Как вызскать с яндекса деньги за дтп

Что делать при ДТП, если у виновника нет страховки

Штраф за езду без страховки остается до смешного маленьким (вдобавок его можно оплатить со скидкой 50%), а стоимость полиса ОСАГО даже после либерализации тарифов осталась довольно высокой. Это сочетание факторов провоцирует все больше водителей на незаконную экономию: число штрафов за езду без страховки исчисляется миллионами, а «не пойманных» еще больше. При этом практически никакой страховой защиты у законопослушных водителей, встречающихся с нарушителями, до сих пор нет. Давайте разберемся, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.

О том, что делать после ДТП, мы уже рассказывали, так что подробно останавливаться на оказании помощи пострадавшим и выставлении знаков аварийной остановки не будем. Нас интересует страховка – а именно проверка ее наличия и подлинности. Если виновник ДТП говорит, что у него есть полис, его нужно обязательно проверить на подлинность с помощью специального сервиса на сайте РСА. Если же виновник ДТП отказывается предоставить полис для проверки, стоит напомнить ему, что часть 1 статьи 11 Федерального закона № 40 об ОСАГО обязывает его это сделать: согласно ей, «если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства».

Если же виновник ДТП сразу заявляет, что полиса ОСАГО у него нет, нужно зафиксировать все доступные данные о нем: номер автомобиля, данные паспорта, водительских прав и так далее, а также сразу вызвать на место аварии сотрудников полиции для оформления ДТП. Само собой, виновник с отсутствующим или поддельным полисом получит тот самый штраф за езду без страховки. А вот дальше разбираться с ним придется уже самому потерпевшему в ДТП.

На всякий случай напомним, что никакой возможности оформить такое ДТП по европротоколу без привлечения полиции нет. Европротокол доступен только в случае, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, а также не имеют разногласий по поводу того, кто виновен в ДТП (или сумма нанесенного ущерба не превышает 100 тысяч рублей). Так что если у второго участника ДТП нет страховки, полицию нужно вызывать незамедлительно.

Самое неприятное для потерпевшего в ДТП с виновником без страховки – это то, что получить положенную компенсацию ущерба от страховой компании не получится. Нет полиса – нет и страховщика, к которому можно обратиться. И даже наличие полиса ОСАГО у потерпевшего никак не влияет на ситуацию: этот полис страхует его ответственность на случай ДТП по его вине. Поэтому обратиться в свою страховую компанию за компенсацией не получится. Так что здесь в дело вступает уже не закон об ОСАГО, а Гражданский кодекс. Часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, указывает, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Таким образом, потерпевшему придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника ДТП.

Первая часть процедуры взыскания ущерба вполне типовая: нужно провести независимую экспертизу для оценки повреждений и расчета стоимости ремонта автомобиля. Виновника ДТП стоит пригласить на проведение экспертизы заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы у него не было возможности затягивать рассмотрение дела претензиями о некорректности оценки и прочими уловками. При этом факт его присутствия на экспертизе уже неважен, оценка будет проведена и без него.

После получения результатов оценки можно направить виновнику досудебную претензию с требованием о возмещении ущерба. Впрочем, если виновник сразу заявил о том, что не собирается ничего компенсировать добровольно, можно пропустить этот пункт и сразу обратиться в суд.

Чтобы взыскать с виновника компенсацию ущерба в судебном порядке, нужно приложить к заявлению все имеющиеся документы: уведомление о ДТП и все прочие бумаги, полученные по результатам аварии, а также результаты экспертизы для подтверждения суммы компенсации. К сожалению, дальнейшее развитие дел мало зависит от действий потерпевшего. Самый лучший сценарий – это добровольное согласие виновника компенсировать ущерб. Второй благоприятный для потерпевшего вариант – это взыскание с виновника долга судебными приставами – например, если у него есть материальные активы, которые могут быть изъяты и реализованы в счет долга. Но если у виновника не окажется ни имущества, ни денег, которые можно взыскать, компенсация ущерба может растянуться на годы.

Альтернативный вариант – написание на месте ДТП расписки, в которой виновник признает нанесение ущерба и обязанность по его компенсации. В такой расписке нужно подробно и четко описать нанесенный ущерб и указать сумму компенсации, а также обозначить сроки, в которые виновник обязуется выплатить компенсацию. Но стоит понимать, что написание расписки не отменяет необходимости вызвать полицию и зафиксировать факт ДТП с оформлением всех соответствующих документов. Если этого не сделать, виновник может пойти на попятную или просто исчезнуть, а процедура судебного взыскания может быть осложнена отсутствием документов, подтверждающих ДТП и вину конкретного лица.

