Отмена или признание утратившим силу правового акта

Нормативно-правовые и индивидуальные акты: отмена по-разному, — Олег Никитин, адвокат ID Legal Group

Мы уже неоднократно освещали новые и неординарные подходы в судебной практике при использовании законодательства при разрешении споров субъектов хозяйствования с органами государственной власти.

В сегодняшней публикации расскажем о последствиях принятия судебных решений об обжаловании нормативно-правовых и индивидуальных актов плательщиками.

Законодательное определение термина «нормативно-правовой акт» (далее — НПА) и «индивидуальный акт» (далее — инд. акт) содержится в нормах КАС Украины.

НПА рассматривается как акт управления (решения) субъекта властных полномочий, предусматривающий установление, изменение, прекращение (отмену) общих правил регулирования однотипных правоотношений, рассчитанный на длительное и многократное использование. Зато инд.акт — акт (решение) субъекта властных полномочий, выданный для выполнения им властных управленческих функций или предоставления админуслуг, касающийся исключительно в отношении прав или интересов определенных в этом акте лица или лиц, и действие такого акта прекращается его исполнением и он имеет определенный (исчерпывающий) срок его использования.

Если обратиться к нормам КАС Украины, то защита нарушенного права осуществляется по НПА способом признания их противоправными и недействительными, а относительно инд. актов путем признания их противоправными и отмене.

Основания противоправности в обоих случаях одинаковы и доводятся доказательствами, подтверждающими несоответствия актов Конституции и законам, нарушение утвержденной формы их составления и порядка их принятия.

Целесообразно обратить внимание на Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 20.05.2013 № 7 «О судебном решении по административному делу», в котором суд пришел к выводу, что признание индивидуально-правового акта противоправным хотя и является отдельным способом защиты однако является предпосылкой для применения других способов защиты — «отмена» или «признание недействительным» акта, причем, по мнению суда, эти два способа защиты не могут применяться одновременно. Отмена «применяется тогда, когда спорный акт не порождает никаких правовых последствий с момента принятия»; признание акта недействительным означает, что акт «теряет силу с момента вступления в силу соответствующего судебного решения или с другого определенного судом момента после принятия такого акта».

Как видим результаты удовлетворения требований о незаконности НПА и инд. акта будут совершенно разными.

На сегодня в Украине, на 30 году независимости отсутствует закон о нормативно-правовых актах, который бы давал четкое понимание определения термина «законодательство», соотношение между различными актами в системе права. Соответственно указанный пробел заполняется правоприменительной практикой судов по конкретным спорам.

К марту 2020 года нормативное определение процедур отмены и признания утратившим силу НПА содержались в порядке представления актов на государственную регистрацию, утвержденный приказом Минюста № 34/5 от 12.04.2005 года и зарегистрированным от 12.04.2005 под № 381 / 10661. Отличие между действиями заключалось в том, что отмена предусматривала недействительность НПА с момента принятия, а потеря в силу с момента регистрации соответствующего приказа. Соответственно указанное определение непосредственно влияло на последствия применения НПА и могло использоваться при принятии решений судами.

Однако, приказом от 26 марта 2020 года Минюст № 1207/5 порядок изложил в новой редакции и убрал определения сроков вообще из его текста.

Вместе с тем, существует и другая процедура отмены НПА предусмотренная Порядком отмены решения о государственной регистрации нормативно-правовых актов, внесенных в государственный реестр, утвержденного приказом Минюста от 31.07.2000 № 32/5, и зарегистрированного 31.07.2000 под № 458/4679 (далее — Порядок). В частности, Порядком установлено, что отмена решения о государственной регистрации применяется к НПА, которые прошли государственную регистрацию в Минюсте или его тероргане, а также зарегистрированных НПА, признанных судом противоправными: незаконными или такими, которые не соответствуют правовому акту высшей юридической силы, недействительными полностью или в отдельной его части.

Вместе с тем, одним из оснований для отмены решения о государственной регистрации НПА являетсявступление в законную силу судебного решения о признании его противоправным: незаконным или таким, которое не отвечает правовому акту высшей юридической силы и недействительным полностью или в отдельной его части.

Проанализировав позицию судов по обжалованию НПА и инд.актов, следует отметить, что независимо от того, какие были основания и причины признания их незаконности в судебном порядке, применение прекращается по-разному и такой вывод был сделан еще Верховным Судом Украины в постановлении от 08.12.2009 (дело под № 21-1573во09).

