Какай график установить при выполнении полевых работ

Какай график установить при выполнении полевых работ

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

(в ред. Приказа Минтранса России от 05.06.2017 N 212)

(см. текст в предыдущей редакции)

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

(п. 12 в ред. Приказа Минтранса России от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

(п. 13 в ред. Приказа Минтранса России от 13.10.2015 N 299)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1 Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

(п. 13.1 введен Приказом Минтранса России от 07.08.2019 N 262)

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

(пп. «г» в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Читайте также  С какой срок подается заявление енвд 2

(в ред. Приказа Минтранса России от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

(в ред. Приказов Минтранса России от 24.12.2013 N 484, от 03.05.2018 N 170)

(см. текст в предыдущей редакции)

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

(в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 07.08.2019 N 262)

Вопросы о разъездном характере работы

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Когда речь идет о разъездном характере работы, все почему‑то сразу представляют себе водителей. Конечно, им, как правило, такой характер работы и устанавливается, но на самом деле он может быть установлен абсолютно любому работнику, трудовая функция которого связана с разъездами. О порядке установления разъездного характера работы и оформлении работниками отчетности в специализированной литературе и в законодательстве говорится очень мало и некоторые работодатели в этих вопросах теряются. Давайте разбираться…

Основные признаки разъездной работы.

Разъездной характер работы в Трудовом кодексе упоминается только в двух статьях и, по всей видимости, никаких изменений или дополнений в них вносить пока не собираются.

Так, в ст. 57 установлено, что одним из обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, является условие, определяющее характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.), а в ст. 168.1 содержится открытый перечень расходов, которые работодатель возмещает сотрудникам с разъездным характером работы (а также сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера). Такие поездки, как и командировки, называются служебными поездками.

К сведению:

Служебная командировка – поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом служебные поездки лиц, постоянная разъездная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

Как и командированным, лицам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель возмещает расходы на проезд, наем жилого помещения и т. д. Однако при направлении работника в служебную командировку за ним сохраняется средний заработок, а при разъездном характере работы просто выплачивается зарплата.

Из некоторых нормативных документов можно сделать вывод, разъездная работа — это та, при выполнении которой осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории при возможности ежедневного возращения к месту жительства. То есть, как правило, в пределах населенного пункта или области.

Но если исходить из положений ст. 168.1 ТК РФ, такой работник, как и в командировках, может выезжать на более далекие расстояния и не всегда возвращается домой в тот же день. Поэтому главным признаком разъездного характера работы можно назвать то, что такие поездки происходят постоянно. Командировки же осуществляются периодически, нерегулярно, на период, определенный командировочными документами. Это отметил Роструд в Письме от 12.12.2013 № 4209‑ТЗ.

То есть если работник постоянно находится в разъездах, независимо от занимаемой должности, ему может быть установлен разъездной характер работы.

Вопрос

Распространяется ли на сотрудников с разъездным характером работы запрет, аналогичный запрету направлять в командировки работников некоторых категорий, например беременных?

Трудовой кодекс содержит запрет на направление беременной женщины в служебную командировку (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), но не содержит запрета на установление разъездного характера работы.

Однако работодателю необходимо учитывать все особенности труда беременной работницы, результаты специальной оценки условий труда на предмет наличия противопоказаний, а также проверить их на соответствие СанПиН 2.2.0.555‑96 «2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, Методическим рекомендациям № 11‑8/240‑09 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 № 11‑8/240‑09, Гигиеническим рекомендациям к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденным Госкомсанэпиднадзором 21.12.1993, Минздравом 23.12.1993.

И работодателю следует учитывать, что при разъездном характере работы негативное влияние условий труда на работницу может быть нисколько не меньше, а даже больше – например, если таких поездок много. В данном случае лучше предложить беременной работнице перевод на более легкий труд. И точно придется это сделать, если она напишет заявление и предоставит медицинское заключение (ст. 254 ТК РФ).