Если в ДТП по вине водителя без страховки пострадали или погибли люди, то потерпевшие или их представители могут получить компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. Об этом говорит пункт «г» части 1 статьи 18 Закона об ОСАГО. Он указывает, что «компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию». Проще говоря, если у виновника ДТП нет ОСАГО, то вместо страхового возмещения вреда жизни и здоровью предусмотрена компенсационная выплата. А сами компенсационные выплаты, согласно части 1 статьи 19 того жа закона, «осуществляются только в денежной форме профессиональным объединением страховщиков». Сумма таких выплат обозначена в части 2 статьи 19: «в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей». Так что стоит помнить, что если имущественный ущерб придется взыскивать непосредственно с виновника, то компенсацию вреда жизни и здоровья можно быстро и законно получить от РСА.

На страх и риск: суды разбираются в правах пассажиров такси

Семен Донников* взял такси компании «Такси-Русь», но не доехал до места назначения: «Форд Фокус», пассажиром которого он был, столкнулся с «КАМАЗом». Донников получил травмы, которые позже были квалифицированы как тяжкий вред здоровью. После аварии возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК. У водителя «Форда» была страховка ОСАГО в «Ингосстрахе», и Донников обратился к страховщику, чтобы взыскать с него выплату за вред здоровью и моральный ущерб. Но ему отказали, аргументировав это тем, что к тому моменту постановления о прекращении уголовного дела и вступившего в силу законного решения суда не было. Пассажир попытался отстоять свою позицию в судах. Первые две инстанции его поддержали и частично удовлетворили требования, признав, что он направил в страховую все необходимые для получения компенсации документы. Однако судебные акты отменили в коллегии по гражданским спорам ВС: Верховный суд указал, что нижестоящие инстанции неверно подсчитали сумму компенсации. Однако требовать деньги со страховщика в такой ситуации вполне правомерно, подтвердил ВС. Действительно, на сегодняшний день компенсация по ОСАГО – единственное, что защищает пассажира такси.

ОСАГО: страховка для пассажира

В России действует так называемая система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами за вред жизни, здоровью и имуществу (ОСГОП). Именно она «включается», если пострадали те, кто ехал в общественном транспорте, – например, в автобусе или на метро. Легковое такси – это единственный транспорт, который сегодня не входит в эту систему. Гражданскую ответственность владельцев такси страхуют только в рамках ОСАГО. Можно получить компенсацию средств потраченных на лечение, компенсацию морального вреда и утраченный заработок. Согласно закону об ОСАГО, максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 000 руб. На деле взыскать более 150 000 руб. получается редко, говорит Али Тхакахов, руководитель Российского правового центра судебно-претензионного отдела, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей экономики и права.

Чтобы избежать ответственности, таксопарки используют сложную схему владения ТС, которая заключается в длинной цепочке передач автомобиля по разным договорам (аренда, лизинг) без какой-либо разумной экономической цели, предупреждает Максим Петров, руководитель аналитического отдела Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья». Полностью уйти от ответственности это не помогает, но безусловно затрудняет процесс.

Сложности же возникают с получением постановления о признании потерпевшим. Кроме того, часто потерпевшие либо не могут подтвердить свои расходы – пассажирам приходится доказывать, какой именно вред здоровью был причинен, и проводить экспертизу, говорит Тхакахов. Кроме того, сложности могут возникнуть при подсчете убытков в связи с травмой – например, убытки в виде утраченного заработка. Нередко возникают спорные вопросы по поводу того, действительно ли нуждался пострадавший в том или ином лечении, на которое он потратился, и в выборе лечебного учреждения для оказания медицинских услуг – например, у страховой компании возникает вопрос, надо ли оплачивать лечение в частной клинике, если можно было воспользоваться услугами по ОМС.

Чтобы получить выплату по ОСАГО, пострадавшему пассажиру надо обратиться в страховую компанию. Страховщику – представить составленный ГИБДД акт об аварии, где пассажир указан как пострадавший, и медицинское заключение о степени повреждений в результате ДТП. Пригодятся и любые документы, подтверждающие затраты на лечение. При этом поставить страховщика в известность о наступлении страхового случая надо в течение 15 суток после аварии. В случае, когда дело приходится иметь с водителем-нелегалом без страховки, взыскивать компенсацию придется в суде, а заплатит в том числе и непосредственный виновник ДТП (сверх компенсации от РСА — если сумма в 500000 руб. превышена).

Читайте также  Как проверить если готов патент на работу

Неурегулированным остается вопрос размера компенсации морального вреда – он определяется исключительно судом «с учетом требований разумности и справедливости», замечает Ирина Фаст, адвокат юридического образования «Гражданские компенсации»: «Сумма может быть взыскана как 20 000 руб. за гибель пассажира, так и более миллиона рублей, все зависит от понимания судом той самой «разумности и справедливости». Компенсация морального вреда взыскивается непосредственно с причинителя вреда, владельца источника повышенной опасности, напоминает она. Но если у водителя есть трудовой договор, то ответчиком как в части возмещения вреда, так и компенсации морального вреда, будет работодатель.

