При увольнении работающии пенсионер начисления к пенсии

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПЕНСИИ РАБОТАЮЩЕМУ ПЕНСИОНЕРУ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ

По закону индексация пенсий работающим пенсионерам после увольнения происходит так:
— её начисляют с месяца, идущего за месяцем увольнения;
— учитывают все индексации;
— в проиндексированном размере и с доплатой она придет спустя 3 месяца.
Как установлено федеральным законодательством, работающие пенсионеры с 2016 года получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.
Что касается сроков перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера, то после прекращения трудовой деятельности – работы и/или иной деятельности – суммы страховой пенсии с учетом индексаций, имевших место в период ведения трудовой деятельности, выплачивают с 1-го числа месяца, идущего за месяцем прекращения работы и/или иной деятельности.
После прекращения трудовой деятельности перерасчет пенсии при увольнении работающего пенсионера происходит без подачи им заявления в Пенсионный фонд, так как со II квартала 2016 года работодатели ежемесячно направляют в ПФР упрощенную отчетность по форме СЗВ-М. То есть факт работы пенсионера Фонд определит автоматически.
В данной отчетности наниматель указывает работающих у него и уволившихся в отчетном месяце застрахованных лиц. Её сдают до 15-го числа месяца, идущего за отчетным.
В итоге перерасчет пенсии после увольнения с работы Пенсионный фонд производит после обработки и учета сведений из СЗВ-М в месяце, следующем за месяцем сдачи это отчета. И принимает соответствующее решение о выплате пенсии с учетом или без учета индексации с месяца, идущего за месяцем принятия решения. Отсюда 3-хмесячный срок.
Тем самым после представления работодателем соответствующих сведений о прекращении работы и вынесении решения территориальным органом ПФР пенсионеру будет выплачена пенсия с учетом всех прошедших за период его работы индексаций. Она будет произведена с 1-го числа месяца, идущего за месяцем увольнения.
Чтобы понимать механизм индексации пенсии при увольнении работающего пенсионера, приведём пример.
Пенсионер уволился с работы в ноябре 2019 года.
В декабре 2019 года в ПФР поступит отчетность от работодателя за ноябрь, где пенсионер еще числится работающим.
В январе 2020 года ПФР получит отчетность, в которой пенсионер работающим уже не числится.
В феврале 2020 года ПФР примет решение о возобновлении индексации.
В марте пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым её размером пенсии за предыдущие 3 месяца – декабрь, январь, февраль.
То есть пенсионер начнет получать новый проиндексированный размер пенсии спустя 3 месяца после увольнения. Но эти 3 месяца будут ему компенсированы.
Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет. В худшем случае — ему не повысят пенсию при следующей индексации (если он будет на тот момент работать).

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий

Сургутский муниципальный район
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

628408, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Тюменская область, г. Сургут, ул.Энгельса, 10

Режим работы администрации: ПН 09:00-18:00, ВТ-ПТ 09:00-17:00, 13:00-14:00 — обеденный перерыв.

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
oksana-nikola@mail.ru

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Читайте также  Акт приема передачи квартиры долевого участия

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

Индексация и перерасчёт пенсии

Индексация пенсии

Ежегодно, 1 апреля, пенсии повышаются путём индексации.

Цель индексации – поддерживать баланс между пенсиями и изменениями заработных плат и цен.
Для этого Правительство Республики ежегодно утверждает новый пенсионный индекс. При вычислении индекса учитывается следующее:

  • изменение поступления доли пенсионного страхования от социального налога за предыдущий год в объёме 80 %;
  • изменение индекса потребительских цен за предыдущий год в объёме 20 %.

Индексация осуществляется только в том случае, если эти показатели увеличиваются. В случае их уменьшения пенсии не уменьшаются.

При индексации увеличивается как базовая часть пенсии, так и годовой коэффициент.
Базовая часть пенсии, размер которой для всех получателей пенсии является одинаковым, при индексации пенсий повышается больше годового коэффициента. Цель этого – быстрее повысить именно ту часть пенсии, которая, независимо от трудового стажа, выплачивается всем пенсионерам одинаково. Так повышается способность справляться в повседневной жизни также и для получателей небольших пенсий.
Также и новый годовой коэффициент для всех одинаков, однако, поскольку на годовой коэффициент умножается часть стажа, зависящая от трудового стажа человека, то в результате индексации пенсия повышается по-разному – пенсия будет выше у тех, у кого трудовой стаж больше, и наоборот.

