Пресечение административных правонарушений посягающих на права граждан

Разновидности административных правонарушений, посягающих на права граждан

Состав административных правонарушений

Административные правонарушения посягающие на права граждан включены в пятую главу Кодекса об административных правонарушения (КоАП РФ). Она предусматривает правонарушения, которые:

  • посягают на избирательные права лиц активного и пассивного характера (статьи 5,1 – 5,25; 5,45 – 5,52, 5,56; 5,58);
  • нарушают законы, касающиеся свободы совести, выбора вероисповедания и выбора религиозного объединения (статья 5,26);
  • посягают на права в области труда (статьи 5,27 – 5,34);
  • касаются прав несовершеннолетних лиц (статья 5,35) или нарушают обязанности негосударственных и публичных лиц в сфере соблюдения этих прав (ст. 5,36 – 5,37);
  • нарушают информационные права определенных лиц (статья 5,39), включая административно-правовые нарушения, которые касаются неисполнения предпринимателями публичных информационных обязанностей (статьи. 5,53 – 5,55);
  • нарушают порядок рассмотрения гражданских обращений (5,59 статья);
  • посягают на общественные. социальные и политические права граждан (статьи 5,40; 5,59 и 5,41 – 5,43; 5,57 соответственно);
  • умаляют достоинство и честь человека, причиняют вред репутации (статья 5,61);
  • ограничивают права граждан в области гуманитарных, общественных, социальных и политических критериев (статья 5,62);
  • нарушают законы, касающиеся предоставления услуг публичного характера (статья 5,63).

В число основных объектов посягательств необходимо включить избирательные права лиц. Ответственность за проступки в данной области предусмотрена для более чем ¾ составов административных правонарушений, которые устанавливает глава 5 КоАП.

Самое распространенное административное наказание представлено административным штрафом. Он исчисляется фиксированной суммой в рублевом эквиваленте. Максимальная сумма такого штрафа предусматривается для граждан в размере 10-20 тысяч рублей. Такой штраф гражданин может получить за нарушенное законодательство в области проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов.

Использование административных штрафов в сумме, которая во много раз выше, чем предельное значение, установленное в части 1 статьи 3.5 КоАП, может происходить только в вышеуказанном случае, включая некоторые нарушения порядка в обществе. Наиболее обременительными санкциями для предприятий, являющихся нарушителями, регулирует ч. 1 ст. 5,5; ст. 5,8; 5,10; ч. 1 ст. 5,12; ст. 5,18; ч. 1 ст. 5,57 КоАП. Если рассматривать эти статьи, то в них максимальная сумма административного штрафа может составлять 200 000 рублей.

В минимальной сумме штраф исчисляется в отношении рассматриваемых проступков (ст. 5,38). В некоторых случаях используются прочие имущественные санкции, включая конфискацию (используется вместе с административными штрафами как дополнительное административное наказание), предупреждение (как альтернатива административным штрафам, может быть вынесено в случаях, которые регулирует ст. 5,35).

Субъекты административных правонарушений

Для предпринимательских субъектов, которые могут нарушать законы о труде и его охране, об образовании используют наказание в виде административной приостановки работы. В отношении должностных лиц в этом случае предусмотрена дисквалификация.

Можно сказать, что в ходе совершения рассматриваемых административных правонарушений происходит применение исключительно санкций, которые ведут к обременению имущественных правомочий лиц (например, административное приостановление работы) или приводят к прекращению правомочий в полной мере (например, конфискация предметов административных правонарушений).

В число субъектов административных правонарушений законодатель включает негосударственные предприятия, должностных лиц публичных органов (негосударственные юридические лица), граждан (физических лиц), которые не имеют правомочий должностного лица. В некоторых ситуациях к административной ответственности привлекаются и субъекты публичного характера, включая публичные предприятия (муниципальные или государственные СМИ, включая телевизионные и радиовещательные организации), должностных лиц муниципальных или федеральных органов исполнительной власти.

Квалификация административных правонарушений

Необходимо обратить внимание и на определенные особенности, касающиеся квалификации правонарушений. Так, индивидуальные предприниматели могут являться самостоятельными субъектами административных правонарушений, которые рассматривает часть 1 ст. 5,27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»). Квалифицируя подобные правонарушения, не происходит использование общей дефиниции должностных лиц, которая способна отождествлять юрисдикционный статус ИП или должностных лиц.

