. В его случае это необходимость избежать ДТП, спровоцированного нарушением целого ряда ПДД пользователем каршеринга. Также водитель приложил видеозапись, и, поскольку сомневался, что в ГИБДД будут ее изучать, сделал подробную раскадровку.

«Второй участник конфликта, не включая поворотник, выполнил маневр перестроения в левую полосу движения для поворота налево и начал снижать скорость. Затем, также не включая сигнал поворота, выполнил резкий маневр вправо и пересек сплошную линию разметки 1.1. На звуковые сигналы он не реагировал», — разобрал ситуацию водитель.

К своему удивлению Вилкин получил из ГИБДД отказ. В ведомстве напомнили, что водитель должен вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

«Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, — говорится в ответе ведомства (имеется в распоряжении Autonews.ru). — При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

В заключении в ГИБДД отметили, что водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

«Собственник автомобиля каких-либо сведений, которые могут повлиять на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, не предоставил, и указанные в жалобе сведения не подтвердились», — обосновали в ведомстве свой отказ.

Такое решение ГИБДД водитель намерен обжаловать в суде.

Юрист Дмитрий Дугин уверен, что в ГИБДД подошли к изучению жалобы формально и предположил, что видеозапись там даже не смотрели.

«Автомобилисту просто отправили отписку в установленный законом срок, — сказал Дугин в беседе с Autonews.ru. — У оштрафованного есть все шансы обжаловать постановление в суде, однако на это придется потратить много времени. В законе предусмотрены основания освобождения от административной ответственности, и водитель правильно сослался на ст. 2.7 КоАП. Судя по записи, действовал владелец кроссовера адекватно ситуации — он увидел препятствие и ушел от столкновения. Так он предотвратил больший вред от ДТП и никого не зацепил, уклоняюсь от столкновения».

В свою очередь член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru проанализировал техническую составляющую оформления подобных материалов. Он считает, что уже на первоначальном этапе формирования материалов, которые уходят в ГИБДД, ситуацию должен оценивать живой человек, а не искусственный интеллект, и до отправки в ГИБДД отбраковывать такие потенциальные «письма счастья».

«Техника лишь собирает доказательства, фотовидеоматериалы по событию с признаками административного нарушения, а оценку ему и квалификацию событию дает человек, — рассуждает Шухман. — Я также согласен, что водитель действовал в ситуации крайней необходимости. Учитывая наличие видео, на котором явной можно увидеть угрозу возникновения ДТП, удивлен позиции ГИБДД. Ведь в случае отмены такого материала это не несло бы никому ущерб, даже напротив, такое решение повысило бы имидж ведомства».

Напомним, что начиная с сентября 2021 года, автомобилисты смогут жаловаться на ошибочные, по их мнению, штрафы ГИБДД в режиме онлайн — отправляя обращение через сайт Госуслуг в ГИБДД или сразу в суды. Такое постановление уже приняла Госудма в третьем, заключительном чтении.

Сейчас автомобилисты имеют возможность отправить в отделения ГИБДД претензию с несогласием по поводу полученного постановления. Однако чаще всего такие обращения имеют информационный характер — водителям предлагают приехать в отделения лично или же отослать документы «Почтой России». Есть и ситуации, когда водители получают формальные отказы. Теперь же планируется, что любую грамотно составленную и отправленную через Госуслуги жалобу в ГИБДД будут обязаны рассмотреть без личного присутствия водителя.

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов на примере ситуации с неотмененным штрафом объяснил, что система удаленного обжалования в ГИБДД без доведения дела до суда вряд ли заработает. По его словам, после массовых сокращений в ведомстве не осталось достаточного количества сотрудников, которые успевали бы качественно отсматривать спорные материалы и детально анализировать жалобы.

«Предполагалось, что инспекторов заменят камеры, которые не будут ошибаться, что штрафы будут выписывать автоматически и это полностью победит коррупцию», — сказал Шкуматов Autonews.ru.

По его словам, с ростом количества камер, постановлений и самих автомобилей необходимо создать отдельное подразделение по отсмотру постановлений и специальную структуру, которая помогала бы рассматривать жалобы — некое подобие омбудсмена по ПДД.

Когда лишают прав за нарушение прерывистой линии разметки

Бывают случаи, в которых человек за рулем даже не подозревает о тяжести своего нарушения. Казалось бы, обгонял через прерывистую линию разметки, а злой гаишник почему-то задержал права и отправил дело в суд. Однако зачастую в этой ситуации правым все же будет инспектор ДПС.