Дополнительная информация

  • Вернуться к содержанию
  • Правовые акты
  • Бланки

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Базовая часть пенсии – это основа пенсии, одинаковая для всех пенсий.

Начиная с 1 апреля 2021 г., базовая часть пенсии составляет 219,3079 евро, к которому будет добавлено чрезвычайное увеличение на 16 евро в этом году. Общая сумма базовой части составляет 235,3079 евро.

ГОДОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Годовой коэффициент – стоимость пенсионно-правового стажа или страхового пая за один год.

Начиная с 1 апреля 2021 г., годовой коэффициент пенсии составляет 7,206 евро.

НАРОДНАЯ ПЕНСИЯ

Лицам, у которых нет необходимого минимального пенсионного стажа (15 лет), платят народную пенсию. Её размер также каждый год меняется вместе с индексацией пенсий.

Начиная с 1 апреля 2021 г., ставка народной пенсии составляет 225,18 евро,к которой в этом году добавится чрезвычайное повышение на 30 евро. Общий размер народной пенсии составляет 255,18 евро.

Базовая пенсия, годовой коэффициент и народная пенсия меняются каждый год

С 1 апреля 2020 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии – 215,5148, годовой коэффициент пенсии – 7,104, ставка народной пенсии – 221,63 евро.

С 1 апреля 2019 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии – 191,6496, годовой коэффициент пенсии – 6,627, ставка народной пенсии – 205,21 евро.

С 1 апреля 2018 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии – 175,439, годовой коэффициент пенсии 6,161, ставка народной пенсии 189,31 евро.

С 1 апреля 2017 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии 161,9038, годовой коэффициент пенсии 5,767, ставка народной пенсии 175,94 евро.

С 1 апреля 2016 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии 153,3035, годовой коэффициент пенсии 5,514, ставка народной пенсии 167,40 евро.

С 1 апреля 2015 года действовали следующие ставки:
Базовая часть пенсии 144,2585, годовой коэффициент пенсии 5,245, ставка народной пенсии 158,37 евро.

Просмотр точного размера пенсии, начиная с 01.04.2021

Новый размер своей пенсии Вы можете посмотреть на государственном портале eesti.ee по адресу:

Если желаете войти с главной страницы eesti.ee, выберите:
www.eesti.ee → темы → пособия и пенсии → пенсия → услуги → просмотр пенсий, пособий и компенсаций

Дополнительная информация

  • Вернуться к содержанию
  • Правовые акты
  • Бланки

Учёт отработанного времени и перерасчёт пенсии

В дополнение к индексации ежегодно, 1 апреля, мы учитываем отработанное в прошедшем периоде время.

Тем пенсионерам, которые в прошлом году работали и получали облагаемый социальным налогом доход, мы рассчитываем дополнительный страховой пай за предыдущий год. В дополнение к индексации их пенсия повышается также и на эту величину.

Учитывается социальный налог, учтённый с заработной платы и доходов от предпринимательства. Таким образом, не имеет значения, работал ли человек целый год или только несколько месяцев. Размер страхового пая мы рассчитываем на основе суммы поступившего социального налога.

Изменение размера пенсии и подоходный налог

В результате индексации пенсии повышаются, поэтому ежегодно в апреле нужно пересматривать свои возможности использования освобождения от подоходного налога.

Неработающие пенсионеры

Если Вы не работаете, и весь Ваш доход составляет только Ваша пенсия, с дополнительным заявлением о подоходном налоге к нам обращаться не нужно. Мы сами учтём Вам максимальное освобождение от подоходного налога, учитывая размер Вашей пенсии.

Работающие пенсионеры

Если Ваш общий доход (пенсия вместе с заработной платой) после 1 апреля не превышает 1200 евро, дополнительное заявление о подоходном налоге подавать не нужно. Мы удержим подоходный налог с Вашей пенсии в соответствии с поданным ранее заявлением.

Если после 1 апреля Ваш общий доход (пенсия вместе с заработной платой) превышает 1200 евро, Вам следует самостоятельно рассчитать свой новый размер освобождения от подоходного налога. Это можно сделать при помощи калькулятора на сайте www.tulumaks.ee.

Пожалуйста, подайте нам новое заявление с новой суммой освобождения от подоходного налога. Обратите внимание на то, что в случае если Вы этого не сделаете, может случиться так, что учитываемое в течение года освобождение от подоходного налога будет слишком большим. В этом случае весной следующего года у Вас появится обязательство по доплате подоходного налога.

