Изменения в зарплатах учителей в 2018

Зарплата учителей в 2020

Профессия учителя в нашей стране – сугубо бюджетная категория. Так уж сложилось, что работающей системы платного образования в стране за недолгий период относительно рыночных преобразований не выстроилось, и большинство всех учебных заведений являются планово дотируемыми и, как показывают многочисленные мировые рейтинги, еще и не сильно эффективными.

Зарплата учителей 2019-2020

Но самое главное, что средняя зарплата учителей в школах страны находится на уровне, максимально приближенному к реальному прожиточному минимуму для людей среднего возраста (с соответствующими этому возрасту потребностями), то есть, совершенно не достаточному для того, чтобы представлять сотрудникам социальной сферы хоть какой-то стимул. Мало того, на доходах учителей также отражаются и внедряемые правительством меры экономии в рамках бюджетной политики. К примеру, если ухудшается мировая конъюнктура на сырьевых рынках и падает цена на нефть, то не то, что о каком-то повышении зарплаты учителям (с 1 сентября каждого года) не идет речи, но замораживаются даже любые индексации.

Так, в частности, произошло и в 2014 году, когда после обвала нефтяных котировок пришлось в срочном порядке сворачивать все бюджетные программы роста доходов сотрудников социального сектора, в числе которых были, разумеется, и врачи, и учителя. Однако время идеи и макроэкономические показатели в стране плавно изменяются в лучшую сторону. И вместе с этим появляются реальные финансовые возможности компенсировать (хотя бы частично) выпавшие доходов сотрудников сферы образования. О перспективах повышения зарплат учителям в 2019-2020 годах поговорим далее.

Мораторий на индексацию заработной платы и денежного довольствия в стране системно не снимается, тем не менее, начиная с 01 января 2018 года произошло повышение выплат таким категориям бюджетников, как:

  • полицейские;
  • военные;
  • а также ряду чиновников.

При этом совершенно не изменился размер фонда оплаты труда в школах (правда, у учителей прибавилось обязанностей). Увеличение МРОТа (до значения, не ниже прожиточного минимума), в основном сказался на технических работниках школ, потому что именно они, а не учителя чисто физически получали меньше 10 тыс.р.

Справедливости ради, следует отметить, что майское («МРОТ-ное») повышение зарплаты в 2018 году было включено в зарплату учителей за сентябрь.

Однако повышение зарплаты учителей в 2019-2020 годах, как системная мера по увеличению их доходов, давно назрело. В 2019 году такой рост уже имел место быть: похоже, что правительство выбрало датой индексации учительских зарплат первый день года. 01 января 2019 года жалование педагогам подросло сразу на 6%, то есть, оно имело за весь 2018 год темп роста, опережающий инфляцию почти на целых 2%. (Правда, следует помнить, что за предыдущие 4 года размер зарплаты припал почти что на 10%).

Производить дополнительные выплаты в 2019 году не запланировано. Впрочем, хорошо, что вообще вернулись к практике ежегодных индексаций. Кроме того, идет обсуждение, чтобы к новому учебному году произвести разовую «премиально-поздравительную» выплату. То есть, зарплата учителей с 01 сентября 2019 года не вырастит, но сотрудники сферы образования получат разовую дотацию (однако решения по этому еще не принято).

Сейчас же в правительственных кулуарах идут споры не столько о том, повысить ли зарплату учителям в 2019-2020 годах дополнительно, сколько о том, какой темп индексации зарплат принять в 2020 и в 2021 годах. Попробуем проанализировать складывающиеся ожидания и тенденции.

Повышение зарплат учителям в 2020 году

На вопрос, будет ли повышение зарплаты учителей в 2020 году – ответ у нас, скорей всего, положительный. Но вот на сколько произойдет увеличение зарплаты в 2020 году? – Данный вопрос пока открытый. Здесь существует 2 сценария: оптимистичный и более близкий к реализму. Итак, зарплата учителей в 2020 — последние новости:

Он исходит из того, что доходы федерального бюджета продолжат превышать расходы. Разумеется, речь в первую очередь, идет о стабильности и положительной динамике на рынках углеводородов. Благодаря этому, не будет оказываться никаких девальвационных давлений на отечественную валюту, а кроме того, из бюджета не будут выпадать доходы (которые как раз номинированы в твердой валюте).

В этом случае изменения в зарплате учителей в 2020 году произойдут на уровне, не ниже года 2019. Если быть точным, то повышение зарплаты учителям, начиная с 2020 года в России планируется проводить по формуле (инфляция +2%). Разумеется, речь также идет о полном снятии моратория на индексацию.

И даже это не является конечной целью государственных управленцев. Ведь в 2012 году был взят ориентир на 200% размер зарплаты учителям и врачам, относительно среднего по каждому региону уровня. Так что, если бюджетные доходы будут позволять, и страна по-прежнему динамично будет вставать с колен… Впрочем, имеет смысл рассмотреть более реалистичные варианты развития событий.