В остальных ситуациях ИП обладают ответственностью, которая предусматривается для должностных лиц, когда проступок предопределяется их профессиональной деятельностью.

В прочих случаях ИП несет ответственность, которую установила санкция соответствующей статьи, предусмотренной для граждан.

Дела о рассматриваемых правонарушениях, посягающие на активное или пассивное избирательное право, производство по которым производят как административное расследование, рассматривают судьи одного из районных судов. Если же не требуется проведение административного расследования, то рассмотрение осуществляют мировые судьи. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав этих лиц рассматриваются дела об административных правонарушениях (ст. 5,35; 5,36 КоАП).

Должностные лица ОВД, комиссий референдума и избирательных комиссий, органов соц. защиты, специальных публичных органов (включая федеральную инспекцию труда и подведомственные ей организации), Счетную палату, внебюджетные фонды государства и др.) наделяются отдельными административными и юрисдикционными полномочиями. Перечисленные субъекты имеют право на составление протоколов об административных правонарушениях, использование определенных мер административного пресечения, осуществление иных процессуальных действий (например, определенное должностное лицо избирательной комиссии или комиссии референдума имеет право осуществить назначение административного расследования).

Прокуратура обладает обширными юрисдикционными полномочиями в рассматриваемой области. В ее ведение входит возбуждение дел об административных правонарушениях, которые регулируют ст. 5,1; 5,7; 5,21; 5,23 – 5,25; 5,45; 5,46; 5,48; 5,52.

Временный запрет деятельности в качестве меры пресечения используют в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности нарушает законодательство о труде и его охране (ч. 1 ст. 5,27).

В соответствии с опасными последствиями для общества часть рассматриваемых правонарушений может квалифицироваться в качестве преступлений. Административные правонарушения, установленные статьей 5,39 КоАП, считают законченными на момент принятия должностными лицами решения отказаться предоставить гражданам (предприятию) документацию, материалы, в случае нарушения сроков их представления, даче заведомо ложной или неполной информации. Отметим,что статья 5,39 установила ответственность административного характера за нарушение порядка дачи лицам и организациям документированных сведений, открытый доступ к которым определяет федеральное законодательство. В состав подобных сведений можно включить нормативные правовые акты, которые формируют обязанности граждан (происходит ограничение их прав) и те, которые подлежат официальному обнародованию (регулирует ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Граждане и предприятия имеют право требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологическая информация), информации, которая характеризует санитарно-эпидемиологическую обстановку, сведения о вероятности или наступлении чрезвычайных обстоятельств, включая катастрофы, стихийные бедствия, аварии. Подобное право рассматривается в 3 части 41 статьи Конституции РФ, федеральным законодательством, определяющим методы обеспечения информационных прав (например, сведения могут предоставляться не только в письменном, но и в устном виде). Отказ предоставить физическому или юридическому лицу такую информации квалифицирует статья 5,39 КоАП. В этом случае установление состава правонарушения происходит при существовании формальных юридических критериев, которые определены диспозицией данной статьи. Такое правонарушение можно квалифицировать в момент вынесения должностными лицами неправомерных решений, вне зависимости от формы их вынесения (вербальная или письменная).

Здесь любой индивидуальный правовой акт может быть вынесен вербально лишь в случаях, которые предусмотрены федеральными законами. В число таких актов необходимо включить устное разрешение, которое принимает должностное лицо таможенного органа.

Квалифицируя статью 5,39 КоАП необходимо учесть и прочие составы правонарушений, которые способны установить ответственность за нарушенный порядок распространения сведений. В частности, это касается отказа в представлении физическим лицам экологической информации (ст. 8,5 КоАП). В случае, если действия, которые определяет диспозиция ст. 5,39 КоАП, причиняют имущественный ущерб (моральный вред) гражданину или предприятию, правонарушения квалифицируются в соответствии со 140 статьей УК.

Возможная корреляция проступков и преступлений в случае совершения правонарушений, которые посягают на избирательные права граждан.

