Кто должен составлять транспортную накладную приложение 4

Кто должен составлять транспортную накладную приложение 4

  • О нас
  • Рабочие группы
  • Семинары
  • Конференции
  • Контакты

Экспертный совет провел 22 января и 25 февраля 2021 г. встречи рабочей группы на тему применения новой формы ТрН. Изменения в форме прокомментировала Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка, одного из разработчиков новой формы.

Протокол встреч рабочей группы «Безбумажные перевозки»
по вопросам применения новой формы транспортной накладной (утвержденной Приложением №4 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200)

1. Обязательность новой формы ТрН

1.1. С 1 января 2021 г. участники перевозки должны были перейти на использование новой формы транспортной накладной. Минтранс России не планировал и не планирует установить параллельное хождение документов по старой и новой формам.

1.2. В соответствии с разъяснениями ФНС от 2011 г., в подтверждение затрат на перевозку принимается либо транспортная накладная, либо товарно-транспортная накладная. При этом Постановление Пленума Верховного Суда от 26.06.2018 г. № 26, говорит о том, что в подтверждение договора перевозки обязательно составление транспортной накладной, однако ее отсутствие не говорит о недействительности гражданско-правовых договоренностей между сторонами, и перевозка может подтверждаться иными доказательствами.

1.3. Следует учесть, что в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 будут внесены изменения, которые позволят устранить некоторые неточности и коллизии. Например, в п. 7 в фразе «если иное не предусмотрено договором» были исключены скобки, и теперь буквальное прочтение этого пункта дает возможность считать форму транспортной накладной необязательной. В действительности это не так, оговорка относится к определению составителя документа, как в прежней версии Постановления: «Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — транспортная накладная)».

1.4. Также не следует относить к транспортной накладной действие поправок в закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, в результате которых исчезла необходимость применять обязательные унифицированные формы учетной документации. Транспортная накладная – это первичный перевозочный документ, применение которого регулируется Минтрансом, и который может использоваться как первичный учетный документ при условии соблюдения требований к обязательным реквизитам, в том числе указания величины натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

2. Грузоотправитель в ТрН

2.1. Транспортная накладная – это документ, подтверждающий заключение договора перевозки. Соответственно, грузоотправитель в транспортной накладной – это всегда лицо, заключившее договор перевозки с фактическим перевозчиком. Им может быть как собственник груза, так и экспедитор, который по заданию клиента заключил договор перевозки с фактическим перевозчиком.

2.2. Если грузоотправитель является экспедитором, для прослеживаемости операций и прозрачного соотнесения затрат на перевозку грузоотправитель ставит галочку в соответствующем боксе в разделе 1 «Грузоотправитель».

3. Клиент

3.1. Раздел 1а «Клиент» заполняется по необходимости, в зависимости от потребности клиентов, чтобы упростить для них подтверждение затрат на перевозку и отношение транспортной накладной к движению товара. Также предусмотрено необязательное поле для подписи клиента.

3.2. При этом указание реквизитов продавца или покупателя вместе со сведениями о товаросопроводительных документах в 4 (и 3) разделах ТрН не всегда могут заменить указание реквизитов клиента. (В текущей версии Постановления допущена опечатка – сведения о товаросопроводительных документах задублированы в 3 и 4 разделах, после внесения изменения в форму они останутся в разделе 4).

3.3. Грузоотправитель может продублировать свои данные также в разделе «Клиент», даже если он не привлекает экспедитора.

3.4. Для перевозки сборных грузов указание клиента, как и указание ИНН продавца и покупателя в Разделе 4 технически затруднено и остается опциональным.

4. Перевозчик в ТрН

4.1. В разделе 10 «Перевозчик» могут быть указаны реквизиты только фактического перевозчика, то есть организации, которая является фактическим законным владельцем транспортного средства, указанного в ТрН и водитель которой (по трудовому договору или договору ГПХ с перевозчиком) выполняет перевозку.

Таким образом, благодаря принятым изменениям, из практики должны уйти схемы, при которых клиент, нанявший экспедитора, указан в транспортной накладной как грузоотправитель (хотя сам не заключал договор перевозки, а нанимал для этого экспедитора), а экспедитор либо вообще не указан в ТрН, либо указан в роли перевозчика, хотя по факту им не является.

4.2. Корректность указания типа владения контролирующие органы могут проверить по базе МВД (для типов владения «собственность» и «лизинг»), а также путем истребования документов, подтверждающих заключения договора аренды.