Если после 1 апреля Ваш общий доход (пенсия вместе с заработной платой) превышает 2100 евро, подоходным налогом облагается весь доход, и освобождение от подоходного налога использовать нельзя. Пожалуйста, подайте нам заявление об отказе от освобождения от подоходного налога.

Зарплата и пенсия работающего пенсионера

К сожалению, размер пенсии не всегда позволяет обеспечить себе нормальное проживание. Поэтому многие продолжают работать или трудоустраиваются на новые места. Не лишатся ли они своей пенсии?

Работающие пенсионеры кто они?

Так называют тех, кто после выхода на заслуженный отдых остается на своем рабочем месте или ищет другую, посильную для своего возраста работу. Что заставляет людей работать и дальше?

Причины у всех разные, но чаще всего — недостаточный размер пенсионных выплат. Вот поэтому, чтобы улучшить свое финансовое положение, многие из пожилых людей, которым позволяет это делать здоровье, устраиваются на работу.

Трудоустройство может быть:

  1. Официальным.
  2. Неофициальным. В этом случае работающих пенсионеров не зачисляют на занимаемые должности.

Неофициальное трудоустройство выгодно пенсионеру и работодателю, государство же остается в проигрыше: ему не отчисляются налоги с зарплаты работающего пенсионера.

Индексация пенсий: как изменятся выплаты?

Работающим пенсионерам 2021 год принес не слишком приятные новости: им будут начислять пенсии по новому закону. Это значит, что их страховая пенсия не увеличится (не учитываются прошедшие повышения). Если пенсионер решит уволиться, уже в следующем месяце ему начислят проиндексированную пенсию.

Индексирование пенсии осуществится на процент, который был введен за то время, пока они работали, будучи официально пенсионерами. Процесс перерасчета не быстрый (на это понадобится около трех месяцев), поэтому доплата пенсионерам будет выплачена и за время ожидания.

На заметку: заявление об увольнении пенсионеры могут не относить в пенсионный фонд сами. Всю нужную информацию предоставит работодатель.

Как будут проиндексированы пенсии в России с 2020 года

Будут ли получать пенсию работающие пенсионеры?

Сегодня в стране свыше 7 млн граждан пенсионного возраста, которые продолжают трудиться. Всех, кто подходит к пенсионному рубежу, интересует вопрос: будет ли им выплачиваться пенсия, если они будут продолжать работать и дальше?

Не так давно каждый знал, что по достижении определенного возраста он будет получать пенсионное обеспечение. Но после того как прошла реформа по заморозке пенсий, многие волнуются, не лишат ли их пенсионного обеспечения?

Правительство РФ готовит законопроект, который предлагает отменить пенсии работающим пенсионерам. Коснется нововведение не всех, а только тех, кто за календарный год имел доход, превышающий 1,2 млн рублей. Изначально называлась другая цифра, 1 млн рублей, но потом она была изменена.

Данное ограничение — временное. Причина — сложное экономическое положение, выплаты зарплат «в конвертах», сокращение трудовых мест.

Как начисляется и выплачивается пенсия?

На начисление пенсионных выплат влияют такие показатели:

  1. Трудовой стаж.
  2. Страховые баллы.
  3. Надбавки.
  4. Наличие знаков отличия.

Обычно в среднем пенсия составляет 15 000 рублей. Пенсию выплачивают или через банк, или доставляют через почту (для сельских пенсионеров).

Если пенсионеры по достижении 60 лет (женщины) или 65 (мужчины) продолжают работать, им начисляют пенсии без учета страховых баллов. Из-за этого не происходит прироста пенсионного обеспечения. В итоге пенсионеры, которые не работали, достигнув пенсионного возраста через 10 лет, будут иметь пенсию в два раза больше, чем те, кто продолжал трудиться.

О возрасте выхода и размере пенсии в странах СНГ можете подробнее узнать из статьи на нашем сайте.

Особенности перерасчетов

Согласно закону об индексировании работающим пенсионерам не будут производиться выплаты. Чтобы уравновесить ситуацию, правительство решило произвести перерасчет для граждан, трудоустроившихся по закону.

Происходить перерасчет будет так:

  1. Произведется учет налоговых выплат из зарплат. Для этого будут запрошены у работодателей информационные данные об объеме вычетов, которые осуществляются ежемесячно. Речь идет о 13-процентных отчислениях государству, которые вычитают из заработанных денег еще до их выдачи пенсионеру.
  2. Если предоставленные сведения будут неправильными, перерасчет будет также неверно произведен.
  3. Сумма выплат напрямую влияет на начисление баллов: чем она выше, тем больший балл надбавки будет иметь пенсионер после нового расчета.
  4. Для максимальной надбавки к пенсии нужно получить три балла, что составит добавку к пенсии максимум 245 рублей.

