Законодателно правововая деятельности литвы

Законодателно правововая деятельности литвы

Новости Литвы на русском языке от газеты «Обзор». К сожалению, реальность подтверждает, что в проституцию их приводит насилие, травмы, бедность — и все это сопровождает их в проституции, поэтому, наказывая их, мы только усугубляем проблему. Овеществление женщины и покупка секса — это такая же отжившая патриархальная традиция, как и избиение жены», — заявила депутат Довиле Шакалене. Парламентарий утверждает, что проект основан на модели, которая практикуется в Швеции. В соответствии с законом этой страны, уголовное наказание распространяется не на работников секс-бизнеса, а на тех, кто пользуется их услугами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Законодательство

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря г. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Нью-Йорк, 10 декабря г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря г. Международный пакт от 16 декабря г. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными утверждены ООН 30 августа г. Основные положения о роли адвокатов приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе г.

Основные принципы, касающиеся роли юристов приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа — 7 сентября г. Устав Совета Европы Лондон, 5 мая г. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля г. Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта г.

Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября г. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая г. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 8 января г. Вешняков; Научный ред. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме утвержден на м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря г.

Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря г. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля г.

Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января г. Федеральный конституционный закон от Федеральный закон от Федеральный закон от 31 мая г. Федеральный закон от 25 июля г. Федеральный закон от 31 июля г. Закон РФ от Закон г. Москвы от Указ Президента РФ от Постановление Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от 22 августа г. Постановление Правительства Российской Федерации от Федеральный закон от 22 августа г.

Федеральный закон от 20 декабря г. Федеральный закон от 24 июля г. Федеральный закон от 3 декабря г. Пятница, Список нормативных правовых актов. Адвокатура — Л. Грудцына Адвокатское право. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты РФ Международные нормативные правовые акты Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря г. Нормативные правовые акты Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации от

Правоведение

Литовское уголовное право в последнее столетие воспроизводило сначала русское, а затем и советское законодательство. В г. Этот Кодекс с многочисленными изменениями будет действовать до конца г. Изменения, внесенные в последнее время в уголовное законодательство Литвы, как и в других бывших социалистических государствах, отражают новые политические и социально-экономические реалии в обществе, а также общую гуманизацию уголовной политики. Новый Закон существенно снизил возможность применения мер наказания, не связанных с лишением свободы.

Конституционный суд Литвы вынес определение, ужесточающее порядок получения литовского паспорта. Потомки ссыльных и вынужденных эмигрантов, желающие вернуться на родину, должны будут теперь отказываться от гражданства страны, в которой жили последние годы. Это объясняется необходимостью привести законодательство в соответствие с нормами Евросоюза, куда Литва вступила 1 мая года. Практика предоставления двойного гражданства в последнее время стала распространяться в Литве довольно широко. Однако с ней решено покончить.

Система государственного управления

Вход Регистрация. Есть мнение Самые крупные из них так работать не хотят, пишет «Коммерсант». Исследование: какие слова делают рекламу эффективной? Зачем бизнесу нужно радио: 10 аргументов экспертов Современные средства массовой информации предоставляют рекламодателям широкий спектр выбора, и неизменно владельцы бизнеса задаются вопросами маржинальности рекламных кампаний: стоит ли вкладывать в ту или иную площадку, насколько высока будет отдача. О преимуществах размещения рекламы на радио представителям бизнес-сообщества юга России рассказали топ-менеджеры ГПМ Радио. Московский департамент здравоохранения хотел по-молодежному прорекламировать электронную медкарту, но навлек на себя массовый гнев. Юмор увеличивает прибыль!

Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты РФ

Размер шрифта:. Мы в социальных сетях. Главная Каталог Книги Правоведение. Каталог Каталог. Аффилиация авторов.

В среду правительство Литвы одобрило законопроект, запрещающий рекламу спиртного и ограничивающий его продажу. В Литве сильно сократят время продажи алкоголя и запретят рекламу спиртного. Идея, которую выдвинул правящий в Литве Союз крестьян и «зелёных», предполагает продажу алкоголя лицам не младше 20 лет сейчас продаётся с 18 лет.

Литва осуждает нарушения прав человека на оккупированных РФ территориях Грузии

Сегодня, 9 января, вспоминаем о самом громком законопроекте года, расколовшим общество на титульное население и нацменьшинства. Среди принятых парламентом и подписанных президентом в году законов, самый обсуждаемый — принятый 30 марта вступивший в силу 1 сентября закон об образовании. Вернее обсуждают и протестуют не против собственно закона, а против его некоторых положений, неприемлемых в первую очередь для польского национально меньшинства. Забегая вперед, следует отметить, что общественные организации, представляющие русскую национальную общину, оказались малоспособными самостоятельно заявить о свом отношении к этому закону.

Виды регистрируемых предприятий. В законодательстве Литвы предусмотрена возможность учреждения предприятий разнообразных организационно—правовых форм. Учитывая то, что Литва вошла в Евросоюз, можно предполагать, что порядок регистрации и администрирования местных предприятий может со временем видоизмениться. Поэтому ниже мы остановимся только на принципиальных моментах, которые могут быть интересны иностранному инвестору при организации своего бизнеса в Литве. В компании разрешён выпуск как именных акций, так и акций на предъявителя.