В современной судебной практике вопрос о прекращении действия НПА по судебному решению только на будущее, после вступления такого решения в законную силу подтверждено постановлением Большой Палаты Верховного Суда от 11.09.2019 (дело под № 520/12022/17).

Так для инд. акта отмена является следствием признания незаконным и невозможность применения его с момента его издания.

Для НПА признание недействительным приводит к невозможности применения только после вступления в силу судебного решения.

Возьмем для примера решение ОАС г. Киева (дело под № 826/12108/18), которым признаны противоправными и недействительными некоторые пункты Порядка приостановления регистрации налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ № 117, о которых было написано множество статей и новостных сообщений, как о победе бизнеса над фискалами.

Однако, указанное судебное решение, вступившее в законную силу 10.12.2019 не привело к признанию незаконными всех действий налоговых органов по приостановлению и решений об отказе в регистрации НН на основании критериев, утвержденных незаконным способом.

Хотим обратить внимание, что отсутствие отдельного специального закона приводит к различному пониманию участниками административных отношений и судами, способов защиты нарушенных прав, так например по делу № 520/12022/17 суды различных инстанций решение местного совета об утверждении перечня мест для парковки отнесли к НПА и к актам инд. действия.

Учитывая изложенное, формируя стратегию восстановления нарушенных прав путем обращения в административный суд, рекомендуем учитывать позицию судов и последствия принятия решений о незаконности нормативно-правовых актов и актов индивидуального действия.

Правительство Российской Федерации признало утратившими силу некоторые неактуальные нормативные правовые акты в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства

5 Августа 2020, 13:19

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения и энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» с 1 января 2021 года полностью или частично утратит силу 31 нормативно-правовой акт в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Речь идёт о документах, которые были изданы период с 2010 по 2020 год и регулируют деятельность в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе управления многоквартирными домами.

Так, с 2021 года больше не действует постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, которым утверждён стандарт раскрытия информации управляющими организациями. Документ уже фактически утратил силу, ведь управляющие организации и товарищества собственников жилья размещают информацию в ГИС ЖКХ.

Также в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1136 перечислены постановления, касающиеся энергоэффективности многоквартирных домов и вопроса установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии, деятельности саморегулируемых организаций.

В перечне утративших силу документов одиннадцать приказов Минстроя России о ведении реестра саморегулируемых организаций и разработке проектной документации на объект капитального строительства.

Отмена нормативных правовых актов, которые содержат необоснованные или уже устаревшие требования, проходит в рамках «регуляторной гильотины»: законодатели уже признали недействующими десятки нормативно-правовых актов. Это позволит снизить количество требований, предъявляемых к лицам, действующим в основных отраслях экономики, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Администрация Волгоградской области:

г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9.

E-mail технической поддержки по работе сайта: admin@riac34.ru

Официальный портал Волгоградской области 2021

Материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
(за исключением материалов, авторские права на которые принадлежат третьим лицам)

Порядок внесудебного обжалования нормативных правовых актов

Правовое управление Губернатора края

Порядок внесудебного обжалования нормативных правовых актов Правительства края

Отношения по внесудебному обжалованию нормативных правовых актов Правительства края регулируются Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), Уставом края, Законом края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» (далее – Закон края № 6-1930).

Жалобу на нормативный правовой акт Правительства края имеет право подать гражданин, объединение граждан, в том числе юридическое лицо (далее – заинтересованное лицо).

Под жалобой на нормативный правой акт Правительства края следует понимать просьбу заинтересованного лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (далее – жалоба).

Жалоба может быть подана в Правительство края, Губернатору края и (или) Президенту Российской Федерации.

Жалоба может быть направлена (подана лично) в письменной форме или направлена в форме электронного документа, а также принята при устном обращении в ходе личного приема заинтересованного лица.

В письменном обращении в обязательном порядке указывается либо наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение(Правительство края), либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края, Губернатор края, Президент Российской Федерации), а также фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заинтересованного лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагается суть жалобы, ставится личная подпись заинтересованного лица и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

В жалобе, направляемой в форме электронного документа, в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заинтересованного лица, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заинтересованное лицо вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Читайте также  Как проводят отрезку газа за неуплату

Письменная жалоба, жалоба, поступившая в форме электронного документа, рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы, первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства края (Губернатор края, Президент Российской Федерации) либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заинтересованное лицо.

