Как расторгнуть договор сур маме

Как расторгнуть договор сур маме

Нотариус, опыт работы более 15 лет
+7 701 523 60 44
www.notarius-makesheva.kz

Рассказать друзьям:

Ответ: Здравствуйте, Мария!
Супруги (заказчики) должны оплатить суррогатной матери единовременное вознаграждение за вынашивание беременности и рождение ребенка (детей), а также ежемесячное денежное содержание и единовременную компенсацию в случае неудачной попытки зачатия путем ЭКО. В случае проведения родоразрешения путем «кесарева сечения» или удаления каких-либо внутренних органов во время родов супруги (заказчики) несут все расходы, связанные с данной операцией и выплачивают суррогатной матери дополнительно единовременную компенсацию. Также на весь период беременности и родов суррогатной матери и в течение 56 дней после родов, а в случае осложнений, связанных с беременностью и родами в течение 70 дней после родов супруги (заказчики) обязуются обеспечивать и оплачивать полное медицинское обслуживание суррогатной матери на базе лечебных организаций, включая госпитализацию в стационар.

Да, в Казахстане имеются специальные агентства по подбору суррогатных матерей. Такие агентства очень тщательно подбирают суррогатных матерей, проверяют их физическое и психическое здоровье, а также наличие всех требуемых для программы суррогатного материнства документов. Обратившись к ним, Вы можете найти подходящую для Вас кандидатуру.

Ответ: Здравствуйте, Вера!
Согласно условиям договора суррогатного материнства стороны обязаны строго соблюдать положения конфиденциальности и договариваются о сохранении личной и семейной конфиденциальности (тайны) своих отношений по договору, а также сведений, составляющих врачебную тайну. Нарушение (разглашение) одной из сторон данного условия влечет незамедлительное расторжение договора и выплату виновной стороной другой стороне штрафной суммы, а также возмещение всех понесенных по программе расходов.
Если всё же такая встреча происходит, то родителям нужно обратиться в полицию с заявлением и в дальнейшем подать иск в судебные органы.

Ответ: Здравствуйте, Оля!
Да, супруги (заказчики) могут отказаться от ребенка. Да, в Казахстане были случаи, когда суррогатные матери оставляли детей себе и это возможно в случае отказа супругов (заказчиков), заключивших договор с суррогатной матерью, от ребенка право материнства по ее желанию остается за суррогатной матерью, а в случае ее отказа ребенок передается на попечение государства.

Ответ: Здравствуйте, Альбина!
Если во время беременности суррогатной матери происходит выкидыш или ребенок рождается мертвым, оплата услуг суррогатной матери регулируется следующим образом:
В случае выкидыша или рождения мертвого ребенка (детей) при неукоснительном соблюдении суррогатной матерью всех своих обязанностей по договору и установленной медицинским заключением, то есть не по её вине, супруги (заказчики) оплачивают её услуги в договорном порядке. То есть оплата в таких случаях зависит от условий договора. Какая у меня практика по таким случаям? Так как всё происходит конфиденциально, в том числе финансовые вопросы, я, к сожалению, не имею права разглашать такую информацию.

Суррогатные мамы и биологические родители друг друга больше не обманут

Их права и обязанности пропишут в законодательстве детально и без двойных трактовок

Обязанности суррогатной мамы и биологических родителей ребёнка друг перед другом строго регламентируют, а в заключённом между ними договоре появится третья сторона — медицинская организация, в которой проходит сопровождение беременности. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов завершает разработку законопроекта, которые устранит правовые пробелы в этой сферы. В парламент документ предположительно будет внесён до конца года.

Кто имеет право на ребёнка

«Если ещё лет 15 назад суррогатное материнство в нашей стране считалось крайне редким явлением, то теперь только в одном перинатальном центре Волгограда (а я в Госдуме представляю Волгоградскую область) ежегодно 10-12 таких беременностей», — рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» член думского Комитета по охране здоровья Татьяна Цыбизова. В результате всё чаще в нюансах правовых взаимоотношений суррогатных мам и биологических родителей приходится разбираться судам. «Судебная практика появляется там, где есть пробелы в законодательстве, которые позволяют двойную трактовку того или иного случая», — отметила депутат.