Если на двухполосной дороге вы пошли на обгон по встречной полосе движения, но в зоне действия знака «Обгон запрещен» это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 КоАП (ситуация 1). Вас через суд лишат прав на 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвертая статьи 12.15 КоАП не предусматривает даже в том случае, когда на дороге установлены временные знаки.

Также пунктом 11.4. ПДД запрещен обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними (ситуация 2). Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров — это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью (ситуация 3). Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана — жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного маневра.

Читайте также  Проводки при реализации земельного участка

В предыдущей статье мы рассмотрели ситуацию, когда водитель для совершения левого поворота выехал на встречную полосу движения, т.е. пересек сплошную линию разметки не доехав до разрыва. Точно так же, то есть лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель проехал по встречке на той улице, на которую повернул (ситуация 4). В пункте 8.6. Правил дорожного движения говорится, что «поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения«.

Также лишением права управления по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (ситуация 5).

Однако если вы выехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллейбусами должны по этой полосе ехать (ситуация 6), то вам до 20 ноября 2010 года «светил» штраф 100 рублей по части 1 статьи 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. Однако с 20 ноября 2010 года за такое нарушение применяется часть 3 статьи 12.16 КоАП, которой также, как и частью 4 статьи 12.15 КоАП предусмотрены идентичные санкции (штраф 5 000 рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев).

Какая сплошная неподсудна

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Когда разрешено пересекать сплошную линию разметки

Вопрос о наезде на линию, разделяющую две полосы, является одним из самых сложных в юридическом деле, так как данная ситуация слишком гибко может интерпретироваться, так как все зависит от происшедшей ситуации. Тем не менее, действительно, существуют случаи, в которых владельцу транспортного средства дозволено задевать сплошную линию.

Конечно, все это очень относительно и приблизительно, ведь и сотрудники органов не всегда бывают честны и поворачивают дело так, как выгоднее им. Чтобы уметь оспорить незаслуженное наказание, важно быть осведомленным в том, при каких случаях водитель не нарушает правила дорожного движения.

Читайте также  Значение ортодромии на 2018 год

Что такое сплошная линия

Сплошная линия – это одинарная полоса, начерченная непрерывно вдоль дороги, разделяющая ее на равные части для разметки, по которой должны ехать машины, не выезжая за линию.

Что считается наездом на сплошную линию разметки

Наездом на сплошную будет считаться не только полный переезд машину на другую линию движения, но и наезд на линию лишь половиной колеса или еще какой-либо частью транспортного средства. Такое может произойти в некоторых случаях:

  • выезд со двора через сплошную линию;
  • обгон на автомагистрали при пересечении линии;
  • разворот через сплошную линию на другую часть дороги при смене направления или полосы;
  • пересечение попутной сплошной линии;
  • объезд какого-либо препятствия на дороге.

Почему наезд на сплошную линию запрещен

Чаще всего сплошная полоса разделяет дорогу на два движения в противоположные стороны. Если машина заедет за линию или на нее, то это может спровоцировать опасную аварийную ситуацию на автомагистрали.

Есть ли наказание за нелегальный наезд на сплошную полосу

В зависимости от тяжести правонарушения, что регулируется количеством жертв и иными обстоятельствами, может быть наложена определенная сумма денежного взыскания (штраф) или же водительские права находящегося за рулем могут быть конфискованы.

Виды сплошных линий

Сплошная линия может быть следующих видов:

  1. Двойная (в данном случае линия разделяет дорогу на несколько полос). Она представляет собой две линии, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Несмотря на то что линии две, они воплощают в себе только одну разделительную полосу.
  2. Одинарная (прямая полоса, состоящая из одной линии).
  3. Линия разделения обочины и проезжей части (нужна для того, чтобы отчетливо видеть, с какого места уже начинается обочина, где машине опасно ехать).
  4. Линия разделения встречного потока машин (нужна для четкого регулирования движения туда и обратно).

В каких ситуациях пересечение сплошной линии разметки дороги не наказывается по закону

Возникновение препятствия на автомагистрали

Если на проезжей части случилось дорожно-транспортное происшествие, упало дерево или еще что-либо, мешающее движению потока транспорта, то пересечение линии разметки разрешено, но только в том случае, если стоит соответствующий знак, показывающий, где машины должны ехать или же сотрудник дорожного патруля. Если же знак стоит и показывает ехать налево, а водитель поедет не с общим потоком машин, а с другой стороны, то он нарушит правила движения.

