Выселение в связи со сносом дома принудительное

ВС запретил судам принудительно переселять собственников жилья, отказывавшихся от переезда

Верховный Суд РФ отменил решение краснодарских судов, разрешивших чиновникам принудительно переселять из квартиры собственников жилья, отказавшихся от переезда, сообщила пресс-служба прокуратуры Краснодарского края.

Ранее администрация Краснодара обратилась в суд с иском к семье Салаженцевых о выселении из жилого помещения, прекращении права собственности. Чиновники указали, что дом, в котором Наталье Салаженцевой принадлежит на праве собственности квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим ей была предложена мена на принадлежащую городу квартиру в многоквартирном доме. Женщина и ее близкие отказались от переселения, поэтому истец просил выселить их в предложенную им благоустроенную квартиру. Решением Первомайского районного суда Краснодара, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда и постановлением президиума этого суда, исковые требования администрации были удовлетворены.

Прокуратура края сочла, что при этом были нарушены положения ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, поскольку суд не установил факта соблюдения истцом процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст. 32 Жилищного кодекса РФ, и соблюдения прав собственника Натальи Салаженцевой. В связи с этим краевой прокурор Леонид Коржинек направил в Генпрокуратуру РФ представление об обжаловании незаконных судебных постановлений в кассационном порядке. На основании представления замгенпрокурора Сабир Кехлеров внес кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Последняя удовлетворила представление, отменила вынесенные по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. ВС установил, что при рассмотрении спора судебными инстанциями не принято во внимание, что в силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для госнужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс РФ в ч. 10 ст. 32 указывает на то, что признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в этом доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган госвласти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Требование органа госвласти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, говорится в пресс-релизе.

Прокуратура Братска: Принудительное выселение — как и кого могут выселить

11 июня 2019 г. 13:53 8414

Прокурор, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает обязательное участие в рассмотрении гражданских дел о выселении.

В 2017-м году с участием прокурора рассмотрено 62 дела о выселении, в 2018-м году — 71 дело, что свидетельствует об увеличении количества дел по спорам о выселении.

Из рассмотренных в 2018-м году дел о выселении удовлетворен 51 иск, отказано в удовлетворении исковых требований по 7-ми искам, 12 исков судом оставлены без рассмотрения и по одному иску производство прекращено в связи с отказом истца от иска.

С учетом высокого количества удовлетворенных исков анализируемой категории, для того, чтобы не лишиться жилья, гражданам необходимо знать, как и кого могут выселить по решению суда.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, граждан могут выселить
из служебного жилого помещения;
из квартиры, находящейся в муниципальной собственности;
из принадлежащего им жилого помещения.
Кроме того, законом предусмотрено выселение незаконно проживающих в помещении лиц.

Выселение из служебного жилого помещения

Согласно статье 92 Жилищного кодекса РФ служебное жилье относится к категории помещений специализированного жилищного фонда, которые предоставляются во временное пользование на основании договора найма.

Принудительное выселение из квартиры, предоставленной в качестве служебного жилья, возможно только в случае прекращения договора найма.

Однако выселение возможно и по желанию жильца, то есть, нанимателя (например, в случае приобретения им собственной квартиры); по соглашению сторон (один из вариантов – оформление нанимателем права собственности на служебное жилье); в связи со смертью нанимателя; в связи с признанием жилого помещения подлежащим сносу; в связи со сменой назначения жилого помещения (перевод в нежилой фонд); по решению суда по иску наймодателя.

Случаи, когда собственник служебной квартиры (наймодатель) вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора найма и последующем выселении из квартиры нанимателей, перечислены в части 4 статьи 83 Жилищного кодекса РФ. К ним относятся: систематическое невнесение дольше 6 месяцев оплаты коммунальных услуг или оплаты за пользование жилым помещением (если таковая установлена договором); нарушение прав соседей, затрудняющее или делающее невозможным проживание в одной квартире; нецелевое использование предоставленного помещения (например, сдача его в поднаем); умышленное повреждение помещения или его разрушение как самим нанимателем, так и другими лицами, если он по закону отвечает за их действия (для расторжения договора найма по указанному основанию повреждения должны быть нанесены намеренно).