Литва приняла закон об освобождении от ответственности информаторов о коррупции

Система нормативных правовых актов — совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в установленном законодательством Луганской Народной Республики порядке, связанных отношениями соподчиненности и координации. Совокупность нормативных правовых актов Луганской Народной Республики и нормативных правовых актов местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Луганской Народной Республике. Закон — нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, общеобязательные правила поведения для всех субъектов таких отношений и ответственность за нарушение установленных правил, принимаемый Народным Советом Луганской Народной Республики или непосредственно народом путем проведения референдума. Основной нормативный правовой акт распорядительного характера постановление, приказ, распоряжение утверждает производные специальные нормативные правовые акты. Специальные нормативные правовые акты принимаются для регулирования основных режимов организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждений и организаций. Локальные нормативные правовые акты устанавливают порядок деятельности государственных и муниципальных учреждений и организаций по выполнению их уставных задач. Нормативные правовые акты местного самоуправления муниципальные нормативные правовые акты принимаются издаются органами должностными лицами местного самоуправления в пределах их компетенции или путем проведения местного референдума.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря г. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Нью-Йорк, 10 декабря г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря г.

Литва отказывает соотечественникам в двойном гражданстве

Современная правовая система Литвы принадлежит к романо-германской правовой семье. В них переплелись многие нормы древнерусского, польского, немецкого городского и даже римского права. В свою очередь Статуты были использованы в качестве одного из источников при кодификации русского права Соборное уложение г. В знак преемственности государственно-правовой традиции в преамбуле к Конституции г.

Законодательная деятельность

Закон предусматривает, что гражданам, которые сообщили о возможной коррупции или других нарушениях в учреждениях и ведомствах, будут гарантированы анонимность или неприкосновенность. С момента поступления сообщения в отношении информатора будет запрещено принимать меры дисциплинарного воздействия, увольнять его с работы, понижать в должности, переводить на другое место работы или применять любые другие меры негативного воздействия, такие, как запугивание, угрозы, снижение зарплаты, изменение часов работы, отмечает агентство. Запрет на оказание негативного воздействия на информатора будет действовать два года после принятия окончательного решения при проверке предоставленной информации о нарушении.

Заключительный документ IX сессии Ассамблеи членов Верховной Рады Украины, Сейма Литовской Республики и Сейма и Сената Республики Польша

В Вильнюсе подписан конечный документ IX сессии Ассамблеи членов Верховной Рады Украины, Сейма Литовской Республики и Сейма и Сената Республики Польша.

Заключительный документ IX сессии Ассамблеи членов Верховной Рады Украины, Сейма Литовской Республики и Сейма и Сената Республики Польша

13 ноября 2018 года

Ассамблея членов Верховной Рады Украины, Сейма Литовской Республики, Сейма и Сената Республики Польша, собравшись на заседание в Вильнюсе 12-13 ноября 2018 года,

признавая важность межпарламентского сотрудничества для развития взаимоотношений и отношений с соседними странами;

выражая убежденность в преимуществах, которые дают прочные взаимные связи в политике, экономике, культуре, инфраструктуре и других сферах;

отмечая важность развития добрососедских отношений и диалога;

принимая во внимание будущее 450-летие Люблинского союза между Королевством Польша и Великим княжеством Литовским и напоминая глубокое политическое значение этой вехи для истории региона и нынешнего сотрудничества трех стран;

подчеркивая будущее 10-летие Восточного партнерства Европейского Союза, его стратегическую важность и необходимость обеспечения продолжения и усиления этой программы путем предоставления ей нового импульса после 2020 года;

отмечая пятую годовщину проведения Саммита Восточного партнерства и Вильнюсской конференции «Форум за демократию» в ноябре 2013 года, которые стали одним из отправных моментов для Революции Достоинства в Украине;

отмечая важность сотрудничества между странами ЕС и странами Восточного партнерства по вопросам, касающихся международной ядерной безопасности и экологических требований;

выражая убежденность, что экономические, политические и демократические успехи Украины и других стран Восточного партнерства усиливают безопасность всего региона;

выражая поддержку европейских стремлений и амбиций Украины относительно усиления ее политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом и будущего членства в Европейском Союзе;

приветствуя прогресс, достигнутый в 2017-2018 годах по реализации рекомендаций, изложенных в Заключительном документе 8-й сессии Ассамблеи, «поддержать международные инициативы, подобные Плану Маршалла, которые позволяют обеспечить большую инвестиционную поддержку экономики Украины и обусловить прогресс реформ в Украине»;

отметив, что в 2017-2018 годах эта рекомендация Ассамблеи была принята в форме важной международной инициативы под названием Европейский план для Украины, который неоднократно обсуждался во многих столицах ЕС, США и Канады и получил значительное внимание в Украине;

приветствуя Украину с реформами, которые уже успешно реализованы;

признавая важность долгосрочной поддержки инвестиций, экономического роста и реформ в Украине (Европейский план для Украины) и решительность намерений предложить перспективы членства в ЕС для Украины, Грузии и Молдовы, когда страны будут готовы отвечать критериям членства в ЕС;

приветствуя участие наших стран в «Инициативе Трех морей», которая способствует укреплению отношений по оси Север-Юг, охватывая Балтийское, Средиземное и Черное моря, что является основой для экономического развития, в первую очередь, в сферах энергетики, транспорта, цифровой связи и экономики;

подчеркивая необходимость объединения усилий во время председательства Польши и Литвы в Совете ЕС в 2025 и 2027 годах соответственно для политической и экономической интеграции Украины в Европейский Союз и необходимость начать подготовку к этому уже сейчас на основе Стратегии ЕС, подобной к Стратегии ЕС для Западных Балкан;

подчеркивая, что Договор реформы для инвестиций в Украину является важным шагом на пути к достижению этих целей и осуществлению надлежащего финансирования в рамках будущего многонационального финансового плана ЕС на 2021-2027 годы;

принимая во внимание законодательно закрепленное стремление Украины стать членом Организации Североатлантического договора;

Читайте также  Можно переоформить страховку на другой автомобиль

принимая во внимание, что в 2019 году будут проведены президентские и парламентские выборы в Украине, парламентские выборы в Польше и президентские, муниципальные выборы в Литве, а также выборы в Европейский парламент;

принимая во внимание, что в последнее время был замечен интерес и попытки Российской Федерации вмешиваться в избирательный процесс во многих государствах, используя inter alia, государственную пропаганду и контролируемые государством средства массовой информации и социальные сети для распространения неправдивой и провокационной информации;

подчеркивая политику непризнания незаконной аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополя и выражая беспокойство по поводу стремления Российской Федерации сорвать Минские договоренности, также через поддержку так называемых выборов на неподконтрольных правительству территориях Донецкой и Луганской областей 11 ноября 2018 года, ее текущую военную агрессию против Украины и демонстрацию своей военной силы, которая угрожает безопасности Европы в целом, с целью запугивания своих соседей;

приветствует Литву, Польшу, Украину и их граждан по случаю столетия восстановления и провозглашения их независимости;

призывает граждан и лидеров Литвы, Польши и Украины совместно отметить 450-летие Люблинской унии 1569 года;

решительно поддерживает суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины в пределах ее международно признанных границ;

подчеркивает важность укрепления национальной идентичности и духовных основ наших народов и приветствует последующее восстановление автокефалии Украинской православной церкви;

приветствует и поддерживает инициативы Европейской комиссии по поддержке Украины и другие международные инициативы, которые позволяют обеспечить более прочную долгосрочную финансовую перспективу для Украины и увеличить инвестиционную поддержку украинской экономики;

призывает к согласованным усилиям и раннему планированию практических задач для Украины и политических и экономических целей для будущего президентства Литвы и Польши в Совете ЕС, чтобы обеспечить то, что в 2025-2027 годах Европейский Союз примет фундаментальные решения о дальнейшей интеграции Украины (а также Грузии и Молдовы) в Европейский Союз; а также призывает вместе с международными финансовыми учреждениями усилить институциональный потенциал Украины по управлению проектами, инвестиций и реформ; к усилению стратегической коммуникации и содействию истории успеха Украины в политическом развитии и экономическом росте;

поощряет Украину продолжать борьбу с коррупцией и проводить реформы, необходимые для развития демократии, утверждения верховенства права и модернизации страны;

призывает государства-члены Европейского Союза продолжать санкции, наложенные на Российскую Федерацию до тех пор, пока не будут полностью выполнены Минские договоренности и будет восстановлено территориальную целостность Украины; призывает продлить срок действия санкций с 6 до 12 месяцев, а также рассмотреть возможность усиления санкций в случае продолжения эскалации;

возобновляет свой призыв к наложению запрета на военное и техническое сотрудничество с Российской Федерацией;

резко осуждает так называемые выборы, организованные Российской Федерацией в нарушение Минских договоренностей на временно оккупированных украинских территориях Донецкой и Луганской областей, и отказывается признать их результаты;

осуждает эскалацию конфликта Российской Федерацией и милитаризацию Азовского моря;

приветствует резолюцию Европейского парламента от 25 октября 2018 года относительно ситуации в Азовском море;

призывает страны-члены Европейского Союза и страны-члены Большой семерки ввести санкции против российских морских портов в Азовском море из-за их незаконного взаимодействия с морскими портами на территории временно оккупированного Крыма, которые были закрыты украинской властью;

поддерживает мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который охватывает всю территорию Украины, включая морскую, для наблюдения за ситуацией в Азовском море и Керченском проливе;

поддерживает стремление введения полномасштабной Операции по поддержанию мира ООН на всей территории Донецкой и Луганской областей, включительно с временно оккупированными территориями;

приветствует решение Европейского парламента о присуждении премии Сахарова украинскому кинорежиссеру Олегу Сенцову, который в настоящее время незаконно удерживается Российской Федерацией, и решение Министра иностранных дел Республики Польша о присвоении Сенцову премии Pro Dignitate Humana (за человеческое достоинство) и призывает Российскую Федерацию незамедлительно освободить всех незаконно задержанных украинских граждан, включая крымских татар;

призывает институты Европейского Союза и государства-члены обеспечивать прочную поддержку мероприятиям, направленным на противодействие дезинформации и пропагандистским кампаниям, в частности для укрепления независимых и объективных средств массовой информации на русском языке;

признает попытки Российской Федерации влиять на избирательные процессы во всех странах с целью дестабилизации внутренней ситуации, а также признает тот факт, что это представляет серьезную угрозу, и в связи с этим подчеркивает необходимость общих подходов к противодействию таким намерениям;

призывает к внесению изменений в национальное законодательство с целью обеспечения абсолютной прозрачности финансирования политических партий и средств массовой информации для всестороннего мониторинга такого финансирования и для усиления санкций в случае нарушения;

приветствует создание механизмов защиты свободы масс-медиа и борьбы с пропагандой и «фейковыми новостями», в частности, в докладах Специального представителя ООН по вопросам свободы мысли и слова и представителя ОБСЕ по вопросам свободы слова СМИ, а также в резолюциях ПАСЕ 2143 (2017), 2179 (2017), 2217 (2018). Призывает к использованию лучших практик и обмена положительным опытом по вопросам противодействия пропаганде и «фейковым новостям»;

выражает свою поддержку тем независимым масс-медиа, которые выполняют свои обязанности компетентно и непредвзято передавая факты общественности и критикуя правительства наших государств на хорошо аргументированной основе. Компетентные и независимые средства массовой информации являются основой устойчивости общества к российским «фейковым новостям»;

поддерживает амбиции реализовать решение о членстве Украины в НАТО, принятые на Саммите глав государств и правительств НАТО в Бухаресте и на следующих саммитах;

поддерживает цель Украины ввести стандарты НАТО в своих вооруженных силах до 2020 года и призывает Украину полностью использовать литовско-польско-украинскую бригаду имени Великого гетмана Константина Острожского для улучшения совместимости войск Украины и НАТО;

стремится восстановить до 2020 года могилу Великого гетмана Константина Острожского в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры;

надеется, что союзники придут к консенсусу о предоставлении Украине статуса Партнера повышенных возможностей;

отмечает важность развития взаимовыгодного сотрудничества между НАТО и Украиной в борьбе с кибер- и гибридными угрозами и использования с этой целью Платформы для борьбы с гибридными угрозами;

принимает во внимание необходимость разработки эффективных инструментов борьбы с киберугрозами;

принимает во внимание угрозы для безопасности всего региона, возникающих в результате строительства опасной атомной электростанции в Островце;

поддерживает усилия по развитию Восточноэнергетического хаба путем объединения критической инфраструктуры (линий электропередачи, газопроводов, газовых хранилищ, железнодорожных и автомобильных сетей) государств-членов Парламентской ассамблеи, а также инфраструктуры приграничных регионов между Польшей и Украиной;

поддерживает резолюцию Европейского парламента от 15 ноября 2017 года относительно развития инициативы «Восточного партнерства», а также долгосрочной модели «ВП +» для стран, которые достигли значительного прогресса на пути внедрения реформ в контексте Соглашения об ассоциации/DCFTA, направленного на присоединение к Таможенному союзу, Энергетическому союзу, цифровому союзу и Шенгенской зоны, а также будущий доступ к внутреннему рынку ЕС, интеграцию с транспортными сетями ЕС, партнерство в промышленности, усиление участия в других программах и мероприятиях, которые проводятся агентствами ЕС, дальнейшее взаимодействие в сфере общей политики безопасности и обороны, срочные мероприятия, такие как дополнительные односторонние тарифные преференции, конкретные сроки отмены роуминговых тарифов между странами Восточного партнерства и ЕС, разработка высокопроизводительных широкополосных сетей;

подчеркивает важность диверсификации источников импорта и альтернативных газопроводов для обеспечения энергетической безопасности;

подтверждает заявление председателей парламентов от 11 марта 2018 года относительно угроз, возникших в результате проекта «Северный поток-2», в том числе для энергетической и экологической безопасности государств-членов ЕС и их восточных партнеров, и еще раз подчеркивает, что «энергетическая безопасность является ключевым элементом объединенной и процветающей Европы», и что не стоит использовать энергоресурсы как элемент внешнеполитического шантажа;

принимает во внимание угрозу, которую создает трубопровод «Северный поток-2» для безопасности не только региона в целом, но и Европейского Союза;

подчеркивает потенциальные и многогранные преимущества трансевропейского дорожного проекта Via Carpatia, а также проектов Via Baltica и Rail Baltica, а также Go Highway Гданьск-Одесса;

призывает стимулировать молодежное сотрудничество в общих проектах Украины, Литовской Республики и Республики Польша.

Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий

Спикер Сейма Литовской Республики Викторас Пранцкетис

Маршалок Сената Республики Польша Станислав Карчевский

Следующая, Х, сессия Межпарламентской ассамблеи пройдет в Киеве в начале июня 2019 года.

Законодателно правововая деятельности литвы

  • En
  • Ru

Вы здесь

29 января (8 февраля) 1649 г. Земский собор принял новый свод законов Российского государства — Соборное уложение царя Алексея Михайловича.

Появление этого документа в самом начале правления второго царя из рода Романовых было связано с серьёзным социально-политическим и социально-экономическим кризисом, в результате которого по стране прокатилась волна народных выступлений. Существовавшая в России правовая система не устраивала не только крестьян, посадских людей и рядовых стрельцов, но и дворянство, стремившееся расширить и законодательно закрепить свои права и привилегии.

В июне 1648 г. московские дворяне и верхи посада обратились к царю с просьбой созвать Земский собор для обсуждения накопившихся проблем. На основании совместного решения царя, высшего духовенства и Боярской думы была организована комиссия из 5 человек под руководством князя Н. И. Одоевского, в которую вошли боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.

Комиссии предстояло согласовать между собой все действовавшие нормативные акты и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. В основу Уложения были положены указные книги приказов, московские судебники, боярские приговоры, коллективные челобитные, выписки из Литовского статута 1588 г., Кормчая книга, заключавшая в себе кодексы и законы греческих царей, постановления вселенских и поместных церковных соборов.

Текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения на специально созванный для этой цели Земский собор, приступивший к работе 1 (11) сентября 1648 г. Царь, Боярская дума и Освящённый собор заседали отдельно от выборных представителей сословий, которыми руководил князь Ю. А. Долгорукий. В процессе обсуждения проект документа подвергся существенной переработке, в результате чего в окончательном варианте появилось 82 новых статьи.

Разбитые на 25 глав 967 статей нового свода законов, в отличие от аналогичных документов предшествующего периода, содержали нормы не только процессуального, но и государственного, гражданского, административного и уголовного права. Уложение впервые определило статус главы государства, порядок государственной службы, виды государственных и уголовных преступлений. Наибольшее внимание было уделено вопросам судопроизводства.

Уложение окончательно утвердило в стране крепостное право, отменив «урочные лета» и объявив сыск беглых крестьян бессрочным. Устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьянина, а его имущество признавалось собственностью помещика.

Всё посадское население прикреплялось к посадам и переводилось в разряд податных сословий, но получало в качестве привилегии исключительное право на занятие торгово-промышленной деятельностью.

Уложение серьёзно ограничило права духовенства, которое, за исключением патриарха и его служащих, отныне подлежало суду на общих основаниях и не могло приобретать вотчины. Для управления прежними вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.

В интересах служилого дворянства документ уравнял поместья и вотчины, позволив помещикам владеть и распоряжаться выделенной за службу землёй.

Принятие Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Оно оставалось основным законом Российского государства вплоть до 1830 г.

Лит.: Маслов К. А. Соборное Уложение: материалы к семинару по истории государства и права России [Электронный ресурс] // Сайт студентов и выпускников Юридического факультета СПбГУ. 2001-2011. URL : http :// www . law — students . net / modules . php ? name = Content & pa = showpage & pid =333 ; Соборное уложение 1649 года. Л., 1987; Тихомиров М. Н., Епифанов П. П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961; То же [Электронный ресурс]. URL: http :// www . hist . msu . ru / ER / Etext /1649. htm .

См. также в Президентской библиотеке:

Международное право. Лебединец И.Н.

Международное право

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Читайте также  Командировочные за 1 день командировки в 2018

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Существует множество теорий, касающихся природы соотношения внутригосударственного и международного права. Приведем некоторые из них.

Дуалистическая и монистическая теории. Оба эти направления исходят из того, что существует общая сфера, в которой международно-правовые и национально-правовые нормы могут действовать одновременно в отношении одного и того же предмета и проблема заключается в том, какое же право должно при этом превалировать.

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным и внутригосударственным правом., которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Даже когда внутригосударственное право прямо предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо его части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Триппель, Струп, Оппенгейм).

Монизм представлен рядом юристов, теории которых существенным образом отличаются друг от друга. Так, в трудах английского ученого Лаутерпахта монизм принимает форму утверждения примата международного права даже во внутригосударственной сфере наряду с хорошо разработанной концепцией индивида как субъекта международного права. По этой теории внутригосударственному праву отводится весьма незначительная роль, международное же выступает как самый лучший регулятор «человеческих дел, а также логическое условие правового существования государств», а следовательно, и национальных правовых систем в сфере юридической компетенции государств.

По мысли же Кельзена, научной основой монизма является положение, согласно которому международное право и внутригосударственное право представляют собой часть одной и той же системы норм, сила и содержание которых логически вытекают из некой основной нормы.

Сторонники теории координации (Фицморис, Руссо) оспаривают дуалистическую и монистическую концепции, предполагающие общую сферу деятельности как у международного, так и внутригосударственного права. По их мнению, международное право есть право координации, не предусматривающее автоматической отмены внутренних норм, противоречащих обязательствам в международном плане.

Проведя сравнительный анализ систем международного права и внутригосударственного права, выявив особенности первой, можно сказать, что международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых самими субъектами и регулирующих отношения между государствами, нациями и народами, борющимися за свою независимость, международными организациями и государственно-подобными образованиями.

Система международного права представляет собой совокупность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов и норм международного права (договорных и обычных), институтов международного права. В различных сочетаниях вышеупомянутые элементы системы составляют отрасли международного права.

Ядром системы международного права являются основные п р и н -ц и п ы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. К ним относятся:

– запрещения применения силы и угрозы силой;

– мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;

– территориальной целостности государств;

– всеобщего и полного разоружения;

– уважения государственного суверенитета;

– невмешательства во внутренние дела государств;

– добросовестного выполнения международных обязательств;

– суверенного равенства государств;

– равенства и самоопределения народов и наций;

– уважения прав и основных свобод человека;

– защиты окружающей среды;

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются н о р м ы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

— по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права.

И м п е р а т и в н ы е нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, — это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

Такое положение зафиксировано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., которая гласит: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права… Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные(отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Д и с п о з и т и в н ы е — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

— по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г. содержит м н о г о с т о р о н — н и е нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987г. – д в у с т о р о н н и е.

— по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

У н и в е р с а л ь н ы е нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы международного права содержаться в Уставе ООН 1945г., Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949г. и др.

Л о к а л ь н ы е нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993г.) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

О т р а с л и международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.).

И н с т и т у т международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли.

Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

К межотраслевым институтам относятся институты, значительная часть международных норм которых входит в состав двух или нескольких отраслей (например, институт международно-правовой ответственности, институт правопреемства).