Стоящий знак «Обгон разрешен»

Нередко на автомагистралях установлен знак, дающий понять, что в данном промежутке дороги обгон разрешен. При обгоне водителю в любом случае придется переехать линию разметки. Часто такие знаки нужны на длинных шоссе, так как при длительной поездке из одного города в другой легковые автомобили едут за тракторами или фурами, что не очень безопасно и удобно. Легче их обогнать и спокойно ехать дальше без каких-либо помех. Нужно обратить внимание, что транспортное средство можно обогнать только в том случае, если его скорость не превышает тридцати километров в час.

Возникновения препятствия в составе самой дороги

Зная российские дороги, нельзя отрицать, что они далеко не в идеальном состоянии. Именно поэтому если в дороге уж слишком глубокая яма или иное подобное препятствие, не дающее проехать автомобилю без опасности для жизни, то водитель имеет право объехать ее даже с пересечением линии разметки. Часто данный момент является спором между сотрудником ДПС и водителем.

Ремонт дороги

При ремонтных работах на дороге часто устанавливают знаки, позволяющие с той или иной стороны объехать возникшее неудобство. Данная ситуация тоже регулируется законом.

Хотя ситуацию при пересечении разметки очень сложно оспорить, все же существуют непреложные правила, дающие право пересечь разметку и объехать какую-либо возникшую ситуацию на дороге.

В Германии теперь можно намного быстрее лишиться водительских прав

В Германии начал действовать новый штрафной каталог для водителей. Некоторые административные штрафы существенно повысили, а также ввели новые наказания.

В конце апреля 2020 года в Германии вступили в силу изменения в правила дорожного движения (ПДД), принятые ранее бундестагом и одобренные бундесратом. В частности, повышены наказания за нарушение скоростного режима и правил парковки, а также приняты меры для лучшей защиты велосипедистов и пешеходов.

Как наказывают водителей в Германии

Для начала отметим, что в Германии есть четыре вида наказаний для водителей, если не считать уголовной ответственности, например, за вождение в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения: денежные штрафы, штрафные баллы, временный запрет на вождение и лишение прав.

За самые незначительные нарушения ПДД — просто денежные штрафы в несколько десятков евро, за более существенные — денежные штрафы повыше плюс баллы в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Погашаются, то есть сгорают эти картотечные штрафы не быстро. Штраф в один балл — через 2,5 года, в два балла — через 5 лет, в три балла — через 10 лет.

Когда в личном деле во Фленсбурге накапливается 8 баллов, водительские права отбираются (Entzug der Fahrerlaubnis), то есть нужно делать новые (Wiedererteilung, Neuerteilung), а это очень дорого, сложно и возможно лишь при соблюдении разных требований, зависящих от конкретных обстоятельств в каждом случае, вроде прохождения медицинско-психологического обследования — МПО (MPU), которое в Германии также в народе называют «тестом для идиотов». Ежегодно это обследование проходит около 90 тысяч водителей, включая тех, кого лишают прав сразу прямо на месте, то есть отбирают удостоверения, например, после совершения ДТП в состоянии сильного опьянения. Успешно МПО проходит около 60 процентов. Власти могут также потребовать пересдать экзамены — только по вождению или вождение и теорию.

Если во Фленсбурге водитель уже насобирал до пяти баллов, он может добровольно посетить специальный семинар (Punkteabbauseminar) в одной из автошкол, после которого один балл будет погашен. Начиная с шести баллов, это уже невозможно. Стоит такой семинар от 300 до 400 евро.

В свою очередь, временные запреты на вождение (Fahrverbot) налагаются дополнительно к денежным штрафам и баллам и действуют от одного до трех месяцев. После истечения срока права возвращаются автоматически.

Спасательный коридор на автобане A9 под Мюнхеном

Размеры денежных штрафов, количество баллов и продолжительность временных запретов на вождение в Германии зависят, в частности, от вида транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль и так далее), а также от места, где было совершено нарушение (внутри населенных пунктов или вне населенных пунктов). Подробные таблицы занимают много страниц. Что в конце апреля 2020 года изменилось для подавляющего большинства водителей, то есть тех, кто управляет легковыми машинами? Приведем здесь лишь некоторые примеры.