Пока буква закона об этой сфере действительно мало что говорит: не прописана даже обязанность выносившей ребёнка женщины отдать его биологическим родителям (чтобы в свидетельстве о рождении родителями малыша записали его генетических пап и мам, необходимо письменное согласие женщины, родившей ребёнка). «Вопрос, что делать, если суррогатная мать не желает отказываться от новорождённого после того, как процесс беременности завершён, у нас до сих пор остаётся открытым, хотя в других странах законы чётко определяют, кто имеет право на ребёнка», — подчеркнула Татьяна Цыбизова.

Депутат привел в пример и другую ситуацию. Женщина идёт на суррогатное материнство для того, чтобы пополнить свой бюджет, и в течение беременности не говорит биологическим родителям о том, что ребёнок развивается с отклонениями. По идее, проинформировать об этом могли бы сопровождающие беременность медики, однако они в заключаемом между суррогатной мамой и генетическими родителями договоре вообще не фигурируют, а следовательно, не несут за эту «недомолвку» никакой ответственности. «Мы в Комитете по охране здоровья настаиваем на том, что договор о суррогатном материнстве должен быть не двусторонним, в нём обязательно должны быть прописаны обязанности медицинской организации, её ответственность», — сообщила парламентарий.

Член Комитета Госдумы по образованию и науке Татьяна Касаева признала: права и обязанности генетических родителей и суррогатных мам в законодательстве практически не определены, их фиксируют лишь в договоре о возмездном оказании услуг. «Но этого недостаточно. Каждая сторона должна быть застрахована государством от тех или иных негативных последствий», — считает она. В ситуации правовой неопределённости — когда рождённый суррогатной мамой ребёнок, генетически является малышом пары, которая заключила договор с женщиной, согласившейся его выносить, а юридически — все права на него имеет суррогатная мама, возможны случаи шантажа. И женщина может «тянуть время с передачей ребёнка», чтобы получить как можно больше прибыли.

Жертвой малыш может оказаться и в другой ситуации. «Нужно заранее определять, кому из супругов, грубо говоря, «принадлежит» эмбрион, — сказала Татьяна Касаева. — Представьте ситуацию — суррогатная мама беременна, а пара начинает разводиться. Кому из супругов достанется ребёнок?»

Кроме того, по её словам, в законодательстве вообще не предусмотрены ситуации, которые могут возникнуть вследствие отказа суррогатной мамы отдать ребёнка. «Женщина решила оставить ребёнка себе, но при этом биологический отец ребёнка установлен. А отцовство в нашей стране предполагает обязанности по воспитанию ребёнка, его содержанию», — напомнила Татьяна Касаева. А значит, всё это отказавшаяся выполнять условия договора женщина вправе требовать от мужчины в той паре, которой она не захотела ребёнка передать.

Негативное отношение к суррогатному материнству нужно переломить

Подготовленный в Комитете Госдумы по охране здоровья законопроект призван закрыть указанные законодательные пробелы. При этом тревожит парламентариев и тот факт, что отношение в обществе к суррогатному материнству остаётся скорее отрицательным. «Даже само название — суррогатное — несёт негативный оттенок: к примеру, от суррогата алкоголя люди погибают, — отметила Татьяна Цыбизова. — Нам кажется, в законодательстве это нужно назвать иначе. Например, донорское материнство, поскольку это и есть не что иное, как донорство. Причём донорство, которое в 99,9 процента случаев не несёт никакого ущерба для организма донора».