Содержание устной жалобы заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия заинтересованного лица может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заинтересованного лица. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

По результатам рассмотрения жалобы Правительство края (Губернатор края, Президент Российской Федерации):

Правительство края вправе принять нормативный правовой акт Правительства края о признании утратившим силу (отмене) нормативного правового акта Правительства края, нарушающего права, свободы и законные интересы заинтересованного лица, либо о внесении изменений и (или) дополнений в такой нормативный правовой акт (статья 15 Закона края № 6-1930);

Губернатор края вправе:

Президент Российской Федерации вправе издать указ Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта Правительства края в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (при этом Президент Российской Федерации выносит предупреждение Губернатору края в случае уклонения Губернатора края в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта Правительства края от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока Губернатор края не обратился в соответствующий суд для разрешения спора; и в случае если
в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения Губернатору края указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отрешает Губернатора края от должности (статьи 29, 29.1 Федерального закона № 184-ФЗ).

Порядок внесудебного обжалования ненормативных правовых актов Правительства края

Порядок внесудебного обжалования ненормативного правового акта Правительства края зависит от того, принят ли ненормативный правовой акт Правительства края в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги или нет.

В случае если заинтересованное лицо желает подать жалобу на ненормативный правовой акт Правительства края, который принят не в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги, то порядок внесудебного обжалования ненормативного правового акта Правительства края аналогичен вышеизложенному порядок внесудебного обжалования нормативного правового акта Правительства края.

Отношения по внесудебному обжалованию ненормативного правового акта Правительства края, который принят в результате рассмотрения Правительством края запроса заинтересованного лица о предоставлении государственной услуги, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Уставом края, Законом края № 6-1930, Законом края от 07.02.2013 № 4-1039 «Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб при предоставлении государственных услуг».

Жалобу вправе подать физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители (далее — заявитель), обратившиеся в Правительство края, с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
  • отказ заявителю в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и края для предоставления государственной услуги;
  • отказ заявителю в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
  • отказ Правительства края, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги срока таких исправлений.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Правительства края, его должностного лица, решение которого обжалуется;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемом решении Правительства края, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Правительства края, его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба может быть подана в письменной форме на бумажном носителе (лично, по почте) или в электронной форме (посредством единого краевого портала, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).

Жалоба на ненормативный правовой акт Правительства подается в Правительство края.

По результатам рассмотрения жалобы Правительство края (Губернатора края) принимает одно из следующих решений:

  • отказывают в удовлетворении жалобы;
  • удовлетворяют жалобу, в том числе Правительство края вправе принять ненормативный правовой акт Правительства края о признании утратившим силу (отмене) обжалуемого ненормативного правового акта Правительства края либо о внесении изменений и (или) дополнений в такой ненормативный правовой акт.

Отмена или признание утратившим силу правового акта

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения, населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) от 08.03.2015 № 21-ФЗ, которым установлены особенности производства по отдельным категориям административных дел, в т.ч. об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в разделе IV КАС РФ.

В соответствии с положениями ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Читайте также  Обязательные документы при продаже зем участка

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;

3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 КАС РФ;

4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано (в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме).

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Требования об оспаривании нормативных правовых актов, указанных в части 2 настоящей статьи, могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности повторного нормативного правового акта, указанного в части 3 настоящей статьи, если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не действующим полностью или в части нормативный правовой акт. В случае рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в мотивировочной части решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим. В случае возражения административного ответчика против проведения процедуры упрощенного (письменного) производства судебное разбирательство проводится устно.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.