4.3. Не рекомендовано использовать аренду транспортного средства с экипажем. Как правило, это расценивается ФНС как попытка завуалировать то, что организация является посредником, а не перевозчиком.

4.4. В разделе 11 допустимо указывать разный тип владения для тягача и полуприцепа (зачастую для перевозчика это разные типы владения).

4.5. В раздел 10 «Перевозчик» в поле со сведениями водителя в обязательном порядке необходимо будет указывать его ИНН. Водитель должен быть законным ресурсом перевозчика, то есть состоять с ним в оформленных гражданско-правовых отношениях (работать по трудовому договору или договору ГПХ). Это связано с тем, что водитель несет материальную ответственность за груз, он должен быть уполномоченным представителем перевозчика по принятию груза и выполнению операций по перевозке. Для ФНС ИНН водителя – это инструмент, который позволит также идентифицировать водителя, как сотрудника перевозчика (через контроль уплаты страховых взносов перевозчиком).

4.6. В соответствии с Федеральным закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ, должно быть основание для их обработки. В силу того, что водитель является непосредственным участником перевозки, его данные необходимы для осуществления этого процесса, их обработка в этом случае обоснована. Кроме того, в большинстве компаний уже отработан механизм сбора согласий на обработку персональных данных при приеме на работу.

5. Лицо, от которого забирается груз

5.1 В разделе 6 в поле «Лицо, от которого забирается груз» может быть указан склад, с которым заключен договор у грузоотправителя. Кладовщик по умолчанию не имеет полномочий в рамках договора перевозки, но грузоотправитель может наделить его такими правами. Для этого предполагается дополнение Раздела 6 основанием полномочий лица, от которого забирается груз (по аналогией с УПД).

5.2. Существует практика, когда экспедиторы передают свои полномочия по подписанию разделов 6 и 15 транспортной накладной водителю как представителю грузоотправителя. Существует арбитражная практика, которая говорит о том, что компания-перевозчик оказывала экспедиторскую услугу (потому что его сотрудник принимал груз, оформлял документы и т.п.), а по сути, затраты на такого экспедитора не принимались для заказчика.

5.3. Если «Лицо, от которого забирается груз» не совпадает с Грузоотправителем, и при этом было выявлено превышение допустимой нагрузки на ось, привлечение к административной ответственности возникает при обязательном возбуждении административного производства, которое предполагает опросы лиц, вызовы, проведения каких-либо мероприятий, установление фактических обстоятельств, в том числе на основе первичных учетных документов. В результате такого рассмотрения обстоятельств будет определено, кто должен нести ответственность за перегруз — грузоотправитель или лицо, от которого забирается груз.

5.4. Обсуждается возможность увеличения количества обязательных экземпляров транспортной накладной (на случай, когда фигурирует склад отгрузки).

6. Несколько экспедиторов в цепочке.

6.1. В случае привлечения нескольких экспедиторов, транспортная накладная заключается только между фактическим перевозчиком и фактическим заказчиком перевозки. Между остальными участниками цепочки оформляются экспедиторские документы. То есть в цепочке с участием двух экспедиторов (клиент / экспедитор 1 / экспедитор 2 / перевозчик) в транспортной накладной грузоотправителем должен выступать экспедитор 2 – так как он заключает договор перевозки, данные экспедитора 1 указываются в Разделе 1а «Клиент», и также допустимо дополнительно указать, в чьих интересах действует экспедитор 1.

6.2. Связь между клиентом и экспедитором 1, а также между экспедитором 1 и экспедитором 2 можно обеспечить за счет указания ссылок на соответствующие экспедиторские документы.

Читайте также  Избиение полицейского при исполнении срок наказания

6.3. Предложенная участниками встречи схема оформления субэкспедиции, в которой сторонами договора выступают экспедитор 1 и перевозчик, действующий от имени экспедитора 2, является некорректной. Так как договор перевозки является реальным договором, прямым перевозчиком всегда является то лицо, которое приняло груз к перевозке. Перевозчик может привлекать третье лицо не для осуществления как таковой перевозки, а для выполнения сопутствующих услуг, и это может быть оформлено отдельным договором, но не касается договора перевозки и транспортной накладной.