Считаем также, что ограничения, установленные для некоторых категорий при направлении в командировки, нужно применять и к другим категориям работников, особенно в случаях, когда при осуществлении служебных поездок работники не имеют возможности возвращаться домой.

Как устанавливается разъездной характер работы?

Прежде всего согласно требованиям ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ работодатель должен определить, по каким специальностям и должностям требуется установить разъездной характер. Установить его можно коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Перечень должностей (а также размеры и порядок возмещения расходов и формы документов) при этом все же лучше фиксировать в локальном нормативном акте (положении о разъездном характере работы), поскольку в него проще внести изменения в случае необходимости, чем в коллективный договор. Перечень должностей можно утвердить и отдельным приказом руководителя организации.

Кроме этого, как уже было сказано, условие о разъездном характере работы должно быть включено в трудовой договор. Причем если такой характер работы устанавливается уже в процессе трудовой деятельности, следует уведомить сотрудника об изменении условий трудового договора за два месяца. Если сотрудник согласен работать в новых условиях, с ним сразу заключается соглашение в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а если нет, то работодатель вносит изменения в трудовой договор по истечении двух месяцев в одностороннем порядке в соответствии со ст. 74 ТК РФ.

Читайте также  Образец заполнения пп земельного налога москва

Обратите внимание:

В трудовом договоре с работником может быть указана территория, в пределах которой будет осуществляться работа (например, «в пределах г. Москвы и Московской области»).

Условие о разъездном характере работы также нужно включить в должностную инструкцию.

В отношении сотрудников бюджетных учреждений с разъездным характером работы следует заполнять табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421). Время, проведенное в поездках, будет отражаться буквенным кодом «Ф» – фактически отработанные часы. При этом организация вправе дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Если работникам в связи со служебными поездками не удается соблюдать ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, работодателю целесообразно установить им суммированный учет рабочего времени. В зависимости от специфики разъездов им может быть установлен и гибкий график, и ненормированное рабочее время.

Какие документы оформляются при направлении работников в служебные поездки?

Требований об оформлении каких‑либо документов на каждую поездку сотрудника с разъездным характером работы в законодательстве нет, порядок их оформления полностью зависит от работодателя.

К сведению:

Одним из нормативных требований при этом можно назвать оформление водителями путевых листов. Они, в частности, оформляются для подтверждения списания ГСМ и для обоснования расходов на ГСМ в интересах организации при использовании личного транспорта работника (ст. 252 НК РФ, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 [1] ).

Работодатели могут самостоятельно разработать (в том числе на основании унифицированных форм) определенные документы, позволяющие вести учет служебных поездок (сколько их было, в какие организации, сколько времени на них было затрачено и т. д.): маршрутные листы, служебные задания и т. п. Составляться они могут на любой срок в зависимости от количества поездок: день, неделя, месяц.

Приведем примерную форму маршрутного листа.

О суммированном учете рабочего времени (просмотров: 140953)

Г.Ф. Асоскова, экономист

В редакцию поступает много вопросов, касающихся особенностей установления работникам суммированного учета рабочего времени. Автор предлагает Вашему вниманию статью, в которой постарается ответить на все Ваши вопросы по данной тематике.

Для работников организаций любых организационно-правовых форм должен быть установлен режим рабочего времени, которым определяются рабочие и выходные дни, время начала и окончания рабочего дня (смены), время перерыва для отдыха и питания, последовательность чередования сменами (при сменной работе).

Статьей 123 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками работ (сменности).

Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюза (ст. 195 ТК).

Графики работ (сменности) утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом и не позднее чем за один месяц до введения их в действие доводятся до ведома работников (ст. 123 ТК).

Устанавливая режим рабочего времени, наниматель обязан обеспечить соблюдение норм продолжительности рабочего времени в неделю, предусмотренных ст. 112–114 ТК, а также установленных ст. 115, 315–317 ТК, другими нормативными правовыми актами ограничений продолжительности рабочего дня (смены) для отдельных категорий работников.