Конечно, сумма не впечатляет. Вывод напрашивается следующий: работающим пенсионерам в 2021 году перерасчет проводят не для улучшения их финансового состояния. Скорее всего, пытаются провести систематизацию системы баллов. Кроме того, таким образом государство сможет получать информационные данные о налоговых вычетах.

Особенности индексации: сколько будут получать работающие пенсионеры

Проект закона, в котором говорилось об индексировании пенсионных выплат пенсионерам, продолжающим трудиться, одобрен в Госдуме не был. Причина отклонения — тяжелое экономическое состояние страны.

Чтобы поправить положение, страховые пенсии граждан данной категории будут подвержены корректировке. Но коснется это только трудоустроенных официально людей, за которых работодатели выплачивали налоги.

Как и в прошлом году, пенсию повысят на три балла. Соответственно сумма повышения равняется 270 рублям.

Хотя это немного, добавку получат далеко не все пенсионеры, а только те, кто зарабатывает мало. Все вопросы по этой теме будут решаться индивидуально.

Так как долго это продолжаться не может, правительство заявило, что в начале следующего года перерасчет для пенсионеров, продолжающих работать, планируется вернуть.

Существуют ли налоги на пенсии?

Не так давно украинское правительство ввело налог на пенсию, если ее размер в три раза превышает минимальный оклад. После этого российские пенсионеры забеспокоились: не придется ли и им платить подоходный налог?

Читайте также  Как доказать избиение человеком если нет свидетелей

Нет, такого закона российское правительство принимать не будет, поэтому пенсионные выплаты (и накопительные, и страховые), как и раньше, освобождены от налогообложения. При этом налог не будет взиматься и с тех накопительных пенсий, которые находятся не в государственных пенсионных фондах.

Но это касается обязательной страховой пенсии. Если отчисления совершаются работодателем, который заключил договор о пенсионном обеспечении с НДФЛ, тогда с него будет вычитаться подоходный налог.

Может выплачивать налог и сам пенсионер. Для этого ему нужно самостоятельно заключить договор с НПС в отношении членов своей семьи.

Денежные потери: чего лишатся работающие пенсионеры в 2021 году

С 2021 года планировалось проведение индексации пенсий каждый квартал. Первое индексирование провели 1 января, следующее — в апреле. Если не последует никаких изменений, только на протяжении текущего года пенсии могут возрасти минимум на 10 %.

Размер средней пенсии на текущий момент — 15 000 рублей, благодаря индексации размер выплат увеличится до 18 000.

Так как для работающих пенсионеров индексация не запланирована, их пенсионные выплаты не будут меняться. Соответственно, ежемесячно они будут терять от одной до двух тысяч рублей.

На первый взгляд, сумма незначительная, но за год показатель будет существенным — от 12 000 до 24 000 рублей.

Возможна ли отмена пенсий работающим пенсионерам?

Это главный вопрос, который волнует тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, но по-прежнему продолжает работать. Пока что никакого решения данного вопроса правительством не предвидится. В Госдуме было выдвинуто несколько идей:

  1. Не платить всем, кто работает, пенсии. Пенсионерам, которые не работают, увеличить выплаты.
  2. Заморозить часть страховых выплат, а бонусные начисления выплачивать.

Благодаря этим действиям, по мнению специалистов, можно будет сэкономить немало бюджетных средств, которые можно будет пустить на увеличение содержания по старости.

Все предложения были рассмотрены комиссией и заложены в проект закона, поданный в 2015 году в Госдуму. Главная идея законопроекта — перестать выплачивать пенсионное обеспечение тем, кто имеет большие доходы, размер которых превышает 1,2 миллиона рублей. Депутаты не поддержали данный проект.

Будут ли выплачиваться дополнительные пенсии к Новому году?

В январе 2017 года пенсионеры получили «13 пенсию». Правительство назвало выплату подарком к новогодним праздникам. На самом деле эти деньги являются компенсацией пенсионных выплат, которые не были индексированы в предыдущем году.

Многие из работающих пенсионеров интересуются, выплатят ли дополнительные пенсии и в текущем году? Вопрос о выплате «13 пенсии» пенсионерам всех категорий решался Государственной думой, но большинство не поддержало данный проект. Соответственно, дополнительные выплаты за 2021 год не будут производиться.

Среднемесячный размер пенсии в других государствах

Отличия пенсионных выплат и льгот

Из-за отмены индексации пенсий граждан, которые работают, они будут получать меньше, чем их неработающие ровесники: разницу в 5–6 % сложно назвать прибавкой. Но со временем эта разница заметно увеличится.