Нормы отраслевого института складываются в пределах отдельных отраслей, охватывая те или иные их подразделения ( так, например, в международном морском праве можно выделить группы норм, регулирующих правовой режим территориального моря, экономической зоны, континентального шельфа, правовой режим открытого моря и т.д.).

В единое целое элементы системы международного права объединяет предмет и метод правового регулирования.

П р е д м е т о м правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А м е т о д о м правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

Источники международного права можно определить как формы, в которых существуют нормы международного права, т.е. как результат процесса создания таких норм.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны. Юридическое равенство государств в процессе создания норм международного права означает, что большинство государств не вправе создавать нормы, обязательные для меньшинства, и пытаться навязать их другим государствам.

Результатом согласования воль государств является международный договор и международный обычай.

Международный д о г о в о р – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

Устные международные договоры на практике встречаются крайне редко и называются «джентельменскими соглашениями».

Международный договор может именоваться по-разному – соглашение, конвенция, пакт, акт, договор и т.д.

Международный договор состоит из преамбулы (определяет мотивы, цели договора), основной части (предмет договора, права и обязанности сторон, контрольный механизм) и заключительной части (порядок вступления договора в силу, срок его действия, порядок продления и т.д.). Договор может иметь приложения, конкретизирующие его основные положения и обладающие одинаковой юридической силой с текстом самого международного договора.

По числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние; по сфере действия – на универсальные, региональные и локальные; по вопросам присоединения – на открытые (к ним может присоединиться любое государство в порядке, предусмотренном в самом договоре) и закрытые (к такому договору можно присоединиться только с согласия его участников).

Международный о б ы ч а й – доказательство всеобщей практики государств, признанной в качестве правовой нормы. Такое определение международного обычая дается в ст.38 Статута Международного Суда ООН.

Всеобщая практика является первым этапом создания обычно-правовых норм. Всеобщая практика не обязательно означает практику всех государств. Нередко государства по тем или иным причинам не могут иметь практики по некоторым вопросам (например, государства, не имеющие выхода к морю).

В результате первого этапа согласования воль государств образуется обыкновение, т.е. правило поведения, которому обычно следует государство, но которое еще не является правовой нормой. Обыкновение – это общая практика, которая не отражает правового обязательства (примером в данном случае могут служить морские церемониалы).

Для того, чтобы стать нормой международного права, обыкновение должно пройти второй, заключительный этап, состоящий в согласовании воль государств относительно признания обыкновения в качестве правовой нормы.

Обыкновение становится нормой международного права только после того, как два или более государств признали его в этом качестве. Таким образом, обыкновение признается нормой международного права путем согласования воль государств.

При формировании обычной нормы элемент времени (в отличие от формирования обыкновения) не играет существенной роли. Обычная норма может складываться в течение длительного времени, а может образовываться достаточно быстро.

Обычно-правовые нормы чаще всего встречаются в праве внешних сношений (главу правительства одного государства встречает глава правительства другого государства) и морском праве (торговое судно одного государства приветствует военное судно другого государства первым путем приспускания флага до половины флагштока).

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

договорный процесс идет быстрее; согласование воль государств носит ярко выраженный характер;

договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

Эти аспекты слабее представлены в обычном процессе создания норм.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Литва

  • Новости
  • Мероприятия в ЗУ
  • Опровержения
  • Чрезвычайные ситуации или угрозы их возникновения
  • Публикации

— Как бы вы могли охарактеризовать итоги года в российско-литовских отношениях? Увеличился ли товарооборот? Можно ли выделить основные статьи экспорта/импорта?

— К сожалению, каких-то позитивных подвижек в наших двусторонних отношениях с Литвой в прошедшем году не произошло. Хотя на определенном этапе были, не скрою, надежды, когда состоялись выборы президента Литвы. Но, к сожалению, практика показала, что новое руководство этой страны пошло по пути, проторенному предшественницей — Далей Грибаускайте. Антироссийская линия не ослабилась, а даже в чем-то активизировалась, что мы с сожалением констатируем.

Читайте также  Как долго восстанавливается снилс при утере

У нас не работают никакие межгосударственные форматы общения, не работает межправительственная комиссия и другие механизмы взаимодействия. Не развивается договорно-правовая база. На эту тему можно говорить много, но пока никакого позитива мы не фиксируем. Хотя с нашей стороны такая готовность есть и будем ждать, когда наши партнеры будут настроены на продвижение вперед.

Что касается торгово-экономических отношений, то, несмотря на официальную линию Вильнюса на сворачивание всех контактов с Россией, торговля развивается как бы сама по себе. Мы остаемся до сих пор первым торговым партнером Литвы. В последние годы товарооборот увеличивался. В позапрошлом году увеличился на 40%. В 2019 году он снизился на 14%, по итогам года он достиг почти 4 миллиардов долларов. В общем, немало, но в 2011 году товарооборот, для сравнения, составлял 7 миллиардов долларов.

Что касается его сокращения в прошлом году, то это связано главным образом с уменьшением поставок российских минеральных продуктов, доля которых в нашем экспорте на литовском направлении составляет порядка 70%. Кстати, в числе наших энергоресурсов, поставляемых в Литву, одно из ключевых мест по-прежнему занимал природный газ, покрывающий половину всех потребностей страны. Из них 13% составил сжиженный природный газ. Скажу, что доля Литвы во внешнеторговом обороте России составила по итогам года 0,6%.

