Ограничение скорости жилая зона

Все о знаке 5.21 — Правила передвижения и стоянки в жилой зоне

Понятие «жилая зона» четко раскрывается в 17 разделе ПДД. За несоблюдение правил предусматриваются серьезные штрафные санкции, вплоть до изъятия прав на год. Так что каждый водитель обязан уделять особое внимание их изучению.

Определение понятия «Жилая зона»?

Жилая зона – это обустроенная специальным образом территория, на которой действуют особые правила. Въезд в жилую зону и выезд из нее обозначается соответствующими знаками 5.21 и 5.22.

Из самого определения понятно, что эта территория располагается в спальных районах, в зонах, где присутствуют многоэтажные и частные дома. Автомобиль должен осуществлять движение в жилых зонах по особым правилам.

Дворовая территория предполагает некоторые ограничения, которые касаются:

  1. Скорости движения ТС;
  2. Правил остановки;
  3. Правил въезда и выезда.

Важно подчеркнуть, что эти требования являются действительными лишь для дворовых и придомовых территорий. Сложность в том, что в ГК России не расшифровываются данные понятия. Так что водителям стоит ориентироваться только на знаки. Если они отсутствуют, то обычно имеется знак, ограничивающий скорость.

Важно и то, что автомобили ДПС не так часто заезжают на дворовые территории. Водители это знают и располагают свои автомобили на газонах и детских площадках.

Правила передвижения и остановки при наличии знака 5.21

Этот знак предполагает соблюдение ряда правил:

  1. Скоростное ограничение до 20 км/ч;
  2. Предоставление преимущества пешеходам. Водитель должен их пропускать. Пешеходы же в свою очередь обязуются намеренно не загораживаться проезжую часть и не создавать на ней помехи;
  3. Дворовые территории не предусматриваются для сквозного проезда, запрещается использовать их для уменьшения длины маршрута. Подобным образом решаются поступить многие водители. Зачастую они не соблюдают скоростной режим;
  4. Дворовая территория не создана для маневрирования.

Если водителю все же нужно проехать дворами, то подобное действие не будет признано сквозным проездом в том случае, если автомобилист выполнит остановку на время менее пяти минут.

На жилых территориях помимо всего прочего запрещается:

  1. Учебная езда;
  2. Стоянка с включенным двигателем;
  3. Стоянка для ТС категории «С».

Если жильцам дома требуется перевозка вещей, то грузовое авто не должно располагаться дольше пяти минут в зоне дворовой территории. Это требование не относится к грузовым авто, имеющим табличку, а также к автомобилям коммунальных служб.

Выезд из жилой зоны должен осуществляться так же, как и выезд с других территорий.

Водителю при этом стоит соблюдать некоторые требования:

  1. Предоставлять приоритет другим автомобилям, которые едут по основной дороге, пешеходам и т.д.;
  2. При выезде запрещено переезжать сплошную линию, если такая есть. Осуществлять поворот можно только вправо.

Стоянка на детской площадке и газоне является распространенным нарушением. Оставлять свое ТС можно лишь в предусмотренных для этого местах.

Наказания за нарушения в жилой зоне

Если водитель нарушил правило, относящееся к проезду и остановке в данной зоне, ему могут быть выписаны следующие штрафы:

  1. 1,5 или 3 тыс. руб. для Москвы и Санкт-Петербурга — за нарушение правил въезда и выезда, сквозной проезд, отказ уступить дорогу пешеходам, стоянку с включенным двигателем;
  2. Для конкретного региона за стоянку на газоне, игровой площадке действует свой размер штрафов.

Особым образом наказывается несоблюдение скоростного режима. Здесь работают такие же правила, как и на общих дорогах. За превышение скорости на 20-60 км/ч придется уплатить штраф. Если скорость превышена на более, чем 80 км/ч, в этом случае водителя могут лишить прав.

Пешеходы имеют преимущество

Если перед вами появился знак жилая зона ПДД, то он требуют поменять свое поведение за рулем. Прежде всего, стоит забыть обо всех преимуществах, которые вы имели ранее.