6.4. В соответствии с законодательством в области транспортной экспедиции, для оформления отношений экспедитора с клиентом обязательны экспедиторские документы. Допустимо также использование иных документов, в том числе транспортной накладной, но исключительно в дополнение, а не вместо экспедиторских документов. Поэтому не допускается использование транспортной накладной вместо экспедиторской расписки.

6.5. Текущий вариант формы транспортной накладной не предполагает ссылок на экспедиторские документы. Но при дальнейшей проработке изменений в нормативных документах, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, определенные правила заполнения транспортной накладной позволят не заполнять отдельно экспедиторскую расписку.

7. Ответственность сторон.

7.1. Статья 54 НК РФ (часть 2, пункт 2) содержит следующее положение: обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. То есть транспортная накладная должна подтверждать фактические отношения сторон. В противном случае не может быть использован в подтверждение операции, расходов, правомерности применения налоговой выгоды в части уменьшения налога на прибыль и вычета по НДС. Это может произойти, если в качестве перевозчика указан экспедитор, который фактически перевозчиком не является и указал недостоверные сведения в транспортной накладной, включая тип владения транспортным средством и сведения по водителю.

Поэтому как грузоотправитель, так и клиент грузоотправителя (а также организация, по поручению которой выступает клиент грузоотправителя в схеме с двумя экспедиторами) заинтересованы в предоставлении достоверных сведений, подтверждающих фактические отношения сторон.

7.2. В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 было четко прописано, за заполнение каких разделов транспортной накладной какой участник перевозки несет ответственность. С внесением изменений в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 эти положения, скорее всего, вернутся.

В действующей версии за составление транспортной накладной устанавливается ответственность грузоотправителя, если иное не определено договором. Притом, что сведения о типе владения ТС, а также данные по водителю находятся в зоне ответственности перевозчика, но они могут быть доступны грузоотправители в виде подтвержденной заявки, и он может сам их вносить в транспортную накладную.

В соглашении сторон грузоотправитель и перевозчик могут четко описать, кто несет ответственность за достоверность данных, какие доказательства используются и какие последствия для сторон предусмотрены в случае ошибки в указании данных в документе, в том числе переносе грузоотправителем сведений из подтвержденной заявки в накладную.

7.3. Если между клиентом и экспедитором заключен договор транспортной экспедиции, они оформляют свои отношения, используя поручение экспедитору и экспедиторскую расписку, в таком случае экспедитор не обязан предоставлять клиенту транспортную накладную. Однако клиент вправе запросить ее у экспедитора.
При этом, если договор ТЭО носит посреднический характер, т.е. экспедитор отражает выручку в виде вознаграждения и перевыставляет для возмещения клиентом произведенные затраты, то он обязан предоставить отчет о произведенных затратах, к которому прикладывает транспортную накладную как документ, подтверждающий произведенные затраты.

8. Сборные грузы

8.1. Грузоотправитель, который не является владельцем груза и продавцом товара, а является экспедитором, может не располагать информацией о товаро-распорядительных документах. Особенно это актуально для сборных грузов. В этом случае сведения об УПД, Торг-12 и других товаро-распорядительных документах может отсутствовать в Разделе 4.

8.2. То же касается и указания сведений о клиентах в разделе 1а для сборных грузов – заполнение этого раздела опционально.

9. Дальнейшее изменение формы. Разделы 9, 15 и 16

9.1. Ранее в транспортной накладной (по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) в Разделе 15 указывалась стоимость и в следующем Разделе 16 были подписи сторон (грузоотправителя и перевозчика), что читалось как подтверждение окончания перевозки. В новой форме раздел «стоимость услуг» перенесен в Раздел 16, а подписи перенесены в Раздел 15 и уже не относятся к согласованию стоимости перевозки, кроме того, из содержания раздела исключено поле «Дата составления» транспортной накладной.
Раздел 15 планируется исключить при наличии подписи перевозчика и грузоотправителя в разделе 6.

9.2. Раздел 16 будет заполняться при необходимости, он не является обязательным в транспортной накладной. Но при его корректном заполнении, а также при наличии подписей лиц, ответственных за подписание первичных бухгалтерских документов, транспортная накладная приобретает статус первичного учетного бухгалтерского документа.

9.3. Так как заявка выделена в самостоятельный документ и форму утверждает Приложение №5 к Постановлению 2200, участники совещания предложили раздел 9 также исключить. Предложение будет принято к рассмотрению в рамках обсуждения изменений в форме ТрН.