Со своей стороны, общественные организации просят продумать нюансы, которые не позволят превратить суррогатное материнство в циничный бизнес. «Нельзя допустить, чтобы этот процесс стал индустрией и появились клиники, которые попытаются сделать из наших женщин, которым на каком-то этапе жизненного пути понадобятся деньги, «инкубаторов», особенно для иностранцев», — подчеркнула президент Ассоциации многодетных семей Елена Фоминых.

По мнению эксперта, необходимо подумать над ограничением публичности процесса. «К примеру, в некоторых странах запрещено публично объявлять себя суррогатной матерью или публично заявлять о поиске суррогатной матери», — пояснила она. Также, по мнению Елены Фоминых, важно законодательно ограничить рекламу суррогатного материнства.

Читайте также  Как сдать жд билеты через интернет

Правовое регулирование суррогатного материнства – что говорит закон.

Разрешено ли суррогатное материнство в России?

Это главный вопрос, который волнует всех, столкнувшихся с этим методом ВРТ. Суррогатное материнство в нашей стране официально разрешено и регулируется законодательством. Об этом свидетельствуют два Федеральных Закона, приказ Минздрава и семейный кодекс РФ. Законом прописаны права и обязанности суррогатной матери и генетических родителей, определены ограничения и порядок использования данного метода репродуктивных технологий.

Основные понятия, права и обязанности сторон

Всемирной организацией здравоохранения принята официальная формулировка программы суррогатного вынашивания, согласно которой суррогатная мать называется гестационным курьером и является женщиной, забеременевшей вследствие переноса ей в полость матки эмбриона, полученного в результате экстракорпорального оплодотворения с использованием половых клеток третьей стороны. Люди, репродуктивный материал которых использовался при оплодотворении, являются законными родителями рожденного в программе ребенка.

Законодательством РФ запрещается суррогатной маме быть одновременно донором яйцеклеток. Она вынашивает и рожает генетически чужого для нее ребенка, а затем передает его биологическим отцу и матери.

Основным законом о суррогатном материнстве в России является Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Внизу данной страницы приведена Статья 55 этого закона.

Вы можете полностью ознакомиться с этим законом перейдя по адресу 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Функции сурмамы могут осуществляться, как на коммерческой основе, так и безвозмездно. Коммерческий аспект обсуждается сторонами в индивидуальном порядке – стоимость услуг сурмамы не является предметом регулирования закона.

Перед началом программы заключается договор, в котором юридически закрепляются интересы, права и обязанности гестационного курьера и родителей будущего ребенка. Расторжение договора в одностороннем порядке, при соблюдении каждой из сторон взятых обязательств, после наступления беременности становится невозможным. Поэтому, чрезвычайно важно перед вступлением в программу четко определиться с готовностью в ней участвовать.

Согласно действующему законодательству в обязанности суррогатной матери входит:

неукоснительное соблюдение предписаний врача;

своевременное прохождение медицинского осмотра;

ведение здорового образа жизни;

предоставление генетической матери и отцу информации о состоянии здоровья – собственном и вынашиваемого ребенка;

передача новорожденного законным родителям в срок, оговоренный в договоре;

Будущие родители, в свою очередь, по отношению к сурмаме обязаны:

обеспечить денежные выплаты на содержание сурмамы на период протекания беременности;

оплачивать медицинскую составляющую программы: необходимые обследования и назначенные врачом медицинские препараты, услуги психолога;

возмещать транспортные расходы;

обеспечить сурмаму жильем и условиями, необходимыми для комфортного проживания и вынашивания ребенка;

выплатить вознаграждение за услуги суррогатной матери по окончании программы.

Заместительное вынашивание – процедура сложная и многогранная в медицинском, юридическом и психологическом аспектах. Для успешного завершения программы важно, чтобы все эти стороны были одинаково надежными. Поэтому, важно иметь надежный тыл в виде профессионального агентства, где стороны получат гарантии соблюдения их интересов и будут чувствовать себя защищенными.
Для сурмамы сотрудничество со «СПАРТой» — гарантия своевременных выплат и четкой организации быта. Для родителей – залог уверенности в физическом и психическом здоровье женщины, вынашивающей их ребенка, соблюдение ею своих обязанностей, отсутствие трудностей в процессе оформления родительских прав на новорожденного.