Согласно закону, в зоне, где действует знак 5.21, ни один автомобиль не должен создавать помех для пешеходов, у которых действительно есть право на перемещение по проезжей части.

Если водитель увидел обозначение жилая зона ПДД в этом случае требуют уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Последние тоже не должны создавать специально помех для проезда транспорта, в противном случае это будет расценено как серьезное нарушение.

Уяснив, что представляет собой жилая зона, стоит выяснить, какие ограничения накладываются на режим передвижения транспорта в ней. Въезжать в жилую зону водителю необходимо только при необходимости. Так можно не только избежать наказания в виде штрафа, но и облегчить движение пешеходам и снизить риски для людей, проживающих на данной территории.

Если же вы увидели знакомый дорожный знак и поняли, что осуществили въезд в жилую зону, вам необходимо понимать, что вы обязаны уступить дорогу всем. Важно соблюдать режим скорости 20 км/ч и парковаться только в предусмотренных для этого местах.

Видео о действиях знака 5.21

Как следует вести себя водителю за знаком «Жилая зона»?

На отечественных дорожных просторах нечасто можно встретить знак «Жилая зона», имеющий нумерацию в Правилах 5.21, поэтому многие водители просто забывают о его назначении и ограничениях, накладываемых им на режим движения транспорта. Однако в последнее время увеличение количества автомобилей привело к созданию значительных помех нормальной жизнедеятельности людей, поэтому подобные предупреждающие символы стали встречаться всё чаще. Что же необходимо делать при виде подобного знака, и на какую территорию распространяется его действие?

Дворы — тоже жилое пространство

Под жилой зоной автомобилисты должны подразумевать пространство между знаками 5.21 и 5.22, который обозначает её окончание. На этой территории действуют все ограничения, предписанные Правилами, а также сохраняются изменения в преимуществах участников дорожного движения. Однако в действующих нормах существует и указание насчёт распространения статуса жилой зоны и на дворовые территории, которые не обязаны оснащаться соответствующими знаками.

Тем не менее понятие дворовой территории не имеет соответствующего определения и описания — поэтому с ним стоит разобраться подробнее. Согласно разъяснениям сотрудников ГИБДД, таковой является пространство, прилегающее к строениям, не оснащённое отдельным тротуаром. Вместе с тем не на всей части дворовой территории может действовать ограничение — если в её пределах установлен знак жилой зоны и окончания, они касаются только указанного промежутка. Поэтому, хотя жилая зона и дворовая территория имеют сходные свойства, они не равнозначны и могут иметь непересекающиеся части.

Все преимущества — пешеходам

Если перед вами находится знак «Жилая зона», ПДД предписывают полностью изменить своё поведение за рулём автомобиля — в частности, требуется забыть о существовавших ранее преимуществах. Согласно законодательным нормам, во дворах и в зоне действия знака 5.21 ни один участник движения не должен создавать помех пешеходам, которые имеют право перемещаться по всей ширине проезжей части. Автомобили также должны уступать велосипедам, которые в жилой зоне находятся по статусу всего на одну ступеньку ниже пешеходов. Однако последним не стоит создавать намеренных помех — например, курить, стоя на дороге, либо специально преграждать путь транспорту. Это будет расценено как грубое правонарушение — в особенности при образовании препятствия для проезда автомобиля специальных служб.

На участке, где установлен знак «Жилая зона», скорость ограничивается уровнем 20 км/ч без исключений. Система штрафов, варьирующихся в зависимости от разницы между фактической скоростью перемещения и разрешённой, здесь продолжает действовать. Соответственно, при минимальном превышении допустимых динамических параметров в жилой зоне вам придётся расстаться с суммой 500–1500 рублей. Проезд сквозь зону действия знака либо через двор на скорости 80 км/ч грозит более серьёзными административными наказаниями, включая лишение права управлять транспортом на срок до 12 месяцев.