Тем не менее в вопросе гарантий для пассажиров наметился прогресс: на днях стало известно, что Минфин одобрил законопроект об обязательном страховании ответственности для легковых такси. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

«Яндекс.Такси», лидер онлайн-сегмента в 2017 году с долей около 50%, добровольно решил перейти на эту систему страхования. Теперь максимальная компенсация для водителя и каждого находящегося в машине пассажира составляет 2 млн руб. Первопроходцем в этой области стал менее известный сервис Wheely. Агрегатор страхует каждого пассажира по отдельности, общая сумма выплат может достигать 12,5 млн руб. Партнером компании стал «Страховой дом ВСК». В сентябре 2017 года аналогичную программу в пилотном режиме запустил Uber, спустя полгода объявивший о слиянии с «Яндекс.Такси», – сделка, которую Forbes уже назвал сделкой года.

Без ответственных агрегаторов

Решение агрегаторов о введении страхования выглядит своевременным. В течение всего периода существования сервисов им удавалось успешно уходить от ответственности перед пассажирами, пострадавшими в ДТП, ссылаясь на то, что агрегатор всего лишь собирает информацию о свободных машинах и передает её пользователю. Таких дел в судах было не так уж и много, замечает Ирина Фаст. «Как правило, суды освобождали от ответственности агрегаторов. Вся вина возлагалась на водителя такси. И это была самая серьезная проблема, потому что при тяжком вреде здоровью размер ущерба практически всегда более 500 000 руб., а получить что-то сверх страховой выплаты от водителя, большинство из которых трудовые мигранты, не имеющие постоянного жилья и серьезного имущества, практически нереально», – замечает Фаст. В результате подобной практики многие пострадавшие и члены их семей фактически оставались без выплат.

В декабре 2017 года Европейский суд признал агрегатора Uber сервисом такси. Он постановил: агрегатор должен подчиняться всем требованиям транспортного законодательства Евросоюза и нести ответственность за качество и безопасность перевозок. Решение было принято по жалобе таксистов из Барселоны, которые были недовольны конкурентным преимуществом Uber.

Однако похоже, что подобному подходу пришел конец: в конце января этого года Верховный суд обязал Мосгорсуд принять иск к агрегатору такси как к ответчику за ДТП. Две инстанции отказались взыскать с агрегатора такси ООО «Такси Престиж» компенсацию морального вреда после того, как пассажир погиб в аварии. ВС указал, что агрегатор оказывал перевозчику агентские услуги по поиску пассажиров такси, принимал заказы и передавал его исполнителю.

ВС, по сути, признал агрегатора агентом, действовавшим от своего имени за счёт принципала, то есть таксопарка. При таких обстоятельствах права и обязанности по сделке (в данном случае по договору перевозки) возникают у агента, то есть у агрегатора. Без преувеличения, это революционный шаг. Это принцип «канализации ответственности» – все потерпевшие предъявляют требования одному оператору, а тот уже вправе взыскать свои убытки в порядке регресса с фактических причинителей вреда.

Максим Петров, руководитель аналитического отдела БПП «Фрейтак и сыновья»

ВС вернул дело в апелляцию и указал, что агрегатор действовал от своего имени. Кроме того, компания оказывала рекламные услуги и отправила погибшей SMS с указанием цены за поездку. В том, как квалифицировать ответственность агрегатора, предстоит разобраться Мосгорсуду.

«Верховный суд защитил пассажиров такси, которые получили повреждение жизни или здоровья при оказании услуги перевозки. Как это будет реализовано на практике – пока непонятно. Тем не менее это серьезный шаг в части защиты прав пассажиров», – говорит Ирина Фаст.

На сегодняшний день лимит ответственности установлен в рамках 500 000 руб. Если этого не хватит, чтобы покрыть причиненный вред, то оставшуюся сумму сейчас уже можно предъявить к агрегатору и фирме, которые находятся между собой в договорных отношениях, а также к водителю, который непосредственно вел автомобиль.

Ирина Фаст, адвокат юридического образования «Гражданские компенсации»

Параллельно в Тушинском суде Москвы рассматривается иск к «Яндекс.Такси» на 66 млн руб. Компенсацию от агрегатора требует Елена Гращенкова. Летом 2016 года она вызвала машину через сервис «Яндекс.Такси» и попала в аварию. Как выяснилось позже, водитель находился в состоянии наркотического опьянения. Однако оказалось, что компенсацию должен платить перевозчик. Гращенкова не согласилась с таким положением дел: она решила, что раз агрегатор привлекает водителей, то должен отвечать за то, как они работают. «Я как потребитель всегда видела перед собой только «Яндекс.Такси». Я смотрела их рекламу. платила их представителю в автомобилях, которые приезжали под опознавательным знаком «Яндекс.Такси». Но, как оказалось по материалам дела, в этой схеме перевозки было несколько юридических лиц и несколько физлиц», – указывала Гращенкова. Громкое дело, решение по которому может стать прецедентным, Тушинский райсуд продолжит рассматривать 16 мая.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

«Яндекс.Такси» обязали заплатить пассажиру, пострадавшему в ДТП на Васильевском острове

В Санкт-Петербурге суд вынес решение по иску Николая Ярчиковского к ООО «Яндекс.Такси» о взыскании компенсации морального вреда. За год лечения после ДТП пассажир такси получит 350 тыс. рублей.