Оформление суррогатного материнства – как не попасть в ловушку

Законодательство о заместительном вынашивании с годами претерпевает некоторые изменения с целью усовершенствования. Но местами в нем все еще встречаются неоднозначные трактовки, которыми могут воспользоваться недобросовестные участники программы. Грамотно составленный договор может помочь в урегулировании взаимоотношений сторон и препятствовать возникновению спорных ситуаций.

«СПАРТа» в числе комплексных услуг по суррогатному материнство предлагает юридическое сопровождение программы. Наши юристы специализируются именно на этой области права и обладают знанием всех законодательных тонкостей. В распоряжении наших клиентов не только компетентность экспертов, но и многолетний практический опыт. Мы делаем все, чтобы обе стороны соглашения – и сурмама и будущие родители – были защищены, но и не нарушали прав друг друга, соблюдали свои обязанности и выполняли взятые на себя обязательства.

Обращаем ваше внимание

С 29 мая 2017 года для мужчины и женщины, не состоящих в зарегистрированном браке, а также для одинокой женщины процедура регистрации рожденного при участии сурмамы ребенка осуществляется только на основании решения суда с приложением комплекта документов, предусмотренных
— Приказом Минюста России от 29.11.2011 N 412 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации»;
— статьями 16, 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Генетических родителей, состоящих в зарегистрированном браке, данные изменения не коснутся: для них процедура регистрации детей, рожденных в программе сурматеринства, по-прежнему носит внесудебный порядок.
На основании изложенного сообщаем вам:
1. О своей готовности:
— оказывать консультативное содействие в оформлении документов, необходимых для государственной регистрации рождения ребенка и получения свидетельства о рождении;
— представлять интересы в суде общей юрисдикции, по месту нахождения отдела регистрации актов гражданского состояния о рождении;
2. О необходимости:
— учитывать увеличение сроков оформления документов, необходимых для регистрации рождения детей и оформления свидетельств о рождении;
— дополнительных расходов, связанных с ведением дела в суде.

Выдержки из законов

Для вашего удобства ниже приведены выдержки из законов России о суррогатном материнстве, актуальных на 2019 год, со ссылками на законодательные акты.

Статья 55 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Вспомогательные репродуктивные технологии — это методы лечения бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских половых клеток, а также суррогатного материнства).

Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.
Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. Полностью ФЗ вы можете прочитать здесь http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html

Приказ Минздрава России №107н от 30 августа 2013 г.

Ознакомиться с полным текстом Приказа можно, перейдя по адресу http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/family/12

Читайте также  Сколько месяцев платить по сокращению штатов

Семейный кодекс РФ от 29.12.95 N 223-ФЗ затрагивает вопрос сурматеринства в двух статьях:

“Статья 51. Запись родителей ребенка в книге записей рождений


Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)

Запись родителей в книге записей рождений, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.


Супруг, давший согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.”

Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” от 15.11.97 N 143-ФЗ

“Статья 16. Заявление о рождении ребенка

….
5. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Развод в Исламе. Развод по инициативе жены. Причины и правила.

Развод в Исламе встречается столь же часто, как и среди немусульман. Очень часто происходит так, что супруги ссорятся и в гневе муж произносит слова развода. Делает он это на эмоциях, необдуманно. Потом, остыв, супруги понимают, какую непоправимую ошибку они совершили.

А ведь если бы они знали условия развода, то вряд-ли такое бы произошло. Ведь это судьбоносный поступок, который на раз может перечеркнуть годы совместной супружеской жизни, негативно повлиять на судьбу детей.

Причины развода в Исламе, его виды и условия.