Читайте также  Кронштадт переоформить земельный участок по наследству

Проезд через выделенный участок

Одним из ограничений, которые накладывает дорожный знак «Жилая зона», является запрет на проезд сквозь указанную территорию без остановки. Однако сохранить свою правоту достаточно просто — необходимо только полностью прекратить движение на 10–30 секунд, чтобы очистить свою совесть перед инспекторами ГИБДД. Кроме того, маневрирование, включающее совершение разворотов любых типов в жилой зоне разрешается исключительно в случае крайней необходимости, например, при попадании в тупик.

Среди того, что запрещает знак «Жилая зона», необходимо отметить и свободный выезд на дорогу, обладающую обычным статусом. Водитель в подобном случае обязан предоставить преимущество любому участнику движения, будь то пешеход, велосипедист или человек, управляющий мотоциклом. Направление при этом не имеет значения — важно лишь то, что вы не должны создавать помех ни для кого и не формировать аварийных ситуаций.

Если внимательно изучить правила, которыми руководствуется водитель, въезжающий под знак «Жилая зона», ограничения также касаются и учебной езды. Проводить занятия стоит в иных местах, являющихся дорогами без подобного статуса, а также не относящихся к магистральным транспортным путям. Действие знака относится и к специальному транспорту, принадлежащему автомобильным школам. Когда необходимо осуществить проезд сквозь подобный участок, инструктору стоит самостоятельно принять на себя управление машиной и вновь отправить на водительское место ученика только после выезда из жилой зоны либо дворовой территории.

Правила размещения транспорта

Следует внимательно следить за тем, куда вы ставите свой автомобиль в жилой зоне либо во дворе. Постановка машины на газон, клумбу, детскую площадку, а также иные участки, содержащие зелёные насаждения, либо предназначенные для обеспечения комфортабельности условий проживания, повлечёт за собой получение штрафа размером до 5000 рублей для физических лиц и до 100 тыс. при пребывании автомобиля в собственности юридического лица. Кроме того, жилая зона запрещает выполнять стоянку с работающим мотором. Напомним, таковой считается отсутствие перемещения транспортного средства в течение 5 минут. Если в сильный мороз вы станете прогревать двигатель и потратите на эту процедуру свыше отведённого законом времени, то можете стать обладателем штрафа до 3500 рублей.

Не разрешается оставлять на время свыше 5 минут и грузовые автомобили, относящиеся к категории «C» — даже при условии заглушенного мотора. Существует единственное исключение — оно относится к специальным стоянкам, обладающим соответствующей разметкой и оборудованной знаками. Однако зона действия знака «Жилая зона» никак не ограничивает въезд грузовиков и автобусов в её территорию. Правда, если вы хотите разгрузить подобный транспорт, перевозя вещи из иного места жительства либо получая доставку товара в магазин, вам придётся сделать это за 5 минут.

Основные рекомендации

Ознакомившись с тем, как выглядит знак «Жилая зона», что означает этот символ, какие ограничения он накладывает на режим движения транспорта, вы должны понимать, что водителю стоит избегать зоны его действия и въезжать на неё только при существовании реальной необходимости. Этим вы не только избавите себя от риска получения существенного штрафа, но также значительно облегчите передвижение пешеходов и снизите риски для проживающих на данной территории людей, включая и несовершеннолетних. Если же вам пришлось попасть на автомобиле в жилую зону, помните о том, что вы должны уступать дорогу абсолютно всем, а также никуда не торопиться, соблюдая скоростной режим 20 км/ч и парковаться исключительно в специально созданных для этой цели местах.

Как ограничить скорость машин на дороге?

Я живу в поселке. По нашей дороге можно попасть на главную трассу — машины ездят и день и ночь. Они нам очень надоели, но понимаю, что ничего невозможно изменить.

Хотела бы узнать, можно ли сделать так, чтобы они хотя бы скорость сбрасывали, когда едут по нашей дороге?

В вашем случае есть несколько способов решить проблему: можно добиться установки дорожных знаков и неровностей на проезжей части.

Многие граждане пытаются самостоятельно установить знаки и «лежачих полицейских», но я так поступать не советую: это может привести к штрафу. Расскажу, как все сделать по закону.