В конце сентября 2018 года Ярчиковский заказал такси через мобильное приложение и таким образом, как счел суд, заключил с ООО «Яндекс.Такси» договор фрахтования. Соответственно, фирма, будучи фрахтовщиком, перевозчиком и работодателем для водителя такси, приняла на себя соответствующие права и обязанности, поручив их фактическое исполнение третьему лицу — водителю. Последний действовал на основании гражданско-правового договора, заключенного в устной форме с ООО «Яндекс.Такси».

На заказ прибыл автомобиль Volkswagen, за рулем которого находился житель Всеволожского района Ленинградской области ИП Сержиу Посторонкэ. Во время поездки на Среднем проспекте Васильевского острова такси попало в ДТП с участием еще двух машин — Opel и Hyundai. В результате аварии Ярчиковский получил тяжелую травму и был доставлен в Мариинскую больницу. После ДТП частично потерявший подвижность пассажир долгое время провел на больничном. А для полной реабилитации ему потребовалось около года.

По результатам разбирательства старшим инспектором по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по Василеостровскому району в действиях водителя такси были выявлены нарушения ПДД. В частности, при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора он обязан был уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо (п. 13.4 ПДД РФ). Однако не сделал этого.

Ярчиковский предложил ООО «Яндекс.Такси» договориться в досудебном порядке. Однако претензия осталась без ответа, и пострадавший пассажир обратился с иском в суд. Он просил взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда миллион рублей. Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга исковые претензии Ярчиковского удовлетворил частично. Если решение вступит в силу, ООО «Яндекс.Такси» заплатит 350 тыс. рублей.

L.R уже рассказывал, что это не первый случай, когда суды возлагают на агрегатора ответственность за аварию. Например, компенсацию морального вреда в полмиллиона рублей и солидный «потребительский» штраф смогла отсудить попавшая в аварию пассажирка «Яндекс.Такси» в Оренбургской области. Женщина вызвала машину по мобильному приложению. Стоимость поездки составила 179 руб. Однако, выполняя заказ, водитель по своей вине попал в ДТП. Пассажирка получила сложный перелом ноги, ей сделали операцию. Женщина обратилась с иском в суд. В обоснование ответственности агрегатора она представила скриншот СМС-сообщения с указанием сведений о цене услуги, водителе, транспортном средстве, перевозчике. Ленинский районный суд Оренбурга признал «Яндекс.Такси» надлежащим ответчиком по делу и взыскал в пользу истца 750 тыс. рублей.

Наезд на такси: агрегаторов обвинили в ДТП с уставшими водителями

О необходимости закрепить в законе о такси ответственность агрегаторов за режим работы водителей заявили в департаменте транспорта Москвы. В качестве примера в ведомстве привели возросшую статистику аварийности с участием таких автомобилей. Кто должен следить за переработкой водителей и покрывать ущерб за ДТП, разбирались «Известия».

Возросшую статистику ДТП с участием автомобилей такси раскрыли в департаменте транспорта Москвы. В своем Telegram-канале чиновники рассказали, что за девять месяцев 2020 года количество погибших в ДТП с автомобилями такси в столице выросло на 25% по сравнению с прошлым годом: в авариях с автомобилями такси погибли 45 человек.

Речь идет об общем количестве аварий с таксистами, то есть не все они произошли по вине водителей автомобилей с шашечками. Согласно официальной статистике ГИБДД, за девять месяцев 2020 года в Москве по вине таксистов погибли 26 человек. В 2019 году таких случаев было менее 20. Но и эти цифры в департаменте транспорта не считают приемлемыми: там заявили о необходимости внести в новую редакцию закона о такси пункт об ответственности агрегатов за нарушение графика работы водителями сервисов.

«Агрегаторы часто пренебрегают режимами труда и отдыха, из-за чего водители ездят за рулем в состоянии сильной усталости или нервного перенапряжения. Компании должны быть внимательны к сотрудникам и брать на себя ответственность за жизни людей, которые в свою очередь приносят им прибыль, и гарантировать справедливую оплату таксисту, так как сами агрегаторы устанавливают им тарифы и маршруты. Именно это должно быть закреплено в новом законе о такси, который рассматривается сейчас в Государственной думе», — считают в департаменте транспорта.

За график отвечают автопарки

На то, что рост ДТП с участием такси необязательно означает, что снизилась безопасность перевозок, указали в беседе с корреспондентом «Известий» в пресс-службе Gett в России. Там напомнили, что для оценки аварийности в международной практике принято оперировать не только абсолютными значениями ДТП. В дополнение к этому параметру необходимо учитывать общее количество транспортных средств и интенсивность их использования.

