Платон условия работы системы

Что вам необходимо знать про «Платон»

С 15 ноября 2015 года для грузовиков массой свыше 12 т на федеральных автомобильных дорогах России действует система взимания платы «Платон». Средства, собранные системой, поступают в Федеральный бюджет, а затем идут на компенсацию расходов по ремонту дорожного покрытия и улучшению инфраструктуры.

Оплате в системе «Платон» подлежит проезд ТОЛЬКО по бесплатным участкам федеральных магистралей. В случае если маршрут проходит по платным участкам федеральной автодороги, трассам регионального значения и просёлочным дорогам, система не включает эти участки в расчёт оплаты.

Выезжая на платный участок дороги, вы платите только за проезд по нему любым удобным для вас способом (наличными, банковскими карточками или с помощью транспондера).

Как работает система?

До начала поездки грузоперевозчик должен зарегистрироваться в системе «Платон»: это позволит оформить маршрутную карту или получить бесплатное бортовое устройство. При оформлении маршрутной карты на сайте понадобится указать начальное месторасположение и планируемую точку окончания поездки, возможные промежуточные пункты (при необходимости), число, месяц, год и время отправления, государственный номер машины и свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС). В случае с бортовым устройством — придется предоставить техпаспорт на транспорт или его копию.

В системе «Платон» действует постоплата, но средства на счет должны быть внесены грузоперевозчиком заранее, до начала поездки. Для этого можно воспользоваться системы, терминалами самообслуживания «Платон» и Qiwi или в Центре информационной поддержки пользователей.

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 т в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS. Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

Внимание! Каждое бортовое устройство закрепляется за определенным транспортным средством и не может быть использовано на другом автомобиле.

Сколько это стоит?

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре информационной поддержки, на основании договора безвозмездного пользования. В нем указана стоимость бортового устройства, которое становится имуществом оператора. Однако в случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придется возмещать.

Сам тариф с 15 апреля 2017 года составляет 1,90 руб. за км. В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как и наличие неисправного бортового устройства, грузоперевозчик может получить штраф до 10 тыс. руб.

Кто может не платить за «Платон»?

В соответствии с Федеральным законом от № «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от платы в системе «Платон» освобождаются:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских ;
  • специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.
  • все транспортные средства во время проезда по платным участкам федеральных автомагистралей (но не освобождаются от оплаты проезда согласно тарифу по данным участкам).

Госсистема Платон собрала за первую пятилетку 130 млрд руб.

Государственная система взимания платы с большегрузов «Платон» отмечает первый юбилей – пять лет с момента запуска. За это время подключилось 1,4 млн транспортных средств – это больше чем 600 тыс. грузоперевозчиков из России и других стран. «Платон» пополнил дорожный фонд государства на 130 млрд руб., включая сумму штрафов, собранных с недобросовестных перевозчиков. Госсистема не раз подвергалась критике, а также обрастала недостоверной информацией. Тем не менее в пресс-службе «Платона» развеяли мифы и рассказали о перспективах развития на ближайшие годы.

Цифры и факты

Если оценить итоги пятилетней работы в километрах, то выйдет, что за счет дополнительного финансирования отремонтировали 2 тыс. км «убитых» дорог в российских регионах и еще 700 км федеральных магистралей и мостов. По информации пресс-службы государственной системы «Платон», участки для восстановления выбирали сами грузоперевозчики.

«Госсистема обеспечила дополнительный бюджет для строительства, капитального ремонта и повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор статистики и роста прозрачности рынка грузоперевозок», – подчеркивают в пресс-службе.

«Платон» – система международная и контролирует двенадцатитонники из 101 страны мира. Лидерами по количеству подключенных к ней грузовиков стали страны-соседи – Беларусь, Украина, Казахстан.

Среди регионов России рекордсменом по работе с «Платоном» стало Подмосковье. На долю субъекта приходится более 85 тыс. транспортных средств и почти 30 тыс. грузоперевозчиков.

«Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний, зарегистрированных в системе среди регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков», – отмечают в «Платоне».

Критика и требования грузоперевозчиков

Но несмотря на такие высокие официальные показатели работа системы устраивает далеко не всех. Например, в национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» накопились вопросы и претензии к «Платону».

