Как получить жилье инвалидам 2 группы

Администрация Города Томска
Официальный сайт

  • Администрация
  • Органы администрации
  • Администрация Ленинского района Города Томска
  • Деятельность
  • Жилищные вопросы

Согласно ст. 17 и 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. 02.07.2013) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 марта 2005 года обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета через выделение субвенций.

Определение порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ. На основании ст. 2 закона Томской области от 06.06.2006 г. № 116-ОЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» формой социальной поддержки по обеспечению жильем данных граждан, является социальная выплата, предоставляемая им на приобретение жилых помещений в собственность. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Томской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время размер социальной выплаты составляет 803 484 рубля.
Данная социальная выплата предоставляется гражданам в соответствии с «Порядком предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность», утвержденных постановлением администрации Томской области от 10.07.2006 г. № 90а.

Социальные выплаты предоставляются только один раз в порядке очередности в соответствии со сводным списком, сформированным и утвержденным в целом по Томской области Департаментом социальной защиты населения Томской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения не может быть меньше 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
После поступления средств из федерального бюджета в течение десяти рабочих дней на основании сводного списка Департамент архитектуры и строительства Томской области письменно уведомляет орган местного самоуправления о планируемом выделении социальной выплаты очереднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях). Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней вручает гражданину под роспись уведомление о планируемом предоставлении социальной выплаты и дает разъяснения о порядке её предоставления и реализации. Гражданин в течение 20 рабочих дней после получения уведомления представляет в Департамент архитектуры и строительства Томской области заявление и пакет документов на получение социальной выплаты.
Департамент архитектуры и строительства Томской области в течение 20 рабочих дней после получения от гражданина заявления и пакета документов осуществляет проверку и направляет гражданину письменное уведомление о предоставляемой социальной выплаты. В срок, не превышающий двух месяцев с даты регистрации уведомления о предоставлении социальной выплаты, гражданин представляет в Департамент архитектуры и строительства Томской области на оплату оригинал договора участия в долевом строительстве, зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке или договора на приобретение жилого помещения, на основании которого зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке переход права собственности; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (с предоставлением оригинала документа для сверки), в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи.

Гражданин в срок, предусмотренный настоящим пунктом, дополнительно представляет оригинал документа, подтверждающего оплату части стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения в размере разницы между стоимостью приобретаемого (строящегося) жилого помещения и выделенной социальной выплатой.
В случае непредставления гражданином в указанный срок на оплату документов Департамент архитектуры строительства и дорожного комплекса Томской области письменно уведомляет гражданина об исключении его из числа граждан – получателей социальных выплат в текущем году.

Социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств Департаментом архитектуры и строительства Томской области на основании договора купли-продажи (договора участия в долевом строительстве) по реквизитам, указанным продавцом (собственником) жилого помещения, в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления гражданином на оплату соответствующих документов в полном объеме. В случае приобретения жилого помещения в пределах суммы выделенной гражданину социальной выплаты или меньше оплата по договору купли-продажи (договору участия в долевом строительстве) производится по стоимости жилого помещения, указанной в договоре. После использования гражданином предоставленной социальной выплаты, он снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем граждан с инвалидностью

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона 181 «о социальной защите граждан с инвалидностью».

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

— платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

— платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

— платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в часть 16 статьи 17 вносятся изменения.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов

ЗАКОН
Красноярского края

25.03.2010 № 10-4487

О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 1. Категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем
Настоящий Закон распространяется на следующие категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — граждане):
1) инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
2) ветераны боевых действий:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
в) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
г) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
3) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»);
4) инвалиды (I, II, III группы инвалидности);
5) семьи, имеющие детей-инвалидов.

Читайте также  Как оформляется заявление о расторжении брака

Статья 2. Условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем
1. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
2. Обеспечение жильем граждан, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

Статья 3. Очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем
1. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
2. Вне очереди меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются инвалидам боевых действий I группы, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставшим инвалидами I группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки на учет, в целях последующего предоставления им жилых помещений.
Гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются исходя из даты принятия их на учет.

Статья 4. Норма общей площади жилья
1. Норма общей площади жилья, учитываемая при определении средств на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан (далее — норма общей площади жилья), составляет 18 квадратных метров.
Для членов семьи граждан норма общей площади жилья определяется согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан, но не менее 15 и не более 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
2. Жилыми помещениями обеспечиваются граждане и члены их семей, постоянно проживающие совместно с ними.
3. К членам семьи гражданина относятся супруга (супруг), имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, являющиеся инвалидами с детства, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, и родители, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами.
К членам семьи ребенка-инвалида относятся его родители, сестры и братья в возрасте до 18 лет, а также сестры и братья старше 18 лет, являющиеся инвалидами с детства.

Статья 5. Форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем
Социальная поддержка по обеспечению жильем граждан осуществляется в форме предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан (далее — социальная выплата).