Что говорит закон

Поселок с точки зрения закона — это населенный пункт. В них транспортные средства могут двигаться со скоростью не более 60 км/ч. Это максимальная разрешенная скорость, превышать которую водитель не может: медленнее ехать можно, быстрее нет.

Если бы речь шла о движении автомобилей во дворе, жилой или велосипедной зоне населенного пункта, то действовало бы ограничение скорости в 20 км/ч. Но раз вы пишете о дороге через населенный пункт, то это не ваш случай.

Ограничить скорость движения автомобилей ниже 60 км/ч в вашей ситуации можно знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Он запрещает двигаться со скоростью, которая превышает указанную на знаке. Наличие такого знака — достаточное основание, чтобы водители сбрасывали скорость.

Есть и другие способы снизить скорость на дороге. Например, создать на проезжей части искусственную неровность — «лежачий полицейский». Водители видят ее и сбрасывают скорость до минимальной. Обозначают такую неровность знаком 1.17, но просто так установить его на дороге нельзя — только в сочетании с другими знаками, среди которых:

  • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»;
  • 5.21 «Жилая зона»;
  • 2.5 «Движение без остановки запрещено»;
  • 1.23 «Дети» и другие.

Если таких на вашей дороге нет, знак 1.17 можно использовать только со знаком, который ограничивает скорость. То есть знак 3.24 в любом случае придется установить.

Еще иногда советуют поставить муляж камеры или повесить табличку, что ведется видеонаблюдение.

Но это не сработает: муляжи камер водители на большой скорости могут просто не заметить, а табличку «Фото- и видеофиксация» недавно отменили — вместо нее теперь знак, который в населенных пунктах устанавливают отдельно и только на въезде.

Можно ли установить знак ограничения скорости самостоятельно

Теоретически любой дорожный знак можно изготовить самостоятельно. Многие так и делают: лист металла, немного краски, рисунок из интернета для образца — и знак готов. Некоторые закупают готовые знаки в специализированных организациях — они настоящие, соответствуют требованиям госта и ничем не отличаются от любых других.

За покупку или самостоятельное изготовление дорожного знака не предусмотрена ответственность. Но самовольную установку дорожных знаков закон трактует как умышленное создание помехи в дорожном движении. За такое грозит штраф от 5000 до 10 000 Р .

Курс о больших делах

Как установить дорожный знак по закону

Установкой, содержанием, ремонтом и заменой дорожных знаков занимаются власти. Если речь о дороге федерального значения, то все это обязанность органов государственной власти РФ. Но в вашем случае, раз дорога проходит через населенный пункт, то, скорее всего, она находится в ведении местной поселковой администрации. А значит, им и определять, нужно ли ограничивать скорость на каком-то участке дороги.

Я рекомендую направить письменное обращение в поселковую администрацию. Укажите, что поток машин большой и мешает гражданам спокойно отдыхать. Если вы еще заявите, что сплошной поток машин, движущихся на высокой скорости, создает опасность для жизни и здоровья жителей поселка, то вероятность удовлетворения вашей просьбы будет выше.

У любой медали две стороны. Может получиться так, что если вы добьетесь установки знака и снижения скорости машин, то их количество из-за этого не уменьшится, а вы будете наблюдать на дороге регулярные пробки. Какой из вариантов лучше, решать только вам в зависимости от конкретной ситуации.

Читайте также  Беременная ук рф ст 264 1

Что в итоге

Чтобы добиться снижения скорости автомобилей на дороге, можно установить соответствующий дорожный знак или искусственную неровность на дороге.

Самостоятельно устанавливать знак или искусственную неровность не стоит: за такое могут оштрафовать.

Установка дорожных знаков — одна из обязанностей местных властей. Вы можете просить у администрации, чтобы знаки поставили. Но не факт, что это улучшит ситуацию: вместо потока машин на дороге могут появиться пробки.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Сделать дорогу узкой или шикану добавить. В общем вам к Варламову.