«От системы взимания платы мы, грузоперевозчики, ожидали многого. Нам обещали толчок в развитии, обещали прозрачность системы и, как следствие, прозрачность видения бизнеса грузоперевозок. Однако этого, на наш взгляд, по прошествии пяти лет так и не случилось», – комментирует президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин.

По его словам, больше половины грузоперевозчиков остаются в тени, не оплачивая проезд по тарифам. Выходит, что добросовестные компании и предприниматели предлагают клиентам менее выгодные условия или же вынуждены платить «Платон» из личного кармана. Также часто перевозчики рассказывают о том, что приходят штрафы, хотя транспортное средство зарегистрировано. На оспаривание в Ространснадзоре или суде уходит время, некоторые предпочитают оплачивать.

«Нам в ассоциации непонятно, как выставляются штрафы, на каком основании, иногда мы даже не получаем ответных писем от Ространснадзора. Я хочу сказать, что отсутствие строгого контроля над установкой приборов, над штрафами приводит к формированию недобросовестной конкуренции. Ни для кого не секрет, что нечестные водители пользуются хитростями на дороге, проезжая через рамки, чтобы избежать наказания. Я считаю, что система недоработана, нет механизмов контроля», – отметил В. Матягин.

В пресс-службе «Платона» с этим не согласились и озвучили, что на федеральных трассах в круглосуточном режиме установлен контроль – это 500 рамных конструкций и 100 специальных автомобилей. Они обеспечивают равные условия для грузоперевозчиков и логистических компаний.

«С 2015 по 2020 год надзорным ведомством взыскано 6,6 млрд руб. штрафов, из которых половина оплачена в течение льготного периода в 50%-ном размере. Информация о том, что 70% перевозчиков находятся в тени, не соответствует действительности, не подтверждается фактами и реальными расчетами», – рассказали представители «Платона».

Кроме того, в скором времени будут внедрены новые сканеры и камеры фотофиксации, которые позволят одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос.

«Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков», – сообщили в пресс-службе.

Говоря о требованиях компаний-перевозчиков, В. Матягин рассказал, что ассоциация пытается построить диалог с представителями «Платона» и органами государственной власти и сообщить свои данные.

«Когда систему только запланировали в 2011 году, грузоперевозчики выступали с мыслями и идеями по этому поводу, как сделать так, чтобы все функционировало. В 2015-м, когда началось внедрение, грузоперевозчики также раскритиковали итоговый проект и предложили изменения, нам обещали улучшения. 2020 год – мы по-прежнему видим недоработки. Хочу еще отметить сам механизм подключения к системе. Опять же, изначально говорилось о том, что приборы будут давать бесплатно. По факту перевозчик берет их, отдавая в залог 7 тыс. руб., через два года он обязан прибор заменить, и если на нем есть какие-то дефекты, деньги не возвращают. Опять же, куда включить эти расходы? Получается, отдаем из собственного кармана. Таким образом, скажу, что мы по-прежнему ждем положительного влияния, но никаких улучшений по факту не видим», – рассказал В. Матягин.

Согласно информации пресс-центра «Платона», за пять лет оператор «РТ-Инвест Транспортные системы» выдал грузоперевозчикам 2,2 млн бортовых устройств. При этом работа не останавливалась даже во время первой волны пандемии: «130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу в регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты пользователям. К слову, самую длинную из них оформили на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно».

Также в «Платоне» сообщили, что госсистема сыграла огромную роль в сборе статистики и анализе грузоперевозок в период пандемии. Данными, полученными с устройств фиксации нарушений, пользуются правительство, Минтранс и Минэкономразвития.

Читайте также  Номер двигателя тс где посмотреть

«Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» – соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил 19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до минус 0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты, ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей и сельскохозяйственной отраслей – в лидерах по росту пробега начиная с июля», – пояснили в пресс-службе.

Ударные темпы роста

Первая пятилетка завершена. Что же ждет «Платон» и грузоперевозчиков дальше? В пресс-центре поделились, что за счет денежных поступлений в течение следующих двух лет отремонтируют 600 км федеральных трасс, ширину которых увеличат с двух до четырех полос, а также восстановят 100 мостов. Реконструкция автодорог затронет 23 региона России.