  1. Рабочий сценарий.

Здесь предполагается, что зарплата педагогов в 2020 году изменится в те же хронологические сроки, то есть зарплата возрастет с 1 января 2020 г.

Величина прироста в 2020-м составит скромные 5,4% (что, впрочем, также обещает обогнать инфляцию). А вот в 2021 году планируется вернуться на темп прироста, выше 6% (6,6%).

При реальном, рабочем сценарии не планируется отказываться от моратория на индексацию. В данном случае будет эксплуатироваться «ручное управление» в действии, когда повышение зарплат будет производиться с максимальной оглядкой на финансовое состояние казны.

Зарплата учителей в России в 2020 году

Вообще, говоря о повышении зарплаты учителям в 2020 и более поздних годах, выше приводились цифры, общие по стране (то есть, без учета специфики регионального уровня цен). Логично предположить, что реальные зарплаты учителям как в 2019, так и в 2020 годах в России имеют сильный региональный разброс. Представляется разумным рассмотреть абсолютные величины зарплатных выплат в привязке к некоторым ключевым для страны регионам:

Зарплата учителей в Москве и Московской области 2020

После учета всех федеральных коэффициентов на 2019 год средняя зарплата учителей (на декабрь) в Московской области должна составить приличные для остальной России деньги – 54 тыс.р. (И это с учетом роста к предшествующему году почти на 6%). С учетом того, что рост в 2020-м должен минимально составить 5,4% по отношению к уровню года 2019, то это означает, что начиная с января 2020 года уровень заработной платы превысит 57 тыс.р.

Что касается зарплаты учителей в Москве, то здесь статистику искажают социальные выплаты из бюджета города. Так называемые «собянинские дотации» — это более 12% от «федерального» уровня оплаты труда педагога. Так что уде в 2020 году ожидается, что средняя оплата труда учителей в Москве вплотную приблизится к уровню 70 тыс.р. в месяц, а в период 2021-2022 – превзойдет его.

Зарплата учителей в Санкт-Петербурге 2020

Зарплата учителей в Петербурге так же, как и в Москве довольно нерепрезентативна по отношению ко всей России. Во-первых, здесь присутствуют региональные коэффициенты на уровень цен, а во-вторых, также присутствуют дотационные выплаты сотрудникам образовательной сферы. В итоге при том, что зарплата учителям в 2020 году в России ожидается по большинству регионов на уровне, не более 50 тыс.р., в Питере обещают платить не менее, чем 65-70 тыс. в среднем.

Зарплата учителей в Башкирии 2020

Здесь иная крайность: по итогам 2019 года зарплата педагогов в республике только-только подошла к уровню в 30 тыс.р. в месяц. Не смотря на то, что данный российский регион является нефтеносной провинцией РФ, бюджет республики не отличается профицитностью, более того, в последний год обострилась долговая нагрузка. Власти практически никак не поддерживают педагогический сектор, а потому средняя зарплата учителей в Башкирии, начиная с 2020 года будет составлять неполные 32 тыс.р. (то есть, неполные $500 в месяц).

Зарплата учителей в Крыму 2020

Крым продолжает наверстывать свое отставание. К сожалению, не всегда приходится говорить об экономическом росте – чаще речь идет о ценах. Зарплата учителей в Крыму обещает с начала 2020 года подрасти на положенные 5,4%, однако ее уровень при этом не будет дотягивать до 40 тыс.р. для педагогов средних учебных заведений (38 745 рублей в среднем) и чуть превысит 30 тыс.р. для педагогов дошкольного образования (30 514 р.). И только преподаватели ВУЗов могут рассчитывать на зарплату на уровне примерно $1 тыс. (62 тыс.р., если точно).

Резюме

Итак, зарплаты учителей в 2020 году: резюмируя последние новости, можно сделать вывод, что общий уровень зарплат по отрасли, конечно же, не составляет 200% от средних по регионам, на что планировалось выйти к настоящему времени в соответствии с майскими указами президента от 2012 года. Однако состояние отрасли не демонстрирует особой трагичности: абсолютный уровень зарплат позволяет педагогам чувствовать себя комфортно при существующем уровне цен, а главное, наметилась реальная динамика увеличения их доходов, хоть пока и в «ручном режиме» управления.

Когда и на сколько будет повышение зарплаты учителям?

Когда и на сколько будет повышение зарплаты учителям? МЫ собрали все новости на данную тему за последний месяц.

В Госдуму внесён законопроект о минимальном размере зарплаты для работников бюджетной сферы в регионах. Речь идёт о врачах, учителях и работниках сферы культуры. Месячная заработная плата не может быть ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, говорится во внесённых поправках.

Источником возможных расходов бюджета для приведения размера заплаты до уровня, предлагаемого проектом, могут стать доходы, связанные с улучшением внутриэкономической ситуации и роста экономики, сообщает РИА Новости.