Например, в 2017 году перестали выплачивать прибавки работающим пенсионерам, а неработающие граждане их получили и стали получать пенсии на 4 % больше.

В текущем году будет снова проводиться индексирование пенсионных выплат. Планируемый размер индексации — около 4 %. Соответственно, пенсия возрастет на 600–1000 рублей.

Казалось бы, разница не очень большая (разве что для государства, учитывая количество работающих пенсионеров), но при существующих ценах на лекарства может оказаться существенной.

Но, если работающий пенсионер получает достойную зарплату, те же 1000 рублей не скажутся на его платежеспособности отрицательно. Еще одно различие пенсионного обеспечения работающих и неработающих граждан — не связанный с инфляцией перерасчет.

Необходимое количество пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию

Что касается льгот, неработающие пенсионеры освобождены от отчислений в налоговую инспекцию за транспорт, землю, имущество (один некоммерческий объект). Частью их с учетом налоговых льгот региона проживания могут пользоваться и работающие пенсионеры.

Можно ли увеличить размер пенсии?

Большинство людей предпенсионного возраста получают минимальные зарплаты, поэтому им «светит» небольшая пенсия. Но существует несколько вариантов, позволяющих изменить ситуацию. Сделать это можно следующим образом:

  1. Заработать дополнительный стаж.
  2. Продолжить работать еще некоторое время, отказавшись от получения пенсии.
  3. Предоставить дополнительные справки о заработках.
  4. Выйти на пенсию позже.
  5. Использовать накопительное страхование.
  6. Использовать пенсионный вклад.
  7. Воспользоваться страховым депозитом.

Что ждет пенсионеров в будущем?

Как заявил министр финансов, неработающим пенсионерам пенсия будет постоянно увеличиваться. В данный момент реализуется программа, позволяющая значительно повысить уровень пенсий.

Согласно этой программе к 2030 году люди пенсионного возраста, а также дети, потерявшие кормильцев, инвалиды будут получать пенсию, превышающую прожиточный минимум в три–пять раз.


Работающим пенсионерам пока никто ничего не обещает. Из-за закона об отмене индексирования их пенсионные выплаты остаются неизменными. Следовательно, вопросы об увеличении пенсионного обеспечения остаются пока открытыми. Возможно, ситуацию изменит перерасчет, который обещают произвести и работающим пенсионерам.

Новшества в пенсионном обеспечении

Страховая пенсия: новая система формирования пенсионных прав

Для решения задач в области совершенствования пенсионной системы Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) содержит целый ряд важнейших нововведений, главное из которых заключается в оценке каждого года стажа, официально отработанного гражданином, в виде индивидуального пенсионного коэффициента (балла).

Индивидуальный пенсионный коэффициент — это параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год (ИПК), или пенсионный балл, определяется как отношение суммы страховых взносов, начисленных за каждый год за застрахованное лицо на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2015 года, к сумме взносов, уплачиваемых с максимального взносооблагаемого заработка, умноженное на 10.
Чем выше заработная плата (официальный заработок до вычета подоходного налога), тем выше будет и индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год.

Законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

— не свыше 10 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления;
— не свыше 6,25 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления в связи с уплатой обязательных платежей на накопительную пенсию.

Для получения права на страховую пенсию гражданин помимо необходимого страхового стажа должен будет накопить не менее 30 пенсионных коэффициентов (баллов). В том случае, если сумма пенсионных баллов будет меньше 30, гражданину будет назначена социальная пенсия.

Для получения права на страховую пенсию гражданин помимо необходимого страхового стажа должен будет накопить не менее 30 пенсионных коэффициентов (баллов). В том случае, если сумма пенсионных баллов будет меньше 30, гражданину будет назначена социальная пенсия.

Второе нововведение. При расчёте пенсии применяется стоимость пенсионного коэффициента, устанавливаемая на каждый календарный год в определённом размере.
При этом стоимость пенсионного коэффициента, применяемого при исчислении страховой пенсии в текущем году, не может быть менее стоимости пенсионного коэффициента, который применялся при исчислении пенсии в предыдущем году.

Третье нововведение. Подобно тому, как пенсионные права, приобретённые россиянами до 1 января 2002 года, были сконвертированы в рамках законов о пенсионной реформе, сумма пенсионных прав до 1 января 2015 года также сконвертирована применительно к нормам Закона №400-ФЗ. Размер индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется как отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица (без учёта фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года, исчисленный по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к стоимости одного пенсионного коэффициента, установленной на 2015 год в размере 64,1 руб.