Читайте также  Предоставили работнику займ на лечение работник умер

«Парк такси в России ежегодно растет. Пробег такси в несколько раз больше, чем у личного транспорта. По данным аналитиков, в пересчете на 1 км поездки вероятность попасть в ДТП в такси в 2,6 раза ниже, чем при передвижении на личном автомобиле. При этом в пересчете на пробег смертельные ДТП с участием такси происходят в 4,7 раза реже, чем с личным автомобилем», — рассказали в пресс-службе Gett в России.

В компании заверили, что стремятся минимизировать число аварийных случаев. Для этого Gett дополнительно обучает водителей в центрах подготовки, экзаменует их на знание ПДД и контролирует соблюдение правил и техники безопасности, в том числе и с помощью тайных покупателей.

«Что касается контроля переработок, то важно понимать, что подавляющее большинство водителей — это ИП, работающие по договору с таксопарком. Поэтому график работы они задают себе самостоятельно, а переработки продиктованы стремлением увеличить прибыль. Чтобы водители не садились за руль в состоянии переутомления, мы разрабатываем систему распознавания лиц, которая будет оценивать степень усталости человека. Как правило, один водитель работает

сразу с несколькими агрегаторами, поэтому в отсутствие единой централизованной системы ни один агрегатор не может проанализировать полную загрузку своих водителей-партнеров. Мы в Gett выступаем за введение такой цифровой базы, разумеется с соблюдением всех правил работы с персональными данными», — заявили представители сервиса.

Уставших водителей отключают от системы

В свою очередь в пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что, по данным страховых компаний, аварийность в такси в пересчете на 1 млн км снизилась на 28%. Для анализа сравнивали период до начала пандемии коронавируса — зиму 2018/19 года с зимой 2019/20-го.

«Собственные данные сервиса также подтверждают тренд на снижение ДТП с участием такси, подключенным к нашей платформе. Большую роль в этом сыграли технологии, повышающих безопасность всех участников передвижения. Часто причиной аварии бывает превышение скорости. Чтобы снизить такие нарушения, мы внедрили технологии мониторинга скорости и мониторинга маневренности. Если после нескольких предупреждений водитель продолжает ездить слишком быстро, приложение закрывает ему доступ к заказам. По нашим данным, это решение позволило в пять раз снизить нарушения среди тех, кто был в них замечен», — сообщили «Известиям» в «Яндекс.Такси».

Также в сервисе рассказали, что ограничивают доступ водителей к заказам, если проведенное ими количество часов в системе превышает допустимое. Доступ к заказам восстанавливается только после того, как водитель отдохнет.

В компании «Везет» отметили, что статистика ДТП с участием такси без уточнения всех подробностей каждой аварии не дает полного представления о причинах возникновения ДТП.

«На это может влиять множество факторов, в том числе качество дорожного полотна, погодные условия, организация движения в городе. Не стоит исключать виновность других участников ДТП», — отметили в пресс-службе.

Принудительно управлять отдыхом невозможно

В свою очередь в такси «Максим» в беседе с корреспондентом «Известий» высказали мнение, что принудительно управлять режимом труда и отдыха водителей невозможно. Поскольку редко кто из них подключен только к одному сервису, то в случае блокировки он просто будет брать заказы в другом сервисе.

«Если когда-нибудь будет реализована единая цифровая платформа такси, которая позволит отключать водителя сразу во всех сервисах, он все равно сможет самостоятельно искать пассажиров на улице, в соцсетях, мессенджерах. Все должно быть в рамках разумного. Каждый водитель может сам определить, сколько и когда работать, чтобы это не отразилось на его здоровье и безопасности поездок», — считают в «Максим».

В пресс-службе «Ситимобил» обратили внимание на то, что граждане сами не всегда соблюдают правила безопасности в автомобиле, что повышает риск серьезных травм в случае ДТП: часто о необходимости пристегнуться пассажиров просят сами водители такси, но каждый седьмой россиянин принципиально не пользуется ремнем безопасности.

Там рассказали, что усилить меры контроля состояния здоровья водителя и исправности автомобилей помогут «электронные путевые листы, проведение дистанционных медицинских осмотров водителей и технический контроль состояния транспортного средства».

Агрегаторов сделают ответственными за самозанятых

Еще одно заявление прозвучало от представителей департамента транспорта 19 октября в ходе круглого стола «Самозанятые в пассажирских перевозках», прошедшего на площадке ОНФ России. Замглавы ведомства Дмитрий Пронин высказал мнение, что, если у таксиста нет возможности оплатить штраф, агрегаторы должны нести субсидированную ответственность.

«Должна быть субсидированная ответственность того, кто его поставил на работу, кто ему передал заказ», — предложил Пронин.

Агрегаторы ранее сообщали, что подготовили поправки к законопроекту о такси. Среди предложений уже есть и сама идея допуска самозанятых к работе в такси, и комплексная схема ответственности платформ.

Так, рабочая группа предложила закрепить возможность использования современного программного обеспечения, которое позволяет получать всю необходимую информацию о состоянии автомобиля и водителя в режиме реального времени. Сейчас такие технологии уже успешно используются отдельными службами по заказу такси для контроля безопасности поездок.