По причине близкой дороги не купили очень классный дом. Но пока мы его смотрели я понял, что лежачие, это зло. Грузовики на них гремят адски

Понимаю боль героя статьи, но национальная традиция строить поселки по обе стороны шоссе бесит меня и как пешехода, и как водителя.

Johnny, да, ведь только в России транзитные дороги проходят через населенные пункты, а во всем остальном мире такого быть не может.

Alexey, не только, конечно. Но у нас это широко распространено, и это плохо. Поездив по стране, вижу, что и новая застройка тоже часто возводится по обе стороны от шоссе.

Пишите жалобу в Гибдд, они должны рассмотреть способы решения проблемы: установки знака и камеры или установка неровности.

Зависит конечно от типа транспорта и потока, но прямая связь между шумом и высокой скоростью есть отнюдь не всегда (прямоточный глушитель будет «радовать» окружающих на любых скоростях). А на лежачем камазы и фуры будут так греметь, что проклянёте все.

Раньше жида в квартире, за окном которой было шоссе и оно достаточно равно так шумело, даже убаюкивало. А потом там установили лежачего и квартиру пришлось менять. Так как это бесконечное тыдыщ-тыдыщ грузовиков днём и ночью.

Сергей, и к кому по вашему должны быть адресованы требования по исполнению СНиП и СанПиН? К проезжающим водителям? К сожалению, Роспотребнадзор не сможет их оштрафовать.

И я честно говоря, не совсем понимаю при чем здесь СНиП — это строительные нормы и правила

Дмитрий, СНиП и СанПиН содержат нормы по шуму, которые обязана соблюдать местная администрация и балансодержатель дороги. Предварительное обращение в Роспотребнадзор нужно, чтобы произвести экспертизу уровня шумового загрязнения и аргументированно потребовать от администрации и балансодержателя дороги исполнения санитарных норм. Пусть сами решают, ограничивать скорость или устанавливать акустические экраны.

Сергей, СНиП — это строительные нормы и правила. К содержанию дорог они не имеют никакого отношения. Их применяют при строительстве.

И вопрос был о том, как снизить скорость на дороге. Если вы перечитаете вопрос — про шум там нет ни слова. Автору вопроса дискомфорт создает сам факт движения машин через населенный пункт.

Установка шумозащитных экранов на скорость движения машин никак не повлияет.

Лют, да, такие нормы есть.
Их регулирует ГОСТ Р 52605-2006 — https://docs.cntd.ru/document/1200048469

Искусственные неровности, которые называют «лежачими полицейскими», ГОСТ разрешает устанавливать за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

А еще их допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:

— в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;

— перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона»

— перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;

— по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга.

В вашем случае перед каждым подъездом их установить не получится, но на въезде во двор — это вполне реально.

Ограничение скорости жилая зона

местные водители — как правило, знают дороги наизусть, и довольно часто движутся по ним с нарушением ПДД — превышение скорости, обгон через сплошную, разворот через двойную, проезд на красный свет и т.п. Очень рекомендую не следовать их примеру. Соблюдать правила дорожного движения на Крите чрезвычайно полезно для сохранения вашего здоровья и благосостояния.

знаки. В основном установлены уже современные знаки европейского размера, однако кое-где встречаются старые, маленькие, плохо различимые, но действующие. Будьте внимательны. Многие знаки имеют повреждения, отверстия — расстреляны бравыми критянами, такая вот странная традиция (клик на знаке «Арадена» ниже справа откроет расстрелянный знак во всей красе)

светофоры. Небольшого размера, в основном не имеют дублера на противоположной стороне перекрестка, поэтому, если стоите близко, не видно переключения с красного на зеленый. Вам тут же начнут сигналить стоящие за вами в очереди машины — не пугайтесь, проверьте — зеленый ли, потом трогайтесь. Прежде чем выезжать на перекресток на зеленый свет, убедитесь, что поперечный поток уже перестал ехать на красный. Это не шутка.

указатели направления движения к населенным пунктам. Либо сразу на греческом и английском, либо сначала на греческом (например, Μπαλί), метров через 100-200 — на английском (Bali), особенно это характерно для Новой нацдороги.