При реализации данных нововведений остается обязательным принцип сохранения пенсионных прав: пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.

Четвёртое нововведение. При расчете пенсии учитываются такие социально значимые периоды жизни человека («нестраховые» периоды), как срочная служба в армии, уход за ребенком до 1,5 лет, и иные, предусмотренные пунктами 6-8 части 1 статьи 12 Закона №400-ФЗ, за которые присваиваются особые коэффициенты.

Так, за периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) начисляются: 1,8 коэффициента за год отпуска – за 1 ребенка, 3,6 коэффициента за год отпуска – за 2 ребенка, 5,4 коэффициента за год отпуска – за 3 и 4 ребенка.

Пятое нововведение. По новым правилам принципиальное значение приобретает вопрос продолжения трудовой деятельности после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Выходить на пенсию позже установленного возраста финансово выгодно, так как в этом случае применяются специальные «премиальные» коэффициенты.

К примеру, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением страховой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. При работе без обращения за пенсией в течение 8 лет фиксированная выплата возрастет на 73%, страховая пенсия – на 90%. Размеры указанного коэффициента закреплены в приложении № 1 к Закону № 400-ФЗ.

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением

Период более позднего обращения за назначением страховой пенсии

Коэффициент увеличения фиксированной выплаты

Коэффициент увеличения фиксированной выплаты при наличии права на досрочное назначение пенсии

Коэффициент увеличения суммы ИПК

Коэффициент увеличения суммы ИПК при наличии права на досрочное назначение пенсии

Совершенствование пенсионной системы не предусматривает повышения пенсионного возраста, он остался прежним: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, за исключением лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Для них с 01.01.2017 года действует повышенный пенсионный возраст, который ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Шестое нововведение. Новые условия назначения страховой пенсии (по продолжительности страхового стажа и величине ИПК) вводятся в действие постепенно, что необходимо для адаптации граждан к изменениям и обусловлено соблюдением принципа разумного переходного периода. В соответствии с положениями, закрепленными статьей 35 Закона №400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины ИПК. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, ежегодно увеличивается на один год (с 6 лет в 2015 году до достижения 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону №400-ФЗ)). Планка в 30 пенсионных коэффициентов также будет установлена постепенно, — с 6,6 в 2015 году до 30 — к 2025 году (приложение 4 к Закону №400-ФЗ).

Год

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов

Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента

при отказе от формирования накопительной пенсии

при формировании накопительной пенсии

*С 2015 года по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Выплата пенсий работающим пенсионерам

В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций. Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

При прекращении трудовой деятельности страховая пенсия выплачивается с учетом плановых индексаций, имевших место в период осуществления работы. Если пенсионер после этого вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уменьшен не будет.

После прекращения трудовой деятельности подавать заявление в Пенсионный фонд пенсионеру нет необходимости, т.к. со II квартала 2016 года для работодателей введена ежемесячная упрощенная отчетность, и факт осуществления работы пенсионера определяется Пенсионным фондом автоматически.

В данной отчетности работодатель указывает работающих у него и уволившихся в отчетном месяце застрахованных лиц. Отчетность сдается работодателем до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Пенсионный фонд после обработки и учета сведений в месяце, следующем за месяцем сдачи отчетности, принимает соответствующее решение о выплате сумм пенсии с учетом (без учета) индексации с месяца, следующего за месяцем принятия решения.
С 01.01.2018 изменен срок, с которого после увольнения пенсионера с работы выплата страховой пенсии будет производиться с учетом индексаций (корректировок).

Читайте также  Договор дарения недвижимого имущества образец 2019

В соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»), при прекращении пенсионером осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии с учетом индексаций (корректировок), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, выплачиваются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Тем самым после представления работодателем соответствующих сведений о прекращении работы и вынесении решения территориальным органом ПФР пенсионеру будет осуществлена доплата с 1-го числа месяца следующего за месяцем увольнения.

Новый вид пенсии

В статью 2 Закона от 15.12.2001 №166 –ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» Федеральным законом от 18.07.2017 №162–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» введено понятие «дети, оба родителя которых неизвестны», которые отнесены к нетрудоспособным гражданам.

В связи с этим с 2018 года в России введен новый вид пенсии — социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Причиной появления нового вида пенсии стало то, что дети, родители которых неизвестны, или, проще говоря, «подкидыши», были изначально поставлены в неравное материальное положение по сравнению с детьми-сиротами — поскольку не имели права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.