10. Количество экземпляров ТрН

10.1. В Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 также обсуждается внесение изменений в части указания количества экземпляров транспортной накладной (в текущей версии формы их три). Пока уточняется, будет указано 4 или 5 экземпляров, так как добавились новые участники оформления перевозки – лицо, от которого забирается груз, то есть фактически склад отгрузки, экспедитор и его клиент.

Как оформить транспортную накладную

Транспортная накладная — это документ, подтверждающий заключение договора о перевозке, если товар доставляется силами привлеченного перевозчика. С 2021 года форма документа изменилась.

С 01.01.2021 на территории Российской Федерации действуют новые правила грузовых перевозок автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением правительства Российской Федерации № 2200 от 21.12.2020. В приложении 4 утверждена форма транспортной накладной и правила ее заполнения.

В каких случаях оформляем, а в каких — не оформляем транспортную накладную

Оформлять накладную нужно:

  • в ситуации, когда товар доставляется силами привлеченного перевозчика на основании договора перевозки;
  • если товар доставляется экспедитором, и договором предусмотрена обязанность экспедитора заключить договор перевозки (в качестве отправителя выступает экспедитор).

Если договор не заключается и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада отправителя, то услуги по перевозке не оказываются, и накладная не составляется.

Требования к заполнению

Основные правила заполнения приведены в приложении № 4 к ПП РФ № 2200:

  1. ТН — это документ, подтверждающий заключение договора о транспортировке (п. 7 правил № 2200).
  2. Если иное не предусмотрено договором перевозки, накладная составляется на одну или несколько партий товара, перевозимую на одном транспортном средстве.
  3. Составляется 3 экземпляра (оригиналы) накладной — для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, они подписываются грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (п. 10 правил № 2200).
  4. Документация о транспортировке, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем. Отправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, или лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
  5. Если в документ вносятся исправления, они заверяются подписями лиц, составивших исправленный документ, с указанием их фамилий и инициалов или иных реквизитов (п. 11 правил № 2200).
  6. В случае погрузки груза, подлежащего транспортировке, на различные транспортные средства следует составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Лица, которые проставляют свою подпись в документе, уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

Не нашли ответ в нашей инструкции? Используйте бесплатно готовое решение по работе с транспортной накладной от экспертов КонсультантПлюс.

Порядок заполнения по разделам

Инструкция, как заполнить транспортную накладную по новой форме:

  1. Указываются данные о грузоотправителе: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона.
  2. Указываются те же данные, но о грузополучателе (повторим: наименование, адрес, банковские реквизиты, полное наименование, адрес места нахождения, номер телефона).
  3. Фиксируется наименование отправляемого груза, его состояние и другая необходимая информация о грузе, количество мест и масса нетто или брутто, размеры.
  4. Указываются сопроводительные документы на груз. К ним относятся товарораспорядительные документы, различные сертификаты, паспорта, удостоверения, разрешения и т. п.
  5. При необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке: параметры транспортного средства, сведения о запорно-пломбировочных устройствах, объявленная стоимость (ценность) груза, необходимая температура, объем и т. п.
  6. Сведения о приеме груза к погрузке: адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние. Ставятся подписи водителя и грузоотправителя с расшифровкой подписи и указанием должности.
  7. Сведения о сдаче груза к выгрузке (адрес, дата, время, масса, количество, фактическое состояние). Ставятся подписи водителя и грузополучателя с расшифровкой подписи и указанием должности.
  8. Условия перевозки. Вносят или выбирают из представленных особые условия перевозки или временного складского хранения, сведения о предусмотренных договором перевозки штрафных санкциях.
  9. Указывается информация о принятии заказа (заявки) к исполнению.
  10. Вносятся данные о перевозчике: наименование и адрес места нахождения, номер телефона, Ф.И.О. и номер телефона водителя.
  11. Вносится информация о транспортном средстве: количество, тип, марка, грузоподъемность, регистрационные номера.
  12. Заполняются перевозчиком данные о фактическом состоянии груза, упаковке при его загрузке и при отгрузке, возможных изменениях условий перевозки при движении.
  13. Прочие условия указываются при необходимости: при перевозке опасных, температурных, негабаритных грузов; фиксируется режим труда и отдыха водителя в пути следования.
  14. Заполняется, если изменилось место доставки груза.
  15. Проставляется дата составления, подписи сторон (грузоотправителя и перевозчика).
  16. Отражается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета и размер провозной платы, расходы перевозчика, предъявляемые грузоотправителю. Также указывается полное наименование организации-плательщика (грузоотправителя), адрес, банковские реквизиты организации-плательщика (грузоотправителя).
  17. Вписываются нарушения при осуществлении грузоперевозки и претензии со стороны грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.
Читайте также  Обязательная доля несовершеннолетнего в квартире

Вот как выглядит образец транспортной накладной на перевозку груза в 2021 году:

Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 1 января 2021 года действует новая форма этого документа. На этой странице — транспортная накладная на 2021. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.