«На трассах Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург – Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» – по 30 км и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь – Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Стоимость работ составит 79,3 млрд руб.», – рассказали в «Платоне».

В течение пяти лет будет усилен контроль на магистралях. Дело в том, что до 2025 года протяженность федеральных автодорог увеличится на 40% за счет передачи из региональных фондов. В связи с этим появится еще 155 рамок и 30 специальных автомобилей для фиксации нарушений.

Пожалуй, самый волнующий миф, связанный с перспективами развития «Платона», – это распространение платы на личный автотранспорт.

«Информация не соответствует действительности. Госсистема «Платон» создана для соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы только для транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т», – ответили в пресс-службе.

О СИСТЕМЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ

Система взимания платы «Платон» (далее – «Система») создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Объекты и элементы системы

Цели проекта

Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Принципы работы системы

1. Авансовая схема платежей или постоплата

Внесение платы осуществляется владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в режиме постоплаты, исходя из утвержденного Правительством РФ размера платы.

2. Оплата за фактически пройденное расстояние

Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

3. Использование спутниковых навигационных систем

Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

  • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
  • мобильный контроль — автомобили со специальным оборудованием.

5. Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн

Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото и видеофиксации выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.

Описание работы системы

Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

Регистрация в
системе

Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

Личный кабинет

После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

Внести плату

Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

Маршрутная карта

Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

Бортовое устройство

Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

Для получения Бортового устройства Владельцу транспортного средства необходимо заключить с Оператором Системы взимания платы договор безвозмездного пользования, предоставив необходимый пакет документов.

Владелец транспортного средства устанавливает и активирует Бортовое устройство самостоятельно.

После установки Бортового устройства в кабине автомобиля при выезде на федеральную автомобильную дорогу с помощью навигационных систем ГЛОНАСС/GPS определяются географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в Центр обработки данных.

В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с расчётной записи Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим».

В случае если автомобиль не проезжает по федеральной автомобильной дороге либо маршрут проходит по платной федеральной автодороге, Система не включает данные участки пути в расчет платы.

Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного и
мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в Реестре Системы и внесение платы в счет возмещения вреда.

Информационная поддержка Владельцев транспортных средств осуществляется:

  • Колл-центром, работающим круглосуточно;
  • Центрами информационной поддержки пользователей в каждом субъекте РФ.

Как работает «Платон». Важные нюансы, которые должен знать перевозчик

Знаете, каким именем никогда не назовет ребенка работник транспортной компании? Платон. Слишком уж сильно система «Платон» нелюбима перевозчиками. Этому есть сразу несколько причин, изменить ситуацию в современной России почти невозможно. Приходится мириться с нюансами системы и подстраивать под них свою работу. А то ведь “Платон” может и банкротом оставить. Попробуем разобраться, как работает “Платон” в реальности, как списать расходы на затраты и о других важных нюансах.

Начало работы с «Платоном»
Возможно, вы уже хорошо знаете, что такое система «Платон». Тогда пропускайте этот пункт и переходите к следующим, в них много важного. А для новичков проясним важные детали о начале работы с системой.

Подключаться к системе оплаты дорог «Платон» нужно всем транспортным средствам с разрешенной массой более 12 тонн, кроме пассажирского транспорта, транспорта специальных служб и военных.

Автопоезда, тяжелые бортовые грузовики и сцепки должны платить. Причем важна не фактическая масса в конкретный момент, а допустимая, вписанная в техпаспорт ТС. Даже если по трассе едет только седельный тягач без полуприцепа, платить все равно придется.

Чтобы зарегистрироваться в «Платон», можно воспользоваться одним из трех способов: прийти лично в ближайший Центр информационной поддержки пользователей, где приветливые девушки помогут все оформить. Такие центры есть во всех крупных городах России и на федеральных трассах. Вот тут весь список.

Также зарегистрироваться можно самостоятельно на сайте «Платон», либо через специальные терминалы системы, которые тоже есть по всей России. Смотрите карту по ссылке выше, там они тоже отмечены. В целом регистрация в системе “Платон” сделана хорошо: все просто, удобно и быстро.