Так, ст. 316 ТК максимальная продолжительность рабочего дня (смены) для рабочих строительно­монтажных организаций установлена 10 часов.

С учетом ст. 317 ТК рабочим растениеводства, другим рабочим сельского хозяйства разрешено в случае необходимости увеличивать продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 часов, а с согласия работника — до 12 часов. Возникающая при этом переработка в период полевых работ компенсируется в другие, менее напряженные периоды сезона полевых работ и после их окончания за счет уменьшения работникам продолжительности рабочего дня и (или) предоставления работникам дополнительных дней отдыха (из расчета один день отдыха за восемь часов переработки). При этом дни отдыха предоставляются в те дни, когда по погодным условиям невозможно осуществлять полевые работы, а также после окончания и до начала нового сезона полевых работ.

Продолжительность рабочего дня (смены) водителей автомобилей ограничена 10 часами и лишь в исключительных случаях она с разрешения министерства, ведомства, иного органа управления и по согласованию с отраслевым профсоюзом может быть увеличена до 12 часов с соблюдением при этом установленной нормы рабочего времени за учетный период (п. 7 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13).

Законодательством Республики Беларусь не определены все возможные разновидности режимов рабочего времени. В связи с этим наниматель может устанавливать работникам любой наиболее оптимальный режим рабочего времени, обеспечивая при этом наиболее эффективное использование рабочего времени всеми работниками организации.

Статьями 124, 125, 127, 128 ТК установлены правила и нормы для наиболее часто применяемых режимов рабочего времени. Среди них:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • сменный режим работы;
  • режим с разделением рабочего дня на части;
  • режим гибкого рабочего времени.

Из названных режимов чаще всего применяются режимы с пятидневной рабочей неделей с выходными днями в субботу и воскресенье и с шестидневной рабочей неделей с выходным днем в воскресенье. Заметим, что при таких режимах рабочего времени выходные дни могут предоставляться в другие дни календарной недели. Например, при пятидневной рабочей неделе — в воскресенье и понедельник, при шестидневной рабочей неделе — в понедельник. Такие режимы применяются в организациях, связанных с предоставлением услуг населению.

При пятидневной рабочей неделе и шестидневной рабочей неделе с постоянными выходными днями в определенные дни каждой календарной недели обеспечивается соблюдение недельных норм продолжительности рабочего времени, установленных ст. 112–114 ТК.

При иных режимах рабочего времени не представляется возможным постоянно соблюдать установленные нормы продолжительности рабочего времени в неделю, и в связи с этим появляется необходимость во введении суммированного учета рабочего времени, при котором установленные законодательством недельные нормы могут соблюдаться в среднем за учетный период.

Статьей 132 ТК предусмотрена обязанность работников вовремя приходить на работу и полностью использовать продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей. В свою очередь наниматель должен создавать работникам условия для наиболее полного и производительного использования ими рабочего времени.

При выборе наиболее целесообразного и эффективного режима рабочего времени учитываются особенности организации (производства), рабочих мест, технологических процессов, объемов работ (услуг) в течение суток, дней недели, месяцев года, а также иные факторы. Кроме того, следует учитывать физиологические особенности человеческого организма. Известно, например, что работоспособность человека может быть разной как в течение рабочего дня (смены), так и в различные дни недели.

При интенсивной занятости работников в течение рабочего дня (смены), выполнении работ, требующих повышенной внимательности и точности, наиболее оптимальной считается продолжительность рабочего дня (смены), не превышающая 8–9 часов. При установлении работникам, занятым выполнением подобных работ, рабочего дня большей продолжительности возможная утомляемость в процессе выполнения трудовых функций может отрицательно сказаться на результатах их работы.

Для работников одной и той же организации могут устанавливаться разные режимы рабочего времени, необходимость в которых обусловлена особенностями и характером работы. Полагаем, что наниматель должен быть заинтересован в выборе наиболее оптимального режима рабочего времени, позволяющего более эффективно и качественно использовать труд работников организации в течение всего рабочего дня (смены).