Статья 5,20 КоАП или статья 411 УК рассматривают нарушение порядка финансирования избирательных кампаний, кампаний по проведению референдума в соответствии с суммой используемых денежных средств. Незаконный выпуск бюллетеней для выборов или голосования на референдуме классифицируют в соответствии с частью 3 статьи 142 УК. Если же происходит сокрытие остатков тиражей этих бюллетеней, то это способно повлечь к административному наказанию по статье 5.23 КоАП.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 20 минут назад

Административная комиссия: подведены итоги работы за девять месяцев 2020 года

Административная комиссия Хабаровского муниципального района продолжает свою работу в части выявления и пресечения административных правонарушений в сфере благоустройства, против порядка управления, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и права граждан. Должностными лицами администрации Хабаровского района и главами поселений, в случае выявления административных правонарушений возбуждаются административные дела по ст. 29 КоАП Хабаровского края «Осуществление розничной торговли, а также оказание услуг в неустановленных для этих целей местах, по ст. 35.2 КоАП Хабаровского края «Нарушение установленных законом края ограничений курения табака в отдельных общественных местах на территории края», по ст. 37. 1 КоАП Хабаровского края «Нарушение правил благоустройства территорий поселений, городского округа».
Протоколы об АП по ст. 34 КоАП Хабаровского края «Совершение в многоквартирных домах, индивидуальных жилых домах (части индивидуального жилого дома), на придомовых территориях индивидуальных жилых домов, в общежитиях действий, нарушающих тишину и покой граждан» возбуждаются сотрудниками ОМВД России по Хабаровскому району.
С целью повышения эффективности работы по выявлению и пресечению административных правонарушений на территории Хабаровского района, и оказания практических мер по повышению эффективности деятельности, секретарем административной комиссии Хабаровского муниципального района еженедельно осуществляются рейдовые мероприятия, к которым привлекаются участковые уполномоченные ОМВД России по Хабаровскому району, специалисты поселений.

Так за 9 месяцев 2020 года должностными лицами района составлено протоколов: по ст. 37.1 КоАП Хабаровского края «Нарушение правил благоустройства территорий поселений, городского округа» (97), по ст. 29 КоАП «Осуществление розничной торговли в неустановленных для этих целей местах» (16), по ст. 34 КоАП «Нарушение тишины и покоя граждан» (133), по ст. 35.2 КоАП «Курение табака в неустановленных местах» (4). Снизились показатели работы в 3 квартале 2020 года по составлению протоколов об административных правонарушениях по причине сложной эпидемиологической обстановки в Хабаровском крае, в том числе в Хабаровском муниципальном районе, возникшей в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Однако в настоящее время работа должностных лиц вновь активизирована.

Хочется отметить, что в результате рейдовых мероприятий, направленных на пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и права граждан снизилось количество административных правонарушений по ст. 35.2 КоАП (курение в общественных местах) по причине того, что должностными лицами администрации района в ходе рейдов проводятся профилактические беседы с населением, информация по законности и местах курения размещается в СМИ, главами всех поселений проведена работа по размещению логотипов в общественных местах о запрете курения. Населению района разъясняются нормы Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, нормы Правил благоустройства и санитарного обеспечения, действующие на территории поселения, административная ответственность согласно КоАП Хабаровского края за совершение административных правонарушений.

Читайте также  Временные рамки ремонтных работ в жилых домах
Напоминаем по ст. 34 КоАП Хабаровского края наказание может быть назначено в виде штрафа на граждан в размере от 2000 рублей до 4000 рублей; на должностных лиц — от 5000 рублей до 10000 рублей; на юридических лиц — от 10000 рублей до 15000 рублей, в случае повторного совершения правонарушения, указанные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 рублей до 5000 рублей, на должностных лиц — от 10000 рублей до 15000 рублей, на юридических лиц — от 15000 рублей до 20000 рублей. Хотелось бы напомнить, что законом запрещено выполнять ремонтные работы, смотреть с высокой громкостью телевизор, слушать громко музыку с 22.00 часов до 10.00 часов местного времени в выходные и нерабочие праздничные дни и с 22.00 до 07.00 часов местного времени в будние дни. Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 34, совершенные с 13.00 до 15.00 часов местного времени, кроме нерабочих праздничных дней, установленных статьей 112 Трудового Кодекса Российской Федерации влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 рублей до 4000 рублей; на должностных лиц — от 5000 рублей до 10000 рублей; на юридических лиц — от 10000 рублей до 15000 рублей.