Разъяснения о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие

Разъяснения о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие

Изменение нормативно правовых актов является неотъемлемой составной частью законотворческого процесса. Система законодательства меняется постоянно, и это естественно. Это не обязательно является следствием ее несовершенства, нарушения ее создателями правил законодательной техники. Просто общественные отношения не стоят на месте, они постоянно динамично поступательно развиваются. Вместе с ними должна обновляться и система законодательства, устаревшие и потерявшие правовой характер положения которой должны заменяться на новые, соответствующие новым социальным условиям, отвечающие новым потребностям жизни и развития общества. И очень часто достаточно внести изменение в одно конкретное положение акта и он вновь приобретает правовой характер, для этого вовсе необязательно принимать новый. Именно поэтому внесение изменений в нормативно правовые акты является естественным процессом и изучения правил внесения таких изменений представляет собой неотъемлемый элемент законодательной техники. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов, утративших правовой характер или противоречащих более поздним актам более высокой юридической силы существенно снижает эффективность и регулятивные возможности законодательства. И для отечественного законодательства эта проблема весьма актуальна.
Изменение нормативного правового акта может осуществляться путём принятия другого акта (равного ему или более высокого по юридической силе), регулирующего те же общественные отношения. Принятый позже акт имеет приоритет в действии перед принятыми раньше, коллизия разрешается в его пользу. Однако такой способ обновления действующего законодательства является нежелательным. В результате таких изменений субъекты правового регулирования не имеют возможности своевременно усвоить суть изменений, получить представления о новых требованиях, предъявляемых правом к их поведению. Нарушается устойчивость законодательства. Практика внесения изменений в законодательные акты, если можно так выразиться, «автоматически», «молчаливо», лишь установлением нового правила в другом акте свидетельствует о низком уровне законодательной техники и ведет к снижению регулятивной эффективности новых предписаний. Тем более, что нередко старые в новые законы пересекаются неполно, частично, в результате чего возможны серьезные недоразумения и ошибки в правореализующей (особенно в правоприменительной) практике при определении подлежащих воплощению в жизнь норм. Это отмечают практически все правоведы, ведущие исследование в этой области. Нельзя так же признать удачной получившую распространение в отечественном законотворчестве практику (особенно часто при создании новых законов, определяющих по своему значению) отказа от внесения изменений в старые акты и внесение в новый акт общих положений о том, что впредь до приведения законодательства в соответствие с этим новым актом действующие нормативные положения сохраняют силу в части, не противоречащей этому новому закону. Применяются и другие некорректные формулировки, не способствующие четкому и точному определению того, какие законы и подзаконные акты и в какой форме продолжают действовать.
Все изменения в законодательные акты должны быть четко и ясно определены, и сделано это должно быть официально. Субъект правового регулирования должен иметь исчерпывающее представление о том, в какую статью, часть или абзац какого закона или подзаконного акта вносятся изменения или дополнения. В связи с этим представляется необходимым любые изменения в нормативные правовые акты вносить путем принятия специального акта о внесении изменений
Для внесения изменений в акты законодательства таким способом применяется специальная техника, позволяющая сохранить после изменений системность законодательства и избежать путаниц, повторений и, что, пожалуй, наиболее важно, пробелов и коллизий. Кроме того, научная разработка методологии внесения изменений в нормативные правовые акты позволяет сохранять единство законотворческого воздействия на сознание субъектов правового регулирования, сохранить преемственность между старыми (отмененными) и новыми предписаниями.
Попытаемся сформулировать и перечислить правила внесения изменений в существующие законодательные акты.
Внесением изменений считается:
— замена слов, цифр;
— исключение слов, цифр, предложений;
— исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
— новая редакция структурной единицы законодательного акта;
— дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
— дополнение структурными единицами законодательного акта;
— приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
— продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
Не следует упоминать об изменениях в закон в новом законе, посвященном непосредственному фактическому регулированию общественных отношений во вновь принятом законе можно только лишать юридической силы ранее действовавший нормативный правовой акт, внесение же изменений может повлечь за собой путаницу (тем более, что, принятие акта может повлечь изменения в актах более низкой юридической силы).
Все изменения и дополнения в нормативный правовой акт вносятся путём принятия специального изменяющего акта той же юридической силы. Федеральный закон изменяется федеральным законом, федеральный конституционный закон федеральным конституционным законом, указ президента указом президента, региональный закон законом того же субъекта федерации и т.д. Изменения в Конституцию России могут быть внесены специальным целевым законом о внесении изменений в Конституцию. Не допускается внесение изменений в нормативный правовой акт актом иной формы или иной юридической силы (даже, более высокой). Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
В ходе разработки нового нормативного правового акта одновременно начинается подготовка к приведению в соответствие с этим актом ранее действовавшего законодательства. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, разрабатывая законопроект, участники законотворческой деятельности готовят предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путём внесения изменений в законодательные акты. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение нижней палаты парламента (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) следует вносить самостоятельные законопроекты о действующих законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
Закон о внесении изменений в принятый ранее закон отличается по форме значительными особенностями. Можно выделить следующие особенности закона о внесении изменений:
— в его названии содержится указание на целевое назначение этого закона внесение изменений в ранее принятый и действующий закон, ссылка на который дается здесь же, в названии (например: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон…»);
— такой закон имеет упрощенную структуру: в его составе имеются только статьи, более крупных структурных составляющих при его создании не выделяется;
— статьи такого закона не имеют собственных названий только номера;
— первым положением такого закона является положение о внесении изменений с обязательным указанием вида изменяемого закона, даты подписания изменяемого закона, его регистрационного номера, наименования, а также соответствующих источников его официального опубликования;
— в таком законе не содержится непосредственных предписаний к поведению субъектов правоотношений есть только указания о внесении изменений;
— изменения в закон об изменениях не вносятся (это может повлечь путаницу), в случае необходимости внесения новых, повторных изменений в основной закон следует принимать новый изменяющий закон;
— изменяющий закон не должен быть длинным, представляется неоправданным включение в состав такого закона более 20 статей если изменения носят масштабный характер, меняется большинство статей закона, его лучше изложить в новой редакции. В противном случае субъект правового регулирования рискует просто не запомнить всех чрезмерно многочисленных изменений и запутаться в действовавших ранее и нововведенных предписаниях.
Эти же правила применяются и в ходе внесения изменений и в подзаконные акты в форме издания специального изменяющего нормативного правового акта, равного по силе изменяемому.
В одном изменяющем нормативном правовом акте могут содержаться изменения нескольких действующих законодательных актов. Каждая статья изменяющего закона посвящена одному конкретному изменению и содержит указания на это, включая повторение всех реквизитов изменяемого акта. Выражение в одной его статье нескольких изменений не допускается, так как это будет нарушение изложенных выше правил структурирования нормативных правовых актов. Однако, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.
При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений (замена или исключение слов, исключение структурных единиц, дополнение и др.). Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
При внесении изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (например, замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться: «…статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..».
В случае, если дополняется словами определенная структурная единица статьи нормативного правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка: «…пункт 1 статьи 1 дополнить словами: «……………».
При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа» (например: «цифры «12, 14 , 125» заменить цифрами «13, 15, 126»). При необходимости заменить конкретные слова употребляется термин «слова» (например: «…слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»…»).
При необходимости внесения в изменяемый акт новых структурных составляющих необходимо заботиться о сохранении сквозной нумерации этих составляющих.
В случае, если поправки кардинально изменяют первоначальный смысл законодательного акта, его предписания начинают носить принципиально новый характер, этот акт целесообразнее изложить в новой редакции. Изложение в новой редакции представляет собой новое, повторное принятие того же акта с уже внесенными изменениями, в результате которого ранее действовавший акт теряет силу. Эта форма внесения изменений допустима только в случаях если необходимо:
— внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц (например, если существует необходимость изменить принципы правового регулирования, на которых он основан);
— внести в законодательный акт изменения, затрагивающие большую часть его структурных единиц (например, более половины его глав или разделов);
— сохранить значение только отдельным структурным единицам законодательного акта, причем частично;
— внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
Изложение в новой редакции возможно не только всего акта, но и отдельных его статей. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу или если в текст этой структурной единицы неоднократно вносились изменения.
Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка: «Внести в статью 10 Федерального закона от ….. № … «О ……» (Собрание законодательства Российской Федерации, ……, № …, ст. …) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 10. (текст статьи в новой редакции)».
В случае возникновения необходимости отмены акта законодательства (полностью или частично), это может быть сделано двумя способами. Во первых, для отмены действующего законодательного акта может быть принят новый акт, регламентирующий по новому те же общественные отношения. Этот метод предпочтительнее, так как в этом случае в результате отмены нормативного правового акта не возникает пробела в праве. В этом случае необходимо в тексте нового акта (в структурной составляющей, посвящённой переходным положениям) специально указать, какой акт теряет свою юридическую силу и в какой части. Во вторых, возможно принятие особого нормативного правового акта, который лишает юридической силы другой акт. И в том и в другом случае для отмены законодательного акта требуется принятие акта той же юридической силы.
Прекращения действия закона (или подзаконного акта) не влечет восстановления юридической силы нормативных актов, которым ранее было прекращено действие приостановленным актом. При прекращении действия нормативного правового акта, прекращающего действие другого раннее принятого акта, юридическая сила этому ранее прекращенному акту не восстанавливается, если иное не установлено в самом законе. Указанное правило равно применяется в отношении структурной единицы закона.
После вступления в силу нового закона недопустимо вносить изменения в перечень нормативных актов, которым в этой связи прекращается их действие, равно как недопустимо изменять порядок (в том числе дату) его вступления в силу. Нельзя изменять дату прекращения действия закона, если такое изменение произойдет после ее наступления.
Прекращение действия последней нормативной структурной единицы закона должно осуществляться путем прекращения действия закона в целом.
Нежелательно повторное введение в действие отменённого закона (подзаконного акта).
Безусловно, вышеуказанными правилами методика изложения текста нормативного правового акта не исчерпывается. Однако, они представляются наиболее важными и значимыми, определяющими весь остальной процесс формулирования в законодательстве текста конкретных нормативных правовых предписаний.