Эти нормы нужно знать не только тем, кто уже давно в браке, но и тем, кто только собирается пожениться. Это для того, чтобы в будущем не совершить больших ошибок. Итак, в этом аудио Али Хазрат Котенев рассказывает об условиях развода в Исламе. Какой же он, развод в Исламе? Послушайте короткое аудио.

Причины развода в Исламе.

Причины развода в Исламе могут как самые банальные, такие как бытовые проблемы, так и абсолютно немыслимые, такие как заранее спланированный «развод». Слово развод взято в кавычки, потому что в данном контексте означает мошенничество ради материальной выгоды либо ради удовлетворения каких-то больных сексуальных фантазий.

Чтобы не удлинять текст статьи приведем только несколько наиболее важных причин развода среди мусульман. Итак…

Топ 5 причин развода в мусульманских семьях.

Причина №1. Никах без Вали (уали, опекуна).

Да, никах без Вали (опекуна) может привести со временем к разводу. Никак без Вали недействителен по мнению абсолютного большинства Исламских ученых, которые опираются на хадисы:

«Нет никаха без опекуна». Имамы единогласны в достоверности этого хадиса.

Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: «Выдаёт саму себя замуж только блудница».

Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227.

Всевышний Аллах сказал в священной книги мусульман: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!»

В этом аяте Аллах ясно дает понять, что мусульманок замуж именно выдают. Сами себя мусульманки замуж выдать не могут, это противоречит Исламу и такой никах считается недействительным по шариату На самом деле, доказательств из Корана и Сунны о таких браках множество.

Конечно такой брак будет не только недействительным, но и по опыту почти всегда несчастным, калечащим судьбы мусульман. Для чего нужен Вали в Исламе? Вали, он же опекун — это отец или родной брат, если нет отца (или отец является немусульманином) родной дядя, сын или племянник. Если же нет никого из перечисленного, тогда мусульманке следует обратиться к Имаму мечети или же к уважаемому среди мусульман, знающему мужчине-мусульманину.

Запрет никаха без Вали связан во многом с тем, что девушку — мусульманку могут просто обмануть, заболтать, наобещать золотых гор. Причем, мужчина, который хочет жениться может лгать и избегать неудобных вопросов.

Он может оказаться со слабым иманом или же вовсе человеком с болезнью сердца, который намеревается просто использовать девушку для осуществления своих больных фантазий. И очень часто на крючок к таким «женихам» попадают девушки, которые знакомятся и общаются с ними без Вали.

Вали же — это в первую очередь мужчина, и он прекрасно знает все хитрости и уловки, на которые может пойти жених. Также, обладая связями и знакомствами в мужской среде Вали может разузнать о потенциальном женихе.

Кто он, как он ведет себя с мусульманами, не обидел ли он кого-то до этого. Также опекун может поинтересоваться по своим источникам, был ли жених женат до этого, сколько раз и по какой причине был развод.

Если жених сам попросил о Вали для нее — это признак сильного имана

Женщина же, в силу того, что не обладает знакомствами среди мужчин может узнать о женихе только с его слов. И то, практически всегда стесняется задавать неудобные, но необходимые вопросы, боясь задеть его. И часто бывает, что девушка просто «слепнет» из-за того, что влюбляется в мужчину и тогда она может стать очень легкой добычей для мошенника или извращенца.

И даже если потенциальный жених имеет хороший нрав, обладает сильным иманом, но возможно не знает об условии необходимости Вали для никаха, тогда просто окажите ему эту статью, а сами обратитесь к своему Вали за помощью. Просто скажите ему: «ко мне посватался такой-то такой-то, не могли бы Вы быть моим Вали».

Причина №2. «Слепой» никах. Не посмотрели друг на друга.

Как следует из названия, иногда причиной развода может стать неприязнь друг к другу, из-за того, что просто не посмотрели друг на друга. Ведь сам пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к тем, кто собирается сочетаться никахом: «посмотрите друг другу в глаза, может быть между вами возникнет любовь«.