«Еще одно предложение рабочей группы — установить субсидиарную ответственность агрегаторов в случае ДТП», — напомнили в пресс-службе «Яндекс.Такси». Таким образом, платформы будут нести материальную ответственность, если заказ выполняется самозанятым водителем или водителем, зарегистрированным в качестве ИП. Следовательно, они будут заинтересованы в повышении безопасности перевозок. Такая практика также уже существует на рынке и может быть распространена на всю отрасль.

Рабочая группа считает, что необходимо закрепить за агрегаторами и ответственность за передачу заказов водителям, ведущим свою деятельность нелегально — без действующего водительского удостоверения и путевого листа, естественно при наличии базы онлайн-реестров.

«Таксопарки этот процесс уже практически не контролируют»

Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил, что агрегаторы и сейчас отключают водителей, которые долго висят на линии. Но ничто не мешает водителю отработать восемь часов и перейти на другого агрегатора, считает эксперт.

«Таксопарки этот процесс уже практически не контролируют, потому что превратились в пункт проката автомобилей. Поэтому единственный выход — наладить всем агрегаторам обмен данными по своим водителям, чтобы регулировать режим труда и отдыха», — отметил Шапарин.

В свою очередь руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус объяснил, что согласно уже действующему законодательству агрегаторы и так несут ответственность в рамках фрахтования легкового такси и эту ответственность они страхуют с 2017 года.

«Но страхуются не все. Например, в такси «Максим» организовали благотворительный фонд и из него выплачивают благотворительные взносы членам погибших или пострадавших пассажиров и их не смущает, что это скорее их обязанность», — рассказал он.

Швагерус уточнил, что агрегаторы сформировали общую позицию и согласились нести коллективную ответственность с водителем-виновником аварии в пределах 2 млн рублей, однако добиваются права делать это только в добровольном порядке.

«То есть они хитрят, не хотят, чтобы норма была обязательной, потому что в таком случае будут установлены единые правила выплаты, тарифы, будет работать защита пассажиров, а контроль будет вести Национальный союз страховщиков ответственности», — отметил Швагерус.

ДТП с участием такси. Кто несет ответственность — агрегатор или таксопарк?

В первом квартале 2020 года аварийность с участием такси выросла на 20%, выросла смертность (источник — Газета.ру). Годом ранее эти показатели также росли. Причина — отток профессионалов из отрасли.

Рынок такси сформировал тенденцию к снижению стоимости поездки. Заработок водителя при этом тоже уменьшается. Чтобы заработать больше водитель вынужден работать больше. Не все водители готовы работать по 14-18 часов в сутки. Работа требует максимального внимания и концентрации. Водители, которые остаются в отрасли вынуждены работать на износ, что ведет к снижению уровня безопасности.

Кто и как отвечает за безопасность перевозок в этих условиях рассмотрим в нашей статье.

Рынок такси в России: его структура

Сегодня рынок такси представлен тремя основными участниками:

  1. Агрегаторы — это компании, создавшие специальные приложения для заказа такси онлайн. Они активно продвигают свои бренды для привлечения водителей и клиентов.
  2. Таксопарки — владельцы автомобилей, они нанимают водителей и подключают их к агрегатору, фактически оказывают услугу перевозки.
  3. Водители — непосредственные исполнители заказов.

С появлением агрегаторов количество поездок на такси выросло с 27 тысяч в 2010 году до 760 тысяч в 2018 году. Такой рост произошел благодаря достижениям, к которым стремились информационные системы:

  • сократилось время подачи авто;
  • выросла зона покрытия;
  • поездки стали дешевле.

Благодаря интернет-приложениям поездка на такси стала доступнее.

В 2019 году 60% поездок на такси в России были совершены через агрегаторы — такую статистику приводит аналитический центр правительства РФ в своем исследовании рынка такси.

Яндекс Такси среди них занимает самую большую долю рынка — 27%. Как работают таксопарки через Яндекс.Такси:

  • Яндекс сотрудничает с лицензированными таксопарками — юридическими лицами и ИП;
  • таксопарки нанимают водителей или сдают им в аренду автомобили оборудованные по всем правилам;
  • водитель устанавливает на смартфон специальное приложение и принимает через него заказы от пассажиров;
  • пассажир заказывает поездку через свое мобильное приложение.
  • заработок распределяется между всеми участниками: Яндекс берет 15% от поездки, таксопарк — до 5%, водителю остается 80%. В Москве процент водителя может быть еще меньше — 75%.

Формально услугу перевозки пассажиров оказывает таксопарк. Яндекс всегда придерживался того, что компания оказывает информационные услуги. Однако суды при рассмотрении дел с участием агрегатора соглашались с такой формулировкой не всегда.

Кто отвечает за безопасность перевозки такси

Так как услугу перевозки оказывает таксопарк, то он же обязан организовывать предрейсовый медицинский осмотр водителей, контролировать техническое состояние автомобилей, рассчитывать время рабочих смен.