Тариф за проезд по федеральной трассе составляет 2,34 рубля за каждый километр. Оплатить можно двумя способами: по маршрутной карте или по бортовому устройству.

Читайте также  Подача искового заявление по почте

Маршрутную карту можно оформить на сайте «Платон» или на его терминале. Достаточно указать маршрут планируемой поездки и система сама просчитает стоимость. Ее нужно сразу оплатить и с полученным чеком ехать.

Второй способ: бортовое устройство. С помощью GPS сигнала, встроенного в бортовое устройство происходит распознавание владельца ТС и происходит списание со счета владельца за пройденный участок дороги
С бортовым устройством можно сразу ехать без всяких оформлений, менять маршрут в процессе поездки. Только нужно следить за балансом в системе. Если деньги закончатся в процессе поездки, можно получить крупный штраф.

Чтобы оплатить дорогу после рейса можно обратиться к оператору в Центре обслуживания с соответствующим заявлением. При соблюдении ряда условий можно получить возможность внести оплату когда заказчик оплатит доставку Все подробности тут.

Если что-то пошло не так и штраф все же пришел, то стоит во-первых, разобраться в его причинах с помощью оператора в Центре обслуживания. Вдруг есть ошибка и стоит оспорить штраф? Если оспорить не получилось, то при оплате в течение 20-ти дней с момента получения уведомления можно получить скидку 50% на сумму штрафа.

Также можно воспользоваться небольшим налоговым маневром и включить расходы на оплату дорог в расходы предприятия и таким образом платить меньший налог на прибыль.

Расходы на «Платон» включаются в состав расходов на обычные виды деятельности организации согласно отчетным документам из системы. Это возможно, только если организация не применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы».

Как сегодня работает «Платон»?
Если смотреть со стороны оператора системы и ее бенефициаров, то система работает неплохо. Плату с владельцев транспорта система взимает исправно, деньги в разные бюджеты приходят регулярно.

Порой «Платон» начинает работать «сверхурочно» и взимать больше денег, чем надо. Волна таких списаний прокатилась по счетам перевозчиков в начале марта 2021-го года. На больших праздничных выходных с тысяч счетов перевозчиков в системе “Платон” произошло дополнительное списание средств.

Как сообщил телеграм-канал «Логистика без границ», пострадали очень многие перевозчики. Первый рабочий день после выходных у них начался экстренного пополнения баланса на сотни тысяч рублей и попыток дозвониться на горячую линию системы “Платон” за разъяснениями.

Получить ответ удалось только на следующий день. По словам представителей системы «Платон», система произвела списание за прошлые периоды, которые не произошли вовремя из-за высокой загрузки в предпраздничные дни.

Судя по масштабам, задержки списаний охватывали период с конца февраля 21-го года. Несколько недель деньги со счетов не списывались, а потом разом как списались! У многих машин, которые выехали в рейс 9-го марта, отказались отрицательные балансы на счету, и их владельцы получили штрафы.

Причем это не первое такое масштабное списание. Подобное происходило и раньше, только в меньших масштабах. Поэтому можно дать совет по работе с системой «Платон»: постоянно проверяйте баланс на своих счетах. Ведь ждать можно любых сюрпризов. Минус в том, что проверять счета при парке хотя бы в 10 машин уже тяжело. Не говоря про большой флот.

— Как деньги понадобятся так еще сбой проведут. Терпилы платят, — высказался на форуме перевозчиков дальнобойщик Андрей Никитков.

Если посмотреть на “Платон” со стороны пользователя, то большим сгустком боли будет бортовое устройство. Это постоянный источник проблем для владельца транспорта. Во-первых, нужно следить за его сроком работы. Через три года после активации он превращается в тыкву.

Во — вторых, нужно постоянно следить за исправностью девайса. Часто бывает так, что все вроде работает и мигает лампочками, но приходят новые штрафы. В таком случае нужно сдавать устройство на экспертизу через центр поддержки и с заключением о неисправности прибора идти обжаловать штрафы в Ространснадзор. На это дается 10 дней с момента получения уведомления о штрафе.