Надо обязательно посмотреть друг на друга, а если есть сомнения в чем то из особенностей тела, то можно отправить свою родственницу посмотреть на невесту когда она без хиджаба. Можно также расспросить например о цвете волос, но только если есть намерение жениться. В остальных случаях это запрещено.

Надо иметь ввиду, что сегодня очень развита косметология. Невеста может так накраситься, что на следующий день после никаха можете даже не узнать ее. И чтобы не произошло как на видео ниже, попросите маму или сестру разузнать о ее реальной внешности.

Причина №3. Когда семейная лодка разбивается о быт.

Мусульманская семейная лодка к сожалению тоже может разбиться о тяжелый многолетний затвердевший быт. В группу риска попадают моногамные браки.

Это как раз те семьи, где все тропы уже протоптаны, все моря исследованы а все острова уже открыты. С каждым годом все труднее вдохновляться, труднее открывать что-то новое друг в друге и нечем удивлять. Шутки не смешные, супы очевидно невкусные.

Читайте также  Что такое договор дду при покупке квартиры

Семейные узы настолько крепки, что хочется разорвать их. Если раньше они были гарантией спокойствия и уверенности, то со временем превращаются цепи.

Если мужчины в возрасте остаются взрослыми, но детьми, для них жизнь — это игра, то женщины с возрастом практически полностью теряют интерес к каким бы то ни было играм, становятся более строгими, отчего со стороны взрослая пара выглядит всегда одинаково: Властная, голосистая жена и затюканный, иногда пытающийся отшучиваться безынициативный муж.

В полигамных браках эта проблема выражена намного меньше, конечно, при условии, что такой брак построен на правильных Исламских принципах. Польза многоженства выражается в том, что муж имеет возможность «отдыхать от однообразия», а жена имеет некоторую конкуренцию, что тоже привносит некоторую драму в ее жизнь.

Конечно же, при условии, что жены в курсе о существовании друг друга. Потому, что именно эта деталь дает тему для следующей причины разводов в Исламских семьях.

Причина №4. Многоженец — агент 007. Когда прячут вторую жену.

Еще одна стопроцентная причина и гарантия скорого развода — тайный никах на второй. Конечно, по шариату оповещать свою первую жену и тем более брать ее согласие жениться на второй условием для второго никаха не является, но это почти всегда заканчивается очень скорым разводом со второй женой.

О многоженстве в Исламе подробно написано в этой статье, поэтому останавливаться на ней не будем, а сразу перейдем к пятой причине разводов в Исламе.

Причина №4. Разлюбил/разлюбила. Угасание чувств — еще одна причина развода в Исламе.

Эта причина не совсем Исламская, а скорее общая и актуальна также и для немусульман. Но все же нельзя не упомянуть о ней, поскольку эта причина разводов одна из самых распространенных. Как бы прискорбно это ни звучало, беда угасания чувств друг к другу поражает и мусульманские семьи.

Почему угасают чувства? Любовь, как очаг. Огонь в нем нужно поддерживать. Любовь угасает постепенно, годами. И так же как пламя очага, она, прежде чем умереть навсегда, сначала то уменьшается, то разгорается, но с каждым новым проблеском все меньше, пока не угаснет совсем, оставив на месте былых отношений лишь пепел.

Как это происходит? Почти всегда отношения держатся на одном из супругов. Кто-то из двоих всегда идет на уступки у вечно прощает. Но прощение — не бесплатно. Каждое новое прощение требует жертвы — любви. И так, прощая, постепенно любовь уходит без остатка.

В такой ситуации трудно что-то советовать, но приведем один случай из жизни сподвижника пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Умара ибн аль Хаттаба. Он известен как второй праведный Халиф. Что же случилось с ним?

Однажды он решил развестись со своей женой. Когда она узнала об этом, то сказала ему: «если ты разлюбил меня, но ведь есть милость«. И он не развелся с ней, несмотря на то, что разлюбил, просто из милости к ней, ведь другой причины у него не было.