Суммированный учет рабочего времени устанавливается при следующих режимах рабочего времени:

  • если продолжительность рабочего дня (смены) превышает 8 часов и в связи с этим работникам предоставляются дополнительные дни отдыха;
  • при сменном режиме рабочего времени и непрерывном режиме работы соответствующих рабочих мест. При таких режимах рабочие дни (смены) могут устанавливаться различной продолжительности (например, в первую смену — 9 часов, во вторую — 7 часов), а выходные дни работникам могут предоставляться в различные дни календарной недели;
  • при режиме пятидневной рабочей недели, если для работников установлен один общий выходной день (например, в воскресенье), а второй выходной день предоставляется им по скользящему графику поочередно в другие дни недели;
  • если невозможно и экономически нецелесообразно установить работникам рабочие дни одинаковой продолжительности и (или) выходные дни в одни и те же дни календарной недели.

Преимуществом суммированного учета рабочего времени является наличие у нанимателя права при планировании в графиках работ (сменности) рабочего времени обеспечивать соблюдение предусмотренных законодательством норм продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 112–114 ТК) в среднем за установленный им учетный период.

При этом переработка или недоработка по сравнению с недельными нормами может компенсироваться соответственно предоставлением дополнительного дня отдыха или установлением дополнительного рабочего дня, а также за счет уменьшения либо увеличения продолжительности рабочего времени в отдельные рабочие дни.

При планировании в графиках работ (сменности) рабочего времени при его суммированном учете наниматель может учитывать различные обстоятельства, в числе которых, например, укомплектованность персонала, нахождение работников в трудовых отпусках, необходимость увеличения (уменьшения) их числа в одной из смен в связи с предполагаемым ростом (уменьшением) объемов работ (услуг).

Вопросы, связанные с суммированным учетом рабочего времени, в основном регулируются ст. 126 ТК.

Читайте также  Правила движения пешеходов на пешеходном переходе

Установлено, что суммированный учет рабочего времени (далее — суммированный учет) вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

Законодательством не регулируется, каким образом оформляется принимае­мое нанимателем решение о введении суммированного учета. В связи с этим полагаем, что установление работникам суммированного учета может быть предусмотрено в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре, ином локальном нормативном акте, к которому прилагается перечень работников с суммированным учетом рабочего времени.

Обязательным условием для применения суммированного учета является установление конкретной продолжительности учетного периода.

Учетным периодом при суммированном учете признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю.

Учетный период может определяться календарным периодом (месяц, квартал, год) или иным периодом. Право выбора и установления учетного периода определенной продолжительности предоставлено нанимателю по согласованию с профсоюзом.

Заметим при этом, что годовой учетный период, как правило, устанавливается для тех работников, у которых в различные месяцы года в связи с климатическими, технологическими и иными условиями могут выполняться неодинаковые объемы работ по месяцам года (например, в организациях сельского хозяйства, в строительных организациях).

При планировании в графиках работ (сменности) рабочего времени в целом за учетный период рабочее время каждого работника должно соответствовать норме рабочего времени, рассчитанной для этого периода.

Работникам ООО «К» установлен суммированный учет с квартальным учетным периодом. Графиком работ (сменности) для III квартала 2007 г. запланировано рабочее время 511 ча­сов, что соответствует норме рабочего времени для пятидневной рабочей недели (при 40­часовой недельной норме).

Для работника Н. в графике рабочее время запланировано в августе ниже нормы рабочего времени на 4 часа, а в сентябре — выше нормы. В целом за III квартал рабочее время сбалансировано:

Месяцы III квартала

Рабочее время в часах

Запланированное графиком работ (сменности)

Норма продолжительности рабочего времени для пятидневной рабочей недели при 40-часовой недельной норме

В организации применяется сменный график работы и суммированный учет рабочего времени. В трудовом договоре оплата труда установлена в виде месячного оклада.