А если там откажут признавать взыскания недействительными, то придется идти в суд. Причем по месту наложения штрафа. То есть ехали вы по трассе в другом регионе, у вас сломалось бортовое устройство и пришел штраф. И здравствуй забег по инстанциям с перспективой суда в другом регионе. У — удобство.

Но самое прекрасное в другом: периодически случается дефицит бортовых устройств и тогда «Платон» взялся перепрошивать бывшие в употреблении устройства. В итоге получилась своеобразная лотерея: часть устройств стала работать некорректно. Причем понять, работает твое устройство или нет было крайне сложно.

Сотрудники центров поддержки помогать клиентам в этой ситуации не горели желанием. Бортовые устройства принимали со скрипом, а оспорить многие штрафы из-за неработающих устройств так и не удалось.

Один из российских перевозчиков, работающий в Татарстане, рассказал, что в отмене штрафов отказывали. Мол, это ваша вина, что вы не заметили временную неисправность бортового устройства и получили штраф. А теперь устройство исправно. Но так и быть, мы вам его поменяем.

Поэтому опытные перевозчики сделали однозначный вывод: нужно постоянно контролировать свой баланс и четко следить за всем происходящим там. Просто повесить бортовое устройство, пополнить баланс и забыть не получится.

Водители VS «Платон»
Примерно две трети всех платежей “Платон” получает от крупных компаний. Логистические операторы, торговые сети, владельцы спецтехники не пытаются экономить на сборах. Выходит дороже потом.

А вот небольшие перевозчики нашли несколько способов снизить свои расходы на дороги. Давайте посмотрим на самые распространенные способы обхода “Платона” и их возможные последствия.

-Заглушить сигнал бортового устройства. Если оно не получает сигнал со спутников ГЛОНАСС/GPS, то не может просчитать расстояние, которое прошел автомобиль. Таким образом можно «показать» устройству только часть пройденного маршрута и заплатить меньше.
Аналогично можно использовать специальную глушилку. Небольшой девайс подключается к прикуривателю и не дает бортовому устройству связываться со спутниками. «Платон» видит меньшее пройденное расстояние.

Такие махинации можно выявить с помощью анализа больших данных. Поэтому штраф может прийти неожиданно. Но на практике приходит не всем.

-Зарегистрировать автомобиль на «номинала». Человек без официальных доходов и имущества, даже получая штрафы, их не платит. Судебным приставам просто нечего с него взять. Когда пахнет арестом фуры, вносит небольшую часть штрафа. “Ну я же плачу!”. Этого достаточно, чтобы избежать ареста и ездить дальше.

Пока законодательство позволяет обойтись малым взносом, схема остается рабочей. Но кто знает, когда поменяют законы.

-Вообще не регистрировать машину в «Платоне». Вариант для тех, кто ездит по федеральным трассам нечасто. Дело в том, что из-за несогласованности действий, Ространснадзор не имеет возможности узнать, на кого зарегистрировано транспортное средство. Номер камера увидит, но куда отправить штраф будет непонятно. В итоге до владельца он так и не доходит.

Но если на одной машине будет много нарушений, то тогда Ространснадзор запросит данные у ГАИ, узнает владельца и пришлет-таки ему все квитанции.

Как видите, нет надежного способа ездить по федеральным трассам и не платить. Мы же призываем не нарушать закон и честно вносить оплату. Это дает моральное право требовать хороших дорог.

Система Платон

  • Принцип работы системы
  • Законодательная база
  • РосТрансНадзор
  • Недостатки
  • Вопрос-ответ
  • Дополнительные материалы

“Платон” — это автоматизированная система оплаты за пользование автомобильными дорогами, которая работает в РФ с 2015 года. Идентификация транспортного средства происходит автоматически. При помощи транспондера, установленного в транспортном средстве, специальный присвоенный идентификационный код передаётся на придорожный считыватель. Он представляет собой двустороннюю радиосвязь (RFID) с микропроцессором, работающую в радиочастотном диапазоне 900 МГц с использованием выделенных протоколов ближней связи (DSRC).

Приемоответчик содержит основную информацию, в том числе идентификационный номер, платные услуги, тип транспортного средства и т. д.