В настоящее время мало кто готов поступать как Умар, да будет доволен им Аллах. Это все по причини большого эгоизма в наших сердцах. Мы перестали заботиться друг о друге, а стали больше требовать.

Развод в Исламе по инициативе жены — хула’а (الخلع).

Хула (развод по инициативе жены) согласно Исламскому фикху не является разводом, а это аннулирование брака. Поэтому, если после хулы бывшие муж и жена снова прочитают никах, у мужа все еще остается право на три таляка.

Что такое Хула? Иногда может быть так, что инициатором расставания может выступать жена (в последнее время даже не иногда довольно часто). Причина все та же: «разлюбила», «не обеспечивает».

Хула означает развод жены с возвращением махра (или больше того или меньше), муж забирает выкуп и позволяет жене уйти. При этом он произносит слова: «ты свободна«, но никак не «таляк«. При этом оба должны прийти к взаимному согласию и никто никого не принуждает.

Стоит напомнить, что жена не может требовать развода без причин. Об этом сказал пророк, салалЛаху алейхи уа саляма, в своем хадисе: «жена, которая требовала развод без веской причины не почувствует даже запаха рая«.

И как сказали ученые: «таляк, данный под давлением недействителен». Источник: «Умдатуль фикх», 400, «Аль-Мухаррар», 2/50

В качестве доказательства приводится аят , в котором Аллах говорит (смысл):
«Вам недозволено брать что — либо из дарованного им , если только у обеих сторон нет опасения , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха , то они оба не совершат греха , если она выкупит развод . Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками.» (2:229)

Хула – это выкуп, когда женщине неприятен (ненавистен) муж, и она боится, что не будет выполнять его права, или что он будет ненавидеть её, и не будет выполнять её права. И этот договор разрешен лишь по взаимному согласию

Разрыв супружеской связи по инициативе жены не происходит лишь по её слову, а лишь по решению судьи. За исключением ситуации когда муж сам передаст ей это право.

Аль-Маусуату аль-фикхия аль-кувейтия, 29/11

Что же касается Таляка в Исламе, то он исключительно в руках мужчины. Жена не может развести сама себя. В этом мудрость Аллаха и связано это с тем, что женщина по своей природе очень эмоциональна и безответственна. Она склонная к спонтанным решениям на эмоциях и частым сменам настроения. Если бы талак был в руках женщин, то не осталось бы на Земле мусульманских семей.

И для мужчины не требуется решение суда для того, чтобы дать развод. Но есть ряд условий. Первое условие — нужно выждать когда у женщины начнутся и закончатся месячные и только после этого дать развод. Это дает некоторую отсрочку на обдумывание и предохраняет от необдуманных поступков в приступах гнева.

Также, если все-таки развод произошел, необходимо удержать жену еще в течении двух месяцев у себя дома. Это дает еще один шанс снова все взвесить и возможно, передумать. И тогда, по истечению срока идды, она уже окончательно свободна и вернуть ее бывший муж не может. И она вправе выйти замуж за другого мужчину.

Восстановить отношения они могут только заново прочитав никах. Но и тут все не просто. Проделывать такие трюки мужчина может только 2 раза. И не важно, вернул он ее до наступления срока идды или после, заново заключив никах. Третий талак является уже окончательным и она уходит сразу без выжидания идды.

В ограничении количества разводов тремя тоже есть мудрость. Это не дает мужчине разводить-возвращать жену бесконечно, мучая ее и себя. Кроме того, прибавляет ответственности за свои поступки, ведь они поистине судьбоносны.

Как мы видим из условий для развода по шариату, все они направлены максимально на сохранение семьи и ответственности друг перед другом. Спасибо, что дочитали статью до конца, отправляйте ее своим знакомым и близким, если считаете, что она может им помочь. И Вы сами станете причиной многих благ и награда уже ждет Вас у Аллаха Ассаляму алейкум уа рахматулЛахи уа Баракатуху.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.