Агрегатор просто ищет заказы. Данное условие прописывается в договоре между Яндексом и таксопарком. Однако пассажиры настаивают, что услугу им оказывает именно Яндекс.

Читайте также  Кбк взносы работников в 2019

Это происходит потому, что клиент заказывает такси через приложение Яндекса, ведет с ним переписку и садится в машину с наклейками “Яндекс Такси” и не подозревает, что фактически его везет неизвестное ему ООО “Ромашка”, доверять которому возможно не стоит.

Агрегаторы активно рекламируются именно как такси, вызывают доверие у потребителей, контролируют рынок, устанавливают тарифы. В законодательстве нет закрепленной за ними обязанности следить кому они передают заказ: какое состояние автомобиля и самочувствия водителя, сколько времени уже длится его смена.

Если таксопарк нарушает требования закона и не контролирует водителей и машины, заказ от Яндекса может получить уставший водитель, не проходивший медицинский и технический осмотры или вообще не имеющий разрешения и водительского удостоверения. А при судебных разбирательствах из-за ДТП электронные сервисы ссылаются на то, что они лишь оказывают информационную услугу и нести ответственность перед пострадавшими пассажирами не должны.

Однако, в судебной практике есть прецеденты, когда суд обязывал агрегаторов компенсировать клиентам ущерб здоровью, полученный в поездке под их брендом.

А летом 2018 года пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 26 от 26 июня 2018 года (пункт 18) дал пояснения к решению судебных споров:

Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

Из этого следует, что каждый пассажир такси, попавший в ДТП может требовать компенсации вреда от агрегатора, которым воспользовался.

Что на практике: ответственность агрегатора

Пример 1: агрегатор возместил ущерб здоровью.

В 2016 году пассажирка Яндекс.Такси Елена Гращенкова получила сложный перелом плеча и перенесла операцию. ДТП произошло по вине водителя такси. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией причиненного вреда здоровью и возмещением потерянного заработка. На операцию и реабилитацию она потратила 250 и 800 тысяч рублей соответственно, а возместили ей лишь 75 тысяч рублей от страховой компании. Несмотря на лечение восстановить здоровье полностью не удалось. Лишившись возможности получать прежний доход, женщина подала повторный иск к Яндекс.Такси и выиграла суд. Она получила максимально возможную выплату по ОСАГО в 500 тысяч рублей и 300 тысяч рублей от Яндекса.

Это первое резонансное дело в России, в результате которого агрегатор возместил ущерб пассажиру такси. После этого компания Яндекс и некоторые другие крупные агрегаторы стали страховать каждого пассажира на сумму до 2 миллионов рублей. Однако это добровольное страхование. Такой обязанности на сегодня у агрегаторов нет. Как нет и единого закона, обязывающего агрегаторов контролировать соответствие нормам водителей и машины, работающие под их брендом.

Пример 2: агрегатор получил штраф за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки.

Летом 2019 года в Санкт-Петербурге на заказ через Яндекс.Такси приехал автомобиль не имеющий разрешения на таксомоторную деятельность, а водитель — иностранный гражданин вовсе не имел прав. Все это выяснилось после ДТП. Поездка оказалась для пассажиров трагической — двое из них погибли, один попал в больницу.

Роспотребнадзор оштрафовал агрегатор на 101 тысячу рублей за введение пассажиров в заблуждение о безопасности перевозки. Яндекс попытался оспорить штраф, основываясь на том, что оказывает лишь информационные услуги передавая заказы от клиентов водителям, но суд признал штраф законным. Полный текст документа.

Пример 3: агрегатор заплатил штраф и компенсировал моральный вред.

Весной 2019 года пассажирка Яндекс Такси в поездке попала в ДТП и получила сложные переломы. Пострадавшая обратилась в суд за компенсацией морального ущерба. В результате суд взыскал с агрегатора компенсацию морального вреда в размере 300 тысяч рублей. Также с ООО «Яндекс Такси» был взыскан штраф в размере 150 тысяч рублей, госпошлину и судебные расходы истца. Полный текст судебного решения.

А что же водитель и таксопарк

Водитель несет ответственность, когда он непосредственный виновник ДТП и как правило ответственность ограничивается уголовной.

Получить денежную компенсацию с водителя мало кому удается в силу невысоких заработков таксистов, несмотря на то, что суды принимают решения о таких компенсациях.

Таксопарки в подобных случаях редко привлекаются к уголовной ответственности. Таких примеров из практики мы не нашли. Как правило, их ответственность ограничивается солидарной материальной. Если таксопарк работает на рынке давно и легально — пострадавший скорее всего получит возмещение вреда, если таксопарк фирма однодневка — то вряд ли.

Если авария произошла не по вине водителя, то за ущерб здоровью пассажиру заплатит страховая компания. Так происходит, если ответственность застрахована таксопарком по договору ОСАГО.