Второстепенная задача системы “Платон” — повысить пропускную способность дорог путем введения толлинга на открытых дорогах.

Толлинг на открытых дорогах (ОРТ) — это сбор платы за проезд исключительно электронными средствами.

Система позволяет осуществлять платежи непосредственно во время движения автомобиля, что позволяет не задерживать движение и делать процесс практически незаметным для водителя и не отвлекать его непосредственно от вождения.

ОРТ — технологичное решение, позволяющее осуществлять оплату без остановки транспортного средства.

Идентификация транспортных средств происходит двумя способами:

При помощи установленного внутри транспондера;

по видеоизображению номерного знака.

Читайте также  Образец квитанции по оплате жкх в рузе

Хотя использование такой платёжной системы может снизить затраты благодаря автоматизации процесса оплаты, с другой стороны немало средств требуется на обработку данных на основе изображений и проведение транзакций.

Как работает система Платон в 2021 году?

Что представляет из себя система “Платон” сегодня? Какие нововведения ждут водителей в 2021 году?

Начать стоит с базового тарифа, составляющего 1 рубль 90 копеек за километр. Участникам системы предоставляется два способа оплаты на выбор:

При помощи бортового устройства.

Маршрутная карта содержит маршрут планируемой поездки, в ней указываются начальные и конечные пункты, а также дата отправления транспортного средства. Имеется возможность дополнительно указать от 1 до 10 промежуточных точек. Оформление маршрутной карты самостоятельно можно произвести через личный кабинет на сайте системы «Платон» или через мобильное приложение. Если же возникли какие-то трудности с оформлением, то можно обратиться в Центр информационной поддержки пользователей. Оплату поездки необходимо произвести в течении 24 часов с момента оформления карты. Осуществить её можно следующими способами:

1 В мобильном приложении или личном кабинете.

2 В Центре информационной поддержки клиентов.

3 Через интернет банк, электронный кошелек Qiwi, Сбербанк Онлайн, а также в терминалах Qiwi и Сбербанк(но уже с комиссией).

Бортовое устройство же больше подходит для перевозчиков, которые осуществляют регулярные рейсы. Для них оформление маршрутной карты получается слишком накладным исходя из временных затрат.

Бортовое устройство предоставляется на основе безвозмездного пользования при заключении соответствующего договора для установки и в дальнейшем закрепляется за конкретным транспортным средством. При его использовании важно не забывать, что система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, поэтому необходимо следить за балансом своей учётной записи, чтобы его хватило на весь маршрут поездки.

Если средств на счету будет недостаточно для автоматической оплаты проезда, то будет наложен штраф в размере 5000 рублей при первом и 10000 рублей при повторном нарушении на водителя и собственника транспортного средства.

Чтобы избежать штрафа, можно настроить уведомления в личном кабинете о достижении определённого баланса. Также существует возможность отсрочки платежа. Для получения отсрочки пользователь системы должен соответствовать ряду условий:

1 Являться резидентом Российской Федерации.

2 Быть зарегистрированным в системе «Платон» более 2 месяцев.

3 Иметь бортовое устройство.

4 Не иметь неоплаченных штрафов или просроченной задолженности за движение по федеральным дорогам.

Также нельзя не отметить изменения, которые планируются или уже произошли в 2019 году. Начнем с того, что 1 января 2019 года перестала действовать налоговая преференция в рамках которой у дальнобойщиков было право на уменьшение транспортного налога в зависимости от суммы, оплаченной по системе «Платон». Еще одной неприятной новостью могут стать планы правительства Российской Федерации по увеличению тарифа, запланированные на 1 июля 2019 года в связи с истечением срока моратория на его индексацию.

Какие законы регулируют работу системы “Платон”

Работа системы «Платон» регулируется рядом нормативно-правовых актов и документов, разработанных правительством Российской Федерации начиная с 2005 года:

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;

федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент) ;

транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474.