Бюджетникам в регионах задумали установить минимальную планку зарплат

Парламент Республики Северная Осетия — Алания внес в Госдуму законопроект о минимальной планке месячной зарплаты для работников бюджетной сферы в регионах. Документ доступен в думской базе данных.

В случае принятия изменения коснутся врачей, учителей и работников культуры. Парламентарии считают, что месячная заработная плата не может быть ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Средства на повышение зарплат предлагается брать из доходов, «увеличившихся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы».

24 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 850 рублей, до 12 130 рублей. Повышение произойдет с 1 января 2020 года и затронет около 3,2 миллиона человек, половина из которых является госслужащими. В отдельных регионах рост МРОТ достигнет 12 550 рублей за счет районных надбавок и коэффициентов. По закону МРОТ индексируется ежегодно и равняется прожиточному минимуму.

В июле сообщалось, что ниже 15 тысяч рублей оказались зарплаты четверти российских работников сферы образования. При этом у порядка семи процентов зарплата была и вовсе меньше МРОТ. На втором месте по доле сотрудников с оплатой ниже минимальной находится сфера культуры, спорта, организации досуга и развлечений. На третьем — сфера транспортировки и хранения, административной сферы и сопутствующих дополнительных услуг.

Стало известно, на сколько повысят зарплаты бюджетникам в 2020 году

В следующем году зарплаты российских бюджетников будут проиндексированы на 5,4%. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на первого вице-премьера и главу Минфина Антона Силуанова.

По его словам, бюджет на 2020 год составлен таким образом, чтобы инфляция «не съедала» зарплаты и пенсии россиян. Рост инфляции по итогам следующего года предполагается на уровне 3–4%, добавил министр.

В продолжение Силуанов отметил, что за последние шесть лет зарплаты в бюджетной сфере совершили «существенный скачок». Так, врачи должны получать «и получают в среднем» две средние зарплаты, а учителя — не менее средней заработной платы по региону. Такие пропорции заложены в бюджете, проект которого будет рассматриваться в Госдуме 23 октября.

Напомним, еще в мае 2012 года Владимир Путин поручил повысить зарплаты учителей, соцработников, а также младшего и среднего медперсонала до 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты научных работников, преподавателей вузов и врачей — до 200%.

Читайте также  Как рачитать нормы расхода топлива

Ранее сообщалось, что с 1 октября 2019 года зарплаты работников бюджетной сферы выросли на 4,3%.

Почему оклад учителя оказался ниже МРОТ?

Низкие оклады — одна из самых наболевших проблем для учителей. Известно, что подавляющее большинство школ сегодня финансируется из местных бюджетов. В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области — 10 200 рублей. Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда». Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

— Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, — отмечают в областном профсоюзе. — Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Средний возраст педагогов в Воронеже — 48 лет, в области — 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от «качества» диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии — 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.

— В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, — рассказал «РГ» педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. — Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

«Классная» надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на «классных» выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов. И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

— Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, — говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула «ученико-час», то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

— Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, — отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии — 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога — и муж, и жена — получают по сто тысяч рублей.

— Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме — это ощутимая помощь для семейного бюджета, — рассказал «РГ» 24-летний Давыд Шургучиев. — Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия — преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Очередь к компьютеру

Средняя зарплата в Оренбуржье — а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя — составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?

— В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей — у более опытных коллег, — говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2019» Антон Ляпин. — Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.

«Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов — на различные надбавки, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева. — Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда».

Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

— Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого — с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу «ученико-час», кто-то — в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.

Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области — 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же — 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области — 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.

В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея — 6371 рублей, максимальная — 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии — 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане — 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.

Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область — здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.

И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.

Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.

«Повышение квалификации и переподготовка БЕСПЛАТНО»

До конца НОЯБРЯ 2019 года!

Для БЕСПЛАТНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ или повышения квалификации необходимо:​

  • Зарегистрироваться на сайте Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей ( ИПКиПП) www.mriro.ru
  • В личном кабинете на сайте www.mriro.ru Вы увидите меню «Программа для учителей», нажмите «Подробнее»
  • Вы попадете на страницу с Вашим купоном и таблицей использования вашего купона.

Раздайте данный купон своим коллегам или друзьям. Ваш коллега, проходя повышение квалификации или профессиональную переподготовку в нашем институте, получит скидку на обучение в размере 20% , а у Вас сразу появится возможность пройти любой курс БЕСПЛАТНО!

ВНИМАНИЕ! СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПРОЙДУТ ОБУЧЕНИЕ ПО ВАШЕМУ КУПОНУ — СТОЛЬКО ЖЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫХ КУРСОВ ДЛЯ СЕБЯ, А ВАШИ ДРУЗЬЯ БУДУТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ С ВАШЕЙ СКИДКОЙ 20%

Институт является одним из лидеров в повышении квалификации и переподготовке педагогического состава России.