Новый бланк накладной на перевозку груза

Получите бланк бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать бланк транспортной накладной
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

В 2017 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

А с 1 января 2021 года в документ добавили некоторые показатели, которых не было ранее:

  • В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор.
  • Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте.
  • В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров.
  • В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика.

Чем ТТН отличается от ТН?

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Когда необходима транспортная накладная

В письме от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110 Минфин России рассказал, в каком случае у компании должна быть в наличии транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку груза в целях исчисления налога на прибыль.

Затраты, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, помимо экономической обоснованности и направленности на получение дохода, должны иметь документальное подтверждение. Документально подтвержденными считаются, в частности, затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Действующим законодательством предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни компании должны оформлять первичными документами, формы которых определяет руководитель организации (п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), для оформления перевозки груза применяется транспортная накладная, форма которой приведена в приложении № 4 к Правилам. Возникает вопрос: обязательно ли затраты на перевозку груза должна подтверждать транспортная накладная или можно для этих целей использовать первичный документ, самостоятельно разработанный компанией?

Есть договор — должна быть транспортная накладная

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства отметили, что, несмотря на необязательность использования унифицированных форм, компании обязаны применять формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов.

Форма транспортной накладной установлена Правилами, которые были утверждены в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 6 Правил транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. В связи с этим финансисты указали, что при наличии договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза осуществляется на основании транспортной накладной.

Отметим, что из разъяснений, которые финансисты давали раньше (письма Минфина России от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918), тоже следовало, что для подтверждения затрат на перевозку используется транспортная накладная, а не самостоятельно разработанный компанией документ. Однако из них не было понятно, во всех ли случаях перевозки накладная необходима.

Когда транспортная накладная не требуется

Из разъяснений, данных Минфином России в комментируемом письме, напрашивается вывод, что если налогоплательщик не вступает ни с кем в правоотношения по перевозке груза, транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку не нужна.

Например, если покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке ему никем не оказываются, и договор перевозки он ни с кем не заключает. Поэтому в такой ситуации транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487). Суды это подтверждают (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Поволжского округа от 13.05.2010 по делу № А55-14780/2008, Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу № А53-2634/2009).

Читайте также  Минимальная пенсия в подольске в 2019

Не нужна транспортная накладная, и когда по условиям договора поставки доставку товара осуществляет поставщик, а покупатель стоимость доставки не оплачивает. В этом случае покупатель не является заказчиком перевозки, и для подтверждения произведенных расходов покупателю достаточно товарной накладной (письмо Минфина России от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413, постановления АС Северо-Кавказского округа от 01.06.2015 № Ф08-2612/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2012 по делу № А27-5321/2011, Северо-Кавказского округа от 12.05.2011 по делу № А53-16333/2010).

Но если доставка не входит в стоимость приобретаемого товара и его перевозка на склад покупателя силами продавца согласовывается отдельно, для подтверждения затрат на перевозку покупателю требуется транспортная накладная. В письмах от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487 Минфин России разъяснил, что в этом случае продавец и покупатель должны согласовать условия и стоимость перевозки, а также место и дату доставки груза. А это фактически означает заключение договора перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Образец заполнения ТН — 2021

Транспортная накладная (ТН) — это первичный учетный документ, подтверждающий заключение договора о перевозке груза автомобильным транспортом. ТН необходима для признания расходов у заказчика и выручки — у перевозчика. С 01.01.2021 Правительство РФ Постановлением от 21.12.2020 № 2200 утвердило новые правила перевозки грузов автотранспортом, которые будут применяться до 01.01.2027. Правила в числе прочего установили новую форму транспортной накдладной. О том, как правильно заполнить ТН нового образца в 2021 году, расскажет наша статья.