По ст. 37.1 КоАП Хабаровского края предусмотрено наказание в виде предупреждения либо административного штрафа на граждан в размере от 500 рублей до 2500 рублей, на должностных лиц — от 3000 рублей до 7000 рублей, на юридических лиц — от 10000 рублей до 25000 рублей, за повторное совершение административного правонарушения в сфере благоустройства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 рублей до 4000 рублей; на должностных лиц — от 7000 рублей до 15000 рублей рублей; на юридических лиц — от 50000 рублей до 80000 рублей.

По ст. 29 КоАП Хабаровского края (несанкционированная торговля) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц от 10000 до 15000 рублей, на юридических лиц от 15000 рублей до 30000 рублей, за повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 рублей до 5000 рублей, на должностных лиц от 20000 рублей до 4000 рублей, на юридических лиц от 45000 рублей до 80000 рублей.

По ст. 35.2 КоАП Хабаровского края (Курение в неустановленных местах) наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно Закона Хабаровского края № 184 «Об ограничениях курения табака в отдельных общественных местах на территории Хабаровского края — запрет курения табака установлен в отдельных общественных местах (за исключением случаев курения табака в специально выделенных местах).

К вышеуказанным местам относятся: территория на расстоянии менее 5 метров от входов в помещения, занимаемые государственными органами края, органами местного самоуправления муниципальных образований края; территория на расстоянии менее 5 метров от входов в помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания; остановки общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также территория на расстоянии менее 5 метров от них; подземные и крытые надземные переходы; парковки; парки; скверы; набережные.

Остро стоит вопрос об административных правонарушениях на территории района по выгулу домашних животных без намордника и поводка на территории поселений, что влечет административное наказание по ст. 37.1 КоАП Хабаровского края «Нарушение правил благоустройства территорий поселений, городского округа». Материалы по указанным правонарушениям нарабатываются сотрудниками полиции ОМВД России по Хабаровскому району, после чего для возбуждения административных дел направляются в администрации поселений района. Призываем лиц, содержащих домашних животных соблюдать Правила благоустройства территорий сельских поселений, а именно осуществлять выгул собак с намордником и на поводке, с целью недопущения причинения вреда здоровью гражданам.

Продолжается работа административной комиссии района по факту уклонения физических и юридических лиц от исполнения назначенного административного наказания в виде штрафа. В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о назначении наказания в законную силу. В случае неоплаты штрафа комиссия передает соответствующие материалы в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного взыскания штрафа, а также административной комиссией принимается решение о возбуждении административных дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания».

Главная цель административной комиссии района и глав поселений не штрафовать людей, а добиться от граждан устранения и недопущения административных правонарушений.

Надеемся, что жители района станут ответственнее, сознательнее и меньше будут нарушать административное законодательство, и все это, в конечном итоге благоприятно скажется на районе в целом.

Пресечение административных правонарушений посягающих на права граждан

от 2 июня 2009 года N 374

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПО БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ИСПОЛНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

1. Утвердить прилагаемое Положение о Центре по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Удмуртской Республике.

2. Считать утратившим силу пункт 1 приказа МВД по Удмуртской Республике «Об утверждении Положения об Отделе милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по Удмуртской Республике» от 22 января 2009 года N 47.

Приложение
к приказу
МВД по Удмуртской Республике
от 2 июня 2009 года N 374

ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ ПО БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ИСПОЛНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МВД ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

I. Общие положения

1. Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства является подразделением, непосредственно подчиненным МВД по Удмуртской Республике, входит в структуру милиции общественной безопасности и создается в целях организации и выполнения задач по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению органами внутренних дел административного законодательства.

2. Положение о Центре, его структура и штатное расписание утверждаются министром внутренних дел по Удмуртской Республике.

3. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

4. Деятельность Центра организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

5. Центр осуществляет возложенные на него задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами государственной власти, общественными организациями и объединениями.

II. Основные задачи

6. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений.

7. Пресечение нелегального производства продовольственных и промышленных товаров.

8. Борьба с оборотом контрафактной и поддельной продукции, защита прав интеллектуальной собственности.

9. Защита граждан от различных форм мошенничества в сфере торговли и оказания услуг.