— Раз вы затронули тему СПГ, хотелось поинтересоваться, не планирует ли Литва в 2020 году увеличивать закупки российского сжиженного природного газа с заводов «Новатэка«? Существует ли вероятность, что на фоне призывов к отказу и критики подобных закупок Вильнюс откажется от импорта российского СПГ?

— Конечно, узнавать планы Литвы по закупкам СПГ лучше у литовской стороны, но мы обратили внимание, что на днях в Литве был обнародован отчет литовских спецслужб «Оценка угроз национальной безопасности 2020». В этом отчете в качестве одной из таких угроз фигурируют поставки СПГ «Новатэком», которые, как там говорится, являются частью игры России по установлению доминирующей позиции на региональном газовом рынке. Отфиксировали мы и то, что в тот же день на этот пассаж в отчете спецслужб отреагировал министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас, который сказал, что объемы поставляемого «Новатэком» газа невелики, поэтому критического влияния на безопасность Литвы в этой сфере не представляют. Он отметил, что за счет выбора поставщиков газа, в том числе «Новатэка», обеспечиваются конкурентные цены.

Отмечу, что в прошлом году Россия стала крупнейшим поставщиком СПГ в Европу. При этом мы прилагаем большие усилия для того, чтобы увеличить производство СПГ в нашей стране. Тема российского СПГ, на мой взгляд, еще будет представлять значительный интерес для Литвы.

— Как бы вы могли охарактеризовать доклад спецслужб Литвы про угрозу российского газа для энергобезопасности Литвы?

— Этот документ производит удручающее впечатление, напоминает скорее историю болезни. Из года в год его авторы с маниакальным упорством навешивают ярлык «угрозы национальной безопасности» на все, что связано и даже не связано с Россией или подразумевает ее.

Нельзя не заметить, что подготовленный спецслужбами труд считается в Литве установочным документом, с которым должны сверять свои действия не только госструктуры, но и общественные, неправительственные организации, в том числе которые состоят из выходцев из других государств. При несоблюдении норм и правил, прописанных департаментом государственной безопасности, в ход идут запугивания, аресты, задержания, расследования, публичное шельмование, в том числе и своих, литовских, граждан. Подобная «воспитательная» практика хорошо известна нам из недавнего прошлого.

— Есть и другие темы, которые литовская сторона использует. Например, экс-председатель Верховного совета Литвы Витаутас Ландсбергис назвал Калининградскую область России «аннексированной». Как бы вы прокомментировали подобные заявления?

— С учетом преклонного возраста и состояния здоровья Витаутаса Ландсбергиса, мы его заявления не комментируем. От себя хочу добавить, что, по последним опросам общественного мнения в Литве, его деятельность не удовлетворяет 61% жителей страны.

— А президент Литвы Гитанас Науседа ранее обвинил Россию в «усердном» стремлении «переписать историю» и в том, что соглашение между нацистской Германией и СССР привело «к последующей оккупации стран Балтии». Как бы вы прокомментировали такое заявление политика?

— Мы регулярно наблюдаем попытки со стороны представителей ряда государств, в том числе и Литвы, манипулировать историческими фактами, фальсифицировать историю, в первую очередь историю Второй мировой войны. Наша позиция известна и остается неизменной: в оценках причин ответственности за начало и итогов войны необходимо опираться на выводы и решения Нюрнбергского трибунала. Любые попытки подменить или размыть его заключения, оправдать или героизировать нацизм и его пособников, подсунуть извращенные трактовки аморальны и недопустимы.

Если же говорить о конкретике, я бы хотел отметить, что широко распространенное в странах Прибалтики утверждение об их «оккупации» Советским Союзом в 1940 году противоречит общепринятому в тот период определению этого правового термина. В соответствии с международно-правовой доктриной середины XX века под оккупацией принималось приобретение государством никем не заселенной территории, которая ранее не принадлежала какому-либо государству, путем установления над ней эффективного контроля с намерением распространить на нее суверенитет. Вот так это понималось. Кроме того, этот термин означал временное занятие в ходе вооруженного конфликта армией одного из государств территории другого. Поэтому для правовой оценки ситуации, которая сложилась в Прибалтике в 1930-х годах, термин «военная оккупация» не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не было состояния войны, не велось военных действий без объявления войны, а ввод войск осуществлялся с ясно выраженного согласия властей этих республик.

Кроме того, как мы знаем, в Латвии, Литве и Эстонии на протяжении всего периода их пребывания в составе СССР, за исключением времени оккупации Германией этой части территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, действовали национальные органы власти. Как известно, именно эти национальные органы власти республик в лице их Верховных Советов приняли в 1990 году решение, приведшее к их выходу из состава СССР. Все эти обстоятельства надо очень четко понимать.

— Хотелось бы затронуть тему других энергоносителей. Вы знаете, что Белоруссия рассматривает возможность закупок нефти в других странах. На ваш взгляд, возможно ли, что в случае отказа Минска от поставок российской нефти Вильнюс будет готов осуществлять в достаточном объеме транзит черного золота для Белоруссии через свои порты, например, в Клайпеде? Как к этому относится Россия?

— Мы относимся к этому спокойно. Белоруссия, как и любое суверенное государство, имеет полное право самостоятельно выбирать поставщиков энергоресурсов и любой другой продукции, руководствуясь собственными соображениями экономической целесообразности и оптимизации маршрутов поставок.