Некоммерческая образовательная организация Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки.( ИПК и ПП) Лицензия на образовательную деятельность: Серия 78ЛО2 № 0001754 Рег. номер № 2799 от 10.03.2017 тел.: +7 (495) 215-18-63 +7 (812) 313-20-42 Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1137800005111

В бюджете нет денег на рост зарплат учителей

Правительство РФ анонсировало запуск пилотного проекта по реформе системы оплаты учительского труда. Действующий с 2008 года порядок начисления заработной платы педагогам привёл к тому, что стоимость аналогичной работы от региона к региону отличается в пять–шесть раз. При этом так называемые стимулирующие выплаты во многих школах начисляются непрозрачно и напрямую зависят от школьной администрации. Чиновники обещают устранить эту несправедливость за счёт введения фиксированных ставок и размеров компенсирующих и стимулирующих выплат на федеральном уровне. Однако сами педагоги уверены – им пускают пыль в глаза. В проекте постановления Правительства нет ни слова о дополнительном финансировании школ, поэтому проблему с низкой зарплатой учителей нововведения решить не могут.

Читайте также  Как платить аллименты

Апробация нового порядка начисления зарплат учителей начнётся в мае 2022 года в Мордовии, Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях и продлится год. Эксперимент коснётся педагогов дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. По задумке чиновников, структура учительской зарплаты останется прежней: оклад, компенсационные (классное руководство, проверка тетрадей, ведение кабинета и тому подобное – сейчас набор этот разный в разных учреждениях) и стимулирующие (премиальные) выплаты. Однако если раньше образовательные учреждения самостоятельно определяли список и размер этих выплат, в дальнейшем это будет осуществляться на основе федеральных расчётов. При этом сами субъекты смогут назначать педагогам дополнительные выплаты, а образовательные учреждения – вводить свои надбавки, но исключительно из средств, заработанных самостоятельно.

Чиновники кормят учителей обещаниями

Проект постановления Правительства уже вызвал серьёзную критику со стороны педагогов. Профсоюз «Учитель» опубликовал заявление, в котором подробно разъяснено, почему новый порядок расчёта учительских зарплат не приведёт к их увеличению.

– Главная проблема в том, что для повышения учительских зарплат необходимо увеличить финансирование образования из бюджета, но дополнительных средств на это власти выделять не планируют, – пояснила «Октагону» оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

«В результате сложилась ситуация, что чиновники получили поручение от президента разобраться с заплатами педагогов, но они не могут повысить зарплаты, потому что на это нет бюджета. Остаётся только имитировать бурную деятельность».

Ольга Мирясова
оргсекретарь профсоюза «Учитель»

В проекте постановления Правительства нет конкретики, отмечает Мирясова, сам эксперимент закончится только весной 2023 года, а значит, реальных изменений в этом вопросе раньше 2024 года не произойдёт. По её словам, предложение об установлении размера ставки, компенсационных и стимулирующих выплат на федеральном уровне, а также наделении регионов правом вводить свои выплаты и вовсе противоречит Трудовому кодексу. Права работников и профсоюзов будут нарушены, так как они лишатся возможности участвовать в обсуждении системы оплаты труда своей школы. Также новый порядок отнимет у трудового коллектива и родителей право влиять на решения, касающиеся важных аспектов жизни школы.

– В документе прописано, что образовательная организация может назначать дополнительные выплаты только за счёт своих доходов, то есть средств, полученных от платных кружков, продлёнки, – говорит Мирясова. – Всё это скорее всего будет понято образовательными организации как руководство к увеличению количества платных услуг. За любой шаг в сторону от традиционных уроков родителям придётся платить, чтобы обеспечить доход школе. Проблема ещё и в том, что у образовательных организаций есть своя специфика. На селе в школах, например, есть школьные автобусы, и учителю нужно доплачивать за сопровождение детей во время поездки. Где-то учатся дети с ОВЗ, за работу с которыми педагогам также положена доплата, где-то много детей на надомном обучении, а где-то учителя привыкли постоянно посещать с классом музеи. Непонятно, как всё это разнообразие может быть учтено в единой на всю страну системе оплаты труда.

Представители профсоюза «Учитель» подчёркивают, что в постановлении Правительства не затрагивается самый главный вопрос – о повышении финансирования школ.

Ведь если на это не выделить дополнительные средства из бюджета, рост учительских зарплат просто сведётся к перераспределению средств внутри коллектива и новым конфликтам.

– Мы уже столкнулись с такой ситуацией в прошлом учебном году, – отмечает эксперт. – В ряде регионов педагогам был повышен оклад, однако одновременно с этим снижен размер стимулирующих и компенсационных выплат, бюджет-то у школы не увеличился. Правительство обещает ввести справедливую систему оплаты труда учителей уже три года, но ничего не меняется. Учитель может получать больше только за счёт дополнительной, часто мало посильной нагрузки, в размере полутора–двух ставок. Естественно, качество обучения при этом снижается. Ведь педагогу нужно ещё когда-то готовиться к урокам, проверять работы, да и отдыхать, в конце концов.