10. Противодействие незаконному производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.

11. Контроль за соблюдением органами внутренних дел законодательства Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях.

12. Координация административной практики органов внутренних дел в целях предотвращения административных правонарушений и предупреждения преступлений.

13. Разработка и реализация мер по исполнению постановлений должностных лиц органов внутренних дел и судей о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях, относящихся к компетенции органов внутренних дел.

III. Основные функции

14. Обобщает и проводит комплексный анализ результатов деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, исполнению административного законодательства, выработке мер по совершенствованию этой деятельности.

15. Анализирует и организует методическое обеспечение деятельности подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД, а также иных подразделений милиции общественной безопасности.

Читайте также  Трудовой по совместительству 2019

16. Внедряет в деятельность подразделений милиции общественной безопасности передовые формы и методы работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства.

17. Обеспечивает координацию работы подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД и других подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений, осуществлению в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях.

18. Подготавливает предложения руководству МВД по Удмуртской Республике по совершенствованию законодательства Российской Федерации, законодательства Удмуртской Республики, нормативных правовых актов МВД России, правовых актов МВД по Удмуртской Республике в целях повышения эффективности исполнения административного законодательства, предупреждения, выявления и пресечения преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики.

19. Вырабатывает меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, а также административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики.

20. Разрабатывает организационно-методические материалы и организует служебные занятия по вопросам, относящимся к компетенции подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

21. Организует и проводит оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ч. 1, ст. 34; 2008, N 30, ч. 2, ст. 3616.

23. Обеспечивает контроль за выполнением сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних дел требований законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

24. Организует и осуществляет в установленном порядке проверки подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

25. Подготавливает представления для внесения в органы государственной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления о мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел.

26. Организует изготовление, учет, хранение, выдачу и отчет об использовании бланков протоколов об административных правонарушениях для осуществления подразделениями горрайонов внутренних дел производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел.

27. Рассматривает обращения граждан, должностных лиц и организаций, связанных с осуществлением деятельности подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства органов внутренних дел.

28. Подготавливает предложения руководству МВД по Удмуртской Республике по совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел в интересах предупреждения правонарушений в установленной сфере деятельности, устранению недостатков, выявленных в работе подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД и других подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних дел.

IV. Организация и обеспечение деятельности

29. Центр возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром внутренних дел по Удмуртской Республике по представлению начальника МОБ МВД по Удмуртской Республике.

30. Назначение начальника Центра производится по согласованию с ДООП МВД России.

31. Начальник Центра подчиняется непосредственно начальнику милиции общественной безопасности МВД по Удмуртской Республике.

32. Начальник Центра имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности в установленном порядке.

33. Начальник Центра:

33.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Центра и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач и функций.

33.2. Обеспечивает профессиональную подготовку непосредственно подчиненных ему сотрудников и организацию профессиональной подготовки в подразделениях по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД.

33.3. Контролирует соблюдение законности и прав граждан сотрудниками Центра и подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД.

33.4. Принимает в пределах своей компетенции меры по устранению недостатков, выявленных в работе Центра и подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД.

33.5. Направляет в установленном порядке в заинтересованные подразделения органов внутренних дел рекомендации, обзоры, аналитические материалы, касающиеся вопросов организации взаимодействия при осуществлении деятельности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

33.6. Вносит в установленном порядке предложения об организации целевых служебных командировок для изучения положения дел по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства, оказанию практической помощи органам внутренних дел в совершенствовании этой работы.

33.7. Организует в установленном порядке мероприятия по осуществлению оперативно-зонального и особого контроля за деятельностью подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД, имеющих неудовлетворительные результаты оперативно-служебной деятельности.

33.8. В пределах своей компетенции вносит предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников Центра, их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий.

33.9. Готовит аттестацию на сотрудников Центра.

33.10. Представляет сотрудников Центра к присвоению специальных званий.

33.11. Вносит в установленном порядке руководству МВД по Удмуртской Республике предложения по:

33.12.1. Совершенствованию структуры Центра, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД.

33.12.2. Материально-техническому, финансовому обеспечению Центра.

33.12.3. Изменению размеров денежного довольствия сотрудников Центра и руководителей подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД, ГО-, РОВД.