Помимо вышеперечисленных документов, существуют акты непосредственно регулирующие весь цикл жизнедеятельности и работы данной системы:

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 N 474, от 03.11.2015 N 1191, от 15.04.2016 N 310, от 14.11.2016 N 1182, от 20.06.2017 N 731, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П;

постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1483;

федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928;

федеральный закон от 14.12.2015 №378-ФЗ;

постановление Правительства РФ №1191 в редакции от 28.06.2018 (размер платы и коэффициент);

постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474;

постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 года №330;

постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. № 1182;

федеральный закон от 06.04. 2011 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015);

распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2016 № 310;

постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139.

Платон на сайте РосТрансНадзора

На сайте РосТрансНадзора присутствует отдельный баннер взимания платы за «Платон». (Что такое РосТрансНадзор мы рассказывали здесь.) На странице есть следующие опции:

1 Получить ответы на часто задаваемые вопросы.

2 Возможность заполнить и отправить бланк для обжалования административного правонарушения.

3 Возможность проверки штрафов для физических и юридических лиц.

О том, какими способами можно оплатить Платон читайте здесь.

У ПЛАТОНА есть и недостатки

По словам Пескова, ошибки при выставлении счетов и автомобилисты без транспондеров, которые не могут оплатить свои счета, являются наиболее распространенными проблемами системы.

Многие люди не платят. А Штаты иногда взимают плату за нарушение, которая может быть огромной — например, плата в размере 90 долларов за неуплату платы за проезд в 3 доллара, в результате чего некоторые водители в конечном итоге получают счета на тысячи долларов. Нам нужна лучшая система, чтобы гарантировать платеж без этих больших штрафов.

Он добавил, что в будущем ожидает, установки автоматизированных сборов на большинстве дорог РФ.

Конечно, никто не любит платить за проезд, но когда больше людей хотят использовать дорогу, чем она способна вместить, гораздо эффективнее ограничить этот дефицитный ресурс ценами.

Вопрос-ответ

После принятия решения о ее создании в 2013 году Росавтодор планировал провести конкурс и начал сбор заявок. В 2014 году в списке претендентов фигурировал ряд иностранных компаний, но из-за смены международной конъюнктуры было принято решение заключить договор с российским подрядчиком. 29 августа 2014 года было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Собственниками ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» являются Игорь Роттенберг, сын известного миллиардера. Генеральным директором «РТ-Инвест» является Андрей Шипелов. Инвестиции в данный проект составили 29 миллиардов рублей, для его реализации был привлечен кредит от ПАО «Газпромбанк» в размере 27 миллиардов рублей, а 2 миллиарда составили собственные средства компании. Запуск системы состоялся 15 ноября 2015 года. В 2019 году система была продана зарубеж.

Исходя из данных за первые два года с момента введения сбора, бюджет Российской Федерации получил доход почти в 36 миллиардов рублей. Компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в соответствии с концессионным соглашением зарабатывает от 10.6 миллиарда рублей в год. Денежные средства, полученные бюджетом Российской Федерации, расходуются на ремонт и поддержание дорог федеральной сети в надлежащем состоянии.

Инициатором введения дополнительного сбора и создания системы «Платон» является правительство Российской федерации. Процесс создания был инициирован в 2013 году.

Также со стороны губернаторов неоднократно вносились предложения о необходимости введения сбора и на региональных дорогах. Мотивировалось это тем, что в результате введения платы за пользование федеральными дорогами, грузопоток может переместиться на региональные дороги, так как грузоперевозчики будут оптимизировать затраты. На текущий момент эти опасения не подтвердились.

В первую очередь — государству для взимания оплаты за пользование дорогами. В то же время, это удобно и водителям, которым нет необходимости совершать остановки для того, чтобы произвести оплату.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил:

Основная причина, по которой регионы приняли эту систему, заключается в том, чтобы экономить деньги, не нуждаясь в сборщиках платы за проезд, и, конечно, автомобилисты экономят время. Но, как экономисты в области транспорта знали на протяжении десятилетий, реальная выгода придет, когда мы начнем использовать эту технологию для управления перегруженностью, корректировки платы за проезд в целях перегруженности дорог, чтобы наши дороги оставались свободными и не мешали городскому движению.

Плата за проезд по открытой дороге не является инновацией. Подобные технологии используются в США в таких штатах, как Техас, Флорида и Нью-Гемпшир.