Днем возникновения права на социальную пенсию у детей – «подкидышей» является дата составления записи акта о рождении, пенсия назначается на весь период, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным.

Вопрос-ответ по новому пенсионному законодательству.

— Какие обязательные условия необходимо будет выполнить, чтобы заработать право на получение страховой пенсии?
Во-первых, достижение пенсионного возраста – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Во-вторых, наличие необходимого страхового стажа. В 2015 году он составляет 6 лет и будет ежегодно повышаться до достижения 15 лет к 2024 году.
В-третьих, наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов. С 01.01.2015 она устанавливается в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

— До 2015 года для права на пенсию по старости необходимо было иметь 5 лет страхового стажа. Какая продолжительность страхового стажа применяется при назначении пенсий в 2018 году?
Требования к продолжительности страхового стажа с 01.01.2015 изменились: согласно нормам нового пенсионного законодательства страховая пенсия по старости устанавливается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Однако повышение производится постепенно: в 2015 году минимальный страховой стаж составлял шесть лет, а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет. Таким образом, в 2018 году для приобретения права на страховую пенсию гражданину необходимо иметь не менее 9 лет страхового стажа.

— Как рассчитывается страховая пенсия по старости?
С 01.01.2015 по новой пенсионной формуле размер страховой пенсии рассчитывается путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов гражданина на стоимость одного пенсионного коэффициента, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

— Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент и как он рассчитывается?
Индивидуальный пенсионный коэффициент, или пенсионный балл, рассчитывается за каждый календарный год и определяется как отношение суммы страховых взносов, начисленных за застрахованное лицо на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к сумме взносов, уплачиваемых с максимального взносооблагаемого заработка, умноженное на 10.

— Как рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент для тех, кто вышел на пенсию до 31.12.2014?
Путем деления размера установленной по состоянию на 31.12.2014 трудовой пенсии на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, которая составляет 64 руб. 10 коп.

— Почему выходить на пенсию позже выгодно?
Для тех, кто отложит назначение страховой пенсии по старости, при расчёте пенсии будет применяться так называемый премиальный коэффициент. К примеру, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста без обращения за назначением трудовой пенсии 5 лет, то фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера) будет увеличена на 36%, страховая часть – на 45%.

— Будет ли пересчитываться пенсия работающим пенсионерам?
Да, ежегодный перерасчет пенсии работающим пенсионерам сохраняется. Такой перерасчет будет по-прежнему производиться без заявления пенсионера в автоматизированном режиме с 1 августа каждого года.

— Пенсионера уволили с работы по сокращению 15.03.2018. Когда он будет получать пенсию в новом размере с учетом индексаций (увеличений), имевших место в период работы?
С 2018 года пенсионерам, прекратившим осуществление работы, пенсия выплачивается с учетом индексации за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем оставления работы.
Вместе с тем, решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (увеличения), выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения работодателя (страхователя) об увольнении гражданина.

Суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено соответствующее решение.
Следовательно, сведения о том, что пенсионер уволен 15.03.2018, будут отражены на его индивидуальном лицевом счете в мае 2018, решение о выплате ему пенсий с учетом индексаций будет вынесено в июне 2018, выплата пенсии в новом (увеличенном) размере будет осуществлена с июля 2018 года, с доплатой за период с 01.04.2018 – 30.06.2018.

Пенсионер: два варианта одного увольнения

Сперва определимся, о ком пойдет речь. Для удобства работников, которые увольняются по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту, назовем «пенсионеры-новички». А вот те, которые, оформив пенсию, не пожелали уходить на заслуженный отдых, а продолжают трудиться, будут у нас работающие пенсионеры.

Поднятая нами тема актуальна сегодня как никогда. Виной тому Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 02.03.2015 г. № 213-VIII, который вступил в силу с 13.03.2015 г.

Среди изменений, касающихся пенсионного возраста, затесалась норма о работающих пенсионерах. Так, пенсия, назначенная работающим пенсионерам, если она превышает 150 % прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность, будет выплачиваться в размере 85 % от назначенного размера, но не менее 150 % размера прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность (в 2015 году: до 30 ноября — 1423,50 грн.; до 31 декабря — 1611 грн.).

Иными словами, уменьшат пенсии только тем работающим пенсионерам, у кого они окажутся больше упомянутого размера.

Одно радует — «норма о 85 %» будет действовать с 1 апреля 2015 года до 1 января 2016 года.