Однако : согласно ПДД, движение по обочине запрещено. Полиция на это внимания не обращает, а вот страховая компания обратит (если захочет) — если ваш автомобиль попал в аварию, двигаясь по обочине (столкнулся с припаркованным авто, с камнем от камнепада), то формально это результат умышленной или невынужденной небрежности (negligence) и страховка это не покрывает — не страховой случай. Если страховая компания «упрется» — платить придется очень много (см. «Виды страхования»). Но это в теории — по обочине на Крите ездят все.

— разворот и поворот налево в разрешенных местах. Опасны тем, что по встречной полосе, но в попутном вам направлении движется на обгон вашего авто другой автомобиль, не обращая внимания на включенный левый поворотный сигнал вашего автомобиля. Т.е. вы включаете левый поворотник, встаете к месту поворота/разворота, пропускаете встречный поток, начинаете поворот или разворот налево — и получаете удар в левую часть Вашего авто от этого попутного автомобиля. Вина будет ваша, если разделительная полоса до места разворота/поворота была прерывистая (обгон по встречной разрешен), или не ваша, если полоса была до места маневра сплошная (обгон по встречной запрещен). Как избежать: проверяйте перед маневром отсутствие не только встречных, но и попутных машин.

с полицией никогда не спорьте и всегда платите штрафы. Штрафы необычно высокие — до 700 евро за проезд на красный, например. Вот тут почитайте. Однако, по словам «попавших» на штрафы, они выписываются не на максимальный размер, а поменьше, иногда существенно меньше. Полиция любит прятаться под мостами и в конце длинных участков — ловят превышателей скорости и пересекателей сплошной разделительной. Радары — лазерные. Детекторы радаров запрещены. Кроме того, на Национальной дороге есть машины скрытого патрулирования, без полицейской раскраски. Штрафы оплачиваются на почте, которая не работает в субботу и воскресенье. Штраф за неправильную парковку может быть выписан муниципалитетом, а не полицией. Мне сказали, что оплачивать его надо в этом же муниципалитете.

Читайте также  Различает ли потребитель адвоката и юриста

заправки. Нет смысла пытаться заправить машину самостоятельно — самообслуживания на критских заправках я не видел. Заправляют обычно на сумму денег (на 20 евро, например), а не на литры — чтобы со сдачей не заморачиваться. Деньги смело отдайте заправщику. Если нужна квитанция (зачем она Вам?), скажите, Вам ее принесут.

платные парковки. Есть в крупных населенных пунктах или в туристических точках (например, парковка у спуска к пляжу Превели) . Устроены обычным образом — или шлагбаум и талон на въезде после нажатия кнопки — оплата на выезде, или паркомат — набрал время — оплатил — квитанцию под дворник, или живой грек, принимающий деньги и выдающий талончик и, иногда, садящийся за руль Вашего авто для постановки на парковку. Соответствующий дорожный знак про платную парковку, как правило, стоит. В общем, нет ничего сложного в парковке за деньги, даже если не знаете греческого или английского.

ПДД для жилой зоны и дворовой территории

Что такое «жилая зона» (далее — ЖЗ)? ПДД не определяет понятия жилой зоны в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

Требования ПДД, предъявляемые к движению в жилой зоне

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой зоне – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что жилая зона – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

Что запрещено в жилой зоне по правилам?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В жилой зоне категорически запрещается осуществлять сквозное движение.

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения — это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ категорически запрещена учебная езда.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. По ПДД в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств с заведенным двигателем.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. По правилам в ЖЗ запрещается стоянка транспортных средств с разрешенным максимальным весом более 3500 кг вне мест, обозначенных знаками и/или разметкой.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

  • с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
  • с другой, — ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

Принципы приоритета при выезде из ЖЗ

Всегда, выезжая из жилой зоны, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

Является ли жилая зона прилегающей территорией?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1. Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2. Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3. Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

Жилая зона и дворовая территория

А как быть с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  • сквозное движение;
  • стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  • учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

Административная ответственность за нарушение ПДД в ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.