Кроме того, право нанимателя на проживание в служебном жилом помещении может прекращаться после расторжения трудового договора или контракта, если речь идет об истечении срока службы, с работодателем, предоставившим жилье.

После вступления в силу решения суда о прекращении договора найма или расторжения трудового договора (при наличии в нем соответствующего условия), наниматель и все совместно проживающие с ним лица обязаны освободить жилое помещение. При этом альтернативное жилье не предоставляется.

Стоит отметить, что часть 2 статьи 83 Жилищного кодекса РФ не допускает принудительного выселения из служебных квартир, домов или комнат без предоставления другого жилого помещения в пределах этого же населенного пункта пенсионеров по возрасту; инвалидов 1 и 2 групп, получивших инвалидность при исполнении должностных обязанностей, во время военной службы или вследствие профессионального заболевания; членов семьи умершего нанимателя служебного жилья; членов семей пропавших без вести или погибших при исполнении служебного долга сотрудников МВД, таможни, службы противопожарной безопасности МЧС, системы исполнения наказаний, военнослужащих; детей-сирот (независимо от возраста).

Читайте также  Роспотребнадзор позвонить задать вопрос

Однако другое жилье указанным лицам предоставляется при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях и постановки на соответствующий учет. Выселение из квартиры указанных лиц без обеспечения их альтернативным помещением не допускается только в случае наличия соответствующей регистрации по месту жительства.

Выселение из квартиры, находящейся в муниципальной собственности

Право проживания в муниципальной квартире возникает на основании заключенного между нанимателем — гражданином и собственником жилья – государством или муниципальным образованием, договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма заключается на бессрочной основе, то есть, наниматель (ответственный квартиросъемщик) и другие лица, зарегистрированные в квартире, могут пользоваться ею пожизненно.

Однако договор социального найма, как и договор найма служебного жилого помещения, может быть расторгнут по требованию наймодателя в судебном порядке по основаниям, указанным выше, то есть, предусмотренным статьей 83 Жилищного кодекса РФ.

Принудительное выселение из квартиры, находящейся в муниципальной собственности, осуществляется на тех же условиях в идентичном порядке, что и выселение из служебного жилого помещения.

Важно помнить, что права лиц, не достигших 18-ти лет, в особом порядке защищаются органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, и выселение их из жилья любой формы собственности, как правило, затруднительно, а в некоторых случаях невозможно.

Так, если жилое помещение находится в муниципальной собственности, а ребенок был зарегистрирован по заявлению родителей, то выселить его невозможно без заявления обоих родителей или до достижения им возраста 18-ти лет. Исключение может составить установленный судом факт фиктивной/формальной регистрации без вселения несовершеннолетнего.

Выселение собственника из квартиры

Статья 293 Гражданского кодекса РФ допускает выселение собственника из жилого помещения в случаях использования жилья не по прямому назначению (не для проживания людей); систематического нарушения интересов соседей (классический пример – содержание в городской квартире большого количества домашних животных без надлежащего ухода); разрушения жилого помещения.

При этом первоначально необходимо вынести собственнику предупреждение о необходимости устранения нарушений в срок, определенный региональными властями. Выселение возможно только при игнорировании предписания без уважительных причин.

Решение о выселении собственника из квартиры и последующей продаже жилья с торгов принимается судом на основании иска от органа местного самоуправления. Деньги, вырученные от реализации квартиры, подлежат передаче собственнику.

Еще одно основание для выселения собственника из квартиры – обращение на нее взыскания за долги.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, выселение из квартиры (дома, комнаты и пр.) невозможно, если она является единственным жильем как для должника, так и для членов его семьи, проживающих с ним совместно. Исключение из этого правила только одно – жилье, являющееся предметом ипотеки.