Превышение скорости

Во-первых, вдвое увеличены размеры начальных штрафов за незначительное превышение скорости: 20 евро — за превышение до 10 км/ч вне населенных пунктов, 30 евро — на территории населенных пунктов. Однако это изменение — не самое болезненное. Одно из наиболее ощутимых касается временных запретов. На целый месяц теперь будут оставаться без прав водители, превысившие скорость на 21-25 км/ч внутри населенных пунктов и на 26-30 км/ч вне населенных пунктов. Раньше это наказание начинали применять только после двух таких нарушений в течение 12 месяцев — вне населенных пунктов. Внутри населенных пунктов — тоже после двух нарушений за 12 месяцев, но при более существенном превышении: от 26 до 30 км/ч. При этом верхние размеры штрафов не изменились. Например, более чем на 70 км/ч выше разрешенных внутри населенных пунктов — 680 евро, 2 балла и 3 месяца.

Защита велосипедистов и пешеходов

Среди новых штрафов в Германии — наказание в размере 100 евро плюс один штрафной балл за остановку транспортного средства на специальных полосах проезжей части для движения велосипедов. Парковка или остановка на тротуарах и отделенных от проезжей части велосипедных дорожках будут наказываться денежными штрафами от 25 до 100 евро.

Читайте также  Герасимова Татьяна Геннадьевна

В новой редакции ПДД также впервые зафиксирован минимальный боковой интервал, который водители должны соблюдать при обгоне велосипедистов: внутри населенных пунктов — полтора метра, вне населенных пунктов — два метра. Раньше говорилось, что он «должен быть достаточным». Теперь указаны конкретные минимальные цифры. При несоблюдении этого расстояния штраф составляет 30 евро, если речь идет о взрослом велосипедисте, и 80 евро плюс один балл во Фленсбурге, если угрозе подвергся ребенок или пожилой человек.

Остановка или парковка на таких велосипедных дорожках теперь обойдется водителям в 100 евро и один балл

Другие штрафы для водителей

В Германии теперь также введено наказание за незаконный проезд по спасательным коридорам, которые водители обязаны создавать между полосами движения на автобане при образовании пробок, чтобы в случае аварии скорые, полиция и другие специальные машины могли быстро добраться до места ДТП. Движение посреди пробки по такому коридору обойдется нарушителям штрафами до 320 евро, лишением прав на месяц и двумя баллами во Фленсбурге. А водители, препятствующие движению спасательных машин со включенными спецсигналами, будут платить в бюджет 100 евро и получат один балл в личное дело.

Что еще нового? Штраф за использование приложений, предупреждающих о радарах, составляет теперь 75 евро плюс один балл. Бесцельная езда туда-сюда, перегазовки на перекрестках и прочие подобные проявления асоциального или незрелого поведения за рулем, без необходимости нарушающие спокойствие и наносящие дополнительный ущерб окружающей среде, могут повлечь за собой штрафы в размере до 100 евро.

Превышение и наказание

За существенное превышение скорости в Германии ежегодно наказывают свыше двух миллионов водителей — штрафами и баллами в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Этих баллов в Германии боятся больше денежных наказаний. Сгорают они нескоро. Набрал 8 баллов — лишился прав! Придется делать новые.

Превышение и наказание

Превышение скорости сверх разрешенной до 20 км/ч штрафных баллов за собой не влечет, поэтому в статистике эти нарушения не учитываются. Денежные штрафы за них составляют от 20 до 70 евро. Слишком быстрая езда внутри населенных пунктов обходится дороже чем за их чертой. Превышение на 21-25 км/ч — 80 евро, один балл и месяц лишения прав, на 51-60 км/ч — 280 евро, 2 балла и два месяца лишения прав.

Превышение и наказание

В населенных пунктах разрешено 50 км/ч, за их пределами на обычных дорогах — 100, если нет других знаков. На автобанах общего ограничения скорости не существует, рекомендуемая — 130 км/ч. Можно смело утверждать, что многие немцы считают свободу передвигаться по автобанам, до предела вдавив педаль газа в пол, почти своим конституционным правом. Дискуссии об ограничениях вызывают бурю возмущений.

Превышение и наказание

В 2019 году в Германии произошло около 300 тысяч аварий с травмами и человеческими жертвами. Общее число погибших составило 3059 человек. Несмотря на интенсивность движения, аварии на автобанах случаются реже, чем на других дорогах, но часто — с более серьезными последствиями.

Превышение и наказание

Автор этого самодельного плаката считает, что исправить или спасти лихача может только пересадка мозга. Превышение скорости — одна из наиболее частых причин временного запрета на управление автомобилем в Германии. В 2018 году эта мера применялась 464 тысячи раз. Решения о лишении прав выносились почти 93 тысячи раз — за превышение скорости, езду в нетрезвом виде, после приема наркотиков и т. д.

Превышение и наказание

Слухи о возможности свободно гонять по всем автобанам сильно преувеличены. Протяженность проезжей части в обоих направлениях составляет около 25 тысяч километров. На 2300 участках длинной восемь тысяч километров действуют постоянные или временные ограничения скорости. Знаки устанавливают перед развязками, съездами-въездами, в опасных местах, для снижения шума около жилых районов, перед стройками.

Превышение и наказание

Прейскурант за превышение скорости на автобанах можно изучить, стоя в пробке: 16-20 км/ч — 60 евро; 21-25 км/ч — 70 евро и один балл. Более чем на 70 км/ч — 600 евро, два балла, три месяца без прав. Вину может утяжелить нарушение дистанции. Минимальное наказание за несоблюдение дистанции составляет 25 евро, максимальное — 400 евро, 2 балла и 3 месяца лишения прав.

Превышение и наказание

Радарный контроль, согласно принципам немецких ПДД, должен осуществляться в первую очередь не для наказания, а для воспитания водителей, а также на особо опасных участках с большим количеством аварий. Благие дорожно-педагогические намерения законодателей дают местным властям большой простор для интерпретаций. Штрафы поступают в местные бюджеты, что стимулирует аппетиты бургомистров и казначеев.

Превышение и наказание

Штрафы, по мнению законодателей, не должны иметь привкус наглых поборов. Кроме того, во время замеров следует максимально избегать возникновения аварийных ситуаций. Поэтому на автобанах перед стационарными радарами и отрезками, где часто работают мобильные станции, положено устанавливать соответствующие таблички — «Radarkontrolle».

Превышение и наказание

Предупреждения о контроле выставляют на автобанах, так как неожиданное торможение может привести к ДТП, ведь заметив радар, многие водители начинают притормаживать, а то и просто резко давят на тормоза, даже если едут с разрешенной скоростью. В населенных пунктах предупреждений о радарах не требуется.

Превышение и наказание

В Германии установлено около 3500 стационарных радаров. Впрочем, техника совершенствуется. Есть системы, фотографирующие мотоциклы, то есть — со спины. Каждая установка обходится в несколько десятков тысяч евро. Корпус установки — своего рода сейф. Бывают случаи, когда водители пытаются взломать радар, чтобы изъять пленку, но безуспешно. Иногда радары делают курьезные снимки — такие или такие.

Превышение и наказание

Этот снимок был сделан стационарным радаром в Гамбурге. Автомобиль значился в списке угнанных, что во многом объясняет ситуацию и намерения тех, кто в нем находился. Скорость машины составляла почти 110 километров в час при разрешенных 50.

Превышение и наказание

Поступления в бюджет от каждой установки могут достигать нескольких миллионов евро в год. Один из самых известных пунктов находится на трассе A2 у Билефельда. Радарами здесь контролируют каждую полосу, а вспышки срабатывают ежеминутно. Каждый второй снимок ведет к штрафу. Годовая сумма составляет 10-12 миллионов евро.

Превышение и наказание

К ответственности удается привлекать далеко не каждого нарушителя. Во-первых, не все сделанные снимки отвечают техническим и юридическим требованиям. Во-вторых, трудно получать штрафы с водителей машин с иностранными номерами. С некоторыми странами Западной Европы соглашения существуют, но восточноевропейские граждане часто остаются безнаказанными.

Превышение и наказание

Иначе дела обстоят при замерах с участием полицейских, когда нарушителей тормозят через пару сотен метров после открытого или скрытого поста мобильного контроля в населенных пунктах или на обычных дорогах. Автобаны для выявления особо наглых лихачей патрулируют на неприметных машинах, оснащенных специальной техникой и системами видеозаписи. В этих случаях штрафы взимаются на месте.

Превышение и наказание

Немецкие водители — большие мастера оспаривать штрафы в судах. Особенно это касается ситуаций, когда замеры проводятся мобильными станциями или ручными радарами. К их допуску и эксплуатации предъявляются очень жесткие требования, а настройка на каждом новом месте фиксируется в подробных протоколах. При этом от результата в пользу водителя вычитается возможная погрешность в 3-5 процентов.

Превышение и наказание

Штрафы за превышение скорости должны выписываться в течение трех месяцев. В противном случае истекает срок давности. Например, стационарный радар в Билефельде в сутки делает около 1200 снимков. Чтобы дела не устаревали, обработкой данных занимается почти 40 сотрудников городской администрации.

Превышение и наказание

В некоторых городах местные власти устанавливают, так сказать, холостые радары, не делающие фотографий. На заметных издалека табло они показывают водителю сначала скорость, а затем, в зависимости от результата, соответствующий смайлик — улыбающийся или недовольный.