Статья 6. Порядок принятия решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность
1. Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее — министерство):
а) заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении социальной выплаты;
б) паспорта либо иные документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;
в) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина;
г) документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории, определенной статьей 1 настоящего Закона;
д) справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, — для граждан и (или) членов их семей, являющихся инвалидами;
е) пенсионное удостоверение — для членов семьи гражданина, являющихся пенсионерами;
ж) документы, подтверждающие состав семьи и родственные отношения членов семьи;
з) выписку из решения (копию решения) органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с указанием основания постановки на учет;
и) выписку из домовой книги и (или) финансового лицевого счета по месту жительства гражданина;
к) документы о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
л) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи;
м) решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания — в случае проживания гражданина в жилом помещении, признанном непригодным для проживания;
н) медицинскую справку из лечебного медицинского учреждения в случае, если гражданин и (или) члены его семьи страдают тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
о) документ об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним.
Документы представляются в надлежаще заверенных копиях либо в копиях с одновременным представлением оригиналов.
Министерство оказывает гражданам консультативную, организационно-методическую помощь по сбору документов.
Граждане несут ответственность за достоверность представленных сведений.
2. Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее — комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления.
3. Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты.
4. Министерство полномочно осуществлять проверку права гражданина на улучшение жилищных условий посредством запросов необходимой информации, при этом срок принятия решения может быть увеличен до 60 дней.
5. Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения;
б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
6. С учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в течение пяти дней министерство принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты путем издания приказа министерства.
7. О принятом решении министерство письменно уведомляет гражданина в 10-дневный срок со дня издания приказа министерства.

Статья 7. Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность
1. Предоставление социальной выплаты осуществляется в безналичной форме путем перечисления министерством денежных средств на счет продавца жилого помещения, открытый им в российской кредитной организации, на основании договора купли-продажи жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Размер социальной выплаты определяется как сумма произведения нормы общей площади жилья, приходящейся на гражданина, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения по Красноярскому краю, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации, и произведения нормы общей площади жилья, приходящейся на членов семьи гражданина, за вычетом площади жилья, находящейся в их собственности, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра площади жилого помещения, определенную органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, но не более средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации, кроме случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта.
При определении размера социальной выплаты гражданам, проживающим в городе Красноярске, применяется средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенная исполнительным органом муниципального образования город Красноярск.

Статья 8. Финансовое обеспечение настоящего Закона
Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем членов семей граждан, а также граждан, проживающих в городе Красноярске, в части финансирования разницы между средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенной исполнительным органом муниципального образования город Красноярск, и средней рыночной стоимостью одного квадратного метра площади жилого помещения по Красноярскому краю, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации, являются расходными обязательствами Красноярского края и финансируются за счет средств краевого бюджета.

Читайте также  Самозахват по коап п 7 4

Статья 9. Переходные положения настоящего Закона
Очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность в соответствии с Законом края от 6 июля 2006 года № 19-5013 «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» и не получивших социальные выплаты на эти цели, сохраняется.

Статья 10. Признание утратившими силу отдельных законов края
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон края от 6 июля 2006 года № 19-5013 «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (Краевой вестник — приложение к газете «Вечерний Красноярск», 2006, 2 августа);
2) Закон края от 2 октября 2008 года № 7-2181 «О внесении изменений в Закон края «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (Наш Красноярский край, 2008, 21 октября);
3) Закон края от 18 декабря 2008 года № 7-2734 «О распространении действия Закона края «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края и внесении в него изменений» (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 29 декабря 2008 года, № 73 (294);
4) Закон края от 19 февраля 2009 года № 8-2990 «О внесении изменений в Закон края «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (Наш Красноярский край, 2009, 3 марта);
5) Закон края от 7 июля 2009 года № 8-3475 «О внесении изменений в Закон края «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (Наш Красноярский край, 2009, 17 июля);
6) Закон края от 8 октября 2009 года № 9-3679 «О внесении изменений в Закон края «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (Наш Красноярский край, 2009, 20 октября).

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Красноярского края

© 2001—2021, Законодательное Собрание Красноярского края

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

1. Что такое жилищный учет?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть две категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим ).

Те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим, в связи с изменениями в жилищном законодательстве Москвы с 2017 года состоят на учете нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

Сейчас можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать в порядке очередности на:

  • жилье по договору социального найма;
  • субсидию на приобретение или строительство жилья;
  • жилье по договору купли-продажи, в том числе с использованием кредитных (заемных) средств (социальную ипотеку) и денежную компенсацию стоимости ремонта, если приобретаемое жилье признано требующим ремонта.

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать в порядке очередности только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

После того как вас примут на жилищный учет​, вы можете самостоятельно получать информацию о своем порядковом номере в очереди по городу Москве на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru, воспользовавшись услугой «Предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете» после авторизации на портале.

Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете.

5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?

Жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

6. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными, а также жители Москвы, которых выселяют по другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Читайте также  Балашиха налоговая нач от юр лиц

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.