Защитники прав учителей несколько лет говорят о том, что для реального решения проблемы необходимо закрепить в законодательстве положение о том, что оплата труда педагога за одну ставку (18 часов) не должна быть ниже двух региональных МРОТ. Именно этого учителя уже давно ждут от Правительства. Подобные законопроекты неоднократно вносились в Госдуму начиная с 2018 года, однако депутаты отклоняли их.

Увеличить свою зарплату учитель может только за счёт дополнительной нагрузки в размере 1,5–2 ставок. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Возмущение педагогов бездействием властей дошло уже до того, что учителя рассматривают возможность вообще прекратить выполнять дополнительные обязанности, не предусмотренные Трудовым договором, в случае, если меры для реального повышения их зарплат не будут приняты до конца осени.

«Мы не будем проводить ВПР, готовить многочисленные отчёты для самых разных инстанций, бесплатно готовить детей к олимпиадам и конкурсам, вести дополнительную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Мы не будем ремонтировать кабинеты, работать на пришкольном участке и в летнем лагере, обходить семьи в микрорайоне и выполнять любые иные работы, которые нам будут навязывать без дополнительной оплаты», – говорится в заявлении профсоюза «Учитель».

Зарплаты не растут, а снижаются

В реальности учительские зарплаты в регионах у нас пока не только не повышают, но ещё и всеми силами пытаются дополнительно урезать. А учителя, которые осмеливаются бороться с этой несправедливостью в законном порядке, нередко становятся объектом травли со стороны администрации образовательных учреждений.

Ярким примером такого положения вещей стала история, случившая в Московской области. Педагоги школы посёлка Деденево Дмитровского района МО ещё в марте 2020 года столкнулись с резким снижением своих зарплат. Сначала размер стимулирующих выплат уменьшился до смешных 37 рублей в месяц. А в апреле этого года педагогам существенно снизили и компенсационные выплаты за проверку тетрадей, ведение кабинета и прочее.

В результате учителя стали получать в месяц на 5–12 тысяч рублей меньше.

– Чтобы отстоять свои права, мы подали заявления во все возможные инстанции, в том числе в инспекцию по труду Московской области, прокуратуру Дмитровского района, местное управление образования, написали даже президенту, – пояснила изданию Ия Басова, учитель физкультуры Деденевской школы. – В конце мая учителя также создали в школе первичную организацию профсоюза «Учитель», я стала её председателем, и потребовали от директора школы предоставить всю документацию по порядку начисления зарплат. Проверка выявила в действиях администрации учебного заведения многочисленные нарушения. На учреждение был наложен административный штраф, директор уволилась по собственному желанию, а компенсационные выплаты учителям вернули. Однако на этом наши беды не закончились.

17 августа на должность директора Деденевской СОШ им. Н.К. Крупской был назначен Александр Киселёв. Перед началом учебного года Ия Басова получила от администрации школы уведомление о снижении своей нагрузки с 40 до 18 часов.

– Всё выглядит так, как будто руководство школы решило наказать учителей с активной жизненной позицией и добиться ликвидации независимого профсоюза в школе, в котором сейчас состоит около половины педагогов, – уверена учитель. – В прошлом году помимо 31 часа основных уроков у меня было 0,5 ставки педагога-организатора спортивной работы. На дополнительных занятиях я готовила детей к соревнованиям, теперь же мне рекомендуют заниматься этим в основные часы. Таким образом, от действий руководства страдают в том числе и ученики. Снижение нагрузки означает, что моя зарплата уменьшится более чем в два раза, до 20–25 тысяч в месяц. На мою законную просьбу вернуть нагрузку прошлого года директор предложил мне 0,3 ставки уборщика служебных помещений. Также 10 сентября я получила уведомление о том, что директор поручил завучу организовать за мной «персональный контроль».

По словам Ольгой Мирясовой, в действиях руководства школы прослеживаются нарушения ТК, выраженные в дискриминации работника, а также нарушения приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014 г., в котором прописано, что педагогическая нагрузка не может быть изменена в одностороннем порядке:

– Председатель профсоюза Юрий Варламов уже отправил обращение по этому поводу в адрес министра образования Московской области Ильи Бронштейна. Проблема в том, что разбирательства по таким вопросам обычно затягиваются. Соответственно, учителя вынуждены работать за мизерную зарплату месяцами, сталкиваться с унижением и издевательствами. Некоторые и вовсе увольняются из школ, не выдержав давления. При этом на государственном уровне у нас декларируется курс на повышение престижности профессии учителя и рост зарплат педагогов.

Изменения в зарплатах учителей в 2018

Дню учителя посвящается

Каждый год мы слышим слова о важности учительской профессии для общества, поздравления с Днем учителя. Но каждый год встаёт вопрос, почему проблема оплаты учительского труда так и не решена? Любые предложения установить достойную зарплату за адекватную нагрузку, сделать механизм начисления зарплаты прозрачным разбиваются о позицию правящей партии в Государственной думе. Ни один законопроект о повышении базовой части зарплаты так и не был принят. Казалось бы, если находятся деньги на поддержку других отраслей экономики — нефтедобычи, туризма, банков — почему не найти их на поддержку образования?