Наряду с этим, выселение возможно при необходимости изъятия земельного участка, на котором расположен дом, для общественных нужд муниципалитета или же государства и расселении из аварийного жилья. В обоих случаях владелец жилого помещения должен получить материальное возмещение за его утрату.

Выселение незаконно проживающих лиц

Основания выселения в данном случае: человек проживает по другому адресу и не оплачивает коммунальные счета; прекратились брачные отношения (при этом, если бывший член семьи собственника не имеет возможности незамедлительно переселиться на новую площадь, не обладает иным жильем на праве собственности и/или пользования, у него отсутствует достаточный доход для аренды квартиры или комнаты, суд вправе принять решение об отсрочке выселения такого лица на срок от трех месяцев до года); один из родителей или оба были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего, который проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении; гражданин не является членом семьи собственника.

Вместе с тем, невозможно выселить жильца, который не является собственником жилого помещения ввиду добровольного отказа от его приватизации, поскольку такие лица сохраняют пожизненное право на такую приватизированную квартиру, будучи в ней зарегистрированными. Обращение в суд с требованиями о прекращении их права пользования бесперспективно.

Несовершеннолетних, не имеющих родителей или лиц, их заменяющих (опекуна, например, бабушки), выселить из квартиры без согласия органов опеки и попечительства также невозможно. Разрешение в этом случае может быть получено только при условии предоставления несовершеннолетнему равнозначного жилья, не уступающего, а в идеале – превосходящего по потребительским характеристикам то помещение, из которого планируется выселение. В органы опеки необходимо предоставить документальное подтверждение факта обеспечения несовершеннолетнего новым жильем либо в виде предварительного договора купли-продажи недвижимости или нотариального обязательства, либо в виде уже оформленных документов на иную квартиру/комнату. Приведенные гарантии закреплены статьей 292 Гражданского кодекса РФ и подробно описаны в постановлении Конституционного суда РФ №13-П от 8-го июня 2012-го года, где разъяснено, что родители и лица, их заменяющие, при отчуждении принадлежащего им на праве собственности жилого помещения не вправе произвольно и необоснованно ухудшать жилищные условия проживающих совместно с ними несовершеннолетних детей.

События

  • События /
  • В России /
  • Уполномоченные в субъектах
  • Координационный Совет
  • Бюллетень Уполномоченного
  • Экспертный Совет

К пермскому омбудсмену обратилась семья, проживающая в подлежащем сносу аварийном доме, с жалобой на принудительное выселение

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в очередной обратилась семья, проживающая в подлежащем сносу аварийном доме, с жалобой на принудительное выселение из жилого помещения без выплаты предварительного и равноценного возмещения за изымаемое жилье, а также несоблюдение администрацией г. Перми порядка и условий изъятия земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, в том числе отсутствие надлежащих уведомлений оюридически значимых действиях.

Со слов заявительницы, ранее многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Монастырская д.75, в котором проживает семья, был признан аварийным и подлежащим сносу, в середине июля текущего года семья была уведомлена судебным о необходимости выселения и освобождения впятидневный срок своего единственного жилья. Действительно, решением Ленинского районного суда от по делу № 2–172/2020 г. ранее были удовлетворены требования органа местного самоуправления о взыскании с администрации города Перми денежного возмещения за доли в праве собственности на указанную квартиру, принадлежащие членам семьи заявительницы; прекращении их права собственности на принадлежащие им доли, а также признании граждан утратившими право пользования указанным жилым помещением с выселением из него без предоставления другого жилого помещения, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, как пояснила заявительница, возмещение к моменту предъявления к семье требования о выселении, так и не было перечислено, в связи я чем люди не могли приобрести себе иное жилье; временное жилье семье также не было предложено.

С целью недопущения нарушения имущественных и жилищных прав заявительницы и членов ее семьи, Уполномоченным были подготовлены и направлены в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, главы администрации г. Перми и прокурора г. Перми соответствующие ходатайства. На данный момент, согласно поступившей в аппарат информации, действия по выселению семьи приостановлены.

Читайте также  Приемная губернатора тульской области телефон горячей линии

К сожалению, подобные обращения от жителей краевой столицы в адрес Уполномоченного в последнее время носят массовый характер. Жители отмечают не только постоянно меняющиеся правила расселения аварийного жилья и отсутствиеу них актуальной информации о сроках расселенияконкретного дома, но и сложности взаимодействия с сотрудниками соответствующих структурных подразделений администрации г. Перми. Нежелание учитывать интересы семей при расселении аварийного жилищного фонда, отсутствие возможности проведения конструктивных переговоров, порой допускаемая в общении грубость — все это приводит к конфликтным ситуациям и затягиванию процедур расселения.

В свою очередь, Уполномоченный неоднократно обращал внимание органов местного самоуправления на необходимость внедрения внесудебных процедур урегулирования неизбежно возникающих конфликтных ситуаций, с целью минимизации не только судебных издержек сторон, но и повышения авторитета органов власти. Высказывая в очередной раз свою обеспокоенность складывающейся в настоящее время на территории Перми в связи с интенсивным расселением аварийного жилищного фонда ситуации, Уполномоченный вынужден обратить внимание органов местного самоуправления на необходимость выстраивания системной работы с жителями при расселении аварийного жилищного фонда, включая информирование населения, неукоснительное соблюдение существующих требований законодательства, проведение эффективных переговоров с собственниками и нанимателями жилых помещений, подлежащих расселению.

Что гарантирует закон при принудительном выселении и сносе жилья

Законодательные гарантии при реализации Генерального плана (изъятие земли для государственных и общественных нужд).

Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельных участков для государственных и общественных нужд. Либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилое помещение, выселяемым жильцам этого дома (жилого помещения), согласно действующего жилищного законодательства, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение. Обязанность предоставления собственнику другого жилого помещения возлагается на предприятие, организацию, учреждение, которому отводится земельный участок, либо которым меняется статус с жилого на административное или нежилое и т.д.

Если дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии, то гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения) предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по решению органа исполнительной государственной власти на местах, за счет жилищного фонда, либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Другое благоустроенное жилье, предоставляемое гражданам в связи с выселением должно отвечать следующим требованиям:

· Жилое помещение предоставляется в размере 12 кв.м на одного человека;

· Жилое помещение должно быть благоустроенным и отвечать санитарным и техническим требованиям;

· Предоставляется в черте данного населенного пункта;

· Не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше семи лет, кроме супругов;

· Инвалидам, престарелым, больным сердечно-сосудистыми и другими тяжелыми заболеваниями, жилые помещения предоставляются с учетом их пожелания на нижних этажах;

· При определении размера предоставляемого жилого помещения учитывается наличие беременности сроком свыше 12 недель у женщины.

В случае сноса жилого дома в связи с изъятием земельного участка для государственных или общественных нужд, собственнику сносимого дома должно быть предоставлено в собственность равноценный жилой дом. При предоставлении другого равноценного жилья или при определении стоимости убытков большое значение имеют процедуры и механизмы оценки жилых домов и помещений.

В соответствии со статья 118 Жилищного Кодекса Республики Таджикистан «Размеры и порядок определения и возмещения стоимости домов (квартир), строений и устройств устанавливаются Правительством РТ», так как меняются показатели для расчетов. При этом заказчиком государственной оценки является местный исполнительной орган государственной власти на местах, а исполнителем проведения экспертизы является экспертное оценочное учреждение при Госкомитете по инвестициям и государственному имуществу Республики Таджикистан — КВД «Нархгузор». На сегодняшний день в Таджикистане отсутствует институт независимой экспертизы, где граждане могли бы получить альтернативную оценку своего недвижимого имущество.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ:

Другой не менее важный вопрос — это доступ выселяемых граждан к информации о градостроительных планах и принимаемых решениях заинтересованными органами государственной власти об изъятии земель для государственных и общественных нужд.