Обновленный бланк ТН приведен в приложении № 4 к правилам перевозок грузов автотранспортом, утвержденным Постановлением РФ от 21.12.2020 № 2200. По сравнению с действовавшей ранее формой можно отметить следующие изменения:

  • в разделах 1 и 2, предназначенных для заполнения грузоотправителем и грузополучателем, стороны, кроме полного наименования, адреса и номера телефона, должны указывать свой ИНН;
  • в разделе 1 появилось дополнительное поле для заполнения в случае, если грузоотправитель является экспедитором;
  • добавлен раздел 1а. Его заполняет клиент (заказчик организации перевозки), если в этом есть необходимость;
  • в разделе 6 «Прием груза» появился дополнительный реквизит — лицо, от которого забирается груз, с указанием полного наименования, ИНН, адреса и номера телефона;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлен код типа владения ТС (собственность, аренда или лизинг);
  • разделы 15 и 16 поменяли местами. Вместо стоимости услуг перевозчика и порядка расчета провозной платы в разделе 15 теперь отражаются подписи сторон, а в раздел 16 перенесена информация о стоимости перевозки.

При заполнении ТН необходимо руководствоваться:

  • правилами, утвержденными постановлением № 2200 (правила);
  • положением о документах и документообороте в бухучете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (положение);
  • Законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности».

Общие правила следующие:

  • в графах и строках ТН допустимо ставить прочерки в случаях, если данных или оснований для их заполнения нет (п. 2.9 положения, п. 10 правил);
  • ставить печать в ТН не нужно — такого реквизита в бланке нет. Наличие печати ошибкой не считается;
  • в ТН допускаются исправления. Согласно части 7 ст. 9 закона № 402-ФЗ, пп. 4.2, 4.3 положения, п. 16 положения по ведению бухучета, п. 11 правил, ошибочную запись нужно зачеркнуть одной чертой так, чтобы она осталась читаемой, внести правильную запись, написать слово «Исправлено», указать дату корректировки и заверить подписями составителей с указанием фамилий и инициалов;
  • случившиеся в пути изменения (переадресовка груза) не квалифицируются как ошибки. Для фиксации таких изменений в ТН предусмотрены раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика» и раздел 14 «Переадресовка» (п. 30 правил).

Правильное оформление ТН имеет значение для признания расходов при налогообложении прибыли и принятии к вычету НДС. Поэтому ТН должна содержать следующий необходимый набор реквизитов (п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 172 НК РФ, ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете», письма ФНС РФ от 16.06.2017 № ЕД-4-15/11485, Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547):

  • дату составления;
  • наименование сторон грузоперевозки (грузоотправителя, грузополучателя, (при необходимости заказчика) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 ТН;
  • размер провозной платы в разделе 16 ТН;
  • наименование должностей, подписи и их расшифровку в разделах 1а, 6, 7, 15, 16 ТН.

ТН оформляется грузоотправителем и перевозчиком при отправке груза. Согласно пункту 10 правил документ составляется на бумаге в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Грузополучатель ставит подпись в документе при получении груза (п. 7 правил).

В качестве грузоотправителя и грузополучателя может выступать одно и то же лицо (если заказчиком является покупатель груза). В этом случае согласно пп. 10, 13 правил:

  • информация в разделах 1 и 2 будет одинаковой;
  • адреса погрузки и выгрузки разные;
  • в разделе 8 «Условия перевозки» можно проставить прочерки.

Каждый из участников перевозки заполняет свою часть ТН:

  • грузоотправитель — заполняет разделы 17, разделы 15, 16 и 17 (если составлен акт о нарушении, допущенном перевозчиком или грузополучателем);
  • перевозчик — заполняет в ТН разделы 811, 13, 15 и 16 (в части перевозчика). Кроме того, при погрузке перевозчик (в своей части) составляет раздел 6, а при разгрузке — раздел 7 (тоже только в своей части). Если есть необходимость, перевозчик вносит информацию в разделы 12, 14 и 17;
  • грузополучатель — заполняет раздел 7 «Сдача груза», в котором в присутствии перевозчика (водителя) отмечает (п. 70 правил) фактические дату и время подачи ТС под выгрузку, дату и время убытия, состояние груза, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза (определять ее необходимо тем же способом, что и при сдаче груза перевозчику (ч. 7 ст. 15 устава автотранспорта), количество грузовых мест.