5 тысяч за классное руководство пришли в школы вместе с существенным ростом обязанностей. О патриотическом воспитании теперь принят целый закон. Только какой патриотизм могут воспитать учителя, которые не видят уважение к своей профессии со стороны государства? Которые — как и 25 лет назад — вынуждены сами красить школы, создавать массовку на общегородских мероприятиях, работать на две ставки, чтобы получить зарплату, хотя бы близкую к приемлемой.

Сегодня мы публикуем обзор законопроектов и предложений членов правительства по поводу зарплаты педагогов, которые появлялись за последние три года. Как можно заметить, набор этот внушительный, но «воз и ныне там». Установление достойной зарплаты за ставку последовательно и планомерно откладывается.

7 мая 2012 года были приняты так называемые «майские указы» – серия поручений, подписанных Владимиром Путиным при инаугурации. В числе 34-х распоряжений «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» был указ увеличить зарплату педагогов до средней по экономике в регионе. Этим было положено начало многолетним попыткам повысить зарплаты учителей. В какой точке мы находимся сейчас?

Правительство еще в 2018 году отчиталось о выполнении «майских указов»: по официальной статистике средние зарплаты учителей выросли до средних региональных зарплат. Но «средняя температура по больнице» мало о чем говорит: у многих учителей зарплаты так и остались ниже средних. Вторая проблема — во многом зарплаты повысились только за счет увеличения нагрузки — как учебной (количества уроков на одного учителя), так и дополнительных обязанностей и совмещения должностей.

Профсоюз «Учитель» требует введения единых для всей страны минимальных базовых ставок педагогических работников на уровне не ниже двух региональных МРОТ.

Помимо нашего профсоюза с инициативой зафиксировать приемлемую оплату за ставку не единожды выступали различные организации.

2018 год

В марте 2018 года в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой постепенного повышения уровня зарплаты педагогов до 150% от средней по региону. В аппарате курирующего социальную сферу вице-премьера Ольги Голодец и в пресс-службе Минтруда тогда отказались от комментариев.

В июне 2018 года председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, отчитываясь в Госдуме о работе ведомства за 2017 год, заявил, что по оплате труда «выполнение показателей по школьному преподаванию в 2017 году составило 101%».

В ноябре 2018 года Сергей Миронов и другие депутаты от «Справедливой России» зарегистрировали законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления дополнительных гарантий педагогических работников». В инициативу были включены предложения установить оплату ставки педагогических работников не меньше уровня 100% средней заработной платы в субъекте РФ. В законопроекте также предлагалось дать возможность педагогам один раз в 10 лет получить дополнительный оплачиваемый отпуск, выплачивать молодым специалистам «подъемные» до пяти окладов, ввести два оклада дополнительно к стандартным выплатам для учителей, которые готовы выйти на пенсию. Проект раскритиковала Единая Россия: партия заявила, что предлагаемая инициатива дублирует действующее законодательство. 12 сентября 2019 года Государственная Дума в первом чтении отклонила законодательную инициативу «Справедливой России».

Читайте также  14 налоговая лекомцева

4 декабря 2018 года депутаты Государственной Думы О.Н.Смолин, Н.В.Коломейцев, В.А.Ганзя, Т.В.Плетнева из фракции КПРФ и О.В.Шеин от Справедливой России зарегистрировали законопроект «О внесении изменения в главу 52 ТК РФ в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций». Законопроект был внесен по инициативе профсоюза «Учитель», который проанализировал проблему зарплат и сделал вывод о необходимости существенного повышения ставок. В законопроекте предполагалось установить оклады не ниже двух МРОТ за ставку: «Базовая месячная ставка заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные организации».

Законопроекту выразили поддержку парламент Карачаево-Черкесской Республики, дума Астраханской области, парламент Кабардино-Балкарской Республики.

Через пять месяцев после регистрации Правительство вынесло отрицательную оценку проекту. В ответе было сказано, что «установление работнику справедливой заработной платы регламентируется положениями [Трудового] Кодекса» и что якобы «положения законопроекта не согласуются со статьей 144 Кодекса». Однако в ТК РФ сказано, что Правительство может устанавливать базовые оклады и ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам, а значит принятие законопроекта никак не противоречит букве существующего закона. Рассмотрение законопроекта Советом Государственной думы назачено на октябрь 2020 года.

2019 год

В июне 2019 года министр просвещения РФ Ольга Васильева призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки». Несмотря на то, что это предложение озвучивалось министром на всех встречах и даже вошло в трехсторонние соглашения с профсоюзами, дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

В декабре 2019 года во время эфира в РБК министр повторно заявила , что зарплата педагогов должна рассчитываться следующим образом: 70% суммы — базовая часть за нагрузку в 18 часов, 30% — стимулирующие выплаты.