В случае принудительного выселения (переселения) гражданам должна предоставляться достаточная информация в отношении всех государственных проектов, а также процессов планирования и осуществления, связанных с соответствующим выселением (переселением), включая информацию, касающуюся цели, с которой освобождается жильё или местность, а также оценке и сумме выделяемого для предоставления компенсации.

На основании статьи 9 Градостроительного Кодекса Республики Таджикистан «физические и юридические лица при осуществлении градостроительной деятельности имеют право: затребовать и получить от государственного органа информацию, сведения и соответствующие документы, необходимые для градостроительной деятельности».

В соответствии со статьями 27 и 85 Градостроительного кодекса Республики Таджикистан «государственные органы обязаны в рамках своих полномочий обеспечить доступность информации в градостроительной отрасли субъектам градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном Законом Республики Таджикистан «О праве на доступ к информации». Информирование граждан и их объединений о градостроительной деятельности реализуется государственными органами через средства массовой информации, а также через проведение общественных анализов и слушаний, систем показов и выставок.

Государственные органы обязаны в рамках своих полномочий рассмотреть и в установленные сроки предоставить обоснованные ответы на обращения граждан».

ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ:

Одним из способов защиты прав выселяемых граждан от принудительного выселения (переселения) является право граждан на обращение в судебные органы за защитой нарушенных или оспариваемых жилищных прав. Решение о выселении из жилого помещения должно приниматься только судом (статья 11 Гражданского Кодекса Республики Таджикистан и статья 154 Жилищного Кодекса Республики Таджикистан).

В случае принудительного выселения (переселения) в качестве истцов выступают представители органов исполнительной государственной власти, а в некоторых случаях – граждане, несогласные с решением органов государственной исполнительной власти о выселении (переселении).

Статья 22 Конституции Республики Таджикистан запрещает незаконное лишение человека жилища, а также незаконное вторжение в него. За нарушение неприкосновенности жилища, незаконное вторжение в жилище и незаконное лишение жилища статьи 147 Уголовного кодекса Республики Таджикистан предусматривает уголовную ответственность.

АВТОР ОО «НЕЗАВИСИМЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Порядок предоставления жилья по договору социального найма в связи со сносом дома

Административный регламент устанавливает порядок и стандарты предоставления помещения.

Проблемы ветхого жилья и, как результат, сноса многоквартирных домов сегодня весьма актуальны. В случае выселения граждан из жилых помещений социального типа из-за сноса дома, следует придерживаться административного регламента, регулирующего порядок предоставления жилых помещений. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Регламент предоставления жилого помещения

Существует определенный регламент, в соответствии с которым определяются правила предоставления и использования квартиры. Этот регламент считается официальной документацией, которая имеет силу юридического характера. Административный регламент устанавливает порядок и стандарты предоставления помещения по договору социального найма, закрепляет права и обязанности жильцов, а также правовое положение органа местного самоуправления, который занимается предоставлением жилья на территории определенного населенного пункта.

Согласно регламенту существует ряд оснований для предоставления жилья по договору социального найма:

  • если помещение, в котором проживал гражданин, было признано непригодным для использования в установленном законом порядке;
  • квартиры предоставляются сиротам и детям, которые остались без родительского попечения по завершении ими образовательного процесса в соответствующих учреждениях;
  • если гражданин страдает заболеванием хронического характера в тяжелой форме (перечень таких патологий устанавливается правительственными органами);
  • если гражданин признан малоимущим;
  • если здание находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
Читайте также  Бланк инкассации денежных средств

Эти основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма зафиксированы в жилищном кодифицированном акте.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений

Согласно регламенту муниципалитет или государственный орган власти при сносе многоквартирного дома обязаны предоставить гражданину для использования другое жилое помещение. В кодифицированном акте сформировано четкое понятие о том, что альтернативное жилье должно соответствовать ряду критериев. Основной из них – благоустроенность. Под данным понятием подразумевается совокупность следующих требований к предоставляемому жилому помещению:

  • благоустроенность относительно условий проживания в конкретном населенном пункте;
  • площадь квартиры должна быть одинакова с той, из которой выселяют гражданина;
  • жилище должно соответствовать всем гигиеническим и санитарным нормам, а также противопожарным правилам;
  • жилое помещение должно находиться в пределах того же населенного пункта.