33.12.4. Поощрению граждан за активное участие в выявлении преступлений экономической направленности и административных правонарушений.

33.13. Рассматривает в установленном порядке обращения граждан, должностных лиц и организаций.

33.14. Реализует иные полномочия, отнесенные к его компетенции нормативными правовыми актами МВД России.

34. Материально-техническое, финансовое и иное обеспечение Центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

35. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности осуществляются в Центре самостоятельно в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

36. Центр имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы.

Административная ответственность за посягательство на общественный порядок и общественную безопасность

Вопросы, связанные с правонарушениями и преступлениями в области общественного порядка и общественной безопасности, остаются крайне актуальными.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, представляют собой негативные проявления человеческого отношения к сложившимся в обществе культуре, порядку и духовным идеалам, общему ощущению защищенности и безопасности.

Общественный порядок и общественная безопасность повсеместно во все времена и во все эпохи охранялись нормами действующих во всех государствах законодательных актов и иных устоявшихся в обществе правил социального поведения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, наносят существенный вред всем сферам жизнедеятельности человека: мешают созидательному труду, нормальному отдыху, интеллектуальным и творческим устремлениям, способствуют возникновению дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства нестабильности, незащищенности и даже страха перед негативными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.

В целом на основании анализа массива определений, общественным порядком будет являться система общественных отношений, основанную на правовых нормах и иных правилах сосуществования, обеспечивающую нормальные условия для трудовой и общественной деятельности граждан, их отдыха и быта, гарантирующую общественное спокойствие, уважение к общественной нравственности, чести и достоинству людей, сохранность имущества.

Существует тесная связь общественного порядка и общественной безопасности. Общественная безопасность, с юридической точки зрения, понимается как система общественных отношений, связанная с обеспечением спокойствия граждан, неприкосновенностью жизни и здоровья индивида, нормальными условиями труда и отдыха граждан, функционированием государственных органов, учреждений, общественных организаций, предприятий и других подобных коллективных субъектов.

Общественный порядок позволяет обеспечивать безопасность; меры по обеспечению общественной безопасности, в свою очередь, являются фактором поддержания надлежащего правопорядка в социуме.

Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы общественной безопасности, выступает Основной закон — Конституция Российской Федерации. Кроме того, важные правовые нормы содержатся в ряде федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти, регулирующих, в частности, вопросы пожарной безопасности, оборота оружия, режима чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции и т.п.

Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется как силами органов государственной власти, так и общественными объединениями и гражданами; однако основную роль в обеспечении общественной безопасности, равно как в охране общественного порядка, играют правоохранительные органы, которые осуществляют одновременно правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность.

Объективная сторона данных правонарушений выражается в форме действия (например, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.), либо в форме бездействия (нарушение требований пожарной безопасности, режима чрезвычайного положения, и др.).

Объективная сторона изучаемых правонарушений проявляется в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан, общества и государства.

Субъектами административного правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть физические и юридические лица.

К лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, применяются следующие виды наказаний, установленные КоАП: административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.

Читайте также  О замене на период болезни

прокурора г. Москвы М.С. Сухарев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

§ 1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения

Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП), являются пассивные и активные избирательные права физических лиц (13 из 23 составов правонарушений, рассматриваемых в данной главе; см.

Объединяющим признаком этих правонарушений является субъективная сторона — наличие вины, как правило, в форме прямого умысла, а также виды налагаемых административных взысканий. Все 13 составов правонарушений, рассматриваемых в гл. 5 КоАП, влекут санкции в виде административного штрафа, однако критерии его исчисления различны: в основном применяется базовый критерий определения суммы штрафа — в величине, кратной размеру месячной оплаты труда (ст. 401 — 4011, 4013); в ст. 4012 «Незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком)» размер штрафа исчисляется на основе вспомогательного критерия, крайне редко используемого в КоАП, — в сумме, кратной размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (в данном случае в сумме, равной трехкратному размеру незаконного пожертвования).

В большинстве случаев субъекты правонарушений, предусмотренных ст. 401 — 4013 КоАП, представлены должностными лицами — членами избирательных комиссий, государственными служащими (ст. 401), лицами, наделенными негосударственными властными полномочиями (в ст. 408 — главный редактор средства массовой информации — СМИ). Чле-

ны избирательных комиссий осуществляют делегированные им государственно-властные полномочия временно, что соответствует дефиниции должностного лица, поскольку любой сотрудник избирательной комиссии уполномочен государством осуществлять функции представителя власти.

Другие субъекты, указанные в составах ст. 401 — 4013 КоАП, — иные ответственные лица, среди них кандидат в депутаты на выборную должность, избирательные объединения (избирательные блоки), журналисты и др.

Действия этих лиц могут повлечь за собой прекращение правоотношения в сфере избирательного права.

К субъектам рассматриваемых правонарушений относятся не только физические, но и юридические лица, отечественные или зарубежные: международные общественные объединения, избирательные блоки, российские коммерческие организации с иностранным участием и др., однако предусмотренные КоАП штрафные санкции налагаются только на физических лиц.

Главой 5 КоАП предусмотрены также составы правонарушений, посягающих на осуществление гражданами права на труд (ст. 41, 411 — 414 КоАП). Общественная опасность этой группы проступков заключена в воспрепятствовании гражданам реализовать свое конституционное право в сфере трудовых правоотношений (ст. 37 Конституции РФ).

Субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 41, 41′ — 414 КоАП, могут быть и юридические лица — предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, на руководителей которых налагаются административные взыскания в виде штрафов. Физические лица, совершающие административные проступки в сфере трудовых правоотношений, всегда относятся к категории должностных лиц независимо от того, действуют ли они в сфере частного права или публично-правовых отношений (см. ст. 41 КоАП). Причиненный вред, например в случае незаконного увольнения, может быть не только имущественным, но и моральным.

Субъективная сторона рассматриваемых административных проступков предполагает наличие прямого или косвенного умысла. Умышленная вина квалифицируется, в частности, при уклонении должностным лицом от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (ст. 41′ КоАП). Руководитель предприятия, учреждения, организации должен быть осведомлен об особенностях

трудовых правоотношений и не может не сознавать противоправную основу своего действия или бездействия.

Глава 5 КоАП включает четыре состава правонарушений, объектом посягательства которых являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан (ст.

Наиболее суровые санкции гл. 5 КоАП — исправительные работы и административный арест на срок до 15 суток предусмотрены ст. 44 КоАП «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача».

Следует учитывать приведенные далее особенности данного состава административного проступка.

1. Диспозиция ст. 44 воспроизводит лишь отдельные стороны правонарушения, указанного в заголовке; в частности, о потреблении наркотических средств как квалифицирующем признаке административного проступка в ч. 1 ст. 44 и в примечании к этой статье не упоминается. В отличие от рассматриваемого случая все другие составы правонарушений, перечисленные в КоАП, дословно воспроизводят наименование соответствующей статьи либо определяют дополнительные признаки правонарушения, отсутствующие в ее заголовке.

2. Под наркотическими веществами понимаются способные оказать неблагоприятное воздействие на психику человека растительные или синтетические средства, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, определяемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ, а также компоненты, используемые при их производстве, изготовлении и переработке.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее — ВСНД и ВС РФ).

Таким образом, к наркотикам относятся и психотропные вещества, воздействующие на психику и мотивацию поведения человека и применяемые обычно при лечении психически больных. Список психотропных средств, определенный Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., соответствует правовым критериям их квалификации. Этот список ведется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ. По состоянию на июнь 1997 г. он насчитывал 13 наименований психотропных веществ (кетамин, аминорекс, амобарбитал и проч.) и 59 наименований наркотических средств (смола каннабиса, гашиш, марихуана, различные виды опия, маковая соломка, морфин, кодеин, героин и т.п.).

3. Под незаконностью приобретения или хранения наркотических средств в небольших размерах следует понимать нарушение установленного Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — ФЗ от 8 января 1998 г.) порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1. К составу административного проступка, предусмотренного ст. 44 КоАП, относятся только отдельные разновидности оборота наркотических веществ, не представляющие значительной общественной опасности. Другие разновидности оборота наркотиков, например, изготовление или сбыт наркотических средств, квалифицируются в качестве преступления (ст. 228 УК). При отсутствии количественных показателей наркотических средств, указанных в ч. 1 ст. 44, правонарушение может содержать признаки состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК. При отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических веществ и психотропных средств необходимо руководствоваться заключениями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве РФ, а также данными экспертов.