Россия, со своей стороны, также выбирает покупателей нефти, которые предлагают разные цены. Отмечу при этом, что главный здесь вопрос не порты и не то, по каким маршрутам будет транспортироваться черное золото, а главный вопрос в том, откуда брать эту нефть и по каким ценам.

— В мае будет отмечаться 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Какие мероприятия планирует посольство РФ в Литве в честь этого?

— У нас готовится целый комплекс мероприятий. Собственно говоря, 75 лет освобождения Литвы состоялось в прошлом году, а 28 января исполнилось 75 лет освобождения Клайпеды. Мы там были, очень торжественно и широко отметили эту дату.

Я вручил первые юбилейные награды. Вы знаете, что указом президента РФ появилась памятная медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Одним из центральных событий будет программа вручения живущим в Литве ветеранам войны и тем, кто приравнен к ним, этих наград. Таких людей здесь в Литве проживает 1250 человек. Так что можете представить, какая объемная, но интересная и трогательная предстоит нам работа в этом плане. Будем ездить по городам. Сейчас разрабатываем план поездок.

Будем встречаться с ветеранами, возлагать венки, беседовать, вспоминать пройденное, говорить о том, кто и как сегодня воспринимает Победу, выслушивать их в первую очередь. Так что событий будет много.

Мы, дипломаты, обычно в этом день выезжаем в 30 городов Литвы, где возлагаем цветы, встречаемся с ветеранами. Там, где есть желание местных властей в этом участвовать, мы всегда это приветствуем. Но, к сожалению, это единичные случаи.

Большие надежды возлагаем и мы, и ветераны на серию праздничных мероприятий, посвященных этой Великой Победе.

— Учитывая характер отношений Москвы и Вильнюса и политику Литвы по отношению к России, изъявляли ли литовские власти желание посетить памятные мероприятия в Москве 9 мая? Направляла ли российская сторона им приглашения?

— По моим данным, на данный момент приглашения не направлялись. Если хочется выяснить это более точно, нужно обратиться в администрацию президента России.

Мы обратили внимание на то, что посол Литвы в Москве в последние годы не участвует в параде Победы на Красной площади, объясняя это политическими соображениями, а участвует только в торжественных приемах по этому поводу.

— Есть достаточно позитивная тема в отношениях двух стран – туризм. Литва в прошлом году вошла в десятку предпочтений россиян как место для летнего отдыха, кроме этого, граждане Литвы являются одними из самых многочисленных туристов, посещающих Калининградскую область по электронным визам. Скажите, как в целом обстоят дела с туризмом между странами по итогам 2019 года? Что ожидать в 2020 году? Что можно сделать для роста туризма?

— Действительно, по литовским статистическим данным за девять месяцев прошлого года Россия занимала третье место среди стран, граждане которых посещали Литву в туристических целях – 147 тысяч. Я думаю, это вполне закономерно, поскольку Литва – страна с красивой природой, интересной историей, большим количеством культурных и культурно-исторических памятников, в том числе нашего совместного прошлого. Она всегда была притягательна для наших людей.

Хочу подчеркнуть, что мы выступали и будем выступать за то, чтобы люди наших стран общались как можно больше. Мы были бы готовы идти по пути упрощения визового режима и даже его отмены. Кстати, в этом направлении у нас были введены электронные визы. С момента их внедрения 1 июля 2019 года в Калининградской области ими воспользовались более 32 тысяч граждан Литвы из общего количества 77 тысяч иностранцев, въехавших в российский эксклав по данной упрощенной процедуре.

Затем, с 1 октября 2019 года распространили эту практику на Санкт-Петербург и Ленинградскую область, куда тоже в большом количестве поехали литовцы. А на днях эта практика еще распространилась и на Дальний Восток, куда граждане Литвы тоже могут поехать. Так что направление очень перспективное.

Как мы считаем, в целях активизации общения людей можно было бы подписать соглашение о местном приграничном передвижении, которое позволяет жителям сопредельных территорий пересекать границу без виз. Такое соглашение было подписано с Польшей, и в 2013 году на основании него состоялось шесть миллионов пересечений границы. Это очень большая цифра.

Так что наше предложение Литве о том, чтобы подписать такое соглашение, остается в силе.

В целом хочу сказать, что общение людей, живущих по обе стороны границы, будет несомненно способствовать большему взаимопониманию, доверию и, безусловно, позитивно повлияет на атмосферу двусторонних отношений, чего бы мы очень хотели.

— Как вы отмечаете День дипломата? Есть ли у вас особые традиции, связанные с ним?

— С Днем дипломата меня связывает все, потому что я работаю в системе дипломатической службы 47 лет. Можете себе представить, что это за срок. Я за эти годы все ступеньки прошел до посла включительно. Был и на других постах, был и директором департамента, и послом по особым поручениям. А сегодня являюсь уже послом в третьей по счету стране. Я прожил очень интересную дипломатическую жизнь. Я ей горжусь, горжусь тем, что стал дипломатом. Счастлив, что я на этом поприще. Надеюсь, что какую-то пользу я своей стране принес.

В моей семье дипломатическая служба имеет традиции. Мой дед Иван Дмитриевич Удальцов был одним из основателей МГИМО и был его первым ректором. Отец (Иван Иванович Удальцов – прим. ред.) часть жизни провел на дипломатической службе, был послом Советского Союза в Греции. С женой я в МИДе познакомился, теща в МИДе работала. Так что, можно сказать, я потомственный дипломат.