Но вполне возможно, что из-за этого новшества процент увольнения работающих пенсионеров по собственному желанию повысится. Каковы же особенности увольнения таких работников?

Увольняется пенсионер-новичок в связи с выходом на пенсию

Выход на пенсию — одно из оснований для увольнения по инициативе работника (ст. 38 КЗоТ). Причем это основание отнесено ч. 1 ст. 38 КЗоТ к уважительным. Что из этого следует? Работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с работником в срок, о котором он просит, т. е. без двухнедельной отработки (ч. 1 ст. 38 КЗоТ).

В трудовой книжке работника уточняют «пенсионное» основание для увольнения: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту, ст. 38 КЗоТ Украины».

Что касается окончательного расчета, то он стандартен: работнику нужно выплатить зарплату за фактически отработанное время и компенсацию за неиспользованные дни отпусков (подробности налогообложения будут ниже).

Кроме того, коллективным договором предприятия может предусматриваться выплата единоразовой помощи в связи с выходом на пенсию. Такая помощь не относится к фонду заработной платы (п. 3.6 Инструкции № 5). Следовательно, к сумме единоразовой денежной помощи при выходе на пенсию НСЛ не применяйте. Также ее не учитывайте при определении права работника на НСЛ.

Денежную помощь, выплачиваемую согласно коллективному договору работнику, выходящему на пенсию, включайте в его налогооблагаемый доход в составе прочих доходов (п.п. 164.2.20 НКУ). Ее облагайте НДФЛ по ставкам, установленным п. 167.1 НКУ (15 % или 20 %). В Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумму единоразовой помощи при выходе на пенсию отражайте с признаком дохода «127».

Не забудьте и о военном сборе (далее — ВС) (п.п. 1.2 п. 16 1 подразд. 10 разд. XX НКУ). С 01.01.2015 г. от него также не отвертеться, поскольку такая выплата включается в общий налогооблагаемый доход работника (см. выше). Сумму ВС, удержанную с единоразовой помощи, отражайте в разделе II формы № 1ДФ в общей сумме выплат, облагаемых ВС.

А вот ЕСВ ни в части начислений, ни в части удержаний не будет, поскольку выплату упомянули в п. 2 разд. І Перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

Не проводите отчисления за неотработанные дни отпуска, если работник увольняется в связи с выходом на пенсию до окончания рабочего года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности

Это прямо прописано в п. 2 ст. 127 КЗоТ и п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона об отпусках.

А вот остальные «долги» перед предприятием, если таковые имеются, работник погасить обязан.

Работающий пенсионер увольняется по собственному желанию

О желании расторгнуть трудовой договор по собственному желанию работающий пенсионер обязан предупредить работодателя письменно за две недели. Как это сделать? Подать последнему заявление об увольнении. В заявлении он должен указать основание для расторжения трудового договора (ст. 38 КЗоТ), желаемую дату увольнения, подписать его и проставить дату составления. То есть, в отличие от рассмотренной выше ситуации, работодатель, увольняя уже пенсионера по его желанию, вправе потребовать от последнего отработать две недели.

В случае расторжения с работником трудового договора по его инициативе без уважительных причин в трудовую книжку вносится запись: «Уволен по собственному желанию, ст. 38 КЗоТ Украины».

В день увольнения необходимо произвести окончательный расчет с работником, т. е. выплатить все причитающиеся ему суммы: заработную плату за фактически отработанное время и компенсацию за неиспользованные дни ежегодного отпуска. Если работник «переиспользовал» отпуск (т. е. увольняется до окончания рабочего года, за который он уже получил отпуск полной продолжительности), то работодатель проведет отчисления из заработной платы за дни отпуска, предоставленные в счет неотработанной части рабочего года. Тут для работающих пенсионеров никаких льгот нет (ст. 127 КЗоТ и ст. 22 Закона об отпусках).

Заметьте: компенсация за неиспользованные дни отпуска включается в состав дополнительной заработной платы согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5. Поэтому на такую выплату начисляйте ЕСВ и удержите с нее НДФЛ, ЕСВ и ВС (как с обычной зарплаты). Проводя налогообложение, учтите: если работник пользовался правом на НСЛ, в месяце увольнения ее можно применять при условии, что общая сумма заработной платы (с учетом суммы компенсации за неиспользованный отпуск) не окажется больше предельного размера дохода (в 2015 году — 1710 грн., а для одного из родителей, имеющих право на НСЛ «на детей», — 1710 х количество детей, на которых она предоставлена).

Приятного заслуженного отдыха, дорогие пенсионеры!

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об отпусках Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

  • Инструкция № 5 Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.