В очередной раз Ольга Васильева озвучила это обещание незадолго до увольнения — в январе 2020 года. Тогда она сказала, что «в ближайшее время планируется внести поправки в Трудовой кодекс».

В августе 2019 года депутаты Госсовета Республики Адыгея предложили внести дополнения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий отдельным категориям работников. Парламент Кабардино-Балкарской Республики поддержал инициативу. Депутаты также апеллировали к майским указам. Заработную плату медицинских работников, педагогических работников, работников культуры в государственных или муниципальных учреждениях предлагалось установить не ниже двойной величины прожиточного минимума в субъекте РФ. В феврале 2020 года законопроект отклонили после первых чтений в Госдуме.

Летом, во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» на жалобу учителей высшей категории на низкие зарплаты президент ответил , что зарплаты в размере 10 тысяч рублей – предмет для разбирательства. Путин отметил, что минимальный размер оплаты труда был доведен до прожиточного минимума, и в случае работы «на полную зарплату» сумма должна быть выплачена». Надеемся, что зарплата повысилась хотя бы у педагога, задавшего вопрос.

24 июня 2019 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные повышению качества образования, в которых приняли участие представители профсоюза «Учитель»: Всеволод Луховицкий, Марина Балуева, Дмитрий Казаков. Последний получил возможность рассказать, что при стаже 12 лет, нагрузке 25 учебных часов и дополнительной работе он получает зарплату 25 тысяч, что на семь тысяч меньше средней заработной платы в Нижегородской области. Никаких кардинальных изменений в оплате труда после слушаний не последовало.

Тогда же, летом 2019 года, зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов направил предложение вице-премьеру Татьяне Голиковой приравнять базовый оклад зарплаты учителей к одному МРОТ. Согласно этому предложению дополнительные, стимулирующие и компенсационные выплаты к зарплате будут начисляться отдельно, но основной оклад должен быть равным для всех субъектов РФ.

18 октября 2019 года на встрече с педагогами вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что Минтруд «пытается разработать подходы к будущей отраслевой системе оплаты труда» и что ситуация, когда оклад учителей составляет мизерные суммы, недопустима. К слову, тогда новую систему начисления зарплаты в Минтруда обещали ввести к 20 сентября 2020 года.

В декабре 2019 года Совет Федерации обратился к правительству с просьбой создать общую для всей страны систему оплаты труда. Заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов в комментариях СМИ выразил надежду, что в течение осенней и весенней сессии правительству во взаимодействии с Федеральным собранием и профсоюзами удастся сформировать адекватный подход к начислению заработной платы в российских образовательных учреждениях в рамках деятельности по национальному проекту «Образование». Председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский отметил, что положительно относится к идее введения единой отраслевой системы оплаты труда учителей, которая могла бы уменьшить огромную разницу в зарплатах от региона к региону. Однако конкретных шагов не последовало.

2020 год

В марте 2020 года группа депутатов от «Справедливой России» внесла в Государственную Думу законопроект о повышении зарплат работников «стратегических профессий»: педагогов, врачей, научных сотрудников. Согласно инициативе, средняя зарплата работников стратегических профессий должна быть не ниже двух средних зарплат в регионе трудоустройства, а в масштабах страны зарплаты указанных категорий не могут отличаться более чем в два раза.

Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства, как и инициатива Смолина. Согласно нему, положение о возможности доведения зарплаты до предлагаемого уровня за счет средств федерального бюджета не соответствует законодательству о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти.

31 июля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил собрать к 1 ноября предложения по введению единых требований к оплате труда педагогических работников. Минпросвещения России совместно с Минтрудом и Минфином должны были разработать предложения “с учетом формирования базовой ставки заработной платы, исходя из установленной продолжительности рабочего времени”. Неизвестная модель уже подверглась критике: базовая ставка заработной платы учителя привязана к возможностям бюджета регионов. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что первым шагом на пути формирования единых подходов к оплате труда должны стать изменения Трудового кодекса.

Очередные обещания по зарплате учителей были даны министром просвещения Сергеем Кравцовым в августе 2020 года: «Мы в следующем учебном году будем внимательно разбираться с зарплатой учителей», ‒ сказал Кравцов в эфире телеканала «Россия 24» 14 августа. Чиновники обещали, что Госдума рассмотрит в осеннюю сессию правительственный законопроект, который позволит кабмину утверждать требования к отраслевым системам оплаты труда бюджетников. По их версии, если он будет принят, ставки и оклады учителей приобретут статус федеральных гарантий, а регионы систему оплаты труда педагогов будут устанавливать, опираясь на единые нормативы.