За установленный в трудовом договоре оклад работник в месяц должен отработать месячную норму рабочих часов. Месячная норма часов определяется, исходя из установленной Трудовым кодексом РФ для конкретной категории работников продолжительности рабочей недели. Для большинства работников она составляет 40 часов.

При сменном режиме работы, когда невозможно обеспечить соблюдение установленной законодательством продолжительности рабочего времени, применяется суммированный учет рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени норма часов, подлежащих отработке за установленную в трудовом договоре заработную плату, определяется за учетный период (месяц, квартал, год).

Если по итогам учетного периода работник отработает меньше часов, чем установленная законодательством за этот период норма, то будет иметь место недоработка по вине работодателя, поскольку он не обеспечил работника работой.

Оплата в таком случае будет производиться следующим образом. Предположим, что учетным периодом является месяц, норма часов за месяц в соответствии с законодательством составила 176 часов, но работник по графику отработал только 154 часа, тогда:

— оплата, исходя из установленного оклада, производится за 154 часа,

— оплата за 22 часа (176-154) производится в размере не ниже средней часовой заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих оплачиваемому месяцу.

Если по итогам учетного периода работник отработает больше часов, чем установленная законодательством за этот период норма, то будет иметь место сверхурочная работа, которая оплачиваетсяв размере, определенном коллективным договором, положением об оплате труда (или ином аналогичном документе) организации, трудовым договором, но не менее чем за первые два часа работы — в полуторном размере, за последующие часы — в двойном размере. Вместо повышенной оплаты по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Если учетным периодом будет являться не месяц, а другой период, то в течение этого периода работник будет получать ежемесячный оклад, а по окончании периода ему будет произведен расчет за весь период по вышеприведенным правилам с учетом фактически отработанного за весь учетный период времени и выплаченной суммы окладов.

Правовое обоснование

Статья 104 ТК РФ устанавливает, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Статья 155 ТК РФ определяет, что при невыполнении норм труда , неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

Согласно статье 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно п.13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007., при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Согласно статье 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Оперативное планирование полевых работ с использованием технологических карт

Для оперативного планирования использования техники при выполнении полевых работ с использованием данных технологических карт рабочих участков полей предназначен диалог «Оперативное планирование полевых работ»:

Вызов диалога доступен из меню Задачи -> Планирование работ->Оперативное планирование полевых работ главной формы.

Планирование полевых работ осуществляется для текущего списка полей. Для выборки необходимых записей используйте фильтр данных.

В поле Владелец формы диалога можно выбрать подчиненную организацию и в этом случае планирование работ будет сформировано только для выбранной организации.

Планирование полевых работ состоит из следующих шагов.

1. Сформировать наименование графика. Для этого нажать на кнопку Добавить запись. В таблице автоматически формируется наименование – График дд.мм.гггг чч:мм:сс . Название графика можно изменить, для этого в поле таблицы Наименование графика полевых работ ввести свое название:

2. Указать ПЕРИОД для формирования списка операций по данным технологических карт рабочих участков полей. При нажатии на кнопку Применить автоматически формируется список операций, общий объем земель, дата начала и окончания проведения операции :

3. Заполнить поля таблицы графика планирования: Техника, Агрегаты, Выработка в сутки, Количество комплектов (техника + агрегат) .

Поля Объем за сутки и Количество дней рассчитываются автоматически по данным полей Объем, Выработка в сутки, Количество комплектов в момент сохранения записи по операции (при нажатии на кнопку или при переходе на другую запись таблицы).

Поля Дата начала и Дата окончания необходимо отредактировать с учетом рассчитанных Количества дней.

Для добавления других операций используйте кнопку Добавить операцию. Все поля в этом случае заполняются вручную, кроме полей Объем за сутки и Количество дней .

Для удобства выбора Операции, Техники, Агрегатов рекомендуется установить фильтр данных с помощью кнопки :

Фильтр устанавливается после нажатия на кнопку Применить , расположенной на панели фильтра.

4. Для печати графика планирования полевых работ предназначена кнопка Печать: