Механизм исчисления ндс

Порядок исчисления и взимания НДС в РФ

Главная > Реферат >Финансы

Глава I. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ.

1.1.История возникновения и развития НДС. 4

Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ …………………………………………………. …………………..5

Глава II. Порядок исчисления и взимания НДС в РФ.

Объекты обложения НДС. 8

Льготы, действующие при взимании НДС……………………………….9

Ставки НДС, порядок его исчисления, уплаты и возмещения…..….10

Список использованной литературы. 16

В конце XX века в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За 18 лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе РФ.

В настоящее время НДС — является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, услуг.

Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая является основной и заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную стоимость, действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. По моему мнению, налог на добавленную стоимость является вторым по значимости после налога на прибыль, уплачиваемым предприятиями и организациями. Налог на добавленную стоимость является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений в бюджет. Выше сказанное, главным образом, и обуславливают актуальность выбранной темы моего реферата.

Глава I. Теоретические аспекты обложения НДС в РФ.

1.1. История возникновения и развития НДС.

Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В настоящее время в мировой практике наблюдается усиление роли косвенного налогообложения. В 50-е гг. НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран – членов ЕЭС. В настоящее время абсолютное большинство стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление.

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней превысили поступления по любому другому налогу.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

1.2. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ.

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено Законом «Об основах налоговой системы в РФ»). Все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Законом и едины для всех субъектов РФ. НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

С появлением НДС в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. НДС в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Глава II. Порядок исчисления и взимания НДС в РФ.

2.1. Плательщики НДС.

Плательщиками данного налога являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их представительства, созданные на территории РФ. Из числа налогоплательщиков исключены филиалы или обособленные подразделения организаций, которые до 1999 г. имели статус самостоятельных налогоплательщиков (при наличии отдельного баланса и расчетного или иного банковского счета). Налоговый кодекс РФ сохраняет возможность уплаты налогов такими филиалами или обособленными подразделениями, но не как самостоятельными налогоплательщиками, а как представителями организаций, т. е. в порядке исполнения обязанности головной организации по уплате налогов по месту нахождения филиалов или обособленных подразделений.

Индивидуальные предприниматели — физические лица: зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, частные охранники, частные детективы; осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства. Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС только при условии осуществления ими операций, подлежащих налогообложению.

При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу.

При безвозмездной передаче товаров, работ и услуг плательщиком является сторона, их передающая.

2.2. Объекты обложения НДС.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Для понимания сути объекта обложения НДС необходимо установить, что подразумевается под реализацией товаров, работ, услуг. Исходя из положений налогового законодательства реализацией товаров, работ или услуг организацией или предприятием является соответственно передача на возмездной основе (в том числе товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, — и на безвозмездной основе. При этом товаром считается предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ, вода.

К работам как объектам обложения НДС относятся: объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

Механизм исчисления ндс

Значение НДС для современной экономики РФ довольно сложно преувеличить. В то же время он является одним из самых спорных налогов в российской системе налогообложения. Устранению проблем, связанных с налогообложением НДС, способствуют вопросы совершенствования организации взимания данного налога.

Во всех странах процент НДС строго фиксирован законом. Те страны, которые имеют меньший процент налога, считаются импортозависимыми, так, за импортные товары платит именно продающая сторона, а следственно, она выплачивает и сам налог. Самое интересное, что практически все страны ЕС на данный момент импортозависимы друг от друга и от других стран. Распространяется данный налог только на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на граждан других стран.

Таким образом, любое государство зарабатывает абсолютно на всем, на чем можно заработать. Физических лиц НДС никоим образом не касается, так как с таковыми по закону невозможно вести товарно-торговые отношения. Но как только физическое лицо получает статус индивидуального предпринимателя, при этом перемещает товары через таможенную границу, оно сразу облагается положенным налогом.

Актуальность темы обуславливается растущей проблемой исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, сложностью определения налоговой базы, наличием спорных моментов законодательства и частыми изменениями в действующем законодательстве.

Добавленная стоимость служит мерилом межгосударственного сравнения темпов и уровней макроэкономического развития, структуры общественного производства, он также позволяет углубить экономическое сравнение на макроуровне, рассматривать хозяйственно-экономические процессы через призму концепции сферы производства валового продукта государства, охватывающего как материальное производство, так и область нематериальных услуг.

Читайте также  Если угоняют кредитную машину

НДС является формой изъятия в бюджет некоторой части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров (услуг) [6].

Экономическая сущность и основное отличие от других видов налогообложения, добавленной стоимости заключается в том, что она устанавливается суммой реализации товарной продукции (работ, услуг) без учета валового оборота. Валовая продукция выражается в денежной форме и охватывает как вновь созданную стоимость, так и перенесенную. В случае, если бы добавленная стоимость была и перенесенной (т.е. имел бы место повторный счет), это бы неминуемо сказалось на типе налогообложения, т.е. имело бы место двойное налогообложение.

НДС – относительно новый для России вид налога, но в то же время он занимает существенное место в Налоговой системе нашей страны. Как уже говорилось выше, НДС относится к числу косвенных налогов, поскольку он включается в цену товаров и услуг, а значит переносится на конечного потребителя. Для более четкого понимания того, в чем заключается сложность администрирования НДС для плательщика, надо разобрать основные элементы этого налога.

Объектами налогообложения НДС являются:

– реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС:

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

– передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;

– ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

Не облагаются НДС товары и услуги, такие как: реализация некоторых медицинских товаров и услуг, услуги по уходу за больными и детьми, реализация предметов религиозного назначения, услуги по перевозке пассажиров, образовательные услуги и т.д. Кроме того, это услуги на рынке ценных бумаг, банковские операции, услуги страховщиков, адвокатские услуги, реализация жилых домов и помещений, коммунальные услуги.

Налоговая ставка НДС может быть равна 0, 10 и 18 %. По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта, трубопроводный транспорт нефти и газа, передача электроэнергии, перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10 %-ной ставке – некоторые продовольственные товары, большинство товаров для детей, лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых, племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18 процентов [2].

Налоговая база по НДС в общем случае равна стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, с учетом акцизов для подакцизных товаров.

Налоговым периодом, то есть тем периодом времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате по НДС, является квартал.

Освобождаются от уплаты налога налогоплательщики, работающие на специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (кроме случаев, когда они ввозят товар на территорию РФ) и участники проекта «Сколково».

Сумма НДС, как и большинство других установленных российским налоговым законодательством налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно, исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учетом установленных льгот, рассрочек и отсрочек. Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом указанная сумма определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ и (или) услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налогом периоде.

Кроме общепринятых реквизитов, в счете-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены данные, необходимые для исчисления и уплаты налога. К их числу относятся суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав за все количество поставляемых или отгруженных по счету-фактуре товаров, работ, услуг и имущественных прав с НДС. При реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, операции по которым освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры. Но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога. Любой налогоплательщик, реализуя свою продукцию и выделяя в расчетных документах НДС, одновременно с этим является покупателем сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, которые ему необходимы для производства своей продукции. Естественно, что в получаемых им
от продавца расчетных документах также выделяются НДС сверх цены на эти сырье, материалы и т.д. Налоговое законодательство предусматривает, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им для производственных целей, сырья, материалов, топлива, энергии и других товаров, работ и (или) услуг, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а должны учитываться отдельно. Такой же порядок установлен в части суммы налога, фактически уплаченных налогоплательщиком при ввозе сырья и тому подобного на территорию России. Одновременно с этим российское налоговое законодательство предусмотрело и отдельные случаи, когда предъявленные налогоплательщику или уплаченные им суммы НДС включаются в затраты налогоплательщика на производство и реализацию продукции. Это имеет место в случае использования приобретенных или оплаченных товаров, работ и (или) услуг при производстве или реализации товаров, работ и (или) услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, т.е. освобождаются от налогообложения. [7].

Механизм исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяемый в РФ, позволяет, с одной стороны, избежать дополнительных учетных процедур и затрат, связанных с определением созданной на предприятии добавленной стоимости, с другой – обеспечивает налогоплательщику источник уплаты данного налога, так как дает возможность переложить уплаченный в бюджет НДС на конечного потребителя. В случае превышения в каком-либо налоговом периоде величины налоговых вычетов над суммой исчисленного по облагаемым операциям и восстановленного НДС возникающая при этом отрицательная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику из бюджета.

В таблице приведена динамика поступлений рассматриваемых налогов в бюджетную систему и соответствующих налоговых баз за последние десять лет.

Поступление в бюджет основных видов налогов, % ВВП [8]

Механизм исчисления ндс

НДС: особенности исчисления и уплаты. Особенности исчисления НДС налоговыми агентами

Из пункта 1 ст.45 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абз. 3 п.2 ст.45 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами установлены ст.161 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами в четырех случаях, при которых они:

— арендуют федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество;

— приобретают на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

— реализуют на территории Российской Федерации конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;

— при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, осуществляют предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Прежде чем принять к вычету НДС, налоговый агент обязан его начислить и уплатить.

Если организация арендует имущество…

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п.3 ст.161 НК РФ).

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками в соответствии с главой 21 НК РФ, сохраняют обязанности налогового агента. Эти обязанности возложены, например, на тех налогоплательщиков, которые уплачивают единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, а также на налогоплательщиков, освобожденных от НДС в соответствии со ст.145 НК РФ.

Сроки уплаты в бюджет НДС, удержанного налоговыми агентами

Рассмотрим ситуацию: организация арендует у муниципалитета помещение, следовательно, она является налоговым агентом и обязана удержать НДС из суммы выплат за аренду муниципального имущества. Когда удержанный НДС следует перечислять в бюджет: в момент выплаты арендной платы или не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были произведены выплаты по аренде муниципального имущества (т.е. применять обычный порядок уплаты НДС)?

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (п.1 ст.174 НК РФ).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц либо квартал (пункты 1 и 2 ст.163 НК РФ).

Обязанность перечислять НДС в бюджет одновременно с выплатой дохода установлена только для одного случая. В пункте 4 ст.174 НК РФ говорится: при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

На основании вышеизложенного налоговый агент — арендатор федерального или муниципального имущества имеет право уплачивать НДС в бюджет по окончании налогового периода в общеустановленные сроки, а не при каждой выплате арендной платы, так как такого требования глава 21 НК РФ для данной категории налоговых агентов не содержит.

Счета-фактуры налоговый агент должен составлять сам

Статьей 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры.

Порядок выставления счетов-фактур налоговыми агентами при аренде государственного (муниципального) имущества имеет следующие особенности.

Читайте также  Миграционная карта кипра образец заполнения

Налоговый агент, уплачивая арендную плату арендодателю, одновременно удерживает для перечисления в бюджет сумму НДС, включаемую в состав арендной платы. При этом налоговый агент составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». Счет-фактура подписывается уполномоченными должностными лицами организации-арендатора.

Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы. В книге покупок счет-фактура регистрируется только после перечисления в бюджет НДС и только в части налога, который в соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета.

Таким образом, при возникновении у налогоплательщика, признаваемого налоговым агентом, права на налоговый вычет сумм налога, удержанных из сумм, выплаченных продавцу, данный счет-фактура регистрируется в книге покупок в том периоде, когда возникло право на вычет.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса РФ.

Правда, Конституционный Суд РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О по поводу арендаторов государственного и муниципального имущества указал, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.

Таким образом, налоговые агенты, которым налоговые органы отказали в принятии к вычету НДС, удержанного из арендной платы на основании отсутствия счетов-фактур, могут воспользоваться данным Определением и восстановить свои нарушенные права.

О праве на вычет

В силу п.3 ст.171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги по аренде и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он имеет право на вычет уплаченных сумм.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.

Положения о вычетах применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика (п.3 ст.171 НК РФ). Требование оплаты сохраняется и в 2007 году.

Следует отметить, что требование уплаты налога, по мнению налоговых органов, означает в данном случае фактическое перечисление в бюджет денежных средств, а не отражение задолженности перед бюджетом в налоговой декларации.

Рассмотренный порядок принятия к вычету НДС при аренде государственного и муниципального имущества не касается организаций, которые НДС не уплачивают (применяют упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по ст.145 НК РФ). Являясь налоговыми агентами, принять к вычету уплаченный налог они не смогут.

Если организация занимается видами деятельности, как переведенными на ЕНВД, так и находящимися на общей системе налогообложения, она вправе возместить часть входного налога. Сумма возмещаемого налога должна быть рассчитана пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) по деятельности, облагаемой НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за налоговый период (п.4 ст.170 НК РФ).

Порядок исчисления и учета налога

Руководствуясь п.3 ст.161 НК РФ, налоговый агент должен удержать НДС из доходов арендодателя и перечислить его в бюджет. Этот налог он при соблюдении установленных законодательством условий может принять к вычету.

Как рассчитать сумму налога?

Сумма налога должна быть предусмотрена в договоре по аренде. Налоговая база в этом случае определяется как выручка арендодателя с учетом НДС. Для того чтобы определить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет, нужно сумму арендной платы, включая НДС, умножить на ставку налога 18/118% (п.4 ст.164 НК РФ).

Налог уплачен по окончании налогового периода.

Организация с января 2007 года арендует помещение, находящееся в муниципальной собственности. В договоре указано, что сумма арендной платы с учетом НДС составляет 23 600 руб. в месяц. Сумма НДС перечисляется в бюджет по окончании налогового периода.

Арендованное помещение в оценке, указанной в договоре, поставлено на забалансовый учет по дебету счета 001.

В январе, феврале и марте делаются следующие проводки.

Дебет 26 — Кредит 76 — 20 000 руб. — начислена арендная плата за месяц;

Дебет 19 — Кредит 76 — 3600 руб. (24 000 руб. х 18/118%) — начислен НДС с арендной платы;

Дебет 76 — Кредит 68 — 3600 руб. — начислен НДС к уплате

Дебет 76 — Кредит 51 — 20 000 руб. — перечислена арендная плата за месяц.

НДС: нововведения 2021 года

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Читайте также  Написать ответ экономический смысл опе

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе (Ж. Кулькебаева, руководитель Управления администрирования косвенных налогов в рамках Таможенного союза НД по Карагандинской области)

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе

Ж. Кулькебаева,

руководитель Управления администрирования

косвенных налогов в рамках Таможенного союза

НД по Карагандинской области

В 2013 году объем импорта на территорию Карагандинской области с территории государств — членов Таможенного союза составил 140 млрд. 635,8 млн. тенге. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предоставили 2 212 налогоплательщиков.

При импорте товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, в т.ч. по договорам (контрактам) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено налоговым законодательством.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, и (или) иной платежный документ, предусмотренный банковским законодательством Республики Казахстан, подтверждающий исполнение налогового обязательства по уплате косвенных налогов по импортированным товарам;

3) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию Республики Казахстан;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории государства — члена Таможенного союза. Документы могут быть представлены в копиях, заверенных подписями руководителя и главного бухгалтера (при его наличии) либо иных лиц, уполномоченных на то по решению налогоплательщика, а также печатью налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан.

Налог на добавленную стоимость по импортированным товарам уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Сумма косвенных налогов, исчисленная к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, должна соответствовать сумме косвенных налогов, исчисленной в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляются налогоплательщиками на бумажном носителе и в электронном виде.

Налоговым периодом для исчисления и уплаты косвенных налогов при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов Таможенного союза является календарный месяц, в котором приняты на учет такие импортированные товары.

Декларация по косвенным налогам по импортированным товарам считается не представленной в налоговые органы в случаях, указанных в п. 5 ст. 584 Налогового кодекса, а также в случае непредставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В целях обеспечения полноты и своевременности поступления косвенных налогов при импорте товаров, от налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в рамках Таможенного союза, Налоговым департаментом по Карагандинской области совместно с Карагандинской транспортной прокуратурой, Пограничной службой КНБ РК, Транспортной инспекцией «Сарыарка», Управлением дорожной полиции, АО «Багажные перевозки», КФ «Национальный центр экспертизы и сертификации», ТОО «Караганда-Карго» проводятся мероприятия по выявлению налогоплательщиков, осуществляющих импорт товаров из стран — членов Таможенного союза и не представивших декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.

На сегодняшний день в результате работы, проведенной в данном направлении, достигнуты определенные результаты в виде дополнительных поступлений в бюджет сумм налогов и платежей.

Так, в результате проведенных работ обеспечено поступление дополнительных резервов в бюджет в сумме 43,5 млн. тенге.

Работа в данном направлении продолжается.

За неуплату косвенных налогов (НДС и акцизы), в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РК, предусмотрена административная ответственность:

Статья КоАП РК

Административное взыскание

ст. 218-1, ч. 1 Неуплата косвенных налогов в течение 30 календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан

влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере 10, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 20, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 250 МРП.

ст. 218-1, ч. 2 Неуплата косвенных налогов по истечении 30 календарных дней после срока уплаты, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан

влечет штраф на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов — в размере 20, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 50% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 250 МРП.

За непредставление налоговой отчетности предусмотрена административная ответственность:

Статья КоАП РК

Административное взыскание

ст. 206, ч. 1 Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан

влечет предупреждение на физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, юридических лиц.

ст. 206, ч. 1-1 Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, за исключением деяния, указанного в части третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания

влечет штраф на физических лиц в размере 15, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов — в размере 30, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 45, юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 70 МРП.