При этом не допускается заселение в одну комнату жильцов, которые имеют разную половую принадлежность (за исключением лиц, которые состоят в браке).

Предоставление новой квартиры или дома в другом населенном пункте осуществляется только с согласия выселяемого гражданина. Обратите внимание: если наниматель не встал на учет в качестве нуждающегося в помещении, то это не означает, что он не может рассчитывать на предоставление благоустроенной квартиры при сносе дома.

Выкуп жилых помещений

Жилищный кодекс РФ предусматривает также и выкуп жилого помещения социального типа. Осуществляется он в связи со сносом многоквартирного здания, необходимым ввиду его ветхого состояния или изъятия участка земли, на котором расположен дом. Данное решение принимают органы местного самоуправления, субъекты РФ или же муниципалитеты. Соответственно именно они и осуществляют выкуп жилого помещения многоквартирного дома, подлежащего сносу.

Что касается стоимости выкупного типа, то согласно регламенту она определяется соглашением между самим жильцом и лицом, которое выкупает помещение. Стоимость может включать в себя не только рыночную цену, но и убытки, которые понес жилец в связи с этими событиями. Например, убытки могут быть связаны с изменением привычного места проживания.

Одностороннее расторжение договора социального найма

Административный регламент использования квартиры и других помещений дома предусматривает и одностороннее расторжение договоренности о найме социального типа, при этом такое расторжение возможно по свободной воле двух сторон. Разница лишь в том, что наниматель может расторгнуть соглашение, при этом причины такого решения он озвучивать не обязан.

Что касается наймодателя, то он может требовать прекращения соглашения о найме социального типа только в строго зафиксированных случаях и исключительно в судебной инстанции.

Такое неравенство сторон можно объяснить тем, что законодатель желает по максимуму защитить законные интересы нанимателя.

Стоит отметить, что лицо, которое снимает дом по соглашению найма социального типа, может расторгнуть это соглашение об использовании жилого помещения по собственной инициативе. При этом наниматель даже не обязан оповещать об этом другую сторону, как это закреплено в положении о коммерческом найме.
Наймодатель имеет право прекратить договор найма жилого помещения только в ряде случаев:

  • невнесение нанимателем оплаты за использование квартиры на протяжении полугода;
  • разрушение помещения или же его порча как самим нанимателем, так и теми лицами, за поступки которых он несет ответственность;
  • постоянное нарушение законных интересов соседей, в результате чего проживание в пределах одного дома становится невозможным;
  • в случае использования квартиры или другой части дома не по назначению.

Даннный перечень считается исчерпывающим, в других случаях принудительное выселение невозможно.

Отказ гражданина от переселения

Иногда жилец, использующий жилое помещений социального типа в многоквартирном доме, подлежащем сносу, может отказываться от использования предложенного ему жилого помещения. В этом случае выселение граждан осуществляется в судебном порядке (по иску государственного органа или муниципалитета). Вышеуказанные стороны могут обратиться в судебную инстанцию с иском о выселении лиц вследствие того, что они самовольно занимают площадь, которая им не принадлежит (в основном по соглашению о найме социального типа).

Если после вступления решения суда в силу граждане не спешат освобождать квартиру, выселение производится в принудительном порядке, на основании листа исполнительного типа.

Стоит отметить, что выселение возможно только в том случае, если дом был признан находящимся в аварийной категории, то есть дальнейшее использование жилого помещения сопряжено с опасностями для жизни граждан и рисками разрушения здания. Признание такого положения осуществляется квалифицированными специалистами в соответствии со специальной градостроительной документацией. При необходимости судебная инстанция может исследовать правомерность сноса дома. В качестве основных официальных бумаг можно выделить акт обследования дома, а также решение о его сносе, которое принимается госорганами или муниципалитетом. При этом само выселение и предоставление нового жилого помещения осуществляются согласно административному регламенту.