Порядок оборота наркотиков представляет собой совокупность методов государственного регулирования, несоблюдение которых может повлечь за собой административные или уголовные санкции (ст.

1. Введение государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков (культивирование растений, ввоз и вывоз наркотических средств и др.). Государственная монополия означает ограничение правомочий субъектов частного права, а также введение особых форм контроля и надзора. В частности, изготовление сильнодействующих наркотических средств или психотропных веществ, а также внешнеторговая деятельность в этой сфере осуществляются только

‘СЗРФ. 1998. №2. Ст. 219.

государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

Негосударственные юридические лица вправе производить и изготовлять только психотропные вещества, употребление которых не представляет значительной общественной опасности. В отношении этих препаратов Правительство РФ устанавливает льготный режим контроля.

2. Лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в том числе приобретения и хранения, упомянутых в ст. 44 КоАП), осуществляется на основе Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 9 — 13) и Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее- Закон о лицензировании) (ст. 17). В случае коллизий применения норм, установленных вышеназванными законами, применяются предписания ФЗ от 8 января 1998 г., поскольку действие базового закона о лицензировании не распространяется на лицензионные отношения, возникшие до его вступления в силу (п. 3 ст. 19 Закона о лицензировании).

3. Введение государственных квот (количественных ограничений) на культивирование растений, содержащих наркотические вещества или представляющих собой исходное сырье для изготовления наркотических средств.

4. Введение особого порядка разработки новых наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающего осуществление этой деятельности на основе госзаказа государственными научно-исследовательскими учреждениями.

Вред, причиняемый здоровью человека, обусловлен спецификой производства наркотических средств, дозой и средой их потребления, индивидуальными особенностями организма к их привыканию, токсичностью их воздействия.

Перечень наркотических средств определяется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве РФ, который в своих рекомендациях определяет размер приобретаемых или хранящихся наркотических средств.

Субъективная сторона данных правонарушений предполагает наличие вины в форме прямого или косвенного умысла.

Примечание к ст.

Общественная опасность рассматриваемого правонарушения характеризуется не только причинением вреда здоровью граждан — незаконный оборот наркотиков наносит ощутимый ущерб общегосударственным интересам. Приобретение, хранение, потребление наркотиков отрицательно сказывается на динамике преступности; асоциальные элементы, дейст-вуюдцие в этой сфере, часто привлекают к совершению правонарушения других лиц, что отягчает ответственность. Повышенная смертность наркоманов негативно сказывается на демографических показателях и неблагоприятно воздействует на национальную безопасность.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 45 КоАП (сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения), являются общественные отношения в сферах частноправовых и государственных интересов. Эпидемия или пандемия при распространении венерических болезней, которые могут быть следствием и рассматриваемых проступков, сказываются не только на здоровье отдельных граждан, но и на санитарно-эпидемиологическом благополучии всего населения. Употребление названия «венерические болезни» (morbus venerus) было впервые введено в обиход в 1527 г. Жаком де Бетанкуром, он связывал их распространение с результатом служения культу Венеры (ex Venere).

По смыслу ст. 45 КоАП к венерическим болезням относятся и ВИЧ-инфекция. Однако УК отграничивает категорию ВИЧ-инфицированных. КоАП определяет обязанность инфицированных лиц сообщать все известные сведения об источнике заражения и последующих контактах, содействующих распространению инфекционного заболевания. Правонарушитель должен осознавать, что сокрытие соответствующих данных создает опасность распространения болезни. Сокрытие источника заражения, повлекшее тяжкие последствия — инфицирование венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией другого лица, квалифицируется как преступление (ст. 121, 122 УК).

Правонарушение, предусмотренное ст. 45 КоАП, характеризуется умышленной виной — лицо знает о наличии у него венерического заболевания и осознает степень вреда, который может быть причинен сокрытием информации об источнике инфицирования. Лица, имевшие контакты с инфицированными больными, подлежат административной ответственности лишь в том случае, если они были осведомлены органом здравоохранения о наличии венерического заболевания и продолжали асоциальные действия, создающие опасность распространения инфекции.