Комментарий сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого:

«Наш профсоюз еще в 2011 году предупреждал, что в самих формулировках майских указов заложена возможность исключительно номинального роста зарплаты учителей, обусловленного несоизмеримым ростом нагрузки на работника. Без пересчета зарплаты «на ставку часов» (как критерия ее уровня) и без федеральных гарантий реальный рост зарплаты невозможен. Время подтвердило нашу правоту. К 1 октября 2020 года базовые ставки учителей в 60 российских регионах были установлены на уровне ниже МРОТ. При том, что МРОТ это минимальная оплата за неквалифицированный труд, а учитель — это, как правило, работник с высшим образованием, выполняющий социально значимую работу.»

Повышение зарплаты учителям в 2018 году. Изменения с 1 января

Вопрос о повышении заработной платы в 2018 году волнует многих, а особенно учителей, доход которых не так уж велик.

  • Специальности, которые относятся к сфере образования в 2018 году
  • Как рассчитывается ежемесячный доход учителя
  • От чего зависит повышение зарплаты учителям в 2018
  • Индексация
  • Коэффициент разброса и новые звания
  • Как изменилась зарплата учителя с 1 января 2018 года
  • Свежие новости о зарплате учителей в России в 2018 году
  • Интересные факты о зарплате учителя

Давайте подробнее изучим этот вопрос и узнаем, повысится ли зарплата учителям в 2018 году.

Специальности, которые относятся к сфере образования в 2018 году

К специалистам сферы образования относятся работники дошкольных образовательных организаций, учреждений среднего, профессионального образования, трудящиеся разного вида коррекционных, медицинских, закрытых, и иных компаний.

Что касается должностей, то принято выделять следующих работников:

  • директор;
  • заведующий учебной частью;
  • работник средней или высшей школы, преподающий какой-либо предмет;
  • воспитатель;
  • учитель;
  • педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России;
  • инструктор;
  • лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой;
  • специалист по психологии;
  • врач, который занимается изучением науки о нарушениях речи;
  • музыкальный руководитель;
  • руководитель физвоспитания;
  • медсестра;
  • тренер.

Как рассчитывается ежемесячный доход учителя

На данный момент в интернете есть программы, которые помогают рассчитать зарплату учителей в 2018. Однако можно рассчитать самостоятельно.

Первым делом берем данные о базовой ставке, которая равна 3000-3500 рублей. К этой сумме будет добавлен коэффициент, если педагог:

  • учит в селе (0.25);
  • в специальном образовательном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • способен преподавать местные наречия, например, чеченский язык (0.15).

Кроме того, учитывается высшее образование, уровень квалификации, наличие признанных государством или обществом заслуг отличившихся людей, стаж работы, ступень квалификационной системы в науке, статус учреждения. Начальство также может ввести коэффициент за сложность той дисциплины, которую он ведет.

От чего зависит повышение зарплаты учителям в 2018

На зарплату влияют следующие показатели:

  • стаж – чем он выше, тем больше сумма выплат;
  • область – суровый климат оказывает влияние на повышение оклада;
  • руководство;
  • повышение квалификации.

Индексация

Зарплата может повыситься, если в стране стали расти цены в соотношении 1:1. К примеру, если инфляция равна 10%, то и сумма выплат должна увеличится на 10%. Что касается 2018 года, то зарплата будет увеличена на 6% — 1200 рублей.

Коэффициент разброса и новые звания

В 2018 году во внимание также будут брать коэффициент разброса при повышении зарплаты работникам. Таким образом, доходы востребованных учителей и начальства будут устанавливаться в соотношении 1:4. То есть если зарплата учителей в 2018 году – 15 тысяч рублей, тогда директор получит 60.

Как изменилась зарплата учителя с 1 января 2018 года

С 1 января появились нововведения по должности работника сферы образования. Основную роль теперь играет должность или звание работника:

  1. Учитель, который только приступает к освоению должности и собирается заниматься только по этой профессии.
  2. Старший учитель – человек, который дополнительно составляет учебные и дисциплинные программы.
  3. Ведущий учитель должен будет следить за расписание других учителей и фиксировать образовательный процесс.

Молодые специалисты благодаря такой системе смогут составить карьерную лестницу. Задачей в этом случае является повышение востребованности профессии.

На 2018 год также стоит план по введению платных экзаменов для педагогов, на основе которых будет подтвержден профессионализм работника и возможность повышения зарплаты. Однако на данный момент проект не вступил в силу.

Свежие новости о зарплате учителей в России в 2018 году

Зарплаты учителей в 2018 году будут увеличены, но давайте все-таки посмотрим, какие на сегодняшний день есть свежие новости, касаемые этой ситуации.

Правительство РФ в этом году выделит 14,5 млрд рублей на повышение оплаты труда определенным бюджетникам. Половина из этих финансов уйдет на повышение зарплаты учителям в 2018 году.

Александр Бурков отметил, что необходимо повышать трудовые ресурсы, поскольку таким образом можно добиться повышения зарплаты. Он указал, что во внимание надо брать рабочее время трудящегося.