Суммы компенсации по таким полисам зависят от характера повреждений и степени тяжести. Например, при открытом переломе черепа пассажир получит компенсацию в 35 тысяч рублей. Максимальная выплата 500 тысяч рублей положена при получении 1 группы инвалидности или смерти пассажира. Этих сумм в большинстве случаев не достаточно для полной компенсации затрат на лечение и морального вреда. Поэтому потерпевшие привлекают к солидарной ответственности агрегаторы через суды.

Проверка штрафов для юр. лиц

Выводы: кто возмещает ущерб потерпевшему

  1. к уголовной ответственности привлекают водителей такси, в редких случаях таксопарки;
  2. материальную ответственность водители выплачивают редко из-за отсутствия денег;
  3. агрегаторы и таксопарки несут материальную ответственность солидарно, но как правило по результатам долгих судебных тяжб.

В любом случае, шансов получить возмещение ущерба гораздо больше если и водитель, и таксопарк работают легально, со всеми разрешающими документами. Однако проверить это пассажиру до того, как он сел в салон такси очень сложно.

Закон о такси: что сейчас и какие перспективы

Сейчас пострадавший пассажир такси может рассчитывать на возмещение ущерба в размере:

до 500 тысяч рублей — компенсация по ОСАГО, положенная всем пассажирам любого общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев);

Однако, в Госдуме обсуждались поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие повышение страховых выплат с 500 тысяч до 1 млн рублей. Документ пока не принят.

до 2,5 млн рублей — страховая выплата по договору добровольного страхования, если служба такси добровольно страхует пассажиров.

По статистике Центробанка за 2018 год агрегаторами было застраховано 377 млн человек, что составило 65% от всех страховок от несчастного случая по России.

Взыскать ущерб и моральный вред с виновника ДТП потерпевший может также через суд. Этот путь долгий, но как показывает практика — эффективный.

В законодательстве правовой статус интернет-агрегаторов пока никак не определен. Сфера перевозок такси регулируется положениями из разных нормативно-правовых актов:

  • Устав автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08.11.2007;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа ПП РФ № 112 от 14.02.2009;
  • Закон о применении контрольно-кассовой техники ФЗ № 54 от 22.05.2003;
  • Статья 9 ФЗ № 69 от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Требования закона к перевозчикам, изложенные в этих документах мы подробно рассматривали в статье: Штрафы такси: сколько может потерять таксопарк за 1 день работы машины.

Также в Госдуме рассматривается очередной проект нового единого закона о такси. Попытки издать такой закон начались с 2014 года, но каждый раз его отклоняли для доработки.

Проверка штрафов для юр. лиц

Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?

Перечислим самые важные аспекты последнего законопроекта:

  1. В регионах будут создаваться два новых реестра. В первый занесут диспетчерские службы такси, которые обрабатывают заказы клиентов — агрегаторы (Яндекс. Такси, Везет, Gett и другие). Второй — для перевозчиков. Условием внесения в этот реестр станет наличие разрешения на деятельность такси. Это нужно для того, чтобы агрегаторы могли передавать заказы только лицензированным перевозчикам. За нарушение этого требования предусматривается штраф 500 тысяч рублей.
  2. Агрегаторы будут нести солидарную ответственность вместе с перевозчиком в случае ущерба жизни или здоровью пассажира при ДТП.
  3. Агрегаторы не смогут оказывать влияние на тарифы и комиссии для водителей, поскольку сами не занимаются перевозкой пассажиров, а лишь оказывают электронные услуги.
  4. Получить разрешение на таксомоторную перевозку смогут самозанятые граждане (в настоящее время реализовано).
  5. Штраф водителю за работу в такси без специального разрешения возрастет до 30 тысяч рублей с лишением прав до 6 месяцев.
  6. Количество выдаваемых разрешений будет ограничиваться из расчета 30 разрешений на 1000 человек, зарегистрированных в регионе. Если заявок будет больше, то разрешения будут распределяться через аукционы.
  7. Пройти предрейсовый техосмотр и медосмотр, а также оформить путевой лист можно будет дистанционно.
  8. Таксовать с иностранными или международными правами станет невозможно.
  9. Водителем такси смогут быть только граждане России.
  10. Запретят работать водителями гражданам, имеющим судимость за особо тяжкие преступления и лишившихся права управления.
  11. У водителя будет персональная карта, фиксирующая историю его работы в такси.
  12. Предлагается ввести для кандидатов в таксисты аттестацию на знание улично-дорожной сети региона.
  13. Автомобиль должен быть не старше 7 лет и оборудован системой ГЛОНАСС

Часть из перечисленных правил работает уже сейчас. Какие нововведения будут реализованы на практике покажет время.

Итак, по закону в настоящее время обязанность по обеспечению безопасности перевозок в легковом такси лежит непосредственно на перевозчике. Ответственность агрегаторов пока в законе не закреплена. Но добиться компенсации вреда от агрегаторов можно через суд, опираясь на пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ №26. Когда же примут новый закон о такси на всех участников организации перевозки ляжет солидарная ответственность по закону.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве