Где регистрируются бюджетные учреждения

О СОЗДАНИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14.07.2016 N 285

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подготовка и представление в Минприроды Чувашии проектов уставов бюджетных учреждений Чувашской Республики, создаваемых путем изменения типа казенных учреждений Чувашской Республики, находящихся в ведении Минприроды Чувашии, указанных в пункте 1 настоящего постановления (далее — бюджетные учреждения)

в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления

Согласование и утверждение уставов бюджетных учреждений

в течение 30 календарных дней со дня представления

Госкомимущество Чувашии, Минприроды Чувашии

Представление уставов бюджетных учреждений и других документов в налоговые органы для государственной регистрации

в течение 5 рабочих дней со дня утверждения устава

Представление в Госкомимущество Чувашии документов, подтверждающих государственную регистрацию бюджетных учреждений

в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава

Представление бюджетными учреждениями уведомлений о регистрации юридического лица в органы государственной статистики, Минтруд Чувашии и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике — Чувашии

в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава

Внесение изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений

в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации устава

Утверждение и представление в Госкомимущество Чувашии перечней особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений

в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления

Подготовка и представление в Госкомимущество Чувашии документов для закрепления на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями государственного имущества Чувашской Республики, а также предоставления на праве постоянного бессрочного пользования земельных участков

в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления

бюджетные учреждения, Минприроды Чувашии

Осуществление мероприятий по закреплению на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями государственного имущества Чувашской Республики, предоставлению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков

в течение 30 календарных дней со дня выполнения пункта 8 настоящего плана мероприятий

Подготовка и утверждение государственного задания учредителем для бюджетных учреждений на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с предусмотренной их уставами основной деятельностью

в течение 30 дней со дня постановки бюджетных учреждений на учет в налоговом органе

Составление и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с законодательством Чувашской Республики

в течение 30 дней со дня постановки бюджетных учреждений на учет в налоговом органе

Требуется ли устав для бюджетной организации?

  • Что необходимо включить в устав бюджетного учреждения
  • Утверждение устава бюджетного учреждения
  • Пакет документов для регистрации устава и изменений к нему
  • Как подать документы на регистрацию в налоговую

Что необходимо включить в устав бюджетного учреждения

Что должно быть в уставе бюджетного учреждения, устанавливает закон. Статья 14 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ регулирует основные нюансы утверждения и содержания устава бюджетного учреждения.

При составлении документа не забудьте включить в него следующие положения:

  • Название, тип учреждения и место его нахождения.
  • Предмет и цели деятельности, а также перечень видов деятельности.

Важно! Перечень видов деятельности в уставе должен быть исчерпывающим и отвечающим цели деятельности учреждения.

  • Информацию об имуществе учреждения: источниках его формирования и владельце.
  • Все об управлении учреждением: формирование, структура, компетенция, срок полномочий органов управления.
  • Информацию о филиалах и представительствах.
  • Порядок внесения изменений в учредительные документы.
  • Порядок распределения имущества в случае ликвидации.
  • Иные положения в случаях, предусмотренных законом. Например, в п. 33 постановления Правительства РФ № 539 (далее — постановление № 539) устанавливаются дополнительные обязательные положения устава конкретно для федерального бюджетного учреждения — одобрение крупных сделок и др.

Типовой устав государственного бюджетного учреждения для повсеместного использования не разработан, однако некоторые уполномоченные государственные органы утверждают такие формы самостоятельно.

Например, приказом Минэкономразвития КБР № 8 утверждена типовая форма устава для государственных бюджетных учреждений, подведомственных министерству экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

Скачать наш вариант типового устава бюджетного учреждения можно здесь.

Утверждение устава бюджетного учреждения

Устав бюджетного учреждения и изменения к нему утверждаются правовым актом государственного органа — учредителя (участника).

Важно! Нюансы процедуры утверждения устава и изменений к нему зависят от уровня бюджетного учреждения. Нужно учесть, относится оно к федеральным, муниципальным учреждениям либо подчинено конкретному субъекту РФ.

Для федеральных учреждений процедура регламентируется разделом VI постановления № 539. В субъектах РФ и местных администрациях устанавливаются свои регламенты для подчиненных учреждений в постановлениях и актах.

Например, для Москвы такой порядок закреплен постановлением правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП.

В решении учредителя должен быть раскрыт вопрос об утверждении новой редакции самого устава либо изменений к нему, также назначается ответственный за процедуру регистрации документа. Если того требует регламент конкретного учредителя, составляется пояснительная записка по внесенным изменениям.

Пакет документов для регистрации устава и изменений к нему

После того как учредитель утвердил изменения, необходимо зарегистрировать документ в уполномоченной регистрационной налоговой инспекции. Как внести изменения в устав бюджетного учреждения, описано в приказе ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (далее — приказ № ЕД-7-14/617@).

Важно! Узнать реквизиты своей регистрирующей налоговой можно из выписки Единого государственного реестра юридических лиц по организации либо через сервис налоговой «Определение реквизитов ИФНС».

Для регистрации формируем следующий пакет документов:

    Форма Р13014. Заполняется в соответствии с приказом ФНС № ЕД-7-14/617@. Заявителем по форме выступает руководитель учреждения.

Важно! Форма Р13014 подлежит обязательному нотариальному удостоверению, за исключением случаев удаленной подачи с помощью ЭЦП.

  • Решение об утверждении устава или изменений к нему.
  • Устав или изменения к нему. При личной подаче либо подаче по почте готовим 2 экземпляра.
  • Подтверждение уплаты госпошлины на сумму 800 руб. Не требуется, если документы подаются электронно (с помощью ЭЦП, через нотариуса либо МФЦ).
  • Нотариально удостоверенная доверенность, если пакет документов подается непосредственно в налоговую или МФЦ без присутствия руководителя.

Важно! Срок государственной регистрации устава бюджетного учреждения составляет 5 рабочих дней, не считая дня подачи документов.

В «КонсультантПлюс» есть множество информации по теме, в том числе готовое решение о том, как внести изменения в устав бюджетного или казенного учреждения. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его бесплатно на 2 дня. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Как подать документы на регистрацию в налоговую

Документы подаются в территориальную регистрирующую налоговую лично либо удаленно.

Лично руководитель либо представитель по нотариальной доверенности могут обратиться с пакетом документов в саму налоговую или МФЦ.

Существуют следующие способы удаленной подачи:

  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения (в Москве можно воспользоваться также услугами DHL Express и Pony Express);
  • через нотариуса;
  • с использованием ЭЦП через сервис налоговой «Подача электронных документов на государственную регистрацию» и сайт «Госуслуги».

Для отношений с контрагентами все изменения положений устава применимы только с момента их государственной регистрации, поэтому важно оперативно регистрировать все утвержденные учредителем изменения. Нюансы такой процедуры описаны выше.

Возможно, вам также будут полезны наши статьи:

О финансовых условиях работы бюджетных учреждений в 2021 году

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Пандемия 2020 года стала шоком для хозяйствующих субъектов и понудила национальные правительства принять неотложные меры в бюджетной и налоговой сферах. Скорее всего, следующий, 2021 год будет целиком посвящен преодолению негативных последствий карантинных ограничений и возврату страны на путь полноценного экономического развития. Однако и в этих экстраординарных условиях продолжается плановое совершенствование бюджетно-налоговой политики, оказывающее влияние в том числе на деятельность бюджетных учреждений. О том, как изменятся финансовые условия работы для БУ в 2021 году, – далее в статье.

По мнению автора, самые большие риски в работе БУ в 2021 году будут связаны с угрозой секвестирования бюджета в случае, если экономический кризис углубится. При таких обстоятельствах роль нормативного регулирования неизбежно уменьшится, поскольку первоочередное внимание будет приковано не к нему, а к тому, как реагировать на глобальные потрясения. Тем не менее доведем до сведения руководителей БУ изменения в бюджетно-налоговой политике, которые будут реализованы Правительством РФ в 2021 году.

Читайте также  Отпуск донорам крови в трудовом кодексе

Развитие контрактной системы закупок.

Из-за распространения коронавирусной инфекции в 2020 году была упрощена контрактная система закупок. В частности, это связано со списанием неустоек заказчиком, освобождением от обеспечения субъектов малого предпринимательства, возможностью изменения срока и цены контракта, снижением минимального размера обеспечения.

В 2021 году для облегчения и оптимизации порядка осуществления госзакупок планируется (согласно утвержденным Минфином Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов[1]) комплексное изменение соответствующих процедур, включая:

– сокращение количества конкурентных способов закупки до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);

– сокращение требований к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, выбору способа определения поставщика с их изложением в общих положениях об осуществлении закупок;

– введение «универсальной стоимостной предквалификации», предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников с успешным опытом исполнения госконтрактов;

– сокращение и унификация сроков осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок) при различных способах определения поставщиков;

– установление электронной формы подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;

– оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов, а также уточнение положений о централизованных закупках.

Следующее изменение вызвано участившимися фактами завышения начальной (максимальной) цены контракта при формальном соблюдении норм законодательства. Результаты проверок Госфинконтроля показывают, что уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам зачастую превышает 30%. Для противодействия этому необоснованному обогащению поставщиков готовится постепенный переход к установлению и регулированию предельного уровня рентабельности работ и услуг в рамках госзакупок.

Кроме этого, планируется детализация информации о закупках бюджетных и автономных учреждений в рамках субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений или грантов в форме субсидий при реализации федеральных и региональных проектов.

Изменение порядка расчета коэффициента платной деятельности.

В целях повышения точности и достоверности расчетов Постановлением от 16.07.2020 № 1052[2] внесены изменения в порядок расчет коэффициента платной деятельности (КПД).

Коэффициент платной деятельности как понятие введен Положением № 640[3], это показатель, используемый для распределения затрат на уплату имущественных налогов между основной и внебюджетной деятельностью бюджетных и автономных учреждений[4].

КПД определяется как отношение планируемого объема доходов от платной деятельности к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов от платной деятельности, определяемых с учетом информации об объемах указанных доходов, полученных в отчетном финансовом году, и рассчитывается по формуле:

Vсубсидии (план) + Vпд (план)

Vпд (план) – объем доходов от платной деятельности, планируемых к получению в очередном финансовом году с учетом информации об объемах оказываемых услуг (выполняемых работ) в отчетном финансовом году, о получении (прекращении действия) лицензий, иных разрешительных документов на осуществление указанной деятельности, об изменении размера платы (тарифов, цены) за оказываемую услугу (выполняемую работу). Объем планируемых доходов от платной деятельности для расчета КПД определяется за вычетом из указанного объема доходов НДС в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах операции по реализации услуг (работ) признаются объектами налогообложения;

Vсубсидии (план) – планируемый объем субсидии на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанный без применения КПД.

При расчете КПД не учитываются:

– поступления в виде целевых субсидий из федерального бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

– средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование);

– средства в виде платы, взимаемой с потребителя в рамках установленного государственного задания.

КПД показывает долю доходов от платной деятельности в общей сумме поступлений. До вступления в силу Постановления № 1052 КПД отражал долю субсидий в общих поступлениях, то есть порядок исчисления не соответствовал названию коэффициента. Теперь противоречие устранено, достигнута логическая ясность, но образовалась несопоставимость данных, относящихся к разным отчетным периодам. В таких случаях по общепризнанным правилам составления отчетности принято пересчитывать старые данные по новой методике. Чтобы избавить себя и внешних пользователей отчетности от сомнений, рекомендуем при расчете КПД делать оговорку о том, что он рассчитан по правилам Постановления № 1052. Например, корректной будет следующая формулировка: «КПД на 2021 год составляет 0,243. КПД на 2020 год, рассчитанный по правилам Постановления Правительства РФ от 16.07.2020 № 1052, – 0,297».

Постановление № 1052 изменило понятие «общая сумма планируемых поступлений», теперь это действительно плановый показатель. Ранее поступления от субсидии и доходы от платной деятельности определялись исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году. То есть для расчета КПД на 2020 год брались отчетные данные за 2018 год. Это создавало перекосы финансирования, если с течением времени наблюдались значительные колебания в структуре поступлений. Сейчас же в расчете участвуют плановые данные, величина которых в части платной деятельности определяется самими учреждениями, а фактические данные служат лишь информацией для обоснования показателя.

Формула для расчета затрат на уплату имущественных налогов, включаемых в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, имеет вид:

NУНКПД = NУН х (1 — КПД), где:

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

КПД – коэффициент платной деятельности.

Изменения в имущественных налогах.

С 01.01.2021 отменяются декларации по транспортному и земельному налогам (п. 17 и п. 26 ст. 1 Закона № 63-ФЗ[5]). То есть за налоговый период 2020 года представлять декларации уже не требуется. При этом налогоплательщики обязаны направлять информацию в налоговый орган, только если у последнего отсутствуют сведения об объекте.

Налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получит от регистрирующих органов (управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС России, органы гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит налоговым инспекциям взаимодействовать только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений.

Налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период.

Для обеспечения бездекларационного порядка с 2021 года вводится новая обязанность для организаций – плательщиков транспортного налога и земельного налога. В случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков.

С 01.01.2021 изменяется дата уплаты транспортного и земельного налогов, ее перестанут определять субъекты РФ и муниципальные образования. Пунктами 68 и 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ[6] на федеральном уровне установлен единый срок уплаты этих налогов – 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; а в отношении авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В дополнение к вышеуказанным изменениям будет закреплен порядок исчисления транспортного налога в отношении уничтоженных транспортных средств. Предлагается уточнить, что в случае гибели (уничтожения) ТС обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента гибели (уничтожения), а не с момента снятия ТС с регистрационного учета (законопроект № 1022670-7).

Планируется отменить декларацию по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (административные и торговые центры, отдельные нежилые помещения), с учетом практики применения аналогичных норм по транспортному и земельному налогам. Контроль уплаты налога на имущество организаций в отношении таких объектов будут осуществлять налоговые органы на основании сведений, получаемых от Росреестра в порядке, аналогичном порядку, установленному по транспортному и земельному налогам.

Читайте также  Дольщик выплата процентов пени по ипотеке застройщиком

Ситуация с COVID-19 заставила Правительство РФ внести серьезные коррективы в основные программные документы[7]. Если раньше бюджетные учреждения, живущие в основном за счет государственных средств, имели преимущества перед остальными хозяйствующими субъектами, то из-за пандемии ситуация поменялась. Государство потратило и планирует тратить значительные средства на борьбу с коронавирусной инфекцией, тем самым ослабляя финансирование традиционных направлений. Скорее всего, «подушка безопасности», созданная в предыдущие годы, позволит не допустить финансового краха в 2021 году. Что касается более отдаленного периода, прогнозировать, какими будут экономические условия в постковидный период, сложно, поэтому в ближайшее время более уместны меры тактического, а не стратегического характера.

[1] Опубликованы на сайте Минфина minfin.gov.ru в разделе «Документы» 01.10.2020.

[2] Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1052 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640».

[3] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[4] В силу Постановления № 640 субсидии на выполнение госзадания с применением КПД в обязательном порядке рассчитываются для федеральных бюджетных или автономных учреждений. Для прочих бюджетных или автономных учреждений использование КПД регулируется нормативными актами согласно подведомственности этих учреждений.

[5] Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[6] Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[7] Среди этих документов Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», законопроект № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23.09.2020 (протокол № 36, разд. VII) № П13-60855 от 02.10.2020).

Лицевые счета бюджетных учреждений нового типа: опыт, практика, проблемы

Установленный Законом № переходный период в соответствии с Бюджетным посланием Президента России на федеральном уровне завершился. Из 171 получателя средств федерального бюджета, обслуживающегося в УФК по Рязанской области (далее — Управление) на 1 января 2012 года, свой тип изменили на казенное 57 учреждений, на бюджетное — 52, на автономное — 1 (см. рис. 1). Благодаря тому что наше Управление с апреля 2011 года участвовало в эксперименте, проводимом Федеральным казначейством с двумя ГРБС — Минобрнауки России и Роспотребнадзором, мы были полностью готовы работать с новыми бюджетными учреждениями.

Этапы и новации взаимодействия

Справочник неучастников бюджетного процесса

Первый этап работы с бюджетными учреждениями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, — это включение их в Справочник неучастников бюджетного процесса (далее — Справочник НУБП). На основании документов, представленных бюджетными учреждениями федерального уровня для открытия им соответствующих лицевых счетов, орган Федерального казначейства при помощи прикладного программного обеспечения формирует технический документ (заявку на изменение Справочника НУБП) и направляет его в Федеральное казначейство. Федеральное казначейство включает бюджетное учреждение в Справочник НУБП и присваивает ему уникальный учетный номер.

Открытие лицевых счетов

Далее на основании представленных бюджетными учреждениями документов орган Федерального казначейства в соответствии с установленным порядком открывает им соответствующие лицевые счета. При формировании номеров лицевых счетов возможно как использование учетного номера, присвоенного клиенту в Справочнике НУБП, так и самостоятельное присвоение другого уникального учетного номера в соответствии с требованиями Порядка № 7н (приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»). Наиболее целесообразным, по мнению Управления, представляется использование учетного номера, присвоенного именно в Справочнике НУБП, так как это позволит обеспечить более простую идентификацию клиента при его обслуживании и не потребует вести дополнительные таблицы соответствия учетных номеров.

Учет поступлений и выплат

Средства на лицевых счетах бюджетных учреждений учитываются только в разрезе кодов КОСГУ. Причем это касается как выплат с лицевых счетов, так и поступлений на них. Следует отметить, что учет поступлений исключительно по коду КОСГУ на лицевых счетах непривычен для бюджетных учреждений, традиционно оперировавших КБК. Тут необходимо подчеркнуть, что в случае указания плательщиком в расчетном документе КБК орган Федерального казначейства учтет такой платеж только по соответствующему коду КОСГУ, указанному в составе КБК в последних трех разрядах. А в случае отсутствия или указания ошибочного кода КОСГУ в расчетном документе плательщика такой платеж будет учтен по коду 180 «Прочие доходы» КОСГУ и может быть уточнен клиентом в порядке, установленном Порядком № 16н (приказ Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н «О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений»).

Санкционирование кассовых выплат

Следующее существенное изменение формата взаимодействия «новых» федеральных бюджетных учреждений с органом Федерального казначейства заключается в том, что бюджетному учреждению не надо представлять в орган Федерального казначейства документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, для осуществления кассовых выплат с лицевого счета с кодом 20. Необходимость представления таких документов возникает у бюджетного учреждения только при осуществлении кассовых выплат с отдельного лицевого счета с кодом 21, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными бюджетному учреждению в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций. Следует отметить, что при кассовых выплатах со всех лицевых счетов федеральных бюджетных учреждений орган Федерального казначейства проверяет в числе прочих условий соответствие кода КОСГУ, указанного в платежном документе, содержанию проводимой операции.

Об исполнении исполнительных документов

Изменился порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения. Он установлен ч. 20 ст. 30 Закона № В совместном письме от 25 ноября 2011 г. Минфина России № 02-03-09/5232 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-735 разъяснен механизм исполнения не исполненных по состоянию на 1 января 2012 года, но предъявленных до этой даты в органы Федерального казначейства исполнительных документов, должниками по которым являются федеральные бюджетные учреждения. Исполнительные документы в сумме неоплаченного остатка переучитываются на новых лицевых счетах федерального бюджетного учреждения, а установленные Законом № сроки по исполнению исполнительных документов исчисляются с момента их предъявления в орган Федерального казначейства по месту открытия федеральному бюджетному учреждению — должнику лицевых счетов как получателю средств федерального бюджета.

Проблемы обслуживания бюджетных учреждений

Среди проблем, с которыми могут столкнуться новые федеральные бюджетные учреждения при изменении своего типа, по мнению Управления, наиболее актуальны следующие.

1 Несоответствие содержания решений органов власти и уставов требованиям, предъявляемым к этим документам постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и другим аналогичным этому постановлению документам, принятым на уровне субъекта и местных уровнях. В частности, в решениях не указываются информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения, мероприятия по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения. Случается, что в уставах бюджетных учреждений не по­именованы осуществляемые виды деятельности, отсутствуют положения об обязательности открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства (или финорганах), но при этом предусматривается возможность получения кредитов в банках и т. д. В связи с этим полагаем, что для приведения уставов в надлежащее состояние необходимо поручить учредителям проверить утвержденные ими уставы на соответствие предъявляемым к ним требованиям.

2 Несоблюдение органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, и самими учреждениями установленного подп. 4 п. 2 ст. 31 Закона № срока внесения необходимых изменений в уставы подведомственных бюджетных учреждений — до 1 декабря 2011 года. При этом не учитывалось время на государственную регистрацию вносимых изменений. Вместо того чтобы оставить запас времени на государственную регистрацию, соответствующие акты изданы либо в последний день установленного срока, либо по истечении установленного срока.

Читайте также  Принятие закона о досрочном возврате водительских прав

3 Учреждения, изменившие свой тип на бюджетный, «забыли» про свои обособленные подразделения, наделенные имуществом и обязанностью ведения бухгалтерского учета. Такие обособленные подразделения также являются клиентами органов Федерального казначейства и должны иметь на руках собственные положения, утвержденные создавшими их бюджетными учреждениями.

4 Позднее внесение изменений в учредительные документы большинства бюджетных учреждений помешало им обеспечить заблаговременное изменение своих реквизитов (наименований, номеров лицевых и банковских счетов) в ранее заключенных с контрагентами договорах. Указанные обстоятельства могут повлиять на своевременное исполнение бюджетными учреждениями своих обязательств в 2012 году. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 8 августа 2011 г. № 02-03-06/3599, наиболее целесообразно в таких случаях оформлять дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам.

Следует отметить необходимость своевременного внесения изменений в реквизиты договоров, по которым преду­сматривается перечисление средств на счета бюджетных учреждений (например, платы за поставленные товары, оказанные услуги, арендной платы). В связи с закрытием органами Федерального казначейства счетов в учреждениях Банка России, на которых учитывались средства от приносящей доход деятельности, перечисляемые контрагентами бюджетных учреждений средства по старым реквизитам с 1 января 2012 года будут возвращаться учреждениями Банка России плательщикам и не могут быть уточнены по назначению через органы Федерального казначейства. Эта проблема особенно актуальна для плательщиков, вносящих наличные деньги в кредитные организации для их перечисления в пользу бюджетных учреждений. Поэтому особенно важно бюджетным учреждениям максимально широко известить всех своих контрагентов о новых реквизитах лицевых счетов.

Взаимодействие с финорганами

Соответствующим областным законом и нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления установлено, что в переходный период с 1 января по 31 декабря 2011 года финансовое обеспечение деятельности областных и муниципальных бюджетных учреждений осуществлялось на основании бюджетной сметы. В этот период операции всех областных и муниципальных бюджетных учреждений учитывались в органах Федерального казначейства Рязанской области на их прежних лицевых счетах получателей бюджетных средств (с кодом 03). С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности этих бюджетных учреждений обеспечивается путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса. Таким образом, в Рязанской области переходный период к полноценной реа­лизации Закона № завершился 31 декабря 2011 года.

Для подготовки к кассовому обслуживанию учреждений нового типа Управление запросило в финансовых органах области информацию о том, какие государственные и муниципальные учреждения планируют обслуживаться в органах Федерального казначейства, о типе учреждения, сроках представления документов в орган Федерального казначейства для проведения соответствующих мероприятий по переоформлению, открытию, закрытию лицевых счетов. Кроме того, мы разработали план-график совместных с финансовыми органами и администрациями муниципальных образований Рязанской области мероприятий, которые обеспечили бы бесперебойное кассовое обслуживание органами Федерального казначейства областных и муниципальных бюджетных учреждений нового типа с 1 января 2012 года. Были определены сроки проведения таких подготовительных мероприятий, как заключение соответствующих соглашений об открытии и ведении Управлением лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных учреждений), открытие Управлению необходимого количества счетов в учреждении Банка России на балансовых счетах № 40601, 40701, 40116, проведение обучающих семинаров, открытие и переоформление лицевых счетов, перечисление остатков со старых лицевых счетов и т. д.

Где регистрируются бюджетные учреждения

Порядок создания муниципального учреждения

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию муниципальных учреждений.

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение, созданное муниципальным образованием может быть бюджетным либо автономным.

Муниципальное учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» регистрацию юридических лиц при создании осуществляют налоговые органы (отдел регистрации и учета налогоплательщиков инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иванову), далее – регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого муниципального учреждения в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Подпись уполномоченного лица (заявителя) должна быть заверена нотариально.

Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утвержден Порядок заполнения формы заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

б) решение о создании юридического лица.

Порядок принятия решения о создании муниципального учреждения установлен решением Ивановской городской Думы от 30.05.2007 № 451 «Об определении Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иванова» (в действующей редакции).

Согласно указанного Порядка учредителем учреждения может являться муниципальное образование городской округ Иваново в лице Администрации города Иванова или уполномоченных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Иванова. Решение о создании бюджетного учреждения принимается Ивановской городской Думой, автономного учреждения – Главой города Иванова, и должно содержать в обязательном порядке наименование, цели и предмет деятельности учреждения, поручения Администрации города Иванова (ее отраслевым (функциональным) органам) о проведении организационных мероприятий по созданию учреждения.

Кроме того, к проекту муниципального правового акта о создании учреждения в обязательном порядке прилагаются:

— заключения финансово-казначейского управления и иных структурных подразделений Администрации города Иванова в соответствии с установленной компетенцией по представленному проекту;
— пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия соответствующего решения, а также прогнозы социальных, экономических и иных последствий его принятия.

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ учредительным документом юридического лица, созданного одним учредителем является устав. Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК: в уставе муниципального учреждения должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности юридического лица.

г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставляются льготы по уплате государственной пошлины при создании муниципального учреждения. Согласно письма ФНС Российской Федерации от 13.01.2005 № ШС-6-09/5 если уполномоченное лицо (заявитель) действует на основании полномочия, предусмотренного распорядительным актом органа местного самоуправления, то государственная пошлина не взимается.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Федеральным законом. Указанные документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) осуществляется в течение 5-ти рабочих дней.